Как летать наравне с птицами, или как обучаться парапланеризму

Советы опытных пилотов

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!

Парапланерные федерации РФ

В феврале 1992 года в РФ была зарегистрирована Объединенная федерация сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). В структуру ОФ СЛА России входят клубы СЛА (дельта и парапланеристов) и федерации СЛА республик, областей и краев. Коллективное членство числится также за производственными предприятиями, эксплуатантами СЛА и организациями-разработчиками. Индивидуальное членство также предусмотрено уставом.

ОФ СЛА России включает 4 современных вида лётного спорта и занимается:

  • обучением и подготовкой специалистов СЛА;
  • авиа-работами с применением СЛА для нужд госслужб и экономики;
  • авиа-туризмом, перелётами и авиа-экскурсиями, организацией досуга населения;
  • клубной постройкой и авиационным техническим творчеством;
  • работой по нормированию и сертификации в сфере СЛА.

Члены федерации занимаются также исследованиями и научно-практическими изысканиями в области СЛА, военно-патриотическим воспитанием молодёжи и другой полезной деятельностью.

Параплан

Параплан — удивительно легкий летательный аппарат, внешне напоминающий парашют. Он значительно легче дельтаплана благодаря новым сверхлегким материалам. Конструктивно параплан состоит из оболочки купола и строп, которые сходятся на лямки свободных концов. Купол параплана изготовлен из легкой непродуваемой ткани, которая называется скайтекс (Франция), гельвенор (ЮАР) и доминико (Корея). Ткани этих производителей являются прочными и легкими (40 г/кв.м), поэтому идеально подходят для изготовления оболочек купола.

Купол параплана состоит из верхней и нижней поверхностей, которые сшиты практически по всему периметру, за исключением передней кромки, где располагаются воздухозаборники. Набегающий поток воздуха наполняет крыло через воздухозаборники.

Конструктивные особенности параплана

Необходимый профиль крыла параплана создают расположенные внутри поперечные перегородки — нервюры, благодаря которым обеспечивается профиль крыла. Нервюры имеют отверстия для того, чтобы воздух перетекал по всему крылу. Благодаря этому в крыле создается равномерное давление, которое обеспечивает необходимую форму крыла.

Нервюры можно разделить на несколько типов:

  1. Силовые нервюры — к ним пришиваются петельки, к которым крепятся стропы. Данные элементы крыла сильно нагружены, поэтому их усиливают разными способами, нашивая дополнительные силовые ленты и жесткости.
  2. Промежуточные нервюры — служат для обеспечения требуемой формы профиля по всему размаху крыла.
  3. Косые нервюры (косынки) — диагонально расположенные элементы крыла, которые одним краем пришиты к точке крепления петельки на силовой нервюре, а другим — к верхней поверхности промежуточной нервюры.

Существуют также хвостовые нервюры, правда, не на всех парапланах. Такие элементы обеспечивают чистоту поверхности задней кромки крыла, улучшая летные характеристики.

Стропы играют роль фюзеляжа и работают на растяжение, поэтому к ним предъявляют высокие требования. Стропы должны быть тонкими и прочными. Чем тоньше стропа, тем меньше сопротивление, тем выше характеристики крыла. При минимальной толщине стропы должны быть максимально прочными, чтобы выдерживать вес пилота.

Стропная схема параплана состоит из ярусов и рядов. Чаще всего встречается трехъярусная стропная схема: верхний ярус, средний ярус, нижний ярус. Реже можно встретить двухъярусную схему. Что касается рядов, то обычно применяется четырехрядная схема на учебных крыльях и трехрядная — на маршрутных. На современных спортивных парапланах применяется двухрядная стропная схема.

Все стропы сходятся на свободных концах. Их два — левый и правый, под соответствующий набор строп.

Свободные концы параплана сшиты из очень прочной ленты, поэтому выдерживают огромные перегрузки. На свободных концах можно увидеть систему акселератора или триммера. Эти системы нужны для изменения угла атаки крыла.

Акселератор — это система роликов и шнуров, которая обеспечивает изменение длины первого и второго ряда, в результате чего уменьшается угол атаки, и крыло летит быстрее. Акселератор выжимается ногами, для этого применяется специальная планка, которая с помощью шнуров, проходящих через ролики подвесной системы, крепится к шнурам акселератора на свободных концах. Триммер имеет обратное действие — он уменьшает длину второго и третьего рядов (на четырехрядном свободном конце — соответственно 3-го и 4-го). В результате применения триммера угол атаки крыла увеличивается, параплан в таком режиме летит медленнее, но вертикальная скорость тоже уменьшается. Такой режим позволяет летать в слабых восходящих потоках. Так как нагрузка на задних рядах параплана значительно меньше, то триммер вытягивается руками.

Конечно, кроме параплана для полетов нужны дополнительные элементы:

Подвесная система, в которой удобно располагается пилот. По сути — это сидушка с карабинами, к которым крепятся свободные концы параплана.

Запасной парашют — это элемент безопасности. Так как крыло параплана не содержит жестких элементов, то оно подвержено к подворачиванию при попадании в турбулентный воздух. Иногда крыло так сильно подворачивается (пилоты обычно говорят «складывается»), что приходится применять запасной парашют для спасения своей жизни.

Шлем защищает голову пилота от жестких ударов о землю. Иногда, даже работая с крылом на земле, возникают ситуации, когда пилота начинает тащить сильным порывом ветра. Тут очень пригодится шлем.

Со временем также потребуется вариометр (прибор, показывающий высоту и скорость подъема или спуска), комбинезон, специальная обувь.

Насколько ускорит обучение полетам на парапланах опыт парашютных прыжков?

Это сложный вопрос. С одной стороны наличие опыта пребывания в
воздухе безусловный плюс. Но с другой стороны могут возникнуть
психологические сложности. У парашютистов весь экстрим приходится
на секунды свободного падения. После раскрытия парашюта человек
расслабляется будучи уверенным, что все самое трудное уже позади. У
нас же, с раскрытием купола параплана, “приключения” только
начинаются. Это противоречие может привести к тому, что парашютист под
куполом параплана вместо того, чтобы быть сосредоточенным и нормально
работать в потоках, рискует пропустить какое-нибудь нехорошее сложение
купола в болтанку и не успеть его своевременно расправить.

Программа обучения полетам на параплане для всех едина, но каждый наш
курсант идет по ней в своем индивидуальном темпе. Если парашютный опыт
вам поможет двигаться быстрее других курсантов прекрасно. Не
поможет будем заниматься сколько потребуется.

Сколько стоит обучение, сколько занимает по времени и что входит в это понятие?

Стоимость обучения может немного меняться от года к году, но ориентироваться можно на цифру 35000 рублей.

Важно понимать, что входит в эту сумму:

  • Во-первых, неограниченное количество теоретических лекций. Они бесплатные для всех желающих. Как уже говорилось, темы лекций идут по кругу: как только полный цикл завершается, тут же начинается очередной, с самого начала. При этом, темы рассматриваются каждый раз немного по-разному, на новых примерах, поэтому часто имеет смысл прослушать полный курс несколько раз. Некоторые темы станут понятными только спустя некоторое время, когда у вас появятся уже практические навыки.
  • Во-вторых, практические занятия на тренажере с инструктором
  • В-третьих, практические занятия в поле или на горке с инструктором
  • В-четвертых, аренда необходимого снаряжения, включая сам параплан, подвесную систему, спасательный парашют, шлем, отцепку для полетов на лебедке и в некоторых случаях еще и радиостанцию.

Обратите внимание, что мы не говорим о каком-либо сроке обучения и, соответственно, ограничениях по пользованию клубным снаряжением. Это связано с тем, что длительность обучения для каждого человека – индивидуальна, и зависит как от количества времени, уделенного обучению, усердия, индивидуальных особенностей по выработке новых навыков, так и, во многом, от погоды!

Часто бывает так, что при хорошей погоде и прочих условиях, новичок может совершить свой первый полет уже на пятой тренировке

Однако, бывают случаи, особенно если начать заниматься поздней осенью, что процесс обучения затягивается на несколько месяцев

Часто бывает так, что при хорошей погоде и прочих условиях, новичок может совершить свой первый полет уже на пятой тренировке. Однако, бывают случаи, особенно если начать заниматься поздней осенью, что процесс обучения затягивается на несколько месяцев.

Учитывая все это, мы не говорим о четком сроке обучения, равно как и не пытаемся формализовать понятие “конца обучения”. Условно, можно считать, что обучение завершается после того, как новичок прослушал несколько раз теоретический курс, освоил технику управления крылом на земле, совершил несколько десятков полетов на лебедке и слетов с горки, а также прошел хотя бы одни сборы на Юце.

К этому моменту, как правило, ученики уже успевают обзавестись полным комплектом собственного оборудования.

Просмотры: 4 019

Начинающему пилоту-парапланеристу

Поздравляю! Вы решили пополнить наши ряды и стать пилотом параплана. Это здорово и мы искренне рады за Вас! Вернее за тебя — перейдем на ты? Целью данной статьи не является чтение теории полета или что-то в этом духе — этому научит Инструктор. А просто мы хотим рассказать о некоторых тонкостях, которые нередко возникают на пути становления пилота, особенно на начальном этапе. Мы сами не так давно были учениками, вернее продолжаем ими быть, так как в парапланерном спорте процесс обучения не заканчивается выходом из летной школы, а только начинается. В процессе написания cтатьи использовался свой и чужой опыт, пилотские разговоры, парапланерный форум и статьи различных мэтров. Если эти рекомендации помогут сберечь время, деньги, а может даже и здоровье — цель будет достигнута.

Замечательную статью о выборе купола написал опытнейший пилот-аэробат Роби Виттал.( см. статью Роби Виттала Честный выбор). Хуже тому, кто учится самостоятельно, вне летной школы, или, например, под руководством инструктора-раздолбая, которого мы уже тут классифицировали. Он хочет летать, он рвется в небо, денег на купол пока нет… И вдруг предлагают купить импортный подержанный купол 94-98 года по заманчиво низкой цене (200-600$). Вот тут кроется засада

Осторожно! Подержанный купол — это не подержанная иномарка, купола стареют гораздо быстрее, и физически, и морально! К тому же, часто эти купола бывают класса Competition, а старый компетишен летает часто хуже современного стандарта, и при этом очень опасен. Для здоровья. А как минимум, есть шанс нарваться на нелетающую тряпку, которая выглядит почти как новый параплан

Оно тебе надо?

А как минимум, есть шанс нарваться на нелетающую тряпку, которая выглядит почти как новый параплан. Оно тебе надо?

Другое снаряжение — смотри статью «Зачем пилоту голова»? Вроде все учли, старались, как могли. Еще об Инструкторах. Да простят нас они. (Инструкторам этот абзац вообще читать категорически запрещается!) Не сотвори себе кумира. Есть некий проверенный эффект — часто ученик, которому Инструктор открыл Небо, на некоторое время попадает под обаяние его личности и считает Инструктора чуть ли не богом. Да — хорошему Инструктору надо верить. Но не слепо. И помнить, что Инструктор, даже самый хороший, — всего лишь человек, и не застрахован от ошибок. Есть сомнения — переспроси. Спроси у других пилотов. Чем больше информации — тем лучше. Корона ни с кого не свалится. Да — с одной стороны — авторитет Инструктора, но с другой стороны — твоя драгоценная жизнь и здоровье. А оно, как ты уже понял, нам очень дорого :). Вполне возможно, что тебе в дальнейшем предстоят выезды на парапланерные сборы. Следующий абзац в первую очередь касается обучающихся на лебедке. Особенно тех, кто начал летать зимой. Ты можешь быть звездой на зимней лебедке и считать, что ты умеешь летать. Возможно, Инструктор тебя хвалит и говорит, что ты уже вырос, как пилот. Это не совсем так. Что-то ты, безусловно, умеешь, но зимой воздух гораздо более стабилен, нет термички. Почти нет турбулентности на равнине. Считай, что ты летаешь в тепличных условиях. А Инструктор хочет тебя подбодрить и поощрить к дальнейшему развитию. К чему мы клоним? А к тому, что по, опять-таки, нашему скромному мнению в первый год обучения РАНО принимать участие в серьезных соревнованиях (региональных, международных, профессиональных etc). Каким бы перспективным учеником ты ни был. А то есть шанс так им и остаться и никогда не стать пилотом. И к тому же лишиться здоровья. А поехать на сборы в горы для обучения — полезно и нужно. Полеты на лебедке и в горах довольно сильно различаются (не удивляйся, если после лебедки в горах окажешься полным чайником и придется опять бегать и потеть — это поправимо). Соревнования после первого года обучения — пожалуйста, к этому времени большинство пилотов приобретает некоторый опыт и может самостоятельно оценивать свои возможности и принимать решение, подвергать или нет опасности свое здоровье. И советы наши будет читать с улыбкой — они уже не для него. Желаем дойти до этого состояния. И… здоровья, конечно. Приложение. Подборка полезных книг для начинающего пилота, ссылки на которые не вошли в статью

Как проводится обучение полетам на параплане.

Занятия делятся на практические и теоретические в клубе.
Практические занятия проводятся в поле, на горке, с использованием лебедки.
Теоретические занятия проводятся в клубе по четвергам. Кроме этого в клубе проводятся практические занятия на тренажере.

Занятия на тренажере

Первому практическому занятию в поле или на горке предшествуют занятия на тренажере. На тренажере узучается подвесная система, вырабатывается привычка застегивать все замки, правильно усаживаться в подвесной системе. Ученик учится застегивать ремни «в воздухе». Затем приступаем к отработки навыков управления парапланом с помощью переноса веса в подвесной системе, рассказываются и показываются способы управления парапланом, ученик выполняет повороты на тренажере до получения правильного результата.
Занятия на тренажере проводятся и в дальнейшем, для коррекции навыков управления и активного пилотирования в дни теоретических занятий или по выходным, когда из-за погодных условий клуб не выезжает на полеты.

Теоретические занятия

Теоретические занятия проводятся по четвергам и включают в себя 5 основных тем, которые даются в течение 7-10 занятий. Лекции читаются по кругу, одни и те же темы рассматриваются по разному и рассчитаны, при желании слушателей, на прослушивание несколько раз. Занятия так же включают в себя отчеты парапланеристов или дельтапланеристов о полетах в разных летных местах, просмотр фото, видео материалов. Основные занятия проводят: Семенов Алексей, Малев Михаил. Так же на отдельные занятия могут приглашаться специалисты в данной теме.

Практические занятия

Методика обучения полетам на параплане позволяет ставить акценты на наиболее важные навыки пилотирования параплана. см. ссылку: «Постановка упражнений и используемое оборудование при обучении полетам на параплане …»

Основной упор ставится на индивидуальную систему занятий.

Для начального обучения с использованием лебедки приминяются современные сертифицированные парапланы: Bodygard.
На первых занятиях на земле, когда ученик обладевает техникой работы с куполом, используется парапланы Hunter, Oniks, Tornado, которые не используются для полетов на лебедке.

Полеты совершаются с радиостанциями. Инструктор, постепенно уменьшая руководство учеником по радиостанции, приучает полагться в воздухе только на себя.

Все подвесные системы, используемые в обучение полетам на парплане с использованием лебедки укомплектованы запасными парашютами.

В школе есть опыт обучения инвалидов. Но это разговор особый и требует
индивидуальной консультации.

Посадка.

Клуша, довольно крупная чайка – обитательница морских побережий. Отличная летунья, часто использующая порывы ветра, для экономии энергии в полете.

И последнее – приземление, хотя в применении к птицам это слово лучше заменить на слово посадка. Любой пилот знает, что без автопилота попасть на «нитку» посадочной полосы длиной 2 км и шириной 50 м достаточно сложно. Что уж говорить о попадании на ветку дерева, раскачивающуюся на ветру. Это уже мечта не летчика, а спортсмена-парашютиста, всю жизнь старающегося попасть в кружок на земле. В жизни птиц это обыденное явление.

Классический пример «мюнхгаузеновского» взлета. Выдергивание тела из воды за счет «прилипания» крыла птицы к воздуху.

Какой тип приземления выбирает птица — «самолетный» или «вертолетный», во многом зависит от особенностей ее жизни. Птицы, живущие на открытых и особенно водных пространствах, не утруждают себя переходом на вертолетный режим при посадке. Выдвинул «закрылки-махи», задрал передний край крыла вверх, выпустил ноги, скользнул или пробежал по поверхности, и приземление или приводнение состоялось. Лесные виды себе этого позволить не могут. Для того чтобы попасть на ветку, им необходимо остановиться перед ней еще в воздухе, а это значит, что при каждой посадке надо опять «становиться вертолетом».

5 секунд после взлета. Полет серой цапли еще не уравновешен. Чтобы подвести центр масс под центр крыла и не «клюнуть» в воздухе, ей придется , вытянуть ноги и согнуть шею.

Кстати преобладание того или иного типа полета в жизни птицы довольно легко определить по строению ее крыльев. У «птиц-самолетов» они длинные, часто с заостренными концами, по которым стекают паразитные вихри, образующиеся на крыле. У «птиц-вертолетов» — короткие, с широким краем. Существует предположение, что вихри, образуемые таким крылом, используются птицей как точки опоры в полете. Однако большинство подобных предположений до сих пор так и остаются предположениями, так как проверить их крайне сложно. А потому и вопросов к полету птиц у человека гораздо больше, чем ответов. А может быть, на эти вопросы и не стоит отвечать? Ведь даже создание махолета вряд ли добавит что-то новое к чувству полета у человека, а природа, вследствие физических запретов, не может создать активно летающий теплокровный организм более 20 кг весом. Так же как и не может наделить его скоростью и грузоподъемностью разнообразных Ту, Илов, Боингов и Дугласов, прекрасно справляющихся с массой утилитарных задач. И все же, за несколько миллионов лет кропотливой работы она создала птиц, для которых чувство воздуха стало основным инстинктом. За это чувство стоит бороться и отвечать на те самые вопросы. И пусть новое знание будет для человека в основном виртуально. Может, мы и не научимся летать, но сопереживать полету никто не запрещал. И если человеку хоть раз в жизни приснится сон, в котором он ощутит воздушные вихри на кончиках пальцев и сможет опереться на них, значит труд исследователей был потрачен не зря. Ведь в индивидуальном жизненном опыте такое ощущение будет более значительным, чем комфортабельное пересечение Атлантики на совершенном во всех отношениях произведении человеческого разума.

Посадка. Изломы крыла и невероятная «осанка» птицы – лишь выполнение требований аэродинамики при переходе от самолетного режима полета к вертолетному.

Автор – Антон Ефремов, фото – А. Черенкова.

Предыдущая статья:Работа московского зоопарка в самый холодные день года.

Следующая статья:Американские снежные козы.

Комментарии:

Нет комментариев Вы можете стать первым!

Добавить комментарий:

Помощь членам клуба в приобретении летной техники

По окончании обучения некоторые курсанты стремятся приобрести параплан
как бы «на вырост». Замысел прост спортивные
парапланы летают лучше учебных, а начинающему пилоту или пилотессе
хочется как можно скорее выпарить под облака. Но при этом забывается,
что спортивные парапланы не только летают лучше, но и требуют от пилота
существенно более высокой техники пилотирования. Они, в отличие
от учебных, не склонны прощать новичкам ошибки, которые те обязательно
и неоднократно совершат в своих первых самостоятельных полетах.

Зная летные характеристики и особенности эксплуатации множества
парапланов, наши инструкторы помогут курсантам подобрать крылья,
которые будут наиболее точно соответствовать их летной квалификации и
обеспечат, таким образом, начинающим пилотам, при максимально возможных
летных характеристиках приобретаемого параплана, должный
.

Рекомендуя производителей парапланерного
снаряжения, Школа ориентируется прежде всего на фирмы, работающие
в Московском регионе. Ассортимент выпускаемых ими парапланов, парамоторов
и подвесных систем достаточно широк, чтобы удовлетворить запросы самого
взыскательного покупателя, а близость производителей к Школе существенно
облегчает и ускоряет послепродажное обслуживание и, при необходимости,
ремонт приобретенной курсантами техники.

Чем отличается профессиональный параглайдинг от любительского

Название профессиональный применительно к любому виду спорта говорит само за себя — оно означает, что занимающийся им человек полностью, профессионально посвящает себя этому делу и материально зависит от результатов своей спортивной деятельности. Требования к оборудованию и навыкам, а также затраты — как материальные, так и физические — в профессиональном параглайдинге несравненно выше.

Для любителя же это просто способ нестандартно провести свободное время, отвлечься от рутины основной работы, почувствовать себя счастливым Икаром.

niviukbrasil dsmiler71 niviukbrasil

Как это бывает: первый самостоятельный полет

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий