Широкие и/или длинные?
Большая ширина талии лыж (больше 100 мм) несёт издержки полного лишения их универсальности. Такие лыжи хорошо минимизируют усилия в снегу, но! — как только возникает необходимость ехать по твёрдой опоре, постановка их на кант связана со значительными усилиями в области голеностопа. Если вы приехали покататься с широкими лыжами на курорт, где, увы, уже неделю не было снегопада, и в бетон укатаны не только трассы, но и все окрестные поля, кусты и перелески, через день-другой катания на этих лыжах ноги начнут отваливаться. Автор сего имел удовольствие покататься несколько дней в таких условиях до начала снегопада в Вистлере на взятых в прокате лыжах с талией 125 мм и сохранил от этого катания яркие впечатления.
По этой причине автор часто жертвует шириной в пользу универсальности и при отсутствии конкретного прогноза поездки под снег берёт с собой лыжи с талией 99 мм (16.8 г/см2). А также считает оптимальной длиной для своего веса, колеблющегося вокруг 73 кг (и технического уровня), длину таких лыж в районе 185-190 см (эти, пожалуй, чуть коротковаты).
В целом можно считать универсальными лыжами те, чья талия находится в диапазоне от 75 до 90 мм. Чем больше талия — тем более внетрассовые свойства имеет лыжа. Сегодня с некоторой натяжкой к универсалам относят уже и талию в пределах 100 мм. Но, конечно, только с натяжкой — на жёстком склоне такие лыжи требуют усилий.
Здесь нужно отметить, что называемые диапазоны ширины талии зависят от габаритов лыжника. А именно — пропорциональны размерам нижних конечностей. Условно говоря, для человека со стопой 29 см, ширина талии в 93 мм — равносильна талии 80 мм для человека со стопой 25 см (простая пропорция 29/25 = 93/80). Корректность утверждения относительна, поскольку пропорции сводятся не только к длине стопы.
Кроме увеличения площади, есть и ещё одна причина необходимости большой длины. Несколько утрируя, можно дать такое объяснение конструкции более длинных, более внетрассовых горных лыж: представьте ваши короткие жёсткие горные лыжи для трассы. Помимо того, что их малая площадь будет способствовать проваливанию в снег, их жёсткие носки будут зарываться в него. Представим себе, что мы удлинили их носы более мягким сердечником, который не даёт хорошей опоры на жёстком склоне, но изгибается вверх при сопротивлении движению в глубоком снегу, в результате чего обеспечивает всплытие лыж в снегу — они больше не зарываются. Эффективная площадь опоры, на которую распределяется вес на жёстком, осталась всё та же — мягкая часть лыжи почти не держит вес, пока лыжи не погружаются в снег и не изгибаются. Зато плюсом идут хорошие амортизирующие свойства при движении в разбитом снегу, и это уменьшает жёсткость ударов в ноги.
Так что длина лыж для фрирайда обусловлена не только необходимостью иметь большую площадь лыж. При любых ваших колебаниях в выборе длины горных лыж (смотри статью о выборе длины горных лыж) по мнению автора следует предпочесть более длинные. Возможно, на первых порах непривычно большая длина вызовет сложности в управлении, но вы к ней адаптируетесь. А вот кувыркаться в снегу на коротких лыжах будете всегда.
И ещё в защиту большей длины — погруженные в снег лыжи ведут себя не совсем так, как поставленные на жёсткий склон. Уже на слегка разбитом склоне лыжи начинают рыскать и требовать контроля. А в снегу стабильность в направлении движения становится много актуальнее. Особенно на скоростях. И длинные лыжи сохраняют эту стабильность лучше.
Что такое фрирайд?
Фрирайд – это вольный стиль катания на сноуборде по подготовленным для спусков трассам и склонам, на которые пока не ступала специализированная уборочная техника. Эта разновидность активного отдыха на склоне не требует высокого мастерства и овладения акробатическими навыками, как во фристайле и джиббинге. От бек-кантри эту ветвь катания на снежных досках отличает возможность подъема на склон на подъемнике.
Начинать кататься на доске вольным стилем, на низкой скорости на целинных, неподготовленных трассах – это и есть фрирайд.
История фрирайда
В 30-40 годах XX века родоначальником экстремального вида спорта стал профессиональный лыжник – Эмиль Алле. Он с группой единомышленников осваивал снежную целину на лесных тропинках. С каждым годом армия любителей опасного катания по незнакомым трассам, подготовленным природой, росла. Над безопасностью профессиональных спортсменов и любителей работали производители горнолыжной экипировки.
Во второй половине двадцатого столетия появились сноуборды. Они стали дополнительным средством для осуществления головокружительных спусков с высоких заснеженных вершин. Первые доски были не самого высокого качества. Производители спортивного инвентаря постоянно работали над деталями – толщиной и жесткостью сердечников, формой носка и задника, материалом канта. Современные конструкции досок обеспечивают большую безопасность, но и это не всегда спасает спортсменов-экстремалов от травм.
Что значит катание фрирайд?
Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.
В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.
Виды фрирайд-катания
Прежде чем приступить к выбору подходящих лыж, необходимо разобраться, с чем именно предстоит иметь дело, а точнее, каким именно видом фрирайда вы собираетесь заняться.
- Фрирайд лайт, или облегчённый — вид лыжного катания по рыхлому снегу (паудер), за пределами готовых лыжных трасс. Людей доставляют на вершину горы с помощью подъёмников, затем следует свободный съезд с горы по выбранной нетронутой местности. Стоит заметить, что этот вид является сравнительно бюджетным развлечением.
- Кэтскиинг — заключается в том, что лыжников забрасывают на снежные горные вершины с помощью специального транспорта, славящегося абсолютной проходимостью, под называнием «сноукэт» (что сразу влияет на стоимость такого вида лыжного катания). После этого фрирайдеры осуществляют внетрассовый свободный спуск с горы.
- Бэккантри, или скитур — ещё один доступный своим бюджетом вид фрирайда. В этом случае подъём на вершину горы осуществляется путём комфортного восхождения фрирайдерами на лыжах до выбранной конечной точки маршрута. Далее следует свободный спуск.
- Сноумотобординг — является, пожалуй, одним из самых весёлых видов фрирайда. Здесь горные лыжи становятся лишь вспомогательным элементом катания. Основную часть процесса на себя берёт горный мотоцикл, квадроцикл или снегоход, к которому цепляют при помощи специального снаряжения фрирайдера. Так осуществляется катание по снегу, напоминающее езду на водных лыжах.
Вышеописанные виды лыжного фрирайда — лишь основные и самые распространённые вариации катания, с которыми первоначально может ознакомиться даже новичок или любитель, приняв решение освоить этот стиль.
Горные лыжи для фрирайд-стиля
Основная особенность приспособлений для фрирайда кроется в их конструкции: они обладают довольно широкой средней частью снарядов (до 11 см) и невысокой длиной относительно своего хозяина.
Профессиональные райдеры советуют ориентироваться на свой рост: поставленные вертикально лыжные доски должны быть немного (на 2–3 см) выше человека.
Лыжи для фрирайда должны быть, безусловно, комфортны для любого маневрирования с учётом возможности катания как по рыхлому снегу (паудеру), так и по жёстким ледяным поверхностям.
Следует понимать, что профессиональный спортивный лыжный инвентарь отличается жёсткостью доски при нажиме, а значит, обладать такими лыжами может только человек с определённой весовой категории. Эту категорию снарядов спортсмен, несомненно, будет подбирать исходя из рекомендаций своего тренера и вида спуска (ски-кросс, слалом, фристайл и т. п.).
Но существует и универсальная продукция.
Универсальные горные снаряды более податливы в освоении как любителями-лыжниками, так и новичками. Они позволят вам прокатиться как на подготовленной трассе, так и по крутому необъезженному горному склону.
Размер и длина горных лыж для любительского фрирайда
Обычно снаряжение для любого фрирайд-спуска отличается своей длиной и шириной, которая состоит из разных параметров передней, средней и задней частей снаряда. Также при выборе горнолыжного инвентаря учитывается радиус бокового выреза снаряда. Например, для мягкого склона по паудеру подходят широкие экземпляры горных лыж. Для жёстких горных скосов следует выбрать более узкие устройства (со средней широтой «талии»), которые позволят лыжнику с лёгкостью проехаться даже по бугристой трассе.
Обычная средняя ширина универсальных горных лыж для любителей-райдеров варьируется от 6 см до 8 см. Такие снаряды не должны быть длинными. Зачастую они короче своего владельца на 5–10 см. Эта длина обеспечивает безопасный спуск новичкам, так как относительно легка в управлении и маневрировании.
Конструкция горных лыж
По своей конструкции горнолыжные снаряды делятся на три основные категории:
- сэндвич;
- кэп;
- короб.
Сэндвич — конструкция лыж, которая заключается в многослойном наполнении устройства различными материалами. Каждый слой такого наполнения отвечает за свою функцию. Как правило, верхний и нижний слои отвечают за обеспечение жёсткости снаряда.
Кэп — вариант конструкции, который представляет собой также наличие нескольких слоёв, различных по составу, но, в отличие от первого варианта, «фундаментом» кэпа является верхний жёсткий слой, к которому прикрепляются все последующие формирующие слои лыжного снаряда.
Короб — конструкция с наличием «сердцевины», которая обволакивается необходимым материалом по всей своей поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает торсионную жёсткость лыжной доски для хорошего сцепления с любой трассой и плавного управления.
Одежда для фрирайда
Вещи сноубордиста должны быть прочными, теплыми, водонепроницаемыми, ветроустойчивыми и не сковывающими движения. Изготовители специализированной одежды используют мембраны, предотвращающие попадание снега, воды на утеплитель внутри вещи.
Обязательным элементом экипировки спортсмена является шлем для головы. Он необходим даже экспертам в катании, а тем более новичкам, у которых спусков без падения в большинстве случаев не бывает. Шлем должен сидеть плотно, но не давить, не съезжать в сторону. Защиту для головы изготавливают из твердого пластика, выдерживающего большие нагрузки при падении. Внутри шлем оснащен мягкой подушкой, амортизирующей удары.
Защита для рук — еще один важный элемент. Специализированные перчатки отталкивают влагу, защищают от холода, травм. На внутренней стороне предусматривается мягкая подкладка, снижающая риск травмирования кисти при падении.
В качестве одежды можно подобрать слитный комбинезон для сноубординга. Они изготавливаются для мужчин и женщин. Некоторые спортсмены предпочитают яркие цвета вещей
Это поможет привлечь внимание спасателей в случае экстренной ситуации
Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?
Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.
С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.
С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!
Так какие существуют основные виды фрирайда?
Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.
Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.
Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.
Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания»
Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.
А вот если манят спуститься с них неприступные вершины, забраться на которые можно порой со специальным альпинистским снаряжением, это уже горный альпинизм
Он подходит только для экспертов, хорошо знающих горы и опасности в горах. Подробнее можно прочитать здесь.
Но, как пел Высоцкий «выше гор могут быть только горы». Ведь есть такие горные вершины, куда пешком никак не дойдешь. Но настоящих «сумасшедших» ничем не остановишь! Ни риском, ни денежными тратами. Таким на помощь приходит техника. Чаще всего это сноукэтскиинг (по английски ратрак — snowcat) или фрирайд с ратраками. Большие и мощные ратраки доставляют и на большую высоту, и, главное, на недоступные склоны. Это уже более, чем серьезно — почти вертикальные склоны, следы диких животных, бесконечные спуски… Чтобы решиться на такое, нужно быть крутым профессионалом. Зато впечатления остаются на всю жизнь.
А если еще выше? Тогда это только хели-ски или заброс для фрирайда на вертолете. Это, несомненно, ультра плюс по сравнению со всем остальным во фрирайде. Предложения кампаний, занимающихся организацией таких путешествий, очень дорогие, но зато дают уникальные впечатления от подъема на недосягаемую высоту, и от качества снега, мелкого, как мука или пудра. Ведь вертолет с легкостью доставляет на лучшие спуски и с точки зрения ощущений, и с точки зрения безопасности. Это происходит как сцена из фильма — вертолет зависает над небольшой площадкой, куда нужно со всем снаряжением спуститься по веревочной лестнице. А затем начинается сам спуск с ощущением полета! Нужно ли говорить, что для такой авантюры нужно быть в отличной физической форме?
Пожалуй, самый молодой подвид фрирайда «сноумотобординг». По ощущениям его можно сравнить с водными лыжами — такие же широкие повороты, скорость, ветер в ушах. Только вместо катера снегоход или мотоцикл, а вместо воды снег. Тем, кто любит фрирайд, обязательно нужно попробовать этот вид спорта, чтобы почувствовать, как сильно натягивает трос сильная машина и какую высокую скорость можно развить.
Снаряжение, необходимое для катания вне трасс
Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.
Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.
Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.
Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.
Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем
Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу
При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.
Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.
ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.
Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.
При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения
А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.
Узнавайте о погоде и состоянии снега
При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.