Иайдо – искусство мгновенного удара катаной
Иайдо
Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.
Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.
Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.
иайдо
Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо. На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.
В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.
Новая аттестационная модель
В 2022 году на территории всей России применяется единая модель аттестации педработников. Ранее механизм оценки утверждался регионами, поэтому в разных субъектах РФ правила могли существенно различаться.
В 2022 году используется только один формат оценивания. Этот формат основывается на Единых федеральных оценочных материалах. ЕФОМ включает три позиции, а именно:
- экзамен по профильной дисциплине;
- план-конспект урока, видеозапись занятия для оценки уровня коммуникации учителя и учеников;
- эссе, в котором представлено решение нестандартных задач, возникающих перед педагогом.
Среди других важных изменений – обязанность прохождения национального квалификационного теста. НКТ на 70% состоит из вопросов по профильному предмету педагога, остальные 30% — это вопросы на общие темы по педагогике и психологии обучения.
Кроме этого, в 2022 году педработники получили возможность «перескакивать» через категорию и досрочно выходить на аттестацию при наличии на то соответствующих оснований.
Какие критерии для получения категории есть сейчас
Критерии для получения квалификационной категории На их основании аттестационные комиссии в регионах определяют из каких пунктов должно состоять портфолио педагога и какие баллы педагог может получить за каждый пункт. Критерии в приказе составлены достаточно пространно, но по ним можно догадаться, чего должен добиться педагог для получения категории.
Чтобы получить первую квалификационную категорию педагога, нужно:
Показать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Как это можно сделать. В каждой образовательной организации ведется мониторинг успеваемости, и администрация может выдать педагогу данные или составить справку. В справке будут указаны результаты учащихся — в школе это будут оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы. Сложнее всего педагогам в детских садах, но они также проводят с детьми диагностику умственных, социальных и творческих способностей и показывают их результаты.
Показать результаты итоговой государственной аттестации. Этот пункт касается только школ, ведь в дополнительном образовании не проводят ОГЭ и ЕГЭ. С этим пунктом справляются не все учителя, ведь далеко не по всем предметам сдают экзамены. Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается.
Выявлять развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые он проводит с учащимися, и других формах диагностики способностей.
Повышать качество образования, совершенствовать методы обучения и воспитания, транслировать в педагогических коллективах педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений. Педагог должен заниматься методической деятельностью и предоставить комиссии ее результаты. Он волен выбирать, как это будет делать: можно быть председателем методобъединения, проводить ежеквартальные семинары для педагогов своего города, вести блог или выпускать раз в год методичку.
Если хочется получить высшую категорию, то нужно к предыдущим пунктам добавить:
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Чем выше уровень конкурса, тем лучше. Если ваши ученики побеждают только в районных конкурсах, комиссия может засомневаться в значимости достижений.
Продуктивно использовать новые образовательные технологии и транслировать эту деятельность. То есть недостаточно проводить профессиональные конкурсы для учеников, нужно подключать методы, например, выкладывать результаты на ютуб и призывать друзей учеников голосовать за них
Также важно делиться этими наработками с коллегами и лучше сразу на федеральном уровне. Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы
Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором.
Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы. Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором.
От школьников до полицейских
В Японии кэндо — это часть жизни. Занимаются им очень многие: нет школы или университета без секции «пути меча». Правда, отношение к кэндока (занимающимся кэндо) своеобразное. В аниме они чаще всего показаны как грубоватые и не самые умные (за одно занятие кэндо боец получает несколько сотен чувствительных ударов по шлему и голове). Да и из-за пота, впитывающегося в одежду и доспехи, духан стоит как в лыжной секции, а то и хуже.
В Японии множество учёных изучают, как искусство фехтования отражается на здоровье занимающихся, — и вроде как от ударов синаем способность думать не страдает. Хотя со стороны выглядит всё это не очень приятно.
Почти все работники японской полиции в свободное время шлифуют своё владение мечом. Считается, что занятие кэндо развивает реакцию и умение действовать, когда счёт идёт на десятые, а то и сотые доли секунд.
Кстати, большинство победителей чемпионатов мира и Японии по кэндо — как раз японские полицейские.
Федерации
Федераций отдельно для иайдо не существует, потому что часто иайдо считается субдисциплиной кэндо – японского фехтования на мечах.
Международная федерация кэндо (FIK)
Международная федерация кэндо проводит не только соревнования (она организует крупнейший турнир по кэндо – Всемирный турнир кэндо (WKC)), но также и образовательные мероприятия – различные семинары и лекции о кэндо и иайдо.
МФК была основана в 1970 году. В ней собраны все региональные федерации кэндо. Изначально в ее состав вошли 17 стран, а к сентябрю 2021 года это число увеличилось до 59-ти, в том числе участником МФК стала Россия.
Всеяпонская федерация кэндо
Всеяпонская федерация кэндо проводит самые разные соревнования по иайдо. Она же проводит аттестацию на кю и дан. Всеяпонская федерация кэндо была основана в 1952 году, а в 1969 году она разработала и представила «стандартное иайдо», которому сегодня обучаются тысячи любителей и профессионалов по всему миру. На сайте федерации можно найти информацию о соревнованиях и аттестациях, а также получить информацию о собственном экзамене и ранге. Сайт доступен на японском и английском языках.
Российская федерация кэндо
Российская федерация кэндо проводит соревнования по кэндо и иайдо. Организация была основана в 1989 году, и в этом же году вступила в состав Международной федерации кэндо. На веб-сайте федерации публикуются новости и анонсы предстоящих мероприятий. Также Федерация проводит экзамены на ранги данъи по кэндо, дзёдо и иайдо. Вся информация о мероприятиях публикуется на официальном сайте, доступном только на русском языке.
Технический дневник ученика Катори Синто-рю
Рисуя ветку — надо слышать как свистит ветер. Тин Нун Единственный способ что-то узнать — это что-то делать.Джордж Бернард Шоу Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.Михаил Васильевич Ломоносов |
Для кого-то Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю
— школа смерти, для кого-то — школа жизни. Мы учимся владению мечом, чтобы знать как его применять, но главным искусством является нейтрализация возможных конфликтов. В нашу школу не приходят не умные, школу покидают недобрые. Кому нравится заниматься фехтованием японским мечом и владению холодным оружием для души — добро пожаловать на эту страницу, где стараюсь помещать всю необходимую и интересную информацию по будзюцу. Я — только ученик Катори, пытаюсь что-то узнать у учителей и что-то понять сам.
Сначала я был фанатом нашей школы, потом — ее критиком, сейчас понял мудрость методики Катори
, которая открывает истину не сразу и не всем. Теперь постепенно перехожу от форм к бесформенному, в чем помогло знакомство с другими школами будзюцу.
Здесь помещены некоторые главы моей книги «Путь меча»
(HTML), которая, по существу, представляет собой технический дневник ученика Катори Синто-рю в додзё С.В.Лукъянова. В ней описаны принципы, база, ката (описания ката здесь не размещены), психотехники, много полезных сведений. Изложены также собственные мысли о методиках тренировок, работе мечом, бусидо.
Также может быть полезен собственный обзор по истории стилей рукопашного боя, и методикам тренировок Путь руки (HTML). Имеется Zip-архив.
Часть 2. Техники открытого раздела (Омотэ)
На технические главы в частях 2 (омотэ
), 3 (гогё ), 4 (гокуи ) наложен мораторий. Ниже представлены только названия этих глав по описываемым в них техникам.
- Гл. 1. Методика тренировок.
- Гл. 2. Ритуалы в Катори-рю, айкидо, кэндо, корю будзюцу
- Гл. 3. Основные замечания по технике
- Гл. 4. Кэн-дзюцу (техника боя мечом)
- Гл. 5. Сувари иай-дзюцу (техника извлечения с ударом сидя)
- Гл. 6. Тати-иай батто-дзюцу (извлечение с ударом на ходу)
- Гл. 7. Бо-дзюцу (техника боя шестом)
- Гл. 8. Нагината-дзюцу (техника боя алебардой)
- Гл. 9. Со-дзюцу (техника копья)
- Гл. 10. Сюрикэн-дзюцу (техника метания лезвий)
Часть 5. Личные рассуждения по технике фехтования японским мечом
- Гл. 1. Дневник новичка школы Катори
- Гл. 2. Наблюдения при занятиях боевыми искусствми
- Гл. 3. Ментальные техники фехтования мечом
- Гл. 4. Анализ базовой техники Катори
- Гл. 5. Расширенные методики преподавания Катори
- Гл. 6. Обзор и анализ стратегий фехтования
Часть 6. О школах фехтования и кобудо (корю будзюцу)
В школе Дзюгэн-рю
коронный удар — разоубание противника снизу наискось от поясницы до ключицы . Для его отработки ученики в течение 3 лет делают каждый день 13000 ударов бокеном о сосну (8000 утром и 5000 вечером, или наоборот). Посчитал — получается 14 235 000 ударов! Значит, чтобы делать движение мастерски — его надо сделать несколько миллионов раз! Вот на чем основана традиционная восточная тренировка. Выполнение ката много тысяч, десятков и сотен тысяч раз.
- Гл. 1. Ветви Катори и техники Катори в Айкибудо
- Гл. 2. Другие старинные школы японских БИ (корю будзюцу)
- Гл. 3. Кэн-до
- Гл. 4. Иай-до
- Гл. 5. Дзё-до (джодо)
Часть 7. Советы и мнения мастеров будо
Чтобы набираться духа — почитайте составленный мной сборник афоризмов и советов мастеров будо Сущность бусидо (HTML). Можете также скачать Zip-архив.
Интервью в новороссийские газеты о занятиях кендзюцу
- Если меч свистит — значит удар правильный. Газета “Новороссийская Республика”, № 56 (155) от 22.05.2003, с. 7. Скачать — Zip 15 K (Word RTF 75 K)
- Маши мечом, долго проживёшь! Газета “Новороссийский Рабочий”, № 4 (21928) от 10.01.2004, с. 8. (См. статью в формате PDF.)
МКТА – МСБИ 24 – 25 октября 2015 г. Москва
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (МСБИ) и ЦИБИ «ДАМО» проводят семинар и аттестацию по традиционной технике дзю-дзюцу (джиу-джитсу), кобудо. Всем участникам семинара с собой иметь дзё.
Заявка на аттестацию рассматривается в индивидуальном порядке до 24 сентября 2015.
При подаче заявки на аттестацию после 24 сентября Целевой членский взнос увеличивается на 30 % на каждого участника.
Семинар проводят:
Президент МСБИ Линдер И.Б., Сокэ/мастер-наставник 10 дан;
Кревс Д.Б. – Ханши/мастер-наставник 8 дан.
Регламент мероприятия:24 октября (суббота)
с 10:00 – 15:00 – семинар;
15:00 – 18:00 – аттестация по дзюдзюцу, иайдзюцу, кобудзюцу.
25 октября (воскресенье)
с 10:00 – 15:00 – семинар
Регистрация участников семинара и аттестации
24 – 25 октября с 8:30 до 9:30.
Уважаемые коллеги обратите внимание, что информация по условиям участияв СЕМИНАРЕ и АТТЕСТАЦИИ размещена отдельными блоками. СЕМИНАР:
СЕМИНАР:
При подаче заявки на участие в семинаре после 23 октября Целевой членский взнос увеличивается на 30 % на каждого участника.
Форма заявки на семинар – Приложение №7
Заявки принимаются ТОЛЬКО ПО СТРОГО УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЕ.
На регистрацию в день проведения семинараучастникам предоставить Будо-паспорта (по желанию). Для участников, не имеющих будо-паспортов, возможно оформление их на месте. Для оформления будо-паспорта необходимо представить 2 фото 4х5 см. или 5х6 см. и заранее заполненную анкету см. Приложение № 1
Участники семинара:
К участию допускаются все категории занимающихся боевыми искусствами старше 15 лет.
Экипировка для семинара:Кимоно. Обязательно сменная обувь – шлепанцы.
Оружие на семинар
Всем участникам семинар с собой иметь дзё (длина дзё от 120 – 130 см, в зависимости от роста человека)
Целевой членский взнос на семинар:
2000 руб. – за 2 дня для каждого участника семинара
1500 руб. – за 1 день для каждого участника семинара
Командам федераций и клубов участвующих в семинаре в составе 6 и более человек предоставляются скидки по членским взносам за участие в мероприятии.
При подаче заявки на участие в семинаре после 23 октября Целевой членский взнос увеличивается на 30 % на каждого участника.
АТТЕСТАЦИЯ:
Планирующим аттестацию обязательно подать заявку до 23 сентября, для согласования программы и всех вопросов аттестации. При подаче заявки на аттестацию после 23 сентября Целевой членский взнос увеличивается на 30 % на каждого участника. При подаче заявки после 23 сентября сертификат выдается после семинара. Дата выдачи зависит от получения сертификата из Японии.
С требованиями к аттестации по дзю-дзюцу (джиу-джитсу), кобудо можно ознакомиться в Приложении № 4
Форма заявления на аттестацию –Приложение № 8
Участники аттестации: К участию в аттестации допускаются все категории, подавшие предварительные заявки до 23 сентября 2015 г.Подавшие заявку после 23 сентября допускаются на аттестацию после согласования с руководством.
Целевой членский взнос за аттестацию оговаривается при предварительной подаче заявки.
Проезд, проживание и питание участникам семинара и аттестации оплачивает командирующая организация или сам участник мероприятия.
Место проведения семинара:
г. Москва, ЦИБИ «ДАМО» на территории ВВЦ (ВДНХ) – павильон №53.
Координатор программ МСБИ:
Сайты МСБИ, МКТА:imau.ictta.ru; www.mjer-iaijutsu.ru; www.iaijitsu.ru; www.vipclub-iaido.ru; www.ictta.ru
Мечи были очень тяжёлыми
Меч «Убийца драконов». Иллюстрация: манга «Берсерк» Иногда такое утверждают даже вроде бы образованные люди. К примеру, один академик на телеканале The History Channel заявил What did Historical Swords Weigh? , что мечи XIV века весили по 40 фунтов, то есть 18 кг. Наверное, нужно быть настоящим богатырём, чтобы махать такой штангой?
На самом деле нет. Большинство длинных или полуторных мечей в коллекции Собрания Уоллеса в Лондоне весят What did Historical Swords Weigh? менее 1,5 кг. Средний вес мечей в период с X по XV век составлял 1,3 кг, в XVI веке он уменьшился до 0,9 кг. Даже огромные двуручные мечи, например цвайхендеры длиной в рост человека, имели массу не больше 3 кг.
Книги о иайдо
О иайдо написано не очень много. Особенно сложно найти источники не на японском языке, еще труднее – издания, переведенные на русский. Однако есть несколько достойных литературных трудов, посвященных этому боевому искусству, которые к тому же можно найти в свободном доступе в Интернете.
Кири Мицумоно, «Победа над собой, или назидания в искусстве иайдзюцу»
Книга рассматривает иайдо комплексно, с разных сторон. Большая её часть посвящена сравнению и описанию разных направлений иай. Однако автор не забывает о философской части иайдо. Основная задача книги – познакомить читателей с главной идеей искусства иай – предугадать намерения оппонента и нанести удар в нужное время.
Никлаус Суино, «Искусство японских мастеров меча (иайдо)»
Это больше прикладная книга-путеводитель в мир иайдо эйсин-рю. В пособии подробно описываются все базовые техники иайдо. Пошаговые объяснения и наглядные иллюстрации станут подспорьем на нелегком пути освоения искусства иай. Кроме того, читатели узнают больше об истории и этической стороне искусства, подробнее познакомятся с необходимым снаряжением, прикоснутся к кодексу чести самураев.
Уволить: кого можно, а кого нельзя?
Если сотрудник не прошел аттестацию, и работодатель решил его уволить, то расторжение трудового договора производится на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса России (по инициативе работодателя). Для этого работодатель издает приказ о расторжении трудового кодекса. В основании указывается ссылка на решение по результатам проведенной аттестации.
После этого работодатель обязан предложить сотруднику, непрошедшему аттестацию, другие вакантные должности в той же местности, где он трудиться сейчас. Причем, данные вакансии могут быть менее оплачиваемые или нижестоящие. Такое предложение оформляется в письменной форме с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись. В предложении необходимо указать крайний срок ответа работника.
Если сотрудник соглашается на перевод, то руководитель издает приказ о переводе на другую должность. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.
Если работник не согласен на перевод, то работодатель по ранее вынесенному приказу об увольнении, расторгает трудовой договор. После этого работнику на руки выдаются трудовая книжка и окончательный расчет (выплата заработной платы, компенсаций и компенсации за неотгуленный отпуск при их наличии).
Но не всех сотрудников можно уволить по данному основанию. Трудовой кодекс запрещает расторгать трудовой договор по инициативе работодателя с:
- беременной сотрудницей;
- женщиной с ребенком, возраст которого менее 3 лет;
Если при увольнении сотрудница еще не знала, что беременна, то при получении такой справки, работодатель обязан восстановить ее в должности.
- одинокую мать, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет (до 18 лет, если ребенок-инвалид);
Не стоит путь мать-одиночку с женщиной, которая находится в разводе. Это разные категории сотрудниц!
- отца, опекуна или попечителя, который воспитывает ребенка (до 14 лет) без матери;
- сотрудника, если он является единственным кормильцем в семье с ребенком до 3 лет или в многодетной семье (более 3 детей в возрасте до 14 лет);
- работника, находящегося в отпуске, на больничном или в забастовке;
- членов профсоюза;
- несовершеннолетних сотрудников.
Если работника нельзя уволить, то можно поступить следующим образом:
- направить на профобучение;
- понизить в должности.
Если руководитель принял решение о назначении переаттестации по результатам профобучения, то он издает соответствующее распоряжение. Сотрудник может быть направлен на курсы повышения квалификации или некоторое время выполнять свои трудовые обязанности под руководством наставника. После окончания срока профобучения, указанного в распоряжении руководителя, специалисту назначается повторная аттестация.
Процедура переаттестации сотрудника может проводиться в усеченном формате. То есть аттестационная комиссия будет проверять знания только в той области, из-за которой сотрудник был направлен на профобучение.
При условии, что на предприятии установлены категории специалистов, то сотрудник может быть понижен в категории. Запись в трудовую книжку делать не надо, если в трудовом договоре и трудовой книжке указывается должность сотрудника без указания категории.
Аналогичная ситуация касается и дополнительного соглашения к трудовому договору. Если в договоре не прописан размер премии, а просто указана ссылка на локальный нормативный акт, в котором прописаны размеры премий в зависимости от категории специалистов, то допсоглашение не заключается.
Техники сэйтей-гата
Поскольку иайдо практикуется с оружием, оно почти полностью практикуется с использованием одиночных форм или ката выполняется против одного или нескольких воображаемых противников. В некоторых школах иайдо существуют ката для нескольких человек; следовательно, иайдока обычно используют боккен для такой практики ката. Иайдо включает соревнования в форме ката но не использует никаких спаррингов. Из-за этого небоевого аспекта и упора иайдо на точное, контролируемое, плавное движение, его иногда называют “движением”. Дзен.” Большинство стилей и школ не практикуются тамэсигири, техника резки.
Часть иайдо – это нукицукэ. Это быстрое извлечение меча, которое достигается одновременным извлечением меча из Saya а также перемещение Saya обратно в Сая-бики.
Кэндзюцу
Кэндзюцу – древнее японское боевое искусство владения мечом. В переводе с японского означает — «искусство меча» (剣術,). Кэндзюцу отличается от Кендо, делающего упор на совершенствование духа через практику боевого искусства, тем, что в Кэндзюцу главная роль отводится технике (искусству) боя – «Дзюцу».
Кэндзюцу возникло более 1200 лет назад в древней Японии в период выделения воинских кланов в японском обществе. Тренировки Кэндзюцу проходят с применением деревянных мечей – боккэнов, а наиболее распространенным способом изучения движений являются Ката – комплексы формальных упражнений.
Для Кэндзюцу характерны стили фехтования с длинным мечом, коротким мечом, а также двумя мечами. Одним из первых мастеров практиковавших фехтование двумя мечами был великий Мусаси Миямото, автор философского трактата «Книга пяти колец».
Основой техники боевого искусства является работа с мечом, уже вынутым из ножен, чем обусловлена жесткая и агрессивная техника стиля, направленная на демонстрацию силы и психологическое подавление противника.
В древности боевое искусство предполагало использование доспех, в связи с чем, техника формироваться таким образом, чтобы в процессе боя находить уязвимые места в доспехах, так называемые «щели», и наносить по ним удары.
К концу 15 — началу 16 веков в Японии существовало достаточно большое количество школ Кендзюцу, которые отличались приемами и базовыми стойками. Однако основных приемов в каждой школе было не более 15, что, по общему мнению, было вполне достаточным для победы в любом поединке.
В Книге пяти колец Мусаси Миямото пишет о Пяти положениях меча и Пять подходах, необходимых для овладения стратегией победы, с помощью которых можно побеждать противника, разгадывая его намерения. Пять положений меча, по словам Мусаси Миямото таковы: верхнее, среднее, нижнее, правостороннее, левостороннее.
Пять подходов, описанные Мусаси Миямото это:
Этот метод очень важен для правильного понимания Пути длинного меча. Если вы пользуетесь этим методом, значит, вы можете свободно обращаться с тяжелым длинным мечом.
Мусаси Миямото также говорит о невозможности детального описания пяти подходов и указывает главные условия практики:
Снаряжение
В иайдо снаряжение не очень разнообразно. В первую очередь это связано с тем, что это искусство владения мечом, и для занятий требуется лишь специальный тренировочный меч. Он делается из сплава металлов и не может быть заточен, благодаря чему вероятность травм на тренировках снижается. Такой меч называется «Иайто». Он изготавливается из сплава алюминия и цинка. Иногда его называют «Могито».
Другим важным аспектом является форма, в которой следует заниматься иайдо. Иайдо упражняются в почти стандартной форме для занятий японскими боевыми искусствами:
- уваги (с японского – пиджак) – плотная куртка, в которой обычно занимаются боевыми искусствами.
- хакама (с японского – штаны) – широкие штаны, в которых обычно представляются японцы.
- оби (с японского – пояс) – не очень широкий пояс, которым подпоясывается уваги.
Заметим, что форма для иайдо отличается от формы для дзёдо только штанами – они широкие и просторные. Иногда на тренировках позволяют носить любую одежду, однако все же рекомендуется приобрести специально приспособленные вещи, если планируется серьезное обучение – для соревнований требуется определенная форма.
История
Иайдо началось в середине 1500-х годов. Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу (1542 – 1621) широко известен как организатор Иайдо. Было много различных Корю (обычных школ), но лишь некоторые из них практикуются до сих пор. Практически каждый из них дополнительно концентрируется на более опытных школах, созданных в 16-17 веках, точно так же, как Мусо-Шиндэн-рю, Хоки-рю, Мусо-Дзикиден-Эйсин-рю, Синто-Мунэн-рю, Тамия- рю, Ягю-Синкаге-рю, Мугай-рю, Сэкигучи-рю и так далее.
После краха японской феодальной системы в 1868 году основатели современных дисциплин позаимствовали теорию и практику классических дисциплин, как они изучали или практиковали. Основание в 1895 г. Дай Ниппон Бутоку Кай (DNBK) 大 日本 武 徳 会 (букв. «Великое Японское общество боевых добродетелей») в Киото, Япония. также был важным вкладом в развитие современного японского фехтования. В 1932 году DNBK официально утвердил и признал японскую дисциплину, иайдо; в этом году был впервые семестр иайдо появился в Япония. После этой инициативы современные формы фехтования организованы в нескольких организациях иайдо. Во время послевоенной оккупации Японии Дай Ниппон Бутоку Кай и его филиалы были распущены Союзники Второй мировой войны в период 1945–1950 гг. Однако в 1950 г. Дай Ниппон Бутоку Кай был восстановлен, и снова началась практика японских боевых дисциплин.
Дзен Ниппон Иайдо Ренмей, Всеяпонская федерация иайдо (全 日本 居 合 道 連 盟, Zen Nippon Iaido Renmei) (ЗНИР) была основана в 1948 году.
В 1952 году Кокусай Будоин, Международная федерация боевых искусств (国際 武 道 院 ・ 国際 武 道 連 盟, Кокусай Будоин Кокусай Будо Ренмэй) (IMAF) была основана в Токио, Япония. IMAF – японская организация, продвигающая международные Будо, и имеет семь подразделений, представляющих различные японские боевые искусства, включая иайдо.
Также в 1952 г. Всеяпонская федерация кендо (ЗНКР).
С образованием различных организаций, курирующих боевые искусства, возникла проблема общности. Поскольку члены организации были набраны из разных слоев общества и имели опыт практики в разных школах иайдо, возникла потребность в общем наборе ката, который был бы известен всем членам организации и который можно было бы использовать для справедливой оценки. мастерство практикующего. Две крупнейшие японские организации, Всеяпонская федерация кендо (ZNKR) и Всеяпонская федерация иайдо (ZNIR), каждая из которых создала свой собственный репрезентативный набор ката для этой цели.
Японская девушка практикует иайдо со студентом, сделанным на заказ катана или же iaitō. В современной Японии иайдо считается одним из традиционных боевых искусств, и им могут заниматься представители любого пола.
Обучение иайдо
В процессе обучения ученик познаёт самые разные приемы удара мечом. Такие приемы называются «Ката», что переводится «форма». Ката всегда начинается с извлечения меча из ножен и заканчивается возвратом его в ножны. Именно к изучению ката во многом сводится процесс тренировки в иайдо.
На начальном уровне изучаются самые базовые движения, которые называются «Кихон»:
- «Нукицукэ» (режущий удар одной рукой);
- «Кириотоси» (вертикальный удар);
- «Тибури» («стряхивание крови»);
- «Ното» (возвращение меча в ножны).
Одновременно с изучением кихон тренирующиеся начинают отрабатывать первые ката, в которые входят все базовые движения, что позволяет отрабатывать ошибки и задействует все необходимые группы мышц. С повышением уровня фокус смещается с отрабатывания кихон к изучению ката, а базовые действия отрабатываются в их составе.
Обязательная аттестация педагогов: что говорит закон
Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:
- она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
- проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
- аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
- аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
- порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).
А вообще сама система аттестации нужна, чтобы стимулировать учителей непрерывно повышать уровень своей квалификации и расти профессионально, делать труд педагогов более эффективным и качественным, использовать все потенциальные возможности педагога, выполнять требования ФГОС, а еще – аттестация влияет на то, какую зарплату будет получать педагог (доплаты за категории).
Однако существующая система аттестации вызывала критику со стороны педагогического сообщества. И ей на смену пришла новая система.
Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников
- Изучите задания прошедших олимпиад. Ознакомьтесь с требованиями, научитесь видеть логику олимпиадных заданий.
- Готовьтесь к конкретным этапам. Если вам предстоит региональный, не замахивайтесь на задания заключительного. Бывают случаи, когда школьник с лёгкостью решает задачи из финала, но не может пройти муниципальный этап.
- Участвуйте в других олимпиадах. Они помогут потренироваться и приобрести опыт.
- Составьте план подготовки. Равномерно распределите нагрузку, распишите всё по неделям и дням — над какой темой вы будете работать, сколько часов потратите на её изучение или повторение, а также на решение. Обязательно учитывайте, сколько времени остаётся на учёбу, увлечения и отдых.
- Используйте специализированные источники для подготовки. На олимпиадных курсах «Фоксфорда» ребята углубляют знания по выбранным предметам и учатся решать конкурсные задачки. Многие курсы ведут победители Всеросса, а также члены жюри олимпиад.
Хотите поучаствовать во Всероссе или другой школьной олимпиаде? Изучите также вот эти статьи.
- Как готовиться к олимпиадам по истории, обществознанию и праву →
- Как готовиться к олимпиадам по физике →
- Как готовиться к олимпиадам по математике →
- Как готовиться к олимпиадам по русскому языку →