Каноэ. Виды и особенности. Как грести и безопасность. Применение

Посадка

Оглавление

В спортивной байдарке равновесие поддерживается благодаря расслабленному состоянию мышц поясницы. В байдарке туристического назначения баланс поддерживается чуткой и постоянной работой нижних конечностей и корпуса. Туристическую посадку еще называют слаломной, при ней пятки упираются в подставку, колени поставлены широко в стороны, и фиксируются упорами для бедер. Сиденье выше кильсона, причем оно регулируется в зависимости от роста, веса и комплекции гребца, а также от конструктивных особенностей байдарки.

Перед греблей спина не упирается в спинку седушки, сохраняется зазор около четырех сантиметров. Туловище, наоборот, наклоняется вперед для того, чтобы корпус в пояснице двигался со свободной амплитудой и была возможность наклонятся во все стороны. Благодаря жесткой посадке корпус остается вертикальным и крен можно делать ногами. Чтобы посадка была напряженной и жесткой, суставы голеностопа должны быть напряжены. Правильность сидения можно проверить, если она правильная, то можно раскачать байдарку только ногами, без работы туловища, также при получасовой гребле ноги не должны уставать. Посадочные ошибки:

  • слишком низкое сиденье не позволяет наклоняться, ведь фальшборт расположен на уровне грудной клетки, плохо закрепленные бедра устают, человеку труднее балансировать на лодке, нормальная гребля затрудняется упором рук в деку и фальшборта;
  • при высокой посадке нарушается баланс из-за того, что центр тяжести находится слишком высоко, а также трудно закрепить бедра на фальшбортах;
  • если гребец в начальном положении слишком сильно упирается в спинку сидения, это сковывает его свободу в пояснице, и он не может исполнять все приемы;
  • наклон сиденья вперед нагружает ноги;
  • наклон сиденья назад делает корпус менее подвижным, так как гребец слишком сильно опирается на спинку, сиденье (его передняя кромка) при такой посадке может пережимать кровеносные сосуды бедер, от чего спортсмен может быстро уставать.

Различия между байдаркой и каноэ

Одинаковая длина (одноместных и двухместных лодок), заостренные нос и корма – на этом сходство заканчиваются. Гребля на байдарках и каноэ имеет различий больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом. Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон

Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Особенности каноэ

Название лодки связывают с индейцами Латинской Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука, метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

Определение терминов и жаргонных выражений

  • Банка — подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
  • Подножка — обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
  • Руль — металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.

    одиночка

  • Полозки — два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
  • Отвод /кронштейн — трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
  • Фальшборт — пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
  • Волнорез — крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
  • Лючок — подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
  • Вертлюг — пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
  • Каретка — металлическая конструкция на пластиковых колёсах, снабжённых подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колёсами одной оси.
  • Крепление упора — пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
  • Носик — резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
  • Барашек — пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
  • Каблук — пластиковый ограничитель длины рычага весла.
  • Манжет — пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.

Традиции

На Западе гребля академическая имеет давние традиции, которые неукоснительно и даже с определенным азартом поддерживаются спортсменами. Главные из них:

С начала XIX в Лондоне на реке Темза проходит классическая Королевская регата, в которой состязаются экипажи Оксфорда и Кембриджа

Наиболее распространенная дистанция для заплыва, если не брать во внимание детские и юношеские соревнования – 2 км. Исключением являются несколько великобританских классических гонок

До стартового сигнала лодки держат стюарды

Никакая техника на старте не используется. Если команда одержала победу в заплыве, рулевого бросают в воду. Если рулевого в команде нет, то все члены экипажа прыгают в водоем, взявшись за руки.

Классификация по количеству мест

По количеству мест байдарки делятся на одноместные, двухместные и трехместные. На первый взгляд, они отличаются лишь количеством посадочных мест, но на самом деле, это не единственное их отличие. Самым важным отличием этих байдарок между собой является количество багажа/снаряжения в пересчете на одного человека, которое может взять на борт каждое из этих судов. Чем более “многоместная” байдарка, тем меньше может взять с собой каждый из членов экипажа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на длину байдарок. Ниже приведены диапазоны значений длин байдарок в зависимости от количества мест:

  • одноместная байдарка (морской каяк или сияк) — 4,2-4,4м (зависит от модели)
  • двухместная байдарка — 4,8-5,0м (зависит от модели)
  • трехместная байдарка — 5,7м

Эту особенность очень важно учитывать, выбирая байдарку для похода. Если вы понимаете, что вещей у вас много, то вам надо либо садиться в одноместные морские каяки, либо выбирать байдарку с числом посадочных мест на одно больше, чем планирующееся число членов экипажа. Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек

Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке

Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек. Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке.

Поэтому если вас, например, трое, и у вас количество вещей минимальное, а само снаряжение (спальники, палатки, коврики) малогабаритное, то можете смело отправляться втроем в поход на трехместной байдарке.

Если же вы не уверены, что каждый из участников похода готов отказаться от лишних вещей, взяв только самое необходимое, правильным будет рассмотреть один из следующих вариантов:

Вариант 1 при умеренном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 2 при увеличенном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс двухместная байдарка для третьего гребца и вещей

Вариант 3 при большом объеме вещей: трехместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 4 при большом объеме вещей: три одноместных морских каяка

В варианте 1 и, особенно в варианте 2, надо признать, одиночный гребец оказывается не совсем в равных условиях с товарищами, в варианте же 3 нагрузка распределена примерно одинаково, а в варианте 4 — уравнена.

В пользу указанных выше вариантов надо сказать, что с точки зрения безопасности они предпочтительнее, нежели вариант, когда трое отправляются в поход на перегруженной трехместной байдарке.

К тому же идти на нескольких судах (правильно говорить “несколькими экипажами”) и интересней и веселей. Плывя рядом друг с другом можно сделать великолепные фотографии или снять настоящее походное видео, чего у вас никак не получится, если вы идете одним экипажем. В добавок перед каждым новым переходом можно меняться местами, и каждый сможет попробовать себя на разных судах.

Определение терминов и жаргонных выражений

  • Банка — подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
  • Подножка — обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
  • Руль — металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.

    одиночка

  • Полозки — два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
  • Отвод /кронштейн — трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
  • Фальшборт — пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
  • Волнорез — крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
  • Лючок — подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
  • Вертлюг — пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
  • Каретка — металлическая конструкция на пластиковых колёсах, снабжённых подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колёсами одной оси.
  • Крепление упора — пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
  • Носик — резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
  • Барашек — пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
  • Каблук — пластиковый ограничитель длины рычага весла.
  • Манжет — пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.

Управление каяком

В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.

При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками. На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота. В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.

Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.

Управление

Управлять байдаркой можно разными способами — с помощью руля, с помощью двигательной силы весла, также можно помогать в поворотах с помощью крена корпуса лодки. Байдарки в стандартном исполнении имеют руль, однако в случае, если нужно двигаться спиной вперед, рулевое управление не используется, а иногда и мешают, поэтому на коротких дистанциях управляют только веслами.

Приемы:

  • управление креном — при крене на правую сторону вода будет справа давить больше, при этом байдарка будет поворачивать влево;
  • наклоны в стороны, это фактически крен внутрь, словно при езде на велосипеде, наклонами нельзя полноценно управлять, но можно корректировать траекторию при поворотах, а также выравнивать водный снаряд для прямолинейного движения;
  • рычаг используется, если нужно маневрировать, не теряя скорости (полностью сохранить скорость, конечно, не получится) — веслом отталкивается нос или притягивается корма;
  • перехват — если руками перехватить весло так, что рычаг руки со стороны гребка становится длиннее, то усилия гребца будут более эффективными, данный прием может быть последовательным и одновременным и предпринимается ситуативно (например для выравнивания), поскольку при нем лодка не может постоянно двигаться ровно, а будет заворачивать в сторону, противоположную гребку;
  • кормовой гребок осуществляется под корму лодки, используется, когда нужно сделать маневр, осуществить управление на высокой скорости без ее потери, различают следующие виды этого приема — рычагом, из прямого гребка и управляющий кормовой;
  • боковое притяжение применяется редко, используется как составляющая часть других трюков, например завеса, этот элемент можно делать вынимая весло из воды, а также когда оно непрерывно находится в полном или частичном подводном положении;
  • полуподтяг — незначительное притяжение кормовой или носовой части;
  • циркуляция — плавный поворот без уменьшения скорости;
  • завес — для резких изменений направления, разновидности — на параллельный сдвиг, на разворот;
  • закол;
  • «флажок»;
  • подхват;
  • табан;
  • реверс из завеса.

Выучить технику гребли на байдарке и каноэ непросто, ведь нужно соблюдать равновесие, порой в трудных условия. И приемов довольно много, так что спортсменам есть над чем работать на протяжении многих лет, упорно тренируясь, уделяя гребному спорту много времени.

Как выбрать каноэ?

Обдумайте свои планы для гребли

Задайте себе следующие вопросы при выборе лодки:

  • Какой вид гребли вам нравится — общий отдых, плавание по равнине   речной туризм или плавание по морской воде?
  • Какие поездки вы предпочитаете — однодневные поездки, туры выходного дня или недельные экскурсии?
  • Со сколькими людьми вы гребете?
  • Сколько снаряжения вы хотите взять с собой?

Форма корпуса и другие конструктивные особенности могут повлиять на устойчивость и маневренность лодки на воде. Устойчивость делится на 2 типа.

«Начальная устойчивость» означает, что лодка устойчива, когда лежит на воде. «Вторичная устойчивость» означает, что лодка устойчива к опрокидыванию в бурной воде.

Форма корпуса

Необходимо учитывать 4 основные формы корпуса, но различия могут быть незначительными, поэтому часто бывает трудно классифицировать лодку.

  • Плоское дно каноэ обеспечивает отличную первоначальную устойчивость. Они идеально подходят для гребли на плоской воде и для общего развлечения на каноэ. Лодки с плоским дном, как правило, легко поворачиваются (поскольку очень небольшая часть корпуса находится ниже ватерлинии), но они могут быть медленными, когда полностью загружены снаряжением.
  • Каноэ с закругленным дном обеспечивают небольшую первоначальную устойчивость, но они обеспечивают отличную вторичную устойчивость. Они медленно переворачиваются в тяжелых условиях. Закругленные корпуса рассчитаны на скорость и эффективность плавания по воде. Их обычно можно найти на специализированных, высокопроизводительных каноэ.
  • Днища с мелкими дугами обеспечивают компромисс между плоскими и закругленными днищами. Они обеспечивают приличную начальную устойчивость и очень хорошую вторичную устойчивость. Они более эффективны на воде, чем лодки с плоским дном, и они лучше держатся на ходу.
  • Корпуса с V-образным дном имеют немного более выраженную центральную линию или «киль», чем корпуса с мелкой аркой. Они обеспечивают хорошее сочетание начальной и дополнительной устойчивости, с еще лучшей проходимостью и маневренностью, чем лодки с мелкой аркой.

Рокер

Величина изгиба вверх в корпусе лодки от конца до конца называется коромыслом. Его форму лучше всего сравнить с направляющими кресла-качалки. Каноэ с большим коромыслом легче поворачивать и маневрировать, но труднее удержаться на трассе, когда гребешь по прямой. Каноэ с небольшим коромыслом или без него лучше ориентируются и быстрее передвигаются по воде. Большинство каноэ находятся где-то посередине.

Форма борта

Борта каноэ уменьшают волны и повышают устойчивость при гребле с тяжелыми грузами. Загнутые внутрь борта типа «перекати-поле» облегчают доступ к воде, но они могут пропускать воду при гребле на бурных волнах. Каноэ с большим количеством перекати-поля имеют меньшую вторичную устойчивость.

Прямые борта каноэ предлагают компромисс между этими двумя стилями.

Надводный борт

Надводный борт — это расстояние между планширями (бортовыми поручнями) каноэ и линией воды. Более высокий надводный борт делает вас более сухим при ветре и волнах, но делает вас более уязвимым для боковых ветров. Более низкий надводный борт имеет противоположный эффект.

Линия входа

Форма корпуса каноэ в том месте, где оно прорезает воду, называется линией входа. Острые линии входа эффективно разрезают воду для лучшей скорости и облегчения гребли. Тупые носы слегка приподнимаются на набегающих волнах, чтобы вода не перехлестывала через планшир — идеально подходит для гребли по бурной воде.

Работа с веслом

Обучение любым приемам гребли на байдарке и управлению ею начинаются с работы веслом. Это обусловлено тем, что в отличие от гребли на других плавсредствах (лодках, яликах), при управлении спортивной или туристической байдаркой используется иной способ хвата.

Также следует знать, что в зависимости от типа байдарки и сложности походов могут использоваться весла стандартной длины или спортивные. Как правило, подбор их длины производится конкретно под рост гребца.

Разворот весла диктуется биомеханическими и физиологическими факторами, поэтому оптимальный его угол индивидуален для любого гребца. Как правило, он немного меньше 90°. При нормальном хвате расстояние между кистями равняется расстоянию между локтями рук, разведенных в стороны.

Каждый гребок весла включает в себя 4 фазы:

  • Начало – вхождение лопасти в воду.
  • Силовую часть – проводку, благодаря которой байдарка ускоряется.
  • Конец – выход лопасти из воды.
  • Занос весла для другого гребка.

Внимательно посмотрите видео с демонстрацией спортивной техники гребли на байдарке и постарайтесь повторить основные движения!

Правильная техника гребли

Техника гребли вперед на туристической и спортивной байдарке практически не имеет различий. Жесткость посадки человека достигается при помощи специального сиденья, которое ограничивает его поперечные смещения.

Корпус гребца должен быть в прямом положении, его колени упираются в фальшборта, а ступни – в перекладины кильсона. Жесткость посадки человека проверяют небольшим открениванием байдарки движением бедер.

Процесс гребли включает в себя повторяющиеся гребки веслом. За минуту выполняют 20-40 гребков. При преодолении бурного потока или маневрах их частота будет максимальной. Если байдарка рассчитана на несколько человек, темп задается передними гребцами.

Существуют следующие разновидности гребков:

    1. Перемещения, которые придают байдарке скорость при движении по прямой.

Они бывают прямыми и обратными. Данные гребки осуществляются близко к борту. При этом корпус человека выпрямлен. Его тянущая рука расположена ближе к воде, а толкающая – выше от нее. В процессе гребли на байдарке они постоянно сменяют друг друга. Сила гребка увеличивается постепенно. Ее максимум достигается при расположении весла в почти вертикальном положении.

Проводка заканчивается после прохождения лопасти тела гребца. При обратных гребках весло не разворачивают. При них лопасть заносится сзади.

  1. Управления, которые придают байдарке вращательные движения.

Подобные гребки имеют небольшую составляющую, которая способствует ее перемещению. Они бывают прямыми и обратными. Их часто используются для торможения. Они выполняются по дуге с наибольшим радиусом.

В процессе управления байдаркой всегда используются оба эти вида гребков.

Повороты на байдарке

Для поворотов применяют различные приемы:

  • Крен в сторону, который направлен в противоположную повороту сторону (используется в тихой воде).
  • Выполнение гребков перемещения с разной силой. При этом со стороны поворота производят самые слабые гребки.
  • Изменение хвата весла. При этом удлинение выполняется с внешней стороны поворота.
  • Осуществление дугообразных гребков, направленных от носа байдарки. Они производятся с внешней стороны поворота.

Профессионалы используют и другие приемы поворотов (отталкивание, боковое притяжение, зацеп).

Крен – это специальный прием работы веслом. Он создает оптимальное положение байдарки относительно воды и обеспечивает ее устойчивость. Благодаря ему увеличивается ее маневренность. В его выполнении важнейшую роль играет работа бедрами.

При этом корпус человека расположен вертикально. Благодаря движениям бедер и таза гребец накреняет байдарку так, как ему нужно. Этот прием используется при проведении маневров, особенно необходимых на крутых витьеватых спусках горных рек.

Главный принцип крена – подставлять под поток воды не борта байдарки, а ее дно. При крене веслом работают сильнее с той стороны, куда накренено судно.

Безопасная техника гребли на байдарке

Водный спорт и туризм связаны с большой опасностью для человека. Для обеспечения его безопасности необходимо снабдить гребца индивидуальными спасательными средствами такими, как спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные шлемы.

Новичкам не рекомендуется заплывать слишком далеко от берега и проходить бурные воды рек. Перед посадкой в байдарку необходимо тщательно проверить все снаряжение на исправность. Плаванье группами позволяет повысить безопасность гребцов.

Остались вопросы? Посмотрите обучающее видео!

Медицинские противопоказания

Как и любой спорт, гребля имеет свои противопоказания по состоянию здоровья. Ознакомьтесь с ними прежде, чем отдать ребенка в секцию и обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Вопрос от подписчика

Сколиоз и плоскостопие. Можно ли заниматься морским многоборьем?

Греблей не рекомендуют заниматься при следующих заболеваниях:

  • Эпилепсия
  • Травмы головного и(или) спинного мозга
  • Врожденные пороки сердца
  • Ревматизм
  • Бронхиальная астма
  • Болезни позвоночника и их последствия
  • Паховая, бедренная, пупочная грыжи
  • Болезни верхних дыхательных путей

Перед началом занятий получите справку от педиатра или спортивного врача.

Диспансеризация детей: зачем, когда и как часто.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

Sit-in

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Правила для whitewater – каякинга

Whitewater – каякинг – это один из самых потенциально опасных видов спорта, который входит в ТОП 5 по опасности

В отличие от морского каякинга каякинг по белой воде несет в себе больше опсностей, поскольку динамика речного потока оставляет меньше времени для расчета траектории движения и таит в себе такие опасности как водовороты, пороги, торчащие из воды камни, деревья и узкие проходы между камней, в которых можно попросту застрять.

Все реки в зависимости от этих факторов классифицируются по категориям сложности (от 1 до 6)

Требования к каякерам на бурной воде, предъявляются более высокие чем к морскому каякингу, и в целом они имеют некоторые отличия

1)    В снаряжение для каякинга по белой воде обязательно входит защитный шлем, и в некоторых случаях защита рук.

2)    Речной маршрут заранее изучается и проходится пешком по берегу, для того, чтобы изучить опасные места

3)    Для прохождения опасных участков требуются команда для подстраховки со специальным снаряжением

4)    Необходимо владеть приемами самоспасения, основным из которых является «Эскимосский переворот»

Неразборные

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается

Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий