Каякинг. Виды и снаряжение. Безопасность и особенности

Типы каяков по предназначению

Каяки разделяются на несколько типов по предназначению:

  • Пляжные каяки — предназначены для катания вдоль берега, имеют высокую устойчивость и низкие ходовые качества. Используются прибрежными отелями для сдачи напрокат отдыхающим любителям активного отдыха.
  • Прогулочные каяки — предназначены для прогулок по спокойной водной глади. Имеют длину от 3,5 до 4,8 метра. Обладают хорошими ходовыми и мореходными качествами.
  • Морские каяки — являются разновидностью прогулочных каяков, используются для прогулок по спокойной морской глади. Отличаются хорошей устойчивостью, высокой скоростью и маневренностью.
  • Рыболовные каяки — используются для рыбалки. Отличаются высокой устойчивостью. Оборудуются удобными сидениями, имеют отсеки для хранения рыболовного снаряжения и улова, оснащаются подставками для удилищ и креплениями для рыболовных аксессуаров.
  • Туристические каяки — предназначены для длительных водных путешествий. Не предназначены для развития большой скорости. Отличаются повышенной грузоподъемностью и наличием нескольких багажных отсеков.
  • Сплавные каяки — используются для сплавов по горным рекам. Отличаются повышенной прочностью, непотопляемостью, высокой маневренностью. Оборудуются ножными и бедренными упорами, регулируемыми сидениями.
  • Спортивные каяки — предназначены для участия в спортивных соревнованиях, габариты и другие технические параметры строго регламентируются.
  • Каяки для фристайла — имеют небольшую длину, отличаются высокой маневренностью, имеют небольшой внутренний объем. Каяки для фристайла позволяют выполнять на них сложные трюки: водное сальто, серфинг на волнах.
  • Каяки для гребного слалома и поло — каяки специального назначения, имеют небольшие внешние габариты, небольшой внутренний объем и вес. Сидения таких каяков не имеют спинок, также у таких каяков отсутствуют ножные и бедренные упоры.

Виды каякинга и их особенности

Сегодня нет необходимости на каяке выходить на охоту на морского зверя или на рыбалку. Современный каяк служит для других целей. Это плавательное средство для спорта, активного отдыха и туризма. Каякинг – это прекрасная возможность человеку познать самого себя, приобщиться к природе, осознать себя ее частью. Можно любоваться красотами на спокойной водной глади, а можно испытать экстрим, сплавляясь по горным рекам. В зависимости от целей различают разные виды каякинга.

Для этого вида каякинга больше подходят равнинные речки, озера со спокойным ровным течением. Для прогулочного каякинга используются быстроходные устойчивые лодки, на которых люди могут расслабиться на лоне природы, получить удовольствие от созерцания водной глади, подышать свежим речным воздухом. Этот вид отдыха пользуется все возрастающей популярностью у туристов. Разновидностью прогулочного каякинга является каякинг морской. В этом случае прогулка совершается вдоль морского берега.

Этот вид каякинга связан с процессом преодоления препятствий на воде. Это может быть движение по горной реке, преодоление порогов и трудных участков на равнинных реках или на море. Цель этого вида хождения по воде заключается в преодоление самого себя, в острых ощущениях, экстриме.

Родео или фристайл предполагает демонстрацию акробатических элементов. Поражает воображение многообразие и сложность различных трюков на каяке. Здесь есть элементы для новичков и фигуры, демонстрирующие филигранную технику владения лодкой. Родео дает возможность и спортсменам продемонстрировать свое умение и изготовителям лодок показать свое мастерство. Часто под какой-то определенный номер изготовляется специальная лодка, максимально приспособленная именно для выполнения конкретного трюка.

Сплав, в свою очередь, имеет несколько разновидностей.

  • Экспедиционный – многодневное прохождение сложных участков рек в отдаленных от цивилизации местах.
  • Экстремальный – прохождение особенно трудных участков рек. Для обеспечения безопасности на берегу находится группа поддержки. Игровой сплав включает в себя элементы фристайла или родео. Проводится на относительно спокойном участке реки.
  • Гребной слалом – олимпийский вид спорта, суть которого заключена в возможно быстром прохождении расстояния между вешками на бурном участке реки.
  • Гребля на каноэ и байдарках – также олимпийский вид спорта, в котором важна скорость прохождения по гладкой воде.
  • Скоростной спуск – вид каякинга, популярный в Америке и Европе. Это движение на скорость по течению бурного участка реки.
  • Канополо – водное поло на лодках.

Какой бы вид каякинга не привлек ваше внимание, каждый из них гарантирует вам богатство впечатлений, всплеск эмоций и прекрасных отдых

Типы конструкции каяков

По типу конструкции каяки делятся на три основных типа:

  • Каркасные каяки — классический тип каяка, состоят из разборного металлического или деревянного каркаса, обтянутого синтетическим материалом. Не обладают достаточной жесткостью. Требуют 30-40 минут для сборки-разборки. При порезе и проколе начинают сразу тонуть, быстро если пробой большой, медленно если пробой маленький.
  • Корпусные каяки — имеют жесткий корпус из полимерного или композитного материала. Не требуют времени на сборку и разборку. Устойчивы к порезам и проколам. Сложны в транспортировке из-за больших размеров и веса.
  • Надувные каяки — по типу конструкции очень похожи на обычную лодку ПВХ, но обеспечивает более высокую скорость передвижения за счет более оптимальной формы. Надувные каяки занимают мало места при транспортировке и собираются-накачиваются за считанные минуты. Надувные каяки неустойчивы к порезам и проколам, но из-за наличия нескольких герметичных камер, остаются на плаву даже при проколе одного баллона. Надувные каяки из-за малой осадки позволяют плавать даже по мелководным участкам водоемов. При сильном ветре на больших открытых водоемах имеют большую парусность.

В чем разница

Современный рынок предлагает каяки и каноэ разных размеров. Некоторые морские или экспедиционные каяки могут достигать 6 метров в длину. При этом, каноэ для большой компании может быть куда длиннее.

При одинаковой длине каноэ имеет большую ширину (для лучшей устойчивости).

У одноместных каноэ обычно длина составляет 3-4 м при ширине до 1,04 м. Длина одноместных каяков 2,5-4,5 м, ширина 69-76 см.

Каяки чаще используют для одиночного плавания, каноэ – для тандемного.

Дизайн лодок

Принципы дизайна этих лодок аналогичны. На эксплуатационные показатели судна влияют три ключевых параметра: длина, ширина, форма днища.

Чем больше длина лодки, тем она быстрее. Более короткая модель маневреннее длинной. В длинном туристическом каноэ требуется правильное владение техникой гребли для выполнения поворотов.

Широкое плавсредство хуже развивает скорость, при этом более устойчиво на воде.

Чем больше рокер (изгиб днища) у каяка или каноэ, тем больше маневренность, но ниже скорость. Прогулочные и экспедиционные лодки имеют малый рокер. Для больших волн и сложных условий предпочтительнее дно с большим рокером.

Сиденья

Каяк оснащен более комфортабельными сиденьями, часто с регулируемой высотой и спинкой. У каноистов этот элемент комфорта представлен простой скамьей с нейлоновым покрытием, чтобы не нарушать подвижность туловища и сохранять силу гребка.

Весла

Весло каноиста однолопастное, каякера – двухлопастное. Конструкция, размер и форма лопасти зависит от вида каноинга и каякинга. Материалы весел: дерево, алюминий, пластик, карбон, стекловолокно. Чем дороже весло, тем оно легче, а значит управлять им проще.

Канойное весло в каяке и наоборот

Теоретически можно использовать весло каноиста в каяке и наоборот. Плюсы однолопастного канойного весла: оно легче, капли воды при гребле не стекают по нему в кокпит. Удобство весла определяет гребец по личным ощущениям. Новички-каноисты чаще гребут веслом для каноэ, начинающие каякеры – веслом для каяка.

Гибридные каноэ-каяки

Разнообразие весельных маломерных судов позволяет найти гибридные конструкции. Это что-то среднее между каяком и каноэ. Например, для комфортной рыбалки подойдет каноэ, оборудованное удобным креслом с высокой спинкой. Для походов по особо ветренным акваториям можно подобрать каноэ с герметичными люками для багажа. Существуют прогулочные каяки с открытым корпусом как в каноэ.

О материалах

Современные каяки и каноэ изготавливают из разного сырья: от дерева до высокотехнологичных композитных материалов. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Надувные модели из плотной армированной ткани компактны и легки в управлении. Более прочные и долговечные полиэтиленовые лодки способны проходить серьезные препятствия. Пользователь подбирает плавсредство, исходя из его целевого назначения.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

Sit-in

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Особенности, свойства.

Тип молнии.

простой дешевый back zip

дорогой back zip с защитой от попадания воды через молнию

No zip (Zipperless) – без молнии. Сейчас такие костюмы появились у O`Neill, Quiksilver, RipCurl, вскоре и другие производители подхватят. Теоретически – попадание воды внутрь у такого костюма еще меньше. Надевать тяжелее, чем chest zip.

  1. Ветронепроницаемые накладки на груди и спине.
  2. Специально усиленные колени для износостойкости.
  3. Количество швов = то есть количество кусочков, из которых собран гидрокостюм. Чем меньше – тем лучше, меньше воды, удобнее двигаться.
  4. Воротник – насколько удобно в таком костюме шее, наличие регулировок.
  5. Используемый в изготовлении неопрен – вес, растяжение, скорость высыхания и прочие характеристики.
  6. Качество блокировки воды через запястья и голень.
  7. Специальные складки на коленях (с обратной стороны) для максимальной свободы движений.
  8. Наличие карманов для ключей или конфеток.
  9. Наличие на гидрокостюме крепежей для аксессуаров (если это необходимо) – например капюшона или гидротапок…
  10. Фишек может быть много и только Вам решать что является существенным.

Посадка в каяк с причала и с берега

Идеальная ситуация посадки в каяк – песчаный берег. Тут достаточно сесть в лодку на суше и отталкиваться руками, пока она не окажется в воде. Посадка в каяк с низкого причала имеет определенный алгоритм действий:

  • Судно находится на плаву боковой стороной параллельно причалу;
  • Стоя на причале лицом по направлению движения лодки, располагаем одну руку на причале, другую (которая ближе к лодке) на центре козырька кокпита;
  • Ногу (ближнюю к каяку) ставим в кокпит строго по центру лодки. Вес тела при этом остается на руке (на причале);
  • Заносим вторую ногу в каяк, оставляя центр тяжести на руке;
  • Аккуратно садимся на сиденье, вытягиваем ноги до пяточных упоров;
  • Берем весло и отпускаем руку от причала.

Посадка в каяк с берега:

  • Зайдите в воду, чтобы каяк был на плаву даже при полной загрузке;
  • Стоя на дне водоема сбоку от лодки, положите обе руки на край кокпита (самую ближнюю точку к носу), занесите одну ногу в кокпит, оставляя весь вес тела на руках;
  • Удерживая свой вес руками, занесите вторую ногу в лодку;
  • Вытяните первую ногу в кокпите, опустите таз на сиденье;
  • Возьмите в руку весло и начинайте движение.

Правила для whitewater – каякинга

Whitewater – каякинг – это один из самых потенциально опасных видов спорта, который входит в ТОП 5 по опасности

В отличие от морского каякинга каякинг по белой воде несет в себе больше опсностей, поскольку динамика речного потока оставляет меньше времени для расчета траектории движения и таит в себе такие опасности как водовороты, пороги, торчащие из воды камни, деревья и узкие проходы между камней, в которых можно попросту застрять.

Все реки в зависимости от этих факторов классифицируются по категориям сложности (от 1 до 6)

Требования к каякерам на бурной воде, предъявляются более высокие чем к морскому каякингу, и в целом они имеют некоторые отличия

1)    В снаряжение для каякинга по белой воде обязательно входит защитный шлем, и в некоторых случаях защита рук.

2)    Речной маршрут заранее изучается и проходится пешком по берегу, для того, чтобы изучить опасные места

3)    Для прохождения опасных участков требуются команда для подстраховки со специальным снаряжением

4)    Необходимо владеть приемами самоспасения, основным из которых является «Эскимосский переворот»

Как появился каякинг

Говоря про историю появления и развития каякинга, нельзя обойти стороной тот факт, что он был создан много веков, народами, живущими далеко на севере, в:

Первые каяки изготавливались следующим образом. Первым делом создавался каркас из дерева или костей крупных морских животных. Только после этого он обтягивался шкурами. А для того, чтобы вода не просачивалась вовнутрь, шкуры натирались маслом или жиром.

Только в 20-м веке, в Германии начали изготавливаться специальные сборно-разборные конструкции каяков. Причем начали меняться не только конструкции, но и материалы, из которых они изготавливались.

Например, удалось применить такой надежный и прочный материал, как стеклопластик. Такое нововведение позволило увеличить не только прочность, но и плавучесть таких лодочек.

Началом своей спортивной карьеры, каяки могут считать далекий 1936 год, когда прошли первые международные соревнования, в которых участвовали спортсмены из Германии и Франции

С этого момента, очень много спортсменов из разных стран, обратили свое внимание именно на каяки, что позволило этому виду спорта успешно развиваться

Кроме того, каякинг включен в программу Олимпийских игр, как отдельная программа, что сделало их еще более интересными. Современный каякинг подходит не только для взрослых, но и для детей, особенно если они будут заниматься в специальных секциях и путешествовать под присмотром взрослых спортсменов.

Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов). Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги)

Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава

Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.

Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны. Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Jackson Kayak Star-2010

Самое приятное послевкусие:) Каяк, который добавил в мое катание вальные элементы — производитель округлил дно, лодка начала прыгать на волне — первые высокие бланты на соревнованиях. С этой же модели началось традиционное для Джексона округление и надувание каяков. Она была во многом революционной и остается одной из лучших по сей день, ее дольше всего не снимали с производства, да и сейчас этот каяк в размере MonStar (XL) можно найти на сайте производителя.

Модельный ряд 2010 выпускался в четырех размерах: Star, AllStar, SuperStar, MonStar — AllStar мне был чуть-чуть маловат для бурной воды, на ровной идеально, на SuperStar-е улетал в космос на лупах и даже мог немало сделать на нем в бассейне. По сей день самый маленький размер этого года (Star) идеально подходит маленьким девушкам, a Super Star 2010 рекомендую тем, кто перерос нынешние М-ки, дойдя до 90 кг, но болтается в L-ках.

С линейки Star 2010 впервые произошло деление на модели соревновательные-облегченные и модели для повседневного катания: в облегченных для крепления сидушки использовался центральный стержень и хомуты, как в моделях 2007 года + линейный полиэтилен для скорлупы — т.е. 2009 был соревновательным по умолчанию:)

В моделях для повседневного катания использовался обычный полиэтилен и новый рельс крепления сидушки, который тоже впервые ввели имено с этой модели.

Стили кайтинга

За время существования кайтбординга было сформировано несколько направлений катания по воде:

  • Фрирайд (freeride) — скольжение на доске за змеем по воде в свободном направлении.
  • Вейврайдинг (wave) — серфинг с кайтом по волнам, когда спортсмен прыгает не только с помощью воздушной тяги, но и использует волну в качестве трамплина.
  • Вейкстайл (wake) — выполнение прыжков и трюков разной степени сложности.
  • Гонка, рейс (race) — соревнование на скорость и время по установленной дистанции.

Сноукайтинг — кайтсерфинг на снегу

Отдельным направлением в кайтинге можно выделить сноукайтинг (snowkiting) или «зимний кайтинг». Как ясно из названия, это не катание на кайте по воде, а гонки с воздушным змеем по снегу. В основном спортсмены соревнуются между собой не в сложности и красоте выполнения различных акробатических элементов, как в кайтсерфинге, а в скорости прохождения дистанции.

Для занятий сноукайтингом используются стандартные модели кайтов без надувных баллонов и сноуборд или горные лыжи.

Особой популярностью зимний кайтинг пользуется в России, где почти на всей территории большую часть времени лежит снег и, чтобы заняться кайтсерфингом, необходимо лететь в жаркие страны.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Безопасность каякинга

Как и любой экстремальный вид спорта, каякинг таит в себе потенциальную опасность, но, во-первых, она не так уж велика — согласно статистике, например, люди, управляющие мотоциклами, травмируются намного чаще, чем каякеры; во-вторых, соблюдая некоторые правила, можно свести риск несчастного случая практически к нулю:

Начинают занятия под руководством опытного инструктора, особенно если избран сплав, а не родео.
Для занятий на открытой воде приобретается специализированное снаряжение, соответствующее времени года, температуре воды, сложности маршрута и т. д.
Состояние снаряжения проверяется перед каждым спуском на воду, а не только в начале похода.
Избегаются ситуации повышенного уровня риска (сплав соло, сплав в условиях паводка или неблагоприятных погодных условиях, в состоянии сильной усталости и т. д.), такого рода поступки могут повлечь за собой негативные, а порой непоправимые последствия.

Опытные каякеры вначале проходят маршрут сплава по берегу реки пешком, внимательно осматривая препятствия и сопоставляя их с уровнем собственной подготовки, чтобы разработать план дальнейших действий.

На реках с большим трафиком, проходя под мостами, каякеры могут столкнуться со скоростным или быстроходным водным транспортом, случается выезд на условную «встречку», особенно во время непогоды, что может привести к печальным последствиям, включая летальный исход.

Техника безопасности

Выход судна в любую акваторию подразумевает соблюдение техники безопасности на воде

Занимаясь каякингом, вне зависимости от опыта гребца, важно придерживаться некоторых правил

Весь экипаж должен находиться в спасательных жилетах; Управление каяком в состоянии алкогольного и наркотического опьянения запрещено; Отправляясь в плавание, изучите прогноз погоды, обращая внимание на скорость ветра. От этого будет зависеть высота волн; При выборе маршрута учитывайте свои силы и уровень подготовки; Соблюдайте правила навигации вод, двигайтесь за пределами фарватера; В ночное время зажигайте ходовые огни; Всегда берите с собой нужные вещи: запасное весло, трюмный насос, аптечку, средства для подачи сигналов бедствия (свисток, фонарь и т.п.), ремкомплект, флягу с водой; Пользуйтесь юбками для каяка, чтобы предотвратить попадание воды в кокпит; Всегда соблюдайте безопасную дистанцию на воде, не приближайтесь к другим судам; Обязательно обучитесь приемам самоспасения

Как выбрать сухие сумки для каяка?

При хранении снаряжения учитывайте, что каждый уголок и трещина вашей лодки могут промокнуть. Это означает, что все, что может впитывать воду, должно помещаться в сухую сумку. Совет здесь заключается в том, чтобы приобрести широкий выбор типов и цветов, которые помогут вам организовать и легко найти вещи.

Еще один совет — избегайте слишком больших сухих сумок, даже для вашего ночного снаряжения. Логика заключается в том, что “обрезать” вашу лодку — загрузить ее так, чтобы вес распределялся равномерно от борта к борту и спереди назад — проще, если у вас есть много маленьких сумок для перемещения.

Что такое рафтинг

Рафтингом называют сплав по горным и равнинным рекам на специальных широких надувных лодках — рафтах. Дословный перевод с английского слова «рафт» означает плот. Рафт имеет хорошую устойчивость на воде и вмещает в себя группы от 6 до 8 человек. Рафт не единственный «водный транспорт», однако — самый безопасный. Рафты состоят из различных надувных камер, чтобы при повреждении одной в других ещё оставался воздух и лодка держалась на плаву. Благодаря вездеходности и надёжности рафта, сплав по реке перестал быть привилегией профессионалов, а превратился в увлекательное приключение для людей с разной физической подготовкой и опытом.

Сплавы на плотах-рафтах — наиболее безопасный способ преодоления водных препятствий

Довольно часто, в интернете под термином «рафтинг» имеется в виду не только сплав на специальных надувных лодках, по горным рекам, но и на других плавательных средствах

Вот здесь важно разобраться, какое из них выбрать, чтобы путешествие оправдало ваши ожидания, ведь каждое имеет свои нюансы и ведёт себя по-разному во время сплава

Каяк — вытянутая пластиковая лодка с узким носом и кормой. Небольшие габариты каяка позволяют легко проходить экстремальные траектории порогов, а также каяки незаменимы при низком уровне воды в реках. Однако, в отличие от рафта, в каяке нет инструктора, и он может легко перекинуться, поэтому этот тип водного туризма подойдёт скорее для опытных гребцов.

Каяк — идеальный вариант для опытных «рафтеров» и любителей экстрима

Байдарка очень похожа на каяк, но проще и легче в транспортировке, так как её можно разобрать или сдуть и она не будет занимать много места. Байдарки бывают разных размеров, чаще всего в сплавах используют 2-х и 3-х местные надувные лодки. Байдарка прекрасно подойдёт для многодневного туристического похода по небольшим рекам, где важна высокая манёвренность через препятствия: мель, поваленные деревья и т.д. Однако байдарку очень легко опрокинуть. Сплав на байдарке требует определённых навыков и умений.

Байдарка — простая и легкая в транспортировке

Каноэ — ещё один вытянутый узкий вид водного транспорта. Сплав на каноэ — это, в первую очередь, другой способ посадки, где гребец сидит на коленях, а не опирается на спину, как в байдарке или каяке. Поэтому для длительных путешествий это не самый удобный вариант. А ещё здесь нет отсека для багажа, как в байдарке или каяке, и защиты тела от брызг. Открытая конструкция каноэ предназначена для тёплой погоды. Зато на каноэ можно быстро пронестись по водной глади, словно стрела, при отсутствии волн и наличии определённых навыков и умений.

Каноэ — разновидность небольших лодок с особенным способом посадки

Катамаран — судно с двумя соединенными в надводной части параллельными корпусами, чрезвычайно устойчивое плавсредство, уникальность которого в том, что оно подойдёт как для семейных прогулок, так и для спортивных мероприятий. В отличие от рафта, катамаран более мягко скользит по воде, за счет меньшего лобового сопротивления, однако хуже вращается вокруг своей оси. Катамараны, в основном, используются для сплавов по широким неспешным рекам, где не требуется высокая маневренность.

Катамаран — идеальный вариант как для семейного отдыха, так и для спортивных мероприятий

Если сравнивать прохождения горной реки на каяке, катамаране или байдарке, которые требуют от участников достаточно высокого уровня подготовки, то собственно рафтинг можно считать достаточно простым и безопасным способом покорения водной стихии.

Рафтинг туры дарят путешественникам незабываемые эмоции и впечатления. Ежегодно увеличивается число поклонников рафтинга. Ведь это — сочетание невероятных пейзажей, свежего воздуха и ощущение азарта. Кроме того, это еще и оздоровительный туризм, поскольку во время сплава по рекам работают практически все мышцы, а ещё и улучшается координация и чувство равновесия. И самое главное, в рафтинге может принять участие любой желающий, будь то опытный турист, или непрофессионал-новичок. В сплаве могут участвовать также и дети. Дошкольники, конечно, будут просто сидеть в середине лодки и созерцать прекрасные пейзажи и слаженную работу команды. А дети старше 10 лет могут быть полноценными участниками команды. Главное желание и уверенность в себе!

В сплавах могут принимать участие даже дети дошкольного возраста.

Виды рафтинга

Рафтинг имеет любительскую, спортивную и профессиональную ветви. Виды рафтинга следующие:

  1. Туристический рафтинг. Подразумевает собой спуски по спокойным рекам, не выше второй категории, где специальная подготовка не требуется. Является наиболее распространённым видом рафтинга, который доступен любому начинающему туристу. На каждом судне, вмещающем от четырёх до двенадцати человек, есть опытный инструктор, отдающий несложные команды, которые участники должны выполнять максимально точно. Длительность таких заплывов обычно не превышает нескольких часов.
  2. Походный рафтинг представляет собой нечто среднее между спортивной и туристической ветвью. В таком виде сплавов походы могут длиться не один день, прерываясь лишь на сон и краткий отдых, и потому подход к выбору экипировки более жёсткий, чем в туристическом.
  3. Спортивный рафтинг. Как и любой вид спорта, он состоит из системы различных состязаний во всевозможных категориях сложности. Программа соревнований может включать в себя слалом, спринт, марафон (затяжные спуски на 14-фунтовых рафтах), гонки на каяках. Это молодой, но очень бурно развивающийся спорт, где спортсмены, как и в других дисциплинах, проходят ежедневные тренировки, готовятся к чемпионатам.
  4. Отдельными ветками рафтинга являются научные экспедиции в отдалённые и труднодоступные уголки нашей планеты и спасательные операции на рафтах.

Также существует сезонная классификация — это летний и зимний рафтинг.

Правила безопасности на воде

Поскольку сплав на лодочках по узким порожистым речкам — занятие не из простых, нужно придерживаться определенных правил поведения. Они несложные и при правильном выполнении помогут вам сохранить здоровье и получить удовольствие от похода:

во время нахождения у реки или ведения лодки по воде необходимо быть в спасательном жилете, даже если вы хорошо плаваете;

не оставляйте без присмотра снаряжение и транспорт — особенно, когда вещи находятся на воде. Течение может унести лодку, и вы останетесь ни с чем;

обязательно сообщите другим участникам похода о своем плохом самочувствии или возможной опасности;

перед отправкой обязательно проверяйте исправность лодки и снаряжения, которое необходимо в дороге.

Кроме того, во время стоянок и при движении старайтесь всегда находиться в поле зрения товарищей или иметь какую-либо постоянную связь вроде раций.

Как видите, путешествие по реке должно быть заранее и тщательно спланировано во избежание несчастных случаев. Тем не менее, при соблюдении техники безопасности это экстремальное приключение легко превращается в незабываемый отдых, полный впечатлений.

Подробнее про одиночный сплав на байдарках вы сможете узнать из видео:

Как держать весло

Весло должно иметь длину, равную расстоянию от пола до загнутых пальцев вытянутой вверх руки. При большом росте весло может быть короче, при маленьком – длиннее на 10 см.

Правильный хват весла: положите весло на голову, держа обеими руками верхним захватом. Согнутые в локтях руки должны образовывать угол в 90. При таком положении рук кисти оказываются над локтями. Более узкий или широкий хват неправильно распределяет мышечную нагрузку, гребля становится не столь эффективной.

Весло удерживается свободной кистью, запястье при этом не шевелится. При управлении каяком одна рука является ведущей. Она фиксируется на весле, не допуская его проворачивания. Другая рука осуществляет довороты весла, чтобы лопасти каждый раз входили в воду под углом 45 к поверхности воды. Оптимальное использование групп мышц обеспечивает правильное расположение весла – на уровне груди.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий