Российская система оценки рек
В отечественной же практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций. Дело в том, что, по сути, они просто относятся к разным видам деятельности. Международная классификация описывает реки для спортивного сплава. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях – километраже и продолжительности – и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.
Согласно “Единой всероссийской квалификации маршрутов”, шесть отечественных категорий сложности обозначают:
1 к.с. (Л) – “Легкое” препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.
2 к.с. (П) – “Простые” препятствия типа вал, несложная шивера, порог, ‘прижим’. Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.
3 к.с. (СР) – Препятствие “средней” трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.
4 к.с. (С) – “Сложное” препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.
5 к.с. (Т) – “Трудное” препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.
6 к.с. (ТТ) – “Очень трудное”, опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.
6* к.с. (ТТТ) – “Сверхтрудное” препятствие труднопроходимо для любого класса судов. Ранее не преодоленное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…).
Соотношение между отечественной и международной классификациями достаточно сложно и неоднозначно. Поэтому выполнить такую переоценку можно только индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1-2 к.с. (например, многие карельские речки без крупных порогов). Категория II примерно соответствует отечественным 2-3 к.с. (река Мста, локальные пороги в Карелии).
К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, то есть относительно простых “пятерок”, включая большие ‘примитивные’ плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока).
Категория IV ближе к отечественной 5 к.с.. Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько сверхсложных рек, например алтайские Башкаус, Чулышман и Аргут.
Международная система оценки рек
Согласно этой классификации, все бурные сплавные реки подразделяются на шесть категорий:
Категория I: несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.
Категория II: умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия, небольшие ‘сливы’ и ‘бочки’. В некоторых местах поток ускоряется.
Категория III: сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова.
Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна ‘с наплыва’. Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. ‘Бочки’ и ‘сифоны’ опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.
Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельный участки реки данной категории могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.
Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их либо рискнули пройти лишь немногие, либо они так и остались непокоренными.
Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется “половина” категории: III-, III, III , IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV.
Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия – наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.
Ориентирование по звездам
Главная – Ориентирование – Ориентирование по звездам
Ориентирование на местности во время экстремального выживания в дикой природе – чрезвычайно важно. Нужно пользоваться всеми возможными способами и приметами, чтобы сориентироваться на незнакомой местности и выбрать правильный путь к спасению
Во многих экстремальных местностях передвигаться по ночам крайне опасно. К этому приходится прибегать только когда идти днем невозможно из-за жары или по другим причинам. Но ясная, звездная ночь – прекрасное время чтобы сориентироваться по звездам и наметить маршрут на следующий день. Конечно, ориентирование ночью весьма ограничено, так как не всегда небо ясное и звезды хорошо видны, а днем их просто нет. Но когда есть возможность, звездами нужно пользоваться.
Конечно, главный ночной ориентир в северном полушарии – Полярная звезда, указывающая на север. На ясном звездном небе нетрудно найти созвездия: Большую и Малую медведиц. Конечно, у наших предков была очень богатая фантазия. На медведей данные созвездия не похожи ни капли. Это скорее два «ковша». Крайняя звезда в ручке ковша малой медведицы – это и есть Полярная звезда. Если непосредственно Малая медведица плохо видна, а большая лучше (часто так и бывает), мы берем расстояние, образованное двумя крайними звездами ковша Большой медведицы и откладываем по той же прямой пять раз – там и окажется Полярная звезда.
Почему мы так зациклены на поиске именно Полярной звезды? Причина проста: небесная сфера не статична, созвездия и звезды постоянно перемещаются и в разное время года сориентироваться по ним крайне сложно. Только Полярная звезда практически неподвижна, всегда расположена в полярном секторе небосвода и указывает строго на север. Именно в этой особенности ее ценность для тех, кто хочет сориентироваться на незнакомой местности.
Итак, Полярную звезду мы нашли и теперь знаем где север. Как же определить остальные стороны света? Ну, это вообще просто. Мы становимся лицом на север – за спиной у нас будет юг, по правую руку восток, по левую – запад (Фото).
В южном полушарии основным ориентиром является созвездие Южный крест (Фото). Следует быть внимательным, так как на небе Южного полушария имеется и т.н. Ложный крест, но настоящий Южный крест значительно ярче Ложного и его звезды находятся ближе друг к другу, более компактно. Ориентирование по Южному кресту более замороченное, чем по Полярной звезде. Чтобы определить направление на юг (Южный небесный полюс), используют звезды указатели слева от креста. Между ними проводят умозрительную линию Б-В и строят перпендикуляр. Пересечение этого перпендикуляра с осью Южного креста и даст направление на юг.
Также можно успешно ориентироваться по Луне, когда она хорошо заметна (особенно в полнолуние). По большому счету, Луна движется так же, как и дневное светило – Солнце. И ориентируются по ней также. Об ориентировании по Солнцу мы расскажем в отдельной статье.
Ночью, находясь в своем импровизированном лагере, вы ориентируетесь по звездам, выбираете направления движения на следующий день. Чтобы не потерять выбранное направление утром, стоит выложить на земле стрелку-указатель из камней или веток. А когда настанет время покинуть лагерь и выдвигаться – держаться выбранного ночью направления. Вот такой маленький секрет.
Поддержать проект в соцсетях:
Преодоление водных преград
Местность нужно осмотреть на наличие уже готовых бродов. Например, могут быть проложены дороги или тропинки через водоем, с выходом на другой стороне. Если ничего подобного нет, — то необходимо выбрать место, где берега с двух сторон более пологие.
Определившись с местом брода, необходимо сделать его проверку. Совершить это нужно, чтобы очистить дно от камней, различных коряг, и даже засыпать ямы
Особое внимание нужно уделить укреплению берега в местах съезда и выезда из воды. Как правило, проверку брода делают самой проходимой машиной, на которой установлена лебедка
Место для спуска и выезда не должно быть круче 10-12 градусов. Если угол выезда больше, то при перегонке автомобилей берег будет намокать и становиться серьезным препятствием для перемещения других транспортных средств. Автомобили также требуют специальной подготовки при пересечении водоема вброд.
Чтобы избежать нанесения различного рода повреждений вентилятору, а также не допустить уменьшения мощности двигателя, на его привод рекомендуется надеть ремень привода вентилятора. Если вы видите, что аккумуляторная батарея находится ниже планируемого уровня воды, то ее нужно временно перенести выше, например, в кабину к водителю. Также стоит загерметизировать отверстие масляного щупа, крышки маслоналивной горловины. А генератор, свечи и прерыватель стоит обмотать специальной изоляционной лентой, или, при ее отсутствии, хотя бы резиной от старой автомобильной камеры. Кроме того, при помощи солидола и специальной заслонки нужно загерметизировать окно картеры моховика: необходимо снять крышку с бензобака автомобиля и деревянным колечком закупорить отверстия. Не забывайте закрыть жалюзи радиатора.
Поэтому, как правило, езду в воде выполняют не напрямую, а под некоторым углом. Сам процесс захода автомобиля в воду должен проходить плавно, и, на первой передаче. Движение непосредственно уже в воде выполняют на повышенных оборотах коленчатого вала и снижают обороты, только когда автомобиль выехал на берег. Ни в коем случае нельзя снижать обороты во время движения в воде, так как может произойти заливание водой двигателя, — и он заглохнет. Если машина заглохнет в воде, то завести транспортное средство уже станет невозможно, поскольку вода начнет заполнять выхлопные трубы.
Когда автомобиль заканчивает передвижение по воде и начинает постепенно и плавно выезжать на берег, нужно поэтапно увеличивать количество оборотов коленчатого вала, чтобы автомобиль не заглох при выезде. Но делать это нужно плавно, ни в коем случае не допускается резкое повешение оборотов, т.к. это приведет к пробуксовке. Но если машина все-таки забуксовала при выезде на берег, нужно остановиться и буксировать ее тягачом или более мощнейшим автомобилем. Если нет посторонней помощи, вытянуть транспортное средство, можно попробовать самостоятельно. Для этого нужно попытаться съехать обратно в воду и начать выезд, немного изменив направление. После того, как машина выехала на сушу, необходимо просушить тормозные колодки (делать это нужно при работающем двигателе, плавными нажатиями на тормозную педаль).