Мокрый комплект
Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.
Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:
- спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
- под кофту – тонкую футболку или гольф;
- поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.
В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.
Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.
Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.
Дополнительные вещи, которые нужно взять с собой в самостоятельное плавание
Планируя поездку с семьей или друзьями, вы будете нести ответственность за большее количество собственного снаряжения. В дополнение к предметам, перечисленным для экскурсионного рафтинга , возьмите с собой защитное снаряжение и слои одежды, соответствующие погодным условиям.
Помните: безопасность — ваша ответственность. Никакая статья или видео в Интернете не могут заменить надлежащие инструкции и опыт — эта статья предназначена исключительно в качестве дополнительной информации. Убедитесь, что вы знакомы с надлежащими техниками и требованиями безопасности, прежде чем заниматься какой-либо деятельностью на свежем воздухе.
- Спасательный жилет: Ваше личное плавсредство — самая важная часть вашего снаряжения. Убедитесь, что ваша одежда плотно прилегает и остается на вас.
- Шлем: Шлем для гребли необходим для всех приключений на воде.
- Слои для теплой погоды: Для тёплых прогулок в воде наденьте купальный костюм или быстросохнущие плавки и верхний слой, защищающий вас от солнца. Также возьмите с собой изолирующий средний слой и водонепроницаемую оболочку, чтобы не пропускать воду — так вы будете готовы к изменению погоды.
- Слои для холодной погоды: для прогулок в воде, температура которой ниже 15 ° С, или когда прогнозируется ненастная или переменная погода, рассмотрите эти дополнительные предметы, которые помогут вам оставаться в тепле и сухости:
- Куртка с веслом: куртка с веслом поможет вам согреться сверху. Водонепроницаемая, дышащая дождевик тоже подойдет, но в топах, предназначенных для гребли, есть прокладки для более эффективного отвода воды.
- Перчатки для гребли: перчатки для гребли помогут согреть ваши конечности в холодной воде и в холодную дождливую погоду. И они предлагают дополнительное преимущество, помогая предотвратить образование волдырей.
- Брюки-брызговики: то же самое относится и к брюкам. Вы можете надеть любые непромокаемые штаны, но брюки-брызговики, предназначенные для плавания на воде, закрываются на лодыжках, чтобы вы оставались сухими. Их можно надеть поверх шорт или леггинсов, когда погода становится штормовой.
- Гидрокостюм или сухой костюм: Если вы планируете погружение в воду холоднее 20 ° С, вам понадобится гидрокостюм или сухой костюм. Гидрокостюм удерживает тонкий слой воды внутри костюма. Затем ваше тело прогревается в воде, поэтому вы остаетесь изолированными, но немного промокшими. Пинетки для гидрокостюма делают то же самое для ваших ног. Сухие костюмы — это водонепроницаемые костюмы, закрытые прокладками на шее, запястьях и лодыжках. Они сделаны для защиты от воды; обычно под ними надеваются изолирующие слои. Сухие костюмы обычно стоят дороже, чем гидрокостюмы.
Что надеть сверху
Выбор верха одежды зависит от личных предпочтений, температурных ощущений и опыта. Рекомендации по выбору во многом похожи на правила подбора беговой одежды. Но некоторые особенности связаны со спецификой трассы гонок с препятствиями – это броды, грязь, преграды, на которых можно порвать одежду.
Никаких натуральных тканей
Футболка ли это, майка или лонгслив – только искусственные технологичные ткани, которые быстро сохнут, хорошо отводят пот, меньше рвутся и трутся. Одежда на гонках с препятствиями всегда мокнет – хлопок и любая натуральная ткань не подойдут.
Компрессия
Лучше надевать одежду с лёгкой компрессией, при этом она должна быть достаточно эластичной, не слишком тесной и не сковывающей движений.
Футболки или майки свободного кроя – это подходящая одежда, но надо учесть, что они будут задираться на препятствиях, где надо лезть параллельно земле или вверх ногами. Одежда оверсайз совсем не подойдёт.
Прежде чем выбирать экипировку на гонку, оцените условия, в которые вы попадёте
Длинный или короткий рукав
Выбор зависит от температуры воздуха и личного удобства. На летнюю гонку с препятствиями лучше надевать короткий рукав, чтобы не перегреться. С другой стороны, длинный рукав лучше защитит от ссадин и грязи, а также от солнца и, соответственно, обгорания.
В прохладную погоду точно нужен длинный рукав. На зимний забег – три слоя одежды.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Три слоя экипировки для зимних гонок с препятствиями
Это правило отлично известно всем бегунам. Первый слой – термобельё или плотный лонгслив, он будет отводить пот от тела. Второй слой – флис или меринос, который греет. Третий – ветровка, защищающая от ветра и влаги.
Цвет
Белый цвет и вообще светлые тона лучше оставить для шоссейных забегов.
Главное правило – одежда на гонку с препятствиями должна быть спортивной, то есть специально сделанной для бега и спорта. Такая одежда не будет мокнуть, задираться, перекручиваться, раздражать и мешать во время гонки, она более прочная и лучше переживёт грязь.
Лайфхаки
- При коротком рукаве в качестве защиты локтей от ссадин можно использовать тейп, съёмные компрессионные рукава или тканевые налокотники.
- Возьмите с собой запасной полиэтиленовый пакет (а лучше несколько), чтобы сложить туда всю мокрую и грязную беговую экипировку.
Плёсовые и экспедиционные катамараны
Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.
К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Рафтмастера» или «Таймыры» от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).
Особенности
Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.
Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.
Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.
Кто производит
Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.
Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.
Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.
Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».
Где сплавляться
Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые фирмы (например, «Басег») в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.
У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.
При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.
Снаряжение и экипировка
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
- Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
- Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
- Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
- Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
- Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
- Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
- Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
- Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
- Водонепроницаемый рюкзак и спальник.
Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.
Советы для тех, кто является новичком в рафтинге
- Не забывайте о том, что рафтинг — это не отдых одиночек. Потому уважайте членов своей команды и поддерживайте доброжелательную атмосферу, ваш сплав будет успешным и безопасным.
- Главное в процессе гребли — слаженная работа команды, бросающей вызов водной стихии. И потому не старайтесь грести сильнее всех — гребите одновременно со всеми.
- Грести нужно не руками, а корпусом. Если у вас нет опыта в этом деле — обратитесь к инструктору по рафтингу, он покажет на практике.
- Никогда не пренебрегайте инструктажем — вам расскажут не только об основных командах, но и о правилах поведения в таких неприятных ситуациях, как переворот рафта или выпадение за борт.
- Подавляющее большинство переворотов в коммерческом рафтинге создаются специально, что зачастую обговаривается с участниками сплава.
- Отправляясь покорять течение реки, не забудьте взять с собой купальник и сухую одежду, которую стоит сложить в специальный водонепроницаемый мешок. Ведь к концу маршрута вы промокните до нитки, а высохнуть на солнце выйдет далеко не всегда.
- Если вы решили заниматься рафтингом в холодную погоду, то лучшим решением для вас будет облегающий свитер и термобельё.
- На случай дождя лучше всего иметь болоньевый костюм.
- Документы и ценности лучше сложить в герметичный пакет либо оставить на берегу.
- Не стоит брать с собой очки. Если же без них никак не обойтись — позаботьтесь о наличии страховочного шнурка.
- Если вы используете снаряжение напрокат — то всегда внимательно осматривайте и подгоняйте его под себя. И не бойтесь обращаться за помощью к гиду по водному рафтингу или продавцу.
- Все вопросу гиду задавайте не во время, а перед рафтингом.
- Беспрекословно выполняйте команды инструктора по рафтингу во время сплава.
Шлем для сплава
Шлем должен быть специализированным именно для сплавов, а не для других видов спорта. В конструкции есть существенные отличия. Они связаны с тем, что большая часть ударов во время передвижения по воде приходится на затылок, перед и бока. Макушка подвержена повреждениям меньше.
В основном, каски производят из ABS-пластика или композитных материалов, вроде карбона или стекловолокна. Первая категория отличается мягкостью и низкой ценой. В композитных шлемах благодаря жесткости нагрузка распределяется по всей площади. Выбор материалов зависит от предназначения каски. Для сплавов на рафте или катамаране достаточно пластиковой. Каякинг на реке с большими порогами потребует композита.
Предпочтения по форме связаны с особенностями предстоящего маршрута сплава. Чем больше вероятность повреждений головы, тем большую ее площать понадобится закрыть. Полезная деталь – небольшой козырек. Он защищает от солнца, брызг и встречи с камнями.
Подстраивать шлем под себя нужно особенно тщательно, чтобы потоку не удалось сместить его. У современных моделей существует несколько размеров и подкладки для подгонки в комплекте. Правильно настроенная каска должна оставаться на месте, даже если расстегнуть ремешок и во все стороны повертеть головой. Ремешок необходимо закрепить так, чтобы можно было свободно влезать, но под ним не пролезали два пальца.
Одежда для сплава на катамаранах — нужна ли?
Одежда для сплава на катамаране должна подбираться с учетом ряда требований, которые к ней предъявляются. Даже если вы не собираетесь…
Одежда для сплава на катамаране должна подбираться с учетом ряда требований, которые к ней предъявляются. Даже если вы не собираетесь серьезно заниматься этим видом спорта, и вообще, участвуете в заплывах от случая к случаю, все равно без спецодежды не обойтись. А если вы профессионал, то спор о необходимости специальной экипировки для сплава на катамаранах вообще не должен подниматься. Какую одежду для катамарана выбрать? Попробуем разобраться.
Рюкзак или гермомешок?
Если вы впервые собираетесь в водный поход, то всегда встает вопрос: как упаковать вещи? Ответ на него и прост и сложен одновременно.
Во-первых, следует отметить, что мы всегда выдаем нашим клиентам гермомешки объемом 100 литров перед началом сплава. Гермомешок (герма, гермоупаковка) — это плотно закрывающийся водонепроницаемый мешок из ПВХ ткани. Именно он спасает ваши вещи от промокания в водном походе.
Но до начала сплава, так называемого стапеля, еще необходимо добраться, поэтому вам следует озаботиться тем, как вы повезете ваши вещи до начала сплава. Первая мысль: «Мне нужен рюкзак» — эта мысль определенно правильная. Однако, рюкзак необходимо выбирать без рамы, так он влезет в гермоупаковку. Здесь надо учесть очень важный момент: скорее всего ваш набитый доверху вещами рюкзак не влезет в гермомешок по ширине. Для этого на стапеле вам необходимо будет сделать следующее действие: разобрать свой рюкзак, вставить его в гермомешок и собрать его уже в гермомешке. Такой вариант развития событий сэкономит вам массу времени и нервов, нежели вы будете пытаться «впихнуть невпихуемое». В каждом первом походе инструктор сталкивается на стапеле с недовольным туристом, у которого рюкзак явно шире предоставляемого гермомешка. Ну что ж, «се ля ви». Вы можете начинать тренироваться быстро упаковывать, разбирать и переупаковывать рюкзак, либо решить проблему кардинально и купить сразу личную герму. Так поступают те, кто точно знает, что в следующем году он обязательно пойдет на сплав.
Вещи важно упаковывать в полиэтиленовые пакеты, что дополнительно защитит их от попадания влаги, если вы плохо закроете гермомешок. Здесь действует негласное правило: пакетов много не бывает
Но о вещах поговорим отдельно. На данном этапе вам важно понять, что все необходимые вещи вам нужно уместить в объем 80−90 литров. Конечно все зависит от продолжительности водного похода, но сейчас говорим о среднем значении. Что касается меня, то в водный поход я обычно хожу инструктором и использую гермомешок, предоставленный компанией, поэтому упаковываю вещи сразу в герму.
При упаковке важно будет учесть несколько нюансов: 1. Если вы не взяли на сплав свой спальник, то на стапеле вам выдадут спальник в личное пользование, а значит для него необходимо предусмотреть место
2. Вместе со спальником вам выдадут и туристский коврик, он же каремат (пенка) — очень уж странный предмет, усложняющий процесс упаковки вещей в гермомешок. В классическом варианте коврик необходимо вставить в герму по периметру, затем вставить безрамный рюкзак, затем закидать внутрь вещи.
Еще только начал писать, а уже поверг всех в панику =) Ничего страшного! Это на первый взгляд кажется сложным, важно один раз попробовать, а потом — за уши не оттянуть
Полусухой гидрокостюм
Гидрокостюмы мокрого и полусухого типа.
Во время погружений под воду, или просто длительного нахождения в воде, тело человека подвергается интенсивному охлаждению, что связанно с физическими свойствами воды: теплоёмкость воды в 4 раза больше, а теплопроводность в 25 раз больше чем у воздуха. Поэтому даже в тёплой воде от ± 25 замёрзнуть можно весьма быстро.
Для того чтобы уменьшить потери тепла во время погружений, а также защитить тело от возможных повреждений, необходимо использовать специальный тип защитной одежды — гидрокостюмы. Они бывают трёх видов: мокрого, полусухого и сухого типа.
Гидрокостюм мокрого типа
Снаружи костюм покрывают защитным слоем нейлона, и места возможных повреждений усиливают дополнительными накладками из резины или других материалов. Изнутри гидрокостюм может быть отделан нейлоном, джерси, велюром. Дополнительную теплозащиту обеспечивает металлизированное теплоотражающие покрытие нанесённое между слоями неопрена и нейлона.
Основное количество костюмов для дайвинга имеют молнию, расположенную спереди или сзади, также молнии могут располагаться на рукавах и штанинах, что облегчает одевание.
Гидрокостюм для подводной охоты отличаются от костюмов для дайвинга — это раздельный костюм — куртка, длинные или короткие штаны — без молний, со специальной вставкой в области груди (она используется как упор при зарядке ружья). Гидрокостюмы для подводных охотников изготавливают из неопрена с открытой порой (голый неопрен со стёртой поверхностью), что существенно понижает циркуляцию воды под костюмом, при этом такой костюм достаточно сложно одеть без использования геля или шампуня. Помимо костюмов с открытой порой, для охотников выпускают модели с внутренним покрытием — велюр, нейлон, «титановое» напыление.
Полусухой гидрокостюм, — по сути, тот же мокрый, но с усиленными обтюраторами и газоводонепронецаемой молнией, расположенной, как правило, на спине от плеча к плечу. Изготавливаются такие г/к из неопрена толщиной от 5 до 7мм, при этом может использоваться неопрен изготовленный под давлением (прессованный неопрен).
Полусухой костюм расширяет температурный диапазон использования, но не решает всех проблем, связанных с длительным пребыванием под водой. При этом он требует более внимательного отношения и стоимость его приближается к цене недорогих костюмов сухого типа.
При погружении на глубину неопрен сжимается — становится тоньше, и это сказывается на теплозащитных свойствах, а также изменяет плавучесть.
При выборе костюма необходимо чётко понимать для каких целей и в каких условиях будет использоваться гидрокостюм — универсальных костюмов не существует, если не рассматривать сухие гидрокостюмы. Прежде чем купить, костюм необходимо тщательно примерить — он должен плотно облегать тело, даже немножко жать, но не ограничивать ,не сковывать движение. Между телом и гидрокостюмом не должно быть пустых мест — «пузырей», особенно в области спины. Для людей с нестандартной фигурой мокрый костюм лучше изготовить на заказ, по индивидуальным размерам.
Для использования в Чёрном Море у берегов Краснодарского края лучше всего подходят г/к толщиной от 5мм до 7мм, раздельного или, что ещё лучше, комбинированного типа. Дополнительно можно использовать различные неопреновые утеплители майки, шорты и т.д.
После использования костюм необходимо помыть в пресной воде и просушить, если это г/к полусухого типа , то необходимо смазать молнию специальной восковой смазкой. Хранить на плечиках или в разложенном виде без образования складок, вдали от солнечных лучей. Гидрокостюм подвержен старению — чем выше интенсивность использования тем меньше он прослужит. Это связанно с функциональными возможностями неопреновой резины, проще говоря, резина «устает» от сжатий при погружениях. Средний срок службы г/к составляет от 3 до 5 лет.
Рафт, весло, спасательный конец
Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
- устойчивость и плавучесть судна;
- соотношение длины к ширине как 2:1;
- наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.
Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.
Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.
Сухой гидрокостюм или неопреновый гидрокостюм для сплава
Карелия – северный регион с климатом не всегда пригодным для плавания или спорта связанного с водой. Сплавной сезон достаточно длинный – с мая по сентябрь. Но весной и осенью — вода достаточно холодная и условия для водных походов не самые благоприятные.
Катание на каяке, байдарке, катамаране или рафте в холодной воде не дает возможности полноценно отдохнуть и насладиться путешествием. Хочется поскорее закончить сплав и одеть сухую одежду.
Каждый водник и турист хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: какой гидрокостюм выбрать?
Для защиты от переохлаждения (гипотермии, вызванной постоянным контактом с холодной водой), туристы сначала использовали шерстяное белье, затем одежду из брызгозащитных материалов — штормовки, накидки. Но сегодня есть гидрокостюмы из прорезиненной ткани или даже неопрен.
Неопреновые гидрокостюмы
Неопрен – это пористая резина, на которую для прочности с обеих сторон накатана тонкая нейлоновая ткань. Принцип действия такой: в поры попадает вода, нагревается теплом вашего тела и задерживается там. При использовании неопренового гидрокостюма достаточно тепло, но мокро.
Сухие костюмы для сплава
Современный сухой костюм для сплава – это изделие из мембранной ткани, которое не пропускает воду вовнутрь, однако дышит, выводя излишнюю влагу изнутри наружу. На рукавах и шее водонепроницаемые манжеты (чаще всего это латекс, но бывают и другие варианты), на щиколотках также манжеты или носки, пришитые к штанам, из такой же мембранной ткани или латекса.
История водного туризма в России
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
Период «оттепели»
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Эпоха катамаранов
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
Современный водный туризм
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.
Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
Что учитывать при выборе туристической байдарки
Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.
Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита
Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно
Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» – экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.
Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.
Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).
Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.
Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).
Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.
Одежда
Для сплава выходного дня вам понадобятся 2-3 комплекта одежды:
Комплект для города – обычная повседневная одежда, в которой вы выходите из дома и едете до места начала похода.
Комплект для сплава – набор вещей для работы в плавательном средстве. Вы не должны волноваться, что этот комплект намокнет – для того он и предусмотрен.
Комплект для лагеря – сухая одежда, в которую можно переодеться вечером по прибытии на место лагеря. Кто-то предпочитает объединить «комплект для города» и «комплект для лагеря» в один, но это на любителя.
Теперь давайте разберём подробнее состав каждого комплекта. С одеждой для города всё предельно ясно, а вот экипировка для сплава, пожалуй, вызывает больше всего вопросов.
Комплект одежды для сплава
Кто-то может подумать, что если сплав проходит по спокойной реке, то шансов намокнуть практически нет.
Но это не так. Находясь в байдарке, практически невозможно не соприкоснуться с водой: на вас будут падать капли с весел, при посадке в байдарку наверняка немного воды нальется внутрь и т.д. Поэтому к контакту с водой нужно быть готовым и относиться спокойно
Весной и осенью, а порой и летом, на сплав хочется одеться все-таки потеплее. В таком случае к подбору одежды нужно подойти более внимательно.
Приведенный выше вариант экипировки, пожалуй, самый подходящий для сплавов выходного дня по Подмосковью. Конечно, в холодное время года идеально сплавляться в «сухом» гидрокостюме, который полностью защищает от влаги и при этом дышит, но стоимость таких костюмов очень высока и это явно вариант не для начинающих — поэтому мы его и не рассматриваем. Что касается штанов и футболки из неопрена, то они больше подходят для экстремальных сплавов, где сильный контакт с водой неизбежен, а всё действие длится не очень долго. В размеренных походах по спокойной воде можно обойтись без неопрена, но неопреновые тапочки будут очень удобны в любом походе.
Спортивные катамараны
Предназначены, прежде всего, для участия в соревнованиях по прохождению слаломных трасс. Главное отличие от описанных выше разновидностей: максимальная лёгкость и маневренность, что достигается разными способами.
Особенности
Максимальная облегченность. Например, уменьшение объёма гондол и изготовление их из облегчённых материалов позволяют снизить фактический вес судна, делая его более управляемым. С этой же целью гребцы располагаются как можно ближе к центру тяжести катамарана: на К-2 сидушки вшиты примерно посредине баллонов, а на К-4 – тоже посредине, но очень близко друг к другу, при этом расстояние между гондолами также уменьшено.
Грузовой отсек на судах подобного типа не предусмотрен, рама используется жёсткая. Яркий пример – катамаран «Блик» от «Тритона». Пожалуй, серьёзных конкурентов среди моделей от известных брендов у него нет, но это лишь вопрос времени.
Малая грузоподъемность. Всё перечисленное не означает, что на спортивных катамаранах нельзя ходить в походы: как минимум с карельскими реками они справятся, а при наличии необходимой подготовки экипаж может выбрать более сложный маршрут. Однако грузоподъёмность спортивных моделей невелика, поэтому для длительных путешествий туристы предпочитают плавсредства помощнее.