Кольцевые автогонки. Виды соревнований и особенности. Техника

Ралли-гонки

Это изнурительный высокопрофессиональный и достаточно эффектный вид спорта для знающих людей. Гонщик должен обладать высочайшим мастерством, чтобы в любую погоду и в дождь и в снег, по шоссе ли или по грунтовке, в лесу или в пустыне вести свой раллийный автомобиль к финишу.

Важным фактором распространенности и популярности авторалли в некоторых странах мира, например, в той же Финляндии, является как-раз то, что многие раллийные автомобили были созданы и собраны на основе серийных автомоделей, которые вы можете в любое время приобрести при наличии у вас денежных средств или тех же умений создать свой собственный раллийный болид. Не обязательно создавать супердорогой и очень быстрый автомобиль спорткар. Авторалли имеют множество категорий в которые входят также и любительские гонки на машинах. К примеру, в раллийных гонках третьей категории (любительские соревнования) вообще не нужно переделывать автомобиль, в этих соревнования могут участвовать обычные автомашины.

Многие автопроизводители используют такие раллийные гонки для саморекламы своих самых передовых, быстрых и проворных автомобилей. Поэтому заезды профессиональных команд всегда отличаются своей зрелищностью и иногда находятся за гранью фантастики.

Такие заезды проходят, как правило, на закрытых участках реальных существующих дорог, большинство из которых просто укатанные грунтовки. Ралли по совокупности своих факторов являются одними из самых сложных видов автоспорта. Гоночная сессия может проходить и длиться несколько дней вне зависимости от погодных условий.

Болельщики, что присутствуют на соревнованиях, находятся так близко к происходящему действию, как это только возможно. Иногда они даже попадают под колеса этих гоночных автомобилей. Неправда ли друзья, звучит экстремально и захватывающе, не так ли?

Что представляют собой кольцевые автогонки

Автомобили, участвующие в кольцевых гонках, предназначены для езды по идеально ровному покрытию. Вся их конструкция направлена на достижение идеального сцепления с поверхностью и вследствие этого высоких скоростных показателей. Гоночные машины разделяются на несколько классов, что обуславливает различные категории состязаний, например, Формула-1, GP2, GT1, а в нашей стране — «Туринг», «Легендс», «Супер-Продакшн» и др. В одну серию соревнований может входить несколько равноправных классов. Примером являются заезды «Российской Суперсерии», в которую входят классы «Митджет», «Легендс» и «Лада Гранта». Также состязания могут акцентироваться на конкретном классе автомобилей (например «Formula-1 Grand Prix»), а все прочие выступают так называемыми «гонками поддержки». Допускается также объединение в рамках одной серии состязаний нескольких классов автомобилей, имеющих схожие скоростные характеристики (например — «24 часа Нюрбургринга»).

Целью участника любого заезда является обогнать противников и приехать к финишу первым. Чаще всего до начала состязаний проводится квалификация для того, чтобы установить порядок старта для каждого участника: чем выше место в стартовой таблице, тем раньше пилот помчится за победой. Кольцевые автогонки проводятся на скоростной трассе, изобилующей виражами. Предусмотрены на маршруте и пит-стопы для тех, кому необходимо заправиться топливом или сменить покрышки. Продолжительность состязания — 2-3 ч, однако существуют заезды, длящиеся сутки («24 часа Нюрбургринга»).

Случается, что гонка останавливается вследствие произошедшей аварии, и это выступает основным недостатком данного вида спорта. Те, кто не стал победителем, могут радоваться хотя бы тому, что остались целы и не получили травму.

Гонки на автомобилях с открытыми колесами
Представляют собой заезды на специализированных конструкторских машинах – болидах, колеса которых вынесены за пределы кузова. К наиболее известным из них относятся:

Кузовные гонки

Представляют собой соревновательные заезды на серийных автомобилях, претерпевших некоторые изменения в части подвески, колес, мотора, тормозов, аэродинамики. Все допускаемые усовершенствования устанавливаются регламентом соревнований.

Наиболее распространенные кольцевые гонки этого типа:

Кольцевые автогонки проводятся не только в среде профессионалов. Имеются состязания и для любителей, в том числе и в России. К ним можно отнести синхронно-кольцевые гонки на Автодроме КВЦ в Самарской области. Поучаствовать в них может любой желающий, достаточно лишь заплатить установленный взнос.

Сегодня кольцевые гонки в России находятся в состоянии подъема. Построены трассы высочайшего уровня (автодромы «Сочи», «Смоленское Кольцо», «Moscow Raceway», «Нижегородское кольцо», «Казань Ринг»). Наша страна выступает принимающей стороной для этапов большинства мировых серий, прежде всего «Формулы-1», WTCC, DTM. Все больше отечественных спортсменов и команд становятся участниками этапов РСКГ, для чего российская «Академия ралли» разработала и построила 2 версии гоночных автомобилей.

Ралли-гонки

Это изнурительный высокопрофессиональный и достаточно эффектный вид спорта для знающих людей. Гонщик должен обладать высочайшим мастерством, чтобы в любую погоду и в дождь и в снег, по шоссе ли или по грунтовке, в лесу или в пустыне вести свой раллийный автомобиль к финишу.

Важным фактором распространенности и популярности авторалли в некоторых странах мира, например, в той же Финляндии, является как-раз то, что многие раллийные автомобили были созданы и собраны на основе серийных автомоделей, которые вы можете в любое время приобрести при наличии у вас денежных средств или тех же умений создать свой собственный раллийный болид. Не обязательно создавать супердорогой и очень быстрый автомобиль спорткар. Авторалли имеют множество категорий в которые входят также и любительские гонки на машинах. К примеру, в раллийных гонках третьей категории (любительские соревнования) вообще не нужно переделывать автомобиль, в этих соревнования могут участвовать обычные автомашины.

Многие автопроизводители используют такие раллийные гонки для саморекламы своих самых передовых, быстрых и проворных автомобилей. Поэтому заезды профессиональных команд всегда отличаются своей зрелищностью и иногда находятся за гранью фантастики.

Такие заезды проходят, как правило, на закрытых участках реальных существующих дорог, большинство из которых просто укатанные грунтовки. Ралли по совокупности своих факторов являются одними из самых сложных видов автоспорта. Гоночная сессия может проходить и длиться несколько дней вне зависимости от погодных условий.

Болельщики, что присутствуют на соревнованиях, находятся так близко к происходящему действию, как это только возможно. Иногда они даже попадают под колеса этих гоночных автомобилей. Неправда ли друзья, звучит экстремально и захватывающе, не так ли?

Виды велосипедных покрышек

Основные виды велошин обычно классифицируют по рисунку на протекторе. От наличия или отсутствия шипов зависит место их применения и тип езды, для которой они предназначены.

  • Слики – условно, это лысые шины без зерна или очень мелким зерном, с бороздами для водоотвода и лучшей оборотности на поворотах. Имеют узкое применение: на шоссе, асфальте, треке. Их преимущество – дают повышение скорости на ровной поверхности. Такие покрышки подходят для шоссейного велосипеда.
  • Полуслики – ездовая часть такой покрышки также лыса как у слика, а по боках есть шипи для лучшей сцепляемости в участках с грязью. Полуслики универсальные покрышки, и подойдут как для асфальта так и для сухой грязи. Их ставят на велосипеды для крос-кантри и одевают в велопутешествия.
  • Дерты – это шыпастые покрышки. Пригодны для маунтин-байкинга, даунхилла, крос-кантри, фрирайда. Не пригодны для асфальта. В черте города не дадут нужного наката и будут тормозить. Не стоит ожидать от них развития большой скорости на ровных дорожных участках. Дерты деляться на покрышки с густым рисунков шипов и редко посаженым. Бывают с различной высотой шипов по бокам и на ездовой части. Разница есть и в глубине выреза шипов. Подходят для езды в грязи, песках, грунтах, каменистой поверхности.
  • Полудерты – похожи на дерты, но с редко посажеными шипами. Подойдут как покрышки для горного велосипеда. Также их выбирают крос-кантрийщики для соревнований. Легки в управлении на скользких землянистых поверхностях.
  • Инвертивные – как бы, вывернутые на изнанку. Рисунок протектора на таких велосипедных покрышках идет в середину, а сверху выглядит как слик. Пригодны для езды в городе, на трассе, в песках. Для маунтинбайка не подойдет.
  • Зимние велошины идут с врезными шипами. Меняя летнюю резину на зимнюю, каждый раз нужно ввинчивать новые металлические шипы. На такой резине не страшен лед. Подойдет для зимнего экстрима и для любителей езды в холодную пору. Только не ставьте на карбон, углеродные рамы не выдерживают наших низких температур.

Покрышки для детского велосипеда обычно бывают со сплошной резины или камерные полуслики. А на подростковые байки ставят такие же велопокрышки, как и на взрослые, в зависимости от предназначения и способа езды.

Женщины и киберпилоты

— Женщины в последнее время проникают повсюду, в том числе и в автоспорт. Как вы оцениваете женский сегмент в российском автоспорте?

— Я очень дорожу этим нашим сегментом, поверьте (улыбается)

В последние годы Международная автомобильная федерация начала уделять особое внимание развитию женского автоспорта: появилась женская формульная серия «W series» на автомобилях «Формула-3». Наша гонщица, 16-летняя Ирина Сидоркова, прошла отбор в эту серию, будем болеть за неё в 2020 году. Как и в международном автоспорте, у нас нет деления на «женский» и «мужской»

Женщины и даже женские экипажи выступают во всех спортивных соревнованиях. Но надо признать, что пока это явление не стало у нас массовым. Исследователи, например, нашего университета физкультуры считают главной причиной не физиологическую, а социальную. Ведь много-много лет главным предназначением женщины считались дом и семья

Как и в международном автоспорте, у нас нет деления на «женский» и «мужской». Женщины и даже женские экипажи выступают во всех спортивных соревнованиях. Но надо признать, что пока это явление не стало у нас массовым. Исследователи, например, нашего университета физкультуры считают главной причиной не физиологическую, а социальную. Ведь много-много лет главным предназначением женщины считались дом и семья.

— Наверное, в этом виде спорта много женщин и не надо…

— Но среди наших женщин есть просто потрясающие! Во время Генеральной ассамблеи ФИА в Санкт-Петербурге мы устраивали международную встречу «Женщины в автоспорте». Собралось больше 70 человек: профессиональные спортсменки из разных стран, журналисты, даже маленькие девчонки-гонщицы. Говорили не о гендерных особенностях, а о высоком профессионализме. И мне очень приятно, что в России нет острой проблемы по поводу места женщин «под солнцем»: посмотрите, у нас девчонки занимают и ключевые посты в федерации, и на промоутерских позициях, и в гонках участвуют, и журналисты автоспортивные блестящие. Количество судей-женщин растёт. Судейский корпус российского этапа «Формулы-1» в Сочи на 60% состоит из женщин. Статья по теме «Уфимская Торпеда». Квят превратил Гран-при Германии в свой триумф

— Ещё одна тенденция — киберспорт. Даже в составе российской сборной на Международных автоспортивных играх есть пилот виртуальных гонок. Но реальные гонки — это всегда реальный адреналин. Можно ли сказать то же о виртуальных, где опасность отсутствует?

Национальное соревнование

Национальное соревнование — это спортивное соревнование, которое:

  • отвечает требованиям ФЗ «О спорте», Правилам вида спорта «автомобильный спорт», спортивному кодексу РАФ;
  • включено в ЕКП и/или ВСК РАФ;
  • открыто для заявителей и пилотов обладателей международных или национальных лицензий, выданных РАФ.

Национальные соревнования подразделяются на:

  • классифицируемые — официальные соревнования, включенные в ЕКП или в календарные планы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Классифицируемые соревнования могут проводиться только в дисциплинах, включенных в ВРВС.
  • неклассифицируемые соревнования — соревнования, проводимые в соответствии с нормативными документами РАФ и включенные во Всероссийский спортивный календарь РАФ. Неклассифицируемые соревнования могут, в том числе, проводиться в дисциплинах, не включенных в ВРВС.

Внимание! Только результаты, показанные в классифицируемых соревнованиях, признаются официально и могут служить основанием для получения спортивных разрядов/званий, и квалификационных категорий спортивных судей

Классифицируемые соревнования

  1. Официальные соревнования России — включенные в ЕКП Минспорта.
  2. Официальные соревнования субъекта Федерации — включенные в календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации.
  3. Муниципальные официальные соревнования — включенные в календарные планы муниципальных образований.

Всероссийские соревнования

Всероссийские официальные соревнования:

  • Чемпионаты России (далее ЧР) — спортивные соревнования, проводимые при участии сильнейших спортсменов без ограничения верхней границы возраста;
  • Кубки России (далее КР) — спортивные соревнования, проводимые среди спортсменов без ограничения верхней границы возраста и, как правило, в несколько этапов;
  • Первенства России (далее ПР) — спортивные соревнования, проводимые при участии детей, подростков, молодежи с ограничением возраста участников спортивных соревнований в соответствии с ЕВСК;
  • другие всероссийские соревнования (далее ВС) — спортивные соревнования, проводимые при участии сильнейших спортсменов, как без ограничения верхней границы возраста, так и в возрастных группах в соответствии с ЕВСК, если в таких соревнованиях принимают участие спортсмены, представляющие не менее 25% субъектов Российской Федерации.

Межрегиональные соревнования

Межрегиональные официальные соревнования:

  • Чемпионаты федеральных округов Российской Федерации (далее ЧФО) —  спортивные соревнования, проводимые при участии сильнейших спортсменов без ограничения верхней границы возраста, являющиеся отборочными к чемпионатам России, если в таких соревнованиях принимают участиеспортсмены из субъектов Российской Федерации, представляющих один федеральный округ Российской Федерации;
  • Первенства федеральных округов Российской Федерации (далее ПФО) — спортивные соревнования, проводимые при участии детей, подростков, молодежи с ограничением возраста участников спортивных соревнований в соответствии с ЕВСК, являющиеся отборочными к первенствам России, если в таких соревнованиях принимают участие спортсмены из субъектов Российской Федерации, представляющие один федеральный округ Российской Федерации.

Соревнования субъекта Федерации

Официальные соревнования субъектов Федерации:

  • Чемпионаты субъекта РФ — спортивные соревнования, проводимые при участии сильнейших спортсменов без ограничения верхней границы возраста;
  • Кубки субъекта РФ — спортивные соревнования, проводимые среди спортсменов без ограничения верхней границы возраста и, как правило, в несколько этапов;
  • Первенства субъекта РФ — спортивные соревнования, проводимые при участии детей, подростков, молодежи с ограничением возраста участников спортивных соревнований в соответствии с ЕВСК.

По каким критериям определяют мощность автомобиля

Определить спортивный характер транспортного средства можно по следующим критериям:

  1. Характеристикам силовой установки. Она должна обладать высокой мощностью и стабильным крутящим моментом в широком диапазоне оборотов. Отдачу мотора необходимо сопоставить с массой автомобиля и очертаниями кузова. Помимо классических вариантов с двигателями внутреннего сгорания, появляются мощные машины с гибридными установками или электрическим приводом.
  2. Системе охлаждения. От производительности зависит ресурс двигателя. Повышение мощности приводит к росту термической напряженности. Помимо базового радиатора, используют дополнительные теплообменники. Например, на Bugatti Chiron — 12 радиаторов, а создатели Devel Sixteen так и не смогли решить проблемы с компоновкой элементов системы охлаждения.
  3. Особенностям трансмиссии. Спортивная техника оснащается ручными коробками либо роботами с двойным сцеплением. Изредка используются классические гидромеханические агрегаты. Число скоростей находится в диапазоне от 6 до 10, что позволяет поддерживать динамичный разгон.
  4. Очертаниям кузова. Спортивные машины имеют приземистый профиль с дополнительными аэродинамическими элементами, повышающими прижимную силу. Передний бампер имеет развитый профиль с щитками и вентиляционными прорезями. Сзади используется диффузор, стабилизирующий поток воздуха при движении на высокой скорости.
  5. Цене. Бюджетные автомобили с мощными силовыми установками обойдутся в минимум 60-70 тыс. долл. Гиперкары оцениваются производителями в сотни тысяч долларов, а редкие модели или выставленные на продажу прототипы имеют стоимость до 2 млн долл.
  6. Тормозным механизмам. По мере наращивания габаритов дисков и суппортов требуется использование увеличенных колесных дисков из алюминиевого или магниевого сплава. Для их изготовления может использоваться керамический композитный материал, выдерживающий повышенные нагрузки.

Как устроены американские гонки Nascar? Репортаж с трассы!

Зритель, привыкший к классическим трассам, болельщик «Формулы-1» или WTCС, с первого взгляда NASCAR всерьез не воспринимает. «Что может быть проще — поворачивать в одну сторону!» — говорит он. Это распространенное заблуждение, связанное с тем, что европейские зрители крайне редко бывают на овальных треках — в Европе таких трасс всего несколько, и они чаще всего простаивают. Например, британская трасса Rockingham Motor Speedway использовалась в овальной конфигурации лишь в начале 2000-х, когда принимала гонки американской серии Champcar, а сейчас эксплуатируется в другой форме; для европейских гонок пригоден только небольшой участок овального трека.

Особенность овального трека действительно заключается в том, что поворачивать нужно только в одну сторону — по часовой стрелке или против нее. Но на деле это нисколько не проще, чем постоянно «перекладывать» машину из стороны в сторону. Для движения по овалу требуются своеобразные настройки — подвеска делается асимметричной, причем разница есть и между сторонами болида, и между передним и задним мостом. Это связано с тем, что овальные трассы имеют наклон дорожного полотна от бортов к центру. В Бристоле он доходит до 30° в поворотах и до 10° на прямых; таким образом, требуется компенсация наклона автомобиля.

При этом совокупность сил (включая центробежную) постоянно стремится вынести машину на внешний радиус, в то время как более выгодным для обгонов является внутренний. В этом и состоит искусство — нужно не просто «наяривать круги», но постоянно рассчитывать траекторию движения соперников, чтобы не давать им лазеек для обгона, и при этом контролировать автомобиль: едва ослабишь руку на руле, как под действием центробежной силы машину унесет в стену. Таким образом, сложность движения по овалу достигается не столько конфигурацией трассы, сколько плотностью борьбы — сами соперники становятся частью трека, естественными препятствиями гораздо в большей степени, нежели, например, в той же F1. Пелатон из 43 машин, «вписанных» в 858-метровый трек, — это очень серьезное испытание, которое выдерживают далеко не все.

Машина безопасности

Сзади и сбоку должна быть надпись «SAFETY CAR». Вдобавок на крыше расположено два желтых проблесковых маячка и один зеленого цвета.

За 15 минут до начала машина безопасности должна встать перед стартовой решеткой до сигнала «5». Когда появится сигнал, она должна проехать круг и встать в пит-лейн. На старте включаются все проблесковые маячки. Во время движения работает зеленый свет.

Машина безопасности используется для остановки гонки по решению руководителя. Такое происходит, когда участник находится в опасности или появились затруднения с движением. Когда все проблемы будут устранены, гонка продолжается.

Особенности вида спорта

Данный вид спорта, так же, как и авиа и судомоделирование, очень быстро стал популярным. Еще бы, ведь он позволяет продемонстрировать свои способности, как конструктора. Применение самодвижущихся моделей автомобиля делает этот спорт зрелищным, причем не меньше, чем автомобильный или авиационный. Кроме того, он вполне доступен для детей, а значит позволяет буквально выращивать профессиональных спортсменов или конструкторов современных автомобилей. Причем очень часто именно дети и подростки могут дать значительную фору взрослым участникам.

Причем очень часто, юные участники стремятся очень хорошо изучить устройство автомобиля, что позволяет создавать действующие модели. Такой спорт будет тренировать у спортсмена не только его технические способности, но и внимательность, терпеливость и точность.

Естественно, что такое мероприятие, как соревнования автомоделей и тем более подготовка к ним не может обойтись без расходов. В первую очередь это связано с тем, что потребуется приобретать различные детали, механизмы. Производить их модернизацию и ремонт.

В число расходов входят:

  • пластмассовые части кузова;
  • мотор;
  • разнообразную аппаратуру;
  • аккумуляторные батареи;
  • различные регуляторы.

Все то, что во время соревнований может выйти из строй, сломаться, потерять свой внешний вид. И потому расходы, как и в любом виде спорта, будут неизбежны.

Чемпионаты по кольцевым автогонкам

Существует масса чемпионатов по шоссейно-кольцевым автогонкам. Они отличаются масштабом, правилами и требованиями к участникам. 

Чемпионат мира – Формула-1

Главный чемпионат мира с участием специальных болидов с открытыми колесами. Предполагает использование самых мощных моторов, отлично подготовленных инженерных команд и лучших гонщиков мира. Гран-при, к которому очень непросто получить допуск. 

NASCAR

Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей дала название этому чемпионату среди кузовных машин. Участвуют вполне привычные по внешнему виду автомобили, оснащенные мощными двигателями. Пилот внутри защищен дополнительным каркасом безопасности. 

Indy 500

Одна из самых престижных кольцевых гонок мира. Проводится с 1911 года. Автомобили проходят дистанцию в 500 миль по специальной трассе, которая ранее была полностью выложена из кирпичей. Победитель получает традиционный приз в миллион долларов. 

Российская серия кольцевых гонок

Российская серия кольцевых гонок (СМП РСКГ) представляет собой официальное состязание в рамках Чемпионата и Кубка России. Используются специально модифицированные версии серийных автомобилей. 

Серия проводится вот уже более 60 лет. Первый чемпионат был проведен в 1955 году. Сейчас существует как организация для проведения состязаний для авто в пяти классах. 

Какие классы автомобилей представлены в серии?

Классы Российской серии кольцевых гонок:

  • Туринг. Высокомощные аппараты с двигателями около 300 л.с. 
  • Туринг-Лайт. Компактные автомобили инженерного класса, которые могут включать в себя серьезные модификации и моторы мощностью 200 л.с. 
  • Супер-продакшн. Машины класса Туринг с ограничением мощности 250 л.с.
  • Национальный. Самый доступный класс для машин, выпускаемых в России. На трассу выходят модели LADA Kalina, Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio и др. 
  • Первенство СМП РСКГ Национальный Юниор. Молодежное состязание для спортсменов в возрасте от 14 до 17 лет. Могут использоваться автомобили Волжского автозавода. 

Какие автодромы используются?

Соревнования проводят на современных, полностью оборудованных автодромах в Подмосковье, Сочи, Казани, Грозном, Нижнем Новгороде и Смоленске.

Как проводятся свободные тренировки, квалификация и разминка

Если квалификация не требуется, то спортсмены без нее стартуют во вторую очередь. Если нужно остановить тренировку или квалификацию, то на финише показывают красный флаг, включают желтый цвет на светофоре. Автомобили должны притормозить и проехать на свои места. Также Коллегия спортивных комиссаров может сократить время оценки до десяти минут.

Каждый круг во время тренировки используется для определения стартовой позиции гонщика. Если квалификация необходима, то КСК может допустить гонщиков без квалификации по следующим причинам:

Если водитель ездит по трассе не во время тренировки, он исключается из состязания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий