Кросс кантри (Cross-country)
Этот маунтинбайк используется для езды по бездорожью, в особенности извилистым и неровным лесным дорожкам или специально конструируемым для кросс-кантрийного катания трейлам.
Особенностью вида этого велосипеда является рама, которая должна быть не тяжелой, но в то же время и крепкой. Чаще всего используется сплав карбона или алюминия. В основе рамы маунтинбайка должен быть крепкий треугольник, позволяющий равномерно распределить вес ездока на велосипеде.
Амортизация представлена вилкой с ходом около 90 — 110 мм, но не более. Иначе раскачивание велосипеда при катании приведет к замедлению движения, хоть при этом и добавится фактор комфорта прохождения корней, ям, кочек и прочих элементов трассы.
Для торможения используют дисковую гидравлическую систему. Однако можно встретить экземпляры и на V-brake тормозах на задних колесах, что тоже неплохо. Переключатели должно быть качественные и не ниже среднего ценового уровня. Для большего удобства на это вид велобайка устанавливают контактные педали. На колесах резина в ширину не менее 2ʺ с качественным протектором.
Процесс спицовки
Разберём процесс сбора колеса, или спицовки.
Схема проходов для «трёх крестов»
Для начала приготовим всё необходимое:
- Спицы в необходимом количестве, с равными параметрами.
- Втулка с фланцами, подходящими под выбранное количество спиц.
- Обод с соответствующими пазами для ниппелей.
- Спицевой ключ, удобный для закручивания ниппелей.
В незабвенном гайде по сбору колеса от Шелдона 35 шагов, которые следует выполнять корректно и без ошибок. Понятно, что все учатся «в бою», и мы приведём лишь основные этапы: 1. Приготовим спицы (смажем, ещё раз проверим длину и наличие ключа), иначе их невозможно правильно натянуть.
2. Вставляем спицы в колесо, начиная с ключевой, без фанатизма, на 2 оборота
Важно, чтобы количество оборотов (т.е. начальное натяжение) всех спиц было одинаковым. 3
3
Начинаем правильно подтягивать, проходя по всему ободу, на каждом из ниппелей делая по 1 обороту. Если в конце обода становится тяжело его делать, значит, переборщили, возвращаемся назад и делаем по 0,5 оборота
3. Начинаем правильно подтягивать, проходя по всему ободу, на каждом из ниппелей делая по 1 обороту. Если в конце обода становится тяжело его делать, значит, переборщили, возвращаемся назад и делаем по 0,5 оборота.
4. Проверяем восьмёрку – выбираем блок спиц и равняем обод, натягивая ту или иную сторону.
5. Проверяем эллипс – регулировка проста, подтягиваем «горку» или ослабляем «провалы».
6. Проверяем зонтик – необходимо отрегулировать условную окружность крепления ниппелей (центр профиля обода должен проходить по центру велосипеда). Обычно равняют по расстоянию от обода до тормозных колодок.
7. Проводим окончательное натяжение, чтобы все ниппели вошли в пазы.
8. Убираем смазку и подпиливаем концы спиц, если они выглянули в процессе натяжения за пазы – при нагрузках они начнут повреждать камеру и подложку.
Собственно, всё! Конечно, сбор колеса – сложная, особенно для новичка, работа, и приступать к ней стоит только в хорошем настроении и состоянии, чтобы не допускать ошибок. Если хотя бы одна спица сломалась, это повод для выполнения работы заново. Здесь может быть и некачественная партия, и ошибка в последовательности, и элементарная невнимательность.
Специальная установка для крепления колеса, она же «станок», далеко не обязательна. Все правки можно с лёгкостью производит прямо на велосипеде, перевернув его и установив на устойчивое основание. Снять спицы намного проще, чем потом ремонтировать повреждённое из-за ошибок колесо.
Лучшие статьи : Что такое каденс и каким он должен быть при езде на велосипеде?
Обсуждения
Самостоятельная натяжка спиц, настройка колеса велосипеда. Полная сборка колеса своими рукамиКолесо является одной из самых важных частей велосипеда. Если взять два велосипеда — один супер-пупер а другой дешевый десяти-скоростной — и поменять на них колеса, то дешевый окажется быстрее. Но найти хорошие колеса не так-то просто. Да и то, что колесо отбалансировано в момент покупки, вовсе не гарантирует, что оно будет оставаться таким во время эксплуатации.
Сам процесс юстировки колес требует высокой квалификации и, как следствие, большого опыта. Многие профессиональные гонщики почти всю настройку велосипеда делают сами, но настройку колес доверяют профессионалам. Поэтому, Вы должны быть готовы к тому,что с первого раза может не получится сделать юстировку хорошо.
Для работы вам понадобиться специальный ключ для спиц (точнее для ниппелей спиц). Ниппели бывают разных размеров: 3.22 мм. 3.3 мм. 3.45 мм. 3.96 мм
Важно чтобы ключ точно подходил, иначе он будет проскальзывать. Так выглядят ключи для спиц. Так выглядят ключи для спиц
Так выглядят ключи для спиц
Желательно, но не обязательно иметь специальный станок для правки колес и инструмент для измерения силы натяжения спиц. И уж совсем здорово, если у вас есть специальный инструмент для центрирования обода относительно втулки.
Станок для правки колес
Если у вас нет специального станка, то можно юстировать колесо прямо на велосипеде, используя тормозные колодки ободных тормозов, чтобы оценивать деформации. При этом надо особенно тщательно проверить насколько ровно стоит колесо и как работают тормоза.
Обычно описываются действия по шагам: первый шаг, второй и т.д. В данном случае, больше всего, что некоторые операции надо будет повторить несколько раз. Вполне возможно, что после выправления яйцевидности (радиального смещения) придется опять править боковое смещение, или наоборот.
Существует несколько критериев для оценки юстировки:Боковое смещениеРадиальное смещениеСила натяжения спицЦентрирование относительно втулки
Исправление всех этих смещений происходит за счет затягивания спицы (поворот ниппеля по часовой стрелке) или ослабления спицы (против часовой стрелки). При этом вращается только ниппель, сама спица не вращается.
Спицы которые с права — тянут обод вправо. Те которые слева — влево. Если с одной стороны спицы натянуты сильнее — то в этом месте обод будет «перекошен»
Стоит обратить внимание на следующий важный момент: спица воздействует не только на тот участок обода, к которому она прикреплена, но и на соседние (но в меньшей степени). Натяжение одной спицы воздействует на соседние участки обода. Натяжение одной спицы воздействует на соседние участки обода
Натяжение одной спицы воздействует на соседние участки обода
Поскольку станок для правки колес есть мало у кого, дальнейшее описание ориентировано на вариант с установкой колеса на велосипед. Естественно перед тем как править обод, необходимо снять покрышку и камеру. (Еще должен быть флиппер — такая полоска, которая защищает камеру от спиц, ее можно сразу снять).
Сила натяжения спиц
Начать осмотр колеса можно с силы натяжения спиц. Если есть спицы которые совсем не натянуты — надо их подтянуть.
Измерить натяжение спиц можно с помощью специального инструмента. Для каждого колеса есть свои рекомендуемые значения. Спицы заднего колеса всегда натягивают сильнее, чем спицы переднего.
Аналоговый и цифровой измерители силы натяжения спиц
Возможно, опытные механики могут определить натяжение по звуку или на ощупь. Но мне кажется это не самый надежный вариант.
Много специалистов веломехаников вообще не умеют правильно собирать колеса, на которых можно долго ездить без подстройки. Но даже квалифицированные механики не имеют достаточно времени для тщательной работы и пропускают некоторые операции, вследствие чего снижается качество и надежность. Поэтому лучше всего разобраться и собирать колеса самому. Делается это следующим образом:
1. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.
2. Если отверстия на фланцах втулки имеют зенковку только с одн
Виды велосипедных колёс без спиц
На сегодняшний день инженерами разработано три вида колёс, которые выступают заменой привычному аналогу со спицами.
На литых дисках
В этом виде байков спицы заменяются на лопасти, соединяющие втулку и ходовую часть. В основном их изготавливают из алюминия или сплава алюминия с магнием углеродом.
Литой диск – это цельная неразборная деталь, каждый диск имеет до 5-6 лопастей. Внешне они создают впечатление тяжёлых запчастей, но на деле это не так – алюминий является лёгким материалом.
В общей сложности оба диска будут весить до 2 кг. Хотя, в сравнении со спицами это всё равно тяжелее – вес колеса со спицами составляет всего около 500 гр.
Первоначально байк на литых дисках использовались для соревнований в гоночных заездах, а в дальнейшем обрели популярность среди любителей обычных велопрогулок.
Развитие большой скорости обусловлено тем, что литые диски имеют гораздо большую жёсткость, чем аналоги со спицами. Благодаря этому они не пружинят и легче разгоняются.
Однако они приспособлены исключительно для ровных трасс – для экстремальной езды лучше выбрать привычные модели.
Байки с литыми дисками выпускают следующие бренды:
- BMW;
- Ferrari;
- Lamborghini.
Но китайское производство не означает плохое качество – велосипеды с литыми дисками способны прослужить много лет.
На эллиптических лентах
По-другому такое устройство колеса называют «петельным». Данный механизм был изобретён инженером из Британии Сэмом Пирсом.
Эллиптическая лента представляет собой плоскую ленту из углепластика, которая свёрнута таким образом, что центральная ось и обод скрепляются между собой.
Центр колеса представляет собой треугольник, внутри которого закреплена втулка. Часть ленты, которая находится посередине, прикрепляется к ободу, а края – к сторонам треугольника.
Всего на одно колесо требуется три таких свёрнутых ленты.
Модели с таким устройством ещё не так широко распространены.
Особенностью такого устройства колёс являются высокие амортизационные свойства, которые обретает велосипед. Достигается это за счёт того, что во время движения ленты сжимаются и растягиваются.
Материал изготовления лент – углеродный пластик – лёгкий и гибкий, при этом очень надёжный. Он может многократно деформироваться, не теряя при этом первоначальных свойств.
Nulla
Эта технология родом из Италии на сегодняшний день является последней разработкой разновидности колеса без спиц.
На сегодняшний день таких велосипедов ещё нет в продаже – разработка ещё не завершена.
В переводе c итальянского «nulla» означает «ничто», «пустота». Это ярче всего характеризует колёса с данной технологией. От колеса привычного нам вида остался лишь обод.
У него отсутствуют не только спицы, но и центровая часть.
Весь внешний вид велосипеда кардинально отличается от привычного всем железного коня. Он выглядит минималистично и футуристично – байк действительно напоминает транспорт будущего.
Изменения претерпели не только колёса, но и сама конструкция рамы – она приобрела форму треугольника.
Такая конструкция велосипеда приводит к некоторым затруднениям, которые пытаются решить итальянские инженеры – необходимо найти решение, куда устанавливать систему переключения передач, переключателей, тормозную и амортизационную системы.
Вариации устройства велосипеда по технологии Nulla:
- Передача усилия производится за счёт ремня привода.
- Усилие передаётся через цепную передачу.
Ещё одной особенностью конструкции «велосипеда будущего» является то, что переднее колесо крепится к рулевой части рамы с помощью специальных роликов.
Кроме держателей колёса, ролики выполняют ещё и другие функции: они обеспечивают поворот и поддерживают движение.
Кроме того, у таких велосипедов нет передней вилки, что также принципиально отличает их от обычных байков.
Конструкции велосипедов без спиц
С каждым годом производители велосипедов всё больше поражают своим многообразием модельного ряда. Разработчики разными способами совершенствуют внешний вид и технические характеристики моделей, а в последнее время и вовсе ломают стереотипы, удивляя отсутствием спиц в колёсах. Поколение современных байков, несомненно, радует креативом дизайнерских решений. Попробуем разобраться, чем же инженеры заменили спицы в колёсах, что теперь будет выполнять их функцию и как устроены велосипеды без спиц.
Велосипед без спиц
Литые диски
Стильная инженерная разработка в виде литых дисков имеет как ряд преимуществ, так и недостатков.
Велосипеды с цельнолитыми дисками отличаются:
- оригинальностью дизайна;
- высокой аэродинамикой;
- жёсткостью конструкции;
- более низким коэффициентом сопротивления воздуха;
- ненадобностью дополнительного ухода;
- хорошей управляемостью и реакцией на торможение.
Вместо обычного обода с множеством тонких спиц цельные диски имеют несколько более широких лопастей, соединяющих втулку с ходовой частью конструкции. Лопасти могут иметь разнообразную форму и цвет, благодаря чему каждая модель выглядит особенно.
Такое колесо не разбирается, а также при повреждении не подлежит ремонту. И если тот факт, что подкручивать и настраивать в процессе пользования ничего не придётся, является плюсом, то неремонтопригодность — это существенный недостаток.
Производство таких дисков стоит недёшево, поэтому стоимость оригинальных брендовых агрегатов очень высока. Многочисленные китайские подделки высокой прочностью не отличаются, поэтому, кроме расстройства по поводу поломки, поездка на таком велосипеде может оказаться травмоопасной. Велосипеды на литых дисках смотрятся эффектно и необычно, напоминая своим видом колёса машин. Многие из них даже носят имена известных брендов, таких как Land Rover, BMW, Mersedes и других.
Велосипед с литыми дисками
Среди недостатков также можно отметить вес изделия, который, как ни крути, всё же больше, чем у классического колеса. Из-за жёсткости конструкции область применения подобных велосипедов тоже довольно небольшая — только ровные прямые дороги.
Эллиптические ленты
Ещё одно современное дизайнерское решение — Loopwheel («петельное колесо»).
Ленты углепластика закручены в виде петли таким образом, чтобы равномерно закрепить обод к оси вращения. Края лент крепятся к треугольнику, внутри которого расположена втулка, а середины непосредственно к ободу. Этим обеспечивается надёжное крепление обода и равномерное распределение усилий.
Преимущественными особенностями колёс на эллиптических лентах являются:
- прочность конструкции;
- отличная амортизация;
- своеобразность исполнения.
Велосипед с Loopwheel
Сами ленты сделаны из углеродного пластика — это прочный, гибкий и лёгкий материал, благодаря которому такое колесо порадует своего владельца долговечностью, обеспечит хорошую амортизацию и лучшее передвижение по неровной дороге. Но в связи с малой жёсткостью минусом такой конструкции будет плохая динамика, а это небольшое сопротивление воздуху, медленный разгон велосипеда и тяжёлый подъём в гору. Тут уже каждый велосипедист выбирает для себя сам, какие характеристики двухколёсного друга преимущественно важны в зависимости от условий эксплуатации.
Nulla — колесо будущего
Это, наверное, самый безумный футуристический концепт велосипеда без спиц в колёсах.
Внутри такого колеса абсолютная пустота, чем и обусловлено, собственно, само его название. Несмотря на отсутствие привычной втулки по центру, колесо вращается при помощи зубцов, расположенных во внутренней части обода. Так, задний обод представлен в виде внутренней шестерёнки и зацепляется с внешней — втулкой. Благодаря узлу, который близко расположен к педалям, обеспечивается высокая продуктивность крутящего момента. Усилие передаётся посредством приводного ремня, а повороты руля и собственно движение осуществляются при помощи роликов, к которым закреплено переднее колесо. Треугольная рама также придаёт модели необычный вид.
На данный момент подобные велосипеды ещё находятся в стадии разработки, потому как модификация продумана не до конца и ещё стоит продумать, как установить систему передач, тормозов и переключателей. На таких велосипедах можно будет ездить только по ровным дорогам из-за плохой амортизации конструкции.
Несмотря на то, что велосипед уже изобретён и классическое колесо исправно выполняет свои функции, инженеры-дизайнеры пытаются уйти от классики и продолжают вносить креатив, теперь предлагая потребителю велосипед без спиц.
- на сайте
- ВКонтакте
Про модель безспицевого мото «Рыба-меч»
Это пожалуй самый яркий представитель двухколесных железных коней, не имеющих спиц. Совсем недавно безспицевый байк был футуристической и несбыточной мечтой. Только благодаря титаническим трудам лучших инженеров можно уже сегодня прокатиться на необычном мотоцикле без спиц.
Необычные мотоциклы с колесами без спиц вышеуказанной модели – это чоппера, работа над которыми проходила под командованием дизайнера Александр Котляревского. Стальной конь «Рыба-меч» не может не завораживать.
Конструкция этого байка имеет плавные и сексуальные линии, которые резко сменяются элементами с агрессивным настроением. Все же последнее ничуть не отталкивает.
Весь апофеозом вышеуказанной картины состоит, без сомнения, в колесах чоппера «Рыба-меч». Именно последние приковывают взгляд людей (в первую очередь, красивых девушек). Каждый проженный байкер наверняка оценит это мото-творение.
Необычные мотоциклы с колесами без спиц Monster
Это еще один хорошо известный поклонникам железных коней байк будущего. Его создали сотрудники «Amen Design», которым удалось воплотить долголетнюю мечту в реальность. Конструкторы быстренько создали мотоцикл, который имеет пару безспицевых колес.
Самое главное, каждый элемент конструкции байка отлично смотрится и безупречно работает при езде. С таким типом колес мото хорошо держит дорогу.
У Необычных мотоциклов с колесами без спиц типа «Monster» много ярко выраженных преимуществ.
В числе последних:
– увеличенный тормозной рычаг;
– максимально точный руль;
– снижение вибрации;
– наличие низкого центра тяжести.
Детально про необычные мотоциклы с колесами без спиц
Эти байки производятся преимущественно в виде концептов, но постепенно проекты планируют пускать на поток (массовое производство). Один из вариантов безспицевых мото базируется на модели BMW – «R1200S». Вероятно, что вскоре компания «BMW» займется активным выпуском таких байков вплотную.
February 20, 2010
Как вы представляете себе колесо? Шина, обод, спицы, ось. Эта конструкция кажется настолько аксиомной, что выкинуть её из головы врят ли получится. Отсюда же пошло выражение – “вставлять палки в колеса” – заклинит ведь, между спицей и рамой.
Но тем не менее, давным давно инальянец Франко Сбарро сумел изобрести колесо не только без спиц, но и вез центральной оси. Констркуция кажется невероятной, но тем не менее она суествует и смотрится крайне эффектно. Ниже мы приведем фото транспорта, сделанного на таких колесах.
Как это работает? Довольно просто. Само колесо представляет из себя либо обод, за который цепляется спаренный комплект роликов (как на американских горках), либо здоровенный подшипник, внутренняя часть которого при движении остается неподвижной. К ней то собственно и крепится обычно рама.
Недавно группа студентов из Йелльского университета, в качестве эксперимента сделала велосипед, задне колесо которого было сделано без спиц. На приведенных ниже фотографиях хорошо видны некоторые особенности конструкции.
Теоретически, колеса без спиц имеют преимущества перед стандартными – это априори меньший вес, лучшая устойчивость, понижение центра тяжести и эффектный вид. Но их сложно и дорого изготавливать (подшипник 500 мм!), а также их нельзя просто взять и поставить на обычный мотоцикл например. Возникают также проблемы с защитой от изгибов, грязи, мощностью крепления и технологией установкой тормозов.
Попытки поставить колеса на серийное производство были. Зарегестрированный во Франции завод Осмос (Osmos), основанный Домиником Моттасом, проводил технические и коммерческие эксперименты в 90-х годах. Большого коммерческого успеха они не имели, зато Моттасу удалось получить на них патент.
В процессе сборки
Конечно конструкция уж очень непредсказуемая. Попробуйте на таких колесах заехать в какую ни будь грязь – весь механизм выйдет из стройя, забившись всевозможным мусором. Вообще смотря на все эти мотоцикля мне кажется что такое колесо может просто вылететь повернувшись не под тем углом в гнезде. Но это ощущение.
Однако для выставок и концептов колеса подходят идеально, если нужно эффектно выступить – Осмос-колеса самая лучшая идея.
В теории, такие колеса имеют преимущества перед стандартными – меньший вес, снятие некоторых технических ограничений и эффектный вид. Но они более дороги в изготовлении и их трудно приспосабливать к обычной мото-технике. Возникают также проблемы с защитой от изгибов/прочностью и установкой тормозов.
Наша цель – свой ФабЛаб в Санкт-Петербурге!
Следите за новостями!
Разновидности велосипедов без спиц
Сейчас велосипеды становятся все более актуальными. В больших городах развивается инфраструктура, благодаря которой они могут спокойно перемещаться. Для кого-то двухколесный транспорт становится основным, заменяя машины и автобусы. Поэтому ведется очень много разработок в этой сфере. Постоянно изобретается что-то новое. Одной из таких новаций можно считать велосипед без спиц. Зачем он нужен и какие у него особенности?
Виды
Металлический обод, спицы и втулка – это основные части каждого колеса. Такая система проверена столетиями. Она довольно прочная и надежная. Но инженеры решили бросить вызов классике и создать что-то новое – велосипед без спиц в колесах.
Существует несколько разных видов. Каждый из них отличается своими особенностями и имеет разные характеристики. Одним из самых распространенных велосипедов без спиц является байк на литых дисках. Малоизвестный, но не менее удивляющий – с колесами на эллиптических лентах. Вершиной данного топа становится собственно велосипед без спиц. Подробнее о каждом из них будет чуть ниже.
Литые диски
Главная особенность такого обода – целостность. Он никак не разбирается. Вместо самых обыкновенных спиц здесь лопасти, которые также соединяют обод и втулку. Колесо отливается из одного материала. Чаще всего это алюминиевый сплав.
Изначально такие диски ставили только на спортивные модели. Специальная форма придает конструкции лучшую аэродинамичность. Спустя некоторое время они начали появляться в свободном доступе. Теперь же их можно приобрести во многих спортивных магазинах.
Делают их по специальной технологии, под большим давлением. Так деталь получается крепкой и однородной, без всяких дефектов.
Плюсы и минусы литых дисков
У всего есть свои положительные и отрицательные стороны. У литых дисков того и другого немало. Из плюсов можно сразу выделить:
- Нестандартный внешний вид.
- Высокие показатели аэродинамичности.
- Модели не требуют какого-либо ухода.
Первое, за что их полюбили обычные велосипедисты – это, конечно, очень красивый дизайн. Такую деталь сложно не заметить. Обычно такие диски еще красят в различные яркие цвета. Так что с ними можно легко выделиться из серой велосипедной массы.
Благодаря хорошей обтекаемой форме сопротивление воздуха становится меньше. А это значит, что нужно прикладывать меньше усилий.
Конструкция является довольно жесткой. Она не может деформироваться. Поэтому небольшие удары выдержать сможет. Но отсюда появляются и некоторые минусы:
- Большой вес.
- Модель не подлежит ремонту.
- Высокая стоимость.
Колеса на эллиптических лентах
Это такая конструкция, где вместо стандартных спиц используют свернутые полоски углепластика. Они скручиваются в эллипс и крепятся с одной стороны к втулке, а с другой – к ободу. На каждое колесо приходится по 3 ленты. Они обладают очень хорошими амортизирующими способностями. Единственный их минус – плохой накат. Из-за недостаточной твердости много энергии уходит на амортизацию. Поэтому разогнаться на таких колесах хорошо не получится.
Nulla – велосипед без спиц
Минимализм и футуризм – вот так можно выразиться про этот байк. «Нулла» – это новейшая разработка в велосипедной сфере. Разработчики попытались полностью убрать спицы и втулку. От старой конструкции остался только обод.
Колесо выполняет роль большой шестерёнки. Ноги приводят в движение звездочку, которая взаимодействует с ободом, на котором нанесены насечки. Поэтому этому байку не нужна втулка.
Выглядит он очень элегантно. Создается впечатление, что это какой-то агрегат из будущего. Точная цена велосипеда без спиц в колесах пока еще не известна, так как он находится еще в стадии разработки. Инженерам надо решить еще несколько проблем с тормозами и трансмиссией. Но вскоре такое чудо сможет выйти в свободную продажу.