Конный кросс (кросс-кантри). Соревнования и правила. Особенности

Особенности трассы

Во всех других гоночных соревнованиях трасса всегда известна заранее и вполне читаема с первого взгляда. Более того, успех в дисциплинах вроде MotoGP или супербайк во многом зависит именно от ее знания и умения проходить каждый из виражей.

С кросс-кантри ралли все гораздо интереснее. Каждый заезд приставляет собой заранее подготовленную последовательность независимых участков. Это могут быть как скоростные отрезки, проходящие по строго определенной трассе, так и продолжительные заезды по открытой местности, так называемый «офф-роад».

На спецучастках, независимо от типа дорожного покрытия, практически единственной задачей участника является прибытие «из пункта А в пункт Б». Однако, заветные точки никогда не соединены прямой, и ориентироваться в том, как следует преодолевать каждый отрезок, приходится буквально на ходу, используя специальное оборудование.

Различные типы дистанций в кроссе

Кросс в конном спорте — это одна из трех основных дисциплин, включающая в себя преодоление различных препятствий на определенной дистанции. Существует несколько типов дистанций в кроссе, включающих в себя:

  • Заданное время: При такой дистанции участники должны пройти кросс за определенное время. Это может быть как максимальное время, которое необходимо не превысить, так и минимальное время, которое необходимо не остановиться ниже.
  • Пункты штрафа: В этом типе дистанции участникам назначаются штрафные очки за определенные ошибки и нарушения на препятствиях. Например, сброс или отклонение шарнирного элемента препятствия может привести к наказанию в виде добавления штрафных очков.
  • Очки за прыжки: В этом типе дистанции участники зарабатывают очки за успешное преодоление препятствий. Каждое препятствие имеет свою установленную стоимость, и участники могут набрать наибольшее количество очков, если успешно преодолеют все препятствия на дистанции.

В дополнение к этим основным типам дистанций, в кроссе также может быть дополнительные отличия, такие как различные виды препятствий, дистанции с комбинированными типами или специфические правила для определенных классов лошадей или возрастов участников.

Все эти различные типы дистанций делают кросс в конном спорте увлекательным и разнообразным мероприятием для участников и зрителей.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Стили экстремального катания

Экстремальное катание в чистом виде – это не спорт. Такое занятие по вкусу любителям острых ощущений и не всегда сопряжено со стремлением поставить личный рекорд. Выделяют два значения термина «экстремальная езда»:

  1. Катание на пределе физических сил, требующее исключительного мастерства и трюковых навыков.
  2. Катание с риском для жизни.

Вообще представления об экстриме очень индивидуальны. Получается, что для новичка экстремальной может оказаться любая длительная поездка по пересечённой местности, а опытным трюкачам, чтобы испытать прилив адреналина, понадобятся исключительные обстоятельства. Поэтому стили экстремального катания варьируются от самых безобидных до весьма рискованных.

Веломарафон

Катание на длинные дистанции требует от велосипедиста высокой выносливости и крепкого здоровья. Прежде чем решиться на этот вид экстремальной езды, убедитесь в том, что со стороны сердечно-сосудистой системы нет никаких противопоказаний.

Экстремальный велотуризм

Это самый консервативный из видов экстрима, который подходит людям любой возрастной категории при отсутствии противопоказаний по здоровью.

Апхилл

Напористо взлететь «на верхушку холма» – амбициозная задача для любого райдера. Ездок при этом как бы «вкручивается» в гору, на максимуме возможностей беря почти отвесные уступы. Самые отчаянные апхиллеры своей в прямом смысле головокружительной смелостью напоминают скалолазов.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг или DJ – редкое удовольствие для тех, кому выпадает счастье найти холмы, по форме напоминающие горбы верблюда. По ним-то, как по трамплинам, и «скачут» отчаянные джамперы.

Фрирайд

Понятие «фрирайд» позаимствовано у сноубордистов. Оказываясь «вне дорог», фрирайдеры готовы к тому, что земля в любой момент может уйти у них из-под ног. Или, скорее, из-под колёс. Езда по бездорожью возможна не на любом байке, тут надо позаботиться о надёжности тормозной системы, прочности рамы и качестве амортизационной вилки.

Соревнования по фрирайду проводятся на трассах, маршруты по которым велосипедисты прокладывают сами. Значение имеет не скорость, а сложность, поэтому больше баллов получает тот, кто выберет и преодолеет наибольшее количество крутых подъёмов и трудных для прохождения участков пути.

Flat

Стиль flat не предполагает высоких прыжков и «полётов»: трюки производятся на земле. Его ещё называют «танцами на велосипеде». ВМХ-велосипеды для подобного развлечения могут не иметь тормозов, так как самой езды, по сути, нет. Пожалуй, среди экстремальных стилей этот – самый безопасный.

Ол-Маунтин

Стиль All-Mountain подходит для тех, кто может вслед за Робертом Бёрнсом провозгласить: «В горах моё сердце // Доныне я там // По следу оленя // Бегу по холмам…». Только скакать современные любители высоты и крутизны предпочитают не на олене, а на горном велосипеде.

Стиль актуален для езды по всем видам гор.

Норт-Шор

Название этого стиля катания переводится как «северное побережье». Он считается одной из разновидностей фрирайда. NS (так он обозначается коротко) проводится на участке с естественным рельефом, оснащённом деревянными конструкциями (качелями, мостами, трамплинами).

Стрит

Существуют старый и новый уличные стили. Это направление выделилось из классического фрирайда и быстро стало популярным среди любителей городского экстрима.

Вы не раз видели их взлетающими на стены, запрыгивающими на ограждения и съезжающими по перилам.

Триал

Пожалуй, один из самых распространённых молодёжных стилей, триал по силам только тем, чьё катание можно назвать безупречным. Это не столько езда, сколько соревнование в перепрыгивании препятствий на скорость. Преградами на пути к победе могут быть упавшие стволы деревьев, баррикады из бочек и строительного мусора, груды камней, парапеты. В «полёте» можно совершить разворот вокруг своей оси. Главное – не задеть ногами или руками ни одну из преград и не коснуться земли, иначе есть риск быть оштрафованным на несколько очков. Зрелищность триала увеличивается с каждым годом. Не так давно стали проводиться парные соревнования «Speed Treals», на которых два райдера одновременно проходят параллельные участки велотрассы.

Слоуп Стайл

Любители Слоуп Стайла катаются на специально подготовленных трассах, оснащённых системой препятствий. Этот смешанный стиль вобрал в себя элементы дерт-джампинга, норт-шорта, триала и уличного стиля. В наборе трюков есть прыжки, вкручивание, лавирование на неустойчивых и узких опорах.

Польза бега по пересеченной местности

  • поскольку кросс представляет собой комбинированный бег, то при преодолении дистанции задействуются практически все группы мышц бегуна;
  • развивается выносливость, гибкость и ловкость спортсмена;
  • так как трасса чаще всего проходит в парковой или лесной зоне, то происходит психологическая разгрузка кроссмена;
  • отрабатываются навыки быстрого анализа, адекватного решения постоянно возникающих ситуаций и преодоления различного рода препятствий;
  • повышается стрессоустойчивость спортсмена;
  • бег, особенно если трасса проходит по лесу, позволит укрепить сердечно-сосудистую систему, повысить скорость кровообращения, убрать застойные явления в организме, укрепить мышцы тела.

Особые нюансы дисциплины крос-карнтри

Более конкретные особенности и нюансы, позволят сделать выбор велосипеда правильным:

  1. Форма и конструкция рамы дает байкеру необходимый наклон при езде. Это важный момент, так как при правильном расположение человека в седле, в данной дисциплине, вес тела распределяется одинаково на ноги и на руки;
  2. Лучше отдавать предпочтение велобайку у которого рама алюминиевая с переменным сечением (баттингом) или карбоновая. В основе рамы прочный, жесткий треугольник, дающий конструкции дополнительную прочность. Такой байк можно смело использовать в дисциплинах кросс-кантри. Не стоит выбирать стальные тяжелые конструкции – они не для этих соревнований;
  3. Одна из основных отличий профессионала от любителя кросс-кантри дисциплины, это наличие контактных педалей. Любители часто боятся пристегивать ноги к педалям велосипеда, а зря — более тесный контакт ног с педалями это дополнительные секунды выигранного времени;
  4. Передняя вилка на моделях, предназначенных для кросс-кантри, как правило, комбинированная (воздушно-масляная), отличается отличной сопротивляемостью, имеет блокировку. Короткий ход вилки дает быстроту байку, а длинный позволяет комфортно проходить по бездорожью;
  5. Трансмиссия высокого качества позволит велосипеду проходить трассы в самые короткие сроки. Благодаря большому количеству скоростей, даже самые затяжные подъемы в соревновании будут взяты;
  6. Колеса велобайка для экстремальной езды должны иметь крепкие и легкие обода. Покрышки средней ширины около 2 дюймов, с качественным протектором. Очень узкие или наоборот широкие покрышки сделают соревнование в данной дисциплине мучительными, особенно в грязи или на песке. Стоит отдавать предпочтение покрышкам, предназначенным для силовой езды, езды по бездорожью. Так же они должны быть облегченные.
  7. Расположение кареточного узла — главной оси, то есть центра тяжести, имеет тоже не последнюю роль.
  8. Размер колес имеет значение. Общепринятые 26 дюймов в современной реальности активно заменяются 29. Чем больше колесо, тем выше его проходимость и тем меньше маневренность. Но для данной дисциплины проходимость и равномерный темп важнее, чем маневренность.

Что нужно, чтобы быстро подняться в гору

Успехом быстрого подъема в гору, при этом оставаясь в напряжении и имея множество энергии необходимо тренироваться и заниматься силовыми упражнениями. Необходимо сохранять темп, не спешит, но и не сильно замедляться, чтобы не потерять ритм. Необходимо ехать, слегка наклонившись, в положении сидя

Также важно правильно дышать, уменьшить передачу до 80 оборотов, в лучшем случае. Увеличить силу сцепления заднего колеса с землей. Необходимо так же учесть звездочку, преодолевая цель, необходимо слегка приподняться и так держать путь до окончания цели, но вообще, лучше всего держаться в сидячем положении как можно дольше, чтобы спина не уставала так быстро

Необходимо так же учесть звездочку, преодолевая цель, необходимо слегка приподняться и так держать путь до окончания цели, но вообще, лучше всего держаться в сидячем положении как можно дольше, чтобы спина не уставала так быстро.

По дорожкам нужно подниматься, максимально снизив нагрузку, что увеличить радиус и уменьшить силовую энергию. Велосипед лучше покупать с алюминиевой рамой, чтобы он был как можно легче, снаряжение тоже покупать не тяжелые, иначе, вести на себе их невозможно будет. Не нужно сильно давит на педаль, ими нужно крутить, не спеша, колени нужно держать на уровне с рамой, не нужно их подымать вверх. Есть специальная техника спиннинг, но для использования нужны педали, которые фиксируются. Используют специальные амортизаторы и снимают задний подвес, чтобы ехать было комфортнее. Всему своему время, необходимо постепенно нарабатывать опыт, и тогда все получится. Апхилл считается экстремальным видом спорта, стоит заранее подумать о подготовке и снаряжении.

Велосипеды кросс-кантри

Кросс-кантри это сложный и опасный вид спорта, поэтому обычный любительский велосипед не подойдет. Выбирая транспорт для соревнований, необходимо отталкиваться от рекомендаций:

одновременная легкая и крепкая рама, это обеспечит более легкое прохождения сложных участков трассы; надежное навесное оборудование, поможет быстрее преодолевать маршрут. Велосипед может быть с одной или двумя подвесками

Во втором случае конструкция транспорта несколько утяжеляется, зато он становится более проходимым; внимание колесам. У них должны быть обода с небольшой массой, а покрышки обеспечивать хорошую управляемость, то есть хорошо сцепляться с покрытием трассы; надежные вилка, руль и другие элементы велосипеда; велосипед для этого спорта не может быть дешевым. Хорошие модели стоят от одной тысячи долларов

Хорошие модели стоят от одной тысячи долларов.

Хардейл зачастую превосходит модели с двумя подвесами, ведь он разгоняется за считанные секунды, экономя время спортсмена. Зато двухподвесные байки показывают большую устойчивость, они меньше вибрируют, таким образом езда по неровностям становится более комфортной. У велосипедов с двумя подвесакми отличная амортизация, поэтому даже на участках с ямами или ухабами, спортсмен может не вставать с сиденья. Они отличаются боле ярким дизайном и привлекательным внешним видом.

Безусловно, велосипед с двумя подвесками будет тяжелее, а также усложняется обслуживание.

Троеборье, как дисциплина конного спорта

Традиционно каждому этапу конных соревнований отведён отдельный день:

Соревнования всегда начинают с манежной езды, а вот порядок проведения полевых испытаний и конкура может меняться по решению организаторов.

Массовые состязания с большим количеством спортсменов иногда длятся и больше трёх дней, но каждая пара наездник-конь задействована только три дня подряд. Троеборье проводят как одиночные, так и командные соревнования (группы из 3—4 участников). В некоторых состязаниях все три этапа проводят за один день.

Справка! Впервые состязание по конному троеборью как олимпийский вид спорта состоялось более века назад — в 1912 году, на Олимпиаде в Швеции. Сегодня конное троеборье — часть национальных, международных соревнований, чемпионатов.

День 1. Манеж

Цель таких поединков продемонстрировать:

Немаловажными для хороших оценок за выступление на манеже являются грациозность и гибкость коня.

Ведь лошади-олимпийцы в другие дни преодолевают серьёзные испытания, поэтому у них довольно мощное телосложение.

День 2. Кросс

Или полевые испытания проводят на второй день соревнований. Эта часть троеборья считается самой сложной, трудновыполнимой:

Система оценки учитывает следующие факторы:

Соответственно, штрафные баллы начисляются за спотыкания, падение, отказ коня выполнять команду. Цель соревнований — демонстрация скорости, силы, выносливости, высокой дисциплины лошади и наездника.

Дистанция кросса (общая длина достигает от 4,1 до 6,8 км в зависимости от класса соревнований) поделена на 4 части, из которых 2 отрезка — дорога и 2 — преодоление препятствий. Наиболее сложный для прохождения отрезок трассы — четвёртый, на нём расположены самые труднопреодолимые барьеры. За время состязаний лошадям приходится совершать более 30 прыжков, развивать скорость свыше 500 м в минуту.

Внимание! Суровые испытания предусматривают защитную экипировку для наездника и животного. Также правилами отведено время для передышки, осмотра коней ветеринаром

Врач оценивает физическое состояние лошади, возможность дальше участвовать в спортивных состязаниях без риска для здоровья

Также правилами отведено время для передышки, осмотра коней ветеринаром. Врач оценивает физическое состояние лошади, возможность дальше участвовать в спортивных состязаниях без риска для здоровья.

День 3. Конкур

Это часть испытаний, цель которых: преодоление наездником на лошади незакреплённых барьеров (если конь его задевает, оно падает):

Фото 1. Преодоление параллельных брусьев во время конкура на соревнованиях по троеборью на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году.

Важно! Штрафы начисляют за обрушение, задевание барьера, непослушание животного, падение наездника

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий