Дзю-до. Правила и снаряжение.Принципы и направления.Особенности

Истоки дзюдо

В 1882 году мастер боевых искусств Дзигоро Кано открыл в Токио свою первую школу. Это событие считают датой рождения дзюдо. Однако история национального японского единоборства началась за несколько столетий до рождения Дзигоро Кано.

Рождение японского дзю-дзюцу

XVI век – Японию раздирает гражданская война (период Сэнгоку). Феодалы делят власть. Самураи режут друг друга, в бесконечных рукопашных стычках. Война многому учит – и убивать, и выживать.

В 1532 году один из военачальников – Хисамори Такэноути, разработал систему рукопашного боя для ситуаций, когда оружие оказалось неэффективным. Набор приемов включал в себя техники защиты и нападения.

Основу защиты составляла бросковая техника. Техника нападения состояла из приемов обездвиживания и удушения. Дзю-дзюцу использовали, например, для бесшумного уничтожения охраны феодала.

Отличительная особенность дзю-дзюцу XVI века – отсутствие ударной техники. Причину объяснить просто – ударная техника неэффективна против доспехов. Кулаком или ногой железную пластину не пробьешь.

Ударная техника

XVII век – гражданская война закончилась. В Японии установлена сильная, централизованная власть (период Сегуната Токугава). Военные конфликты запрещены. Оружие и доспехи пришлось «повесить на гвоздь». Как самураю заработать на жизнь?

Многие самураи открыли свои школы. Мальчиков из богатых семей обучали военному искусству и приемам самообороны без оружия.

Японские мастера позаимствовали некоторые приемы из китайского ушу. В дзю-дзюцу включили ударную технику, но она имела свои особенности.

Японская философия целесообразности повлияла на выбор приемов. Количество ударов минимизировали. Все удары были направлены только в жизненно-важные точки тела.

Мирная жизнь повлияла на дальнейшее развитие боевых искусств. В это время сформировалось множество школ, где преподавали технику рукопашного боя против невооруженного противника.

Школа «Сердце ивы»

Дальнейшее развитие дзю-дзюцу история связала с именем Акияма Сиробэя Еситоки. В 1632 году врач из японского города Нагасаки открыл свою школу единоборств – «Ёсин-рю Дзюдзюцу». Техника борьбы, которую преподавали в школе Ёсин-рю, переводится, как – «Сердце ивы».

Однажды Акияма Сиробэй прогуливался по саду после сильного снегопада. Урок, который преподала природа, лег в основу техники «Ёсин-рю». Ветки больших деревьев не выдержали тяжести снега и сломались. А тонкие, гибкие ивы, сначала прогнулись под тяжестью силы, затем сбросили с себя снег и гордо выпрямились.

Вдохновленный увиденным, Акияма Сиробэй сформулировал основные принципы дзю-дзюцу. Эти принципы легли в основу всех японских единоборств – «Поддаться, чтобы победить. Слабый победит сильного, если сначала уступит натиску противника».

В школе «Сердце ивы» разработали более трёхсот техник, основанных на принципе «Дзю» – что в переводе означает «гибкость» или «мягкость». Основу школы Ёсин-рю составляли бросковые, болевые и удушающие приемы с использованием одежды противника.

Приемы, разработанные в школы Ёсин-рю, явились фундаментом для создания техники дзюдо.

Правила дзюдо

Кроме весовых категорий, в дзюдо существуют определенные возрастные группы:

  • Младший возраст – мальчики и девочки до 12 лет.
  • Средний возраст – юноши и девушки до 14 лет.
  • Кадеты – юноши и девушки до 17 лет.
  • Юниоры и юниорки – до 20 лет.
  • Молодёжь – до 23 лет.
  • Мужчины и женщины. Ветераны – после 30 лет.

Поединок в дзюдо начинается в положении стоя и по команде «ХАДЖИМЭ». Если нужно остановить поединок, то объявляется команда «МАТЭ». Об окончании поединка сигнализирует команда «СОРО-МАДЭ».

Для победы в поединке атакующий борец в стойке должен выполнить бросок соперника на спину, а в положении лежа – болевой или удушающий прием, либо удержание (30 сек.).

Оценки в дзюдо

«Иппон» – высшая оценка в дзюдо, означает чистую победу. «Иппон» дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист бросает противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, осуществляя контроль атакуемого дзюдоиста;
  • когда атакующий дзюдоист удерживает своего противника в положении удержания в течение 25 секунд;
  • когда атакуемый дзюдоист дважды или более раз похлопывает рукой или ногой или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь) в результате удержания, удушающего захвата или болевого приема атакующего спортсмена.

«Ваза-ари» – пол победы, дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист бросает противника, осуществляя контроль, и в броске частично отсутствует один из других трех элементов, необходимых для оценки «ИППОН»;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 20 секунд и более, но менее 25 секунд.

При получении второй оценки «ваза-ари» в течение одного поединка, арбитр спортсмена победителем с помощью команды «ваза-ари авасет иппон».

«Юко» – дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на бок;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 15 секунд и более, но менее 20 секунд.

«Кока» – дается за выполнение следующих технических действий:

  • атакующий дзюдоист, осуществляя контроль, бросает противника на одно плечо или бедро (бедра) или ягодицы;
  • атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания 10 секунд и более, но менее чем 15 секунд.

Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований дзюдо.

Оценки

Иппон, вадза-ари и юко — это три возможных результата, которые могут быть получены во время поединка. 

Иппон — это наивысшая оценка, приводящая к немедленной победе. Вадза-ари — второй по значимости результат, который означает, что противник был брошен вниз с большой силой или удерживался в течение 20 секунд. Юко — третий возможный результат, означает, что противник был брошен вниз с меньшей силой, чем вадза-ари, или удерживался менее 20 секунд. 

Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не получит иппон или пока не закончится время. Если по истечении времени ни один из бойцов не набрал иппон, то победителем объявляется боец, набравший наибольшее количество очков.

Джиу-джитсу: пояса и нормативы на них

Как и во всех боевых искусствах, в джиу-джитсу существуют степени мастерства. И как это принято в восточных единоборствах, выражаются они в цвете поясов. Итак, по порядку:

  • белый пояс – для его получения нужно знать основы этикета, специальную гимнастику, 10 раз отжиматься, 20 раз приседать и владеть несколькими элементарными приемами;
  • белый пояс с черной полосой – кроме тех же требований, что к белому поясу, нужно еще знать стойки, а также владеть простыми приемами из стойки и из положения на колене;
  • желтый пояс – для его получения уже нужны соревнования по джиу-джитсу, необходимо принять участие не менее чем в двух любого уровня, владеть техникой передвижения на коленях, защиты, подсечек и удержания;
  • оранжевый пояс – нужно одержать не менее четырех побед на любых соревнованиях, владеть техникой ударов и бросков;
  • зеленый пояс – требуется не менее четырех побед за последний год на любых соревнованиях, владеть дополнительными аспектами ударной техники, а также удушающими захватами и заломами;
  • синий пояс – для получения требуется не менее 4-х побед за последний год, плюс 1-2 место на соревнованиях не ниже уровня межклубных;
  • коричневый пояс – на официальных соревнованиях нужно занять с 1-го по 5-е место при этом, одержав не менее двух побед, а также выполнить целый ряд требований по технике и теории;
  • черный пояс – чтобы его получить, нужно занять с 1-го по 3-е место на официальных соревнованиях, одержав не менее 2-х побед, также уже нужно иметь инструкторскую подготовку и к этому времени вести обучающие занятия не менее двух лет;
  • красно-черный, красно-белый и красный пояс мастера – для того чтобы получить в джиу-джитсу пояса таких цветов, нужно проявить особые заслуги и внести существенный вклад в развитие единоборства.

Дзюдо: что это такое

На современном этапе развития боевого искусства создано множество комитетов и организаций, занимающимися агитацией, распространением и продвижением японского единоборства по всему миру. Дзюдо включено в Олимпийские игры, начиная с 1964 года. Соревнования по дзюдо проводятся в различных весовых категориях.

Фото 1. Состязания по дзюдо на летних Олимпийских играх, прошедших в Рио-де-Жанейро, Бразилии в 2016 году.

Существуют также и специальные поединки по дзюдо, где участниками могут стать спортсмены любой весовой категории, но в программу олимпиады подобные встречи не входят.

Справка! Долгие годы существования дзюдо обходилось без весовых категорий: считалось, что главное не сила, а владение тайной техникой. Распределять соревнующихся по весу стали после поражения японцев на четвёртом чемпионате мира.

Как выбрать секцию в своём городе

В некоторых городах, особенно крупных, функционируют по несколько школ карате. И при выборе конкретной секции родители обычно руководствуются следующими параметрами:

Стиль карате. Для некоторых родителей, особенно тех, кто хорошо разбирается в боевом искусстве, это имеет принципиальное значение. Мастерство тренера. Перед тем как отдавать своё чадо в секцию, маме и папе стоит лично познакомиться с тренером (сенсеем). Это необходимо, даже если ребёнок уже достаточно взрослый. Родители должны быть уверены, что их сын или дочь в надёжных руках, ведь тренировки с детьми отличаются от занятий со взрослыми. Тренер должен быть не только образцовым спортсменом с многочисленными достижениями, но и педагогом, психологом. Поэтому желательно навести о нём справки: имеет ли мастер лицензию, состоит ли в областной федерации (ведь иначе дети не смогут участвовать в соревнованиях). Нужно поинтересоваться успехами его учеников, побеседовать с родителями, чьи дети уже посещают секцию. Можно выбрать 2–3 клуба и посетить в каждом по занятию (обычно тренеры не препятствую этому)

Стоит обратить внимание, как сенсей объясняет технические приёмы (грамотно, доходчиво), как поддерживает дисциплину, как к нему относятся спортсмены, спросить мнение своего ребёнка об увиденном. Стоимость обучения

В каждой школе она отличается незначительно

Однако при подсчитывании затрат нужно помнить и о расстоянии от дома до секции: ведь ребёнка, возможно, придётся возить на автомобиле. Удалённость от дома. Это влияет не только на стоимость обучения. Если в начальных классах уроков ещё не очень много и ребёнок будет хорошо успевать на тренировки, то в последующие годы (когда уже будет по 6–7 уроков), удалённость секции играет большую роль. Помещение для занятий. Зал должен быть просторным, хорошо оборудованным (на полу обязательны мягкие маты)

Стоит также обратить внимание на раздевалку, наличие туалета

Пожалуй, самое важное при выборе секции — мастерство тренера

2 КЮ. Синий пояс

  1. НАГЭ-ВАДЗА. ТЕХНИКА БРОСКОВ
    Суми-гаэши Бросок через голову подсадом голенью с захватом туловища
    Тани-отоши Задняя подножка на пятке (седом)
    Ханэ-макикоми Подсад бедром и голенью изнутри в падении с захватом руки под плечо
    Сукуй-нагэ Обратный переворот с подсадом бедром
    Уцури-гоши Обратный бросок через бедро с подбивом сбоку
    О-гурума Бросок через ногу вперед скручиванием подвыставленную ногу
    Сото-макикоми Бросок через спину (бедро) вращением захватом руки под плечо
    Уки-отоши Бросок выведением из равновесия вперед
  2. КАТАМЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
    Удэ-хишиги-ваки-гатамэ Рычаг локтя внутрь захватом руки под мышку
    Удэ-хишиги-хара-гатамэ Рычаг локтя внутрь через живот
    Удэ-хишиги-хидза-гатамэ Рычаг локтя внутрь при помощи колена сверху
    Удэ-хишиги-удэ-гатамэ Рычаг локтя внутрь прижимая руку к ключице
    Удэ-хишиги-аши-гатамэ Рычаг локтя внутрь ногой
    Цуккоми-джимэ Удушение спереди двумя отворотами
    Кататэ-джимэ Удушение спереди предплечьем
    Санкаку-джимэ Удушение захватом головы и руки ногами
  3. Дополнительный материал
    НАГЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА БРОСКОВ

    Тэ-гурума Боковой переворот
    Оби-отоши Обратный переворот с подсадом с захватом пояса
    Даки-вакарэ Бросок через грудь вращением с обхватом туловища сзади
    Учи-макикоми Бросок через спину вращением с захватом руки на плечо («вертушка»)
    О-сото-макикоми Отхват в падении с захватом руки под плечо
    Харай-макикоми Подхват бедром в падении с захватом руки под плечо
    Учи-мата-макикоми Подхват изнутри в падении с захватом руки под плечо
    Хиккоми-гаэши Бросок через голову с подсадом голенью с захватом пояса сверху
    Тавара-гаэши Бросок через голову с обратным захватом туловища сверху

    КАТАМЭ-ВАДЗА – ТЕХНИКА СКОВЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

    Удэ-хишиги-санкаку-гатамэ Рычаг локтя захватом головы и руки ногами
    Уширо-ваки-гатамэ Обратный рычаг локтя внутрь
    Удэ-хишиги-джуджи-гатамэ Рычаг локтя захватом руки между ног (разрывы оборонительных захватов)

Суть данного вида спорта

Японская борьба развивает координацию, силу, выносливость, скорость. Дзюдо стало основой для многих других видов борьбы, например, самбо и джиу-джитсу. Данный вид борьбы отлично подходит для целей самообороны.

Спорт наполнен постоянными падениями. Дзюдоистам необходимо постоянно тренироваться, для того чтобы обезопасить себя и уменьшить уровень травматизма во время приземления. Правила построены таким образом, что участник битвы быстро переключается после броска на удушающие или болевые приёмы. Такая техника дзюдо даёт спортсмену ценные навыки самозащиты.

Важно! Цель борьбы заключается в достижении максимального результата с наименьшей тратой усилий. Дзигоро разработал комплекс упражнений, развивающих все группы мышц спортсмена, в отличие от других видов спорта, чтобы предотвратить физическую несбалансированность. Дзигоро разработал комплекс упражнений, развивающих все группы мышц спортсмена, в отличие от других видов спорта, чтобы предотвратить физическую несбалансированность

Дзигоро разработал комплекс упражнений, развивающих все группы мышц спортсмена, в отличие от других видов спорта, чтобы предотвратить физическую несбалансированность.

Цель такого образования, по задумкам основателя, сделать тело «сильным, здоровым и полезным».

Кроме физической силы, «мягкий путь» развивает и мыслительные способности спортсмена.

Дзюдоисты должны просчитывать каждый свой шаг и движения соперника: одержать победу в поединке дзюдо можно, поймав противника на малейшей его ошибке. Ум побеждает силу: если противостоящую энергию направить в правильное для себя русло и фатальное для соперника.

Айкидо и другие боевые искусства

 Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе

Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны

По своей сути их нельзя сравнивать.Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок. Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния

Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок. Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению

При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния

ДзюдоДзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» – «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить – дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СТЕПЕНИ

СтепеньСтупеньЦвет поясаРазряд ЕВСК
6 КЮ (рокукю)1 ученическаябелыйнет
5 КЮ (гокю)2 ученическаяжелтый2 юношеский
4 КЮ (енкю)3 ученическаяоранжевый1 юношеский
3 КЮ (санкю)4 ученическаязеленый3 разряд
2 КЮ (никю)5 ученическаясиний2 разряд
1 КЮ (иккю)6 ученическаякоричневый1 разряд
1 ДАН (седан)1 мастерскаячерныйКМС, МС
2 ДАН (нидан)2 мастерскаячерныйМС, МСМК
3 ДАН (сандан)3 мастерскаячерныйМС, МСМК
4 ДАН (ендан)4 мастерскаячерныйМСМК
5 ДАН (годан)5 мастерскаячерныйМСМК
6 ДАН (рокудан)6 мастерскаякрасно-белыйЗМС
7 ДАН (сичидан)7 мастерскаякрасно-белый 
8 ДАН (хачидан)8 мастерскаякрасно-белый 
9 ДАН (кудан)9 мастерскаякрасный 
10 ДАН (дзюдан)10 мастерскаякрасный 

Запрещенные приемы в Каратэ Годзю Рю

Статья 8. Запрещённое поведение.

Существуют ДВЕ категории запрещённого поведения: Категория 1 и Категория 2

Категория 1

Атаки с превышением контакта, в запрещённые области, с контактом горла Атаки рук, ног паха, суставов, подъема стопы Атаки лица открытой рукой Опасная или запрещённая бросковая техника, которая приводит к травме

Категория 2

Симулирование или преувеличение травмы. Повторяющиеся выходы за пределы площадки (ДЗЁГАЙ). Пренебрежение собственной защитой или опасное поведение, провоцирующее соперника на нанесений травмы (МУБОБИ) Уклонение от поединка с целью сохранения (удержания) определённого счёта (не дать провести сопернику оцениваемую технику). Необоснованный клинч, борьба, толчки или захваты без попытки проведения броска или техники. Техника, которая в принципе не может быть контролируемой и опасна для соперника, а также опасные и неконтролируемые атаки, независимо от того, достигли они цели или нет. Атаки головой коленями или локтями. Разговоры с соперником, насмешки над ним, раздражающие его замечания или неподчинение распоряжением Рефери, некорректное поведение по отношению к официальным лицам или другие нарушения этикета.

Пояснение:

1. Традиционная техника каратэ, выполненная в полную силу, может привести к серьёзным травмам и даже смерти. Соревнования по каратэ –спорт, поэтому некоторые из наиболее опасных приёмов запрещены, и все действия должны быть контролируемыми. Тренированный каратэка может выдержать достаточно сильный удар в область мышц, но лицо, пах и суставы не защищены мышцами и подвержены травмам. Поэтому вся техника, приведшая к травме, должна бать наказана, если эта травма не вызвана действиями самого пострадавшего. Спортсмены должны демонстрировать технику с контролем и хорошей формой. Если этого нет, то должно следовать предупреждение или наказание.

см. так же рубрику:

История возникновения и развития дзюдо

По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к современным боевым искусствам. Борьба дзюдо была создана профессором Дзигоро Кано. В 1882 году Кано открыл в Токио первую школу дзюдо «Кодокан». Через год им была создана система разрядов, а в 1887 году была окончательно сформирована техника дзюдо. Первый чемпионат мирового уровня прошел в Токио 1956 году, после чего соревнования такого масштаба стали проводится регулярно и не только в Японии.

На протяжении долгих лет в дзюдо не существовало весовых категорий. Как считали сами японцы, главное – это не сила, а искусство владения тайной техникой. Но после поражения японцев на четвертом чемпионате мира правила были изменены и появились весовые категории. Начиная с 1964 году дзюдо, было внесено в программу Олимпийских игр.

В 1980 году был проведён первый чемпионат мира среди женщин, а в 1992 году соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр в Барселоне.

С 2005 года Европейский союз дзюдо стал проводить соревнования по ката. В 2008 году в Париже Международная федерация дзюдо провела первый чемпионат мира по ката.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий