Мотокросс. Виды и соревнования. Техника и особенности

Лидеры производства

На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.

Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.

От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).

К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.

Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.

Виды спортивных соревнований на мотоциклах

Существует ряд основных мотоциклетных дисциплин:

  • Трековые гонки, или спидвей. Они могут проходить на траве, грунте, или по льду.
  • Мотокросс – гонки по пересечённой местности. Эти мотоциклы созданы для бездорожья. Существуют классический мотокросс и суперкросс, проводящийся на спец.стадионах, в том числе и крытых.

  • Супермото. Включает ровную трассу и элементы мотокросса (70/30). Спортсмены соревнуются на участках 500 м – 2 км.
  • Эндуро. Этот тип гонок имеет много общего с кроссом. Часть участков дороги представляют собой дороги общего пользования, на которых приходится соблюдать правила дорожного движения и скоростные ограничения.
  • Эндуро-кросс. Среднее между суперкроссом, триалом и эндуро.
  • Шоссейно-кольцевые мотогонки. Проводятся на специальных мотоциклах (Moto Gp), или доработанных серийных – Супербайк. Здесь спортсмены преодолевают круги, длиной до 3 км, с резкими поворотами.
  • Мототриал. Гонки по пересечённой местности, препятствия на которой создаются искусственно. Много сложных участков. Характерно использование специальных конструкция мотоцикла, позволяющих выполнять сложные трюки.
  • Если уж речь зашла о трюках, то король такого мотоспорта – фристайл. В 2005 году он стал официально признанным видом спорта.
  • В разряд мотогонок внесены также гонки эндуро на снегоходах.

Впервые гонки на этом виде техники начали проводиться в период с 1894 по 1903 года. В те времена королевой мотогонок была Франция, а столицей – Париж. Организатором нового вида спорта стала французская автомобильная ассоциация. Под её эгидой в 1895 году прошёл первый совместный автомотопробег на 1200 км.

В 1904 году в мире появилось первое объединение мотоклубов. Деятельность Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ) была направлена на развитие этого вида спорта и проведение официальных соревнований.

1902 можно смело считать годом рождения шоссейно-кольцевых гонок. Первым подобным соревнованием можно считать гонки в Арденнах.

В 1908 году мотоциклисты вместе с кавалеристами приняли участие в традиционной «погоне за лисой», которая стала предком современного мотокросса. Сами же кроссовые состязания оформились только после 1 мировой войны.

За время существования мотоциклетного спорта, появились и более экзотические виды соревнований, такие, как мотобол.

С какого возраста заниматься мотокроссом ребенку

Официально в России мотокросс для детей доступен с 5 лет. В этом возрасте юные спортсмены знакомятся с правилами спорта, изучают технику безопасности, учатся внимательности и работают над повышением физической силы. Интересно, что в таких странах как Испания и Италия есть секции мотокросса для детей с 3 лет, и многие мировые чемпионы начали заниматься именно в этом юном возрасте.

В нашей стране дети чаще всего приходят в мотокросс с 10 лет. Многие переходят в этот вид спорта из детского картинга, но есть и такие, кто впервые знакомятся с мотоспортом в подростковом возрасте. Одно из преимуществ мотокросса – это отсутствие возрастных ограничений, ведь на любительском уровне можно начинать заниматься в любом возрасте.

Шоссейно-кольцевые гонки

В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.

Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:

  • MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см3.
  • Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.

Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.

Когда можно начинать?

Упор на развитие интереса к мотокроссу в детском возрасте мы сделали далеко не случайно. Если обратиться к официальным правилам, то минимально допустимый возраст спортсмена – 5 лет. В Европе также успешно проходят детские мотокроссовые состязания между 4-летними малышами. Их правила несколько упрощены: трасса содержит наиболее простые элементы, а мотоциклы имеют автоматическую трансмиссию, но даже несмотря на это, подобные заезды уже можно отнести к полноценному мотоциклетному спорту. Более того, за небольшими исключениями, все зарубежные чемпионы начинали заниматься мотокроссом именно в 5-8 лет, поэтому этот промежуток можно считать идеальным для начала.

Если же в планах нет карьеры профессионального спортсмена, и преодоление трудностей кроссовой трассы – это лишь хобби, начинать обучение можно и позже – мотокросс открыт практически любому возрасту. Но не стоит забывать о самом главном ограничении: уровне общей физической подготовки, поскольку именно от нее зависит, насколько тяжелыми окажутся тренировки. Если мотоциклист не обладает должной выносливостью и силой, заезды едва ли будут приносить удовольствие, так как единственное, о чем он будет думать за рулем – как удержать мотоцикл. В этом случае придется находить время для дополнительных физических занятий: бега или дальних заездов на велосипеде.

Послевоенные годы

Первая и вторая мировые войны, заставили практически позабыть о мотогонках, поэтому следующие стадии развития пришлись уже на послевоенные годы. В частности, ФИКМ сумела возобновить деятельность в 1946 и уже в следующем году организовала в Нидерландах первое в мире международное соревнование в дисциплине кросс-кантри, в котором приняли участие спортсмены из Голландии, Великобритании и Бельгии. Состязание получило название «Мотокросс наций» и проводится на ежегодной основе с самого момента основания.

Столь внушительных достижений ФИКМ словно было недостаточно и уже в 1949 вместе с переименованием в ФИМ (FédérationInternationaleMotocycliste, FIM) было представлено новое соревнование – Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. К настоящему моменту оно считается одним из самых престижных и проводится в двух направлениях – MotoGP и «Супербайк».

Чемпионат мира по мотокроссу

Несомненно, главнейшим и самым желанным событием, однажды стать частью которого мечтает каждый профессиональный кроссмен, является Чемпионат мира по мотокроссу. Высокий статус подчеркивается и тем, что его организацией занимается сама FIM – Международная Мотоциклетная Федерация.

Впервые гонка получила официальный статус Чемпионата мира в 1957 году, но на самом деле она существовала еще с 1952, просто была не столь масштабной, поэтому носила статус Чемпионата Европы. Первый же ЧМ проводился в самый разгар мотосезона – с мая по август и состоял из 9 этапов, каждый из которых проходил в новой стране. Победитель каждого этапа награждался «главным призом» страны, в которой проводилась гонка. Первым же официальным Чемпионом мира стал швед Билл Нильссон. Вместе с Чемпионатом в том году также проводился дополнительное первенство для мотоциклов с двигателем 250 см3. Оно было реализовано в виде отдельных заездов, проходивших на каждом этапе. А уже в следующем году первенство было полноценно включено в чемпионат в виде отдельного класса. Сам же ЧМ разросся и стал насчитывать уже 12 этапов.

Весьма интересно, что, несмотря на официальный статус, правила первых чемпионатов были весьма условны и размыты. Фактически 2 главных требования к трассам заключались в том, что общая дина всех кругов должна превышать 20 км, а сложность рельефа не должна позволять пройти дистанцию быстрее, чем за 1 час 20 минут. Была определенная свобода и в организационном плане. Этап мог проходить в виде:

  • 2 квалификаций + 1 финального заезда,
  • 2 заездов с суммой результатов,
  • 1 заезда.

К слову, один из этапов Чемпионата Мира даже проводился в СССР, в Москве, и советские спортсмены достаточно быстро заявили о себе. Так уже в 1963 году Игорю Григорьеву удалось завоевать бронзовую медаль Чемпионата, а в 1965 выступавший в классе 250 см3 Виктор Арбеков одержал победы на 5 этапах и стал первым советским гонщиком, получившим титул чемпиона мира. Но вернемся к самому соревнованию.

В начале 90-х бывший на тот момент основным класс 500 см3 стал постепенно терять популярность. Пожалуй, настоящим переломом в этом плане стал отказ японских производителей от выпуска соответствующих мотоциклов – они как один переключились на производство 250-кубовых машин. В итоге именно этот класс, некогда бывший лишь дополнением к основному Чемпионату, встал во главу соревнования и продержался на этой позиции вплоть до начала 2000-х.

В 2003 году в мотокроссе наметились очередные весомые изменения. На первый план начали выходить более современные 4-тактные мотоциклы, что не могло не сказаться на правилах главного кроссового события мира. Уже в 2004 году классы из 125сс и 250сс были переименованы в MX2, где допускалось участие 125-кубовых 2т и 250-кубовых 4т мотоциклов, и MX1, включавший двухтактные модели с мотором 250 см3 и 4-тактные 450-кубовые машины. Класс 500сс, соответственно, переименовали в MX3, допустив к гонкам мотоциклы 500сс 2т и 600сс 4т.

В 2014 году список классов еще раз поменялся:

  • MX1 был переименован в MXGP,
  • MX3 из-за низкой популярности был упразднен.

В настоящий момент «основной» Чемпионат мира по мотокроссу проводится в 3 классах:

  • MXGP – «королевский» класс,
  • MX2 – 250cc,
  • WMX – Чемпионат мира по мотокроссу среди женщин. Впервые был проведен в 2008 году. Несмотря на статус отдельного чемпионата, всегда проводится вместе с основным ЧМ.

Кроме того, также существует отдельный Чемпионат мира среди юниоров – FIM Motocross Junior World Championship. В отличие от женского соревнования, это отдельное мероприятие, проходящее в 1 этап. Официально оно существует с 2007 года и включает 3 класса:

  • 65 см3 (введен в 2010),
  • 85 см3,
  • 125 см

Что касается самого Чемпионата мира по мотокроссу, то сейчас – это масштабное мероприятие, растянувшееся на весь мотосезон. В частности в 2019 году (2020 с его серией отмен из-за пандемии сложно брать в качестве примера) он состоял из 20 этапов в разных частях света. Каждый этап проводился по стандартной, регламентированной схеме: квалификация в субботу и 2 основных заезда по 35 мин + 2 круга в воскресенье.

Шоссейно-кольцевые гонки

В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.

Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:

  • MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см3.
  • Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.

Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.

Крупные соревнования по мотокроссу

Самое престижное соревнование – Чемпионат мира по мотокроссу. До этого с 1952 по 1957 год соревновались только представители Европы. С ростом популярности мотоциклетного кросса расширилась география участников гонок, которые сейчас соперничают в двух классах: MXGP, MX2. На протяжении 30 минут спортсмены преодолевают трассу плюс 2 дополнительных круга.

С 1947 года мотокоманды ежегодно соревнуются в ивенте, который называется Motocross des Nations. В 61-м году к гонкам Мотокросс Наций присоединили Трофей Наций, а в 1980-м добавился Кубок Наций. Теперь эти три отдельные события объединены в одно.

В Америке с начала 70-х проводят основную серию гонок AMA Motocross Championship, которую организовывает Американская Мотоциклетная Ассоциация.

Тайваньский крупнейший производитель шин Маххis поддерживает британский чемпионат по мотокроссу British Motocross Championship.

С 2005-го года прекрасная половина соревнуется в Чемпионате по мотокроссу среди женщин.

Что такое мотокросс?

Прежде всего мотокросс представляет собой захватывающую спортивную дисциплину, в которой участники соревнуются на специальных мотоциклах. На отдалении от мест общественного пользования выбирается или специально организовывается кольцевая трасса с препятствиями в виде ям, кочек, поворотов. Езда по такому внедорожью не сравнится с поездкой по городскому асфальту. Различные элементы (трамплины, торможения, повороты) требуют координации мышц, работы с балансом тела, сил и выносливости.

Мотокросс – это не просто катание, это вид спорта, где ставится и выполняется задача – за максимально короткое время преодолеть специальный участок трассы. Это грязная, требовательная, трудная работа, смесь волнения, адреналина и запаха бензина.

Внедорожные мотоциклы

Производятся для покорения бездорожья, всевозможных трамплинов и прочих преград. Для этого оснащены соответствующим оборудованием, которое позволяет им без проблем преодолевать участки, где обычные байки просто завязнут в пробуксовке.

Самыми известными внедорожниками считают мотоциклы следующих видов:

  • кросс;
  • эндуро;
  • мотард;
  • спидвей и пр.

Кроссовые

Данный вид мотоциклов имеет одно предназначение – спортивное. На общих трассах не используется, так на нем отсутствуют световые приборы. Они не предназначены для езды в городе.

Отличительными особенностями являются:

  • маленькая масса;
  • надежная рама;
  • подвеска с длинным ходом.

Практически всегда укомплектованы двухтактным мотором, запуск которого производится кик-стартером. Все это в совокупности делает из байка хорошего кроссового гонщика. Каких-либо излишеств нет.

В качестве примера могут служить:

  • Suzuki RM250(2T)/RM-Z250(4T);
  • Honda CRF250R;
  • Yamaha YZ250.

Имеются модифицированные модели с 450 кубами. Существуют также миниатюрные версии байков этого вида, которые производятся для использования на детских мотокроссах.

Эндуро

Они тяжелее, чем кроссовые байки, имеют внешнее сходство с ними, но не такие мощные. Основное направление этих мотоциклов – туризм по бездорожью на сравнительно небольшие расстояния. Для этого они оборудованы отличными подвесками, которые успешно сглаживают дорожные ухабы, и достаточно широким сиденьем. Вертикальная посадка не так нагружает туловище во время езды. При этом у них есть поворотники, фары, спидометр, зеркало, глушитель – все то, что дает возможность езды по городским улицам.

В качестве примера могут служить:

  • Yamaha TT250R Open Enduro;
  • GEON X-Road 200 BMW;
  • Suzuki DR-Z400.

Мотарды

Предназначены для обычных дорог, но могут прекрасно справиться и с бездорожьем. Мотардам характерна высокая посадка мотоциклиста, легкость в управлении и достаточно мощный движок.

К данному виду мотоциклов относятся:

  • BM Motard 200;
  • BMW G650 X;
  • Suzuki 250SB;
  • Honda FMX 650;
  • Yamaha XT660X.

Спидвей (Speedway)

Конструктивно он устроен специально для кольцевых ледовых гонок. Отсутствует КПП, тормоза, обтекатели, зато есть шипы (почти 3 см). Эти мотоциклы являются неотъемлемыми от спорта. Вместе с тем производители решили создать более народный вариант, доступный обычным гражданам.

Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень

Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.

В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.

Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.

С чего все началось

Прародителем мотокросса принято считать так называемую «гонку за лисой». Это соревнование было организовано в Англии в 1908 году с целью доказательства того, что мотоциклы, несмотря на относительную молодость, являются весьма перспективным средством передвижения по бездорожью, по мощности и проходимости превосходящим привычных для того времени лошадей. Для подтверждения этого на трассу вышли 16 всадников и 13 мотоциклистов.

Доказать свою правоту любителям инноваций не удалось: во-первых, безоговорочную победу по времени в гонке одержала конница, а, во-вторых, 11 из гонщиков на «механизированных экипажах» вовсе не смогли прийти к финишу. Но, несмотря на поражение, мотокросс вместе с мотоциклетной техникой продолжил сове развитие и уже через несколько лет предстал перед зрителями в новом обличии.

Здесь стоит отойти от темы и отметить, что основным видом соревнований на тот момент стали гонки на длинные дистанции. Они ставили серьезный вызов гонщикам, зачастую выступавшим и инженерами, вручную дорабатывающими своих «железных коней», но были малоинтересны зрителям: следить за движением на всей протяженности трассы было просто невозможно. Поэтому стали приниматься первые попытки сделать соревнования более локальными, чтобы их посетители могли лицезреть всю сложность борьбы спортсменов. Одной из таких попыток стал новый прообраз мотокросса.

По правде говоря, он не имел практически ничего общего с тем, чем стал в итоге. Дело в том, что соревнования проводились не на привычной замкнутой трассе, а у подножья холма. Основной задачей участников, стартовавших поочередно, был подъем на его вершину, но, ввиду небольшой мощности, солидного веса мотоциклов тех лет и крутости подъема, сделать это не удавалось никому. Победителем же считался тот гонщик, которому удавалось больше всех приблизиться к цели. Несложно догадаться, что с такими, довольно странными, правилами состязания не ждал оглушительный успех.

Вновь, и на этот раз навсегда, мотокросс вернулся уже после Второй Мировой. Правила вновь изменились и теперь представляли собой хорошо знакомые нам гонки по пересеченной местности с одновременным стартом всех участвующих мотоциклистов. Единственным спорным моментом оставалась длина трассы, которая в итоге ограничилась 1,5-3 км. Впрочем, из этого правила были исключения – иногда длина кольца достигала внушительных 30 км, а при большом количестве участники могли стартовать поочередно. Впрочем, подобные изменения лишь разнообразили принятую концепцию и делали новообразованные соревнования еще более интересными для простого, непосвященного зрителя.

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

  • гаревое,
  • земляное,
  • травяное,
  • ледяное.

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Зарождение и рост популярности

История мотокросса началась в Великобритании. В начале 1900-х годов в мотоциклетных клубах этой страны стали проводиться первые гонки. Со временем такие гонки превратились в регулярные внедорожные события, называемые «схватками». Первая официальная схватка была проведена в городке Камберли (графство Суррей в южной части Англии), в 1924 году.

По мере того, как этот вид мотоциклетного спорта становился все более и более популярным, по всей Британии начали организовываться мотоклубы и проходить соревнования — как личные, так и командные. Главным недостатком таких мероприятий было то, что мотоциклы, используемые гонщиками в соревнованиях, были почти идентичны мотоциклам, используемым на обычных дорогах.

Что такое мотокросс?

Прежде всего мотокросс представляет собой захватывающую спортивную дисциплину, в которой участники соревнуются на специальных мотоциклах. На отдалении от мест общественного пользования выбирается или специально организовывается кольцевая трасса с препятствиями в виде ям, кочек, поворотов. Езда по такому внедорожью не сравнится с поездкой по городскому асфальту. Различные элементы (трамплины, торможения, повороты) требуют координации мышц, работы с балансом тела, сил и выносливости.

Мотокросс – это не просто катание, это вид спорта, где ставится и выполняется задача – за максимально короткое время преодолеть специальный участок трассы. Это грязная, требовательная, трудная работа, смесь волнения, адреналина и запаха бензина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий