Это вообще дорого? Какой бюджет у этого увлечения? Что нужно купить для старта, желательно не на один сезон?
В сноубординге есть несколько групп трат.
Перед выездом. Сноубордисты утверждают, что всё есть в прокате. Но я советую предварительно купить то, что сложно и дорого брать в аренду:
— Термобельё и носки. Они есть специальные сноубордические, но подойдут и обычные. В 15 тысяч рублей уложитесь.
— Хороший комбинезон или куртку и штаны. Разброс цен большой, но можно ориентироваться на 50 тысяч. Лично я фанат комбезов.
— Флиску и что-то на шею.
Обязательно купите защиту, если не хотите с горы скатиться сразу в больницу:
— Прежде всего понадобится защита копчика, это самое травмоопасное место для первой недели катания. Стоит около 3 тысяч рублей, продержится 5–7 сезонов.
— Очень нужна защита на колени. Не экономьте, купите что-то удобное в районе 7 тысяч.
— Советую взять защиту на запястья и локти — примерно 4 тысячи рублей на оба комплекта. Вот тут можно экономить смело: когда вы уверенно встанете на доску, защита локтей и запястий будет не нужна.
Я увлекаюсь экстремальным катанием и фрирайдом, поэтому езжу с рюкзаком, но его покупать необязательно. Ещё полезно купить сумку, чтобы возить всё это барахло — и улыбаться в очереди на регистрацию людям с аналогичными сумками. Мы в горы летим!
Траты на горе. Прежде всего, вы потратите около 30 тысяч рублей в неделю на ски-пасс — «проездной», чтобы пользоваться подъёмниками. Дорого, но делать нечего.
За прокат отдадите ещё около 10 тысяч. В первый сезон будете брать доску, крепы, ботинки, шлем и маску. Постепенно докупите всё своё.
Первые шаги
Для первых шагов следует научиться еще одному важному умению — скольжение по горизонтальной поверхности. Это навык управления движением при помощи своего тела:
- На ровной поверхности, двигая телом вперед и назад, попробуйте балансировать, немного продвигаясь в нужном направлении. Основная задача на этом этапе — почувствовать свое средство передвижения, получить над ним полный контроль. Руки при этом необходимо немного возвысить до уровня груди, ноги согнуть в коленях.
- Если вы перекинете вес тела на впереди стоящую ногу, то сноуборд ускорит движение, если же немного отклонитесь на ногу, стоящую позади, доска будет затормаживать и в итоге остановится.
- Основной момент при предстоящем спуске — смотреть перед собой, а не под ноги.
Фрирайд
Это разновидность катания по диким местностям. Во Фрирайде существует несколько стилей сноубординга
Здесь важно думать головой и научиться быстро соображать в возможных непредвиденных ситуациях. Выбирая направление ската, внимательно просмотрите его на реальность преодолеть путь своими силами, чтобы не было опасных вертикальных отвесов, и высоких скалистых возвышений
Есть несколько видов этого экстремального направления:
- спуск на высокой скорости даже там, где запрещается;
- катание с труднопроходимых горных местностей, куда райдера доставляет воздушный транспорт;
- катание с выполнением трюковых прыжков, переворотов по девственной территории.
Тренировки для этого вида спорта рекомендуется проводить на свежем снежном покрове — пухляке.
Инвентарь и снаряжение фрирайдера:
- Доски выбираются длиннее стандартных, немного превосходящие по ширине.
- Легкая, комфортная и удобная верхняя одежда.
- Натуральное нижнее белье, гольфы.
- Ранец с вещами первой необходимости: лопатка, вода, полотенце, аптечка, веревка, сухой паек, плеер или радио и другие принадлежности.
- Удобная обувь, не сковывающая движение стоп.
- Надежные крепления на доску.
Допустим, я приду работать в Яндекс. В Яндексе много сноубордистов. Можно ли будет с ними напроситься и на месте разобраться, что и как?
Конечно, тут как договоритесь. Есть люди, которые катают много лет и любят фрирайд, — они не возьмут вас с собой. Особенно если вы ценный коллега.
Идеально ехать компанией одного уровня. В противном случае поначалу вы будете редко видеться. Более опытные коллеги будут просто кататься с утра до вечера, и вы вряд ли встретите их на горе. Готовьтесь много и сильно тормозить — во всех смыслах. Но это ничего: вы быстро привыкнете к доске и начнёте кататься вместе со всеми.
А вообще, каталка с коллегами — это круто. Вы получите уникальный шанс увидеть людей, с которыми общаетесь ежедневно, в новом свете. Лёгкий контролируемый экстрим, скорость, свобода и совместные приключения сплачивают. Возможно, поэтому в Яндексе так много сноубордистов.
История возникновения сноубординга
Сноубординг считается молодым видом спорта, ему ещё не исполнилось и сотни лет. Изобрел его в 60-х годах американец Шерман Поппен, прототип современного сноуборда был изготовлен из двух склеенных лыж. Поппен назвал свое изобретение «снерфер» (от англ. snurfer — слово, составленное из двух других — snow («снег») и surf — «сёрф»). На доске не было креплений, и наездник должен был держаться за специальную веревку, привязанную к носу снаряда.
Получившийся вид спорта начал быстро набирать популярность. Большое влияние на его развитие оказали Димитрий Милович, Джейк Бёртон (основатель компании Burton Snowboards), Том Симс (Sims Snowboards), Майк Олсон (Mervin Manufacturing).
В 1979 году прошел первый Мировой чемпионат по снерфингу. Одним из участников данного соревнования был Джейк Бёртон, который немного усовершенствовал свою доску, добавив к ней крепления. Из-за того, что снаряд Бёртона отличался от остальных, ему пришлось участвовать отдельно от всех остальных райдеров. Будучи единственным участником, он без труда выиграл этот конкурс.
В 1982 году в Суисайд Сикс были проведены первые общенациональные соревнования США по слалому. В 1983 году, на Сода Спрингс, штат Калифорния, состоялся первый Мировой чемпионат по хафпайпу.
В 1988 году прошел первый мировой чемпионат по сноубордингу, а в 1998 году сноуборд был признан олимпийским видом спорта.
На сегодняшний день в Олимпийскую программу входят три дисциплины сноубординга: слалом-гигант, бордеркросс и хаф-пайп.
Джиббинг
Стиль катания, при котором препятствиями являются разнообразные подручные строения: трубы, поленья, пеньки, столы, табуреты, гаражи и другие предметы. Джиббинг хорош тем, что не надо ездить в туристические места, чтобы обуздать снежные препятствия, вполне подойдет домашний двор, или специально отстроенный сноубординг парк.
Инвентарь и снаряжение:
- Мягкая доска стандартной длины с жесткими креплениями.
- Мягкая, удобная обувь.
В Джиббинге основой безопасности является идеальное владение своим телом, балансировка. Здесь каждый спортсмен должен сам выбирать или создавать свой стиль преодоления препятствий, в зависимости от опыта, сложности трассы.
Падения при этом стиле сноубординга неизбежная составляющая успешного обучения. Падать нужно уметь и не бояться этого. Каждое новое падение — монетка в копилку опыта, знаний в освоении этой техники катания. Личностное любопытство, тяга к новым препятствиям являются прогрессирующим звеном для овладения Джиббинга в совершенстве.
Фристайл
Данная разновидность сноубординга представляет собой катание в огромном широком полукольце с выполнением разнообразных переворотов, кувырков, прыжков, вращений. Здесь основой всего являются трюковые номера фристайлеров, по которым и оценивают этот вид катания.
Фристайл очень схож с катанием скейтбордистов. Длинная разрезанная вдоль труба, при вылете над поверхностью которой сноубордист показывает трюковое мастерство, затем приземляется в желоб, разгоняется в другую сторону, делая сложный трюковой элемент, и так до окончания собственной программы. Оценивают исполнения фристайлеров несколько судей с разных ракурсов: манера приземления, воздушная акробатика, владение доской — за все ставится оценка.
Инвентарь и снаряжение:
- Доски короче чем во Фрирайде, материал толще, а носовая и кормовая часть одинаковые по ширине.
- Обувь из мягкого материала для большей подвижности стоп.
- Ремни на креплениях мягкие.
- Полная защита конечностей.
Каким бы видом катания на сноуборде вы ни овладели, помните, что начинать свое шествие на пути к сноубордингу следует с изучения основных простых упражнений и соблюдения техники безопасности. Покататься и попробовать себя в этом виде спорта может каждый желающий, но останется в нем, и в совершенстве овладеет, лишь истинный любитель экстремальных ощущений.
Карвинг
Этот стиль катания подразумевает скоростной спуск на жестких досках и такой же обуви. Происходят действия на подготовленных трассах.
Основным правилом при катании в стиле Карвинг — ноги спортсмена необходимо сгибать в коленях при заходе в поворот и выпрямлять при выходе.
Начинать покорять повороты рекомендуется плавно, с большой траектории дуги, постепенно уменьшая радиус поворота. Карвинг осваивается лишь опытным путем, как и другие стили катания на сноуборде. Он позволяет сократить время поездки вниз со склона, используя физические свойства скольжения. Это позволит сэкономить силы райдера для дальнейшего выполнения поставленных задач.
Скоростная манера съезда включает в себя несколько подвидов спуска:
- обычные тренировки на подготовленной трассе;
- скатывания на узком сноуборде по жесткому пути;
- совокупность разных техник ската, включающая повороты, прыжки с трамплина.
Инвентарь и снаряжение:
- Длинные сноуборды повышенной жесткости.
- Жесткие крепежные элементы и обувь.
Овладев в совершенстве данной техникой спуска на сноуборде, можно смело покорять крутые склоны.
Поворот и торможение
Следующим подготовительным этапом будет навыки поворота и торможения, без которых спуск с горы может привести к трагическим последствиям:
Практиковать эти упражнения следует на пологой небольшой горке. Торможение и поворот необходимо начать с переброса массы тела на впереди стоящую ногу
ВАЖНО! Отклонение назад при торможении приведет к падению и возможной травме.
При начале тормозного пути, попробуйте дотронуться кистью руки до носовой части сноуборда, при этом выполнив первый пункт упражнения. Руки должны быть направлены вперед.
Чтобы совершить разворот сноубордист должен сделать перекантовку
Для этого нужно выпрямить постоянно согнутые ноги, чтобы организовать разгрузку для заднего канта.
Теперь можно носками давить на доску, из-за смены точки давления нагружается не задний, а передний кант, меняется траектория поездки.
Освоив основные принципы поворота и торможения, можно выполнять более сложные трюки с резаными поворотами. Это украсит манеру катания и добавит новых ощущений.
Вадим, как вообще правильно начать? Каков фреймворк человека, который никогда не катался вообще и хочет познакомиться с бордом?
Мой рецепт такой:
— Нужно 5–7 дней на горе на большом курорте. Сочи, Альпы, Гудаури — кто куда может
Важно, чтобы гора была с длинными трассами: так можно подняться на самый верх и долго и мучительно спускаться. А иначе расходы на подъёмы перекроют удовольствие от первых успехов
— В первый же день взять инструктора на 2–3 часа. Инструктор объяснит, как пользоваться подъёмниками, как работают крепления, покажет основы техники катания.
— Во второй день надо попробовать кататься самостоятельно, много падать и преодолевать. В этот момент появляются новые вопросы к инструктору.
— Третий день отдохните, посмотрите, как красиво горят дрова в камине.
— На четвёртый день — снова инструктор. Задайте вопросы, поразите его успехами, решите проблемы.
— А дальше чередуйте: день с инструктором, день самостоятельно, день перерыва. По моему опыту, достаточно недели, чтобы понять основные моменты. Остальное — дело практики.