Планер. Виды и устройство. Как работать и применять. Особенности

Немного истории

История создания планеров занимает половину столетия, начиная от махолета Д.Кэйли в 1863 году в 1853 г. и до первого самолета братьев Райт. Считается, что первый планер построил немец О.Лилиенталь в 1891 году.

Развитию планеризма поспособствовали ограничения Версальского договора  на производство и применение немецких самолетов после первой мировой. И пока авиаконструкторы во всем мире совершенствовали самолеты с мотором, в Германии многие летали на более эффективных планерах. Уже в 1931 г. Г.Грёнхофф сумел совершить полет из Мюнхена в Чехословакию значительно дальше, чем это считалось возможно, преодолев 272 километра. Начиная с 1930-х годов, планеризм стал популярным во многих государствах.

Наиболее непродолжительный и зрелищный вид соревнований дельтапланеристов – акробатика

Действительно, состязания воздушных акробатов на дельтапланах (такого рода соревнования именуют также фрирайдом), исполняющих фигуры высшего пилотажа (“мертвую петлю”, винговер (“бабочку”), “горку”, “штопор” и т.д.) – зрелище весьма захватывающее. К тому же наблюдать за происходящим над склоном горы (ведь именно над отрогами скал удобнее всего совершать подобные полеты) очень удобно – не меняя местонахождения можно увидеть весь полет от начала до конца. Не менее интересен и спидглайдинг (от англ. speed – “скорость”, gliding – “планеризм”, “скольжение”, “планирование”). Главная задача спортсмена в этом виде состязаний – находясь на сравнительно небольшой высоте с максимальной скоростью преодолеть дистанцию, размеченную на склоне горы специальными вехами. Длятся выступления спортсменов в обеих вышеупомянутых дисциплинах от силы несколько минут, поскольку полет с большой скоростью по траектории, изобилующей резкими поворотами и виражами, не позволяет подолгу удерживать летательный аппарат на большой высоте. Организация таких состязаний – дело хлопотное и весьма дорогое, потому на территории стран СНГ соревнования по спидглайдингу и воздушной акробатике на дельтапланах почти не проводятся.

Классификация летательных аппаратов

Летательный аппарат — это какое-либо техническое устройство, которое предназначается для полетов в воздушном или космическом пространстве. В общей классификации различают аппараты легче воздуха, тяжелее воздуха и космические. В последнее время все более широко развивается направления конструирования смежных аппаратов, особенно создания гибрида воздушно — космического аппарата.

ЛА классифицироваться могут и иначе, например по следующим признакам:

  • по принципу действия (полета);
  • по принципу управления;
  • по предназначению и сферам применения;
  • по типу двигателей, установленных на ЛА;
  • по конструктивным особенностям, касающимся фюзеляжа, крыльев, оперения и шасси.

Кратко о летательных аппаратах.

1. воздухоплавательные ЛА. Считаются летательные аппараты легче воздуха. Воздушная оболочка наполнена легким газом. К ним относятся дирижабли, аэростаты и гибридные ЛА. Вся конструкция данного типа аппаратов всецело остается тяжелее воздуха, но из за разности плотностей газовых масс в и вне оболочки, создается разность давлений и как итог — выталкивающая сила, так называемая сила Архимеда.

2. ЛА, использующие аэродинамическую подъемную силу.  Данный тип аппаратов считается уже тяжелее воздуха. Подъемная сила у них создается уже за счет геометрических поверхностей — крыльев. Крылья начинают поддерживать ЛА в воздушной среде только после того как вокруг их поверхностей начинают образовываться воздушные потоки. Таким образом крылья начинают работать после достижения ЛА определенной минимальной скорости «срабатывания» крыльев. На них начинает образовываться подъемная сила. Поэтому, например, чтобы подняться самолету в воздух или опуститься из него на землю, нужен пробег.

  • Планеры, самолеты, экранолеты и крылатые ракеты — это аппараты, у которых подъемная сила образуется при обтекании крыла;
  • Вертолеты и им подобные агрегаты, у них подъемная сила образуется за счет обтекания лопастей несущего винта;
  • ЛА, имеющие несущий корпус, созданный по схеме «летающее крыло»;
  • Гибридные — это аппараты вертикального взлета и посадки, как самолеты, так и винтокрылы, а также устройства совмещающие качества аэродинамических и космических ЛА;
  • Аппараты на динамической воздушной подушке типа экраноплан;

3. космические ЛА. Эти аппараты созданные специально для работы в безвоздушном пространстве с ничтожной гравитацией, а так же для преодоления силы притяжения небесных тел, для выхода в космическое пространство. К их числу относятся спутники, космические корабли, орбитальные станции, ракеты. Перемещение и подъемная сила создается за счет реактивной тяги, путем отбрасывания части массы аппарата. Рабочее тело так же образуется благодаря преобразованию внутренней массы аппарата, которая до начала полета еще состоит из окислителя и топлива.

Самые распространенные летательные аппараты — это самолеты. При классификации они подразделяются по многим признакам:

На втором месте по распространенности находятся вертолеты. Они также классифицируются по разным признакам например, по количеству и расположению несущих винтов:

  • имеющие одновинтовую схему, которая предполагает наличие дополнительного рулевого винта;
  • соосная схема — когда два несущих винта находятся на одной оси друг над другом и вращаются в разные стороны;
  • продольная — это когда несущие винты находятся на оси движения друг за другом;
  • поперечная — винты располагаются по бокам от фюзеляжа вертолета.

1,5 — поперечная схема, 2 — продольная схема, 3 — одновинтовая схема, 4 — соосная схема

Кроме того вертолеты можно классифицировать по назначению:

  • для пассажирских перевозок;
  • для боевого применения;
  • для применения в качестве транспортных средств при перевозке грузов различного назначения;
  • для различных сельскохозяйственных нужд;
  • для потребностей медицинского обеспечения и поисково-спасательных работ;
  • для применения в качестве воздушно-крановых устройств.

Параметры летно-технических характеристик планера

Каждый тип планера представляет собой компромисс между характеристиками, в частности плавностью и скоростью падения, и другими критериями, такими как простота пилотирования, здоровое и последовательное поведение во всем диапазоне скоростей, защита пилота в случае аварии, простота сборки. и разборка, себестоимость и др.

Утонченность

Утонченность находится в спокойном воздухе, соотношение между горизонтальным и вертикальным расстоянием , что она может охватить. Если он преодолевает 30  км при потере высоты в 1000 метров (1  км ), он имеет тонкость 30. Этот параметр также является отношением подъемной силы / лобового сопротивления (или «отношение  подъемной силы / лобового сопротивления  », L / D на английском языке).

  • максимальная изящество не зависит от веса планера, меняется только скорость, с которой это изящество будет достигнуто.
  • Изящество планера зависит от его скорости на траектории; его тонкость максимальна для определенного веса при определенной скорости.
Максимальное изящество на несколько порядковловкость
очень старые машины ( Grunau Baby 1931 года выпуска 17)20
Планеры для соревнований 1960-х годов35 год
планеры текущего стандартного класса45
текущие планеры свободного классаОт 55 до 60
Планер ETA (размах крыла 30  м )70

Для справки: самая эффективная птица в плане планирования – альбатрос – имеет пробу 20 особей.

Скорости

  • Максимальная скорость тонкости:
    • 60  км / ч для планера 1950-х годов;
    • от 90 до более 100  км / ч для текущего планера.
Этот параметр очень важен для летно-технических характеристик, например, когда планер должен идти против ветра (что замедляет его относительно земли и ухудшает его кажущуюся гладкость) или когда он пересекает зону спуска, из которой он заинтересован в выходе. быстро, теряя минимум высоты.

Скорость полярный  : это кривое связывание горизонтального (по оси х) и по вертикали (по оси у) скоростей. Чем он более «плоский», тем больше параплан сохраняет высокую плавность и, следовательно, хорошие характеристики, когда его скорость увеличивается. Эта кривая позволяет определить два предыдущих параметра (максимальная точность и максимальная скорость плавности) и дает гораздо более полную информацию об общих характеристиках планера.
Минимальная скорость падения, т.е. минимально возможная скорость спуска. Чем ниже эта скорость, тем быстрее планер будет подниматься в восходящем потоке и сможет использовать слабые подъемы.
Минимальная скорость: чем медленнее он летит, тем лучше он может использовать узкие воздушные линии. Действительно, радиус разворота напрямую связан со скоростью планера.
Максимальная скорость не должна быть превышена; эта характеристика представляет интерес только в исключительных метеорологических условиях, когда восхождения частые и мощные

Это очень важно для полетов на рекордные расстояния и скорости. Для современных планеров это может достигать 300  км / ч .

Обработка рулонов

Скорость крена – это максимальная угловая скорость планера, входящего в разворот или выходящего из него. Высокая скорость вращения полезна для использования узких и / или прерывистых термиков.

Классификация планеров

Спортивные планеры классифицируют по размаху своего крыла и предельной взлетной массе: бывают 15-метровые (525 килограмм), 18-метровые (600 килограмм), 20-метровые (750 килограмм) планеры. Есть традиционная категория — это 15-метровые планеры с предельной массой взлета 525 кг.

Но подлинной элитой планеризма считается открытая категория, где ограничена лишь взлетная масса (не больше 850 килограмм). И цена у них соответствующая: они дороже легких самолетов.

Наиболее массовым является L-13 Blanik — это 2-местный учебный планер, который был создан в Чехословакии в 1950-х гг. (было изготовлено больше трех тысяч планеров). С полета на таком планере начинали собственную карьеру практически все планеристы мира.

elskan_min
onebackpacker00
airportdirector

ЦЕНИТЕ СВОЕ ВРЕМЯ

Не будем спорить, это все очень удобно, смартфон всегда под рукой 24 часа в сутки. Но удобен ли, гаджет в ведении, допустим своего бизнеса? Вам нужно расписывать свой день буквально по часам, планировать, назначать встречи, записывать важные дела к исполнению и многое другое. В бешеном темпе современного мира, необходимо ценить и использовать по назначению каждую минуту. Как по нам, так для ведения и организации подобных дел, вам просто незаменим помощник в виде планера. Он поможет правильно спланировать ваш день, неделю и даже записать планы на месяц. Согласитесь, всегда приятно держать в руке красивый блокнот, с собственными инициалами, с красивой и нужной канцелярией внутри. А если, еще при всей этой красоте, он еще многофункционален, то это делает его уже не просто планировщиком задач и встреч, а уже стильным современным аксессуаром ручной работы.

Хочу стать пилотом

Во времена расцвета Осоавиахима и ДОСААФа планер был промежуточной ступенью от авиамоделизма к авиационному училищу. Многие летчики так и начинали – сначала авиамодельный кружок, потом планерный клуб ДОСААФ, потом самолетный ДОСААФ и авиационное училище. Планер позволяет ощутить полет и разобраться с пилотированием до перехода на более сложную и тяжелую авиационную технику.

Сейчас планерных клубов не так много, как в СССР, взрослые пилоты оплачивают обучение из собственного кармана (для школьников возможны варианты), но планеризм все еще остается самым доступным по финансам способом обучения пилотированию. Никаких особых требований к курсанту для начала обучения не требуется (разве что ограничение по весу в 110кг), перед началом полетов нужно только пройти ВЛЭК – врачебно-летную экспертную комиссию. Для планеристов она не так сурова, как для космонавтов или пилотов пассажирских лайнеров, надо просто запастись терпением и несколько раз съездить в соответствующее медучреждение, чтобы пройти всех специалистов.

Планерные клубы России готовят пилотов по стандартной программе (называется КУЛП-ПСБ-2013, что расшифровывается как Курс учебно-летной подготовки на планерах и самолетах-буксировщиках). Там расписано все, что предстоит изучить будущему пилоту-планеристу.
А изучить ему предстоит очень многое еще до того, как он первый раз сядет в планер – перед началом практики обязателен курс теории. Это очень много тем, от конструкции планера и аэродинамики до метеорологии и авиационного права.

В какой клуб ни пойди – учиться скорее всего будешь на планере Л-13 Бланик. В распоряжении авиаклуба могут быть еще другие планеры «для продвинутых».

Учебный курс делится на «года» (на самом деле год — это не год в географическом смысле, а определенное количество часов налета и освоенных упражнений). В первый год курсант готовится к самостоятельному вылету по кругу (отрабатывает взлеты и посадки) и в зону (от 800 до 1000 м на буксировке). Цель первого года – получение уверенных навыков управления планером.

Второй год нацелен на обучение эффективной работе в восходящих потоках воздуха и маршрутные полеты.

Дальше можно бесконечно совершенствоваться, изучать другие виды планеров или даже стать инструктором.

Весь полетный опыт спортсмена фиксируется в его летной книжке. Это документ, содержащий все когда-либо пройденные упражнения и полетные задания. Можно пройти первоначальное обучение в одном авиаклубе, а продолжить в другом – и доказательством пройденной первой ступени будет служить летная книжка.

Для первоначального обучения, в отличие от маршрутных полетов, ограничения по погоде не так строги – круги можно крутить почти в любую погоду. К тому же сзади сидит инструктор, который в случае чего подстрахует.

Но учтите, что не все аэродромы работают круглогодично. Грунтовые полосы в межсезонье превращаются в кашу, а зимой надо менять колеса на лыжи (самолету-буксировщику тоже) и это не все делают. Лучше заранее связаться с выбранным авиаклубом и узнать про сезонность. Заодно спросить, когда лучше начинать обучение – изучению теории никакое состояние ВПП не помешает.

Маршруты, в отличие от кругов, уже сильно привязаны к погоде. Поэтому курсанты второго года обучения в числе прочего должны уметь подбирать места для посадки вне аэродрома на случай, если погода испортилась.

Так как планер не может сам улететь с места аварийной посадки, его эвакуируют одним из двух способов:

  • если посадка произошла недалеко от аэродрома и площадка позволяет взлёт аэропоезда, то прилетает самолет-буксировщик
  • если нет возможности подняться с самолетом, то планер разбирается и эвакуируется с места посадки в специальном автомобильном прицепе.

Сравнение разных типов планирующих самолетов

Иногда возникает путаница с планерами / планерами, дельтапланами и парапланами. В частности, парапланы и дельтапланы запускаются с ног. Основные различия между типами:

Парапланы

Дельтапланы

Планеры / планеры

Ходовая часть

ноги пилота, используемые для взлета и посадки

ноги пилота, используемые для взлета и посадки

самолет взлетает и приземляется с использованием колесной ходовой части или салазок

Конструкция крыла

полностью гибкий, с формой, поддерживаемой исключительно давлением воздуха, поступающего в крыло и над ним в полете, и натяжением строп

обычно гибкий, но опирающийся на жесткую раму, которая определяет его форму (обратите внимание, что существуют также дельтапланы с жестким крылом)

жесткая поверхность крыла, полностью закрывающая конструкцию крыла

Положение пилота

сидя в упряжке

обычно лежат ничком в коконоподобной сбруи, подвешенной к крылу; также возможны
сидя и лежа на спине

сидение на сиденье с ремнем безопасности, окруженное противоударной конструкцией

Диапазон скоростей (скорость сваливания – максимальная скорость)

медленнее – обычно от 25 до 60 км / ч для прогулочных планеров (более 50 км / ч требует использования регулятора скорости), следовательно, легче запускать и летать при слабом ветре; наименьшее проникновение ветра; изменение высоты звука может быть достигнуто с помощью элементов управления

Быстрее

максимальная скорость примерно до 280 км / ч (170 миль / ч); скорость сваливания обычно 65 км / ч (40 миль / ч); способен летать в более ветреных и турбулентных условиях и может обогнать непогоду; хорошее проникновение при встречном ветре

Максимальное качество скольжения

около 10, относительно плохие характеристики планирования затрудняют полеты на дальние расстояния; текущий (по состоянию на май 2017 г.) мировой рекорд – 564 км (350 миль)

около 17, с жесткими крыльями до 20

планеры открытого класса – обычно около 60: 1, но в более распространенных самолетах с размахом 15–18 метров качество планирования составляет от 38: 1 до 52: 1; высокие глиссады, позволяющие выполнять полеты на большие расстояния: 3000 километров (1900 миль) являются текущим (по состоянию на ноябрь 2010 года) рекордом.

Радиус поворота

меньший радиус поворота

несколько больший радиус поворота

еще больший радиус поворота, но все еще может плотно кружить в термиках

Посадка

меньшее пространство, необходимое для приземления, предлагает больше вариантов посадки из полетов по пересеченной местности; также легче доставить до ближайшей дороги

требуется более длинная зона захода на посадку и посадка, но может достигать большего количества посадочных площадок из-за большей дальности скольжения

При полете по пересеченной местности характеристики планирования могут позволить планеру достигать «приземляемых» участков, возможно, даже возможна взлетно-посадочная полоса и подъем по воздуху, но если нет, потребуется специальный трейлер для подъема по дороге. Обратите внимание на то, что у некоторых планеров есть двигатели, которые устраняют необходимость в аварийной посадке, если они заводятся.

Обучение

самый простой и быстрый в освоении

обучение ведется на одноместных и двухместных дельтапланах

обучение проводится на двухместном планере с двойным управлением

Удобство

пакеты меньше (легче транспортировать и хранить)

неудобно транспортировать и хранить; больше времени на установку и демонтаж; часто перевозят на крыше автомобиля

часто хранятся и перевозятся в специально построенных трейлерах длиной около 9 метров, из которых они собираются

Хотя используются вспомогательные такелажные приспособления, крылья планера тяжелые. Некоторые часто используемые планеры хранятся в ангарах уже установленными.

Расходы

стоимость нового от 1500 евро, самый дешевый, но самый короткий срок службы (около 500 часов полета, в зависимости от лечения), активный рынок подержанных товаров

стоимость нового планера очень высока (максимальная 18-метровая турбина с приборами и прицепом 200 000 евро), но она долговечна (до нескольких десятилетий), поэтому рынок подержанных автомобилей активен; типовая стоимость от 2000 до 145000 евро

Как пилот управляет планером — пилотирование

Как взлетать на планере?

Взлетное движение планера обеспечивает средство буксировки и тянущее действие силы тяжести, а также восходящих потоков воздуха. Аппарат возможно поднять в небо, используя машину или лебедку, размещенную на земле. Его также можно отбуксировать вверх, применяя самолет, который затем отцепляет канат и оставляет аппарат в свободном полете.

Управление в воздухе

Пилот в планерной кабине находится практически лежа. Приборы и средства управления являются практически идентичными тем, что размещены в самолетах, кроме ручек управления моторами — у планера они отсутствуют. Пилот способен значительно увеличить время пребывания в воздухе в случае умелого использования потоков воздуха. Для установления необходимого скоростного режима планер выставляет спойлеры.

Посадка

Чтобы посадит планер поднимают спойлеры, которые находятся на крыльях. При этом увеличивается сопротивление воздуха, снижается скорость и изменяется угол планирования. Пилот обязан подобрать площадку, где планер сможет успешно приземлиться, не нанеся ущерба скоту и полевым культурам.

achi_skywalker elskan_min naviter.seeyou

Кабина

Кабина тоже особо от самолетной не отличается. Ручка (1) отвечает за управление по кренам и тангажу, педали (2) крутят руль направления. Ручки слева (3, 4, 5) управляют тормозным щитком, закрылками и триммером руля высоты. Рычаг слева от ручки управления, похожий на ручник (6) – это собственно ручник (точнее рычаг тормоза колеса). По правому борту (7) – рычаг управления шасси. Большой желтый рычаг прям посередине приборной панели – это выключатель буксирного троса (8). Приборы стандартные: указатель скорости (9), компас (10), аж два вариометра (один до 5 м/c (11), второй до 30 м/с (12)), указатель поворота (13), высотомер (17). Опционально может еще стоять авиагоризонт (14) и часы (23).

Роль индикатора скольжения выполняет веревочка, прицепленная снаружи кабины. Это как шарик на указателе скольжения, только веревочка. Без скольжения набегающий поток воздуха направлен прямо на планер и она висит прямо. Если веревку сдуло в сторону – значит появилось скольжение.

Соревновательные классы планера

DG Flugzeugbau DG-1000 двухместного класса

FAI определила восемь соревновательных классов планеров . Они есть:

  • Стандартный класс (без закрылков, размах крыла 15 м, допускается водяной балласт)
  • Класс 15 метров (разрешены закрылки, размах крыла 15 м, разрешен водяной балласт)
  • Класс 18 м (разрешены закрылки, размах крыла 18 м, разрешен водяной балласт)
  • Открытый класс (без ограничений, кроме ограничения в 850 кг для максимального общего веса)
  • 2-местный класс (максимальный размах крыла 20 м), также известный под немецким названием Doppelsitzer.
  • Клубный класс (этот класс позволяет использовать широкий спектр старых маленьких планеров с различными характеристиками, поэтому оценки должны корректироваться с учетом гандикапа . Водяной балласт не допускается).
  • Мировой класс (Комиссия по планерному спорту FAI, входящая в состав FAI, и связанный с ней орган под названием Organisation Scientifique et Technique du Vol à Voile (OSTIV) объявили в 1989 году конкурс на недорогой планер, который имел умеренные характеристики, был легко собрать. и был безопасен для пилотов, летящих с ограниченным рабочим днем. Победивший дизайн был объявлен в 1993 году как Варшавский политехнический PW-5 . Это позволяет проводить соревнования только с одним типом планера.
  • Сверхлегкий класс для планеров с максимальной массой менее 220 кг.

Когда применяется бег с высокого старта

Бег с высокого старта в основном используется при забеге на длинные дистанции. Эта техника использовалась в беге с давних времен, но, когда в конце 19 века, появился низкий старт, высокий стали применять существенно реже. Видимо это связано с тем, что низкий старт более эффективен, но, как уже говорилось, профессиональный спортсмен должен владеть обеими техниками.

Техника бега с высокого старта

Атлет располагается на расстоянии 1,5-2 метра от линии старта и ждет соответствующую команду «На старт». после ее произнесения спортсмен должен выставить толчковую ногу так, чтобы носок находился у линии. Вторая нога находится на половине шага назад

По команде «Внимание» центр тяжести переносится, колени сгибаются, туловище выдвигается вперед

Руки согнуты в локтях – вперед выносится противоположная толчковой ноге. По команде «Марш» начинается движение – акцент делается на маховую ногу. Первые шаги выполняются на максимальной скорости, спустя время туловище выпрямляется, длина шага увеличивается.

Планёр и планер – слова-синонимы

Изначально планёром назывался летательный аппарат с неподвижными несущими плоскостями, который тяжелее воздуха и не оснащен мотором. Слово “планер” использовали для наименования силовой конструкции любого самолета. Однако через некоторое время данные авиационные термины действительно стали применяться, как синонимы (за исключением некоторых профессиональных кругов, где планером именуют конструкцию самолета, а планёром – летательный аппарат). Более того – вариант “планёр” используется все реже, вытесняемый словом “планер” и когда речь идет о безмоторном самолете, и когда имеется ввиду конструкция летательного аппарата.

Дельтапланеризм появился в 1974 году

Как вид спорта дельтапланеризм был официально признан ФАИ 27 сентября 1974 года. Но зародился он гораздо раньше. В конце 40-х гг. прошлого столетия американец Френсис Мелвин Рогалло решил смастерить воздушного змея, чтобы развлечь детей. В этой работе ему помогала жена Гертруда. Сконструированная инженером-авиатором игрушка обладала отличными аэродинамическими качествами. Наблюдая за поведением змея в воздухе, Рогалло понял – по такому же принципу можно изготовить летательный аппарат, способный нести довольно большой груз. 20 марта 1951 года изобретатель получил патент на созданный им “змей Рогалло”, а в 1957 году представил свой летательный аппарат на конкурс НАСА (изыскивалось наиболее эффективное средство приземления для космических аппаратов). Изобретение было одобрено как один из лучших вариантов, переименовано в “крыло Рогалло”, но после серии испытаний отвергнуто по причине проблем, возникающих при работе системы раскрытия. В 60-е годы статьями НАСА о новом изобретении заинтересовались спортсмены, поначалу использовавшие “крыло Рогалло” только для буксировки, и лишь несколько позже, после нескольких изменений конструкции – для полетов на нем. Официально же дата рождения дельтапланеризма – 23 мая 1971 года – именно тогда спортсмены, собравшиеся в Калифорнии, чтобы почтить память Отто Лилиенталя (немецкого инженера, работавшего над усовершенствованием планирующих летательных аппаратов и погибшим во время испытаний одного из них) предложили объединить “крыло Рогалло” и балансирный планер в единую конструкцию (дельтаплан).

Маркировка

Чтобы наземные наблюдатели могли идентифицировать планеры в полете или в соревнованиях по планеру , регистрационные знаки («знаки отличия», «номера соревнований» или «идентификационные номера соревнований») отображаются большими буквами на нижней стороне одного крыла, а также на плавник и руль направления . Регистрационные знаки присваиваются ассоциациями планеристов, такими как Американское парящее общество , и не связаны с национальными регистрациями, выданными такими организациями, как Федеральное управление гражданской авиации США . Эта потребность в визуальной идентификации была в некоторой степени заменена записью местоположения по GPS. Знаки отличия полезны по двум причинам: во-первых, они используются для радиосвязи между планерами, поскольку пилоты используют свой номер соревнования в качестве позывных . Во-вторых, чтобы легко сказать идентификатор соревнования планера при полете в непосредственной близости друг от друга, чтобы предупредить их о потенциальных опасностях. Например, во время скопления нескольких планеров в термиках (так называемых «кляпов») один пилот может сообщить: «Шесть-семь-Ромео, я прямо под вами».

Планеры из стекловолокна всегда окрашиваются в белый цвет, чтобы минимизировать температуру их кожи на солнце. Стекловолоконная смола теряет прочность по мере того, как ее температура поднимается до диапазона, достижимого на прямом солнце в жаркий день. Цвет не используется, за исключением нескольких небольших ярких пятен на концах крыльев; Эти пятна (обычно оранжевые или красные) улучшают видимость планера для пилотов во время полета. Такие нашивки обязательны для горных полетов во Франции. Планеры из не стекловолокна, сделанные из алюминия и дерева, не так подвержены износу при более высоких температурах и часто довольно ярко окрашены.

Для чего используют строительное правило

Строительное правило применять в ходе строительных и ремонтных работ. Данная конструкция считается незаменимым типом инструмента, который применяют для выравнивания строительного раствора на поверхности стены и пола.

Его выбирают для работы с заливкой пола бетонной или сухой стяжкой. При правильном использовании удаётся получить ровную плоскость для дальнейшего её декорирования.

Металлическое изделие применяют для выполнения следующих манипуляций:

  • Нанесение разметки. Длинная основа обеспечивает ровную линию. Чаще всего изделия применяют для нанесения меток перед монтажом керамической плитки или создания раскладки;
  • Дополнительный упор в ходе резке стекла. Металлические планки позволяют сократить нагрузку на хрупкую основу и предотвратить её разрушение;
  • Крепёж маяков перед началом штукатурки;
  • Использование в качестве уровня. Благодаря этому изделию удается предотвратить появление неровностей и перепадов на поверхности стены и пола.

Данная разновидность строительного инструмента считается незаменимой в ходе выполнения ремонта и выравнивания поверхности. Разная длина и ширина металлической основы позволяет использовать его в помещениях с разной площадью.

Выровнять жидкий раствор способна обычная деревянная рейка или длинный строительный уровень. Работать с таким приспособлением намного легче

Дело в том, что в ходе работы с правилом важно иметь сноровку. В конструкции изделия имеется острый угол, который предусмотрен для удаления лишнего объема строительного состава

Минимальный вес изделия обеспечивает комфортную работу на протяжении длительного времени

Планер самолета. Назначение и конструкция фюзеляжа (25 мин.);

Организационная часть занятия (3 мин.).

Астана 2012г.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Ознакомить курсантов с планером самолёта.

2. Ознакомить курсантов с назначением, конструкцией фюзеляжа и крыла самолёта.

3. Ознакомить курсантов с назначением, конструкцией хвостового оперения.

4. Привить курсантам способность грамотно использовать знания конструкции самолёта.

ВРЕМЯ:3 часа (135 минут):

Занятие 1: 2 часа.

Занятие 2: 1 час.

МЕТОД:лекция

МЕСТО:учебная аудитория

РАЗРАБОТАЛ: МОЗГОВОЙ Н.Н.

Занятие 3. Планер самолёта. Конструкция фюзеляжа и крыла

Изучаемые вопросы:

3.1.Организационная часть занятия (3 мин.).

3.2. Планер самолета. Назначение и конструкция фюзеляжа (25 мин.).

3.3. Назначение и конструкция крыла (15 мин.).

3.4.Заключительная часть занятия (2 мин.).

1. порядок изучения темы № 2.

Планером называется конструкция самолета без силовой установки. Планер самолёта состоит из фюзеляжа, крыла и хвостового оперения. Конструкция каждой их этих частей определяется формой, материалом, способами крепления элементов между собой, наличием эксплуатационно-технологических разъемов, вырезов и другими факторами.

Рис. 3.1. Планер самолета

Фюзеляж служит для размещения экипажа, оборудования, топлива, двигателя и грузов, определяемых назначением самолёта. Кроме того, к нему крепится крыло, шасси, оперение и различные агрегаты.

Рис. 3.2. Фюзеляж самолета(стадия изготовления)

Силы, действующие на фюзеляж:

силы, передающиеся фюзеляжу от скрепляемых им агрегатов (крыла, оперения, шасси);

массовые силы от агрегатов и грузов внутри фюзеляжа и конструкции фюзеляжа;

При расчете фюзеляжа на прочность, его рассматривают как балку, опирающуюся к крылу, и условно разделяют на носовую, среднюю и хвостовую части. В случае симметричного нагружения фюзеляж работает на изгиб в плоскости симметрии, при несимметричном – на изгиб и кручение

В условиях эксплуатации необходимо обращать особое внимание на состояние обшивки, подверженной воздействию повышенных аэродинамических и внутренних сил

Рис. 3.6. Схема сил и нагрузок, действующих на фюзеляж в полете

Для удобства изучения конструкции разделим фюзеляж на три отсека: носовой Ф – 1,средний Ф – 2и хвостовой Ф – 3,всетри отсека выполнены негерметичными. Отсек Ф – 1 до шпангоута (шп.) № 1 закрыт обтекателями капота, под которыми размещены моторама с двигателем Rotax – 912 ULS 3. Отсек Ф – 2 включает в себя встроенный топливный бак, кабину пилотов закрытую фонарём из органического стекла, кресла и основание пульта управления, центроплан крыла, узлы крепления стоек шасси, коммуникации органов систем управления и спасательную систему GRS. Отсек Ф – 3 предназначен для крепления хвостового оперения: вертикального – киля с рулём направления и горизонтального – стабилизатора с рулём высоты, руль высоты оснащён триммером.

Рис.3.4. Схема отсеков фюзеляжа

Фюзеляж TL – 2000 Sting carbon, обшивочной конструкции образован многослойной углеплепластиковой обшивкой, подкреплённой шпангоутами. В таком фюзеляже многослойная оболочка воспринимает все виды деформаций. Однако такая схема в чистом виде применяется редко. Необходимость в монтажных и эксплуатационных вырезах заставляет окантовывать эти вырезы рамами или устанавливать усиленные стрингеры и шпангоуты.

Рис. 3.5. Схема поперечного и продольного силового набора фюзеляжа

Рис. 3.6. Фото силового набора фюзеляжа

Внешняя форма фюзеляжа определяется назначением самолета, аэродинамическими факторами, расположением двигателей и другими факторами(рис. 3.7.).

Родственные воздушные виды спорта

Дельтапланеристы использует более простой и дешёвый летательный аппарат балансирного управления, тогда как пилоты планёра используют аэродинамическое управление. Дельтапланы обычно используют крыло из ткани, натянутой на твёрдый каркас. Более низкое аэродинамическое качество этих крыльев и значительно более низкие полетные скорости не позволяют совершать полёты на расстояния, доступные планёристам. В отличие от крыла дельтаплана, крыло параплана не имеет каркаса, его форма полностью формируется давлением воздуха. Аэродинамическая эффективность парапланов ещё ниже, и полёты на расстояние на них ещё короче. Однако, дельтапланеристы, а тем более парапланеристы, в силу невысокой скорости и компактности их аппаратов, в состоянии набирать высоту, обрабатывая даже самые узкие термические потоки, такие, которые планерист даже не заметит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий