Как поехать на велосипеде в дальние страны

Цена велотуров

Туры по Финляндии от Федерации путешественников весьма недороги. Велотур по Суоми обойдется в 300-600 долларов, в зависимости от расстояния поездки (для сравнения, во Франции, велотур обойдется в 1500-2000 евро). Можно подобрать дешевый однодневный тур – он будет стоить около 2000 рублей. Туры с ночевками обойдутся примерно в 7000 рублей и больше – все зависит от длины маршрута. Иногда туроператоры предлагают маршруты длиной в 300-350 км, например, по островам архипелага Турку. В стоимость входит ночевка и еда. Маршруты разбиты на дневные перегоны длиной 30-40 км. Туроператор всегда поможет вам подобрать оптимальный маршрут с наиболее живописными местами и подскажет, где лучше остановиться для временного отдыха.

На велосипеде по России

Путешествие по России имеет множество преимуществ.

В России практически везде можно ставить палатку. На самом деле стран, где существуют строгие запреты на wild camping больше, чем тех, в которых ночуй где хочешь. Самое обидное, что почти вся Европа, кроме Скандинавии придерживается ограничений на wild camping (или ночевку «дикарем»). В Азии, Африке и Канаде с эти попроще.Статья про путешествия с палаткой и ночевку дикарем.

В России много грунтовых дорог, по которым не ездят машины. Если взглянуть на карту, то сразу в глаза бросаются основные шоссе и региональные трассы. А кроме них существует множество дорог, которые даже на картах Google не отмечены. Нужно OpenMaps использовать. Это может быть дорога, идущая вдоль лесопосадки или дорога, разделяющая огромные поля. По этим дорогам редко кто ездит, так как есть асфальтовая альтернатива.

Доступность продуктовых магазинов. В странах Европы большиство магазинов не работает в субботу и воскресенье. Спасают только шавермы у турецких иммигрантов. В России сельпо, магазин «Продукты» есть в каждом селе или деревне. Заехать и перекусить не проблема. Конечно, если не уезжать на Дальний Восток.

В России многонациональный колорит. Конечно, у нас не такая плотность достопримечательностей на квадратный километр, как в Европе. Но красивых мест и бесконечного горизонта вам хватит. А еще у нас в стране мирно сосуществуют разные национальные группы, со своим языком, культурой и традициями. И самое вкусное – с национальной кухней. Бурятские позы, татарские эчпочмаки, тульский пряник, свердловский майонез, можно продолжать бесконечно.

Но есть и недостатки. О них мы расскажем чуть позже.

Варианты путешествий по России:

Алтай, Южный Урал, Кавказ, Тульская область (дельта реки Красивая Меча), вдоль Волги (Саратовская область, Ульяновская, Татарстан, Вятка), Русский Север (пересечение Архангельской, Ленинградской областей и р.Карелия), Псковская и Новгородская области. Везде есть варианты добраться по жд дороге и также вернуться в свой город.

Какое снаряжение взять в велопоход?

Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:

Велосипедное снаряжение в поход

  • Насос. Это то, что следует взять в первую очередь, потому что проколы колес случаются достаточно часто. Обычно их выпускают с удобной системой для крепления, устанавливаемой на раму.
  • Инструменты. Если вдруг во время пути у велосипеда что-то поломается, то без инструментов здесь просто не обойтись. Обязательно в набор должны входить: шестигранники, запасные гайки, ключ для спиц, плоскогубцы, гаечные ключи, выжимка для цепи, клей, наждачка, подготовленные заплатки и запасная камера.
  • Бутылка для воды с креплением. Специальная бутылка для воды очень пригодится. Если у нее есть крепление, то ее можно спокойно доставать даже во время движения, чтобы не терять лишний раз время и не останавливаться, чтобы попить.
  • Фонарик. Фонарик понадобится обязательно, даже если поездку планируете закончить до наступления темноты. Но случаи бывают разные.
  • Багажник. Велобагажник просто незаменим. Если он есть, то можно вообще обойтись без рюкзака или же положить в него только самое необходимое.

Снаряжение туриста для велопохода

  • Перчатки. Если Вы дорожите своими нежными ладошками, то без перчаток не обойтись, можно запросто натереть множество мозолей. Подойдут без пальцев, в них и жарко не будет, мозоли не натрутся и Вы будете иметь очень даже серьезный и профессиональный вид.
  • Одежда. Можно, конечно, приобрести специальную патентованную одежду для поездок на велосипеде, но это необязательно, Вы запросто сможете обойтись простой легкой одеждой, которая будет Вам удобна.  Понятно, что джинсы или юбка в данном случае будут неуместны. Если жарко, то можно остановить свой выбор на шортах с футболкой. Если же тепло, но при этом ветрено, тогда лучше надевать что-нибудь поплотнее.
  • Очень важны очки, чтобы глаза не слезились и в них ничего не попадало. Обувь должна дышать, идеально подходят кроссовки, но можно одеть и кеды, главное, чтобы они не скользили по педалям.
  • Рюкзак. Сумку или рюкзак, чтобы складывать все необходимое, его можно закреплять на багажнике, потому что на спине с ним ехать будет неудобно. Там могут быть различные мелкие вещи, спички, аптечка, документы и прочее. Как укладывать рюкзак правильно, я писал в отдельной статье.
  • Аптечка. Обязательно, аптечку нужно брать в любой поход, а уж тем более, в велосипедный. В нее следует положить такой минимальный набор: антисептик – йод  или зеленку, вату, бинты, жгут, пластырь, нашатырь, марганцовку, таблетки от головной боли и желудка, а также обезболивающие.

Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка.

Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут. Отметьте места ночевок и стоянок. Избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.

Путешествие на велосипеде по России

Решившись на велопоход, вы задаетесь вопросом – куда поехать? Опытные велосипедисты могут замахнуться на кругосветное путешествие или, по крайней мере, пересечение огромной территории России – такой маршрут займет несколько месяцев. Для начинающих велотуристов подойдет поход длиной в пару недель. Сложность маршрута зависит от физической подготовки туристов и их готовности справляться с непредвиденными обстоятельствами (например, поломкой велосипеда).

Россия – удивительная по своей природе страна. Живя в большом городе, мы редко задумываемся о том, что находится за его пределами. Между тем, нужно быть готовым к бездорожью, густым лесам, жарким степям и другим природным условиям. Путешествие на велосипеде по России – великолепная возможность познакомиться с уникальными красотами нашей страны, заодно укрепить здоровье и весело провести время.

День 5: Краснодар — Горячий Ключ

Из-за долгого сна, решения проблем и т.д. выехал с гостиницы в 12:00, долго ехал против ветра в центр города сквозь отвратительные пейзажи, а там… каждые 100-200 метров перекресток, абсолютно на каждом перекрестке я попадал на красный! Это очень нервирует.

В городе я потратил 5 часов, город не интересный, скучный, полупопсовый, в нём нечего созерцать и рассматривать, кроме парка Галицкого, этот парк воистину прекрасен, но туда нельзя на велосипеде! Однако я проехал весь парк в седле, встречал детей на байках и самокатах, но потом меня прогнал охранник. Знаете, юг вообще плохо относится к велосипедам, даже в Ростове выходили охранники и гнали меня, когда я приковывал байк к столбу…

Вернёмся к дороге от Краснодара до Горячего ключа. Дорога эта была уже с деревьями, речками, а сам горячий ключ первым хорошим, что я вообще увидел после Рязанских лесов. В ключе, кстати, очень длинная пешеходная зона, вторая половина которой запрещена для велосипедистов. Подумал заночевать у реки, спросив у местных о наилучшем месте для лагеря, получил предостережение, что у реки вставать сегодня нельзя из-за штормового предупреждения, поэтому лучше встать у озера.

В городе 2 озера, между ними ~100 метров. У маленького озера много людей, парк, набережная, я заночевал там и это была ошибка, ведь пришли школьники с огромной колонкой и устроили пати на пол ночи. Второе озеро всё покрыто кувшинками, там очень толстые деревья, у них небольшая плотность, что не даёт защиты от дождя, там заметно прохладнее и поют лягушки. Правда на большом озере не совершает обход охранник и туда, вероятно, не придёт молодёжь с дискотекой.

Выбираем велосипед для путешествий

Пропустите этот пункт, если уже обзавелись подходящим байком, и читайте дальше. Есть нет — выбирайте тот двухколесный транспорт, который идеально подойдет под условия вашей поездки. Типов велосипедов очень много, но начинающим путешественникам лучше останавливаться на маунтинбайках или специализированных моделях.

Горные велосипеды

Горный велосипед для велопутешествий

Самый популярный тип. Цены на них разные. Главное: если планируете много перемещаться — выбирайте те, что без задней подвески (хардтейлы) и с большими колесами — 27,5 и 29 дюймов. И не отправляйтесь в длительную поездку на велосипеде с двойной амортизацией (двухподвесе).

Из преимуществ: огромный выбор, способность перемещаться по любой дороге, грузоподъемность.

Из недостатков: относительно низкая скорость.

Шоссейные велосипеды

Шоссейный велосипед

Предназначены исключительно для езды по ровному асфальту. Не лучший выбор для поездок: такие велосипеды подойдут скорее спортсменам, чем путешественникам.

Велосипеды для путешествий

Велосипед для путешествий

С распространением велотуризма этот тип становится все популярнее. Он — специально для длительных поездок: имеет усиленную раму, колеса большого диаметра и крепкие обода. Золотая середина между горным и шоссейным типами.

Из преимуществ: идеальный велосипед для больших расстояний, большая грузоподъемность.

Из недостатков: довольно высокие цены и малый выбор.

Необходимые навыки

Для горного велосипеда более необходима сильная верхняя часть тела и определенные навыки езды, чем для шоссейного. Но даже если вы умеете ездить только на обычном велосипеде, нет никакой причины для отказа от длительного путешествия по грунтовой дороге и проведении времени занятием тяжелой атлетикой и получением навыков. Для совершения путешествия необходимы базовые навыки, которые не очень сложны и изложены в других статьях.

Понадобится умение читать карты для определения маршрута. Конечно, это не все удовольствие — найти путь в незнакомой стране. По своей природе, путешествие на горном велосипеде возможно вдалеке от цивилизации. Это является самым привлекательным и означает, что надо полагаться только на себя и своих партнеров по езде в любой ситуации. Приобрести аптечку, тщательно выбрать свой маршрут и рассказать другим людям, куда собираетесь.

Несколько советов для новичков

Составьте план

Распределите роли в вашей группе, равномерно разбейте груз между всеми участниками. Четко распланируйте маршрут, ключевые остановки, места и время привалов — так, даже в случае, если выбьетесь из плана, вы будете представлять маршрут в общих чертах.

Не перегружайтесь

Не берите с собой лишнего. В основном это касается еды и воды. Незачем брать много еды и воды, если по пути есть магазины и родник. Распределите груз и узнайте, кто и что везет, чтобы избежать ситуации, когда есть три палатки, но нет спичек.

Не полагайтесь на навигатор слишком сильно

Иногда данные на карте могут устареть или вовсе быть ошибочными. Например, на карте — асфальтированная дорога, а на деле — заросшая грунтовка. Порой знания местных полезнее данных приложений смартфона.

Общайтесь с местными жителями

Кроме того, что они могут подсказать дорогу, местным будет приятно просто с вами поговорить — тем более, если проезжаете через совсем малонаселенное место. Люди, особенно пожилые, с удовольствием расскажут про местные особенности и может, при необходимости, позволят переночевать.

Помните, что путешествие — это отдых, а не рутина

При такой тщательной организации все это может напоминать какое-то испытание, а не развлечение. Всегда помните истинную цель поездки: удовольствие и новые ощущения — даже если путешествуете без группы. Фотографируйте и пишите заметки о поездке, чтобы потом написать хороший пост в соцсети под заголовком вроде «Велопутешествия одиночки», отчеты о каждом дне помогут восстановить хронологию.

Велотур — отличная возможность побывать там, куда довольно трудно дойти и при этом не хочется ехать на машине, а еще после таких путешествий дары цивилизации вроде горячей воды в кране начинают цениться чуть больше.

Особенности экипировки и снаряжения для велопутешествий

Во многом степень удовлетворения, полученного от поездки, зависит от степени готовности к мелким бытовым трудностям и сложностям путешествия. Отсутствие столь необходимого в критический момент дождевика или натирающие кроссовки могут свести на нет всю радость от созерцания красот природы

Поэтому крайне важно быть готовым ко всем сложностям и предусмотрительно взять все необходимое

Велокуртка

Лучшей одеждой для долгого велопутешествия будет максимально комфортная для данного времени года и температурного режима одежда для велосипеда. Предпочтительно, чтобы наряд был ярких цветов – так велосипедист будет заметен для проезжающих автомобилистов, это поможет избежать множества опасных ситуаций.

Велошорты со специальной прокладкой

Некоторые предпочитают простую спортивную одежду, но большинство бывалых путешественников отдают предпочтение специализированным костюмам для велоспорта. Главной деталью таких костюмов являются велошорты со специальной прокладкой, которая помогает предотвратить натертости о седло. Длинные варианты подобных велотрусов востребованы в прохладное время года. Также многие предпочитают вместо обычных футболок одевать велофутболки: они прекрасно вентилируются, а также снабжены удобными карманами для хранения полезных в дороге мелочей

В холодное время года важно озаботиться наличием теплой одежды: комфортной куртки, не затрудняющей движения, и головного убора

Велошлем

Велоперчатки

Для велосипедиста обязательно наличие шлема и перчаток: и то, и другое должно защищать от повреждений во время падений. Кроме того, хорошо подобранные велосипедные перчатки не позволят заработать мозоли от руля во время длительных прогулок.

Еще одним залогом успешного велопутешествия является обувь. Если профессиональные велотуфли не подходят, то можно удовлетвориться удобными и плотно сидящими на ноге кроссовками с твердой подошвой. Именно жесткая подошва и защитит ногу от неудобств в процессе нажатия на педали.

Снаряжение для велотуризма можно приобрести в специализированном магазине, а можно и подобрать все самостоятельно: у каждого велосипедиста свои пристрастия и предпочтения, которые часто влияют на содержимое рюкзака и экипировку двухколесного друга

Позаботившись о себе, важно не забыть о своем велосипеде. Наличие двух запасных камер, минимального набора инструментов для ремонта байка будет залогом спокойствия и готовности к внештатным ситуациям

Перед поездкой обязательно проведите профилактический осмотр велосипеда, чтобы не столкнуться с проблемой посреди поля.

  • Держатель для телефона на велосипед — удобное решение для длительных путешествий на велосипеде.
  • Велоаптечка — обязательная составляющая велотуризма.
  • Подшлемник под каску, маска балаклава на голову или бафф — необходимые вещи при длительных велопоходах, особенно в холодное время года.
  • Кепка с прямым козырьком — обязательный элемент экипировки велосипедиста в солнечный и жарки день.

Кто такой Глеб Травин

26-летний Глеб Травин — сын лесника, молодой командир Красной армии, уволенный в запас, электрик, работавший над госпланом электрификации РСФСР на Камчатке, — в 1928 году ввязался в самую большую авантюру в своей жизни. Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде, путешествие продолжительное и сложное. Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера и локера. Путешествие протяжённостью 85 тысяч километров продолжалось почти три года и проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана.

Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете. Но полевые исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу Травина так и не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали. Умер легендарный велосипедист в полном забвении в родном Пскове в 1979 году.

Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.


После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Фото: псковский музей-заповедник

Веломаршруты по миру

Путешествия по миру на велосипеде можно проложить по карте по таким странам:

  • Америка – вдоль хребта Биттерут, пролегающего на границе Айдахо и Монтана. Тропа Гайавата составляет 24 км и проходит сначала по лесу, потом по мостам и, наконец, в тёмных туннелях. Чтобы туристам в путешествии не было страшно на особо тёмных участках, при выдаче велобайков в аренду организаторы предлагают мощные фонарики.
  • Вести велосипед в Норвегии – настоящее удовольствие. Преодолевая заснеженные горные вершины, сочные зелёные леса и чистые водоёмы, ниспадающие бурлящим потокам водопады – во время путешествия сложно остаться равнодушным и не вернуться в эти места снова.
  • Не боитесь трудностей – тогда вам точно нужно испробовать путешествия в Памире. Деревьев и тени вы здесь найдёте, зато перевалы открывают волшебные виды ландшафтов.

Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков

Приблизительная дистанция — 765 километров.

Травин преодолел расстояние за 15 дней.

В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.

Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 километров. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня. Не придётся беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге: продуктовые магазины встречаются чуть ли не каждый километр, ночевать можно хоть в палатке, хоть в отеле, хоть в комнате в частном секторе (правда, в разгар летнего сезона с последним бывают проблемы).

Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь.

За Джанкоем и озёрами путь преграждает российско-украинская граница. По украинским законам вы можете въезжать в Крым только с территории их государства. Если вы, подобно Травину, доплыли до Ялты со стороны Ростова-на-Дону, то есть с современной территории России, через границу вас не пустят.

Если же вам удалось доказать обратное и как-то пересечь рубеж, дальнейший путь пройдёт по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Теоретически этот участок вполне проходим, набор высоты будет небольшим — встречаются холмы. Однако рядом восточные регионы Украины — Донецк и Луганск, где ведутся военные действия.


Фото: псковский музей-заповедник

Если вы хотите перевезти свой велосипед за границу, а там — отправиться в путь

Конечно, не у всех есть сила духа и физические возможности, чтобы проехать на велосипеде прямиком от дома до пункта назначения в Европе. В таком случае можно запросто перевезти и себя, и своего двухколесного друга на самолете или поезде, а потом двинуться в путь. Как перевезти велосипед за границу, упаковать его и не переплачивать за сверхнормативный багаж?

Первое, что нужно сделать перед рейсом — разобрать велосипед. Если заморачиваться не хочется, достаточно снять педали и переднее колесо, поместив все это в большую сумку. Средняя «расфиксация» велосипеда включает в себя еще спуск шин и снятие седла. Авиакомпании почти всегда требуют спускать шины, чтобы они не лопнули от давления на высоте. На практике шины вряд ли будут проверять.

Самые продвинутые велопользователи предпочитают разобрать весь велосипед: снять оба колеса, педали, сдуть шины, не снимая трос, тормозные рычаги и манетки, мелкие детали сложить в отдельную сумку. Во всех трех случаях не забудьте взять с собой велоинструменты, чтобы собрать велосипед обратно по прибытии.

Как упаковать разобранный велосипед

Самый хайтек-вариант — жесткий велобокс. Он может быть пластиковый или карбоновый и минимизирует риск повреждения велосипеда. Такими пользуются профессиональные велогонщики. Есть еще велочехол: тканевая упаковка для велосипеда, в которую также можно положить одежду, чтобы в случае чего смягчить удар. А еще чехол можно использовать как дно для палатки или подушку — в общем, многофункциональная вещь.

Если тратиться на специальные девайсы не хочется, используйте картонную коробку. Такую можно попросить в магазине велосипедов или найти среди коробок от бытовой техники.

Нужно ли платить за перевозку велосипеда?

Все авиакомпании по-разному относятся к багажу в виде велосипеда, а значит, и оплату берут разную. Стоимость регламентируется правилами авиаперевозчика: могут запросить оплату по тарифам перевозки багажа сверх нормы или по тарифам перевозки негабаритного багажа. Также у некоторых перевозчиков действует фиксированная стоимость на провоз спортинвентаря. В лучших случаях велосипед в чехле провозится бесплатно как одно место багажа, если укладывается в нормы по габаритам — такую перевозку предлагают, например, «Аэрофлот», «Люфтганза» и другие перевозчики. Всегда лучше заранее позвонить в авиакомпанию и уточнить, какие правила действуют на вашем конкретном рейсе.

Чтобы быть спокойным за велосипед, лучше его застраховать. Возмещение стоимости поврежденного или утерянного багажа оплачивается в соответствии с правилами авиакомпании — во многих странах размер возмещения составляет до 20 долларов на один килограмм. Естественно, это не окупит цену велосипеда, тем более, весь ваш тур накроется медным тазом. Поэтому лучше оформить страховку, выбрав размер компенсации. При потере, порче, задержке багажа все расходы вам будут компенсированы.

После прибытия в пункт назначения нужно получить велосипед на ленте или в зоне выдачи нестандартного багажа. Собрать велосипед можно прямо в аэропорту, если вам так удобнее, а можно и на улице.

Как провезти велосипед в поезде?

В поездах действуют те же правила разборки и упаковки велосипеда, но дополнительно оплачивать его провозку не нужно. На дорогах РЖД велосипеды можно бесплатно перевозить как ручную кладь, если он помещается на багажную полку и не весит больше 36 кг. Если предстоит поездка на дальние расстояния, велосипед можно сдать в багажное отделение, если оно имеется в составе.

Правильно выбираем велосипед для туризма

Для начала необходимо определиться в какие походы, на какое растояние и как надолго вы собираетесь путешествовать?

Где будет пролегать ваш маршрут? По бездорожью и грунтовкам, с редкими вылазками на асфальт, чтобы заехать в кусочек цивилизации – помыться, купить еду и снова уехать в чащу леса или джунглей.

Тогда конечно, вам нужны широкие покрышки и надежная рама со спортивной посадкой. Навесное оборудование желательно самое простое, но простое не означает дешевое. А то, которое можно починить самому. Чтобы посередине болотной жижи вы могли выправить колесо, задний переключатель, заменить покрышки.

По бездорожью и разгильдяйству нужно передвигаться на подготовленном велике

А если наоборот, вы путешествуете преимущественно по трассам, иногда только выезжая на грунтовки. Значит, для вас важна скорость – а это более тонкие покрышки и рама с геометрией шоссейного велосипеда, где верхняя труба расположена горизонтально земле. Можно выбрать различное сочетание звезд. Путешествуя от города к городу не стоит волноваться за навесное оборудование и переключатели и можно ставить продвинутые решения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий