Капоэйра. Направления и правила. Техника и особенности

Современные школы капоэйры

В настоящее время уровень мастерства в школах капоэйры определяется по цвету пояса или шарфа, повязанного на шее. Стоит отметить, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяется для каждой школы. Единой иерархии цветов не существует.

Помимо занятий в монастыре (манеже), каждый студент обязан учиться:

  • история капоэйры;
  • Португальский язык;
  • аутентичная музыка и песни;
  • боевая философия.

После нескольких лет упорной учебы можно стать опытным студентом — формадо. Высшим уровнем мастерства считается статус местре. Это дает вам право обучать других и даже открыть собственную школу.

Интересные факты о капоэйре

Все учебные центры должны отдавать предпочтение своему собственному стилю капоэйры. Основными из них являются:

Ragionale. Он характеризуется не только активными ударами, но и высокой скоростью движений и зрелищными высокими ударами. Создателем этого стиля считается Рейс Мачадо.
Ангола. Для этого стиля характерны низкие переходы и использование различных подвесок. Основная цель боя в этом стиле — не противостояние, а диалог с противником

Большое внимание уделяется духовному развитию каждого студента.
Contemporanea. Этот стиль более современный

Он представляет собой комплекс двух предыдущих стилей.  Боевые действия происходят во все более быстром темпе.

Капоэйра — это своего рода гимн человеческой свободе. Это боевое искусство, возникшее в результате борьбы с рабством. В то же время он не одобряет применение силы.

Это искусство принятия жизненных трудностей и противостояния им со стойкостью и самообладанием. Именно поэтому у нее так много приверженцев по всему миру.

Чтобы представить себе технику капоэйры и понять, чем это боевое искусство отличается от других, посмотрите это видео:

Предыдущая запись Грэпплинг. Правила и соревнования. Техника и особенности
Следующая запись Кобудо: что это такое, стиль и правила, приемы и оружие, история возникновения

История

До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.

С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.

ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.

Как проходят занятия?

Прежде всего, для занятий потребуется соответствующая одежда. С одной стороны можно купить костюм для тренировки, о котором расскажет тренер, но можно и любой другой, в котором удобно и ничто не сковывает движения. Не рекомендуется использовать свободную одежду, особенно майки. В первую очередь это связано с тем, что придется стоять на голове. Не стоит покупать обувь, так как все занятия проходят только босиком.

Все занятия разделяются на 3 главных этапа:

  1. разминка – будет включать упражнения, направленные на разогрев мышц. Для этого подходят упражнения, взятые из фитнеса, а можно разминаться при помощи энергичных танцевальных движений;
  2. проходит отработка всех основных движений, а так же приемов;
  3. непосредственно боевой танец. И если новички в него не пускаются, но никто не мешает им наблюдать со стороны. И только после получения всех необходимых навыков, они получат возможность заниматься на этом этапе со всеми.

В первую очередь на 3 этапе важно помнить о том, что бой бесконтактный. Однако даже в этом случае возможны травмы. Особенно сложно точно угадать движения соперников, а значит и увернуться

Серьезная нагрузка будет и на суставы, а потому без получения разрешения врача, заниматься никто не разрешит

Особенно сложно точно угадать движения соперников, а значит и увернуться. Серьезная нагрузка будет и на суставы, а потому без получения разрешения врача, заниматься никто не разрешит.

Особенности капоэйры

Этот вид спорта совмещает в себе бразильскую музыку, песни, танцы, боевое искусство, а также традиции и особую философию, что не могло не отразиться на списке правил.

Сами спортсмены, практикующие капоэйру, называют себя игроками, а поединок – игрой. Это довольно точно отражает суть этого боевого искусства. Главный принцип игры – уйти от ударов как можно эффектнее и быстрее. Капоэйристы называют игру словом «рода», что означает «круг» в переводе с португальского.

Обычно схватки проходят под аккомпанемент ударных и струнных этнических инструментов, а также традиционных песен. Музыкальное сопровождение создает определенный ритм и темп, а также формирует особое настроение участников поединка.

Упор на уклоняющиеся движения, непрерывное движение, постоянный разрыв дистанции, а также неожиданные атаки исподтишка – главные особенности капоэйры. Такая техника – это дань традиции, которая возникла из-за того, что чернокожим противостояли вооруженные огнестрельным или холодным оружием враги.

Мнение, что капоэйра не годится для реальной самообороны – не совсем верно. Действительно, как правило, в процессе поединка между бойцами отсутствует контакт, они не касаются друг друга. Цель игроков – обмануть своего соперника, явно показать его слабые места. Акробатические же элементы используются, в том числе и для демонстрации превосходной степени владения телом.

Также стоит принять во внимание, что капоэйра – весьма демократичный вид спорта, поэтому соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в нанесении приемов и ударов. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками

Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру

В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру

Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!

Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует. 

Что это такое

Вид единоборства, позволяющий вести бой не с помощью ударов, а путем уходов от них.

Чтобы лучше понять, что это такое — капоэйра, нужно познакомиться с историей ее возникновения.

В шестнадцатом веке в Бразилию португальские колонисты завезли огромное количество рабов из Африки. Для них это было не столько боевое искусство, сколько символ свободы и тоски по дому — песни, ритм, танцы.

Отмена рабства дала толчок развитию капоэйра, возрос интерес к этому виду единоборства, стали открываться первые школы.

Произошло разделение на стили.

  1. Режионал. Достаточно агрессивный, скоростной и силовой. С акробатическими элементами, атаками и контактными ударами ногами.
  2. Ангола. Название получил по месту своего возникновения. Более мягкий и спокойный. Изобилует связками и фрагментами африканских национальных танцев.
  3. Контемпоранеа. Смешанный универсальный стиль, который является основным в базовых спортивных школах.

Как и прочие боевые искусства это включает разнообразные удары ногами, руками и головой.

В технике присутствуют:

  • бросковые и контратакующие элементы;
  • перемещения с опорой на руки;
  • уклоны;
  • акробатические сальто для атаки и ухода от ударов соперника;
  • удары с опорой на ногу в голову или туловище.

Скорость зависит от уровня мастерства сражающихся и задается преподавателем с помощью музыкальных инструментов.

Соперники поочередно переходят из атакующего положения к оборонительному и наоборот.

Капойэра всегда была одинаковой

Говоря о создании Местре Бимба «Режионаля» следует отметить, что до того момента в капоэйре не практиковались высокие удары ногами, не было также и ударов в прыжке и головокружительных акробатических движений. Работа руками была слабо развитой, как и борцовская техника. Когда легендарный учитель преподавал бразильское боевое искусство, он параллельно обучался и сам. Местре Бимба брал уроки греко-римской борьбы, бокса, джиу-джитсу. Самые полезные технические элементы перекочевали и в капоэйру. Чуть позже игра получила и свои «фишки», с которыми сегодня и ассоциируется капоэйра. Если все эти инновации убрать, то получится то самое сырое, с которым и был вынужден работать Бимба. Методик преподаваний не было, а техника была скудной. Так один великий учитель значительно изменил капоэйру, о самостоятельном развитии говорить не приходится. В прошлом столетии боевое искусство стало плотно контактировать с другими подобными учениями, значительно видоизменившись под их влиянием. Характерные для современной капоэйры черты не появились сами по себе давным-давно. Даже традиционная «Ангола» совсем не то, что показывали чернокожие во времена своего рабства.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала. Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Также по теме:

КАРАТЭ

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

Также по теме:

КИКБОКСИНГ

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken» (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в ролевой онлайн-игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Приемы капоэйры

Все основные приемы капоэйры составляют 4 группы:

  1. флорея/акробатика;
  2. перемещения;
  3. защита/уклоны;
  4. удары.

Флорея и акробатика

Флорея и акробатика на сегодня не входят в категорию обязательных к изучению приемов – они лишь служат украшением развернувшегося боя/игры. В мгновение, когда энергия доходит до пика своего напряжения, игроки могут применять акробатические приемы и высокие прыжки для поднятия боевого настроя. Однако эта зрелищная часть крайне трудна для освоения, поскольку отработка приемов требует довольно много времени, ловкости, гибкости и усилий. Она включает 14 элементов движений.

Перемещения

Перемещения делают капоэйриста недоступным для соперника: быстро передвигаясь он ловко увертывается и уходит от атак. Подавляющая часть этих приемов выполняется с опорой на руки и служит для смены позиции в роде. При этом остальные стремятся встать на освободившееся в кругу пространство, не позволить противнику переместиться для нанесения удара, обмануть оппонента, уйти от атаки. В целом, прием перемещения состоит из 10 элементов.

Защита и уклоны

Защита и уклоны существуют в противовес ударным приемам. Они предполагают, в первую очередь, защитные действия и являются очень специфическими, поскольку выполняются стремительно и в низких позициях, не блокируя удары (в капоэйре они вообще не блокируются). Основная цель игроков – своевременно уклониться от атаки за счет изменения позиции или уйти в защитную стойку. Уклоны включают в себя 2 вида приемов – интуитивные и технические, состоящие примерно из 12 элементов (они могут различаться в зависимости от школы).

Удары

Удары напоминают приемы из других борцовских дисциплин. Данный факт связан с тем, что это не настолько разнообразный прием, поэтому придумать что-то новое в этом направлении крайне сложно. Но имеются и особые приемы, которых нет в других дисциплинах: разнообразные прыжковые удары, высокие удары с опорой на 1 ногу, удары прыжкового и низкого исполнений. В капоэйре многие удары наносятся поверх соперника или мимо него, однако в реальной схватке они весьма эффективны. В целом насчитывается порядка 14 ударных элементов.

Одежда для капоэйры

Одежда для занятий капоэйрой представляет собой особый спортивный комплект, состоящий из майки тренировочной и штанов с поясом (свободного кроя). В рамках различных чемпионатов, фестивалей, аттестаций и мероприятий обязательна к использованию форма, выполненная в едином стандартном формате абада: штаны из ткани белого тона с логотипом школы капоэйра. Обувь не используется вообще – все занятия и игры проходят босиком.

Другие фильмы

В последнее время появилось множество фильмов, в которых, в том или ином виде, присутствует капоэйра. Например в «The Quest» капоэйрист играет бразильского бойца. В японской картине «Город потерянных душ» бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками, а в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена» некоторые герои используют движения капоэйры для боя и при перемещениях. В фильме «Честь Дракона» показан поединок бойцов муай-тай и капоэйра, в роли капоэйриста снялся настоящий опытный капоэйрист Латиф Кроудер. Он же снялся в фильме «Неоспоримый 3», в роли бразильского бойца, показав высокий класс мастерства, а также в фильме «Теккен» по мотивам одноимённой серии игр в роли Эдди Горду и в короткометражном фильме «Смертельная битва: Перерождение» в роли Бараки где так же присутствуют элементы капоэйра. фильме «Шаг вперед 1-4» элементы капоэйры ярко выражены в танце, а именно танец(игру) мы можем увидеть в последней тренировке Люка и Натали.В аниме Тетрадь смерти персонаж L использует этот вид ведения боя в одной из схваток .Ну и наконец, капоэйру показали в комедии «Знакомство с Факерами». В сериале Stargate SG-1 (Звёздные врата SG-1) в эпизодах, где присутствуют сцены с тренировками джаффа, они в качестве боевого искусства расы используют движения и приемы капоэйры.

30 октября 2009 года в Бразилии состоялась премьера фильма «Besouro» («Жук») о Мануэле Энрике (Manuel Henrique), известном в среде капоэйристов в его родном бразильском штате Баия как «Besouro Manganga». Название происходит от Besouro Manganga — большая, темная разновидность майского жука. Фильм рассказывает «истинную историю» Безору, мастера капоэйры, жившего в 1920-x годах в Бразилии. Согласно легендам, окружавшем этого человека, он умел исчезать всякий раз, когда он сталкивался с противниками превосходившими его числом. Также бытуют мифы о том, что Безору имел сверхъестественные способности и мог уворачиваться от пуль и даже превращаться в жука. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры, но и присутствует попытка отразить сложную философию данного явления. Так же этот вид искусства изучал английский актёр Том Хиддлстон для роли «Локи» из фильма «Тор».

История зарождения и развития капоэйры упоминается также в фильме «Пеле: Рождение легенды» (2016 г.).

Капоэйра неразрывно связана с музыкой

Но как говорил один старый мастер, «капоэйра — для всех, но не все — для капоэйры».

Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.

Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.

Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем

Школы, стили, направления

Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников. Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом. Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ»

, стиль, названный«ангола» , создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья. Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.

Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра. Стиль, который предложил Бимбо – режиональ

– скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе.Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать. Замечено, что агрессивныйрежиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешеннуюанголу .

Капоэйра — польза для здоровья

Капоэйрой могут заниматься все без исключения. Дети младшего возраста, пожилые люди, а также молодые мужчины и женщины на занятиях по капоэйре смогут улучшить координацию движений, развить ловкость и силу. Достаточно всего несколько месяцев регулярных занятий, чтобы научиться выполнять несложные акробатические трюки и основные движения.

Также занятия капоэйрой способствуют развитию музыкального слуха и чувства ритма. Стресс и плохое настроение навсегда покинут того, кто решил всерьез освоить этот бразильский боевой танец.

Женщины, которые стремятся подкачать мышцы ягодиц и пресса, уже через несколько тренировок по капоэйре смогут заметить, что их тело становится более привлекательным. Работа всех органов и систем человека нормализуется, а физическая форма улучшится уже через 2 – 4 месяца занятий.


Капоэйра — польза для здоровья

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий