Игра Го. Правила и инвентарь. Особенности и история

Компьютеры играют в игры[править]

То ли повсеместно снижается интеллектуальный уровень, то ли интеллектуальные развлечения отходят на второй план, но такая ранее популярная игра, как шахматы, теряет былое признание. Это можно связать ещё с тем, что для подавляющего большинства игроков в качестве противника будет более чем достаточно обыкновенного персонального компьютера.

Уж если великий Гарри Каспаров не устоял перед Deep Blue, что же говорить о простых смертных? К чему стремиться, если компьютер заведомо быстрее и умнее самого великого игрока?

Известно, что машины ездят быстрее человека, но люди по прежнему продолжают соревноваться в беге. То же самое можно было бы сказать и про игры. Но это было бы не совсем верно. Среди великого множества игр есть, по крайней мере, одна, представляющая собой самый настоящий бастион человеческого разума, — Го (китайский вариант названия — Вэй-Чи). Это одна из древнейших (ее возраст 4—5 тысяч лет) игр и это чуть ли не единственная игра, в которой компьютер и близко не подобрался к победе даже над средними игроками.

Причин тому много, главная же в том, что Го очень плохо поддаётся просчёту вариантов. Японские виртуозы говорят, что «великим мастером Го может стать только тот, кто видит гармонию». Ну а научить компьютер видеть гармонию — задача не из простых!

Здесь нужно обязательно упомянуть систему рейтингов Го. Она довольно сложна. Уровень игрока указывается в кю, от 30-го (начинающие игроки) до 1-го, а далее мастерство измеряется в данах, от 1-го до 9-го. Чемпионы Го играют на 9-й дан.

Считается, что для достижения уровня 25 кю необходимо сыграть, по меньшей мере, 100 игр. Уровень среднего игрока мирового чемпионата Го примерно 5-й дан.

Лучшие компьютерные программы играют на уровне 8-го кю, то есть гораздо хуже. И это несмотря на то, что в свое время тайваньский миллиардер Инг, страстный поклонник Го, установил приз в миллион долларов тому, кто создаст программу, играющую на 1-й кю.

В чем же тут дело? Можно ответить так: игра Го — существенно стратегическая. Стратегическое мышление, интуиция, видение гармонии — все это очень человеческие качества, иррациональные, трансцендентные, непостижимые и неалгоритмизируемые. Много замечательных слов написано об этих талантах удивительного человеческого Интеллекта.

Умение хорошо играть в Го является неплохим общим критерием интеллектуальности. «Написать программу, хорошо играющую в Го» — серьёзный и чётко сформулированный вызов создателям искусственного интеллекта.

Есть много интересных легенд о чудодейственном влиянии Го на человека. Это и черезвычайно эффективное общее интеллектуальное развитие, и гармоничное воспитание человека с сильным характером. Го развивает военно-стратегическое мышление, наглядно-образное, счетное, логическое, абстрактное, интуитивное мышление. По этим свойствам Го, пожалуй, превосходит все известные игры.

В XVI веке император Японии и его приближенные осознали достоинства этой игры. В результате были изданы Великие декреты микадо, обязывающие всех государственных чиновников, независимо от их рода деятельности, играть в Го. Отметим, не только самураи, что само собой разумеется, но и придворные дамы были приобщены к этой игре. В наследство от тех времён и сегодня в некоторых учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на должность умение играть в Го.

В некоторых бизнес-школах востока до сих пор уделяют внимание Го, поскольку игра учит всесторонней, детальней и объективной оценке любой деловой ситуации. Она обучает комплексному подходу, учёту всех факторов при решении любой, даже маленькой, задачи.

Где поиграть в го?

Если вы решили поиграть в го, то лучше сразу отправится на Cgoban KGS. Конечно, это не единственный сервис, позволяющий играть в онлайн режиме. Но стоит отметить, что Cgoban KGS:

  • Является самым крупным Европейско-американским сервером;
  • На нем можно найти игроков любого уровня, от таких же новичков, до профессионалов;
  • Интерфейс предельно прост;
  • Для игры достаточно установить клиент, который весит около 3-х мегабайт, и работает кК под Win, так и под Linux или Mac os.
  • Присутствует чат, позволяющий анализировать партию;
  • Присутствует система рангов, основывающаяся на вашей результативности.

После того, как вы освоите Cgoban KGS, и дорастете хотя бы до 12-13 кю по местной системе, можно будет опробовать и другие сервера, или переходить исключительно на азиатские платформы, где уровень игроков значительно выше.

Но если ваша цель, получать удовольствие от игры, и играть с русскоязычными пользователями, то лучше чем Cgoban KGS сервера вы не найдете.

Аналоги японских шашек

Есть у го и несколько аналогов; некоторые из них кардинально отличаются, другие это лишь ответвление и уточнение партий:

  • Китайский бадук. В подсчете территории, учитываются все камни на доске;
  • Корейское Вейци. Другие правила относительно форы, и количества времени на ход;
  • Русские облавные шашки. Привезенные Петром 1-ым из Европы, слегка упрощенная версия Го, в доске 9*9.
  • Трехмерное ГО. Используется доска 19*19*19, может играться исключительно через ПК;

Ну и пожалуй самая знаменитая – студенческие «точки».

С точками, знаком практически каждый студент, скучающий на парах, и не имеющий ноутбука. Наравне с крестиками и ноликами, а также морским боем, игра завоевала популярность.

И несмотря на отсутствие теоретической базы и сколько бы то ни было серьезных игроков, точки является практически полной копией ГО, за исключением того, что:

  • Игра ведется на листке бумаги. Количество игровых клеток, не ограничено;
  • Точки у края бумаги, считаются бессмертными;
  • Играть может много игроков (зависит только от количества разных цветов ручек).
  • Вместо подсчета территории, используется подсчет окруженных точек.
  • Точки невозможно перезахватить назад.

А самое интересное то, что, несмотря на обилие теоретических приемов, серьезный игрок в го, может проиграть в точки, из-за этих упрощений, так как у него не будет весомого преимущества, перед скучающим студентом!

Цель игры – захват территории

Целью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка.

На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.

На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры.

К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую.

После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника.

Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9.

Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b».

Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных.

Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто.

Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой “b” на F.6, составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой “w”, являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко

Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются

Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски.

Как это работает

Когда мы пришли к Антону, Qmarketing Academy готовилась к выходу на зарубежные рынки. Выбирали между США, Латинской Америкой и Юго-Восточной Азией. Условия были такими:

  • рынок EdTech США уже сформировался. Выход туда требует больших инвестиций;
  • в Латинской Америке ситуация попроще, но там есть очень похожие конкуренты;
  • рынок Юго-Восточной Азии свободен. 

Игра помогла понять, что с нашим количеством камней — инвестиций — оптимально стартовать в регионе без прямых конкурентов. Мы выбрали Индию и Юго-Восточную Азию. После этого моделировали на доске Го продуктовую стратегию: проверяли, как быстро стоит масштабироваться, когда строить барьеры для конкурентов и так далее. В итоге решение оказалось правильным: мы успешно запустились в Индии и на Филиппинах, привлекли там базу клиентов. Теперь планируем до конца года начать работать в Малайзии и Вьетнаме.

У нашего учителя по Го Антона есть клиенты из промышленности, банкинга, IT, индустрии развлечений. Например, банку, который планировал открытие филиалов, игра помогла подобрать оптимальные города для экспансии в регионы. Завод, который, наоборот, закрывал представительства, смог выбрать три больших отделения из 30. Сохраняя именно их, он получил максимальную выгоду.

Стратегия и психология

Партия в Го — площадка, на которой ярко проявляются характер и поведенческие модели соперников. В процессе можно лучше узнать себя и коллег. Однажды в одной команде играли руководитель продуктовых маркетологов Вера и сооснователь Игорь Винидиктов. 

Они оба очень предусмотрительные, поэтому действовали осторожно и в итоге заняли надежную, но слишком маленькую позицию на поле

Мы поняли, что и в Го, и в реальной жизни, чтобы получить гармоничную команду, ребят важно «уравновешивать» кем-то решительным

По сути, Го работает не хуже сеанса с коучем или психологом. Проработка ходов с учителем помогает заметить, как сильно на выбор влияют личные особенности. Так можно отследить в своих действиях неожиданные закономерности — проявление поведенческих паттернов. 

Ребенок, играющий в го, вырастет интеллектуалом

По мнению специалистов, го действительно оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей — в процессе игры у них лучше выявляются врожденные способности, объемное видение, интуиция, умение концентрироваться, анализировать создавшуюся на доске ситуацию и мысленно моделировать возможные варианты ее дальнейшего развития. Все вышеупомянутые умения и навыки ребенок переносит на повседневную жизнь. По мнению ученых, наиболее целесообразно учить играть в го детей 4-5 лет — именно в этом возрасте процессы мышления отличаются наибольшей гибкостью, следовательно, возможность положительного воздействия на них оптимальна.

Описание игры Го

Японцы называют игру «и-го», а название «го» – американизированная версия японского названия, соотносящаяся со словом «go» – «идти, ходить». В древнем Китае она называлась «пиньинь», а сегодня более распространено наименование «вэйци», буквально переводящееся как «шашки облавы». Еще одно китайское название «шоу тань», переводящееся как «беседа руками», – отражение игровой методики, воспринимаемой как своеобразное общение не словами, но игровыми ходами. Корейцы, у которых игра тоже популярна, называют ее «падук».

Го это простая и точная в плане правил игра, не подразумевающая влияние случайных факторов, но она сложна в плане построения стратегии и тактики, заставляет мысленно и зрительно напрягаться. Поэтому игровой процесс занимает минимум 10–15 минут, а чаще длится по нескольку часов.

Играют двое. Подготовительных мероприятий нет, но нужен специальный инвентарь:

  1. Гобан – игровая доска, компактная, но массивная. Изготавливается из древесины. Для изготовления лучших образцов традиционно берется торрея орехоносная, произрастающая на южных Японских островах. На верхней поверхности изображено клеточное поле, образованное равноудаленными, горизонтально и вертикально начерченными линиями. По стандарту количество линий должно составлять 19×19. Бывают доски меньших габаритов, но они не используются для соревнований, подходят для обучающих занятий. Примечательно, что форма доски не квадратная, а представляет собой короткий прямоугольник. Такая форма выбрана намеренно: удлиненные стороны доски нивелируют зрительное искажение перспективы, благодаря чему лучше просматривается игровое поле. По старой традиции линии на игровом поле вырезают острием катаны, затем заливают борозды стойким красителем, после высыхания которого поверхность доски отполировывают.
  2. Камни – игровые элементы черного и белого цвета, формой похожи на драже. Размер камней таков, что на игровом поле, находясь в соседних позициях, они практически касаются один другого. Черные камни изготавливаются чуть меньше диаметром, чем белые, что обусловлено несовершенством зрительного восприятия. Черные предметы визуально выглядят меньше, чем аналогичные по размеру белые. В игровой комплект входят 180 белых элементов, а черных – 181.
  3. Чаши – деревянные емкости, в которые кладут камни. В процессе хранения камней емкости закрыты крышечками. В ходе игры чаши открыты, используются для опускания в них отыгранных камешков.
  4. Часы используются в официально проводимых соревнованиях, когда устанавливается время на совершение хода. Подобные часы можно увидеть в соревнованиях по шахматам.

Сеанс игры в Го через Интернет[править]

Есть замечательная возможность играть в Го через Интернет, а не на настоящей доске. Это чрезвычайно удобно, поскольку заняться этим можно в любое время суток, не выходя из дома, кроме того, у вас будет большой выбор соперников.

На интернет-серверах Го бывают игроки как самого высокого уровня, так и новички, и при желании всегда можно найти учителя, который поможет вам в профессиональном росте, или противников, подходящих по уровню. Игра происходит при помощи программ-клиентов. Эти программы создают удобную среду, находясь в которой вы можете общаться и вести игру, не задумываясь о том, благодаря каким технологиям это возможно. Чтоб поставить камень, вы просто щелкаете мышкой в нужном месте доски.

Правила

В партии принимают участие два человека.

Правила игры в го во многом проще правил шашек или шахмат чисто технически. Но огромное число потенциальных ходов делают партию непредсказуемой, а стратегию сложной.

В партии принимают участие два человека. Начинает тот, у кого черные камни. Если один игрок заведомо слабее другого, то ему дается фора и право выставить несколько камней сразу на «нулевом» ходу.

Соперники поочередно выставляют на поле по одному камню. Фишки размещают на пересечениях линий – пунктах. Задача – отгородить своими камнями большую территорию, чем противник.

Что запрещено

При относительно простых правилах, есть ряд категорических запретов. Нельзя:

  • сдвигать с места фишки и касаться их после совершения хода;
  • выставлять более одного камня за раз;
  • делать ход, из-за которого на доске тут же повториться позиция (правило ко);
  • делать самоубийственный ход, отнимающий последнюю точку свободы у своей группы (кроме случаев одновременно захвата всех дамэ соперника).

Правила завершения партии

Если один из соперников не видит возможности для своего хода, места, куда поставить камень, он может сказать пас. После того как оба игрока пасуют, партию объявляют законченной и приступают к подсчету очков. Также к завершению игры приводит признание поражения одним из участников.

Правила подсчета территории и очков

За каждый пункт, находящийся на территории, окруженной группой, игрок получает одно очко. Кроме того, к его счету плюсуются все камни противника, который он захватил (в других редакциях правил это могут быть свои фишки, сохранившиеся на доске). Для компенсации первого хода белые получают дополнительные очки.

В партии принимают участие два человека.

На доске могут остаться группы фишек, которые еще не захвачены, но очевидно, что если продолжить партию, то это произойдет. В таком случае они считаются пленными (мертвыми), и за них дают очки как за захваченные.

Определение победителя

Победителем объявляется тот, кто набирает большее число очков. Во избежание ничьей за право первого хода, отданное черным, белые получают коми́ некоторое количество очков,обычно неровное – например, 5,5.

Если противник сдался, то баллы не считают, а в турнирной таблице помечают, что победа по сдаче. Любая победа в ходе турнира оценивается в 1 очко, а поражение – в 0.

Шаг 8. Обобщение

Итак, мы изучили все правила Го. По сути их три:

  1. Правило очередности — играют двое и ставят камни на пересечения.
  2. Правило захвата камней — если закрыть все дыхания, то камни снимаются с доски
  3. Правило запрета — запрет на самоубийство и правило ко.

Цель игры — захватить как можно больше территории и как можно больше камней противника. 

Каждый захваченный камень приносит одно очко, плюс каждый свободный пункт доски, окруженный камнями, также приносит одно очко. В конце партии очки подсчитываются и определяется победитель. Выиграет тот, у кого больше очков.

В известных нам настольных играх, типа шашек и шахмат, главная цель — это захват фишек или фигур. Однако в Го это не так. В Го можно одержать победу, не захватив ни одного камня! 

Во время игры приходится мыслить широко и выбирать ход, который принес бы максимальную выгоду — это может быть и захват камней, и захват территории. Но, как правило, захват территории — более выгодная стратегия.

История игры Go

Как правильно играть в игру Go — японские шашкиКак правильно играть в игру Go — японские шашки

Первые упоминания о китайских шахматах го появились в летописях около 2 500 лет назад. Судя по источникам, уже тогда игра была распространена по всей территории Поднебесной. Были разработаны четкие правила, кустари изготавливали инвентарь для игры. Самые древние доски и камни, найденные археологами, относятся к началу первого тысячелетия.

Краткая история игры Go и ее развитие

Легенды гласят, что шахматы го изобрел китайский император Шунь. Вместе со своими приближенными он придумал не только правила, но и несколько стратегий, которыми до сих пор пользуются игроки.

Изначально игра получила название «пиньинь», что означает «разговор с помощью рук». Когда соперники садились за доску, то они опускали руки и передвигали камни.

Таким образом велась «молчаливая беседа». Чуть позже появилось название «вэйци», т.е. «облавные шашки», что более связывало процесс со стратегией и тактикой.

Китайский генерал играет в го, пока врач обрабатывает рану

Культурное значение игры Go в Японии

В эпоху правления династии Тан в Китае стали активно развиваться торговые отношения с Японией. В VII веке на японский престол взошел император Котоку. За время своего 9-летнего правления он отправил в Поднебесную несколько миссий по культурному обмену.

Как правильно играть в игру Go — японские шашкиКак правильно играть в игру Go — японские шашкиКак правильно играть в игру Go — японские шашкиКак правильно играть в игру Go — японские шашки

Процветающая китайская империя оказала значительное влияние на архитектуру, одежду, искусство дальневосточного соседа. Вместе с многочисленными товарами моряки впервые завезли за острова игру, которая вскоре получила название го, японские шашки.

Изначально настольная игра go была доступна только императорскому дому, но в 1081 году запрет на распространение был снят.

Правила освоили вассалы наследников престола и их воины-самураи. Развлечение стало особенно популярным в армиях, которые в течение долгого времени осаждали крепости.

В Японии был проведен первый турнир по го. Он состоялся в 1588 году. Победителем стал монах Никкай. Впоследствии он взял себе имя храма, в котором служил, — Санса Хонинбо.

Под этим именем он вошел в историю, как го-докоро, т.е. учитель, имеющий право присваивать разряды игрокам. С тех пор турниры стали постоянными, а в Японии появились первые школы по обучению японским шахматам го.

До Первой мировой войны в Японии действовало 4 основные школы го. Благодаря им сложилась 250-летняя история развития игры. Между ними постоянно устраивались турниры, иногда умения игроков использовались для разрешения политических конфликтов.

Японские гейши играют в го, автор — Эйдзан, 1811 год

Считалось, что самурай должен в совершенстве овладеть техникой игры, чтобы тренировать свои способности в тактике и стратегии. При дворах сёгунов появился титул мэйдзина (мастера). Сейчас он присваивается сильнейшему игроку в мире, который выигрывает чемпионаты.

В Европе го-шашки появились в конце 19 века. Наибольшее распространение и популярность они получили в Германии. В 1905 году профессор математики Коршельд не только научил своих студентов, как играть в го, но и включил турниры в свою учебную программу.

Как правильно играть в игру Go — японские шашкиКак правильно играть в игру Go — японские шашки

Среди учащихся был немецкий шахматист Эдуард Ласкер (однофамилец чемпиона мира по шахматам Эммануила Ласкера). Он увлекся новой игрой, тщательно изучил ее и в 1934 году издал книгу «Го и Го-моку». Эдвард Ласкер бежал от гитлеровского режима в США, где стал одним из основателей американского го.

Всероссийская секция игры го появилась в СССР в 1984 году, хотя первый турнир был проведен еще в 1965 году на базе ДК им. Ленсовета в Ленинграде. Правопреемницей после распада Советского Союза стала РФГ (Российская федерация го), которая проводит чемпионаты и готовит спортсменов к международным турнирам.

Го — единственная из всех «интеллектуалок», в которую компьютер только недавно научился играть. Искусственный интеллект впервые выиграл партию у профессионала только в 2015 году.

Го — симулятор рынков

В Го играют два соперника. Они по очереди размещают черные и белые камни на пересечениях игровых линий так, чтобы занять большую территорию с меньшими потерями игровых ресурсов — камней. В отличие от шахмат, цель которых — разбить войско противника, Го в первую очередь учит выгодному сосуществованию сторон и рациональному распределению ресурсов.

Предполагается, что Го придумали для наследников императора: она помогала развивать ум и обучаться стратегии. Они брали игру с собой на поле боя, чтобы моделировать ход сражения. Сегодня Го может быть не только развлечением. С ее помощью воссоздают реальные ситуации на рынке и проверяют гипотезы без риска потерять тысячи долларов. В реальной жизни последствия тех или иных действий могут разворачиваться годами, а в игре предприниматели быстро получают результат.

Связать Го с бизнес-стратегией помогает учитель. Он моделирует на доске реальные условия, в которых находится ваша компания, и комментирует действия и результаты. Мы, например, работаем с советником Го пятого дана (так называются разряды в Го) Антоном Румянцевым. Он много лет учит Го именно предпринимателей. Клиенты приходят к Антону с разными запросами: повысить маржинальность и прибыль, выстроить работу в команде, выбрать направление для развития.

Нас с Антоном три года назад познакомил инвестор. Сперва мы прошли курс на пять занятий и удивились, как много может дать игра в Го

Она сразу показала нам вариативность возможных бизнес-решений и важность гибкости мышления. 

Теперь наша команда играет в Го каждую неделю и всегда раскладывает партию перед принятием важных решений. Обычно это вопросы, которые не требуют молниеносного реагирования. Го позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон и в итоге принять взвешенное решение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий