Победа защитой, а не ударом
Старые мастера всегда считали каратэ больше искусством защиты, чем нападения. Понимание победы звучало так: отбей у противника желание продолжать атаку. Надо причинить максимальную боль своей защитой атакующей руке или ноге. Отсюда набивка рук и ног о твердые поверхности, чтобы мягкие ткани огрубели, а также вкладывание в блок силы всего тела как в удар. Достигнув в этом большого мастерства вполне реально закончить драку не отвечая ударом на удар, а просто ставя железный блок. Это позволит достичь победы без риска убить противника – в полном соответствии с философской традицией каратэ.
Традиционное каратэ
Исторически традиционное каратэ явление гораздо более «старое», чем каратэ спортивное. Поэтому, в данном разделе, кратко объясняя сущность традиционного и спортивного каратэ, мы начнем с первого.
Традиционное каратэ – вид рукопашного боя, сформировавшийся на острове Окинава на основе более старых китайских стилей ушу и впоследствии развивавшийся в виде различных школ (стилей) как на Окинаве, так и в Японии. Более подробно историю каратэ мы рассмотрим в соответствующих главах
Здесь же важно отметить, что вопреки часто распространяемой информации о невероятной древности каратэ, реально историю этого единоборства на Окинаве можно проследить не ранее XVII – XVIII веков. Китайские стили ушу, ставшие основой для каратэ, имеют более древнюю историю и только в этом смысле можно говорить о каратэ как о древнем боевом искусстве. Итак, для традиционного каратэ характерны следующие основные черты:
Итак, для традиционного каратэ характерны следующие основные черты:
- довольно длительная история существования и развития конкретной школы или стиля, в таких школах (стилях) ревностно хранится информация о ее истории, основателе, мастерах, линии преемственности традиции и т.д.;
- существует устоявшаяся методика обучения, которая обязательно включает в себя: базовоую технику (кихон), комбинации технических действий (ренраку, рендзоку), комплексы технических действий (ката), тренировку со специальным оборудованием (макивара, тиси, саси, ками, конгокен и др.), различные виды специальных упражнений с партнером (котэ китаэ, котэ гаке и др.), различные виды учебного боя (кумитэ);
- принята соответствующая школе градация ученических (кю) и мастерских (дан) степеней с программой, которую необходимо освоить для аттестации на соответствующий уровень;
- целью занятий в традиционной школе является, в первую очередь, всестороннее развитие сознания, тела, физических и боевых (прикладных) возможностей человека, т.е. всего того, что обычно подразумевается под термином «самосовершенствование» применительно к боевым искусствам;
- немаловажную функцию выполняют традиционные школы в роли сохранения национального самосознания, самобытности и целостности для тех регионов, в которых они возникли или приобщения к новой для себя культуре для представителей других народов, представители которых берутся за глубокое изучение традиционной школы.
Каратэ: традиционное и спортивное
Со времени возникновения каратэ как и все в мире меняется и развивается. На заре своего существования на Окинаве оно зарождалось как искусство боя без оружия иногда против одного или нескольких вооруженных противников. Могли использоваться подручные средства из крестьянского обихода (кама – серп, тунфа – жернов, нунчаки – цеп и т. д.). Впоследствии эти предметы стали называть традиционным оружием каратэ. Однако в те времена не было термина традиционное каратэ. О каратэ как виде спорта и вообще никто не думал. Все мастера, практикующие каратэ в то время занимались им именно как боевым искусством, для саморазвития и выживания. Техника передавалась от отца к сыну. Гораздо позже стали возникать крупные школы, не ограниченные рамками клана. Так со временем сформировались те стили каратэ, которые сейчас считаются традиционными или классическими (Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю, Годзю-рю).
Гораздо позже стали проводится турниры по каратэ (национальные и мировые чемпионаты, кубки и пр.), возникли различные спортивные федерации (WUKO, WKF, WKC и др.), были введены правила проведения соревнований (первые правила были введены в 1952 г. Хиронори Оцукой – основателем стиля Вадо-рю). Сейчас каратэ является видом спорта, официально признанным Международным Олимпийским комитетом (МОК) и Спортаккордом. Проводится множество национальных, континентальных и мировых соревнований. Под эгидой WKF (World Karate Federation – крупнейшая на сегодняшний день организация каратэ в мире) ведется большая работа по популяризации и развитию каратэ для включения его в программу Олимпийских игр.
Однако в то же время существует множество мастеров, считающих, что каратэ это не спорт, а именно боевое искусство, слишком опасное, чтобы проводить по нему соревнования (именно большой травматизм бойцов в период первых турниров в 30-х гг. прошлого века стал одной из причин разработки правил и ограничений на применение некоторых технических элементов). Мастера, придерживающиеся традиционных взглядов на каратэ не выступают на соревнованиях, не входят в федерации и ассоциации. Они практикуют кихон, ката и кумитэ не для получения медалей и кубков. Для них каратэ это образ жизни. Они регулярно приходят в додзё для работы над собой. Делают базовую технику и комплексы, работают с макиварой и другими традиционными снарядами, чтобы постоянно совершенствовать тело и дух.
Спортивное каратэ отличается наличием соревнований и официальной атрибутики (награды, федерации и пр.). Однако и в нем надо очень хорошо потрудиться, чтобы достичь определенных вершин. Разница в приоритетах и задачах. В старые времена, когда каратэ применялось в реальных схватках и от него зависела жизнь бойца все удары наносились в полную силу. Иногда бой заканчивался одним ударом. Поэтому бойцам было необходимо развивать силу и выносливость. Много внимания уделялось работе на макиварах и мешках для постановки техники, подготовки и закалки ударных поверхностей (сейкен, коши, пальцы рук и ног, локти, колени). Широко практиковалось тамэсивари (разбивание досок, черепицы и пр.) опять же для постановки правильного удара и закалки рук и ног. Требовалась и подготовка всего тела, чтобы при необходимости выдержать удар противника (набивка и пр.).
При проведении спортивных соревнований поединок по правилам продолжается определенное время или до набора количества очков, оговоренных правилами. Такие условия поединков диктуют и специфику тренировок. Больше внимания нужно уделять скорости и точности движений, оцениваемых в соответствии с правилами (например по правилам WKF удар рукой оценивается в один балл, удар ногой в корпус – два балла, ногой в голову – три балла; все удары должны наносится в касание, без сильного контакта; удары коленями, локтями, удары ниже пояса запрещены). Спортивные соревнования проводятся в защитном снаряжении (накладки на руки и ноги, жилет, капа, по некоторым правилам шлем). Тамэсивари выделено в отдельный вид соревнований.
Споры между “традиционщиками” и “спортивщиками” о том какое каратэ лучше и какое называть настоящим не утихают и вряд ли утихнут. Пусть каждый, занимающийся каратэ сам для себя решает что ему ближе и чем заниматься.
←назад
Терминология
Перед боем.
РЭЙ – скрестить руки на груди, выбросить в низ и сказать ОСУ, ШОММЕН НИ РЭЙ – поклон к официальному столу, ШУШИН НИ РЭЙ – поклон рефери, ОТАГАИ НИ РЭЙ – поклон друг другу, КАМАЭТЭ – принять боевую стойку, ХАДЖИМЭ – начать бой
Во время боя.
ЯМЭ – прекратить бой, КАМАЭТЭ – принять боевую стойку, ЗОККО – продолжить бой (атакуйте, когда нет никаких действий), ШИРО – белый. Первый участник выходит на татами, АКА – красный. Второй участник выходит на татами,
Название нарушений.
ГАНМЕН – КОГЕКИ – удар по лицу рукой, локтем, ТСУКАМИ – захват доги, ШОТЭЙ – толчки ладонями, КИНТЭКИ-КОГЕКИ- удар в пах, ЗАТСУКИ -удар по голове,
Классификация нарушений.
ЧУЙ ИЧИ – первое предупреждение, ЧУЙ НИ – второе предупреждение, влечёт наказание, ГЕНТЭН ИЧИ – первое штрафное очко (ваза-ари) ГЕНТЭН НИ – второе штрафное очко, влечёт дисквалификацию. Рефери произносит “гентэн ни – сикаку”
Объявление нарушений.
Рефери обращается к участнику, допустившему нарушение, АКА или ШИРО и объясняет какое нарушение он допустил. ИППОН и ВАЗА-АРИ Иппон – означает победа. Рефери говорит участнику Акка или Широ и объявляет причину победы (акка, миги мае гери, иппон). Ваза – ари – эффективная атака, которая наносит ущерб противнику, но не с такой силой как при иппон.
Решение.
Когда невозможно чётко присудить иппон, победа объявляется после принятия решения. Процедура его принятия следущая: Ямэ – прекратить бой, Шоммен муитэ – повернись в центр, Хантей -о- онегаи – рефери запрашивает решения судей, шимасу Хантей – когда судьи слышат эту команду, то должны показать своё решение при помощи флажков, Широ – белый, Ака – красный, Это цвета флажков, совпадающие с цветом бойцов. Судьи поднимают флажок того бойца, которого считают победителем. хикиваки – ничья ичи – один флажок, ни – два флажка, сан – три флажка, си – четыре флажка, шушин – ака шушин широ шушин хикиваки – это решения, принимаемые рефери, после того, как он посчитает колличество поднятых флажков (хикиваки ичи, широ ичи, ни, сан. Шушин – широ)
Объявление решения.
Рефери считает колличество флажков и объявляет своё собственное решение. Одновременно рукой он указывает победителя. В случае ничьей, он скрещивает руки внизу перед собой. После этого разрешается дополнительный бой.
Окончание боя.
Рефери объявляет победу. Конец боя. шомен ни рэй шушин ни рэй отагаи – ни рэй После поклонов друг другу участники жмут друг другу руки и удаляются с татами, каждый через свой угол.
шомен ни рэй – так же как при начале боя, маваттэ-рэй – повернись вокруг и скажи ОСУ. ичини – тсуити – встань рядом, хаджимэ – разбивай доски.
Объявление результатов.
кансуи – все доски сломаны, шиппаи – тест не засчитывается, в случае КАНСУИ произносятся: номер участника, колличество разбитых досок, тоже самое в случае неудачи ШИППАИ.
Цвет экипировки для детей и взрослых
Традиционный цвет дзюдоги всегда был белый. Во время тренировок, однако, разрешается надевать костюмы любого цвета: синего, красного, чёрного и т. д. Особенно это актуально для детей, которые хотят выделиться в группе учеников.
Цвет дзюдоги для международных соревнований
На международных соревнованиях спортсмены надевают костюмы белого или синего цвета, хотя изначально использовался только белый. Добавить новый цвет было идеей Антона Гесинка.
Он выдвинул её в 1986 году на совещании Международной федерации дзюдо. Это позволило облегчить работу судьям: они могли легко различать соперников и присуждать баллы только тому, кто их заработал.
Каждый спортсмен, участвующий в состязаниях международного масштаба должен иметь дзюдогу как синего, так и белого цвета, так как цвет, в котором будет выступать участник, назначается судьями.
Обувь дзюдоистов
В дзюдо участники поединка ведут рукопашный бой без обуви.
Справка! В самбо, единоборстве, которое похоже на дзюдо, спортсмены надевают специальную обувь.
Шлем
Для дзюдо защитный шлем не используется, в отличие от самбо, тхэквондо и других единоборств, где участники могут надевать специальную защиту для всей головы, или только некоторых её частей.
Значение цвета пояса в карате
Пояс в карате служит для того, чтобы держать запахнутым кимоно во время тренировок и соревнований. Но это не основная задача. Он значит для каратиста намного больше, вне зависимости от того, где занимается спортсмен, — в Японии, России или любой другой стране мира
Многие болельщики знают о важности этого элемента костюма, но не представляют, сколько разновидностей карате оби существует
Согласно японской философии боевых искусств затянутый пояс является символом бесконечности, возможности постоянного самосовершенствования, а узел связывает человека как личность с центром Вселенной. Пояс не принято стирать. Он является символом огромного количества пота, крови пролитых за годы тренировок. Каратисты очень дорожат оби, его не меняют, не дарят, носят постоянно на тренировках или соревнованиях.
Цвет пояса, которым затянуто кимоно, символизирует уровень достигнутого спортсменом мастерства. Существует определенная градация: ученический — кю, пояс мастера — дан. Последовательность получения поясов разного цвета остается неизменной:
- Белый пояс — символ начинающего спортсмена, еще ничего не добившегося в единоборствах. Это пустая чаша. Задача учителя — наполнить сосуд знаниями и мастерством. Такой пояс носят с первого занятия.
- Желтый цвет оби говорит о том, что новичок упорно тренировался, пролил литры пота, который и окрасил аксессуар. Получают желтый пояс после полугода занятий при успешной сдаче экзамена.
- Оранжевый пояс — показатель стабильности и внутреннего спокойствия спортсмена. Он уже встретил огромное количество рассветов, постигая мастерство боя. Пот, кровь и солнечные лучи придали поясу оранжевый окрас.
- Зеленый пояс получают бойцы с хорошей техникой, отлично понимающие, для чего им нужны занятия и способные на принятие самостоятельных решений, это олицетворение зелени природы, ее и спортсмена зрелости.
- Значение красного — пролитая на тренировках или в состязаниях кровь (своя или многочисленных соперников), показатель упорства, присущего бойцу.
- Синий — спортсмен в бою способен действовать мудро, используя против соперника даже его собственные преимущества. Олицетворяет водную и воздушную стихии, без которых невозможно существование ростка, коим является ученик.
- Фиолетовый пояс свидетельствует о высокой степени духовной и физической составляющей, готовности ученика стать мастером.
- Коричневый пояс — знак наивысших достижений ученика, символ успешного развития, земли, могучего дерева, уходящего в нее корнями.
Первый дан приблизительно соответствует категории мастера спорта. Далее даны увеличиваются в соответствии с заслугами спортсмена. Высший 10 дан имеют всего несколько человек в мире за особые заслуги в этом виде спорта.
Белый пояс символизирует пустую чашу, его носят начинающие спортсменыЖелтый цвет — это литры пота, окрасившие оби за полгода упорных тренировокОкрас оранжевому поясу придали пот, кровь и солнечные лучиЗеленый оби — показатель зрелости каратистаКрасный цвет олицетворяет пролитую на соревнованиях кровь, подчеркивает упорство, присущее бойцуСиний пояс — символ мудрости спортсмена, это цвет водной и воздушной стихий, так необходимых для его ростаФиолетовый пояс — показатель готовности ученика стать мастеромКоричневый оби — знак наивысших достижений ученикаОбладатели 1 дана получают право носить черный пояс
Технический арсенал традиционного каратэ
Выше мы обозначили основные характерные черты традиционного каратэ. Необходимо уточнить, что технический арсенал и сама техника выполнения отдельных действий может значительно отличаться в зависимости от особенностей школы (стиля), также может меняться объем и методика работы на каждом отдельном этапе освоения арсенала школы.
Здесь, наверное, необходимо сказать о том, что в целом на территории бывшего СССР, да и в других странах, куда каратэ проникло во второй половине – конце прошлого века, возник стереотип о каратэ, как об исключительно ударном единоборстве. В начале же развития каратэ в мире его визитной карточкой вообще стали удары ногами. Такое представление о технике, особенно традиционного каратэ, весьма далеко от истины и связано с тем, что в первую очередь мир познакомился со спортивным каратэ.
Сейчас, когда информация стала во много раз доступнее, в разных странах мира существуют школы традиционного каратэ, японские и окинавские мастера разъезжают по свету, проводя показательные выступления, семинары и аттестации, представление о традиционном каратэ значительно изменилось.
Итак, традиционное каратэ – это искусство рукопашного боя, обладающее широким арсеналом технических действий:
- удары руками, ногами и другими частями тела (например, головой);
- разнообразные способы защит (блоки, уходы и др.)
- приемы освобождения от захватов,
- болевые приемы и удушения,
- различные выведения из равновесия и броски.
Это фактически весь арсенал технических действий, применимый в рукопашном бою, но в отличие, скажем от дзю-дзюцу (джиу-джитсу), где акцент делается на бросок, болевой или удушение, акцент в технике каратэ делается на мощный, точный, травмирующий удар, направленный в наиболее уязвимые точки тела и наносящийся не только кулаком или стопой, но и различными формами ладони или частями стопы (например, пальцами).
Что такое всестилевое карате
Год и место основания: 2014, Россия.Дисциплины: ограниченный контакт, полный контакт, полный контакт в средствах защиты.Международная федерации: Международная федерация всестилевого каратэ (IASKF).Федерация России: Федерация всестилевого каратэ России.Первые международные соревнования: чемпионат мира (2019 г.), чемпионат Европы (2016 г.).
Каратэ развивалось на протяжении многих сотен лет. Разные школы боевых искусств соперничали между собой, что порождало новые техники, движения, благодаря чему появлялись новые направления.
Всестилевое каратэ — это созданное в России объединение школ единоборств, которое сочетает в себе элементы, техники боя разных стилей.
Символом всестилевого карате является значок с изображением удара, а девиз ФВКР (Федерации Всестильного карате России): «Уважай, тренируйся, побеждай».
Не зря говорят, каратэ начинается и заканчивается с приветствия («Рей»), что означает проявление вежливости, приличия, уважения и искренности
В каратэ рэй имеет важное философское значение.. Данный вид спорта активно развивается в России благодаря работе региональных отделений, организующих мероприятия для привлечения новых каратистов
Данный вид спорта активно развивается в России благодаря работе региональных отделений, организующих мероприятия для привлечения новых каратистов.
История каратэ: как зародилось и развивалось
Система поясов и степеней в карате
Это очень важная часть карате и она на первый взгляд может показаться сложной, запутанной, но на самом деле все довольно просто. В карате отделяют мастеров от учеников, соответственно и степени делятся на ученические и мастерские. Первые именуются как кю, вторые — даны. Официально их всего десять, но каждый стиль имеет право добавлять что-то от себя. Но все же в официальной градации их десять.
Стоит отметить, что ученические пояса, в зависимости от уровня и возрастания идут от десяти до одного, в то время как даны наоборот — от одного до десяти. Главным признаком той или иной степени считается пояс. Он играет роль показателя уровня мастерства и отличается цветом. Светлые и яркие цвета всегда обозначают учеников, а черные цвета — мастеров.
Чтобы повысить свой уровень, получить пояс другого цвета и продвинуться, важно не просто победить соперника, а показать технику атаки и защиты правильно и в нужно порядке. В некоторых стилях белый пояс может считаться более важным, чем черный, но это редкость. Выделяют такие цвета:
Выделяют такие цвета:
- Белый — девятый ученический кю.
- Желтый — восьмой ученический кю
- Оранжевый — седьмой ученический кю.
- Зеленый — шестой ученический кю.
- Красный — пятый ученический кю.
- Темно-синий, иногда фиолетовый — четвертый ученический кю.
- Светло-коричневый — третий ученический кю.
- Коричневый — второй ученический кю.
- Темно — коричневый — первый ученический кю.
- Черный — первый дан и выше.
Черный пояс дается на всю жизнь и он также является именным. Он делается из более прочного и толстого материала, нежели остальные.
История: окинавское и японское каратэ
Родиной каратэ считается японский остров Окинава. Правда, на местном диалекте это искусство боя звучало как «тотэ» – танская рука, в честь династии Тан, правившей в Китае в 7-9 веках. Первые окинавские бойцы были учениками мастеров ушу из Китая. До 19 века даже сохранялась многовековая традиция поездок на родину Конфуция к какому-нибудь авторитетному местному специалисту для дополнительного обучения. Это был аналог черного пояса в наше время.
Начало популяризации каратэ в Японии
Первый окинавский мастер, который начал открыто демонстрировать свои умения и продвигать тотэ как уникальную систему боевой подготовки и физического воспитания в Японии был Итосу Ясуцунэ Анко (1832–1916). Благодаря связям с высокопоставленными чиновниками в администрации острова, он стал преподавать тотэ в центральном колледже Окинавы, затем в университете, а чуть позже занятия им одобрили и в средних школах на острове.
Чтобы студентам было интереснее и легче осваивать сложную боевую систему, ему пришлось ее упрощать. Например, сократить время изучения одного ката или формальных комплексов (бои с воображаемыми противниками) с трех лет до трех месяцев, убрать удары пальцами рук и ног.
Анко с воспитанниками
В 1916 году в Киото он с группой окинавских мастеров проводит показательные выступления. Они продемонстрировали некоторые ката с последующим подробным разбором каждого боевого элемента в случае их применении в реальном бою. Японцы высоко оценили выступление, но дальше хвалебных отзывов дело так и не пошло – официального разрешения на открытие школ не дали.
Патриарх каратэ-до Фунакоси Гичин
Администрация острова не сдавалась. Там решили выбрать мастера, который будет официально представлять в Японии боевые искусства Окинавы. Лучшим на тот момент бойцом считался Мотобу Текки. И сначала выбор пал на него.
Мотобу был груб, плохо воспитан и постоянно лез в драку, чтобы доказать свое превосходство. Его заменили на Фунакоси Гичина, который ранее принял участие в выступлениях в составе группы Итосу. Он работал учителем начальных классов, обладал хорошими манерами и знал японский язык. Ведь окинавский диалект сильно от него отличался, так что жители одной страны зачастую с трудом могли понять друг друга.
Фунакоси Гичин
В 1922 году Гичин приезжает в Токио как посол Окинавы, представляющий ее боевые искусства. Он демонстрирует свои умения, общается с высокопоставленными чиновниками и знакомится с Кано Дзигоро — самым уважаемым мастером дзюдо в Японии. Его одобрение заниматься каратэ и позволит Фунакоси официально открыть свои первые школы.
В их названии Гичин поменяет окинавский иероглифы, означающие китайскую руку, на японские, со значением «пустая рука». Фунакоси вообще старательно убирает все, что может связать каратэ с китайскими корнями, так как неплохо знал японцев и понимал, что они не захотят учиться китайскому боевому искусству – им нужно было что-то свое. Гичин любил японскую культуру и очень хотел сделать каратэ ее частью.
Фунакоси Гичин
Кроме него примерно в это же время в Японию приезжают другие мастера с Окинавы, чтобы открыть свои школы. Любопытная история произошла с Мотобу Текки. После замены его на Фунакоси он еще раньше в 1921 году едет в Японию. Там выходит на бой с английским боксером, которого уже около двух лет никто не мог победить. Мотобу его нокаутирует. Об этом событии написала газета «Кинг» и Текки вмиг становится знаменитостью. Это вызвало взрывной рост интереса к окинавскому бою.
Мотобу Текки
На пике популярности Мотобу открывает школу, но через несколько лет ее закрывает и возвращается на Окинаву. Говорят, что причиной стало незнание им японского. Ему приходилось общаться с учениками посредством переводчика. Это было неудобно ни ему, ни ученикам.
В тени Фунакоси остались и некоторые другие мастера. Например, Мияги Тедзюн – создатель стиля Годзю-рю и Уэти Камбун – создатель Уэти-рю. Они не отступали от окинавских традиций в обучении и не скрывали китайских корней каратэ. Оба какое-то время преподавали в Японии, а затем вернулись на остров. Дальше эти стили в стране развивали уже их ученики.
Мияги Тедзюн
В 1926 году Фунакоси по примеру дзюдо вводит цветные пояса и систему ученических и мастерских данов. В 1935 году добавляет приставку «до» и называет свою школу Сетокан (дом сосны и моря). Так появилось каратэ-до Сетокан. Этот стиль считается классическим японским каратэ.
Площадка для соревнований
Также имеются свои требования в этом виде спорта и к площадке, на которой проводятся непосредственно бои. Главным требованием является то, что площадка должна быть идеально гладкой. Нередко для выполнения техники требуется очень хорошая устойчивость, что также должна обеспечить поверхность площадки.
Также она должна быть определенного размера, чтобы все техники можно было выполнить в ее пределах. Чаще всего площадку покрывают матами, или так называемыми татами. Они обеспечивают мягкость и в то же время жесткость. Размеры и ширина матов согласованы с федерацией, а все поле должно быть восемь метров в длину, и столько же в ширину. Оно образовывает квадрат. Судьи сидят за специальным столом на расстоянии от площадки.
Принцип эффективности
Убить или вырубить одним ударом – такой принцип заложен в подготовку бойца каратэ. Он же соблюдается в бесконтактных поединках на соревнованиях, где самая высокая оценка называется иппон. Присуждается за один технически безукоризненно выполненный удар. Считается, что в реальном бою после него не встают или вовсе не выживают. Можно сказать, что в этом вся суть занятий каратэ, главное отличие от других боевых искусств, где ставка часто делается на ударную комбинацию.
Фунакоси Гичин
Главный секрет такого удара рукой – скручивание бедер в момент его нанесения и почти полностью выпрямленный локтевой сустав в момент соприкосновения с целью. В результате руке придается дополнительный импульс. Когда кулак соприкасается с атакуемой поверхностью, будь то плоть или доска для разбивания, почти все тело бойца на миг напрягается, чтобы погасить отдачу, а вся сила удара уходит в цель. При ударе ногой опорная наклоняется в ту же сторону, и боец как бы отталкивается ею от поверхности, таким образом, придавая бьющей ноге скорость и силу, не теряя при этом равновесие.
Спортивное каратэ
Спортивное каратэ значительно моложе, чем традиционное каратэ-до. Но именно спортивное каратэ получило наибольшее распространение в мире. В настоящее время получили распространение различные разновидности спортивного каратэ.
Принимая во внимание некоторую условность терминов, спортивное каратэ можно разделить на две основные группы:
- бесконтактное спортивное каратэ;
- контактное спортивное каратэ.
Каждая из этих групп включает в себя многочисленные подгруппы, отличающиеся правилами проведения соревнований, различной трактовкой оценок технических действий, арсеналом разрешенных и запрещенных техник, весовыми категориями и другими нюансами.
Большинство организаций, проводящих соревнования по каратэ, включают в программу турниров и соревнования по ката. В данном случае оценивается техническая правильность, сила и скорость выполняемых приемов, а также артистизм. Спортивная практика ката сильно отличается от практики традиционной, все-таки в спорте делается акцент на внешнюю зрелищность и эффектность, а в традиционной – на внутреннюю работу над самим собой, своей техникой и духом. При этом, спортсмены, практикующие спортивное ката, часто оказываются технически и физически более подготовленными, чем люди, не имеющие спортивного опыта.
Необходимо отметить, что нередко представители какой-либо организации каратэ или сторонники той или иной версии правил соревнований заявляют о том, что именно их вариант (стиль, организация, правила и т.п.) ближе всего к реальному бою, традиционному каратэ, боевому искусству и т.д. При всей дискуссионности данного вопроса можно уверенно сказать, что спортивное каратэ всегда остается в первую очередь спортом со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами, и как правило, сильнее (возможно ближе к реальному бою) спортсмены в той организации, где спортивная практика более развита, где проводится больше соревнований самого разного уровня, где больше конкуренция, больше стран участников, более квалифицированный судейский корпус и т.д.
В мире существует большое количество различных организаций (федераций), проводящих соревнования по различным версиям правил. Но наиболее массовыми, развитыми, превратившими каратэ в настоящий спорт высших достижений можно считать две организации спортивного каратэ:
- Всемирная Федерация каратэ (World Karate Federation, WKF, являющаяся правоприемницей ВУКО(WUKO) – World Union of karate Organization), развивающая «бесконтактное каратэ». Основное представительство в этой организации имеют классические японские стили каратэ: вадо-рю, сето-кан, сито-рю, годзю-рю (см. WKF);
- Международная Организация каратэ (International Karate Organization, IKO, развивающая контактное карате в трактовке стиля кекусинкай).