Велозащита
Повреждений избежать не получится. Приобретите защиту для коленей, голеней, рук, ног и головы – для спасения от травм при падениях. Детская велозащита выполняет те же функции, что и защита для взрослого. Она бывает дешевой, но это не влияет на её защитные свойства.
Большинство новичков считают, что велоперчатки не несут практической пользы. Но они:
- оберегают от ссадин и повреждений при падении. Вы падаете с вытянутыми руками, и часть повреждений приходится именно на ладони;
- защищают от мозолей. Жара, пот, длительная поездка – факторы появления мозолей. Приобретение велоперчатки защищает от последствий этих явлений;
- предотвращают защемление нервов. Велоперчатки помогают спастись от онемения в руках;
- помогают держать хватку. Потные ладони будут скользить. От этого увеличивается вероятность аварий и травм при занятиях велоспортом.
Фото 10. Велотуфли Gaerne G.Kobra Carbon White дают качественное сцепление во влажных условиях и дают ноге дышать
Первым делом определитесь с длиной перчаток. В коротких удобнее кататься в жару. Длинные эффективнее оберегают от травм. Если вы упадёте, то повредите материал перчаток, а не обе ладони
Обратите внимание, перчатки не будут растягиваться со временем. Руки меняют объемы в течение дня по множеству причин
Из-за этого покупайте перчатки утром или вечером – время, когда чаще наблюдается такой эффект.
При выборе обратит внимание на то, чтобы перчатки были удобными, не пережимали ладони, но и спадать с рук они не должны. Если вы собираетесь кататься в зимнее время года, то берите отдельные перчатки на размер больше
Дело в том, что зимы в странах производителей отличаются от отечественных зим. Велолюбители не раз жаловались на то, что руки замерзают. Купите перчатки побольше, а под них наденете обычные перчатки
Если вы собираетесь кататься в зимнее время года, то берите отдельные перчатки на размер больше. Дело в том, что зимы в странах производителей отличаются от отечественных зим. Велолюбители не раз жаловались на то, что руки замерзают. Купите перчатки побольше, а под них наденете обычные перчатки.
Дорогие модели перчаток оснащаются:
- светоотражающими элементами. При взмахе рукой (так показывают поворот) стрелочки на перчатках загораются жёлтым или красным;
- гелевыми вставками. Они уменьшают нагрузку на руки. Большинство профессиональных велоспортсменов выбирают именно такие перчатки.
Фото 11. Велоочки Mighty Iridium Black из поликарбоната защищают от дорожной пыли и ослепления фарами
Тонкости выбора велосипедного шлема:
- наличие защитных элементов (светоотражающие частицы, крепятся сзади);
- тонкая сетка, которая помогает избежать попадания в отверстия шлема насекомых тем, кто предпочитает ездить в лесу или парке;
- присутствие креплений. Перед покупкой убедитесь, что они работают и выглядят крепкими.
При покупке велоочков учитывайте такие моменты:
Очки из пластика не повредят глаза при падении или столкновении. Такой материал гибкий, а часть оправы очков изготавливают из резины хорошего качества. Велосипедные очки прилегают к коже, но линзы не «врезаются» в лицо и глаза
Вентиляция – это важно, но помните, что под свободные очки будут залетать дорожная пыль и насекомые. Оправа только сверху – с других сторон её быть не должно, это ограничивает обзор
Очки спасают от ослепления фарами, справлются с бликами.
Если у вас есть проблемы со зрением, то очки выбираются их учетом. Обсудите этот момент с продавцом – он поможет подобрать велоочки с особыми линзами. Помните, что в обыкновенных очках кататься опасно.
Модель шлема | Характеристика |
Specialized Dissident | Профессиональный шлем для наиболее сложных трасс, даунхилла и кросс-кантри. Цена – около 350 $. Легкий, оснащен вентиляционной сеткой и выдвижными язычками, которые фиксируют голову при снятии шлема в случае травм. |
Giro Remedy FF | Подходит для горных велосипедных дисциплин. Легкий стекловолоконный каркас, вентиляция, съемный козырек, сменные накладки для щек. |
Specialized Vice | Подойдет для самой жаркой погоды, углублен по бокам и сзади. Цена – 85 $. |
SixSixOne Recon Stealth | Имеет удлиненный профиль в задней части и литой поликарбонатный каркас. Бюджетный вариант для сложных велодисциплин. |
Bell Faction Multi-Sport | Классической формы, бюджетный, доступный в различных цветовых гаммах. Понравится начинающим осваивать горные велосипед. Наружное покрытие – ABS пластик, внутренне – двойной пеноматериал. |
Обзорная таблица популярных шлемов для езды на горном велосипеде
Дополнительное снаряжение
Что ещё может понадобиться в поездке? Это, конечно же, велосипедные аксессуары. Мы советуем иметь при себе:
- велокомпьютер, который покажет вам преодолённое расстояние, затраченное время и текущую/среднюю скорость
- велозамок
- небольшую велосумку на раму или под седло
- передние и задние велофонари для безопасности на дороге в тёмное время суток
- насос и велоаптечку, куда входят запасная камера, клей, заплатки и другие инструменты для ремонта повреждённой камеры
- мультитул с ключами для необходимой регулировки велосипеда (например, изменение высоты седла)
- флягодержатель и бутылку с водой либо изотоником.
О других полезных и интересных мелочах читайте в материале 16 аксессуаров для велосипедистов
Размер колес и другие важные параметры
Существует 4 типа колес — 24, 26, 28 и 29 дюймов. Если у вас небольшой рост, ваш выбор 24 и 26-дюймовые колеса.
При этом 26-дюймовые считаются самыми распространенными.
28-дюймовые облегчают поездки в гору и увеличивают скорость передвижения, пользуются спросом среди спортсменов с большим весом. Такими чаще комплектуют горные велосипеды.
Обращайте внимание на детали
Если хотите, чтобы двухколесный друг прослужил максимально долго, особое внимание уделите материалам, из которых он изготовлен. Самые недорогие, травмоопасные и тяжелые сделаны из стали. Легкие и качественные — из стекловолокна и алюминия с использованием карбона
Внимательнее присмотритесь к байкам на основе магниевого сплава
Легкие и качественные — из стекловолокна и алюминия с использованием карбона. Внимательнее присмотритесь к байкам на основе магниевого сплава
Самые недорогие, травмоопасные и тяжелые сделаны из стали. Легкие и качественные — из стекловолокна и алюминия с использованием карбона. Внимательнее присмотритесь к байкам на основе магниевого сплава.
Необходимо обратить внимание на тормоза — дисковые гидравлические и механические, ободные. Первые два типа тормозят увереннее и с меньшим усилием, но при этом сложно заменяются при поломке. Гидравлические находятся в самой высокой ценовой политике
Гидравлические находятся в самой высокой ценовой политике.
А вот ободные — доступны в цене, легки в замене и не требуют чрезмерных усилий для остановки.
Цена и качество не всегда одно и то же
3 (самых распространенных) типа электробайков
Для начала определимся с терминами. Электрический велосипед, или на зарубежный манер «ebike», – это любой велосипед, у которого есть электрический двигатель. Существует три основных класса электробайков:
Велосипеды с педальным приводом. За рубежом данный тип велосипеда называют «pedelecs», у нас они получили название «велосипеды с кареточным типом привода», или велосипеды с системой помощи при педалировании. Электрический ассистент (электродвигатель) на этих велосипедах активируется при помощи педалей. Принцип работы системы связан с вращением педалей, ввиду чего электромотор активируется нажатием на педали во время педалирования. Электромотор как бы выступает помощником, облегчающим движение, поскольку идущая от электродвигателя мощность пропорциональна.
В разных странах мощность мотора законодательно ограничивается и не заходит за определенные рамки, что продиктовано требованиями Правил дорожного движения и безопасностью.
Так, в России электровелосипедом будет являться техника с мотором мощностью до 250 ватт. Все, что выше – это уже мопед и далее по списку, вплоть до полноценных мотоциклов. В других странах, например США, мощность электрического мотора будет ограничена уже 750 ваттами, что по сравнению с нашим законодательством соответствует классу мопедов. Максимальная скорость обычно ограничивается в районе 30 км/ч. Опять же, ввиду вопроса безопасности, стоковые машинки в основном не будут превышать этого значения. Впрочем, всегда в любом правиле найдется исключение: market.yandex.ru
Power on demand (управление дросселем мотор-колеса): система электрического привода на этих велосипедах, изредка совмещенная, активируется как при помощи педалирования вместе с возможностью включения электромотора дросселем, так и, чаще всего, исключительно с помощью дроссельной рукоятки – схожей с той, которая устанавливается на мотоциклах (например, при помощи кнопки или вращающегося триггера).
Этот вид электробайков имеет те же максимальную скорость и ограничения по мощности двигателя, что и велосипеды первого типа, но поскольку вам не требуется крутить педали для включения двигателя, велосипеды с системой дроссельного типа могут быть ограничены в эксплуатации в зависимости от рельефа местности – если у вас гористая местность, этот вид велосипеда может вам не подойти.
«Speed pedelecs»: аналогичные по типу работы привода велосипеды, как в первом рассмотренном случае, однако благодаря более мощным моторам позволяют достигать скоростей свыше 40 км/ч. Встречаются такие велосипеды в продаже редко и находятся под законодательным запретом в большинстве стран мира как велотранспорт, поскольку подпадают под классификацию полноценных мопедов со всеми вытекающими из этого обязанностями: необходимость получать водительское удостоверение (любой другой открытой категории прав, A, B и т. д.) или временное разрешение на право управления ТС, регистрация электротранспорта в ГИБДД. В общем, лишние телодвижения, которые отобьют желание у обычного велосипедиста приобретать такого рода велосипед – легче просто скутер купить.
Также электробайки различаются по типу привода. Есть переднеприводные, заднеприводные и полноприводные, в зависимости от того, где установлен электромотор.
Итак, месяц езды на электробайке показал следующие плюсы и минусы e-baik’ов
Плюсы электровелосипедов
Какие существуют типы велообуви
Велообувь можно разделить на типы:
Все они традиционно снабжены жесткой, негнущейся подошвой и разделяются на подошвы под «контакты» или без «контактов», они могут снабжены традиционными шнурками либо липучками или системой шнуровки со специальным роликом.
Шоссейная обувь
Это легкие туфли, у которых прочная и жесткая подошва и хорошее вентилирование. Подошвы для такого типа катания делают гладкими.
Особенностью указанного вида велотуфлей является наличие очень жесткой подошвы, которая помогает передавать импульсивные воздействия к педалям, что повышает уровень педалирования.
Эта обувь не подойдет для долгих прогулок пешком, потому что совсем не гнется. Нога быстро устанет во время ходьбы. Примечательно, что дорогостоящие модели имеют в составе подошвы высокопрочное волокно из карбонового материала.
Важно учитывать, что использование контактных туфлей предполагает применение и соответствующих контактных педалей
Обувь для езды на горном велосипеде
У этого вида велообуви подошвы также достаточно жесткие, но они более гибкие, чтобы осуществлять полноценное сцепление в процессе ходьбы. Рифление на протекторах позволяет проходить некоторые участки пешком, ведя велосипед рядом с собой, либо тащить его на себе.
В большинстве моделей шипы утоплены внутрь подошвы для облегчения ходьбы. Такой тип обуви более всего подходит ездокам на ситибайках и гибридах. Использование такого вида обуви предусмотрено в наборе с соответствующим видом педалей.
Велообувь для городских велосипедов
Прогулочные поездки на ситибайках или тренировки в зале предполагают использование обуви, которая сочетает в себе обычные кроссовки и велосипедные туфли.
У этого типа велообуви подошва снабжена утапливаемыми шипами для того, чтобы было удобно ходить. Совместима такая обувь и с педалями контактного типа.
Для этого в их подошве есть отверстия, позволяющие крепить шипы для надежного сцепления с педалями
Важно знать, что шипы продаются в комплекте не с обувью, а с педалями
Существует следующие виды систем крепления:
- SPD-система (Shimano Pedaling Dynamics) – это система, у которой два отверстия.
Такая система очень распространена во всех видах велообуви, получила положительные отзывы и рекомендации пользователей. При этом цена соответствует уровню качества, которое предложено производителем.
Look-система с тремя отверстиями на наружной стороне подошвы.
Рекомендуется такой вид обуви для использования на шоссейных велосипедах. Гарантирует высокий уровень фиксации с минимальной потерей при передаче энергии.
Наличие карманов и дополнительные функции
При выборе рюкзака для походов и путешествий особое внимание нужно уделить наличию карманов и прочих дополнительных фишек, которые смогут значительно упростить вашу жизнь в горах
Клапан — верхний фиксатор, который дает доступ к основному отделу. Этот элемент необходим для защиты вещей от влаги и уменьшения объема рюкзака.
Дополнительные карманы — мелкая, но очень удобная деталь, которая обязательно не раз выручит вас в походе. Располагаются на основном цилиндре рюкзака, в клапане и в набедренном поясе. Главная их функция – быстрый доступ до карты, компаса, воды и других мелких аксессуаров.
Кроме этого, популярны модели с разделением на две секции или доступом в нижний отдел рюкзака: для удобного извлечения спальника или котлов.
Компрессионные стропы – находятся по бокам основного отдела. С их помощью уменьшается объем рюкзака и дополнительно закрепляется снаряжение (треккинговые палки, каремат или палатка).
Внешние крепления и петли – используются для крепления альпинистского снаряжения: карабинов, ледоруба, кошек и веревок. Такие рюкзаки называются «штурмовые» или «альпинистские». Некоторые модели оснащены специальными креплениями для лыж, сноуборда и лавинного снаряжения.
Радиальный рюкзак — в некоторых моделях «made in Ukraine» — Fram Equipment и Turbat – клапан или внешний карман отстегивается и может выполнять функцию маленького рюкзака для радиальных выходов на соседние вершины. У заграничных производителей я такого не встречал.
Rain-cover – известные бренды не ленятся добавлять к своему рюкзаку защиту от дождя. Представляет собой кусок водоотталкивающего материала по размеру рюкзака, который легко прячется в маленький карман. В бюджетных моделях встречается реже, но докупить его нужно обязательно!
Чем велоформа лучше обычной одежды?
Конечно, в обтягивающей форме вы не сложите в карман мобильник и другие важные вещи, но плюсов у ношения велосипедной формы – огромное количество.
- Велофутболка (джерси). Чем сильнее двигаешься, тем сильнее потеешь. Футболки из полиэстера быстро впитывают и испаряют влагу. При умеренной езде и лёгком ветре в велоформе грудь велосипедиста всегда останется сухой. Правда, как сделать так, чтобы и спина успевала сохнуть раньше, чем запотеет, разработчики формы пока не придумали.
- Очки и шлем. Во-первых, эти элементы формы отличат тебя от спортсменов других видов. Очки обладают солнцезащитным эффектом, а также берегут глаза от попадания пыли, мусора. Особенно актуально носить велоочки при езде по гравию или в колонне велосипедистов.
- Перчатки. Помните, как после первой велопрогулки натёрли мозоли на внешней стороне указательного пальца? В перчатках бы такого не случилось. В велоперчатках руль не натирает, потные руки не соскальзывают с управления. К тому же, строение перчаток перераспределяет нагрузку на кисти, после долгой поездки они не будут болеть.
Полезные советы:
При выборе формы для велоезды обращайте внимание не только на размер модели, но и на её ростовку.
Носите вместе с формой велозащиту: шлем, наколенники, налокотники
Стирайте форму пару раз в неделю, если выезжаете на велосипеде каждый день. Для удобства «нижних» элементов формы (трусы, майка, шорты) должно быть несколько комплектов.
Не носите форму, которая вам что-то режет. Одежда для велосипеда должна облегать, но не утягивать.
Материал велообуви
Подошва состоит из композита, не обязательно карбоновым. Главное в выборе обуви – твёрдость и жёсткость. Верх обувки чаще изготавливается из искусственной кожи. Производители контролируют, чтобы нога проветривалась, а воздух не застаивался. От дождя и снега используйте велобахилы. Помните про жёсткую подошву и эффект передачи.
Производители велообуви контроллируют качество своих кроссовок, из-за чего обувь такая дорогая. Не гонитесь за ценой – подберите то, что вам по душе. Обувь для катания на велосипеде априори не может быть дешёвой.
Фото 9. Велосипедные штаны с подтяжками (велорейтузами) Castelli со сглаженными внутренними швами и светотражающими элементами
Велошорты
Предмет особенной любви всех «консерваторов» – велошорты. Они же «шорты с памперсом» или велотрусы. Специализированные модели появились изначально для шоссейных гонок на соответствующих велосипедах, но сейчас используются и в кросс-кантри.
Хотя этот элемент и вызывает улыбку, «памперс» – ключевая часть велотрусов, которая отвечает за амортизацию ударов седла и отведение влаги от одного из проблемных мест велосипедиста – между ног постоянно происходит трение и скапливается пот, который требуется отводить.
Важные факторы, когда выбираются велосипедные шорты:
- Наличие и качество исполнения «памперса».
- Конструкция амортизационных силиконовых вставок – желательно, чтобы они не только были, но и были разделены на несколько сегментов – так достигается наибольший амортизирующий эффект.
- Прилегание штанин – они защищают ногу от натирания и не должны двигаться.
- Резинка на талии или «подтяжки» для закрепления на плечи – шорты не должны двигаться или сползать во время использования.
Выдача спортивной экипировки
Спортивная экипировка в индивидуальное пользование выдается (п. 3.2 Рекомендаций N 190/л):
- спортсменам, проходящим подготовку в соответствующих группах согласно уровню их квалификации;
- учащимся спортивных школ и клубов физической подготовки всех типов и видов;
- студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования, готовящим кадры специалистов для физической культуры и спорта;
- тренерам-преподавателям, преподавателям физической культуры, руководителям физического воспитания.
В силу п. 3.3 Рекомендаций N 190/л решение о выдаче в индивидуальное или коллективное пользование тех или иных предметов спортивной экипировки (в зависимости от фактического наличия предметов) и сроках их возврата принимает руководитель учреждения по представлению ответственных специалистов. Для этого в каждом учреждении должен быть издан приказ, где поименованы должностные лица, которые вправе подавать на склад требования с указанием предметов спортивной экипировки и резолюцией руководителя учреждения.
По правилам бухгалтерского учета все выдаваемые в пользование изделия должны быть промаркированы штампом учреждения. Для соблюдения требований о маркировке предметов спортивной экипировки рекомендуется использовать современные формы отличия – логотипы учреждений.
Фактическая выдача предметов спортивной экипировки должна быть зафиксирована в документах складского учета с указанием даты выдачи, основания для выдачи, фамилии получателя, подписи в получении. В случае выдачи предметов спортивной экипировки тренеру или другому ответственному лицу для последующей выдачи членам команды составляется ведомость, в которой расписываются лица, получившие имущество в индивидуальное пользование. Аналогичные записи осуществляются при возврате имущества (п. 3.4 Рекомендаций N 190/л).
По истечении сроков эксплуатации в связи с выбытием из организации или длительными (свыше трех месяцев) перерывами в учебно-тренировочной деятельности лица, получившие спортивную экипировку в пользование, обязаны ее возвратить выдавшей организации (п. 3.5 Рекомендаций N 190/л).
Сроки эксплуатации спортивной экипировки установлены в перечнях обеспечения (в годах). Они зависят от режима учебно-тренировочного процесса, уровня подготовки и исчисляются с момента фактической выдачи в пользование. Установленные сроки эксплуатации могут изменяться в случае непреднамеренного повреждения спортивной экипировки в результате тренировочной или соревновательной деятельности, не позволяющего ее дальнейшую эксплуатацию (п. 3.6 Рекомендаций N 190/л).
В соответствии с п. 3.7 Рекомендаций N 190/л степень износа предметов спортивной экипировки, предложения об их дальнейшей эксплуатации, реализации по оценочной стоимости, передаче в собственность лицам, в чьем пользовании они находились в период эксплуатации, или о списании определяет постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Списание оформляется актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
Согласно п. 3.8 Рекомендаций N 190/л спортивная одежда, обувь, аксессуары и инвентарь по истечении сроков эксплуатации или изменения условий эксплуатации могут быть реализованы или переданы в собственность спортсменам, тренерам и другим участникам спортивно-образовательного процесса. С оценочной стоимости безвозмездно переданного в собственность имущества должен быть удержан НДФЛ по ставке 13% (ст. 211 НК РФ).
Обратите внимание! Операции по выдаче и возврату спортивной экипировки несовершеннолетними спортсменами осуществляются с согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 3.9 Рекомендаций N 190/л)
Минусы
- Масса. Специфические колеса имеют большой вес, порой достигающий до 4-х килограмм. Соответственно таких для тяжелых колес и сама рама должна быть укрепленной, что тоже влияет на массу велосипеда. Бывают экземпляры массой 20 килограмм. Тут уже ничего не поделаешь. Такой велосипед вряд ли подойдет для лиц женского пола, им попросту не хватит сил для передвижения и управления таким транспортным средством. К тому же избыточная масса приносит немало хлопот, если велосипед требуется куда-то переносить или ставить, к примеру, на балкон.
- Стоимость. За хорошее приходится платить. Даже китайская подделка намного дороже горных велосипедов. Более менее качественные и надежные экземпляры имеют ценник, начинающийся с 40000 рублей, а более профессиональные или какие-нибудь электрофэтбайки могут обойтись и в 200000 рублей.
- Расходы. Обслуживание. Ремонт. При регулярных поездках стоит приготовиться к тому, что ваш байк будет требовать вложений. А если вам вдруг задумается путешествовать на нем, то следует не забыть взять с собой запасные комплектующие. Фэтбайки требуют особый подход к обслуживанию в меру своей специфичности. При серьезной поломке вы получите головную боль по поводу где и как починить свой велосипед. Большинство мастерских еще плохо разбираются в новом транспорте, поэтому будьте готовы, что можете получить очередной отказ в ремонте, придя к новому мастеру.
Какой должна быть ширина и форма седла?
Ширина седла должна соответствовать размеру таза. Слишком узкое седло может давить на внутренние органы и доставлять дискомфорт при езде. В тоже время оно должно быть не слишком широким и не слишком длинным, чтобы равномерно распределять вес тела во время езды.
Нос седла (передняя сужающаяся часть) также не должен быть слишком широким, иначе вам будет некомфортно крутить педали, материал сиденья будет натирать бедра. За поездки в течение дня велосипедист может накрутить до 30 тысяч оборотов педалями, поэтому для длительных поездок лучше выбирать седла с максимально узким носом.
Форма седла должна соответствовать вашим анатомическим особенностям. В этом случае не нарушается кровоток в мягких тканях, давление распределяется равномерно. Максимально комфортные в этом отношении – так называемые седла с анатомическим профилем поверхности.