Водный туризм: особенности экстрима на воде

Разработка водных маршрутов

Подготовкой и составлением маршрута для сплава по реке является сбор и систематизация информации о водоеме, ландшафте, климатических условиях района, населенности, трудных технических участках, местах для отдыха и ночлега.

Все собранные данные о водном походе, а также о его участниках, отражается в ряде документов, которые необходимо предоставить в федерацию туризма перед отправкой в путь

Очень важно составить точный календарный план-график и строго его придерживаться. В этом документе отражается место и дата, когда группа должна достигнуть указанной точки. Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок

Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета

Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок. Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета.

Важную роль в организации играет приходо-расходная смета, где ведется подробный учет пользования денежными средствами. Приобретение личного водного снаряжения здесь не отражается. Как правило, большую часть расходов занимают транспортные услуги, стоимость питания, покупка или аренда недостающей групповой экипировки.

В целом же можно сказать, что разработка водных маршрутов для обычных походов ограничивается в большей мере только воображением группы. Все зависит только от целей и уровня подготовки команды. Немного по-другому дела обстоят со спортивным водным туризмом – обязательно соответствие выбранного района техническим требованиям и наличие классифицированных участков. К разработке спортивного аналога необходимо подходить более внимательно.

Особенности режима, темпа, порядка движения

Режим походного дня. В водном путешествии зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств. Например, путешествующим на плотах или открытых лодках во время дождя лучше «сломать» режим и не выходить с ночлега до его окончания. В байдарочном походе по несложной реке, наоборот, можно рекомендовать выход на дневной переход и в ненастье, дождавшись лишь небольшого прояснения, чтобы собрать и уложить вещи в байдарки. Возобновление дождя и даже переход его в обложной не страшны для туристов-водников, если они имеют надежные накидки, а байдарки — водонепроницаемые деки и фартуки. В этих условиях надо двигаться без обеда и выбирать место стоянки с расчетом на ночлег. Понятно, что останавливаться надо раньше, так как поиски сухого топлива и приготовление ужина под дождем будут затруднены.

Сильно мешает туристам, сбивая темп движения, встречный ветер. При большой парусности судов ветер лучше переждать, сократив утренний переход и соответственно увеличив часть маршрута по «простой» воде вечером, когда ветер обычно утихает.

На режим походного дня влияют и световые условия: при плохой освещенности или низком положении солнца, светящего прямо в глаза, нельзя проходить пороги, шиверы и т. п. Преодоление этих препятствий надо переносить на более подходящее время суток.

Порядок движения.

На лодках или байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30-50 м между судами. При движении по узким рекам или при высокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100-150 м.

Препятствия в водном путешествии проходятся, как правило, поочередно. При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда можно было пристать, идут другие суда. В случае опасности экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.

Просмотр препятствия заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка движения группы через преграду. Иногда для лучшей разведки водного потока в него сбрасывают контрольные буи (палки, бревна).

При сложном фарватере и незаметных с воды препятствиях на берегах полезно установить вехи или поставить «махальщиков», которые укажут экипажам проходящих судов направление поворотов. В случае необходимости ниже опасного места выставляются посты со спасательными; средствами.

Организация и проведение походов по воде

При подготовке сложных маршрутов первым организационным мероприятием должно стать составление продольного профиля по уклонам реки, который строят в масштабе: длина реки чертится в более мелком, а урезы воды в более крупном.

Подробный профиль для каждого участка нужен при планировании похода по горным рекам, которые имеют уклоны 2-4 м/км.

Сплав по горным рекам возможно осуществлять при более крупных уклонах до 6-8 м/км, но данные участки должны быть короткими. Однако, чем больше уклон, тем лучшую подготовку должна иметь группа.

Если движение осуществляется на веслах, то оно может проходить против течения реки в эффективном режиме на уклонах до 0,6 м/км. Чем больше уклон, тем сложнее оборудование требуется применять для его прохождения.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Снаряжение — залог успеха

Даже самое лучшее судно не гарантирует того, что путешествие пройдет без проблем и воспоминания о нем будут только приятными, если не позаботиться о снаряжении. Для всех без исключения необходим спасательный жилет. Даже для чемпионов мира по плаванию. Какая-либо неприятная неожиданность может произойти в любой момент, и плавательные навыки могут не спасти человека. Скажем, при травме. Потому количество жилетов, равное количеству участников путешествия — ваше все. Для сплавного водного туризма обязательно и наличие защитных шлемов.

Также перед путешествием обзаведитесь гидрокостюмом, легкой закрытой обувью, водонепроницаемым рюкзаком, перчатками, специальными пакетами для надежного хранения особо ценных вещей (телефон, пауэр-банк, документы, деньги, фонарь, репеллент, лекарства, сухое белье). Даже если путешествие запланировано на лето, непременно нужно взять свитер и теплые носки, особенно если в планах — ночевки у на берегу. Ведь у воды всегда прохладнее, даже в самое жаркое время. Потому крайне желательно обезопасить себя от простуды. Разумеется, не стоит забывать о провизии и инвентаре для ее приготовления.

Что такое походы без рюкзаков

Поход без рюкзаков – это комфортный поход налегке, не требующий особой подготовки. В таком походе вы без усталости преодолеете дистанцию между стоянками, сполна насладитесь окружающими видами, ощутите приятную легкость движений.

Облегченные походы бывают:

  • с постоянной стоянкой – откуда вы будете уходить в разных направлениях и возвращаться для ночлега;
  • со сменой базы – вещи будут следовать за вами на автомобиле.

Кому подойдут походы без рюкзаков

Увлекательный полноценный отдых подходит как для пробующих свои силы новичков, так и для опытных туристов. Для путешествия с детьми подойдет тур «Горный калейдоскоп».

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Источник

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты. Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода

Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч

Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

Специальное личное снаряжение

Рюкзак. Сколько туристов, столько и рюкзаков. И попробуйте кого-то убедить, что его рюкзак не самый лучший! Впрочем, некие основные параметры общие — хороший рюкзак «анатомический», т.е. сшит по человеческой фигуре, имеет толстый «поясник» (поясной ремень) — на такой ремень приходится до двух третей веса рюкзака, объем около 100 литров (кому-то нравится 150, чтобы все влезало, а кто-то предпочитает 80 и носит все на ремнях снаружи рюкзака). Из отечественных рюкзаков — «Снаряжение» и «Red Fox», последний несколько дороже, но и качественнее. Рюкзаки типа «Ермака» для горного туризма не подходят — внешний станок очень неудобен при работе в горах, да и в рюкзак влезает мало. В хорошем рюкзаке каркас — это две дюралевые полосы, вшитые в спинку.

Ледоруб. По нашему — кайло. В 99, 99 % случаях вас удовлетворят питерский или воронежский ледорубы. Они недороги и вполне удобны. Буржуйские ледорубы достаточно дороги. Они, конечно, легче, красивее, но не за такие же деньги…

Палки-телескопы. Это обычные лыжные палки, только складные и без резинового кольца внизу. Все, кто хоть раз сходил с палками, потом продолжают с ними ходить. Очень разгружают колени на спуске, помогают на подъеме. Места практически не занимают.

Каска. В горах сыпет. Причем в любых категориях, так что без каски не обойтись. Есть два варианта — обычная строительная каска (только на один сезон, потом под воздействием горных УФ-лучей пластик существенно теряет свои защитные свойства) либо буржуйская горная каска.

Система. На заре альпинизма веревку к человеку крепили очень просто — обвязывали ее конец вокруг груди. Понятно, что срываться в этом случае больно, а провисеть больше 5-6 минут — практически нереально. Поэтому сейчас веревка крепится к системе, которая состоит из беседки (ремни вокруг пояса и бедер) и грудной обвязки (ремень вокруг груди). Беседка и грудная обвязка скрепляются в систему при помощи блокировки — 5-метрового конца основной веревки. Блокировка должна быть мягкой, иначе в системе будет очень неудобно. Беседки и обвязки бывают отечественного и иностранного производства.

Карабины. Карабины нужны для соединения веревки с системой, с крючьями и прочими точками на рельефе, для использования в роли блоков и т.п. Карабины делятся на муфтующиеся и немуфтующиеся, т.е. с замком и без. Нам нужны карабины с муфтой. В свою очередь муфты бывают байонетные (автоматические) и завинчивающиеся. Хороший вариант — дюралевые карабины «Манарага» с завинчивающейся муфтой.

Спусковое устройство. Для спуска по веревке. Принцип работы — трение веревки о части спускового устройства либо о веревку же. Можно спускаться просто на карабине, используя узел УИАА, но при этом веревка трется сама о себя, и, в случае советских веревок, сильно портится. Самый удобный вариант — восьмерка — тормозное устройство в форме восьмерки. Нам нужна восьмерка с рогами — т.н. рогатка. Рога нужны для закрепления веревки.

Жумар. Устройство для подъема по веревке. Используются, как правило, два варианта — отечественный «Альтурс» и французский Petzl. Реально необходим для соревнований или походов, начиная с 3 к.с. В 2-ке можо обойтись схватывающим узлом, хотя это и требует большего здоровья.

Кошки. Кошки бывают жесткие (платформенные) или мягкие (шарнирные). Платформенные кошки хороши для ледолазания, преодоления ледовых стен, т.е. там, где необходима работа на передних зубьях кошек. Платформенные кошки требуют жесткого ботинка, в идеале — пластикового. Крепятся, как правило, при помощи «лягушки» сзади и скобы спереди. Для движения по некрутому леднику лучше мягкие кошки. Мягкие кошки крепятся при помощи ремней. Для ботинка «Вибрам» лучше подходят мягкие кошки, однако не все мягкие кошки зарубежного производства становятся на этот ботинок.

Яхтинг

Водный туризм включает аристократичный и овеянный романтикой веков парусный спорт. Его поклонников объединяют многочисленные яхт-клубы. Путешествие на яхте – это:

  • комфорт и безопасность;
  • активный отдых;
  • самостоятельные маршруты.

Из разновидностей яхтинга можно выделить несколько основных форматов, наиболее востребованных у новичков:

  • самым распространенным является круиз на паруснике – прибрежные путешествия в летний сезон;
  • любительская регата относится к начальной категории спортивного яхтинга – ее участники должны иметь определенные навыки;
  • в полупрофессиональных соревнованиях участвуют любители, уже наработавшие некоторый опыт в парусном спорте.

Профессиональный яхтинг входит в водные виды спортивного туризма. Им занимаются квалифицированные специалисты, регулярно участвующие в международных парусных гонках.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Флайборд

Один из видов водного экстремального спорта, второе название — гидрофлайт (hydroflight). Представляет собой полёт на специальной доске. Человек взлетает вверх с помощью потока воды, которую гидроцикл подаёт к флайборду. У некоторых досок есть воздушно-реактивные двигатели, которые выполняют такую же функцию.

По сути флайборд — это летающий гироскутер. Осваивается он примерно так же быстро, минут за пять. Никакой специальной подготовки не требуется, главное — внимательно слушать инструктора. Немного «прилетавшись», начинаешь делать это на автомате, и тебе открывается свобода перемещения в трёх плоскостях! Арсенал возможных трюков не очень богатый, но, чтобы их освоить, придётся потренироваться.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Круизный отдых

Многие предпочитают путешествия на речных или морских круизных лайнерах, которые сопровождаются посещением древних городов, архитектурных достопримечательностей. Индустрия круизного туризма стала развиваться ускоренными темпами в конце прошлого века и сегодня представляет собой обширную отрасль, включающую не только водный туризм, но и познавательный, рекреационный, развлекательный, спортивный. Самыми популярными районами осуществления морских круизов являются Карибский и Средиземноморский бассейн. Однако Карибы имеют преимущество в возможности круглогодичного проведения круизов. В таблице 1 отображаются показатели спроса в 2015 по сравнению с 2000 годом:

РегионПовышение спроса на круизы, %
Карибский регион34,4
Средиземноморье21,7
Европа10,9
Австралия5,0
Аляска4,8
Азия3,4
Южная Америка3,9

Речные круизы проходят по внутренним водоемам и наиболее развиты в странах с большим количеством крупных рек и озер. В Европе популярны круизные маршруты по Рейну, Дунаю, Эльбе. В России большим спросом пользуются маршруты по сибирским рекам. В 2021 году на внутренних водных маршрутах России находилось до 90 круизных теплоходов.

Для похода в лес

Отправляясь в лесное туристическое путешествие, к классическому набору (рюкзак, палатка, коврик) добавьте:

  1. Раскладной нож.
  2. Туалетная бумага.
  3. Пару зажигалок, спички.
  4. Дождевик (если клеенчатый, возьмите несколько, ведь в лесу много веток и изделие быстро выйдет из строя).
  5. Теплые вещи (даже если вы заблудитесь в лесу или возникнет необходимость ночевки, предусмотрительно прихваченные теплая флиска, штаны и шапочка спасут от переохлаждения).
  6. Деньги (если забредете слишком далеко и выйдете в незнакомом поселении, деньги на автобус или такси не помешают).
  7. Бельевая веревка (выручит, если повредится обувь или другое снаряжение).
  8. Средство от укуса насекомых (положите в личную аптечку).
  9. Телефон и пару пауэрбанков.

Не отправляйтесь в лесную прогулку с неподъемной заплечной сумкой. Все необходимое туристическое снаряжение легко уместится в небольшой городской рюкзак.

Покупка байдарки б/у

Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.

И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).

Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».

Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)

Вейксёрф

Разновидность катания на доске за катером. Прямая альтернатива сёрфингу. Стартовать необходимо из воды, используя короткую верёвку (фал), а после набора скорости — отпустить её.

Вейксёрфинг — младший брат сёрфинга океанического. Прост в освоении, доступен, даёт массу классных впечатлений. При наличии опыта катания на сноуборде, вейкборде или лонгборде человек, как правило, встаёт на доску с первой попытки. При отсутствии опыта — за время от 1 до 10 минут, под руководством тренера. Помимо кайфа от скольжения по волне, вейксёрфинг даёт возможность развернуться и в соревновательном плане, т. к. является полноценной спортивной дисциплиной.

Чем хорош водный туризм

У этого вида активного отдыха масса преимуществ. Для людей, которым не безразлично состояние окружающей среды, такой отдых ценен в первую очередь своей практически нулевой травматичностью для природы. Путешествие по водным объектам при условии соблюдения минимальных экологических требований не причиняет окружающей среде никакого ущерба.

Также этот вид путешествия сочетает в себе и активный отдых как таковой, и ознакомление с красотами природы, иными достопримечательностями, возможность проявить себя, почувствовать эффект от регулярных посещений тренажерного зала или бассейна, освоить новые навыки, поднять самооценку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий