Резюме
Итак, главный совет при выборе крыла – выбирайте то, которое вас не спугнет.
Будьте честны с самим собой о вашем текущем уровне мастерства. Может быть, ваше сегодняшнее крыло вполне для вас подходит, а ваши деньги лучше потратить на дополнительные обучающие курсы?
Не поддавайтесь искушению думать слишком много о высоких летных характеристиках
Вместо этого направьте свое внимание на весовую вилку и управляемость.
Если же решение о смене принято, то облетайте 3 или 4 крыла (если больше, то можно запутаться), если у вас нет опыта и времени, то обратитесь к авторитетным пилотам за советом.
Все, что осталось, это выбрать шикарный цвет, убедиться, что комплектация вас устраивает и наслаждаться!
Что можно делать в полете
Пока Вы поднимаетесь на высоту, Вы можете спокойно достать фотоаппарат и фотографировать открывающийся вид. Посмотреть есть на что: Вы висите в воздухе, обзору ничего не мешает. Снимайте видео, делайте фотографии, камеру, только, крепко держите.
Забрались на высоту, от троса отцепились, стали свободнее. Если погода позволяет и у Вас есть желание – можете попробовать управление парапланом под руководством пилота. Берите клеванты. Тянем правую, левую отпускаем до предела вверх – аппарат начинает правый поворот. Летите туда, куда хотите!
Хочется адреналина? Давайте покрутим спираль! Крыло было сверху, а теперь оно стоит перпендикулярно земле, свистят стропы, растет перегрузка, крутимся!!!
Выходим в горизонтальный полет и так высоты много съели. Немного полетаем и на посадку, пройдемся над зрителями, пусть фотографируют.
Если у Вас остались вопросы, Вы всегда можете их задать по телефону, если нет – заказывайте полеты на параплане здесь.
Мотопараплан и параплан
Среди начинающих пилотов есть мнение, что параплан и мотопараплан — это разные летательные аппараты. Но хочется заверить, что это не так. Существенной разницы между ними нет, внешне они абсолютно одинаковые. Отличие чаще всего наблюдается на свободных концах. Для мотопараплана свободный конец вместо обычного триммера имеет «минус-триммер», который выполняет роль акселератора. В штатном режиме минус-триммер затянут. Крыло в таком режиме летит на установочном угле атаки. Если отпустить минус-триммер, то на свободных концах увеличивается длина задних рядов. В результате этого угол атаки крыла уменьшается, и оно летит быстрее. Данный элемент был создан из тех соображений, что для новичков акселератор может стать причиной нештатной ситуации — планка акселератора, которая выжимается ногами, может попасть в плоскость вращения винта и повредить винт, а также привести к серьезному падению.
Мотопараплан предназначен для полетов с парамотором. Связка «параплан+мотор» дает дополнительную степень свободы. Вы можете взлететь с любой площадки. Для полетов вам уже не нужны ни горы, ни лебедки. За счет тяги двигателя вы набираете высоту и летите туда, куда пожелает душа!
Термический восходящий поток — термик
Преимущественно формируется в той ситуации, когда активно солнце. Ввиду собственной неоднородности прогрев будет неравномерным и теплые воздушные массы над некоторыми участками поднимутся кверху пузырьками либо целыми столбами разогретого воздуха.
Термики являются самыми популярными разновидностями потоков, формируются фактически во все солнечные дни. Сила термопотоков в основном соответствует активности солнца. Самые сильные потоки наблюдаются в летний период и в конце весны.
При обработке термических потоков человек набирает высоту выше облаков, используя ее на движение по избранному маршруту к последующему термику. Маршрутные полеты являются основной дисциплиной соревнований и уровнем мастерства всех парапланеристов.
Но научиться этому намного труднее, чем в динамических восходящих потоках. Так как термик не будет заметен и зачастую он не связан с рельефом, отыскать его и как следует обработать (подняться на наибольшую высоту) будет крайне трудно. Для этих целей понадобятся соответствующие умения и квалификация. Помимо этого, термоактивность может сопровождаться высокой турбулентностью, с которой должен справиться любой пилот.
Преимущества:
- Термопотоки формируются фактически в любой день солнечной активности, пилот не связан с конкретным рельефом.
- Высота полета бывает ограничена лишь облаками (1–2 км в России в летний период), в ряде ситуаций границей становятся лишь физические возможности пилота.
Недостатки:
- Необходимые для полетов термопотоки появляются лишь летом, в зимний и осенний период термики отсутствуют.
- Высокая турбулентность нуждается в надлежащей квалификации пилота, который способен справиться с нестандартными ситуациями.
- Трудность поиска термопотоков — их появление весьма ситуативно, человек лишь оценивает саму вероятность.
Немного о парапланеризме
Парапланы – сверхлегкие летательные аппараты, основой которых служит планирующий парашют. Благодаря крылу, которое обтекает надвигающийся воздушный поток, создается подъемная сила. Парапланирование – процесс непрерывного расхода высоты.
На сверхлегком параплане опытный пилот может преодолеть расстояние свыше трехсот километров. Максимальная высота подъема составляет около четырех километров.
Параплан – самый легкий и компактный летательный аппарат в мире. В состав его конструкции входят крыло, подвесная система, запасной парашют и прибор. Все это складывают в рюкзак, который весит примерно двенадцать килограммов. Сверхлегкие модели параплана обладают весом не более трех килограммов.
Парапланом довольно просто управлять при нормальных метеорологических условиях. Первоначальное обучение происходит быстро.
Погода влияет на полеты. Пилот должен быть настоящим мастером, если в воздухе наблюдается термическая активность. Чтобы безопасно выполнить маршрутный полет, необходимо серьезно обучаться этому делу и постоянно совершенствовать пилотные навыки.
Парапланы – самые медленные летательные аппараты. Обычно они передвигаются со скоростью от двадцати до семидесяти километров в час.
Иногда их оборудуют дополнительным силовым агрегатом – мотором, тогда они превращаются в мотопарапланы, для взлета которых подойдет любая поверхность. Мотор способствует набору высоты. В этом случае погода не влияет на полет.
Опытные инструкторы научат вас всем тонкостям управления парапланом. Для тренировок в России созданы специальные дельтадромы. Для их размещения выбирают местности с наиболее подходящими для полетов климатом и ландшафтом.
Тандем – полет на параплане с опытным парапланеристом. Пассажиру-туристу в этом случае приготовлено дополнительное сиденье. Он может любоваться живописными видами с неба и заняться созданием панорамных фотографий. Но во время взлета и приземления ему все же придется поработать ногами.
Летные характеристики парапланов
А. Горизонтальная скорость параплана находится в диапазоне 20 — 65 км/ч.Нижняя граница обусловлена простотой старта с ног. Чем выше минимальная скорость параплана, тем быстрее приходится бежать во время старта. Оптимальным значением является 20-23 км/ч, и многие производители учитывают это требование при разработке парапланов. Верхняя граница скорости параплана обусловлена реакцией пилота на сложение крыла. При высоких скоростях полета (обычно это достигается на выжатом акселераторе) сложение происходит энергичнее и приводит к серьезным последствиям, в результате чего приходится пользоваться запасным парашютом. По этой причине все парапланы для начинающих пилотов и пилотов выходного дня имеют максимальную скорость полета около 50 км/ч.
Б. Вертикальная скорость (скорость снижения)Когда говорят о скорости снижения крыла, то имеют в виду минимальное значение. Чаще всего минимальная скорость снижения на парапланах равна 1,5 — 1 м/с. Чем меньше минимальная скорость снижения, тем лучше параплан выпаривает в восходящих потоках. Обычно спортивные парапланы имеют минимально возможные значения скорости снижения.
Аэродинамическое качество (глайд)
Величина, характеризующая возможности параплана. Это отношение дальности полета на высоту. Предположим, параплан при потере одного метра высоты пролетает 8 метров, следовательно, качество данного параплана равно 8. Чем выше это число, то лучше летит параплан. На современных спортивных парапланах глайд составляет около 11 единиц. Это очень высокий показатель для параплана. Учебные парапланы имеют качество около 7-8 единиц.
Чтобы повысить аэродинамическое качество параплана, многие производители идут на разные хитрости. Задача состоит в том, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление крыла, куда входит профильное сопротивление и индуктивное сопротивление. Чтобы уменьшить профильное сопротивление, приходится работать с формой профиля и длиной стропной схемы параплана. Чтобы уменьшить индуктивное сопротивление, приходится увеличивать удлинение крыла. Удлинение — это отношение квадрата размаха на площадь крыла. Чем выше удлинение, тем больше размах при одинаковой хорде крыла. Управлять парапланами с большим удлинением сложно, они требуют точного управления, на таких парапланах летают только спортсмены.
Шаг 1. Узнайте вашу категорию
С чего начать выбирать? Сначала имеет смысл ознакомиться с системами сертификации парапланов. Существуют две систем сертификации, а именно LTF (официально называется DHV) и система EN. Системы имеют много схожего:
DHV1 – ENA – крылья, используемые парапланерными школами для обучения. Обеспечивают самую высокую безопасность пилоту, прощают большую часть ошибок. Самостоятельно выходят из опасных полетных ситуаций, таких как сложение крыла. Также именно крыло этого класса лицензируется для установки мотора.
DHV1-2 – ENB. Выше летные качества, скорость выше, маневренность – хороший выбор для тех, кто продолжает учебу. Можно летать и новичкам с прицелом на будущее. Также высокий класс безопасности, самостоятельно восстанавливаются после сложения. Ошибки прощают, кроме прямого удержания в неверном положении. В данном классе также выпускают крылья, сертифицированные для полетов с мотором, которые намного более безопасны, чем специальные рефлексные крылья
DHV2 – ENC. По мнению Тоби Коломба, мирового рекордсмена в тандемном полете на параплане, половине пилотов, летающих на типе ENC (LTF2/LTFC) не следует спешить переходить на крылья более высокого класса. Дело в том, что с увеличением чувствительности, маневренности и скорости крылья этого класса можно считать даже безопаснее предыдущего класса 1-2. Только при условии регулярного налета, 70 часов в год, и отличных навыков пилотирования, можно считать, что безопасность будет в надежных руках, при переходе на следующий уровень.
DHV2-3 – END – крылья для опытных спортсменов, умеющих быстро и адекватно реагировать на сложения крыла. Для восстановления такого крыла после сложения требуется выполнить ряд четких движений.
DHV3 — ENE — без сертификации – крылья для спортсменов экстра-класса, и этим все сказано созданные для соревновательных полетов самого высокого уровня. Крылья, обеспечивающие максимально возможные летные качества, восстанавливаются после сложения только при грамотном действии пилота.
При переходе к следующему классу параплана полезно будет:
- Зайти на сайты производителей парапланов (не дилеров!). На какие цели рассчитаны их крылья. Какая у них репутация: есть ли обратная связь. Как много пилотов пролетели 100 км или больше с одно старта, например. Смена крыла для пилота, сама по себе, редко приводит к увеличению дальности полетов. Опыт делает.
- Оцените аэродинамическое качество. За последние три года качество некоторых крыльев было увеличено у определенных классов. Увеличение качества улучшает летные характеристики крыла, но с высоким качеством требуется больше «навыков» от пилота. Разные качества требуют разного подхода к управлению! Например, Крыло Gradient XC2, относится к категории ENC и привлекает пилотов из-за высокого качества 6,4! XC2 относится к классу «безопасных» крыльев, но из-за своего качества оно даст фору классу EN-D и LTF2 / 3.
- Поговорите с опытными пилотами, которые могут дать вам дельный совет — лучше, если это будет не ваш «летающий товарищ» и уж точно не местный дилер.
Лётные характеристики
Аэродинамика
Одна из основных характеристик летательного купола. Чтобы её определить, рассчитывают соотношению между вертикальной и горизонтальной скоростями аппарата.
Эта характеристика определяет количество километров, которое параплан может пролететь и сколько метров высоты при этом потеряет.
При выборе параплана лучше отдавать предпочтения тем товарам, чьи аэродинамические показатели выше.
Устойчивость
Этот показатель сложно определить при проведении сертификационных тестов. Он может быть разным у парапланов одного класса. Такие устройства даже стоить могут одинаково, но в небе поведут себя по-разному.
Из-за разности этих показателей один купол будет отлично вести себя в небе и позволит летать на нём на многокилометровые расстояния. Второй купол не даст уверенности в полёте, так как всё время будет гулять из стороны в сторону.
Перед покупкой аппарата желательно почитать отзывы парапланеристов о каждом устройстве и вычеркнуть из списка покупок те товары, которые не отличаются высокой устойчивостью.
Состояние летательного аппарата
Лучше всего приобретать новый летательный аппарат, но когда такой возможности нет, можно купить поддержанный
Никто не дает гарантий, что параплан долго прослужит, поэтому важно тщательно провести осмотр
Поддержанная техника не подойдет начинающим пилотам, так как у них нет опыта в выборе парапланов, и они могут купить некачественный товар, который сложно будет в дальнейшем перепродать. Лучше спросить мнение более опытных пилотов, которые предоставят независимую критику.
Главное, что нужно учесть при покупке поддержанного параплана:
- Дата выпуска и год разработки модели.
- Фирма-изготовитель.
- Степень изношенности.
Не стоит экономить деньги и покупать несертифицированный товар, лучше накопить средства на качественный летательный аппарат. Перед покупкой нужно ознакомиться с отзывами и мнениями покупателей, чтобы приобрести хорошее и долговечное изделие.
Конструкция мотопараплана
Стандартная конструкция парамотора включает в себя следующие комплектующие:
- Мотор;
- Рама;
- Подвеска;
- Ограда;
- Бак для хранения топлива;
- Система подцепки крыла;
- Ручка для управления приводом.
Зачастую такой транспорт передвигается с использованием двухтактных двигателей внутреннего сгорания, оснащенных шестеренчатым или же ременным редуктором. В некоторых случаях производители оснащают свои модели специальными центробежными муфтами, блокирующими свободное вращение винта во время холостого хода. Сами винты в большинстве случаев производятся из углепластика или дерева с двумя или четырьмя лопастями.
Основой конструкции является рама, которая удерживает топливный бак, двигатель и другие комплектующие. Для обеспечения максимальной надежности и долговечности при сохранении нужных технических характеристик устройства ее производят из тонкостенных стальных, титановых, алюминиевых или композитных труб. За счет использования ограждения винт защищен от попадания в него строп, конечностей и других посторонних предметов.
Подвеска представляет собой кресло, которое оснащается ремнями безопасности для обеспечения защищенного полета. В некоторых моделях подвески оснащены протекторами, изготовленными из вспененного полистирола, предназначенного для обеспечения защиты во время падения. Помимо этого, в подвеске может предусматриваться багажник и контейнер, в котором будет храниться запасной парашют, страховочные петли и другие комплектующие. Производится подвеска из облегченных синтетических материалов.
От используемой системы подцепки крыла во многом зависят особенности управления парамотором, а также его чувствительность к регулировке веса и удобство управления крыльями. В зависимости от исполнения они могут отличаться друг от друга по высоте подвеса. Чем меньше будет расстояние между ТП и ЦТ, тем более высокой оказывается чувствительность и упрощается управляемость, но при этом крыло сильнее передает «болтанку», а помимо этого, сильнее чувствуется реактивный момент, идущий от винта. Лучше всего, чтобы ось вращения винта совпадала с точкой подцепки.
В некоторых современных моделях используются более современные и универсальные устройства, в которых функции указанных выше приборов могут объединяться между собой.
Помимо всего прочего, стандартная конструкция предусматривает наличие специальной ручки управления двигателем — небольшой рукоятки, объединенной с мотором с помощью тросика, расположенного в боуденовской оболочки. С помощью этого приспособления человек может в нужное время корректировать обороты двигателя или же регулировать тягу.
Имеет ли смысл приобрести подержанный параплан, чтобы сэкономить на покупке?
Парапланы относятся к категории сложной техники, полноценно проверить
которую непосредственно при покупке затруднительно. Когда вы покупаете
новый параплан, на него распространяются гарантийные обязательства
производителя. Если у вас после покупки возникнут какие-либо претензии,
они будут решены продавцом вплоть до замены параплана или возврата денег.
На подержанную технику гарантий никто не дает. Как только вы отсчитаете
продавцу деньги за покупку старого крыла, все дальнейшее ваши
личные трудности. Это первое.
Второе соображение. Если провести аналогию с рынком подержанных автомобилей,
можно заметить, что автомобили частенько продают тогда, когда они еще ездят,
но скоро начнут рассыпаться: “покатался сам дай починить
товарищу”. В ситуации с парапланами принципиальных отличий нет. Только
цена ошибки другая. При неожиданной поломке старого автомобиля в крайнем
случае вам придется идти домой пешком. Если же у вас в полете
“вдруг” начнут рваться стропы или ткань купола, последствия могут
быть существенно печальнее…
Не экономьте на безопасности своего снаряжения! Расход летного
ресурса параплана зависит не только от формальных часов его налета, точно
установить которые при покупке как правило невозможно, но и от того как крыло
летало. Не жарилось ли на солнце, не хранилось ли мокрым, не купалось ли в
соленой морской воде, насколько активно эксплуатировалось под повышенными
нагрузками при полетах на буксировочных лебедках или на пилотаж. Чтобы,
приобретая подержанный параплан, впоследствии не пожалеть о покупке, необходимо
очень хорошо ориентироваться в этих вопросах.
Начинающий
пилот такими знаниями не обладает.
Шаг 6. Цена вопроса
Продолжительность службы параплана в среднем составляет 5 лет, есть отдельные экземпляры, которые летают до 8 лет. Хотя при желании параплан можно износить и за полгода. Федерация парапланерного спорта не раз выносила на обсуждение подобные случаи с плачевным концом, как правило, причина заключалась в том, что крыло не имело паспорта и гарантий
Поэтому при покупке параплана нужно, прежде всего, обращать внимание на:
- Наличие документов
- подержанные парапланы следует тщательно перепроверять перед покупкой. Ни каждый готов экономить на своей безопасности, а экономия получается существенной. Их стоимость начинается от 300 долларов, но безопасность превыше всего.
Новый качественный параплан европейского производства стоит от 2,5 до 5 тысяч долларов. Отечественный — 1,5-2. Отличие по летным качествам несущественное.
Как найти единомышленников?
Если вы живете далеко от Москвы, попробуйте набрать в интернет-поисковике
слова “параплан” и название вашего города или района. Может быть,
вам повезет и вы наткнетесь на сайт уже имеющегося поблизости от вас
парапланерного клуба.
Можно отыскать контакты представительства ДОСААФ вашего региона. Если в
ваших краях есть зарегистрированные в ДОСААФ клубы, там вам подскажут,
как их найти.
Попробуйте узнать о ближайших клубах в региональном представительстве
Объединенной федерации сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). Вот
ссылка на список этих представительств на официальном сайте ОФ СЛА:
http://ofsla.ru/regionalnyie-otdeleniya.html.
Покупка параплана: на что обращать внимание
Выбор идеального параплана для каждого пилота зависит от многих факторов. Являетесь ли вы новичком или опытным пилотом, нет однозначного варианта, который был бы лучшим. Каждый из них имеет плюсы и минусы
Ключом является выяснение того, что для вас важно
Для новичка основным параметром является безопасность крыла. Покупать параплан на первых порах, не владея всей доступной информацией, не стоит. Обычный совет для начинающих – пройти обучение в парапланерной школе. Под руководством опытного инструктора вы сохраните свое здоровье, время, деньги, а также набьете себе руку.
Если опыт у вас уже есть и вы уверенно держите себя в спирали, то прежде чем сделать выбор, стоит внимательно взвесить следующие параметры:
- Категория крыла в зависимости от вашего опыта
- Размер параплана
- Весовая вилка
- «Полезные» летно-технические характеристики (ЛТХ)
- Вопрос «управляемости» крыльев
- Цена вопроса
Здесь важно не допустить серьезных ошибок и избежать ловушек. Что предпочесть? Как сделать осознанный выбор?
Управляемость и устойчивость: отличия между парапланом и паратрайком
Параплан
Парапланы, в отличие от паратрайков, имеют большую устойчивость и маневренность. Это связано с конструкцией крыла, которая позволяет легко и точно управлять наклоном и направлением полета.
Параплан, как правило, оснащен мягким крылом, которое обеспечивает плавные и мягкие полеты даже в сильных турбулентностях. Кроме того, такие крылья устойчивы к изменению направления ветра.
Паратрайк
Паратрайки, в свою очередь, обладают большей скоростью и мощностью, чем парапланы. Они могут подниматься на более высоких высотах и преодолевать более большие расстояния за короткий промежуток времени.
Управляемость паратрайка зависит от мощности и типа двигателя. Однако, из-за того, что паратрайки имеют твердое крыло, они могут быть более подвержены изменению направления при изменении ветра.
Итак, если вы ищете большую маневренность и устойчивость, то параплан будет лучшим выбором. Если же вы хотите летать на большом расстоянии и быстрой скорости, то ваш выбор — паратрайк.
Стоимость и доступность
Стоимость параплана
Параплан — это один из самых доступных видов воздушного спорта. Его стоимость значительно ниже, чем у других видов летной техники. Кроме того, параплан не требует дорогостоящего обслуживания и ремонта.
- Новый параплан может стоить от 1000 до 5000 долларов, в зависимости от модели, производителя и комплектации.
- На вторичном рынке можно найти дешевле. Стоимость бывших в употреблении парапланов может начинаться от 500 долларов.
Если вы хотите попробовать свои силы в парапланеризме, обучение стоит от 30 до 100 тысяч рублей, в зависимости от требований школы и квалификации инструктора.
Стоимость паратрайка
Паратрайк, в отличие от параплана, является более дорогим в приобретении и эксплуатации способом полета.
- Стоимость нового паратрайка составляет от 10 до 30 тысяч долларов.
- На вторичном рынке стоимость может кардинально уменьшиться, однако, как правило, бывшие в употреблении паратрайки в хорошем состоянии стоят не дешевле 5-7 тысяч долларов.
Также паратрайк требует более дорогостоящего технического обслуживания и заправку бензином.
Итог: если вы выбираете между парапланом и паратрайком, стоит учитывать, что параплан — более доступное и экономичное решение.
Основные характеристики
Вес самой оболочки параплана – всего 5–8 кг. Мотор – это еще плюс 8–12 кг. Такую массу по силам поднять абсолютному большинству взрослых людей.
Скорость варьируется в пределах 20–65 км/ч. Такой большой «разброс» обусловлен опытностью пилота, его умением реагировать на сложение оболочки параплана. Иногда производители искусственно ограничивают скорость моделей для начинающих и любителей 30–40 км/ч.
Еще одно важное для пилотов свойство – глайд – частное дальности полета к высоте. Если при снижении на метр по горизонтали параплан пролетает 10 м и более, это качественная спортивная модель. На учебных – аэродинамическое качество составляет 7–8 единиц
На учебных – аэродинамическое качество составляет 7–8 единиц.
Объема бензина при моторе класса Standard хватает примерно на 3 часа полета. На подготовку параплана уходит максимум четверть часа. Высота полета – до 5 км.
Летать на параплане с мотором можно круглогодично. Температурных ограничений не предусмотрено. Запрещаются вылеты в следующих случаях:
- при скорости ветра от 8–10 м/с;
- под ливнем, снегопадом, которые ограничивают видимость;
- в туман (по той же причине);
- при сильных восходящих воздушных потоках – не все могут справиться с турбулентностью.