Мотофристайл. Основные соревнования и трюки. Техника

Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень

Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.

В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.

Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.

Общий обзор видов мотогонок

Существует более двух десятков разновидностей мотогонок, которые остаются актуальными в течение уже длительного времени.

Мотокросс

Мотокросс

Основной вид мотоциклетного спорта. Для проведения этого мероприятия необходимы специальные кольцевые трассы с подготовленными препятствиями. Это могут быть участки дороги из песка, ямы или канавы, крутые повороты и другие препятствия.

Спидвей

Спидвей

Используется трасса овальной формы, с травяным, ледяным, земляным или грунтовым покрытием. Как правило, используются небольшие трассы, длина которых составляет не более 400 м. Дорога имеет ровную поверхность без препятствий. В гонках участвуют от 4 до 6 участников.

Эндуро

Эндуро

Разновидность мотокросса, где очень много препятствий, а иногда присутствует полное бездорожье. На трассе могут встретиться камни, песчаные участки, грязевые лужи и даже бревна. Длина замкнутой трассы может быть до 60 км, а соревнования длятся целых 6 дней. Помимо личных достижений в зачет идут также командные результаты.

Мототриал

Мототриал

Этот вид спорта требует аккуратности, но при этом быстродействия. На трассе размещены искусственные препятствия, которые гонщик должен преодолеть, не задев частями тела. На таком мотокроссе используются мотоциклы без сидений. Участникам нужно преодолеть сложную дорогу стоя за определенный промежуток времени.

Драг-рейсинг

Драг-рейсинг

Принцип похож на автомобильный вид спорта. Участники соревнуются между собой, и должны пройти за минимальное время прямой участок трассы длиной в 400 метров.

Это только самые основные разновидности мотоциклетного спорта, которые проводятся во всем мире. Некоторые из перечисленных мотогонок имеют подвиды. Например, Эндуро имеет несколько подвидов, которым относятся:

  • ралли;
  • эндуро-спринт;
  • эндуро-кросс;
  • кросс-кантри;
  • экстремальное эндуро.

Мото Ралли Дакар

Также есть и другие, менее популярные соревнования:

Минимото – для таких соревнований требуются специальные мини мотоциклы;

Минимото

Мотофристайл – вид мотоспорта, в котором используются кроссовые мотоциклы, участники выполняют различные трюки в полете;

Мотофристайл

Стантрайдинг – соревнования подразумевают трюковую езду на мотоциклах;

Стантрайдинг

Шоссейно-линейные гонки – соревнования проходят на замкнутой асфальтированной трассе с использованием дорожных мотоциклов.

Шоссейно-линейные гонки

На каких мотоциклах лучше всего исполнять различные трюки

Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.

Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом, спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.

Трюки в мотофристайле, которые выполняются без отрыва от мотоцикла.

Огромная часть трюков в FMX выполняются во Флипах, то есть, во время исполнения сальта назад или вперед. Бывают и Флипы, как отдельный трюк, зачастую представляющие из себя двойное или даже тройное сальто.

Часть трюков выполняются без Флипа. С них и начнем.

Наверное, какие-то из этих трюков и могут выполняться во Флипе, но чаще всего они подразумевают выполнение без вращения.

Вип — это трюк, при котором делают разворот мотоцикла в воздухе на 90 градусов, а затем его возвращают обратно. При всей кажущейся простоте, смотрится классно.

Найноклок — трюк, при котором ноги райдера в прыжке отводятся на под прямым углом по отношению к мотоциклу. Получаются как бы стрелки часов, показывающие девять. Найноклок может выполняться в разных плоскостях и, в отличие от випа, уже достаточно далек от мотокроссовых заломов, как и все остальные FMX трюки, которые мы увидим ниже.

Морская звезда — трюк на мотоцикле, при котором райдер садится на переднее крыло, держась при этом за руль.

Во время исполнения трюка Скорпион, райдер держится за хвост мотоцикла в полете, выгибая спину наподобие хвоста скорпиона.

Супермен с захватом седла: во время выполнения трюка тело райдера вытянуто и находится во время прыжка параллельно земле, держится рукой за седло или хвост мотоцикла.

