Особенности мотоциклов
Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.
Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения
Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой
Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.
Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.
Виды мотогонок
Гонки на спортивных мотоциклах и других видах этой техники проводятся для каждого из них отдельно.
Сюда входят самые различные виды мотогонок.
Трековые называют по-другому спидвей
Для таких соревнований устраивают самые разные покрытия. Для этого используется лед, земля, трава и другие виды покрытий. Зимние гонки на мотоциклах проводятся по дорожке из льда или промерзшей земле.
Мотокросс
Для этого вида соревнований используют специальные площадки или естественные участки пересеченной местности. При классическом виде этих соревнований проходимая трасса имеет длину до трех километров. Стадион-кросс, или как его называют по-другому, суперкросс проводят на открытом стадионе. Здесь проходят также гонки на мотоциклах по грязи.
Супермото
Супермото проходят только на мотоциклах, специально для этого вида гонок предназначенных . Трасса разделена несколько участков. Это дорога с асфальтовым покрытием чередуется грунтом, где используются различные препятствия. Трасса имеет длину не более двух километров.
Эндуро
Данные гонки проходят по пересеченной местности. В требования соревнований входят следующие условия. Пилотами должен соблюдаться график движения, который задан заранее. Используются дополнительные состязания во время прохождения гонок.
Шоссейно-кольцевые
Шоссейное кольцо имеет длину не меньше трех километров. Особенностью этих соревнований является множество скоростных поворотов. Здесь можно использовать дорожные байки и специальные класса MotoGP.
Эндуранс
Так называют шоссейно-кольцевые мотогонки, рассчитанные на выносливость. Продолжаются они несколько дней, и в течение всей гонки пилоты могут меняться.
Мототриал
Это соревнования, где пилоты должны показать свое умение преодолевать самые разные препятствия. Вся трасса проходится за определенный промежуток времени. Участвуют в мототриале особые мотоциклы.
Шоссейно-линейные
На этих гонках участвуют дорожные мотоциклы. Обычные автодороги закрывают для другого транспорта на все время проведения соревнований.
Скийоринг
Здесь соревнуются командой. Мотоциклист должен пробуксировать лыжника по зимней трассе. Она может быть снежной или ледяной. Используется также трасса смешанная. На этих гонках есть ограничения. Нельзя пользоваться цепями для колес или шипованными покрышками.
Специальные заезды, на которых устанавливаются рекорды. Это может быть рекорд на любой дистанции, маленькой или длинной. Рекорд может быть на максимальную скорость или минимальное время. Или проезд определенной дистанции за самое короткое время.
Стантрайдинг
Это гонки на мотоциклах с трюками. Появился этот вид в Англии в конце двадцатого года. Используемых трюков большое количество, и виды их изменяют и усложняют.
Это далеко не все виды мотогонок, которые существуют. Но основные.
Но любители мотогонок иногда устраивают неофициальные и чаще всего незаконные гонки на мотоциклах по городу. Их называют также уличными гонками или стрит-рейсинг. Такие гонки происходят самопроизвольно. Но иногда их планируют и координируют. Любители таких гонок объединены в специальные клубы. Но есть и противники такого вида соревнований, которые утверждают, что это опасно для других автомобилистов.
Видов уличных гонок несколько. До недавнего времени гонки по городу в России были запрещены. Их часто проводили на пустых дорогах в ночное время. Конфликты с сотрудниками ГИБДД случались довольно часто. Но примерно с 2003 года эти гонки легализовали.
Виды и дистанции
К программам крупнейших легкоатлетических соревнований: Олимпийским играм, чемпионатам мира и первенствам континентов, включены два основных вида эстафетных дистанций:
- эстафета 4 по 100 м
- эстафета 4 по 400 м.
В связи с плотным графиком и неимоверной усталостью бегунов, иные виды эстафетных дистанций исключены из обязательной программы.
Но всемирная легкоатлетическая федерация фиксировала рекорды в дисциплинах 4*200 м, 4*800 м. и 4*1500 м.
Профессиональные спортсмены по барьерному бегу преодолевают эстафету 4*110 м. с барьерами, но данное соревновательное состязание не является столь популярным среди профессионалов своего дела и используется только в программе крупных турниров. На сегодняшний день наибольшую популярность набирают смешанные виды эстафетного бега. В такой дисциплине одновременно соревнуются как мужчины, так и женщины.
Справочная информация! Популярность данного вида коснулась рядов и легкоатлетического спорта, где все чаще стали проводиться эстафета 4 по 100 м. и 4 по 400 м.
История
Терминология [ править ]
Термин « тандем» относится к расположению сидений (спереди назад, а не бок о бок), а не к количеству гонщиков. Байк с двумя гонщиками бок о бок называют общительным .
Велосипеды-тандемы иногда называют «колокольчиками ромашки». Это отсылка к популярной песне « Дейзи Белл (Велосипед, построенный для двоих)», написанной в 1892 году британским автором песен Гарри Дакром , с хорошо известным припевом «Дейзи, Дейзи / Дай мне свой ответ, сделай». / Я наполовину сумасшедший / все из любви к тебе “, заканчивающийся словами” велосипед для двоих “.
На обычных тандемах передний водитель управляет велосипедом так же, как и педали, и известен как капитан , пилот или рулевой ; задний гонщик только педалирует и известен как кочегар , штурман или контр-адмирал . На большинстве тандемов два набора кривошипов механически связаны цепью привода ГРМ и вращаются с одинаковой скоростью.
Чемпионат мира по спидвею
Как и в других дисциплинах, по-настоящему главным соревнованием, являющимся конечной целью для всех спортсменов, является Чемпионат мира по спидвею.
Вообще, первые соревнования в этом виде спорта проходили еще в начале 1930-х, и именно их логичным «официальным» продолжением и стал ЧМ, проведенный в 1936 году тогда еще существовавшей FICM. Каждый заезд был рассчитан на 4 участников, которые, финишировав, получали очки в соответствии с занятой позицией: 3 – за 1 место, 2 – за 2 и 1 – за 3. Финальный квалификационный раунд назывался раундом Чемпионата и предполагал от 7 до 10 заездов – пока не будет определено 16 сильнейших гонщиков, которые и отправятся в Уэмбли на финал Чемпионата Мира. Финал строился примерно по тому же принципу: каждый из 4 гонщиков совершал по 5 заездов, таким образом встречаясь с каждым из своих соперников и набирая очки.
В таком формате ЧМ, причем практически без изменений, просуществовал до наших дней – до 1994 года. Тогда как в других дисциплинах правила и классы менялись под давлением прогресса, делавшим мотоциклы все более мощными и маневренными. Главным изменением здесь была смена организатора, да и то весьма условная: в 1955 году за организацию взялась FIM – организация, пришедшая на смену действовавшей ранее FICM. Однако в 1995 все сильно изменилось.
Ввиду огромного количества участников из разных стран с этого года соревнования стали проходить в формате Мировой серии Гран-При, примерно таком же, какой на тот момент использовался в «Формуле 1» или MotoGP. При этом в каждом отдельном заезде все еще использовалась старая система начисления очков с одним нововведением. Четверка лидеров с максимальным количеством очков теперь соревновалась друг с другом за звание чемпиона Гран-При. По результатам финала этапа каждый гонщик получал дополнительные очки в соответствии с занятым местом: 25 – победитель, 18, 16, 14 и так далее – остальные гонщики. Однако в 2007 система начисления дополнительных очков была отменена, стали учитываться лишь «реальные» результаты гонок.
Сейчас в Гран-При принимают участие 16 гонщиков, половина из которых – 8 спортсменов-лидеров прошлого Чемпионата. 3 участника отбирается в отборочных турах, 4 получают «Дикие карты» и еще один, последний, назначается BSI (современный организатор ЧМ по спидвею, действующий по договору с FIM) для привлечения дополнительного внимания со стороны зрителей. Обычно это известный спортсмен, представляющий страну, где проходит этап серии.
Весьма интересно, что в отличие от других дисциплин и соревнований, Чемпионат Мира по спидвею не делится на дополнительные классы и проводится исключительно в личном зачете. Соответственно, победителю серии Гран-При присваивается звание Чемпиона мира.
К большому сожалению, российским спортсменам пока ни разу не удалось завоевать его, однако одного отечественного спидвеиста в этом плане отметить определенно стоит. Речь, конечно же, об Эмиле Сайфутдинове, который дважды (в 2009 и 2019) становился бронзовым призером ЧМ по спидвею.
И последнее примечание: в дополнение к «взрослому» Чемпионату также проводится Личный Чемпионат мира по спидвею среди юниоров, в котором могут принимать участие гонщики до 21 года. Он также организуется FIM, но в сравнении со «старшим братом», гораздо более молод – он существует лишь с 1977 и к сегодняшнему дню также превратился из однодневного финального заезда в полноценную серию из 3-4 событий. К слову, Эмиль Сайфутдинов отметился и в нем, причем, добившись настоящей победы и не один, а два раза подряд – в 2007 и 2008 годах.
Ралли-гонки
Это изнурительный высокопрофессиональный и достаточно эффектный вид спорта для знающих людей. Гонщик должен обладать высочайшим мастерством, чтобы в любую погоду и в дождь и в снег, по шоссе ли или по грунтовке, в лесу или в пустыне вести свой раллийный автомобиль к финишу.
Важным фактором распространенности и популярности авторалли в некоторых странах мира, например, в той же Финляндии, является как-раз то, что многие раллийные автомобили были созданы и собраны на основе серийных автомоделей, которые вы можете в любое время приобрести при наличии у вас денежных средств или тех же умений создать свой собственный раллийный болид. Не обязательно создавать супердорогой и очень быстрый автомобиль спорткар. Авторалли имеют множество категорий в которые входят также и любительские гонки на машинах. К примеру, в раллийных гонках третьей категории (любительские соревнования) вообще не нужно переделывать автомобиль, в этих соревнования могут участвовать обычные автомашины.
Многие автопроизводители используют такие раллийные гонки для саморекламы своих самых передовых, быстрых и проворных автомобилей. Поэтому заезды профессиональных команд всегда отличаются своей зрелищностью и иногда находятся за гранью фантастики.
Такие заезды проходят, как правило, на закрытых участках реальных существующих дорог, большинство из которых просто укатанные грунтовки. Ралли по совокупности своих факторов являются одними из самых сложных видов автоспорта. Гоночная сессия может проходить и длиться несколько дней вне зависимости от погодных условий.
Болельщики, что присутствуют на соревнованиях, находятся так близко к происходящему действию, как это только возможно. Иногда они даже попадают под колеса этих гоночных автомобилей. Неправда ли друзья, звучит экстремально и захватывающе, не так ли?
Мотоциклы
Поскольку мототриал серьезно отличается от других дисциплин, мотоциклы для участия в нем также нужны специальные. При определенной внешней схожести с кроссовыми или эндуро-байками, мотоциклы для триала имеют достаточно весомые конструктивные отличия:
- отсутствие седла в привычном понимании – трасса преодолевается стоя, поэтому оно фактически не нужно, но при езде на дальние дистанции может использоваться накладное седло,
- заниженный центр тяжести для лучшей балансировки,
- облегченный 2-тактовый двигатель объемом 250-280 см3,
- максимально облегченная конструкция – общий вес порядка 80 кг,
- короткая колесная база,
- особая настройка КПП – скорость первой передачи других мотоциклов здесь развивается только на четвертой, при этом разрыв максмальных значений на первых трех передачах минимален,
- повышенный крутящий момент на низких оборотах, позволяющий совершать резкие рывки,
- подвеска – передняя телескопическая вилка и задний моноамортизатор без прогрессии с уменьшенным ходом,
- подвеска мягкая, эффективно гасящая удары от приземления,
- небольшой бензобак (примерно до 3 л) для облегчения конструкции,
- специальные «цепкие» шины с небольшим давлением, расширяющим площадь контакта колеса с поверхностью,
- чувствительный и надежный тормоз.
Триальные модели практически с самого расцвета дисциплины выпускаются серийно. Среди ведущих производителей можно выделить уже упомянутую в материале о мотоболе испанскую компанию Gas Gas; испанско-японскую Montesa, поддерживаемую Honda; испано-французскую Sherco; испанскую Ossa и самого старого из всех, зародившегося еще в 1904 году, итальянского производителя Beta.
Чемпионат мира и Supermoto S1GP
Главнейшим в списке соревнований мог бы оказаться Guidon d’Or – гонка «Золотой Руль», проводимая во Франции практически с самого начала становления супермото в качестве официального вида спорта, однако в 2005 году по каким-то причинам она завершилась. Так на место лидера вышел Чемпионат мира по Супермото, который позже получил название FIM Supermoto S1GP. На самом деле, он стал проводиться несколько раньше – с 2002 года, когда первым официальным чемпионом мира стал французский мотоциклист Тьерри Ван Ден Бош. К слову, уже в тот момент организацией занималась сама FIM.
Изначально ЧМ существовал в виде одного класса – к участию допускались мотоциклы с 2 и 4-тактными двигателями объемом до 750 см3, но в 2004 появился дополнительный класс, получивший название S2. Он отделил от основной массы менее мощных участников:
- 2-тактные мотоциклы с двигателем 175-250 см3,
- 4-тактные 290-450 см3.
В 2006 году регламент соревнований был пересмотрен, причем весьма интересным способом. Во-первых, на всех мотоциклах теперь мог устанавливаться только один тип шин – Dunlop. А во-вторых, со следующего сезона, названия классов поменялись местами, и теперь «главными» в соревновании стали менее мощные мотоциклы. Но и в таком виде ЧМ просуществовал не очень долго. В 2010 году от класса S2 было решено отказаться. Регламент S1 серьезных изменений практически не претерпел, разве что производителем шин теперь стал Goldentyre.
В итоге чемпионат мира по супермото стал именоваться FIM Supermoto S1GP. Название стало отражать актуальный формат проведения – серию гран-при в разных странах. Изначально он включал 7 отдельных этапов, но в отдельные годы их количество падало до 6, а в 2020 и вовсе до 3. В этом сезоне S1GP стартует с 14 апреля этапом в Ломбардии, а закончится в октябре в Гибралтаре.
Технические ограничения
- Правило борьбы в личных интересах исключает возможность атаковать члена своей команды.
- Запрет на атаку зубами, мыском обуви, плевками в глаза, закрытыми кулачными ударами.
- Любой реслер может перейти в атаку в любое время и в любом месте.
- Хватание за канат в момент принятия удара, а также удержание требует остановки приема. Сразу после отхода атакующего бойца производится судейский отсчет, а нападающий может быть дисквалифицирован. Исключение – прыжок на канат для проведения дальнейшей атаки.
- Ничья возможна при обоюдном нокауте или обоюдной дисквалификации бойцов.
- Отменить запланированный спарринг считается возможным исключительно при невозможности определения победителя боя.
Главные соревнования по супермото в России
С учетом общей молодости дисциплины, говорить о ее развитии в СССР просто невозможно: едва ли Партия воспринимала локальные французские соревнования на самодельных мотоциклах всерьез и раздумывала над участием в них отечественных спортсменов. В 90-х годах российским мотолюбителям так же было не до них – в этот период с большим трудом развивались даже основные направления вроде шоссейно-кольцевых мотогонок, поэтому расцвет супермото в России пришелся примерно на тот же период, что и его возвращение в США – на нулевые. Старт развития супермото, как вполне себе официальной дисциплины, состоялся примерно в 2005 году – именно тогда прошли первые в стране официальные соревнования. Ими стало Открытое первенство Москвы, положившее начало «официальному» существованию дисциплины в России. Но на нем развитие не закончилось. Первенство затем превратилось в Кубок Москвы, потом преобразовалась во Всероссийскую гоночную серию и, наконец, вылилось в создание полноценного многоэтапного национального чемпионата.
Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень
Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.
В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.
Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.
Чемпионат мира по мас-рестлингу
Четвертый раз чемпионат по мас-рестлингу демонстрируется на общеизвестном спортивном и культурном фестивале Арнольда Шварценеггера. Теперь уверенно можно сказать — перетягивание палок заняло свое место на американской земле и пустил там корни. Площадка мас-рестлинга неизменно находится на ведущей сцене «ЭКСПО», где выступают лучшие культуристы и фавориты стронгмена Одда Хогена. Именно от него Арнольд Шварценеггер впервые узнал о мас-рестлинге. И именно этот 67-летний викинг из Норвегии и ветеран силового экстрима стал лидером движения мас-рестлинга в США.
Чемпионат мира «Мас-рестлинг 2017» проходил в США, в штате Огайо, в городе Коламбус, 2 — 4 марта этого года. Турниры проводились в личном зачете, участвовали 30 мужчин и 16 женщин сборной России, в абсолютной весовой категории в мас-рестлинге, с традиционным правилом до двух поражений. Медали чемпионата разделили четыре странами: Грузия и Узбекистан – по 1 золотой медали; Россия – 2 серебряных, 1 бронзовая медаль; США – 1 бронзовая медаль. Абсолютным чемпионом 2017 года стал Звиад Каждая из Грузии, второе место — наш Виктор Колибабчук. Чемпионка России 2016 года Туйаара Орлова стала второй среди женщин, отдав победу Гуреевой Олесе из Узбекистана.
По свидетельствам очевидцев, площадка мас-рестлинга пользовалась огромной популярностью. Попробовать силы в перетягивании палки могли все желающие во время мастер-классов. Каждому вручался якутский сувенир, что не может не способствовать популяризации этого вида спорта и России в целом.
Четвертый год площадку неизменно посещает Арнольд Шварценеггер, не скрывая своего восхищения данным спортом. Посещение якутской площадки с завидным постоянством восхищает любителей данного спорта и удивляет представителей других, к которым Арнольд подходит по условиям, прописанным в контракте.
Чад Кларк, тренер США по мас-рестлингу, отметил, что будущее у этого вида спорта исключительно светлое, и он является праздником силы, который объединяет друзей со всего света.
Все зрители отмечали исключительную красочность, динамичность и зрелищность поединков. Именно из-за быстроты окончания поединка, при видимом напряжении и соперничестве, мас-рестлинг неизменно собирает толпы зрителей.
Соревнования
В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.
Первый чемпионат мира по эгидой МФМС состоялся в 1966 году. С 1979 года проводится и командный чемпионат мира по спидвею на льду.
Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.
Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.
4.1. Соревнования в СССР и России
Первые чемпионаты СССР и России по спидвею на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.
Кросс-кантри ралли
Трассы кросс-кантри ралли обычно пролегают по огромным открытым пространствам, что дает участникам практически полную свободу выбора скоростного режима движения
Фактически, единственным ограничением здесь выступает осторожность спортсмена и его умение одновременно следить за дорогой и приборами, поскольку трассу приходится разведывать прямо по ходу гонки. Вопреки этим трудностям средняя скорость движения здесь все равно практически вдвое выше, чем на соревнованиях по мотокроссу – порядка 140 км/ч, а максимальные показатели на наиболее простых участках могут достигать 160-165 км/ч. Но стоит понимать, что попытки двигаться на пределе возможностей могут оказаться для участника фатальными – всего одного препятствия на трассе будет достаточно, чтобы сойти с дистанции, повредив технику или получив серьезную травму
Но стоит понимать, что попытки двигаться на пределе возможностей могут оказаться для участника фатальными – всего одного препятствия на трассе будет достаточно, чтобы сойти с дистанции, повредив технику или получив серьезную травму.
Виды ставок на спидвей
Несмотря на максимальную простоту этого вида мотоспорта, некоторые букмекерские конторы дают достаточно широкую роспись событий для ставок на спидвей.
Ставка на победителя заезда — самая простая и популярная среди любителей спидвея. В данном случае надо лишь предугадать, кто из участников гонки придет к финишу первым. При этом в спидвее возможен ничейный результат, о чем следует помнить, делая ставку.
Ставки на победителя в серии заездов, а также на точный счет и преимущество в счете. Для расчета таких пари подсчитывают очки по результатам всех заездов соревнования.
Кто выше — классическая ставка для дистанционных спортивных дисциплин. В этом случае необходимо предсказать, кто из участников займет более высокое место по итогам гонки.
Ставка на самый быстрый круг — популярный вид пари для скоростных спортивных дисциплин. Требуется заранее назвать гонщика, которому будет принадлежать рекорд гонки по самому быстрому прохождению круга.
Ставка с форой, в которой вы предугадываете, с каким временным отрывом лидер опередит ближайшего преследователя (или с каким отрывом может отстать преследователь). Причем форы предлагаются как с целыми секундами, так и с десятыми долями секунды. Можно поставить как с минусовой форой на лидера (подразумевает заведомое преимущество), так и с плюсовой форой на тех, кто уступит победителю заезда (подразумевает допустимое отставание).
Подробнее о ставках с форой
Долгосрочные ставки на победителя соревнований. Например, на победителя Кубка мира по итогам сезона.
Некоторые букмекеры предлагают поставить на то, сколько участников сумеют закончить гонку. Чем ниже мастерство участников, тем больше шансов на то, что они сойдут с дистанции из-за падения, или их снимут с гонки из-за слишком низкой скорости.
Большинство пари заключают до старта заездов, но есть возможность сделать ставку на спидвей в режиме онлайн. Хотя из-за скоротечности отдельной гонки такой возможностью пользуются редко.