Мототриал. Правила соревнований и мотоциклы. Особенности

Время соревнований

Для любого соревнования есть ограничение – оно не должно быть длиннее шести часов. Исключение можно сделать только в тех ситуациях, когда движение затруднено из-за погодных условий. Тогда судья имеет право продлить время на час, но не больше. На каждом контролируемом участке спортсмену для его прохождения даётся разное время:

  • 1 круг – 4 минуты;
  • 2 круг – 3 минуты;
  • 3 круг (и все последующие) – 2 минуты.

При опоздании участника исключают. Однако если он остановился не по своей по воле, то дисквалификация отменяется. К примеру, если спортсмен получит травму и опоздает на финишную прямую, то ему всё равно начислят очки.

Сравнение с футболом

Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.

Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.

В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.

«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.

История

Виды мототриала

Изначально все соревнования по мототриалу, как и большинство других мотогонок, проходили исключительно на открытом воздухе, а все препятствия были естественными. С этим были связаны определенные трудности, так как лишь самые преданные этому виду спорта зрители решались добраться до мест проведения. Чтобы решить эту проблему в 1993 году соревнования также стали проводиться в закрытых залах, где в качестве препятствий использовались специально созданные конструкции из дерева и стали. Так появилась новая, отдельная разновидность – Indoor trial (то есть, «триал внутри помещений»), а существовавшая ранее, соответственно, получила название Outdoor trial («триал на открытом воздухе»).

Помимо этих разновидностей также существует мототриал на мотоциклах с коляской. Это практически классический аутдор триал с небольшими изменениями в правилах, касающихся колясочников, основная цель которых – не дать мотоциклу опрокинуться. Так 5 штрафных баллов команда участников также получает за любое касание препятствия телом колясочника. В сравнении с двумя «классическими» видами мототриала, соревнования на мотоциклах с колясками развиты достаточно слабо и, в основном, пользуются популярностью в Великобритании, где даже проводится национальный Чемпионат, проходящий в 3 классах сложности.

И последний вид – мототриал на дальние дистанции (Long Distance Trials, LDT). По своей сути он является данью уважения тому триалу, с которого все началось. Он проводится на открытом воздухе и предполагает многочасовой заезд на сотни километров, включающий несколько секций по бездорожью. В соревновании принимают участие не только современные мотоциклы, но и, в отдельном классе, классические модели.

Историческая справка о кроссе на мотоциклах

Любители погонять на мотоциклах всегда стремились к выявлению сильнейшего. Дух соревнования присутствовал среди владельцев самой первой мототехники. Известная «гонка за лисой», состоявшаяся в 1908 году на окраинах Лондона, показала несостоятельность железных машин в сравнении с всадниками на лошадях. На бездорожье только два гонщика пришли к финишу, а ведь задумка была показать силу, маневренность, преимущество техники.

В последующие годы проводились различные соревнования, которые массовой заинтересованности не вызывали. Организаторы все еще были в поиске нужного формата гонок. Например, пробовали гонку «Подъем на холм». Стартовали гонщики по одному, а трасса выбиралась с таким расчетом, чтобы ни одному из участников так и не удалось подняться на холм. Побеждал тот, кто преодолел наибольший километраж.

Еще практиковались многодневные кроссы-марафоны по прямым трассам общего пользования. И только в 20-30 годах был найден оптимальный вариант для соревнований. Им оказались кольцевые гонки, которые устраивали всех – организаторов, гонщиков, зрителей. Использовалось естественное покрытие: грунт, трава, песок. Организаторы впервые применили массовый старт и решили вопрос с длиной трассы: для удобства была выбрана кольцевая конфигурация 1,5-3 км, которая вполне позволяла болельщикам насладиться захватывающим зрелищем.

Первые соревнования проводились на обычных дорожных мотоциклах, облегченных за счет снятия зеркал, фар, багажника. Но конструкторская мысль работала в направлении создания специального кроссового байка, который удовлетворял бы требованиям: скорость, легкость. В 1947 прошел первый международный чемпионат, положивший начало ежегодным соревнованиям, каждый раз в другой стране. Гонки стали популярны, и Международная мотоциклетная федерация утвердила чемпионат Европы.

80-е годы называют «золотой эрой» стремительного развития мотокросса. В ту пору регулярно изменялись технические параметры мотоциклов, выявлялись новые звезды мотоспорта, определялись лучшие производители кроссовых мотоциклов. В 2008 году в мировом чемпионате участие впервые приняли женщины.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

Чемпионы

Как и другие виды спорта мототриал славится своими чемпионами:

  • Испанец Тони Боу. Он заслужил две победы подряд на чемпионатах 2008 и 2009 года, где превзошел сотни своих соперников. И даже сейчас множество спортсменов равняются именно на него.
  • Испанец Адам Рага. Из своих 11 состязаний он получил три победы. Что интересно, на своем первом триале, в 1998 году, он занял 29 место. В тот момент сложно было сказать, что гонщик с таким результатом добьется вершин, но это отличный пример того, как человек заслужил себе имя благодаря упорству.
  • Россиянин Александр Фролов стал победителем Европейских соревнований в 2005 году, а в 2008 занял первое место в чемпионате России. Сейчас он занимается многими мотоциклетными дисциплинами, имеет звание мастера спорта.

Правила и общая информация

Мототриал – это так называемый «технический» вид мотоциклетного спорта. В основе его лежит максимально аккуратное преодоление серии секций с естественными или искусственными препятствиями за установленный лимит времени. При этом касаться земли или препятствий телом (не только ногами) для балансировки или отталкивания запрещено.

Касания, сделанные во время преодоления каждой секции, приносят участникам штрафные баллы, но система подсчета основана не на их количестве.

Сразу 5 штрафных баллов дается спортсмену за:

Помимо штрафов «за неаккуратность», штрафные баллы начисляются и за чересчур медленное прохождение. За превышение лимита времени, выделенного на прохождение секции, менее чем на 59 секунд начисляется 1 балл, при превышении на время от 1 минуты до 1 минуты 59 секунд – 2 балла и так далее.

При получении 5 баллов в сумме триалист снимается с секции и переходит к преодолению следующей. Победителем всего соревнования становится участник, набравший минимальное количество штрафных баллов.

Основные соревнования

Появившийся в 1964 году и уже упомянутый выше International Trial Master Championship в 1968 получил новый статус – он стал именоваться Чемпионатом Европы. Спустя еще 7 лет, в 1975 он был переименован в Чемпионат мира по триалу ФИМ. С тех пор под этим названием он проводится ежегодно.

В 1993 в его рамках был организован самостоятельный класс – Indoor Trial. Ввиду того, что состязания не зависят от погоды и сезона, стандартный период его проведения – с января по март. Чемпионат мира по триалу в помещении включает от 9 до 12 этапов, а общее количество участников ограничивается 8. Выделившийся в отдельный класс Outdoor trial организуется с апреля по сентябрь, состоит из 10-12 этапов и не ограничивает общее количество участников.

К слову, в 2000 году в рамках Чемпионата мира было организовано отдельное состязание для женщин (FIM Women’s), в 2007 – для юношей (FIM Junior, ставшее в 2016 FIM Trial 2), и, наконец, в 2017 – для девушек (FIM Women’s Trial 2).

Второе по значимости событие в мире мототриала – международный Trials des Nations – «Триал нации», названный по аналогии с «Мотокроссом наций». Это ежегодное состязание по Outdoor триалу, приводящееся с 1984 года и организуемое в разных странах.

В 1995 году к немногочисленному классу для профессионалов, в котором выступало всего 5 стран, добавился дополнительный класс – International, где принимали участие команды уже из 15 государств. Как и в случае с ЧМ, в 2000 году в его рамках был организован отдельный класс для женщин. С 2012 года классический Trials des Nations дополнился Indoor-аналогом, получившим название FIM X-Trial des Nations.

Помимо соревнований мирового масштаба, конечно же, проводятся и национальные состязания. К примеру,

  • Scott Trial – британское соревнование по мототриалу на дальние дистанции. Проводится с 1914 года с небольшими перерывами и в настоящий момент имеет трассу длиной чуть более 135 км, разделенную на 76 секций.
  • NATC Trials Championship – североамериканское состязание, приводящееся с 1974 года.
  • The Land’s End Trial – английский заезд на сотни километров, в котором помимо мотоциклов также участвуют автомобили.

В России, как уже говорилось ранее, мототриал переживает не самые лучшие времена, поэтому даже такие крупные и значимые соревнования как Кубок и Чемпионат России по мототориалу до сих пор проводятся крайне нерегулярно, а имена отечественных спортсменов не появляются в таблицах мировых лидеров.

Чем аутдортриал и индортриал отличаются от мототриала?

Соревнования могут проводиться как в крытых помещениях, так и на открытых площадках. Аутдортриал происходит от слова «outdoor» и проходит на природе. Участникам нужно преодолевать естественные препятствия – камни, холмы и горы. Проводить такие состязания сложнее из-за не всегда благоприятных погодных условий и других неудобств. В аутдортриале спортсмен может ехать только медленно. Если развить большую скорость на неровной поверхности, то есть вероятность упасть и получить серьёзную травму.

Индотриал от слова «indoor» проводят в специально оборудованных помещениях. Он безопаснее, а проводить чемпионаты удобнее. Но построить и подготовить площадки к таким соревнованиям довольно дорого. Поэтому обычно на крытых площадках проводят крупные соревнования, которые оплачивают спонсоры. Препятствия бывают разные и различаются по высоте и сложности. Делают их из пластмассы, дерева и металла. По форме они напоминают сферы и квадраты. У всех фигур максимально гладкая поверхность, поэтому гонщик может развивать более высокую скорость.

Зародившись в Британии, мотоспорт стремительно распространился по миру. Мототриал – это не просто гонки на мотоциклах, а сложный и опасный спорт. Спортсмены годами тренируются, чтобы принять участие в соревнованиях. Но есть также когорта последователей дисциплины, которые занимаются мототриалом только ради себя, а не в погоне за медалями. Они в своё удовольствие организуют любительские состязания местного уровня и не пытаются стать чемпионами мира.

Мототриал. История и развитие.

Поиск по статьям

Страной, в которой зародилось движение мототриала, официально принято считать Великобританию. В начале 20-го века мотоциклы были роскошью, и первые райдеры в данной дисциплине являлись весьма обеспеченными людьми, которые могли позволить себе столь дорогое развлечение, как мотоспорт. Естественно, число спортсменов было минимальным. Тогда триал был похож на мото-прогулки по лесу и пересеченной местности, а соревнования по мототриалу, проводившиеся в те годы, больше походили на эндуро-гонки. Однако, после Второй Мировой войны, мотоспорт перестал быть лишь «забавой для богатых» и постепенно начал проникать в другие развитые страны. К середине 20-го века триал приобрел характерные, хорошо узнаваемые черты внедорожного мотоспорта, которые легли в основу современной дисциплины.

Фото с одного из этапов соревнований по шестидневному мототриалу в Шотландии, проходивших в 1960-х годах.

Уже в 1964 году был проведен первый официальный чемпионат по мототриалу, носивший название «Challenge Henry Goutars» и состоявший из трех этапов, проходивших поочередно в Бельгии, Франции и Германии. Участие в чемпионате приняли более семидесяти спортсменов, большинство из которых были выходцами из Бельгии и Франции, однако победу одержал англичанин Дон Смит, выступавший на мотоцикле производства концерна «Greeves». Впоследствии спортсмены из Великобритании одерживали одну победу за другой вплоть до 70-х годов, суммарно выиграв 10 чемпионатов из 12-ти проведенных.

Современный «Outdoor Trial» с естественными препятствиями на пересеченной местности.

В наши дни мототриал прочно закрепился в календаре официальных соревнований FIM (Международной Мотоциклетной Федерации). И с каждым годом привлекает все большее число последователей в связи с вполне естественным желанием любого человека – преодолевать новые препятствия на своём пути. Несмотря на отсутствие затяжных прыжков и высоких скоростей, мототриал является не менее зрелищной и захватывающей дисциплиной, чем, например, мотокросс или эндуро. Мастерство райдеров поражает воображение — их невероятный контроль над мотоциклом, умение находить баланс на самых узких поверхностях стоя на одном колесе, а также выполнение невероятных прыжков на отвесные стены или скалы вызывают шквал эмоций у зрителей и болельщиков.

Наибольшее число последователей у мототриала находятся в Испании, Франции и, естественно, Великобритании. Однако, и в России есть весьма сильные спортсмены и даже целые мотошколы, обучающие тонкостям триального мастерства. Например, школа Сергея Серегина – PRTmoto, расположенная в Москве, проводит тренировки по мототриалу для спортсменов любых возрастов совместно с ведущими профессионалами в данной дисциплине. Сам Сергей, являясь заслуженным ветераном отечественного мотоспорта, продолжает усиленно заниматься мототриалом, выступать на различных шоу и тем самым подавать достойный пример новым поколениям молодых спортсменов.

Изначально классический мототриал заключался в преодолении исключительно природных препятствий на пересеченной местности — трассы проходили по скалам, буеракам, горным ручьям, лесным участкам и т.д. Но уже в конце 20-го века стал очевидным факт нехватки зрительской аудитории на соревнованиях, проходивших вдалеке от населенных пунктов. Таким образом, появилось новое направление мототриала – соревнования по триалу в залах «Indoor Trial». Они представляли собой «компактную» версию классического триала, который, в свою очередь, получил приставку «Outdoor».

Прохождение парной секции на соревнованиях по «Indoor» мототриалу.

Возникновение более зрелищного направление никоем образом не сказалось на достоинствах классической формы данной дисциплины, до сих пор все спортсмены единогласно считают триал на пересеченной местности более сложным направлением, которое отлично демонстрирует реальные возможности и мастерство райдеров в крайне сложных условиях естественного рельефа.

Эндуро

Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.

Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.

Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости.

Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:

Кросс-кантри – практически полный аналог «классического» эндуро, но имеющий одно важное отличие – они состоят исключительно из спецучастков.
Ралли – многодневные гонки. Самый простой пример – ралли Парид-Дакар.
Эндуро-кросс – дополняет классическую трассу элементами мототриала

Проводится в условиях стадиона, где помимо естественных препятствий устанавливаются и искусственные, например, колеса крупных машин.
Экстремальноеэндуро – гонки по особо тяжелым трассам.
Эндуро-спринт – один специальный заезд на трассе, не включающей дорог общего пользования. Участники приступают к прохождению круга поочередно с 20-30 секундной задержкой. Старт следующего круга (их общее количество 7-8) производится после прибытия всех гонщиков к финишу.

История появления

История появления мототриала как отдельного вида спорта неразрывно связана с другой мотодисциплиной – эндуро. Именно на него больше всего походили первые триал-заезды, проходившие в Великобритании в самом начале XX века. Тогда трассы еще не организовывались специально, да и мотоциклы ввиду своего внушительного веса и небольшой, в сравнении с сегодняшними моделями, мощности не позволяли так же активно преодолевать препятствия. Ввиду всех этих ограничений соревнования по мототриалу выглядели скорее как обычные заезды по пересеченной местности, с обязательным включением особо сложных участков, на которых мотоциклистам приходилось буквально спешиваться, чтобы протолкнуть мотоцикл.

В остальном о становлении мототриала как полновесной отдельной дисциплины известно крайне мало. Вслед за своеобразным прародителем направления в исторических хрониках мотоциклетного спорта упоминается сразу официальное мероприятие «Состязание Анри Гутара» 1964 года, считающееся первым Международным чемпионатом по мототриалу (International Trial Master Championship).

Состязание было относительно небольшим и проходило всего в 3 этапа в Бельгии, Франции и Германии. Всего в нем участвовало 70 триалистов, большая часть которых была из Франции и Бельгии. Несмотря на это, победителем первого международного чемпионата стал англичанин Дон Смит. К слову, именно английские спортсмены за небольшими исключениями лидировали в международных соревнованиях на протяжении следующих десятилетий, а в 1987 с победы молодого спортсмена Хорди Тарреса началась «испанская эра» мототриала, которая продолжается и сейчас. В настоящее время, основными странами, где мототриал пользуется наибольшей популярностью, также остаются Великобритания и Испания.

Что же касается нашей страны, то ситуация с дисциплиной достаточно странная. В СССР мототриальные состязания представляли собой «классические» заезды, наподобие тех, что проходили в Европе в начале века, но вместе с распадом Союза они практически прекратились. Повторный «расцвет» в России случился лишь в середине 90-х, когда на рынке появились испанские триальные мотоциклы, на несколько голов превосходящие привычный для нас «Восход». Тогда особенных успехов удалось добиться команде из города Ковров. Некоторые ее спортсмены весьма неплохо выступали на чемпионатах в Европе, но из-за того, что в России собственных соревнований не проводилось, а накопленный опыт не передавался мотоциклистам из других городов, отечественный профессиональный мототриал достаточно быстро «заглох» и находится примерно в том же состоянии и сейчас.

Спидвей (трековые состязания)

Спидвей представляет собой гонку по специальному треку и различается в первую очередь по виду покрытия трассы, которое может быть травяным, земляным, гаревым или ледяным. Трек для состязания выполнен в форме эллипса с двумя прямыми участками и двумя поворотами. Для гонки используются мотоциклы без тормозов, а сама гонка проходит в два круга, в которой победителем будет первая команда, прошедшая оба круга, следующие две команды соревнуются между собой в полуфинале. Четвертая же команда выбывает из соревнования. Еще одна особенность спидвея – это отсутствие препятствий на трассе.

История появления

История появления мототриала как отдельного вида спорта неразрывно связана с другой мотодисциплиной – эндуро. Именно на него больше всего походили первые триал-заезды, проходившие в Великобритании в самом начале XX века. Тогда трассы еще не организовывались специально, да и мотоциклы ввиду своего внушительного веса и небольшой, в сравнении с сегодняшними моделями, мощности не позволяли так же активно преодолевать препятствия. Ввиду всех этих ограничений соревнования по мототриалу выглядели скорее как обычные заезды по пересеченной местности, с обязательным включением особо сложных участков, на которых мотоциклистам приходилось буквально спешиваться, чтобы протолкнуть мотоцикл.

В остальном о становлении мототриала как полновесной отдельной дисциплины известно крайне мало. Вслед за своеобразным прародителем направления в исторических хрониках мотоциклетного спорта упоминается сразу официальное мероприятие «Состязание Анри Гутара» 1964 года, считающееся первым Международным чемпионатом по мототриалу (International Trial Master Championship).

Состязание было относительно небольшим и проходило всего в 3 этапа в Бельгии, Франции и Германии. Всего в нем участвовало 70 триалистов, большая часть которых была из Франции и Бельгии. Несмотря на это, победителем первого международного чемпионата стал англичанин Дон Смит. К слову, именно английские спортсмены за небольшими исключениями лидировали в международных соревнованиях на протяжении следующих десятилетий, а в 1987 с победы молодого спортсмена Хорди Тарреса началась «испанская эра» мототриала, которая продолжается и сейчас. В настоящее время, основными странами, где мототриал пользуется наибольшей популярностью, также остаются Великобритания и Испания.

Что же касается нашей страны, то ситуация с дисциплиной достаточно странная. В СССР мототриальные состязания представляли собой «классические» заезды, наподобие тех, что проходили в Европе в начале века, но вместе с распадом Союза они практически прекратились. Повторный «расцвет» в России случился лишь в середине 90-х, когда на рынке появились испанские триальные мотоциклы, на несколько голов превосходящие привычный для нас «Восход». Тогда особенных успехов удалось добиться команде из города Ковров. Некоторые ее спортсмены весьма неплохо выступали на чемпионатах в Европе, но из-за того, что в России собственных соревнований не проводилось, а накопленный опыт не передавался мотоциклистам из других городов, отечественный профессиональный мототриал достаточно быстро «заглох» и находится примерно в том же состоянии и сейчас.

Спидвей

Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».

Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.

Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:

  • гаревое,
  • земляное,
  • травяное,
  • ледяное.

Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.

История мотогонок

Гонки на мотоциклах появились и стали популярными в то время, когда мотоциклы только появились. Первые машины, которые были предназначены для верховой езды, появились в конце девятнадцатого века и популярностью у населения не пользовались. Чтобы доказать преимущества данной техники, появилось такое соревнование, как мотогонки.

Во Франции был создан Автомобильный клуб, который организовал в конце девятнадцатого века самые первые мотогонки в Париже. И после этого центром мирового спорта по мотогонкам считается именно эта страна. Это был автопробег всех видов машин по обычной дороге на длинное расстояние. К соревнованиям допускались любые виды мотоциклов, даже трех- и четырехколесные.

Экипаж машины мог буксировать свой транспорт или ремонтировать его во время прохождения соревнования. Главным требованием было дойти до финиша собственным ходом. В начале двадцатого столетия автогонки и мотогонки были официально разделены, как самостоятельные виды соревнований. Был сформирован МФМК в 1904 году. И теперь только эта организация проводила международные мотогонки.

Соревнования, проводимые на дороге, не были интересны зрителям, а их нужно было привлечь. Чтобы заинтересовать людей гонками, соревнования начали проводить на мототреках, которые специально для гонок были созданы. С каждым разом условия соревнований усложнялись и добавлялись новые испытания для мотоциклистов.

Гонки по дороге, которые назывались шоссейными, преобразовали в другой вид, шоссейно-кольцевые, и они стали более зрелищными. Появились новые требования и условия. На мотоцикле нужно было подняться на возвышенность, проводились гонки на рекордную скорость. На специальных треках проводятся скоростные гонки. Изменялись условия гонок, и, соответственно, появились мотоциклы новых конструкций.

Гонки на мотоциклах по бездорожью тоже появились в начале прошлого столетия. Впервые подобные соревнования прошли в Лондоне. Постепенно становясь все более популярными гонки на мотоциклах стали проходить в виде развлекательных шоу.

Россия провела впервые такие соревнования в 1898 году. Это произошло под городом Петербург. И после этого мотогонки по дороге Москва – Петербург проводились постоянно. В бывшем Советском Союзе тоже начали проводить подобные мотогонки. Это случилось в 1924 году. Они прошли на ипподроме. И когда отечественное мотостроение стало развиваться, подобные соревнования проводились в каждой республиках Союза.

Мотоциклы

Поскольку мототриал серьезно отличается от других дисциплин, мотоциклы для участия в нем также нужны специальные. При определенной внешней схожести с кроссовыми или эндуро-байками, мотоциклы для триала имеют достаточно весомые конструктивные отличия:

  • отсутствие седла в привычном понимании – трасса преодолевается стоя, поэтому оно фактически не нужно, но при езде на дальние дистанции может использоваться накладное седло,
  • заниженный центр тяжести для лучшей балансировки,
  • облегченный 2-тактовый двигатель объемом 250-280 см3,
  • максимально облегченная конструкция – общий вес порядка 80 кг,
  • короткая колесная база,
  • особая настройка КПП – скорость первой передачи других мотоциклов здесь развивается только на четвертой, при этом разрыв максмальных значений на первых трех передачах минимален,
  • повышенный крутящий момент на низких оборотах, позволяющий совершать резкие рывки,
  • подвеска – передняя телескопическая вилка и задний моноамортизатор без прогрессии с уменьшенным ходом,
  • подвеска мягкая, эффективно гасящая удары от приземления,
  • небольшой бензобак (примерно до 3 л) для облегчения конструкции,
  • специальные «цепкие» шины с небольшим давлением, расширяющим площадь контакта колеса с поверхностью,
  • чувствительный и надежный тормоз.

Триальные модели практически с самого расцвета дисциплины выпускаются серийно. Среди ведущих производителей можно выделить уже упомянутую в материале о мотоболе испанскую компанию Gas Gas; испанско-японскую Montesa, поддерживаемую Honda; испано-французскую Sherco; испанскую Ossa и самого старого из всех, зародившегося еще в 1904 году, итальянского производителя Beta.

Начисление штрафов

При нарушении правил спортсмен может получить штрафные очки. Например, оно начисляется, если машина участника превысит установленный уровень шума для мотоциклов, а также если спортсмен опоздает на финиш или старт. В зоне выполнения препятствий штрафное очко можно получить за касание ногой земли. За каждое последующее касание размер штрафа будет на балл больше.

Есть и более строгие правила, за нарушение которых участника дисквалифицируют. В частности, нельзя тренироваться на подготовленных для соревнований участках, нарушать последовательность прохождения маршрута, оскорблять судей и других гонщиков. Также автоматическое исключение происходит при положительном результате на наличие алкоголя в крови. При опоздании на старт продолжительностью 20 минут также следует исключение. Категорически запрещается курение на всех площадках. Если спортсмен будет замечен с сигаретой в руках, то его отстранят от соревнований.

Штраф в 5 очков можно получить за опоздание на технический осмотр мотоцикла, слив масла на площадку и любое засорение трассы, запуск мотора до команды стартовать и выезд со стартовой зоны с промедлением (имеется в виду прохождение стартового коридора). Потеряет 10 очков спортсмен, если выедет на участок с препятствиями без позволения судьи. Столько же баллов отнимут и при споре с судьёй, тренером или другими спортсменами.

История мототриала

Родина мотоспорта – Англия. В своё время простые англичане зарабатывали мало, к тому же не во всех магазинах можно было найти даже обычные автомобили. Но всё изменилось после окончания Второй Мировой войны. В Англии стали появляться кружки любителей мототриала. Правда, эти состязания мало напоминали современные – гонщики просто ездили по дорогам и соревновались в скорости.

Постепенно этот спорт стал любимым у жителей многих стран. Мототриал так и не смог войти в Олимпийскую программу, но зато спортсмены самостоятельно стали организовывать любительские соревнования, которые со временем переросли в профессиональные. Во многом повлияло на популярность мотоциклов то обстоятельство, что они стали доступнее для обычных людей: в магазинах появился выбор, а цены снизились.

Мототриал непрерывно развивался, и байкерам надоело просто кататься по дорогам, в связи с чем они стали придумывать полосы препятствий. Постепенно каждый мотогонщик вносил свой вклад в развитие триала. Сейчас соревнования состоят из преодоления разных преград, во время выполнения которых спортсмен должен показать своё мастерство и удержаться на мотоцикле.

Первые официальные соревнования прошли в 1964 году. Они проходили сразу в трёх странах – Германии, Бельгии и Франции. Неудивительно, что выиграл состязания спортсмен из Англии Дон Смит, ведь именно в его стране этот спорт и зародился. Участвовал он с мотоциклом «Greeves», и сразу после гонок эта марка стала намного известнее. До 70-х годов британцы за редким исключением продолжат регулярно завоёвывать золото. Всего в двух чемпионатах тех лет победу одержали спортсмены из других стран.

Правила и общая информация

Мототриал – это так называемый «технический» вид мотоциклетного спорта. В основе его лежит максимально аккуратное преодоление серии секций с естественными или искусственными препятствиями за установленный лимит времени. При этом касаться земли или препятствий телом (не только ногами) для балансировки или отталкивания запрещено.

Касания, сделанные во время преодоления каждой секции, приносят участникам штрафные баллы, но система подсчета основана не на их количестве.

Сразу 5 штрафных баллов дается спортсмену за:

Помимо штрафов «за неаккуратность», штрафные баллы начисляются и за чересчур медленное прохождение. За превышение лимита времени, выделенного на прохождение секции, менее чем на 59 секунд начисляется 1 балл, при превышении на время от 1 минуты до 1 минуты 59 секунд – 2 балла и так далее.

При получении 5 баллов в сумме триалист снимается с секции и переходит к преодолению следующей. Победителем всего соревнования становится участник, набравший минимальное количество штрафных баллов.

Правила и общая информация

Мототриал – это так называемый «технический» вид мотоциклетного спорта. В основе его лежит максимально аккуратное преодоление серии секций с естественными или искусственными препятствиями за установленный лимит времени. При этом касаться земли или препятствий телом (не только ногами) для балансировки или отталкивания запрещено.

Касания, сделанные во время преодоления каждой секции, приносят участникам штрафные баллы, но система подсчета основана не на их количестве.

  • Одно касание наказывается одним баллом.
  • Два – двумя.
  • Три и более – тремя.

Сразу 5 штрафных баллов дается спортсмену за:

  • перенос любого колеса в сторону без движения вперед,
  • движение назад,
  • касание ногой трассы с одновременным отрывом одной из рук от руля,
  • выезд за границы трассы,
  • отказ от прохождения секции с предварительным уведомлением судьи
  • вынужденная помощь майндера – человека, страхующего спортсмена (касание майндером спортсмена или его мотоцикла),
  • заглохший двигатель,
  • выход тела спортсмена за границы габаритов мотоцикла,

Помимо штрафов «за неаккуратность», штрафные баллы начисляются и за чересчур медленное прохождение. За превышение лимита времени, выделенного на прохождение секции, менее чем на 59 секунд начисляется 1 балл, при превышении на время от 1 минуты до 1 минуты 59 секунд – 2 балла и так далее.

При получении 5 баллов в сумме триалист снимается с секции и переходит к преодолению следующей. Победителем всего соревнования становится участник, набравший минимальное количество штрафных баллов.

Мотоциклы для мототриала

Мотоциклы для мототриала производятся серийно рядом компаний (Gas Gas, Montesa, Beta, TRRS, Ossa и так далее) и имеют значительные отличие от классических мотоциклов для дорожных или даже кроссовых гонок. Основные отличия заключаются в следующем:

  • триальные мотоциклы не имеют седла, поскольку вся трасса обычно преодолевается стоя;
  • центр тяжести такого мотоцикла значительно занижен для лучшей балансировки;
  • общий вес мотоцикла обычно не превышает 80 кг, то есть он максимально облегчён;
  • мотоцикл имеет очень короткую колёсную базу и маломощный 2-тактный двигатель объемом 250-280 см³;
  • специфическая коробка передач; скорости, которых любые другие мотоциклы достигают на 1-й передаче, триальный мотоцикл достигает не ранее чем на 4-й;
  • бензобак объёмом не более 3 литров.

Впрочем, исторически (в начале XX века) триал проводился на мотоциклах класса эндуро и лишь после 1960-х годов триальные мотоциклы выросли в отдельный подвид.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий