Фехтование. Виды и правила. Снаряжение и особенности

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создает необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифленую поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, острие.

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Острие – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары острием, во избежание поломки оружия.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жесткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнется… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Методы

Клинок

Девять классических парирований составляют базовую работу клинка. Первое парирование, которое изучает большинство фехтовальщиков, – это четверка , известная как «парирование четверки». Парирование названо в честь линии, которую они защищают от атаки: четвертое парирование защитит четвертую линию, которая является верхней внутренней линией. Атакующая работа с клинком состоит из различных способов нанесения ударов по противнику. Прямая атака – это прямое продолжение к действительной цели. Поскольку от него легко защититься, фехтовальщики часто используют многочисленные финты, чтобы заставить своего противника парировать, а затем уходят из боя вокруг лезвия. В качестве подготовки к атаке фехтовальщики могут выполнить приземление или атаку по клинку. Это включает в себя простой удар , резкий удар по лезвию противника и более сложное связывание , в котором фехтовальщик заставляет лезвие противника переместиться на другую линию.

Работа ног

Положение выпада справа, показывающее, на сколько большего расстояния можно достичь в стойке с упором

В фехтовании очень многое зависит от того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Фехтовальщики постоянно маневрируют в пределах досягаемости друг друга, ускоряются, замедляются, меняют направление и так далее. Все это нужно делать с минимальными усилиями и максимальной грацией, что делает работу ног, возможно, наиболее важным аспектом режима тренировок фехтовальщика. В современном спортивном фехтовании защита движением ног обычно принимает форму движения либо прямо от вашего противника, либо прямо к нему.

Самый распространенный способ атаки в фехтовании – выпад , когда фехтовальщик вытягивает переднюю ногу и выпрямляет заднюю ногу. Этот маневр имеет то преимущество, что позволяет фехтовальщику сохранять равновесие, преодолевая гораздо большее расстояние, чем за один шаг, но при этом позволяет вернуться в защитную стойку.

Экипировка для фехтования

Экипировка для фехтования

До изобретения электронного оборудования, число уколов в поединке подсчитывалось визуально. Ну как говориться, «на глазок». Четыре помощника главного судьи внимательно следили за поединком.

Правда, был еще один способ. Лоскут хлопчатобумажной ткани пропитывали чернилами и закрепляли на кончике оружия. На белой форме спортсменов оставались следы от уколов, которые потом оставалось только сосчитать.

Вот на такие ухищрения приходилось идти ради объективности судейства. Ведь просто наблюдая за поединком невозможно отследить, достиг ли удар цели. Кончик фехтовального оружия считается вторым предметом по быстроте движения в спорте. Он уступает лишь стрелковой пули.

Фиксация укола в фехтовании

На электронном оборудовании при попадании в цель загорается световой индикатор. Всегда ли судья засчитывает укол, увидев световой сигнал? Ничего подобного, рефери вправе не засчитать удар, если он был нанесен с нарушением правил

Почему? Да, потому что в состязании рапиристов и саблистов действует одно важное правило, которое называется «Право атаки»

В этих дисциплинах спортсмены атакуют по очереди. Один спортсмен нападает, другой отбивает это нападение. И только после этого, можно наносить новый укол. Это напоминает передачу «Право хода от одного соперника к другому». Вот и получается, что уколы, нанесенные одновременно или не в свою очередь, засчитываться не будут. А вот у шпажистов, все иначе.

У шпажистов «Право атаки» не действует и очко за укол получает тот, кто раньше поразит своего соперника. Во время поединка шпажистов, противники не редко наносят уколы практически одновременно. Если бы не способность электрических сигналов распространяться практически мгновенно, судьям пришлось бы туго. Определить, кто из двух шпажистов нанес удар первым, если их разделяет доли секунды.

Но, как же работает электро-фиксатор и что происходит во время нанесения удара? Можно просто было бы сказать, что в момент укола происходит замыкание электрической цепи, но думаем необходимо немного подробнее объяснить.

Кончик шпаги в фехтовании

Электрический ток течет только по замкнутым цепям. Пока цепь разомкнута, этого не происходит. Кончик шпаги выполняет роль включателя, он замыкает электрическую цепь.

На фиксатор подается электрический ток и в момент укола в электро-куртку цепь замыкается, и на электро-фиксаторе загорается сигнал. Если укол произведен в часть тела, не защищенного электро-курткой, то срабатывает реле недействительного укола.

Победитель в поединке определяется по очкам. Тот спортсмен, который первый набрал 15 очков или набрал большее количество очков по истечению времени, объявляется победителем. Если в поединке время завершилось и соперники имеют равное количество уколов (ничья), то добавляется еще 1 минута или поединок продолжается до первого укола.

Во время поединка спортсмен может получить штрафной укол в пользу соперника или быть дисквалифицированным за грубое нарушение правил. Спортсменам запрещено выходить за приделы боевой дорожки, разворачиваться к сопернику спиной, перекладывать оружие в другую руку (смена руки), производить телесный контакт с соперником.

Секции по фехтованию

Фехтование – это вид спорта, которым можно заниматься с детства. Фехтовальная экипировка у детей точно такая же, как и у взрослых, только оружие используется облегченное и укороченное.

Заниматься фехтованием можно с 5-6 летнего возраста, однако если Вы не успели попасть в секцию по фехтованию так рано, то тренировки можно начинать в 8-12 лет. А вот после 12-ти лет в фехтование приходят только те, кто не претендует на Олимпийские медали, а хотят этим видом спорта для собственного удовольствия.

Как и многие другие виды спорта, фехтование очень полезно для организма. Так что, какой не была бы цель ваших занятий фехтованием, мы от всей души желаем ее достичь!

Чем полезно спортивное фехтование

Занятия спортом благоприятны для здоровья. Фехтование не исключение. Поединки на шпагах, рапирах или саблях полезны следующим:

  • Тренируются все группы мышц, подтягивается фигура человека.
  • Развивается скорость реакции, координации, ловкости, выносливости, внимания.
  • Начинают хорошо функционировать сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
  • Благодаря циклической и динамической работе организм сбрасывает балласт в виде лишних жировых отложений.
  • Развивается способность быстро принимать решения в сложных положениях.

Внимание! Фехтование можно назвать бесконтактным единоборством, отсюда и его плюс: исключаются серьёзные травмы как в других видах спорта, например, боксе

Исторические факты

Шпага, рапира, сабля, отличия (фото представлено далее) которых являются значительными при детальном рассмотрении, возникли на основе древних видов оружия. В Средние века их применяли для личной защиты, на поле брани во время военных походов. Такое оружие сегодня применяется исключительно при проведении спортивных состязаний.

I — короткая и длинная шпага.

II — рапира.

III — сабля.

Еще в самые древние времена человек брал в руки палку, чтобы защитить себя. Каменный век остался далеко позади. Оружие со временем претерпевало значительных изменений. Начали изготавливать инструменты из более прочных материалов. Самым популярным из них является железо.

Одной из первых боевых разновидностей оружия являлся меч. Первые упоминания о нем встречаются еще во II столетии до н. э. Вес такого изделия был большим. С его помощью можно было рубить и колоть. Для пеших воинов он подходил идеально. Но вот в процессе ведения боя на коне, он был неудобным. Потребности воинов со временем привели к появлению прочих разновидностей оружия.

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник — кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться «мода» на частные поединки — дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием — «Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств», где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе. В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Мастер спорта по фехтованию

Мастер спорта является одним из высших званий в любом виде соревнований, в том числе и в фехтовании. В личных (но не в групповых) состязаниях необходимо занять следующие места:

  1. 3—8 в первенстве мира среди юниоров.
  2. 3—16 на международном соревновании в категории «А», организованной международной федерацией фехтования.
  3. 1—16 на первенстве России.
  4. 1—8 в различных первенствах России среди юниоров.
  5. 1—8 на чемпионате среди европейских стран в категории юниоры.
  6. 1—3 на всероссийских соревнованиях. При этом участвовать в турнирах должно не менее шести мастеров.
  7. В течение двух лет одержать 20 побед над мастерами спорта на турнирах первой и второй категории. В их числе должны быть 10 побед в личных схватках, а 5 — в турнирах первой категории.

Когда фехтование стало спортивным

Как искусство владения колющим оружием, фехтование зародилось в XV веке в Испании. Чуть позже в Германии и Англии были созданы ассоциации преподавателей фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые установили принципы фехтования. Был создан теоретический курс по его изучению. Этот период можно считать зарождением фехтования как вида спорта.

Его первый международный устав правил был определён в 1914 году, хотя на то время фехтование уже считалось отдельным видом спорта, и было включено в программу Олимпийских игр. В 1921 году провели первый чемпионат мира, организованный немного ранее созданной Международной федерацией фехтования.

Справка. Первые соревнования, похожие на современные турниры, проводились ещё 3 тысячи лет назад в Египте, Индии, Древней Греции, Риме, Японии и Китае. Об этом говорят древние фрески.

Требования к форме

Экипировка делится на тренировочную и соревновательную. Последняя обознается маркировкой FIE — это значит, что она отвечает стандартам Международной федерации фехтования.

Главное требование к костюму — защитить спортсмена от травм. Поэтому для занятий начинающим хватит костюма, который выдерживают силу удара в 350 Ньютонов, он обозначается маркировкой 350N или 350Н. Для серьезных соревнований понадобится одежда 800Н и больше.

Как выбрать

Важно помнить, что размеры экипировки отличаются от привычных размеров и имеют деление на одежду для левшей и правшей. Чтобы выбрать подходящий размер для юного спортсмена, ориентируйтесь на размерную сетку производителя. Ребенку можно взять костюм на вырост

Ребенку можно взять костюм на вырост.

Уход

  1. Не оставляйте металлические предметы на мокром костюме, так как из-за этого может возникнуть ржавчина.
  2. Костюм стирайте так, как рекомендует производитель. Обычно его можно стирать в холодной воде, предварительно застегнув молнию.
  3. После того, как вы купили экипировку, подпишите ее. Так одежду будет проще найти среди одинаковых белых костюмов в спортивной школе.

Таблица размеров для фехтовальных костюмов (для дети)

Размер323436384042
Рост128-134134-140140-146146-152152-158158-164
Объем груди60-6464-6868-7272-7676-8080-84
Объем талии54-5757-6060-6363-6666-6969-72
Объем бедер71-7474-7777-8080-8383-8686-89

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Время боя и количество уколов

Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:

  1. Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
  2. Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
  3. Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
  4. Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.

Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.

  1. Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).

Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение

Нанесение уколов

Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.

Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.

В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.

Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.

Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.

Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.

Шпага и рапира — что засчитывается

Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.

Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.

Сабля — что засчитывается

Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.

Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок

Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).

Боевая шпага

Рассматривая отличие шпаги и рапиры (фото представлено далее), необходимо начать с изучения боевого оружия. От него происходят спортивные разновидности, применяемые в спортивном фехтовании. Шпага произошла от меча. Это колющее оружие, способное при этом наносить и режущие раны. Исторически такое оружие имело длину более 100 см.

Это изделие состоит из эфеса и клинка. Его лезвие может быть одно- или двусторонним. Эфес, который еще называют рукоятью, состоит из гарды, а также специальной защитной дужки. Такая конструкция предотвращает удары противника по пальцам. Исторически существовало несколько разновидностей шпаги. Кавалерийская шпага отличалась значительным весом и длиной 100-150 см.

Одним из популярных типов является оружие, которое отличалось значительно меньшим весом. Это «придворный» вид шпаг. Он стал неотъемлемой частью облачения придворных. Спустя несколько столетий представленные разновидности стали сильно отличаться конструкцией. Их лезвия при этом были незаточенными. Зато острая вершинка позволяла легко нанести колющий удар. Они были популярными среди почитаемых представителей знати того времени в Европе.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий