Рис. 1. Эволюция катера
Очевидно влияние на катера двадцатых годов автомобильного силуэта того времени, а обтекаемые («аэродинамические») формы катеров тридцатых — сороковых годов напоминают время, когда делом всей страны была постройка нашего Воздушного Флота (в эти годы именно авиаконструкторы занимались разработкой теории глиссирующих корпусов и проектов катеров. — Прим. ред.).
Форма современного катера в ее лучших проявлениях, будучи самостоятельной и тесно связанной с назначением, отличается продуманной простотой. Архитектурный тип судна определяется в первую очередь его назначением, районом плавания, режимом движения и скоростью хода, типом силовой установки, движителя и валопровода, материалом корпуса и надстроек.
От материала в значительной степени зависит выбор формы. Плохо, когда катер с обшивкой из фанеры пытаются выполнить «под пластмассу» или корпусу из стеклопластика придают псевдоклинкерную фактуру. Эта тяга к имитации, пожалуй, — отголосок того времени, когда в тоске по уюту и «красивой» жизни стальные выгородки раскрашивали под дуб, а из фанеры делали мраморные колонны. Однако в корабельной архитектуре и дизайне, как и в жизни вообще, фальшь не способствует красоте. Каждый материал по-своему красив, имеет свои достоинства и свои технологические возможности. Фанера и легкие сплавы хороши для формы, образованной ломаными линиями, плоскостями и цилиндрическими поверхностями малой кривизны. Стеклопластик позволяет выполнять очень сложные поверхности, но не любит острых кромок и перегибов с малыми радиусами.
От общего контура до деталей в конструкции все должно быть целесообразно. Отдельные части конструкции должны быть соразмерны. Неоднократно говорилось о недопустимости установки высоких рубок на низкобортном корпусе. То же относится к фальшбортам, мачтам, палубным механизмам и ветровым стеклам открытых судов. Когда эти узлы несоразмерны корпусу, это некрасиво, а порой и опасно. Все узлы и элементы судна должны гармонировать друг с другом. Большой круглый иллюминатор на полуутопленной угловатой рубке так же уместен, как тельняшка под фраком.
Небольшие размеры рассматриваемых судов делают особенно нежелательным дробление формы и насыщение ее большим количеством деталей. Уступы поверхностей и изломы линий, вырезы, накладные детали, поверхности разного цвета и разной фактуры — все это должно строго лимитироваться, оставаясь в узких пределах необходимого. На рис. 2 хорошо видно, как перенасыщенная деталями форма катера распалась на хаотическую кучу иллюминаторов, мачт, леерных стоек и накладок. Здесь потеряно чувство меры, а поэтому нет красоты.
Опции и аксессуары
В зависимости от задач, для которых приобретается лодка, и базовой комплектации может потребоваться приобретение дополнительных аксессуаров. К первостепенному оборудованию относится комплект рулевого управления, огни (ходовые и стояночные), трюмная помпа. Чаще всего такие опции включены в базовую комплектацию, а при их отсутствии нужно обязательно выполнить установку. Дополнительно суда можно укомплектовать полезными аксессуарами: навигационным оборудованием, спинингодержателями, якорями и прочим. Также обязательно приобретение спасательных жилетов, ракет бедствия, багров и черпаков, а также других аксессуаров для обеспечения безопасности. Их наличие проверятся при регистрации судна и служит залогом вашей безопасности на воде.
Материал катера
Катер может быт изготовлен из разных материалов, у каждого из которых ест свои достоинства и недостатки.
Алюминиевые катера
Алюминий – обеспечивает максимальную прочность корпусу катера, не впитывает воду, но при этом алюминиевые катера часто имеют острые края, о которые можно порезаться, они сильно охлаждается от воды и сильно нагреваются на солнце. Алюминиевые катера очень износоустойчивы к трению.
Алюминиевые корпуса могут быть изготовлены либо с помощью сварки, либо с помощью заклепок. Корпус катера изготовленный с помощью сварки обладает большей надежностью, так как при длительном воздействии вибрации от лодочного мотора не теряет герметичности, в отличие от корпуса изготовленного с помощью заклепок.
Алюминиевые катера могут быть изготовлены из дюрали или из сплавов АМг.
Дюраль относится к группе алюминиево-медных сплавов. Механические свойства дюралей могут даже превышать механические свойства низкоуглеродистых сталей. При этом дюраль имеет низкое сопротивление коррозии, поэтому на дюралевых лодках приходится использовать защитные покрытия, без которых катер может получить сквозную коррозию в течении очень короткого периода времени. Дюраль нельзя сваривать, дюралевые листы быстро лопаются рядом со сварным швом. По этой причине дюралевые катера изготавливаются методом клепки. Главный недостаток клепаных дюралевых лодок высокая вероятность протекания.
Для изготовления алюминиевых катеров по сварной технологии используются сплавы АМг. Сплавы АМг относятся к группе алюминиево-магниевых сплавов. В своем составе они содержат до 6% магния, менее 0,1% меди. Сплавы АМг имеют неплохую прочность, высокую пластичность и виброустойчивость, хорошо свариваются и устойчивы к коррозии. Алюминиевые катера и лодки с качественно выполненным сварным швом обладают высокой герметичностью. Недостатком сплавов АМг является то, что из-за их меньшей прочности, по сравнению с дюралью, для изготовления катеров и лодок приходится применять более толстые и тяжелые листы. По этой причине сварные катера из сплавов АМг в 1,4-1,5 раз тяжелее клепаных лодок из дюрали сопоставимого размера.
Стальные катера
Сталь – обладает высокой прочностью, не боится повреждений, легко ремонтируется, и стоит относительно недорого, но при этом обладает тяжелым весом и сильно подвержен коррозии. Стальные катера и лодки требуют постоянного ухода, нанесения защитного покрытия. В настоящее время сталь практически не используется для изготовления корпусов современных катеров.
Катера из пластика
Пластик – катера изготовленные из пластика имеют привлекательный современный внешний вид, обладают хорошей теплоизоляцией и не передают холод от воды
Пластик значительно менее прочный материал, чем алюминий или сталь, поэтому эксплуатировать такой катер нужно с большей осторожностью. Катера из пластика значительно менее устойчивы к трению и быстрее изнашиваются, но при этом обладают меньшим весом. При повреждении покрытия вода проникает в материал корпуса пластикового катера и вызывает его разрушение
Для защиты нижней части корпуса катера многие владельцы наклеивают на него специальные накладки
При повреждении покрытия вода проникает в материал корпуса пластикового катера и вызывает его разрушение. Для защиты нижней части корпуса катера многие владельцы наклеивают на него специальные накладки.
В последнее время становятся все более популярны катера имеющие корпус из алюминия, а верхнюю часть из стеклопластика. Такие комбинированные катеры обладают целым рядом достоинством, а два разных по свойствам материала сглаживают недостатки друг друга.
Советы по выбору катера
Пик продаж катеров, моторных лодок и подвесных лодочных моторов приходится на период с конца февраля и до начала лета. Многие хотят приобрести себе водный транспорт к началу сезона, поэтому цены в этот период значительно выше, чем в другое время.
При покупке катера в первую очередь следует определиться с бюджетом покупки. Будущему владельцу катера следует осознавать, что конечная цена катера складывается из трех составляющих: цены самого катера, цены мотора и цены лодочного прицепа, на котором катер будет перевозиться. Следует также учитывать, что цена лодочного мотора во многих случаях выше цены самого катера.
Самый пик продаж водного транспорта начинается в конце февраля. В это время стоит ажиотаж вокруг выбора подходящего судна. Все торопятся успеть приобрести транспорт к началу сезона, поэтому цены в этот период значительно выше, чем в другое время
Лучшее время для покупки катера и другой водной техники приходится на осень и начало зимы, выбор техники в это время значительно больше, а цены ниже.
При выборе катера, стоит обратить внимание на наличие дополнительного оборудования и опций. Различные виды дополнительного оборудования не являются обязательными, но их наличие делает эксплуатацию катера более комфортной и удобной
К дополнительному оборудованию и опциям относятся: крепления для эхолотов, леера, трапы, кресла, тенты и многое другое.
Перед выбором и покупкой катера следует обдумать вопрос его зимнего хранения. После окончания навигации владельцы катеров моют их, сливают воду, обслуживают и консервируют лодочный двигатель. После этого катер готов для зимнего хранения. В зависимости от климатических условий, катера могут храниться в зимнее время на специальных охраняемых причалах или в специальных ангарах для зимнего хранения судов. Некоторые владельцы хранят катера на даче, укрыв их от непогоды тентом, либо в гараже. Катер также можно оставить на прицепе, укрытым тентом на охраняемой автомобильной стоянке.
движители насосного типа
движитель типа «pump-jet»
На субмаринах вообще стали применять новый тип движителя – pump-jet, что значит-движители насосного типа. Существуют две их разновидности:
-движитель насосного типа с предварительной закруткой – статор (основание насадки) расположен перед ротором;
-движитель насосного типа с последующей раскруткой, когда ротор расположен перед статором.
разновидности движителя насосного типа «pump jet»
1) – ротор; 2) – насадка; 3 – статор; 4) – основание насадки; 5) – статор-основание насадки;
Качества обоих типов движителей одинаковы, но движитель насосного типа с предварительной закруткой имеет лучшие кавитационные характеристики, хотя конструктивно более сложен.
Технические характеристики и сфера применения
Общие характеристики:
- Материал корпуса из дюралюминия и сплавов АМг (такой сплав используется в последних моделях). Места стыков выполнены методом сварки или клепки.
- Непотопляемость катера обеспечивается наличием герметичных отсеков.
- Вместимость всех моделей судна составляет 5-6 человек.
- Открытая часть судна может закрываться тентом («Амур-2» имеет рубку убежище).
- Длина моделей колеблется в пределах 5,5-5,6 м, ширина – 1,82 м, высота борта – 0,88 м, вес без пассажиров – 0,54 т. Катер имеет двигатель автомобиля «Москвич-412» — мощность соответствующая: максимальная скорость движения с полной загрузкой – 50 км/ч, скорость на полном ходу и при нагрузке – 47 и 40 км/час; соединение – на заклёпках.
- Форпик в каждой модели имеет высокую герметичность. Проникнуть в него можно с палубы через люк (фиксируется плотно).
- Во всех моделях катера предусмотрено два ряда сидений, обшитых мягким полотном. Тюнинг катера Амур предполагает дополнительные усовершенствования.
- Место водителя имеет штурвал, спецустройство для управления двигателем и щиток контроля за показателями двигателя.
- В кормовой части находится отсек для мотора. В зоне под пассажирскими сидениями располагается редуктор.
- В моторной части также находятся аккумулятор, габаритные огни, узел охлаждения двигателя, холодильная камера для масла и воды, емкость для воды.
- В стандартной модели катера используется алюминиевый гребной винт с шагом 31,2 см и диаметром 27,5 см.
- Использование лодки возможно в ручном режиме с помощью весел. Крепления для них находятся на бортах.
Рис. 2. Пример перенасыщенности дизайна катера деталями внешнего вида
Для катера мера масштаба — человек. Поэтому хорошо, когда с первых линий рядом с проектными чертежами лежит плоский макет человека, выполненный в том же масштабе. Такой спутник поможет избежать конструктору серьезных художественных просчетов.
Проектируя катер, следует помнить, что он будет смотреться как деталь прибрежного ландшафта. Судно должно хорошо сочетаться с окружающей обстановкой.
Нецелесообразно применять для раскраски судов более чем 2-3 цвета. Излишняя пестрота не украшает. Сложный цвет предпочтительнее простого, так как богаче и индивидуальнее последнего. Глянцевые покрытия хороши лишь при высоком качестве выполнения формы и чистоты поверхности, к чему, конечно, следует стремиться. Но они подчеркивают малейшие дефекты, вмятины и наплывы. Во всех случаях, когда окрашиваемая поверхность не безгрешна, следует предпочитать матовые покрытия.
При выборе цветов раскраски нужно учитывать условия эксплуатации катера. Известно, что деревянные корпуса, окрашенные в темные тона, сильно «дерет» солнце, а слишком светлые борта на загрязненных акваториях может позволить себе только тот, кто собирается их регулярно мыть.
При распределении поверхностей окраски следует в качестве разделительных линий очень осторожно использовать вертикальные и поперечные, предпочитая им продольные из соображений динамичности и цельности формы. Во всех случаях в качестве естественной границы двух цветов рекомендуется использовать конструктивный элемент: грань, паз, накладку
В этом смысле отбитая на корпусе ватерлиния, подобно тому как это делается на больших судах, портит вид катера. Недаром издавна ватерлиния не отбивается даже на больших корабельных шлюпках.
Комингсы, планшири, буртики и другие элементы из дерева, покрытые прозрачным лаком, украшают катер и хорошо сочетаются практически с любым колером. Особенно хороши они в контрастных сочетаниях (например, красное дерево с окраской цвета слоновой кости). Цвета, выбранные для окраски, должны хорошо сочетаться друг с другом. При выборе гармоничных сочетаний может помочь таблица из книги Р. Повилейко и Л. Левицкого «Человек. Машина. Красота», Новосибирск 1969.
Среди множества маломерных судов, не вдаваясь в тонкости, можно выделить несколько наиболее распространенных архитектурных типов:
— мореходные моторные боты, удачно названные «неторопливыми лодками»;
— открытые моторные лодки и катера;
— каютные катера;
— плавучие дачи.
Рассмотрим каждый из упомянутых типов на конкретных примерах.
К мореходным ботам с умеренной скоростью хода относятся знакомые читателям катера «Эврика», «Баклан», «Помор», катера Соломбальской верфи, катера, переоборудованные из спасательных шлюпок, ялов и баркасов (или еще вариант; и еще один). Суда этого типа распространены на Севере и Северо-Западе нашей страны. Их скорость хода обычно не превышает 8 узлов, зато обитаемость, надежность, мореходные качества — на высшем для таких небольших судов уровне. Форма корпуса — круглоскулая, с вельботной кормой или с транцем выше ватерлинии. Традиционный материал — дерево, хотя эти корпуса выполняются также из стеклопластика, реже — из стали. Принципиальные компоновочные схемы их отличаются в основном различным соотношением длин каюты и кокпита (рис. 3).
Основные виды
Как и в области автомобилестроения, производители регулярно презентуют новые виды водного транспорта. Мало кто об этом задумывается, но все же, существует некая классификация катеров.
Созданием определенных видов этого транспорта занимаются маркетологи. Они тщательно анализируют ситуацию на рынке, после чего предлагают различные варианты в соответствии с предпочтениями потребителей.
Катера могут различаться между собой не только по внешнему виду, но и по эксплуатационным качествам
Особое внимание необходимо уделить типу привода силовой системы
Наиболее популярными и простыми являются подвесные двигатели. К характерным особенностям этого вида можно отнести:
- системы обладают средними показателями мощности;
- могут применяться в 2-3 моторах подобного типа;
- двигатель предназначен для небольших транспортов.
Помимо этого, судна оснащают стационарным вариантом. В основном, эти двигатели устанавливаются на угловую колонку.
Еще одним распространенным вариантом являются катера с водометами.
В основном, производители стараются использовать в создании установок универсальные решения, которые способы повысить эксплуатационные качества и долговечность системы.
Особое внимание необходимо уделить предназначению отдельных катеров. Одним из распространенных вариантов является дейкруизер – компактный транспорт, который не рассчитан на длительное водное путешествие
В основном, это – прогулочные катера, идеально подходящие для семейной вылазки.
Следующим видом является overnighter. Благодаря использованию этого катера, можно выбраться из порта с ночевкой. Внутри транспорт оснащен камбузом и биотуалетом.
Последним вариантом является weekender. Такие катера предназначены для более длительного путешествия, идеально подходят для рыбалки, задуманной на несколько дней.
Лицензирование
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», к маломерным судам относятся катамараны, гидроциклы, байдарки, катера, яхты, моторные и гребные лодки.
В 2014 году отменено получение прав на моторы от 5 л.с. Если мощность двигателя маломерного судна превышает 8 кВт (10,88 л.с.), необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном.
При приобретении маломерного судна владелец обязан зарегистрировать его в течение 10 дней со дня покупки
Стоит отметить, что в ГИМС обращают внимание на мощность в киловаттах, которая указана в паспорте мотора
Необходимые документы:
- документы на судно (договор купли-продажи, дарения или генеральная доверенность, товарный чек (накладная);
- технический паспорт на судно;
- технический паспорт на мотор (если есть);
- регистрационная карточка-заявление;
- удостоверение личности владельца;
- квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию и выдачу судового билета.
Процедура регистрации
- Необходимо привезти лодку и мотор на осмотр в ГИМС. Лодка для осмотра должна быть надута.
- Инспектором составляется акт осмотра.
- Заявление на регистрацию вместе с копиями документов о покупке передаются инспектору.
- Через одну-три недели следует получить судовой билет.
- Перед началом использования нанести на корпус лодки бортовые номера.
Отличия яхт и катамаранов
Несмотря на существование яхт-катамаранов, яхты и катамараны имеют отличия. Это два разных вида транспорта. Катамараны часто относят к яхтам по одной единственной причине — яхтой принято считать судно любого типа, предназначенное для отдыха. А самое главное отличие в том, что большой катамаран — это, по сути, двойная яхта, в которой в два раза больше места, и каждый поплавок может быть оснащен отдельными гальюнами, камбузом, комнатами, условиями и т.д.
Катамаран, как и яхта, может ходить как под парусом, так и приводиться в движение мотором, но говоря об устойчивости на воде при волнении, разница просто колоссальная.
Благодаря большей площади, качение практически не ощущается, поэтому получить достойный отдых на таких катамаранах смогут даже те, у кого морская болезнь.
Яхта-катамаран гораздо безопаснее показывает себя на отмели, так как киль у такого судна не настолько глубоко уходит под воду. Это открывает на порядок больше возможностей, ведь можно отправиться в труднодоступные гавани, в которые классические яхты не могут зайти!
Общее устройство корпуса маломерного моторного судна
Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:
Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.
Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль , заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем , а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) . Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка , которая совместно с транцем образует моторную нишу . На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.
Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты , которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.
Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.
Верхние части шпангоутов соединены бимсами , которые служат опорой для карлингсов на которые укладывается настил палубы . В местах, где в палубе выполнены различные вырезы (кокпит, рубка и т.д.) , опорой для палубы являются полубимсы . Полубимсы наружным концом опираются на шпангоуты, а внутренним — на вертикальные стойки, называемые пиллерсами.
Для установки бортовой (наружной) обшивки и днища к шпангоутам крепятся стрингеры . По периметру настила палубы установлен планширь , который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.
В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.
По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).
Теоретический чертеж катера «Плес»
Таблица плазовых ординат
Линия | № шпангоута | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Расстояние от носа до шп., мм | — | 550 | 1100 | 1700 | 2350 | 2950 | 3600 | 4250 | 4920 | 5600 | 6800 | 7400 | 8000 |
Высоты от основной, мм | |||||||||||||
Киль (1) | 1200 | 360 | 60 | 5 | 3 | 10 | 25 | 80 | 140 | 175 | 205 | ||
Скула a (3) | — | (570) | (445) | (350) | 285 | 240 | 215 | 210 | 210 | 220 | 245 | 260 | 275 |
Скула б (4) | — | (600) | 560 | 520 | 495 | 475 | 440 | 420 | 405 | 400 | 405 | 410 | 415 |
Борт (5) | 1300 | 1175 | 1140 | 1105 | 1075 | 1050 | 1030 | 1015 | 1000 | 980 | 960 | 940 | 930 |
Борт (6) | 1300 | 1290 | 1280 | 1260 | 1240 | 1230 | 1220 | 1210 | 1200 | 1180 | 1160 | 1155 | 1140 |
Слом рубки (7) | 1300 | 1350 | 1380 | 1405 | 1430 | 1440 | 1440 | 1915 | 1940 | 1940 | 1460 | 1155 | 2 |
Палуба в ДП (8) | 1300 | 1360 | 1420 | 1455 | 1840 | 1500 | 1880 1510 1940 | 1980 | 2000 | 2005 | — | — | — |
Полушироты от ДП, мм | |||||||||||||
Ватерлиния (2) | — | — | 105 | 260 | 450 | 570 | 660 | 700 | 735 | 730 | 650 | 560 | 440 |
Скула а (3) | — | (40) | (190) | (300) | 440 | 530 | 590 | 640 | 650 | 640 | 590 | 520 | 440 |
Скула б (4) | — | 85 | 290 | 470 | 630 | 730 | 795 | 840 | 845 | 820 | 760 | 705 | 640 |
Борт (5,6) | 410 | 600 | 740 | 840 | 910 | 960 | 990 | 1015 | 1010 | 950 | 910 | 850 | |
Слом рубки (7) | Ветви шпангоутов между линиями 6 и 7 наклонены под углом 6°. |
При установке автомобильного карбюраторного двигателя (МЕМЗ-966, -968; МЗМЛ-408, -407) катер может иметь полное водоизмещение около 1400 кг. Для получения расчетной скорости 18 км/ч потребная мощность составляет 16 л. с., расход горючего при этом — 33-35 л на 100 км пути. При экономичной скорости 11 км/ч будет расходоваться 16-20 л.
При установке дизеля (2ЧСП 8,5/11 или Д21) водоизмещение возрастает до 1550 кг. При использовании мощности 17,5 л. с. судно сможет развить скорость 17,5 км/ч, расходуя на 100 км пути 25-27 л топлива. При скорости 11 км/ч расход топлива уменьшается до 12-14 л.
Двигатель предполагается разместить под палубой кокпита и закрыть сверху съемным капотом. С носа и кормы моторный отсек выделен водонепроницаемыми переборками. Топливные баки емкостью по 100 л расположены в специальных выгородках по бортам моторного отсека.
Ходовая рубка совмещена с салоном и камбузом. По правому борту салона размещен отсек непотопляемости, который используется для хранения различного снаряжения. На схеме утолщенной линией показаны водонепроницаемые переборки. Наличие сплошных герметичных переборок в нижней части позволяет сделать корпус более прочным, облегчить конструкцию катера и, кроме того, разделить весь объем на 13 водонепроницаемых отсеков. Все переборки выполняют конструктивные функции и не мешают перемещениям экипажа.
Построить корпус можно и из легких алюминиевых сплавов. Дощатый катер из-за значительной массы будет иметь максимальную скорость около 13-14 км/ч
Особое внимание надо уделять всемерному облегчению внутренней отделки, судовой мебели, рациональному ограничению оборудования, предметов снабжения, запасов продовольствия, запасных частей и т. д
(Заметим, что перегрузка на каждые 100 кг увеличивает расход топлива на 15%). Катер можно эксплуатировать при водоизмещении до 2,5 т, но при этом экономически оправданными будут скорости до 12-13 км/ч.
Значительный развал шпангоутов обеспечивает положительную остойчивость катера вплоть до углов крена 60°, когда в воду входит линия борта. Поэтому катер достаточно безопасен при эксплуатации даже на волнении. Однако вследствие малой начальной остойчивости уже при плавании вдоль волны высотой 0,4-0,5 м катер испытывает значительную качку. Поэтому наиболее целесообразно его эксплуатировать на крупных реках, где достаточно высокая волна развивается только вдоль русла, т. е. качка будет в основном килевая; водоизмещающие катера именно при ходе против волны имеют мягкий ход и умеренную килевую качку. Из-за малой начальной остойчивости катер не имеет потопчин и для выхода на переднюю палубу оборудован съемным трапом и двойным откидным люком.
Конструктивный мидель-шпангоут катера «Плес»1 — настил палубы, фанера δ=3; 2 — бимс 18х100; 3 — стрингера 25×20; 4 — кницы, фанера δ=6; 5 — стрингера бортовые, комингс проема, 25х20; 6 — кницы, фанера δ=6; 7 — днищевые и скуловые стрингера, 30х20; 8 — заполнитель флора, 18х20; 9 — кильсон 60х22; 10 — заполнитель кильсона, 120х22; 11 — фальшкиль 40х22; 12 — сменный фальшкиль 35х22 с оковкой из нерж. стали 2х25; 13 — киль 70х22; 14 — кница флора, фанера δ=6; 15 — флор 50х18; 16 — обшивка днища, фанера δ=6; 17 — скуловая полоса, фанера δ=6; 18 — ребро 30х18; 19 — топтимберс 50х18; 20 — обшивка борта, фанера δ=4; 21 — стрингера 25х20; 22 — зашивка шпангоута, фанера δ=4; 23 — ребро жесткости, пиллерс; 80х18. Весь набор выполнен из сосны.
Б. Е. Синильщиков, Ю. Н. Мухин, «Катера и яхты», 1982 г.
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Выводы
Замечено, что многие суда, называемые в некоторых магазинах катерами, имеют подвесные моторы, но это совершенно неправильно
Поэтому советуем обращать внимание на характеристики, а не только на название
А здесь вы найдёте именно моторные лодки, которые не только правильно называются, но и обладают отличными характеристиками.
Бывает, сложно определиться, что выбирать: катер или моторную лодку. Покупайте моторку, если:
- Планируете использовать судно только для рыбалки или охоты за водоплавающими.
- Не столь часто ездите на природу.
- Если хотите иногда выезжать с семьёй на озеро или речку.
В случае, если вам нужно будет укрыться от дождя и других природных невзгод, можно приобрести специальный тент. Хорошая ПВХ-лодка способна выдержать непогоду и может быть полезна на мелководье.
Катера больше подходят для любителей активных водных прогулок, насыщенной и интересной жизни, для тех, кто любит рассекать по большим рекам, морям и другим крупным водоёмам. Хороший катер нужен для водных видов спорта. А ещё катер полезен, если в вашей местности погода в большинстве случае неспокойная, с буйным нравом. Конечно, катер стоит намного дороже моторки.
Теперь вы знаете, чем отличается катер от моторной лодки. Если ваш выбор пал на второй вариант, добро пожаловать в наш магазин. Здесь вы точно найдёте подходящий вариант!