Захват переднего крыла, или Фендер кисс. Райдер либо захватывает переднее крыло мотоцикла руками, либо выносит голову далеко вперед, наподобие поцелуя.

Капитан Морган — наверное, не самый сложный трюк, но уж больно прикольно смотрится

Зарождение и становление состязаний в России

История мотоспорта в России берет начало в конце 19-го века. В нашей стране механические повозки появились в 1891 г. А в 1898-м состоялась первая гонка экипажей.

В ней принимали участие трициклы и коляска на 4 места с бензиновым движком. Участники преодолели расстояние в 41 км. Успех соревнований подтолкнул отечественных энтузиастов к созданию Русского мотоклуба.

Через год после первого заезда состоялся соревновательный пробег из Москвы до Санкт-Петербурга. В нем принимали участие трициклы и автомобили.

Победителем обеих гонок команда трицикла французского производства «Клеман». Отечественных разработок на тот момент не существовало. Поэтому мотоциклетные соревнования были прерогативой состоятельных людей, у которых были деньги на покупку импортной техники.

Было создано 2 организации для руководства мотоспортом: Всероссийское и Московское общества автомобилистов. Они стали амбассадорами мотоциклетного спорта в России. В 1920 г. проходит ключевое для истории мотоспорта в России первенство страны, в 1928-м – рабочая спартакиада.

Мотокросс СССР 1960

Но выпуск отечественных мотоциклов был налажен лишь в 30-х гг 20-го века Они стали принимать участие в соревнованиях наравне с зарубежными. Тогда же появляются новые направления я в мотоспорте: мотокросс, мотобол, гонки по льду.

О детях в мотофристайле

— Сейчас в мотофристайл тоже приходят из мотокросса или можно сразу начать заниматься трюками?

— Многие хотят сразу начать заниматься фристайлом, но это сложно, поскольку мотокросс — это основа, с которой необходимо начать. Невозможно сразу научиться прыгать рампу большую, сначала ты должен освоить маленькие земляные трамплины, научиться просто переезжать их, потом чуть-чуть подпрыгивать и так далее. Это долгий процесс.

— А в каком возрасте обычно начинают заниматься мотофристайлом?

— В России после 20 люди только начинают к этому приходить, хотя в мире начинают гораздо раньше — два года назад 10-летний парень уже сальто сделал на мотоцикле.

— А как родители относятся к тому, что их дети хотят крутить сальто на мотоцикле на огромной высоте?

— Ну если родители согласились привести ребенка в мотофристайл, значит нормально. Но в целом отбор идет до первого жесткого падения — многие уходят после первой серьезной травмы, но если человек продолжает кататься, значит его не остановить уже.

Известные российские мотоспортсмены

Победителем первой гонки экипажей стал П. Н. Беляев, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Он был участником и организатором многих последующих соревнований в этой области, одним из создателей Российского автомобильного общества.

Покровителем отечественного мотоспорта стал сын Сталина, Василий. Он инициировал производство мотоциклетной техники и призывал граждан к посещению соревнований в обязательном порядке.

Вклад в историю развития мотоспорта в СССР внесли и люди, далекие от политики. Одни из них – братья Бучины, сыновья автомеханика. Александр и Сергей – мастера спорта, рекордсмены и победители множества соревнований. В. Корнеев – многократный чемпион СССР и заслуженный тренер сборной страны. Е. Косматов – двукратный победитель международных соревнований ФИМ.

История мотоспорта насчитывает множество выдающихся женщин. Среди отечественных спортсменок стоит отметить И. Владимирову, установившую всесоюзный рекорд прохождения дистанции на первенстве СССР в 1937 г. А И. Озолина – многократная чемпионка СССР, призер международных соревнований, тренер ЦСКА.

Эволюция мотоспорта

Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Кроме того, эти гонки шли с «нейтрализацией», но даже это не исключало несчастных случаев во время соревнований. Для повышения зрелищности и популярности мотосоревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно.

Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъёму на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.

Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.

Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904—1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка — для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными.

С развитием дорожных гонок продолжалась работа по достижению максимальных скоростей в рекордных заездах на различные дистанции. Осуществимо это было только на прямых участках автострад или специальных треках. При этом к конструкции мотоцикла предъявлялись своеобразные требования — поворотливость и управляемость на виражах, а также процесс разгона и торможения играли здесь второстепенную роль.

Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов — гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.

В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения — International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро».

В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.

С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта — например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.

Требования к мотоциклам

Для мотофристайла используют классические кроссовые мотоциклы: Хонда, KTM, Судзуки и Кавасаки, но чаще выбирают двухтактную Ямаху YZ250. Американские виртуозы «летают» на четырёхтактных байках объёмом 450 куб. см. Вес машин – порядка 90-95 кг, при таких параметрах ими легче управлять при выполнении трюков.

Новички катаются на стандартной технике, но с приобретением мастерства самостоятельно дорабатывают детали. Учитывается вес спортсмена, манера катания и предпочтения выбора элементов. По технической части главным считается перенастроить подвеску, карбюратор и выхлопную систему.

Перенастройка карбюратора нужна для чёткого отклика двигателя и повышения тяги со скоростью при коротких разгонах, а также для того чтобы не нагружать двигатель во время приземления. Для этого же дорабатывают и выхлопную систему – ставят тюнинговую. Подвеску устанавливают специальную для мягкости во время приземления и с усиленными пружинами, чтобы машина слушалась на рампе и не боялась длинных прыжков и жёстких приземлений.

Внешние изменения для удобства выполнения трюков таковы:

  • постановка высокого руля, на котором убирают перекладину, что облегчает управление мотоциклом и помогает легче переносить ноги;
  • руль крепится специальным зажимом для исключения «болтания»;
  • боковины оборудуются отверстиями, чтобы держаться руками, другие места оснащаются рычагами и кронштейнами, крылья демонтируют;
  • седло делают низким, чтобы легче было переносить ноги, и оставляют тонкий слой поролона;
  • на раму и вилку добавляют наждачную бумагу для повышения зацепа.

Чтобы мотоцикл запомнился судьям и зрителям, мотофристайлеры добавляют визуальное яркое оформление:

  • неоновую подсветку частей байка;
  • украшают виниловыми наклейками;
  • красят маятник, раму, переднюю вилку и колёса в кислотный цвет.

Производители уже наладили выпуск узкоспециализированных мотоциклов для мотофристайла. Основная такая ультралёгкая машина – UNIT Skycraft: для изготовления рамы здесь применяют карбоновое волокно.

Появление и развитие трюков в мотофристайле

Понимая, что зрелищность приносит славу и деньги, гонщики начали придумывать сложные трюки и вставлять их в прыжки на мотоцикле с трамплина. Постепенно трюки стали обязательными для мотофристайла и выполняются со специальной рампы, которая помогает вылететь под нужным углом с заданной скоростью и приземлиться в нужной точке. Выполняя трюк, райдер изменяет положение тела по отношению к мотоциклу.

2000 г. – год рождения первого сложного трюка, давшего развитие другим, ещё более усложнённым элементам. В их число входит сальто-мортале, или кувырок назад в воздухе (бэкфлип) сидя на байке с приземлением на оба колеса.

Набор трюков профессионалов состоит из трёх категорий – «базовых», «среднего уровня» и «продвинутых». Трюк – акробатическое упражнение, когда тело или конечности спортсмена обязательно смещаются по отношению к мотоциклу, полностью или частично отрываясь от машины.

Мотофристайл как свободно развивающаяся дисциплина должен постоянно пополняться новыми трюками. По этой причине у фристайлеров принято вставлять в программы выступлений связки из двух-трёх специальных элементов, за которые судьи выставляют повышенные баллы. Новые приёмы появляются за счёт увеличения скорости и продолжительности полёта, изменения угла вылета и высоты трамплина, добавления или изменения вращения.

Если раньше делали одно сальто, то теперь смельчаки крутят двойной бэкфлип. Некоторые трюки настолько сложные и опасные, что райдер, выполнив его один раз, отказывается повторять.

Для отработки приёмов с вращением делают поролоновую яму, но всё равно эти трюки требуют сложных и выматывающих тренировок. Спортсмен часто падает вниз головой, а сверху добавляется мотоцикл. Выбраться самостоятельно не получится. В такой ситуации приходится терпеть и ждать в том положении, в котором приземлился.

Трюки в мотофристайле, которые выполняются без отрыва от мотоцикла.

Огромная часть трюков в FMX выполняются во Флипах, то есть, во время исполнения сальта назад или вперед. Бывают и Флипы, как отдельный трюк, зачастую представляющие из себя двойное или даже тройное сальто.

Часть трюков выполняются без Флипа. С них и начнем.

Наверное, какие-то из этих трюков и могут выполняться во Флипе, но чаще всего они подразумевают выполнение без вращения.

Вип — это трюк, при котором делают разворот мотоцикла в воздухе на 90 градусов, а затем его возвращают обратно. При всей кажущейся простоте, смотрится классно.

Найноклок — трюк, при котором ноги райдера в прыжке отводятся на под прямым углом по отношению к мотоциклу. Получаются как бы стрелки часов, показывающие девять. Найноклок может выполняться в разных плоскостях и, в отличие от випа, уже достаточно далек от мотокроссовых заломов, как и все остальные FMX трюки, которые мы увидим ниже.

Морская звезда — трюк на мотоцикле, при котором райдер садится на переднее крыло, держась при этом за руль.

Во время исполнения трюка Скорпион, райдер держится за хвост мотоцикла в полете, выгибая спину наподобие хвоста скорпиона.

https://youtube.com/watch?v=CuRXk4uCXXM

Супермен с захватом седла: во время выполнения трюка тело райдера вытянуто и находится во время прыжка параллельно земле, держится рукой за седло или хвост мотоцикла.

Захват переднего крыла, или Фендер кисс. Райдер либо захватывает переднее крыло мотоцикла руками, либо выносит голову далеко вперед, наподобие поцелуя.

Капитан Морган — наверное, не самый сложный трюк, но уж больно прикольно смотрится

Распространённые виды трюков

В арсенале мотофристайлеров 20 базовых трюков, которые считаются распространёнными элементами и дают начало новым комбинациям. К таким трюкам относятся «Кан-кан» без движения ногами, варианты «Хлипкликеров» и связки с «Бэкфлипом».

Бэкфлип – пропускной экзамен в профессиональные спортсмены.

Первый трюк – «Кнут», для выполнения которого райдеру требуется положить байк в горизонтальное положение и вернуть обратно, чтобы приземлиться на колёса.

В Кан-кане требуется перекидывать ноги на одну сторону машины.

«Харт Атаку» исполняют с вытянутым в стойке телом, опираясь руками о седло и руль.

В «Индийском Воздухе», как в Харт Атаке, стоя на руках выполняется имитация ходьбы в воздухе.

Чтобы сделать упражнение «Клифф Вешалка», спортсмен в полёте встаёт с поднятыми руками, зацепившись носками ног за рычаги руля.

Исполняя «Боди Вариал», спортсмен успевает сделать полный оборот над летящим мотоциклом и взяться за руль до приземления.

В трюке «Палач» спортсмен, держась за седло, другой рукой берётся за ноги и прогибается.

«Каблук кликера» – нужно, опираясь руками о руль, вытянуть ноги вперёд и постучать подмётками одна о другую.

Выполняя «Скалу», спортсмен, не держась за мотоцикл, летит рядом.

Сложным является трюк «Правитель». Он представляет собой стойку на руках на руле.

Выполняя «Кордову», спортсмен, не отпуская руля, цепляется за него также носками ног и прогибается. Некоторые реализуют этот трюк при исполнении бэкфлипа.

«Поворот» – это когда байк в полёте делает полный оборот вокруг оси.

«Мёртвым телом» называется трюк, когда райдер вытягивается вперёд, держа ноги вместе, и при этом не отпускает руль.

Виды мотофристайла

Состязания по мотофристайлу проходят как в рамках отдельной дисциплины на чемпионате экстремальных видов спорта, так и в виде самостоятельных соревнований. Сами состязания в зависимости от специфики проведения могут быть различны и состоят из нескольких видов, но главное в них — трюки. Например, в программе Всемирных экстремальных игр X Games в категории «Мотоциклы», кроме нескольких чисто кроссовых экстремальных заездов, выделяются пять основных направлений мотофристайла:

  1. Собственно, мотофристайл или фристайл мотокросс (Freestyle Motocross) как старшая из всех дисциплин. Райдеры, как правило, выполняют несколько программ продолжительностью от 90 секунд до 14 минут на специальном треке, состоящих из серии прыжков различной длины. Спортсмены стремятся выполнить как можно больше различных трюков во время выступления. Их число за выступление может составить от 10 до 15. Судьи оценивают выступление по 100-бальной шкале. Оценивается способность участников завершать различные трюки, используя комбинации различных прыжков.
  2. При одновременном заезде двух райдеров по кроссовой трассе в дисциплине Speed & Style (скорость и стиль) оценивается как качество выполнения трюков и их количество, так и время прибытия к финишу участников.

Следующие три дисциплины уже не являются заездами, а скорее, являются конкурсом на лучший трюк.

  1. В Best Trick (конкурс на лучший трюк) спортсмен имеет две попытки на выполнение лучшего трюка. Собственно, конкурс представляет собой состязание на лучший затяжной прыжок с трамплина на кроссовом мотоцикле. Трюк может быть один и тот же или при каждой попытке другой. Здесь самую важную роль играет новизна. Если трюк исполняется впервые, то самая максимальная оценка будет отдана ему.
  2. Соревнование Best Whip определяет среди участников лучшего исполнителя трюка «удар хлыстом» (Whip). Главная задача этого состязания — расположить мотоцикл во время полёта в прыжке горизонтально земле. Лучший исполнитель трюка становится победителем.
  3. Прыжок в высоту Step Up (шаг вверх). Каждый спортсмен имеет две попытки, побеждает тот, кто покажет лучший результат. Имеет также названия Big Air, Highest Air в других чемпионатах.

Некоторые соревнования по мотофристайлу не включают в свою программу все эти виды и могут задействовать две-три дисциплины на выбор. Например, чемпионат мира по мотофристайлу «Ночь прыжков» под эгидой международной федерации мотофристайла определяет победителя в трёх дисциплинах: Freestyle MX, Highest-Air и Best Whip Contest. Чемпионом становится лучший спортсмен в общем зачёте. Самыми известными соревнованиями по этому виду спорта являются чемпионаты X Games, Gravity Games, Red Bull X-Fighters World Tour, Dew Action Sports Tour, FIM FMX World Championship Night of the Jumps, Navy Moto X World Championship, Masters of Dirt.

Оригинальной формой фристайла на мотоциклах является фрирайдинг, который представляет собой заезды по открытой местности. Здесь нет судей и трассы, а только лишь соревнование с природой на естественном рельефе для оттачивания своего мастерства в прыжках.

О детях в мотофристайле

— Сейчас в мотофристайл тоже приходят из мотокросса или можно сразу начать заниматься трюками?

— Многие хотят сразу начать заниматься фристайлом, но это сложно, поскольку мотокросс — это основа, с которой необходимо начать. Невозможно сразу научиться прыгать рампу большую, сначала ты должен освоить маленькие земляные трамплины, научиться просто переезжать их, потом чуть-чуть подпрыгивать и так далее. Это долгий процесс.

— А в каком возрасте обычно начинают заниматься мотофристайлом?

— В России после 20 люди только начинают к этому приходить, хотя в мире начинают гораздо раньше — два года назад 10-летний парень уже сальто сделал на мотоцикле.

— А как родители относятся к тому, что их дети хотят крутить сальто на мотоцикле на огромной высоте?

— Ну если родители согласились привести ребенка в мотофристайл, значит нормально. Но в целом отбор идет до первого жесткого падения — многие уходят после первой серьезной травмы, но если человек продолжает кататься, значит его не остановить уже.

Мотоциклы, на которых делают трюки

Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.

Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом, спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.

Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.

Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли.

Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях
.

  • Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.
  • Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.
  • На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
  • Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
  • Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.

Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.

Появление и развитие трюков в мотофристайле

Понимая, что зрелищность приносит славу и деньги, гонщики начали придумывать сложные трюки и вставлять их в прыжки на мотоцикле с трамплина. Постепенно трюки стали обязательными для мотофристайла и выполняются со специальной рампы, которая помогает вылететь под нужным углом с заданной скоростью и приземлиться в нужной точке. Выполняя трюк, райдер изменяет положение тела по отношению к мотоциклу.

2000 г. – год рождения первого сложного трюка, давшего развитие другим, ещё более усложнённым элементам. В их число входит сальто-мортале, или кувырок назад в воздухе (бэкфлип) сидя на байке с приземлением на оба колеса.

Набор трюков профессионалов состоит из трёх категорий – «базовых», «среднего уровня» и «продвинутых». Трюк – акробатическое упражнение, когда тело или конечности спортсмена обязательно смещаются по отношению к мотоциклу, полностью или частично отрываясь от машины.

Мотофристайл как свободно развивающаяся дисциплина должен постоянно пополняться новыми трюками. По этой причине у фристайлеров принято вставлять в программы выступлений связки из двух-трёх специальных элементов, за которые судьи выставляют повышенные баллы. Новые приёмы появляются за счёт увеличения скорости и продолжительности полёта, изменения угла вылета и высоты трамплина, добавления или изменения вращения.

Если раньше делали одно сальто, то теперь смельчаки крутят двойной бэкфлип. Некоторые трюки настолько сложные и опасные, что райдер, выполнив его один раз, отказывается повторять.

Для отработки приёмов с вращением делают поролоновую яму, но всё равно эти трюки требуют сложных и выматывающих тренировок. Спортсмен часто падает вниз головой, а сверху добавляется мотоцикл. Выбраться самостоятельно не получится. В такой ситуации приходится терпеть и ждать в том положении, в котором приземлился.

Виды мотофристайла

На самом деле, FMX весьма разнообразен. Помимо классического фристайл мотокросса, соревнования по нему проводятся еще в 4 направлениях, в каждом из которых требования к выступлению и, соответственно, критерии оценки немного меняются.

  • Лучший трюк. Участники стараются выполнить как можно более сложный и техничный трюк во время прыжка. Лимит времени не ограничен, но на выполнение дается лишь 2 попытки. Трюки могут быть как одинаковыми (в этом случае оценивается качество их выполнения), так и разными. В этом случае огромное влияние имеет их новизна, и если спортсмену удалось эффектно показать никем ранее не выполнявшийся трюк, то с большой вероятностью он будет оценен выше, чем уже известные.
  • Прыжки в высоту. Аналог обычных прыжков через планку, но выполняемых на мотоцикле. Соревнования проходят по обычной схеме: у каждого участника есть 2 попытки, чтобы «взять» установленную высоту, не сбив планку. Победителем оказывается спортсмен, добившийся лучшего результата.
  • Лучший Whip. Whip — это основной трюк в мотофристайле, при выполнении которого находящийся в полете мотоцикл располагается горизонтально. Соответственно, побеждает в соревновании тот спортсмен, которому удается сделать это четче и лучше остальных.
  • Скорость и стиль — парные заезды мотоциклистов по кроссовой трассе с выполнением трюков. В соревновании наибольшее значение имеет как качество их исполнения, так и скорость прохождения заезда.

Дополнительно, так сказать «вне конкурса», стоит отметить еще одно направление — фрирайдинг. Мотоциклетным спортом в полном смысле этого слова оно не является, так как не предполагает соревнований и судейства, но к Freestyle MX имеет самое прямое отношение. В двух словах — это мотофристайл ради развлечения, проводимый на открытой холмистой местности или в горах.

Виды мотофристайла

Как проходят соревнования

На кросс соревнованиях спортсменам нужно преодолеть определенное количество кругов замкнутой трассы, затратив на это минимум времени. Стартовать могли все гонщики одновременно, и побеждал первый, кто пересечет финишную черту. Часто проводились одиночные заезды с оценкой затраченного времени на преодоление трассы. 

Все соревнования проходят по особым правилам, которым должны следовать участники. Определяются требования к классам мотоциклов, трассе, безопасности, экипировке, возрасту спортсмена.

Состязания проводится в несколько заездов, не более 20-40 минут каждый, с возможными двумя дополнительными кругами. Однако, в зависимости от количества участвующих спортсменов регламент соревнования может быть изменен.

Отборочный этап определяет места участников на старте. У того, кто выполнит квалификационный этап быстрее других, будет преимущество на старте и больше шансов первым достичь финиша. 

На линии старта гонщики на своих мотоциклах с работающим двигателем ожидают открытия стартовой машины, блокирующей колеса их байков.

Также на трассе присутствует пункт хронометража, где фиксируется число проделанных кругов каждым участником. Итоговые места присваивают в порядке финиширования с учетом числа выполненных кругов или минимального времени преодоления трассы при индивидуальных состязаниях.

При возникновении аварийной ситуации выбрасывается красный флаг и гонка останавливается.

С чего начать

Начинающим спортсменам можно дать несколько крайне важных рекомендаций, которые помогут вам не разбиться после первой же тренировки. Абсолютно точно для этой цели вам не подойдут мощные мотоциклы — если вы плохо знаете их качества, то лучше на них не садиться. Вдобавок, вам крайне дорого обойдется ремонт. Для начальных тренировок возьмите бюджетный мотоцикл, который вам знаком.

Не начинайте тренировки с самых крутых трюков — можете сломать себе шею. В этом направлении лучше всего двигаться постепенно. Неплохо иметь опытного наставника, который при случае расскажет вам о недостатках вашего вождения. Также не следует заниматься этим в одиночку — можете с легкостью натворить проблем, а потом вас еще будет и некому доставить в ближайшее лечебное учреждение.

С психологической точки зрения, в серьезных занятиях мотоспортом нет места азарту и мальчишеству — все сложные и экстремальные моменты должны носить очень взвешенный характер. Приобретите для подобной цели так называемый питбайк — мотоцикл, полностью адаптированный под эти цели.

Стантрайдинг как вид спорта не стоит на месте — ежегодно происходят качественные изменения, добавляются новые трюки, а в уже существующие вносятся дополнительные детали. Столицей стантрайдинга в странах СНГ по достоинству считается Санкт-Петербург — именно здесь каждый год проходят соревнования по этому виду спорта. Чемпионаты, проходящие здесь регулярно с 2008 года, собирают все большую аудиторию.

В стантрайдинге существуют элементы, которые относятся к классическому трюкачеству, а также усложненные варианты, выполнить которые под силу лишь профессионалам своего дела. К ним относятся так называемые «вилли» и «стоппи» — базовые элементы начинающих спортсменов.

Особый вид мотоциклов или питбайков, имеют ряд существенных изменений в конструкции:

  1. кроссовый руль — надежно обеспечит управляемость мотоциклом, а приборная панель расположится в месте, которое с наименьшей вероятностью может подвергнуться деформации при аварии;
  2. наличие дуг, поскольку при падении возможно нарушение целостности пластика или других частей байка;
  3. обязательное отключение прибора, фиксирующего угол наклона транспортного средства;
  4. максимальная длина троса регулировки холостого хода;
  5. усиленное крепление радиатора, исключающее возможность его деформации в момент выполнения трюков;
  6. укрупненная задняя звездочка, позволяющая поднимать мотоцикл на заднее колесо с максимальным удобством для байкера;
  7. возможность с помощью рук включить вентилятор — подобное приспособление надежно помогает не перегревать двигатель;
  8. деформированный бак, позволяющий с максимальным удобством стоять на мотоцикле;
  9. максимально укороченная выхлопная труба — в обычном ее варианте — это возможная причина падения;
  10. усиленная подвеска, помогающая при окончании приема «вилли максимально удобно возвращаться в исходное положение, предотвращая падение.

Стантрайдинг имеет три вида трюков — остальные являются производными, зависящими от уровня квалификации мотоциклиста:

Начинающие спортсмены вначале должны обучиться всем тонкостям классических трюков и лишь после этого приступать к более сложным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий