Права на квадроцикл и снегоход — управляй легально

Риски незаконного приобретения удостоверения

Перед покупкой снегохода будущему владельцу рекомендуется ознакомиться с особенностями приобретения УТМ:

  • обычные удостоверения с открытой категорией А1, позволяют управлять только скутерами и легкими мотоциклами — они не имеют ничего общего со снегоходами и другой самоходной техникой;
  • открытые категории А: II, III и IV-не дают водителю права управлять оборудованием, относящимся к классу А1;
  • военные имеют право на получение прав по месту нахождения подразделения, к которому они приписаны;
  • моряки, а также граждане стран Зарубежья и беженцы должны сдать экзамен на получение удостоверения главному инспектору Государственной технической инспекции по определенному субъекту страны;
  • изъятые государственными органами водительские права могут быть возвращены путем сдачи теоретической части экзамена в Государственную инспекцию технического контроля по истечении половины периода лишения прав и более того;
  • если водительское удостоверение было отозвано в связи с алкогольным опьянением ученика, то перед сдачей экзамена водитель обязан представить в Государственную техническую инспекцию медицинское заключение.

Есть граждане, которые задаются вопросом о незаконном приобретении водительских прав на снегоход. Этот подход разнороден: с одной стороны, быстро получить сертификат, не тратя времени на приготовления и дальнейшую сдачу экзамена, с другой, потратить деньги на эти права больше, чем на обучение с оплатой госпошлины.

Незаконные права вносятся не в Государственный реестр, а в единую БД, из-за чего возникают проблемы у владельца снегохода с государственными органами. Инспекторы ГАИ или Гостехнадзора, обнаружив поддельный документ, выписывают штраф и вывозят дорогостоящее транспортное средство, которое владелец может забрать только после обучения и получения УТМ нужной категории.

Как поставить на учет

Регистрация снегохода проводится в Гостехнадзоре. В случае игнорирования данной процедуры физическому лицу придется заплатить штраф в размере от 1500 до 2000 руб.

Основным критерием для того, чтобы поставить снегоход на учет в Гостехнадзоре, является рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 см³.Таким образом практически все снегоходы подлежат регистрации.

Порядок осуществления регистрационной процедуры:

  1. Страхование техники по ОСАГО.
  2. Получение консультативной помощи, бланка заявления и платежных реквизитов в отделе Государственного технического надзора.
  3. Подготовка документов на снегоход и оплата госпошлины.

Данные бумаги вместе с заявлением предоставляются в Гостехнадзор.

Где регистрировать

После приобретения автомотосредства владелец в течение 10 дней обязан зарегистрировать его в Гостехнадзоре.

Бумаги, которые необходимо подготовить:

  • типовое заявление;
  • паспорт на снегоход с указанием владельца самоходной машины;
  • регистрационное свидетельство на технику, если она была зарегистрирована ранее;
  • договор купли-продажи, являющийся подтверждением права собственности на самоходную технику, акт передачи с номерами агрегатов;
  • страховой полис ОСАГО;
  • сертификат соответствия снегохода, указанный в паспорте на машину;
  • государственный транзитный регистрационный знак, если он был выдан;
  • гражданский паспорт собственника (уставные документы для юридического лица).

Инспектор Гостехнадзора обязан проверить и принять предоставленные документы, на основании которых снегоход будет поставлен на учет.

При подтверждении данного факта мотосредству присваивается регистрационный знак, а владельцу снегохода выдаются документы: паспорт на самоходную машину с отметкой о регистрации и регистрационное свидетельство.

Постановка на учет для владельцев самоходной техники является обязательной.

Транспортный налог

В соответствии с законодательством РФ снегоходы относятся к категории транспортных средств, на которые распространяются общие правила по налогообложению. После обязательной регистрации транспорта в органах Гостехнадзора их владельцам вменяется в обязанность уплата налоговых сборов.

Расчет транспортного налога осуществляется налоговой службой, после чего собственнику приходит уведомление по почте о необходимости его уплаты.

Несмотря на то что снегоход является сезонным видом транспорта, ТН начисляется за весь период, в течение которого машина находилась в собственности владельца. Данные правила распространяются и на мотосани, оснащенные горными лыжами. Снегоход воссоздан по типу финских саней и является разновидностью автомототранспорта.

Если уведомление не приходит вовремя, собственник снегохода обязан самостоятельно рассчитать налог и обратиться в фискальную службу.

Формула расчета налога:

ТН = МД х НС х (КМВ / 12)

  • ТН — транспортный налог;
  • МД — мощность двигателя;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения за календарный год.

Размер региональной ставки для каждой отдельной машины устанавливает местная власть. Налогооблагаемый период исчисляется в месяцах. Неполный месяц округляется до полного, независимо от количества дней владения ТС.

Как снять с учета

В случае продажи или отказа от права собственности на машину необходимо снять снегоход с учета. При совершении данной процедуры следует подготовить пакет бумаг и предоставить их в Гостехинспекцию.

Перечень документов:

  • заявление о снятии с учета ТС, заполненное по типовому образцу;
  • гражданский паспорт владельца;
  • регистрационное свидетельство на снегоход и технический паспорт.

Также требуется сдать регистрационный госзнак. На момент продажи снегохода другому лицу техосмотр должен быть пройден. На самоходные машины, эксплуатационный срок которых меньше года, выдается свидетельство о ТО, пройденном при регистрации ТС в Гостехнадзоре. При этом дополнительной проверки технического состояния машины не требуется. Если техника находится в собственности владельца, снимать ее с учета не нужно.

Особенности открытия подкатегорий «А1» и «М»

Открытие этих существенно отличается от процедуры получения ВУ на автомобиль. К основным отличиям относится:

  1. Допуск к сдаче экзамена можно получить только после прохождения специального обучения, т.е. самоподготовка исключена.
  2. Практическая часть экзамена сдается за пределами городских автомагистралей.
  3. Во время сдачи практики проверяются такие навыки, как змейка, восьмерка, а также маневрирование в ограниченном пространстве.

Запомните! Экзамен будет засчитан в случае успешного выполнения, как минимум, двух упражнений. После чего гражданину будут выданы права.

Нюансы при уже открытой категории «А»

ВУ категории «А» дает право его владельцу управлять мототехникой. Однако, прежде чем сесть за руль квадроцикла, необходимо проверить дату выдачи уже имеющегося удостоверения.

В случае наличия ВУ, которое было получено до 2000 года, достаточно просто обратиться в Гостехнадзор с заявлением с намерением получить права тракториста-машиниста. Новая категория открывается без экзаменов.

Но если категория «А» была получена после 2000 года, для получения разрешения на управление квадроциклом, объем двигателя которого превышает 50 см³ , необходимо подтвердить свои навыки на практике.

Что, если есть категория «В»?

Водитель, имеющий ВУ категории «В», имеет право управлять квадроциклом, объем двигателя которого находится в пределах 50 см³. В случае если купленный транспорт не соответствует данному требованию, перед его управлением необходимо получить ВУ тракториста-машиниста.

Примите к сведению! Для этого придется сдать практическую часть экзамена, сдавать теорию вождения при наличии прав категории «В» не обязательно.

Это связано с тем, что теоретический экзамен направлен на проверку знаний водителя правил дорожного движения, которые были подтверждены во время открытия уже имеющийся категории.

Как зарегистрировать снегоход в РФ, штрафы за отсутствие регистрации

Снегоход – это такое же транспортное средство, как и автомобиль, которое нужно регистрировать.

Для регистрации снегохода отводится 10 дней, сделать это нужно в Гостехнадзоре. В противном же случае, если выяснилось, что транспорт не зарегистрирован, то можно получить штраф. Размер его составит от 1500 рублей до 2000 рублей. Поэтому не стоит откладывать данную процедуру надолго.

Как и за автомобиль, требуется за снегоход платить транспортный налог. Если мощность его достаточно велика, то и сумма налога будет немалой. Требуется проходить и технический осмотр. Если такового не будет иметься, то можно ожидать штрафных санкций. Техосмотр можно проходить как в отделении ГИБДД, так и в других учреждениях, имеющих на это разрешение.

Использовать снегоход и другую внедорожную технику можно при наличии:

  • прав;
  • документа, где есть отметка о техосмотре;
  • свидетельства о государственной регистрации.

Как пройти регистрацию? Из каких пунктов состоит вся процедура:

  1. Страховка и полис ОСАГО. Конечно, если этот полис нужен. Если максимальная скорость снегохода менее 20 км в час, то полис ОСАГО не требуется.
  2. В Гостехнадзор необходимо приехать, чтобы взять заявление и необходимые реквизиты для оплаты.
  3. Необходимо подготовить все документы, получить квитанцию об оплате пошлины.
  4. Требуется явиться в отделение Гостехнадзора для подачи всех документов.
  5. Следует дождаться готовых документов: свидетельство, паспорт, в котором будет отмечена регистрация транспорта, и регистрационный знак.

Что входит в список необходимых документов, которые требуется подать в Гостехнадзор:

  • заявление владельца;
  • паспорт снегохода;
  • обязательно нужно иметь договор купли-продажи, а также акт приёмки;
  • если есть транзитные номера, то их тоже нужно предъявить;
  • любой документ, удостоверяющий личность владельца;
  • сертификат о соответствии снегохода.

Также может возникнуть вопрос, какова стоимость самой регистрации транспорта. Фиксированная сумма, которая была установлена в 2015 году, составляет 2350 рублей.

Где и как получить права на квадроцикл

Со скольких лет можно ездить на квадроцикле и как получить права

Права на квадроцикл и на снегоход

б) на втором этапе — соблюдение правил безопасной эксплуатации, Правил дорожного движения Российской Федерации, умение выполнять на самоходной машине маневры в реальных условиях (для колесных самоходных машин — в том числе в условиях реального дорожного движения), а также оценивать эксплуатационную ситуацию и правильно на нее реагировать.

Обратите внимание! Если кандидат 3 раза подряд не сдает практический экзамен, он должен в обязательном порядке пройти дополнительное обучение. Причем на следующую пересдачу необходимо предоставить справку, выданную организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой гражданин прошел повторное обучение практическим навыкам управления самоходными машинами

Категории «А» и «А1»

Категория «А» позволяет управлять ТС, которые эксплуатируются на дорогах, их скорость технически ограничена до полста километров в час. Категория «A1» имеет отношение к внедорожным автомобилям, которые включают в себя квадроциклы и снегоходы.

Соответствующая категория включает в себя наиболее распространенные тракторы для мотоциклов. Появление прав на категорию «А1» связано со значительным увеличением количества таких транспортных средств на дорогах Российской Федерации. Ответным действием на это явление стало урегулирование в отношении водителей квадроциклов, позволяющее гарантировать высокую безопасность иных участников дорожного движения.

В чем особенность водительских прав категории А1?

Тем, кто не успел детально изучить правила получения документа и имеют слабое представление о том, какие именно права нужны для снегохода и квадроцикла, важно понимать, что в обычном водительском удостоверении нет категорий для квадроциклов. Как уже упоминалось выше, это может помочь в сдаче экзаменов на КВ и СН и ничего больше

Но в так называемых «правах для трактористов» есть целых две категории — «А» и «А1». Однако они не имеют совпадений с теми же сертификатами и выдаются водителям мотосредств.

Нужны ли права?

Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.

А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?

Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно…А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.

Более подробно о сдаче на права А1 смотрите на видео:

Кроме того, водитель должен соблюдать правила вождения, правила техники безопасности и быть не младше 16 лет. Так гласит законодательство РФ, регламентирующее правила езды на снегоходе.

Кто-то сейчас возмутится: как же так? Ведь это всего лишь снегоход, почему столько требований! Но не будем критичны: снегоход – скоростное транспортное средство, которое не менее, а даже более, чем автомобиль, может навредить окружающим при несоблюдении правил вождения.

К тому же нужно потренироваться, чтобы управлять таким мощным железным конем, так как его главной особенностью является не самый легкий центр тяжести.

Садясь за руль снегохода, будь это Ямаха , Ермак, Викинг 540, Динго 150, БРП, Варяг 550, Поларис или любой другой, без прав, стоит помнить, что существует система штрафов, применяемых к водителям незарегистрированного снегохода или не имеющих прав.

Штраф езды без прав составляет 2500 руб. Очень даже немалая сумма, наводящая на мысль, что лучше быть ответственным, законопослушным водителем, дешевле выйдет.

Но, запомните: система штрафов действует только в том случае, если сотрудник патрульной службы поймал вас на проезжей части, где действуют правила вождения. Если по какой-то нелепой случайности, вы повстречали гаишника в лесу, то здесь он уже не имеет никаких полномочий штрафовать вас.

Хотя… встретить в лесу сотрудника ГАИ такая же плохая примета, как встретить перебегающего дорогу белого зайца. Но бывают и исключения из правил.

Но, если в лесу штрафы не актуальный вопрос, то, если вам вздумается поставить снегоход на стоянку или просто под окна своего жилого (в особенности, многоквартирного) дома, то оштрафовать за отсутствие прав вас может не только представитель ГИБДД, но и простой участковый.


Штрафы

Вот такие нюансы, которые следует помнить, дабы не попасть в нехорошую ситуацию. До 2015 года вопрос с правами на снегоход не был столь жестким. Прежде была возможность сдать права экстерном при наличии водительского удостоверения на легковой или грузовой автомобиль. Теперь экстернат невозможен.

Придется проходить полное обучение, с обязательной сдачей экзаменов, теоретической и практической части.


Права

Но как получить права на снегоход и квадроцикл? Об этом мы расскажем далее.

Обучение управлению

Вождение самоходного транспортного средства требует специальных знаний и навыков, которые приходят от водителя во время обучения. Обучение можно пройти в учебных заведениях, имеющих лицензию на осуществление такой деятельности. Учащиеся обучаются по специальным программам профессионального образования или по дополнительным программам профессионального образования.

Обучение длится 3-4 недели в учебном центре. Этого времени достаточно для того, чтобы учащиеся прослушали лекции теоретического курса, в том числе основы ПДД и правил эксплуатации снегоходов. Стажер должен знать нюансы машины и полный список её поломок. При любой неисправности, которая произошла вдалеке от города или при отсутствии средств коммуникации, водитель не должен иметь проблем с её разрешением в будущем.

После прохождения тестирования в учебном учреждении, кандидат должен подтвердить, что научился. После этого нужно сдать полный экзамен в Гостехнадзоре на получение УТМ подкатегории А1. Экзаменационный тест содержит две части – теорию и практику.

Теория

Если кандидат имеет необходимый навык и может сдать экзамен, не проходя практические занятия, то в автошколе разрешается ему сдать только теорию. Тем не менее, желательно взять хотя бы один урок вождения, чтобы понять, какие навыки и умения будут продемонстрированы на экзамене в Гостехнадзоре.

На теоретическом этапе студенты подготавливаются по билетам, которые утверждены Министерством сельского хозяйства РФ.

Данный этап экзамена является тестом:

  • знаний основ правил дорожного движения;
  • пониманий технического устройства снегохода;
  • знаний правил безопасной эксплуатации ТС и вариантов оказания первой помощи при разных авариях.

Сдавать экзамен несложно тем кандидатам, которые посещают лекции и учат билеты. Приобрести билеты для сдачи экзамена сложно, но они доступны в Интернете. Успешная сдача теории дает доступ к практической части экзамена, которая действительна в течение трех месяцев. Если кандидат не сдаст практическую часть экзамена в этот период, он должен повторить тест.

Если кандидат не сдаст теоретическую часть, он имеет право повторить это испытание через неделю. Трижды получив отрицательные результаты за теоретическую часть теста, студент возвращается на курсы обучения в автошколу.

Практика

Практическая часть теста состоит из двух этапов: вождение снегохода по шоссе и по городским дорогам. Первый этап несложен:

  1. Демонстрация способности кандидата выполнять элементарные упражнения на автомобилях в искусственных условиях замкнутого пространства.
  2. Вход в бокс на заднем плане, навигация через зеркала.
  3. Управление снегоходом с прицепом.
  4. Разворот в замкнутом пространстве.
  5. Аварийное торможение и остановка за 15 см до линии останова при движении на разных скоростях.
  6. Вход в эстакаду.

Вторая часть практического экзамена реализуется в городе с соблюдением всех правил дорожного движения РФ и нормативов безопасности. Эксперт оценивает способность кандидата маневрировать на самоходном ТС в потоке движения, а также контролировать ситуацию на дороге и реагировать на нее безошибочно.

В случае неудачи практического теста, кандидату назначается повторная сдача, не раньше, чем через неделю после неудачной сдачи. Трижды кандидат, проваливший практическую часть экзамена, должен будет получить дополнительные занятия в автошколе. При этом, в случае последующей переэкзаменовки, студент должен передать справку из учебного заведения о прохождении курса обучения. Порядок сдачи экзамена в органах государственного технического надзора отражен в пунктах 20 и 21 Постановления 796.

Кто может проводить экзамены

Экзаменационную комиссию по выдаче УТМ возглавляет специалист Гостехнадзора со специализированной подготовкой.

Специалист должен соответствовать определенным требованиям:

  • возраст — больше 23 лет;
  • наличие УТМ такой категории, где осуществляет прием экзамена;
  • соответствующее высшее или среднее техническое образование.

В случае некачественного оказания услуг инспекцией Гостехнадзора, например, специалист отказывается принимать документы, нарушает сроки, требует дополнительные справки и свидетельства, а также плату или наблюдается ненадлежащее поведение работников, кандидат может обратиться с иском в вышестоящие инстанции и в суд.

Жалоба может быть доставлена лично, размещена в специальном разделе портала Государственной службы или отправлена по почте, и она рассматривается государственными органами в течение 30 дней после ее регистрации.

Нюансы получения

Предусмотренные законодательством:

1. Обучаться человек вправе с 14 лет, а в 16 – получить корочку. Таким образом, управлять самоходной машиной сможет и подросток, не дождавшийся совершеннолетия.

2. Водительское удостоверение А1 категории охватывает «китайские» квадрики, горные снегоходы и тракторы.

3. Проходить «тракторное» обучение не обязательно. В филиалах Гостехнадзора имеются сокращенные курсы. Где желающие узнают азы управления техникой, особенности конструкции и другие полезные сведения. Можно отдельно пройти автошколу, подтянув знания ПДД.

Просто специальных «квадрошкол» – в стране нет. Вдобавок, если были, пришлось бы устраивать там длительные полугодичные курсы. Надо изучать оба транспортных средства – отдельно снегоход и потом квадроцикл. Зимой владелец может использовать оба, летом нет. Или создавать 2 подкатегории, чтобы люди могли выбирать предмет изучения.

Ответственной организацией за выдачу и контролем ВУ считается не ГИБДД, а Гостехнадзор. Он отвечает за различные механизмы, включая подъемные краны и летние аттракционы в парках.

Важно! Если человек ранее (до наступления 01.01.2000) получал ВО «А» категории, он сможет взять А1 сразу, без экзаменов и обучения. Получается, мотоциклисты, ездившие с 1999 года, могут посетить Гостехнадзор, отнести нужные документы и взять права

Получается, мотоциклисты, ездившие с 1999 года, могут посетить Гостехнадзор, отнести нужные документы и взять права.

Необходимость прав на квадроцикл

Нужна ли регистрация снегохода

Приобретая снегоход, потенциальный хозяин должен осознавать, что покупает самоходную технику, требующую к себе особого внимания и ответственности. Мотоспецтехника с объёмом двигателя более 50 см3, неукоснительно должна быть поставлена на учёт в региональное подразделение Гостехнадзора. При этом, если ТС развивает скорость движения свыше 20 км/ч, то владельцу следует заняться обязательным в данной ситуации оформлением полиса ОСАГО.

Довольно часто люди, купившие снегоход для нечастых выездов в деревню либо в малолюдное место, не считают нужным тратить время и деньги на его регистрацию.

Эта позиция неверная и может принести проблемы счастливому обладателю мотовнедорожника:

  1. Угон незарегистрированного снегохода. Такое ТС легко угнать и сложно найти, потому что оно не имеет персонального номера и не внесено в единую базу данных. Преступники любят угонять такую технику, ведь её можно впоследствии поставить на учёт и продать дороже незарегистрированной.
  2. Штраф. Эксплуатация незарегистрированной машины может принести её владельцу наказание в виде серьёзного штрафа либо лишения прав управлять любым ТС сроком на 1 год.
  3. Договор купли-продажи. Проводящие рейды сотрудники ГИБДД и Гостехнадзора скрупулёзно проверяют бумаги на технику. Чтобы ездить на нелегальном ТС, владельцу придётся всегда возить договор с собой и каждый раз доказывать, что мотосани приобретены недавно и просто перегоняются из одного пункта в другой.
  4. Продажа снегохода. Реализация любых незарегистрированных транспортных средств в России запрещена. В дальнейшем, если хозяин ТС захочет его продать, ему придётся сначала его зарегистрировать, при этом заплатить штраф за несвоевременную постановку на учёт. К тому же, если владелец продаёт незарегистрированный снегоход, машина существенно теряет в цене, а новый владелец приобретает хлопоты, объясняя в госорганах факт приобретения нелегального мотовездехода.
  5. Авария. Нередки случаи, когда, завидев стражей порядка на дорожных и внедорожных просторах, граждане на своих снегоходах пытаются обратиться к бегству. Погоня может иметь плачевные последствия как для водителя, так и для техники. Управлять зарегистрированным ТС гораздо спокойнее и безопаснее.

Как получить права на снегоход и квадроцикл

Ездить на снегоходе или квадроцикле возможно не с 18 лет, а уже с 16 (при этом учиться допустимо в 14 лет). В остальном отличий нет, процедура получения стандартная. Следует обратиться в любое учреждение, которое обучает вождению и пройти курс. Он длится недолго, однако позволяет узнать всю необходимую информацию. После нужно посетить Гостехнадзор, сдать экзамен и получить документ.

Процесс обучения и сдачи экзаменов

Курс не затрагивает темы, касающиеся трактора и другой крупной техники. В филиалах Гостехнадзора нередко предлагают пройти сокращенные курсы. Перед тем как получить права на квадроцикл и снегоход, будущий водитель осваивает правила ПДД, безопасное вождение самоходных машин, оказание первой медицинской помощи, техническое обслуживание ТС и самостоятельный ремонт.

Теоретическая часть сдается по билетам, иногда в электронной версии. Практика разделена на 2 этапа: автодром и город. Кандидату нужно на площадке:

  • тронуться с места на эстакаде;
  • выполнить заезд в гараж;
  • развернуться;
  • показать умение тормозить на разных скоростях.

Как правило, экзамен в Гостехнадзоре для получения прав на снегоход или квадроцикл проходит проще и быстрее, чем на остальные виды техники. В случае неудачи пересдать его можно уже через 7 дней. Если 3 попытки не увенчались успехом, придется повторно пройти курсы и предоставить сертификат.

Какие нужные документы

Для прохождения обучения или экзамена в Гостехнадзоре нужно заранее подготовить документы. В учебном центре обычно их собирают заранее, а перед аттестацией передают в государственную инспекцию. Какие документы нужны в любом случае для вождения квадроцикла и снегохода:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт гражданина РФ, а также копия главной страницы и прописки;
  • медицинскую справку;
  • удостоверение тракториста-машиниста или водителя (при наличии);
  • несколько фотографий размером 3 на 4 см;
  • квитанцию, которая выдается после оплаты госпошлины.

Этот вопрос планируется вынести на рассмотрение рабочей группы Госсовета по вопросам туризма


фото: pixabay.com

Развитию снегоходного и мотовездеходного туризма в стране препятствует несовершенство законов. Чтобы вывести из тени перспективное направление внутреннего туризма, по мнению сенаторов, необходимо упростить допуск граждан к управлению вездеходами, а надзор за этими видами техники передать в МВД.

Туристы-трактористы

Сейчас все внедорожные мототранспортные средства относятся к категории А1, то есть для управления квадроциклом или снегоходом на законных основаниях потребуется удостоверение тракториста-машиниста, которое выдаётся в Гостехнадзоре. Обычные водительские права не позволяют управлять квадроциклами, даже если в них открыты все категории. Сотрудник ГИБДД в этом случае вправе выписать штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения до 15 тысяч рублей, а мотовездеход отправить на штрафстоянку.

1,5
тысячи штрафов
были выписаны Гостехнадзором в 2019 году за эксплуатацию снегоходов и квадроциклов без удостоверения тракториста

Как рассказал 8 декабря член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын на «круглом столе», посвящённом развитию снегоходного и мотовездеходного туризма, из-за названных ограничений перспективная отрасль сейчас находится в полулегальном состоянии.

«Массовый турист не пойдёт заблаговременно получать права тракториста перед тем, как отправиться на зимний курорт», — отмечает он.

По словам сенатора, во всём мире это работает по-другому: турист, в том числе из России, может взять в прокате снегоход, предоставив водительское удостоверение категории B. И только у нас в стране в Минсельхозе вцепились руками в право выдачи удостоверения тракториста-машиниста, не позволяя сдвинуть проблему с мёртвой точки.

Это приводит к тому, что людям, увлечённым таким видом туризма, проще уйти в тень. По экспертным оценкам, количество снегоходной и мотовездеходной техники, стоящей на регистрационном учёте, в несколько раз ниже, чем количество проданной техники. К слову, на учёте Гостехнадзора сейчас находится всего 50 тысяч снегоходов-вездеходов.

Различным прокатным фирмам в этих условиях приходится идти на хитрость, получая лицензию на обучение практике управления специальной техникой, хотя цель у туриста иная.

ГИБДД против

По мнению участников «круглого стола», представляющих не только традиционно «зимние» российские регионы, развитие снегоходного и мотовездеходного туризма придаст значительный импульс малому и среднему бизнесу. И речь не только о продаже, ремонте и обслуживании снегоходов и квадроциклов, но и о появлении всевозможных кафе, ресторанов, гостиниц и домов отдыха вдоль туристических трасс.

За изменение ситуации выступает и Минпромторг, который в случае снегоходного бума видит выгоду в локализации и развитии собственного производства специальной техники у нас в стране. Но прежде в отрасли следует навести порядок, поручив МВД контроль за внедорожными средствами передвижения.

Однако дополнительной нагрузке изо всех сил противится ГИБДД, приводя при этом неубедительные аргументы. Так, по словам начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГУОБДД РФ Сергея Фомочкина, допускать водителей с автомобильными правами на снегоход нельзя, так как принципы управления у гусеничной и автомобильной техники разные. А отсутствие устойчивых навыков вождения снегохода может привести к печальным последствиям.

Ежегодный экономический эффект от снегоходной индустрии
США — 26 млрд долларов;
Канада — 7 млрд долларов.

Но при этом упускается из виду, что более 90 процентов обладателей удостоверения тракториста-машиниста сдавали экзамены в Гостехнадзоре на вполне себе колёсных квадроциклах.

«Полтора года назад в Совете Федерации мы уже проводили «круглый стол», где поднимались все эти вопросы, однако за это время ничего не сдвинулось с места, — напомнил сенатор Алексей Синицын. — Не имея возможности преодолеть инерцию, мы хотим вынести этот вопрос на рассмотрение рабочей группы Госсовета по направлению «Туризм».

Одним из выходов может быть передача решения этой проблемы на региональный уровень, полагает сенатор от Мурманской области Константин Долгов.

«Давайте дадим возможность регионам самостоятельно решать проблему регулирования снегоходного туризма, если на федеральном уровне договориться не можем», — предложил он.

По мнению Долгова, упрощённый допуск к управлению снегоходом обладателя водительских прав можно, например, предусмотреть для организованной группы туристов под руководством опытного инструктора.

Заключение

Помните, несмотря на простоту вождения и эксплуатацию вне дорог общего назначения, любой мототехникой можно управлять исключительно при наличии соответствующих прав. Которые, как вы теперь знаете, выдают не только в отделениях ГИБДД, но и в Гостехнадзоре.

На этом всё. Задавайте вопросы, оставляйте комментарии. Не забывайте делиться прочитанной статьёй с друзьями, нажимая на кнопки соцсетей.

Подписывайтесь на блог, если ещё не сделали этого, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Удачи в получении прав, на какой бы то ни было транспорт и интересных маршрутов. Всего доброго!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий