Как стать киберспортсменом в CS GO, если я всё это понимаю?
Ключевая и практическая часть — выход из ноунейма в чемпиона с мировым именем (точнее, ником). Какой алгоритм, если коротко?
- Хороший уровень игры.
- Сбор команды.
- Наличие социальных сетей.
- Twitch.
- Умение коммуницировать.
- Знание русского и английского языка (для СНГ-игроков).
- Возможность переезда.
- Свободное время.
- Минимальные ожидания.
Разберем все пункты по отдельности.
Хороший уровень игры
Если вы взяли Global Elite в CS:GO и считаете, что играете хорошо, то попробуйте поиграть на FACEIT. Если вы и там возьмете 10 LVL без проблем, то вы действительно сильный игрок.
faceit
Но вам нужно не просто уметь стрелять, как мы писали выше, вам нужно не теряться во время клатчей, не паниковать, всегда оставаться хладнокровным и уметь «тащить» на себе катки.
Сбор команды
Это основной пункт. Он требует более детальной проработки. Вы можете собрать свою команду и отправиться на покорение турниров от тех же ESEA. Открытые квалификации на аматорки — ваше всё. По началу призовые в виде 5 000$ будут роскошью.
Второй вариант — пробиться в соло в академию к какой-нибудь команде. Это моментальная известность и статус профессионального игрока. Да, даже в 13-15 лет уже можно быть профессионалом.
Третий вариант — стать максимально полезным в инфопространстве. То есть мы переходим к следующему пункту.
Наличие социальных сетей и Twitch
Если вы не собираете команду, то вам нужно стримить и вести социальные сети — VK, twitter обязательно. Стримить на твиче — основа для киберспортсмена. Иначе вас просто не заметят.
Начните стримить, создайте твиттер и группу в VK, постепенно набирайте фан-базу, больше тренируйтесь и ведите социальную активность. Успех придет, но не сразу.
Рано или поздно вас могут пригласить на собеседование в команду ТИР-4-3 уровня. Это будет хорошим показателем.
Знание языка
Это не такой важный пункт, могут сказать некоторые игроки. На самом деле понимание карты на другом языке даст вам невероятный буст. Игроки с FACEIT поймут.
Возможность переезда
Сейчас, когда большинство турниров проходят в онлайне, переезжать потребуется только в том случае, если вам об этом сообщит руководство. Тем не менее, если вы хотите стать киберспортсменом, то придется смириться как с постоянными тренировками, так и несколькими неделями в году, которые вы будете проводить дома.
Свободное время
Почти самый важный пункт. Свободное время — это мягко сказано. Вам нужна дисциплина, причем очень жесткая. Примерно так:
- Время подъема.
- Время на тренировки.
- Время на праки.
- Время на просмотр демок.
- Время на еду.
- Время на свои дела (обычно очень мало).
- Время на сон.
Все это нужно распланировать и делать каждый день (без учета выходных).
Минимальные ожидания
Самое важное. Когда вы делаете выбор в сторону киберспорта, а не другой профессии или навыка, то шагаете в неизвестность
Как и в любом другом случае. Редко получается что-то феноменальное. Да и киберспортсменов в мире всего пара тысяч, в то время как в CS:GO играют миллионы.
- Не ждите, что все получится сразу.
- Пытайтесь, но не огорчайтесь, если не получилось спустя какое-то время.
- Найдите в этом страсть.
Как объяснить родителям, что вы хотите стать киберспортсменом ?
Это одна из главных проблем молодого игрока. Представляйте как много юных талантов потеряла сцена?
Не всегда родители понимают, что киберспорт — это серьёзная соревновательная деятельность. Скорее они придерживаются консервативного мнения и для них это просто “игрушки”. Почитав биографию игроков, можно заметить, что почти всегда родители относились очень скептически к играм, только иногда поддерживали юных профессионалов. Так как же справляться с этим? Для начала посмотрим, что же на этот счёт скажут профессионалы.
Игрок команды Gambit по CS:GO Абай HObbit Хасенов:
Я играю с детства, и родители всегда поддерживали меня, несмотря ни на что. Даже когда киберспорт не приносил мне никакого дохода, родители всё равно продолжали верить в меня. В том, что киберспорт может стать не только хобби, но и работой, они убедились, когда нас с командой Tengri отправили в Санкт-Петербург на буткемп. Тогда мне впервые предложили контракт с зарплатой.
Игрок Natus Vincere по Dota 2 Владимир None Миненко:
Я сказал, что еду в Америку (после квалификации на The International 2015). Думаю, они и сами поняли, что это очень серьёзно.
Лариса Волошина, мама Ильи «Lil» Ильюка игрока по Dota 2:
Я всегда всерьез воспринимала любые увлечения сына и по возможности старалась ему помочь, и вне зависимости от того, простой он парень или мировая звезда в “Доте”, я всегда им гордилась и горжусь.
Капитан команды Liquid по CS:GO Джейк Stewie2k Йип:
Поначалу, когда я просто играл и не получал за это деньги, у меня постоянно пытались забрать компьютер. Хотели, чтобы я участвовал в семейных вечерах, гулял, а мне всего этого не хотелось. Конечно, сейчас ситуация изменилась.
Бразильский игрок в CS:GO Эпитасио TACO де Мело:
Разумеется, меня не поддерживали (смеется). Мама всегда ворчала: “Все играешь? Найди занятие получше! Что ты делаешь?”. Это естественно: моей маме 55 лет, ей все это было непонятно, я осознаю это. Сейчас все будет иначе, если, например, у меня появится сын. Мне повезло, что я хорошо учился, так что контраргументов у нее особо не было (смеется). Теперь CS стал моей работой, а она — моим самым преданным фанатом: поддерживает меня, ходит на турниры, плачет и празднует. Но поначалу было сложно.
Как мы видим, до первых результатов сложно будет что-то сказать, чтобы полностью переубедить семью. Попытайтесь правильно выразиться, покажите им игру и как именно вы можете на ней зарабатывать. Отдельно стоит отметить, что для многих родителей важна учеба, ведь образование вам пригодится в любой ситуации. Однако, всегда можно совместить своё обучение с игрой, об этом мы поговорим далее.
Эпоха открытий
Вот вам несколько ярких примеров о том, как люди разных возрастов и профессий находили себя в киберспорте.
Алан «Nahaz» Бестер — 45-летний преподаватель экономики, статистики и бизнеса. Он в киберспорт пришел из своей сферы, отработал чуть меньше десяти лет и ушел преподавать снова, дав место молодым. Хостил The International 2019 и 2018, а также несколько Мейджоров по Dota 2 и довольно успешно. Дота – игра нёрдов и любителей цифр, так что он отлично вписался.
Жером Купе начинал агентом в традиционном спорте (Формула 1), а затем открыл собственное Prodigy Agency. Сейчас у его компании куча известных клиентов, и он продвигает комфорт про-игроков и независимость от киберспортивных организаций. Его клиенты — ZyWoo, apeX, TenZ, Scream и многие другие.
Мэттью Хву – дипломированный физиотерапевт и ортопед, организовал собственную медицинскую компанию и работает с ведущими командами Северной Америки и Европы, заботясь о здоровье игроков. Основатели киберспортивной организации Gaimin Gladiators получили опыт за время ведения родительского бизнеса, нашли инвесторов и сейчас имеют составы по нескольким ведущим дисциплинам. Манон Божан сейчас ведет соцсети OG, хотя несколько лет назад была обычным ньюс-райтером для GosuGamers.
И так далее. Примеров, когда люди либо начинали с малого и добивались успеха, либо приходили на новые позиции и тоже преуспевали – очень много. И сейчас самое время чтобы поучаствовать в развитии киберспорта.
Чем занимается киберспортсмен
Designed by DCStudio/freepik
Киберспортсмен — это игрок в различные компьютерные игры, чаще всего командные. Наиболее популярные на данный момент дисциплины: CS:GO, DoTa 2, League of Legends, PUBG Mobile, Fortnite.
Сейчас киберспорт пусть и молодая, но уже значительная индустрия. По каждой игре проводят свои турниры, у каждой есть лиги, призовые фонды, а у команд — спонсоры. В каждой дисциплине есть свои чемпионы и звезды, которые нередко имеют персональные рекламные контракты, одним словом, всё, как в «настоящем» спорте.
Существует также Федерация киберспорта России, которая организует состязания различного уровня. Кроме того, сравнительно недавно Министерство спорта РФ утвердило нормативы для киберспортсменов, причем касаются они и физической подготовки участников.
Соответственно, подбор «снарядов» (то есть игр) для состязаний зависит от предпочтений игрока: одни соревнуются в сетевых командных шутерах, другие специализируются на тактических RTS (Real Time Strategy), третьи — на пошаговых стратегиях, четвертые — на мобильных играх.
Тем не менее, каждая киберспортивная дисциплина отвечает определенным критериям:
Командное взаимодействие;
Сравнительно короткие сессии игры от 20 до 60 минут;
Взаимодействие в реальном времени;
Баланс различных механик.
Чем конкретно занимается киберспортсмен? Во-первых, много и интенсивно тренируется, набивает навыки (скилл), во-вторых, принимает участие в соревнованиях и спаррингах. Турниры при этом могут проводиться как по интернету, так и в локальных сетях (LAN-турниры). Последние, к слову, как раз и являются наиболее зрелищным и наиболее профессиональным видом киберспорта: туда съезжаются топовые команды, организованы трансляции и есть внушительные призовые фонды.
Для любого киберспортсмена главное — поднимать личный рейтинг в игре, как индивидуальный, так и командный. Собственно, тут всё точно так же, как и в любом другом виде спорта. Для этого нужно много тренироваться и учиться слаженности.
Ментальное и физическое здоровье
Очень важный фактор — соблюдение духовного и физического здоровья. Сидеть перед монитором 12 часов в сутки, может очень негативно сказаться на вас, даже если вы уделяйте время любимо делу.
Дисциплина
Чтобы ваши труды не были напрасными, можно создать график работ, куда войдут тренировки по CS:GO, банальная прогулка или физическая нагрузка.
Отдых
Не менее важный совет — не забывайте отдыхать от игр, даже обычное посещение кинозала даст вам нужный приток сил и мотивацию, как бы это парадоксально не звучало.
Занятие спортом
Все люди психологически не идеальны, у каждого есть свои головные проблемы, например, с самооценкой человека. Спорт выполняет роль некого спасителя в этом плане, — это вам может отлично начинать день или его заканчивать. Ведь как сказал действующий игрок команды Astralis Андреас Xyp9x Хойслет “мне кажется, что 80% профессионального CS:GO — это психология”
Где набираться опыта в турнирах?
Чтобы набраться опыта в турнирах, порекомендуйте подростку участвовать в различных онлайн и офлайн соревнованиях. Информацию о них выкладывают на различных сайтах, связанных с киберспортом. В подобных турнирах могут зарегистрироваться даже новички. А если им удастся проявить себя, то они смогут участвовать в дальнейших соревнованиях. Более крупных, престижных и высокооплачиваемых.
Также, тинейджер может попробовать поучаствовать в любительских онлайн-турнирах. Например, тех, которые проводятся различными компьютерными клубами, расположенными в его городе. В них тоже довольно интересные условия игры. Которые позволят набраться первого опыта в киберспорте.
Как стать киберспортсменом?
Чтобы стать киберспортсменом, подростку нужно приложить к этому процессу усилия. Он должен всецело полюбить выбранную игру. Начать играть в нее по несколько часов в день. Уметь побеждать своих соперников. И идеально разбираться в игровых аспектах.
После этого, когда подросток увидит объявление о начале какого-либо чемпионата, он должен принять в нем участие. Если подростку нравится определенная командная онлайн-игра, то он в обязательном порядке должен попытаться создать свою команду. Попытаться возглавить ее. Или вступить в уже имеющуюся. Так юный специалист сможет начать карьеру киберспортсмена.
В киберспорте очень важен навык игры
Подростку предстоит постоянно совершенствовать свои навыки. Разучивать новые фишки. И техники того, как побеждать в тех или иных ситуациях.
Подросток должен понимать, что навык игры – один из самых главных аспектов в киберспорте. Если он будет находиться на низком уровне, то никаких результатов занятие не принесет. Подросток не станет востребованным киберспортсменом. Потому, что игроков, не умеющих играть, в популярные команды не берут. И, соответственно, не платят им высокую заработную плату.
Сколько можно зарабатывать в киберспорте?
В большинстве дисциплин нет никаких регламентов, касающихся размеров зарплат и трансферов — все обсуждается между командой и игроком. Но есть и исключения: например, в Rainbow Six и League of Legends все отношения «команда-игрок» проходят с участием издателя игры. Поэтому начать изучение можете с поисков таких ограничений.
Теперь перейдем непосредственно к известным цифрам — на профессиональном уровне диапазоны примерно такие:
- малоизвестные молодые организации платят игрокам в районе 200-1000$ в месяц;
- топовые команды могут платить новичкам от 500$ со старта, или в районе 1000-3000$, если к ним переходит уже известный геймер;
- топовые игроки, которые известны сами по себе, и имеют свою фан-базу, могут рассчитывать на индивидуальные условия и на зарплаты в 5-15$ тысяч.
Конечно, цифры могут сильно отличаться в зависимости от дисциплины. Например, в PUBG зарплаты измеряются пятизначными суммами в очень редких случаях, и многие прогеймеры получают по 1500-2000$, за исключением самых топовых команд. В более медленную и менее зрелищную World of Tanks зарплаты еще ниже: только у топов превышают 1000$. Тогда как в CS:GO зарплаты в несколько тысяч — нормальное дело, а топы могут иметь и по 10-20$ тысяч в месяц.
Выше были приведены только «оклады», которые игрок получает ежемесячно, как зарплату. Сверху нее уже могут начислять призовые, бонусы от рекламодателей, премии за личные достижения (если они полагаются в команде) и прочие доходы (мерч, стримы, тренерство).
Примеры доходов некоторых про-киберспортсменов из разных дисциплин
Сразу скажем: примеры ниже — единичные случаи, и равняться на них не стоит, почти все киберспортсмены и близко столько не зарабатывают. Это будет то же самое, что равняться на доходы Месси или Роналдо, выступая за футбольный клуб маленького города. Но ради интереса все-таки посмотрим, сколько же получают некоторые киберспортивные легенды.
Fortnite: непобитый рекорд — доход в 3$ млн всего за 1 турнир. Столько сорвал 16-летний на тот момент американец Bugha за победу на ЧМ-2019, и сразу ворвался в топы самых богатых киберспортсменов.
CS:GO: несмотря на то, что в CS нет аналога The International (турнир по Dota 2 с многомиллионными призовыми), тут есть много турниров помельче, где разыгрывают сотни тысяч долларов. Поэтому в топах тоже хватает миллионеров. Лидеры — игроки датского клуба Astralis, которые в период 2017-2019 только на призовых заработали от 1.52$ млн до 1.93$ млн. Самым богатым из жителей СНГ стал украинец s1mple, играющий за NAVI: только за эти же годы только с призовых он поднял 1.17$ млн.
Dota 2: по «доте» доходы в миллионы долларов — уже норма. Например, только за последние годы только за победы на самых крупных турнирах рекордные заработки составляли:
- n0tail: 7.18$ млн;
- JerAx: 6.47$ млн;
- ana: 6$ млн;
- Ceb: 5.77$ млн;
- Topson: 5.69$ млн (этот игрок и предыдущие входят в состав европейской команды OG).
Из стран СНГ в «доту» за последние несколько лет заработал Miposhka из Team Spirit: 3.6$ млн.
World of Tanks: один из самых известных «танкистов» — россиянин Stanlox, которому чуть больше 20 лет. Путь до профи у него занял 2 года (2016-2018), в 2017 году он еще создал свой Ютуб-канал. Известно, что только с донатов со стримов он имеет около 400 тысяч рублей в месяц.
Плюсы и минусы киберспорта
Если появилась решимость заняться киберспортом, важно знать, что ожидает игрока на этом пути. Чтобы не раствориться в иллюзиях, надо изучить положительные стороны данного спорта, и быть готовым к неизбежным трудностям
Преимущества киберспорта
Источник дохода. Про-геймеры с опытом успешных выступлений получают кроме призовых выплат стабильную зарплату и процент от рекламы. Широко известные игроки заключают долгосрочные контракты, их гонорары не уступают заработку звезд мирового спорта.
Возможность превратить увлечение в профессию. В киберспорте не могут добиться успеха случайные люди. В профи идут истинные ценители игры, готовые посвящать этому делу много времени. Получать за любимое занятие деньги — большая удача.
Расширение круга общения. Кроме турниров, есть множество сайтов, форумов и сообществ, где геймеры знакомятся, делятся опытом, налаживают дружеские отношения или деловые связи. Выбрав эту профессию, даже закостенелые отшельники часто становятся контактными и общительными людьми.
Признание общественности. Именитые профи, чьи игры транслировались на широкую аудиторию, быстро становятся медийными персонами. Их приглашают сниматься в рекламных роликах, они дают интервью и участвуют в фотосессиях.
Возможность путешествовать. Большие турниры и малые соревнования проходят на всех континентах, благодаря чему киберспортсмены могут оценить красоту дальних стран. Организаторы оплачивают перелеты и проживание, помогают оформить документы на выезд, создают комфортные условия. В свободное от работы время игроки знакомятся с культурой страны, осматривают достопримечательности.
Отсутствие допинга. Не существует препаратов, стимулирующих геймера лучше играть. Единственное исключение — безалкогольные энергетики, которые предлагают спонсоры на турнирах. В качестве рекламы они присутствуют на столах игроков, но пить их никто не заставляет.
Широкий спектр деятельности. Карьера про-геймера обычно заканчивается после 30 лет, это спорт для молодых. Но многие игроки не «выходят в тираж», а переквалифицируются. Они становятся менеджерами, комментаторами (стримерами), букмекерами и аналитиками.
Место проживания, национальность, образование. Для игры не имеет значения, где живет геймер, его национальность и образование. Определяющий фактор — уровень профессионализма.
Если любитель удачно выступает на малых турнирах онлайн, проявляет свой талант и мастерство, его обязательно заметят.
Недостатки киберспорта
Чтобы трезво оценивать профессию киберспортсмена, надо знать сопутствующие недостатки:
Риск не добиться желаемых результатов. Для успеха надо быть стратегом и тактиком, иметь быструю реакцию и высокую моторику. Необходимо обладать смелостью, умением мгновенно принимать верное решение, а упорными тренировками не всякий навык можно получить.
Начальный капитал. Когда геймер начинает соревноваться с опытными игроками, для победы важны мощность персонального компьютера, качество рабочей гарнитуры (монитор, мышка, клавиатура). Первые поездки на турниры часто спортсмен оплачивает самостоятельно. Хорошая техника и путешествия требуют немало средств.
Нехватка свободного времени. Тренировки занимают 8-12 часов в сутки и больше. Любая другая служба имеет рабочий график, в киберспорте не существует лимитов. Профессионалы посвящают себя игре, постоянно совершенствуя мастерство.
Малоподвижная работа. Сидячий образ жизни затормаживает кровообращение, негативно влияет на функционал организма. Если не выполнять комплекс упражнений, то многочасовое сидение в кресле перед монитором может отразиться на состоянии здоровья.
Нестабильный и невысокий заработок. На старте карьеры новички не имеют стабильного дохода. Первое время это призовые деньги или скромный месячный оклад. Поэтому надеяться сразу на высокий заработок не стоит.
Будущее киберспорта
Развитие мирового киберспорта тесно связано с прогрессом компьютерных технологий. Изначально любительские турниры превратились в профессиональные лиги, а в настоящее время крупные международные чемпионаты проводятся на живых стадионах, высокие призовые фонды стали нормой, достигая миллионов долларов. Несколько стран, включая Южную Корею, США и Россию, считают виртуальный спорт равноценным традиционным видам, и другие страны в Европе и Азии последовали их примеру.
В 2018 году Международный Олимпийский комитет официально признал киберспорт, рассматривая как потенциальное направление будущих Олимпийских игр
Это подтверждает растущую популярность и важность его как сферы деятельности
В 2022 году в России был утвержден государственный стандарт подготовки киберспортсменов, который требует от игроков уделять время не только работе за компьютером, но и телесным занятиям. Согласно данному документу, физические тренировки должны составлять значительную долю общего подготовительного процесса, от 25 % до 40 %
Это признает важность телесной формы для достижения высоких результатов в киберспорте
Таким образом, киберспорт продолжает развиваться и получает все большее признание как серьезная и значимая область деятельности.
Будущее киберспорта
В 2024 году в городе Казани планируется проведение турнира под названием «Игры будущего», посвященного фиджитал-спорту – слиянию киберспорта и традиционного. В его рамках будут проведены 15 дисциплин гибридного формата, объединяющих элементы как традиционного, так и киберспорта. Один из примеров фиджитал – гибридный футбол, где команды соревнуются как на симуляторе, так и на реальном поле, и победитель определяется по сумме очков, набранных в обоих видах игры.
В феврале 2023 года была открыта лаборатория компьютерного спорта на базе Научно-технологического университета «Сириус». Она будет заниматься проведением масштабных исследований, направленных на изучение психофизиологических возможностей и особенностей геймеров. Такое исследование поможет глубже понять факторы, влияющие на успех и производительность игроков, а также способствует разработке новых методик тренировок и подготовки в этой области.
Научно-технологический университет «Сириус» уже внедряет проект, связанный с междисциплинарным изучением спорта на примере Dota 2. В его рамках используются специальные устройства, которые отслеживают движения глаз геймеров и проводят электроэнцефалограмму во время игры. Собранные данные призваны помочь в применении навыков в других областях жизнедеятельности.
Киберспорт – это соревнования нового поколения, где успех определяется исключительно талантом, и случаи нечестной игры или мошенничества встречаются крайне редко. Каждый, у кого есть компьютер или смартфон с доступом в интернет, может добиться успеха в этой сфере.
В России присоединиться к киберспорту довольно просто: первые шаги можно сделать уже в школе или вузе. Существует множество отличных клубов и турниров, и видеоигры интересуют очень многих молодых людей. Большое сообщество добивается значительных успехов, и российские команды, геймеры часто становятся лучшими во многих известных дисциплинах.
Лучшие спортсмены могут зарабатывать миллионы долларов, но даже игроки среднего уровня имеют возможность получать несколько тысяч долларов в месяц. Однако успех не сводится только к результатам в соревнованиях – можно также попробовать себя в других областях, таких как комментирование матчей, тренерская деятельность или стриминг.
В большинстве случаев успех в киберспорте достигается молодыми. Средний возраст – около 22 лет, но начинать карьеру следует гораздо раньше. Важна поддержка со стороны родителей, семьи и друзей в этот период.
Во что соревнуются в России и мире?
Массовым киберспорт начал становиться с середины 90-х, причем тогда соревновались в DOOM, Quake, Unreal, Counter-Strike. Однако сейчас даже в России можно найти турниры по самым разным играм. По словам Дмитрия Грищенко, ФКС каждый год проводит чемпионаты, и в 2021 году они проходили сразу по шести дисциплинам:
- Dota 2 – многопользовательская боевая арена (официально жанр – multiplayer online battle arena), которая в свое время выросла из мода для Warcraft III. И хоть игра была выпущена еще в 2013 году, сейчас это самая активная киберспортивная дисциплина;
- StarCraft II – трехмерная стратегия в реальном времени, выпущенная еще в 2010 году;
- NHL 21 – продолжение (уже 30-я игра) спортивной хоккейной серии от Electronic Arts (подразделение EA Sports), выпущена в 2020 году;
- Tekken 7 – выпущенный японской компанией файтинг (рукопашный бой), впервые вышел в 2015 году на аркадных автоматах, а в 2017-м – на остальных платформах;
- DCL — The Game – симулятор гонки на дронах, вышел в 2019 году;
- Clash Royale – игра для мобильных платформ, стратегия в реальном времени с элементами коллекционной карточной игры, вышла в 2016 году.
Как видно, в списке есть далеко не все из того, во что в реальности соревнуются киберспортсмены. Например, достаточно вспомнить турниры по Counter-Strike, FIFA или по гоночным играм (они менялись чаще других), которые ФКС несправедливо оставляет за бортом.
Если же смотреть на мировые рейтинги, то первая пятерка самых популярных игр будет несколько иной. Так, один из рейтингов учитывает популярность игровых трансляций (чем больше зрителей на онлайн-играх – тем популярнее игра). И согласно ему, игры (кроме Dota 2 – она на четвертом месте) расположились так:
- League of Legends – это еще одна многопользовательская онлайновая боевая арена, причем вышла она аж в 2009 году. Тем не менее, на гранд-финале Worlds 2021 онлайн-трансляция турнира собрала 4 миллиона зрителей, что близко к рекорду от игры Free Fire;
- Counter-Strike: Global Offensive – шутер, который много лет подряд считается одной из ключевых киберспортивных дисциплин, продолжает набирать рекордные просмотры и до сих пор не собирается на покой;
- Mobile Legends: Bang Bang – самая популярная игра среди мобильных игр, еще один представители боевой арены. Игра 2016 года выпуска все еще пользуется популярностью – в 2021 году прошло 7 мировых турниров, собиравших более миллиона человек;
- PUBG Mobile – это мобильный шутер, одна из первых мобильных игр, ставших киберспортивной дисциплиной. По ней проводится огромное количество региональных турниров – особенно в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки;
- Valorant – шутер от первого лица от авторов League of Legends. Игра вышла не так давно (2020 год) и постепенно завоевывает признание публики.
То есть, мировой киберспорт быстро меняется – если раньше перечень дисциплин ограничивался «классическими» CS:GO, Dota и StarCraft II, то теперь в их число начинают входить и мобильные игры.
В целом же, отмечает Владислав Гречкин из Cyber Legacy, мировая аудитория киберспорта увеличилась до почти полумиллиарда человек, а в ближайшие пять лет она вырастет еще на 70%. То есть, киберспорт растет – и растет быстро, причем растет за счет привлечения аудитории с мобильных платформ.