Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Как называется ткань для парашютов, где она ещё используется?

Называется она Р И П С Т О П. Рипстоп — это армированная усиленными волокнами ткань, как правило имеет основу в мелкую клеточку. Делается это для того, чтобы ткань было сложно разорвать. Само собой такая ткань применяется в первую очередь для пошива современного военного обмундирования. Солдат очень нуждается в крепкой и лёгкой одежде. Ещё из рипстопа шьют различные тенты: палатки всякие там, шатры, рекламные банеры большой площади ну и само собой, парашюты.

В общем рипстоп, применяется там, где требуется повышенная прочность.

Материал, из которого делают парашюты, постоянно моденизировался и улучшался. Возможно, в дальнейшем снова изобретут что-то новое. Главное, чтобы это был одновременно плотный, но легкий материал, который не боится влаги.

Раньше такую ткань называли парашютным шелком, сейчас же используют такие названия как перкаль и авизент (сокращение от «авиационный брезент»). Оба слова состоят из 7 букв, в ответах на кроссворд может встречать один и другой вариант, стоит соотносить с другими отгаданными буквами.

Из авизента могут шить и рюкзаки (в том числе для самих парашютов), и специальные костюмы для туристов.

Из перкаля шьют как палатки и тенты, так и скатерти, шторы. Довольно высоко ценится постельное белье из перкаля. Конечно, ткань по-разному обрабатывают в зависимости от цели использования.

Известно, что в России выпускают так называемый авиационный брезент ( Авизент — именно он и изображён на фото), который пришёл на смену брезенту сразу же после Второй Великой Отечественной войны. Следует добавить, что первоначально она выпускалась лишь для военных нужд, но в наше время уже пользуется высоким спросом в самых разных отраслях.

Хочется упомянуть, что Авизент — это очень плотная, долговечная, легкая и дешевая ткань с уникальными техническими характеристиками материала, которые обеспечиваются особым переплетением нитей. Для производства этой ткани используются натуральные (хлопковые) и искусственные волокна.

Применяют этот материал в качестве фильтров, которые на выходе обеспечивают абсолютно чистую вод и свободную от примесей. Ею накрывают различные объекты, которым необходима хорошая вентиляция, а также изготавливают:

Так что ответом на ваш вопрос является материал — Авизент.

Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют

Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.

Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.

Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.

Ветераны

«Таджики» 35-ой гвардейской десантно-штурмовой бригады: Мурат МухамеджановБоль и возмущение действиями водителя Уазика были настолько сильными, что я, выскочив из кабины, подбежал к находившемуся за рулем парню лет 25-ти, открыл дверцу и от всей души заехал кулаком ему в лицо. Одновременно, я делаю что-то вроде внушений насчет правил дорожного движения, что в той ситуации и местности выглядело, наверное, очень комично. Водитель выскочил из своей машины, сдернул с одетой на него разгрузки РГД-5 и схватился за кольцо. Он стоял передо мной с окровавленным лицом и что-то озлобленно говорил мне в ответ. И тут до меня доходит, что говорит он не на местном наречии, отдельные слова которого я уже немного различал, а на не понятном мне диалекте фарси. И это вовсе не местный памирец, которые кто-то хуже, кто-то лучше, но разговаривали на русском, а афганский моджахед…

Где прыгнуть с парашютом?

Желающие впервые прыгнуть с парашютом смогут легко осуществить свою мечту. Практически во всех крупных городах России есть аэроклубы и парашютные школы, где можно пройти обучение и совершить свой первый прыжок.

Особенно много известных аэроклубов сосредоточено вблизи Москвы. Вот самые крупные и известные аэродромы, где можно попробовать свои силы в парашютном спорте:

  • Аэроград «Коломна» — Московская область, Коломенский район, деревня Коробчеево.
  • Skycenter «Пущино» — Московская область, Серпуховской район, деревня Большое Грызлово.
  • Аэроклуб «Аэроклассика» — Московская область, Рузский район, деревня Жолобово.
  • Аэроклуб «Борки» — Тверская область, Кимрский район, деревня Клетино.
  • Аэроклуб «Стриж» — Владимирская область, Киржачский район, деревня Слободка.
  • Аэродром «Крутицы» — Рязанская область, Шиловский район, 284 километр трассы М5-Урал.

skydive_equipment
serg_os
sky_centr

Спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения

После Великой Отечественной войны парашютизм вновь стал развиваться в нашей стране и снова встал вопрос о стабилизации снижения парашютиста при прыжках с больших высот. Тогда и появился новый «спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения» ПДПС-48, разработанный коллективом конструкторов под руководством Н. Лобанова.

ПДПС-48 впервые продемонстрировали на воздушном параде в Тушино летом 1955 года. Новый парашют имел квадратный купол площадью 70м2, такой же, как и у ПД-47 созданный тем же конструктором ранее. Переменную скорость снижения, как тогда назвали стабилизацию падения, обеспечивал стабилизирующий парашют квадратной формы площадью 3,3м2. Посредством 16 строп, длиной 1,6м, стабилизирующий купол крепится к петлям у верхней кромки чехла основного парашюта.

В отличие от современных парашютных систем, у ПДПС-48 замок, который фиксировал стабилизирующий парашют, находился не на ранце, а на подвесной системе. Обычная подвесная система дополнительно имела двухлямочную пирамидку с замком для стабилизирующего устройства. Замок же был предназначен для отделения стабилизирующего парашюта с чехлом от подвесной системы

Было у этого парашюта ещё одно важное усовершенствование по сравнению с первыми опытными прыжками со стабилизацией в 1940 году – парашютист стабилизировался в положении «сидя», ногами вниз. Такое положение тела было гораздо комфортнее, чем падение вниз головой и обеспечивало беспрепятственное раскрытие основного парашюта

Схема работы парашюта ПДПС-48 (слева):

1-вытяжная верёвка для принудительного раскрытия парашюта; 2-предохранительный чехол для вытяжного троса; 3-вытяжной парашют; 4-ранец основного парашюта; 5-стабилизирующий парашют; 6-чехол купола парашюта; 7-двухлямочная пирамидка для стабилизации парашюта; 8-вытяжное кольцо для прекращения стабилизации; 9-стропы основного парашюта; 10-обрывные стропы (короткая и длинная); 11-купол основного парашюта. Устройство стабилизирующей системы (справа):

1-вытяжной парашют; 2-стабилизирующий купол; 3-стропы стабилизирующего купола; 4-уздечка чехла купола; 5-соты для строп стабилизирующего купола; 6-чехол купола; 7-каркасная тесьма; 8-малая пряжка замка; 9-карабин ПКМ-1; 10-петля для контровки вытяжной верёвки; 11-вытяжная верёвка для принудительного раскрытия парашюта; 12-предохранительный чехол вытяжного троса; 13-вытяжной трос принудительного раскрытия парашюта; 14-вытяжной трос ручного раскрытия ранца парашюта; 15-корпус вытяжного кольца; 16-вытяжной трос раскрытия замка чехла; 17-шпилька замка.

Страница

1 – 1 из 6

Начало | Пред. |

1

|

След. | Конец

Правила хранения и эксплуатации

Соблюдение правил хранения обеспечивает возможность эксплуатации парашюта Д-6 в течение всего гарантийного срока:

  1. Помещение для хранения должно быть сухим, с качественной вентиляцией. Допустимый диапазон температур составляет -30–30 ºС.
  2. Необходимо обеспечить защиту парашютных систем от прямых солнечных лучей.
  3. Запрещается их хранение в одном помещении с лакокрасочными материалами, ГСМ, любыми веществами, являющимися источником активных газов.
  4. На полки системы складывают в один ярус. Минимальная дистанция до стен и потолков — 50 см, до пола — 15 см, до батарей, прочих нагревательных приборов — 1 м. Интервал между соседними парашютами — 3–5 см. Исключение — на площадках старта и приземления системы могут складываться в 2 ряда по высоте.
  5. Хранить парашют в неуложенном состоянии можно максимум полгода.

Парашюты должны храниться в уложенном состоянии в сухом помещении с хорошей вентиляциейПлановые технические осмотры и просушку парашютных систем проводят раз в 6 месяцев

Проект «Влияние различных материалов на сопротивление воздуха»

В этом проекте изучается взаимосвязь между материалами и сопротивлением воздуха.

Что нам понадобится:

  • большой пластиковый пакет;
  • бумага;
  • носовой платок;
  • веревка;
  • глина;
  • дырокол;
  • стул или лестница;
  • таймер;
  • линейка;
  • ножницы;
  • помощник.

Ход эксперимента:

  1. Вырежьте квадрат из пластикового пакета и квадрат из бумаги того же размера, что и носовой платок.
  2. Отрежьте двенадцать 15-сантиметровых отрезков веревки.
  3. Привяжите по одному отрезку к каждому углу пластикового квадрата.
  4. Пробейте отверстие в каждом углу бумаги и привяжите к каждому из углов по отрезку веревки.
  5. Прикрепите шарик из глины к нижней части пластикового квадрата, бумажного квадрата и платка.
  6. Встаньте на стул или лестницу.
  7. Бросьте каждый парашют с одинаковой высоты.
  8. Попросите другого человека записать время с момента их запуска до падения на землю.
  9. Проанализируйте свои данные, чтобы определить, парашют из какого материала упал быстрее всего. Какой материал больше влияет на сопротивление воздуха? Из какого материала лучше всего делать парашют?

Вывод:

Действительно ли разные типы материалов по-разному влияют на сопротивление воздуха? Какие типы материалов оказывают наибольшее влияние на сопротивление воздуха? Является ли сопротивление воздуха решающим фактором при разработке парашюта? Узнайте, какой материал лучше всего подойдет для его создания.

Купола и крылья: топ-5 парашютов российской армии

Двенадцатого июня стало известно, что в России началась разработка новой парашютной системы «Шелест», которая должна прийти на смену самой распространенной парашютной системе российских десантников Д-10. Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о парашютных системах, которые уже эксплуатируются российскими военными или находятся в шаге от принятия на вооружение.

Д-1. Самый надежный

Отличительными чертами этого парашюта являются простота и надежность. Минимальная высота прыжка с Д-1 (при условии немедленного введения в действие) из летательного аппарата на скорости 180 километров в час составляет всего 150 метров. Скорость снижения в среднем не превышает пяти метров в секунду, а скорость горизонтального смещения составляет около двух с половиной метров в секунду.

Считается, что парашюты с круглым куполом практически неуправляемы. Однако современная модификация «Дуба» Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря которым парашютист может маневрировать по горизонтали во время снижения.

Д-10. Основной купол

«Десятый» является основной парашютной системой ВДВ. Д-10 предназначен как для тренировочных, так и для боевых прыжков. Его конструкция позволяет десантироваться с полным комплектом вооружения и снаряжения из всех типов военно-транспортных самолетов: Ил-76, Ан-22 и Ан-26, даже из «кукурузника» Ан-2, а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26.

https://youtube.com/watch?v=Tn4BvUkEDLM

«Арбалет-2». Первое крыло

Первые управляемые купола-крылья появились в парашютно-десантных подразделениях российской армии в составе парашютной управляемой системы специального назначения «Арбалет-2». Главной особенностью «Арбалета-2» является то, что он позволяет привести купол в заданную ограниченную площадку приземления, обеспечить безопасное приземление и приступить к выполнению задач.

Конструкция подвесной системы позволяет размещать на ней дополнительное снаряжение массой до 50 килограмм в отдельном грузовом контейнере с автономной парашютной системой УГКПС-50.

https://youtube.com/watch?v=kadkJY1DpIM

«Стайер». Универсальная доставка

Еще одной российской парашютной системой спецназначения, используемой в военных целях, является «Стайер». Также как и «Арбалет-2», она состоит из двух (основной и запасной) девятисекционных куполов с общей подвесной системой.

«Стайер» предназначен для десантирования специальных подразделений с высот 400-8000 метров. При скорости летательного аппарата до 255 километров в час купол можно раскрывать сразу же после отделения, если же десантирование происходит на скорости в 350 километров в час, то ввод купола в действие происходит с задержкой пять секунд и более.

Сегодня парашютные системы «Стайер» используются в специальных подразделениях российских силовых структур. В частности, они применяются в парашютно-десантной подготовке спецназа войск национальной гвардии РФ «Витязь».

https://youtube.com/watch?v=c5otIUWquCA

«Штурм». Секунды до приземления

Между тем, при всей отработанности, парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение ВДВ. Продолжается проработка тактики ее применения в боевых условиях.

Грузовые парашютные системы

Парашюты могут использоваться не только для приземления людей, но и для доставки грузов, в том числе и крупной военной техники. Многокупольные системы НИИ парашютостроения позволяют десантировать боевую технику и грузы массой до 20 тонн. НИИ изготавливает многокупольные грузовые системы М-1400, М-350, управляемую грузовую планирующую парашютную систему УГППС-250, грузовые парашюты ОКС-4 серии 4.

Для извлечения тяжелых грузов из самолетов методом срыва с последующим введением в действие основных парашютов применяются вытяжные парашютные системы ВПС-8, ВПС-14 серии 2. При низковысотном десантировании грузов полетной массой до 50 кг используется парашютно-грузовая тара ПГНТ-50. Она может выбрасываться и подбираться ручным способом без применения специальной техники. Также НИИ производит ее модификации на 150, 250 и 600 кг.

Специально для безопасности парашютиста и возможности взять с собой больше груза изготавливаются и применяются грузовые контейнеры ГК-30-У. Такой контейнер может вмещать в себя радиостанцию, боеприпасы, медикаменты или другое имущество. За 150-200 метров от земли он отстегивается от десантника и первым достигает земли, что позволяет уменьшить скорость снижения парашютиста.
 

Виды парашютов

С 1990-ых годов в России используются два основных типа десантных парашютов: Д-5 и Д-6. Первый является самым простым, не позволяет регулировать место высадки. Сколько строп у парашюта десантника? Зависит от модели. Строп в Д-5 28, концы закрепленные, из-за чего и нельзя регулировать направление полета. Длина строп – 9 метров. Вес одного комплекта – около 15 кг.

Более усовершенствованная модель Д-5 – это парашют десантника Д-6. В нем концы строп можно освобождать и перетягивать нити, регулируя направление полета. Чтобы повернуть налево, нужно натянуть стропы слева, для маневра на правую сторону – потянуть за нить справа. Площадь парашютного купола такая же, как и у Д-5 (83 квадратных метра). Вес у комплекта сниженный – всего 11 килограмм, он наиболее удобен для еще обучающихся, но уже тренированных десантников. За время обучения совершается около 5 прыжков (при экспресс-курсах), Д-6 рекомендуется выдавать после первого-второго. Стропил в комплекте 30, из них четыре позволяют управлять парашютом.

Для совсем новичков разработаны комплекты Д-10, это обновленная версия, которая лишь недавно поступившая в распоряжение армии.  Стропил здесь больше: 26 основных и 24 дополнительных. Из 26 стоп 4 позволяют управлять системой, их длина – 7 метров, а оставшихся 22 – 4 метра. Получается, что всего 22 внешние дополнительные стропы и 24 внутренние дополнительные. Такое количество шнуров (все они изготовлены из капрона) позволяют максимально управлять полетом, корректировать курс при высадке.  Площадь купола у Д-10 – целых 100 квадратных метров. При этом купол изготовлен в форме патиссона, удобной зеленой расцветки без рисунка, чтобы после приземления десантника его тяжелее было обнаружить.

Самолеты для перевозки и десантирования

С каких самолетов прыгают десантники? Армия России на данный момент использует несколько самолётов для десантирования войск. Основной из них ИЛ-76, но используются и другие, летные машины:

  • АН-12;
  • МИ-6;
  • МИ-8.

ИЛ-76 остается предпочтительным, поскольку наиболее удобно оборудован для десантирования, обладает вместительным багажными отделением и хорошо сохраняет давление даже на больших высотах, если десанту нужно прыгнуть там. Его корпус герметичный, но на случай аварийных ситуаций отсек для десантников оборудован индивидуальными кислородными масками. Таким образом каждый парашютист не будет испытывать недостаток кислорода во время полета.

Вековая история парашюта

Свой путь парашют ведёт с XIII века. Именно тогда Роджер Бэкон впервые высказал предположение, что можно держаться за воздушные потоки, используя вогнутую поверхность.

Спустя столетие с лишним Леонардо да Винчи изображает эскиз парашюта, обозначая его как купол, позволяющий благополучно спуститься с высоты и контролируемый сгибом/разгибом рук. Но сам он побоялся проверять предмет, да и сильной необходимости в этом не было, поэтому идея канула в лета, в надежде на возвращение.

Рисунок парашюта. Леонардо да Винчи

Первые парашюты стали проектировать лишь в конце XVI века. Например, Фаусто Веранцио из Венеции опубликовал свой проект – холст в форме квадрата, натянутый по периметру рамы, от углов которой к парашютисту идут верёвки. В 1617 он сам опробовал своё изобретение с приличной высоты.

Аналогичное изделие опробовал на себе и Фауст Вранчич хорват по происхождению. В 1597 году на глазах у толпы людей он спрыгнул с высоты в 87 метров и удачно приземлился, за что был прозван «летающим человеком».

Фауст Вранчич «Рисунок модели парашюта», 1616 год

Прыгнуть, чтобы жить

В тестировании парашютов были замешаны даже заключённые. Например, Лавен воспользовался подобием парашюта в начале XVII века. В своё время его заключили в крепость, а он захотел сбежать. В угоду этому он сшил простыни, примостив их к пластине и верёвкам. Держась за верёвки, он прыгнул с крепости в реку, протекающую неподалёку, и остался жив.

Другой арестованный – Жан Думье – был приговорён к смерти, но получил шанс жить, если опробует летающий плащ Дефонтажа. Он тоже прыгал с тюремной башни и приземлился живым.

Часто для испытаний использовали животных вместо людей. Так, парашют, изобретённый братьями Монгольфье, опробовала на себе овца. К слову сказать, она не пострадала. А в 1785 году с высоты в 0,3 км собака удачно приземлилась на парашюте Жан-Пьера Бланшара. После проложенного пути и сами изобретатели отваживались прыгать со своими творениями. Однако не всем смельчакам так везло, и они оставались в живых.

Перелёт Бланшара через Ла-Манш в 1785

Рекорды и неудачи

Гарнерен Андре-Жак, испытывая свой парашют в 1797 году, вывихнул ногу, так как огромным «зонтом» с прикреплённой корзинкой было очень сложно управлять, и он двигался хаотично. На время он отложил испытания, а в 1799 году их продолжила его жена Женевьева, ставшая первым парашютистом женского пола в мире.

А в 1802 году и он сам отважился на ещё один прыжок, отважно бросившись с высоты в 2500 метров и установил рекорд на тот момент. К сожалению, Гарнерен погиб, испытывая очередную версию парашюта. Трагичная судьба постигла и Шарля Леру

Его изобретение выглядело как огромный зонт с двенадцатью клиньями, которые были связаны со стропами и поясом на теле человека. Изделие фиксировалось сбоку от летательного аппарата за счёт верёвки с пружиной, которая распрямлялась во время прыжка человека, и парашют откреплялся. Шарль Леру погиб, совершая очередной прыжок

Трагичная судьба постигла и Шарля Леру. Его изобретение выглядело как огромный зонт с двенадцатью клиньями, которые были связаны со стропами и поясом на теле человека. Изделие фиксировалось сбоку от летательного аппарата за счёт верёвки с пружиной, которая распрямлялась во время прыжка человека, и парашют откреплялся. Шарль Леру погиб, совершая очередной прыжок.

Первый парашют Жака Гарнерена, который он испытал на себе в парке Монсо, Париж, 22 октября 1797 года (рис.1 Купол парашюта, рис.2 Положение парашюта в момент вылета (с земли в воздух), рис.3 Парашют, раскрытый в момент отделения от воздушного шара)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий