Категории сложности рек и маршруты
Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.
Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.
Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.
Парусные катамараны
Иметь личную парусную яхту накладно. Необходимо её регистрировать, где-то хранить, а иногда – перевозить. Надувной парусный катамаран решает все перечисленные проблемы. Кроме обязательных поплавков и палубы, в его конструкции предусмотрены паруса, отличающиеся формой, размером и количеством. Будучи маломерным судном, он не требует регистрации в ГИМС.
Управлять им несложно, поэтому всё чаще плавсредства, чьим уделом прежде был исключительно парусный спорт, становятся туристическими. Далеко в море на них, конечно, не уйдёшь, но такие задачи перед ними обычно и не ставятся.
Особенности
Компактность. В упакованном виде разборное плавсредство имеет небольшой размер и легко помещается в багажник автомобиля. Хранить упаковку можно дома, перевозить – любым удобным способом, при этом собирается судно буквально за пару часов. Благодаря такой особенности турист, живущий в средней полосе России, может со своим личным парусником отправиться в любой уголок страны, где есть интересный маршрут.
Быстроходность и проходимость. Катамаран с парусом способен проходить значительные расстояния, а малая осадка позволяет сплавляться по водоёмам с небольшими глубинами и подходить к любому берегу
Это важно для туристического плавсредства, ведь кают на нём нет и стоянки придётся организовывать на суше
Цена парусного катамарана 70 – 150 тысяч рублей. Точная цифра зависит от класса судна, оснащения и ряда других характеристик.
Разнообразие моделей. Среди надувных катов-парусников можно найти как небольшие спортивные, предназначенные лишь для одного человека без багажа, так и вместительные, с большой палубой, где найдётся место для целой семьи или дружеской компании.
Кто производит
В России специализируются несколько фирм, среди которых – известный питерский «Тритон», новосибирский «Кулик», а также московская «Верфь Успенских» и компания «Мастеркат», чей катамаран «Простор» до сих пор считается одним из самых известных и покупаемых. Выбор пока невелик, но парусные походы становятся всё популярнее среди туристов-водников, поэтому судно можно заказать и у ряда других производителей сплавного снаряжения.
Тритон «Волк», Валдай-4, Тритон «Ветер»
Зарубежных фирм мало. Причина в том, что в Европе с её хорошими дорогами и небольшими расстояниями у владельцев яхт нет проблем с их хранением и перевозкой. Такие солидные плавсредства успешно используются для морских прогулок, а надувные парусные катамараны считаются просто пляжным развлечением.
Европейские суда отличаются лёгкостью, компактностью и маневренностью. Среди их производителей можно назвать украинский бренд «Ducky» и чешский «MiniCat».
Как выбрать
В России парусные катамараны используются не только для спорта и развлечения, но ещё и в походных целях, поэтому подходить к выбору следует с учётом предполагаемых задач.
- Если судно нужно для отдыха, соревнований и несложных сплавов, стоит предпочесть пляжный катамаран, чьи основные качества: лёгкость, компактность, быстроходность.
- Полноценные водные походы по озёрам или водохранилищам требуют надёжный вместительный кат, соответствующий повышенным требованиям к безопасности. Такое судно весит больше обычного «пляжника», но зато на нём можно разместить целый экипаж с багажом или дополнить конструкцию мотором.
Где сплавляться
Для парусника необходим водный простор. Самое большое в мире пресное озеро Байкал, живописное Телецкое на Алтае, или многочисленные озёра Карелии. Они маленькие, но часто соединены речушками, что позволяет придумать не один интересный маршрут.
Красивые места удастся повидать, сплавляясь по Волге, Каме и другим большим рекам, а на просторах озёр и водохранилищ можно почувствовать себя, словно в море.
Ссылки и литература
- «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
- «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
- «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
- «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
- «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
- «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
- «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
- Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
- «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.
Изготовление рамы для катамарана своими руками
Надёжная рама для катамарана изготовляется путём соединения продольных и поперечных труб. Их скрепляют при помощи особой вязки. Трубы, которые укладывают в продольном направлении, специально делают разборными, чтобы их было удобнее перевозить. Но раму можно изготовить не только из металла, но и из дерева.
Если вы хотите построить своими руками водный катамаран, на котором можно будет сплавляться с рек 3 категории или ходить по озёрам, то раму лучше всего сделать из сплава алюминия марки Д16Т.
Обвязка труб осуществляется следующим образом: вязку оборачивают вокруг труб, затем продевается вороток, после чего оборачивают 2 раза, затем вороток одевают на хомут. Вязки следует использовать из синтетических строп, которые тянутся, не гниют и не рассыхаются спустя некоторое время.
Стандартный комплект рамы для катамарана состоит из:
- Алюминиевых труб, диаметром 20 мм (понадобится 4 продольных и 5 поперечных). Стоит такая труба около 80 руб. за метр, а нам понадобится примерно 30 метров этих труб.
- 20 скруток, 20 воротков и 20 хомутов. Все это обойдётся ещё примерно в 3000 руб.
Перед началом изготовления рамы, у вас обязательно должна быть схема катамарана.
Рама на хомутах
Этот способ сборки рам заключается в использовании книц, сделанных из особого материала – капролона. Он отличается высокой прочностью и надёжностью. Используя такие средства, раму можно собрать за 20-30 минут.
Рама на кницах
Чтобы палуба была плоской, в средней части рамы устанавливают продольные элементы (1 или 2 штуки). Рама прикрепляется к гондолам при помощи пришнуровывания продольных элементов к двум рядам встречных петель. Это позволяет сделать деревянный каркас вместо алюминиевого.
Теперь вы знаете, как сделать хороший катамаран из алюминия своими руками. Желаем приятного отдыха!
Самостоятельное изготовление катамарана – нюансы
Многие любители необычного отдыха выбирают не просто катамараны, а сделанные самостоятельно, поскольку в них воплощаются не только технические задумки, но и индивидуальность обладателя агрегата.
Надувные баллоны для катамаранов изготовляются в двух основных вариациях:
- с отдельными частями;
- цельнокроеный.
Для производства баллонов используется специализированная прорезиненная ткань. Она имеет повышенные физико-химические свойства, устойчива к внешним воздействиям, не пропускает воду внутрь. Если выбран первый способ, то по заранее подготовленной выкройке шьется негерметичный верхний чехол – обтекатель. Его особенность – наличие пришитых карманов для крепления стрингеров. Внутрь чехла имеется кормовое отверстие, через которое вкладывается надувная камера. Особенностью является наличие проклейки, которая может не совпадать по форме с основой, но должна превышать по объему верхний чехол.
Виды лодок по материалу
Существуют маломерные плавсредства:
- из резины;
- из ПВХ-материала;
- алюминиевые, реже стальные – они тяжёлые и особенно дорогие;
- из дерева (доски,брусья);
- фанерные, но из водостойкой.
Воздушные вёсельники. Легко переносятся, удобные в хранении, но боятся морозов, трудно достать материал. Плохо управляемые на воде, особенно в ветер.
Посмотрите еще здесь!
- Как сделать жерлицу своими руками — особенности изготовления зимних и летних снастей (110 фото и видео)
Камера для рыбалки: рейтинг лучших моделей и советы по постройке самодельного устройства (135 фото + видео)
Тюнинг лодки своими руками — варианты модификаций, направления тюнинга и усовершенствования серийных ПВХ лодок (130 фото и видео)
Пластиковые – долгожители на водах. Но, решив, как сделать лодку ПВХ своими руками, надо рассчитать свои знания, силы и возможности. На ней необходимо особое крепление частей и узлов. Это только заводские образцы отливаются единым корпусом.
У деревянных больше всего минусов, но материал дешёвый, такую лодку можно изготовить во дворе, если есть электропила, рубанки, скрепляющий материал. Для бескилевок желательно перед выездом на рыбалку замачивать их, чтобы легче управлять.
Крепится фанера по корпусу на более толстые брусья, чем деревянная. Желательно провести и верхнее, но из дюралевых труб или профильной оцинковки из магазина.
Лучшие места для рафтинга
Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:
- Грузия;
- Непал;
- Турция;
- Украина;
- Индия;
- Перу;
- Италия;
- Уганда.
Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:
- Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
- Адыгея (река Белая);
- Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
- Якутия (реки Тимпон, Чульман).
Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.
Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.
Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.
Рафтинг — экстрим для туристов
Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.
На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:
Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.
Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности
Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха
Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.
Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.
Советы для тех, кто является новичком в рафтинге
- Не забывайте о том, что рафтинг — это не отдых одиночек. Потому уважайте членов своей команды и поддерживайте доброжелательную атмосферу, ваш сплав будет успешным и безопасным.
- Главное в процессе гребли — слаженная работа команды, бросающей вызов водной стихии. И потому не старайтесь грести сильнее всех — гребите одновременно со всеми.
- Грести нужно не руками, а корпусом. Если у вас нет опыта в этом деле — обратитесь к инструктору по рафтингу, он покажет на практике.
- Никогда не пренебрегайте инструктажем — вам расскажут не только об основных командах, но и о правилах поведения в таких неприятных ситуациях, как переворот рафта или выпадение за борт.
- Подавляющее большинство переворотов в коммерческом рафтинге создаются специально, что зачастую обговаривается с участниками сплава.
- Отправляясь покорять течение реки, не забудьте взять с собой купальник и сухую одежду, которую стоит сложить в специальный водонепроницаемый мешок. Ведь к концу маршрута вы промокните до нитки, а высохнуть на солнце выйдет далеко не всегда.
- Если вы решили заниматься рафтингом в холодную погоду, то лучшим решением для вас будет облегающий свитер и термобельё.
- На случай дождя лучше всего иметь болоньевый костюм.
- Документы и ценности лучше сложить в герметичный пакет либо оставить на берегу.
- Не стоит брать с собой очки. Если же без них никак не обойтись — позаботьтесь о наличии страховочного шнурка.
- Если вы используете снаряжение напрокат — то всегда внимательно осматривайте и подгоняйте его под себя. И не бойтесь обращаться за помощью к гиду по водному рафтингу или продавцу.
- Все вопросу гиду задавайте не во время, а перед рафтингом.
- Беспрекословно выполняйте команды инструктора по рафтингу во время сплава.
Rudolf-Kavchik › Блог › Моторный катамаран сделанный своими руками. Катамаран для рыбалки, туризма, сплава.
Мечта каждого рыбака, охотника, туриста забраться как можно дальше, туда, где нога человека не ступала. Где непуганый зверь, рыба косяками, вода чистая и простор для вольной души нашего брата туриста.
Забраться, да так, чтобы еще и с комфортом и безопасно, да грузу намеренно взять, да топлива на дальнею дорогу, да еще чтобы и скорость лодки была приличная, отпуск то не безграничный. Да еще разборная, чтобы в легковушку входила и переносить мог один человек и хранить можно было на балконе. А еще, ночевать на палубе, а еще … в пору машинку покупать закатывающую.
ВИДЕО. Катамаран своими руками
Пролистав интернет в поисках серийного судно под выше изложенные пожелания и не найдя то что искал, начал изобретать свое, руководствуясь жизненным опытом владения различными судами с их плюсами и минусами.
И вот что получилось:
— Длинна палубы 4,5 метра,
— Полезная площадь палубы 9 кв.м. Прям комната небольшая. Не сравнить ни с какой надувной лодкой.
Палуба жесткая, фанерная, прочная, хоть танцуй, хоть лежи, ставь палатку, стол или мобильную баню и еще место останется.
При таких размерах катамаран получился легко переносимый. Масса катамарана без двигателя и поста управления 140 кг с палубой. При этом максимальный вес одной детали конструкции весит всего 11,5 кг, это лист палубного покрытия. Таких листов 8. То есть, по частям катамаран может переносить даже ребёнок. Максимальный размер самой большой детали 200х50 см. Это позволяет перевозить катамаран легковым транспортом, в поезде и самолете. Без палубы катамаран весит 50 килограмм.
Время полной сборки с постом управления и установкой двигателя 1,5-2 часа/один человек.
Время разборки 45 минут.
Испытал под загрузкой в 700 кг, идёт нормально. Максимальная расчётная грузоподъемность полторы тонны. При желании на палубу и квадроцикл загнать можно.
Порадовала, да что там говорить, удивила экономичность, стакан топлива на километр, что в два раза меньше чем у традиционных пластиковых и алюминиевых лодок.
Крейсерская скорость при ¾ газа — 21 км/час. При этом расход топлива — 240 гр/км., 5 литров в час. При максимальном газе скорость 26 км/час, но расход топлива уже 7 литров. Максимальная скорость 26 км/час на Ямаха 9,9 л.с., шаг винта 11, двигатель не раздушин, загрузка 2 человека.
При такой экономичности на 500 километров требуется всего 120 литров топлива и это расстояние можно пройти за 24 часа.
Катамаран не требует регистрации в ГИМС-е, так как вес судна мал и двигатель до 10 л.с. не подлежат регистрации. А это значительно экономим нервы и средства на регистрацию и последующие ежегодные налоги и сборы.
Не маловажный фактор – безопасность. Для этого в катамаране 3 поплавка и 6 независимых отсеков, точнее это не катамарана, а тримаран. Но дабы не резать слух обывателя, называю его привычным словом — катамаран. Даже если, напрочь, порвать один из поплавков, на его место можно поставить центральный, превратив тримаран в привычный катамаран.
Без палубы катамаран можно использовать как сплавной катамаран с двумя поплавками или даже тремя, если хотите загрузить как можно больше и река не энной категории сложности.
В процессе эксплуатации замечена одна особенность, во время рыбалки и передвижения по палубе нет шума пугающего рыбу или зверя. Деревянная палуба практически бесшумная, а надувные поплавки гасят и без того тихие шаги и прочую возню на палубе.
Катамаран можно использовать с постом управления или без него, удлинив румпелем.
Даже на большой волне, до полуметра, судно ведёт себя устойчиво, сказывается ширина корпуса и разнесённые поплавки. Кружка с чаем стоя на посту управления не ерзает и содержимое не выплёскивается, даже на встречной волне от большого танкера катамаран мягко переваливается через волну.
Чтобы сэкономить вес и избавится от лишних деталей, релинг заменил рундуками. Два в одном и ограждение и рундуки.
Стоимость судна 120 000 рублей, включая рубку и транец. Не так уж и много за комфорт, экономичность и мобильность при хороших скоростных характеристиках.
Автор проекта Рудольф Кавчик, Иркутск 2016 год.
Материалы и комплектующие для строительства катамарана
Катамаран характеризуется большим количеством особенностей своей конструкции, если рассматривать его в сравнении с остальными плавсредствами. Именно по этой причине, перед тем, как приступить к постройке катамарана, необходимо выяснить, из каких комплектующих он состоит.
- Основная часть – это поплавки, которые выглядят как две камерные конструкции, находящиеся по бокам транспортного средства. Задача этой детали заключается в том, чтобы приспособление держалось на плаву. Поплавки могут изготавливаться из различных материалов. Для подобных целей можно взять пленку, из которой сделаны надувные баллоны, трубы из пластика или пенопласт.
- Соединительная рама. Эта деталь может состоять из любого материала: трубы из пластика, дерево, металл. При этом следует учитывать, что чем легче будет рама для катамарана, тем меньше по габаритам могут быть поплавки.
- Палуба. Данная часть служит для посадки пассажиров, вещей и в принципе того, что планируется перевозить.
- Руль. Функции, которые возложены на руль катамарана, выполняет лопасть под водой, которая устанавливается параллельно движению, если нужно двигаться прямо, и отгибается в сторону для поворота влево или вправо соответственно. Все манипуляции осуществляются благодаря поворотной ручке, которая выведена на палубу.
- Весла, мотор, педали или другое приспособление, которое будет приводить транспортное средство в движение.
О катамаранах
Для изготовления корпуса современных водных велосипедов используют особый вид полиэтилена. Движущиеся части выполняют из нержавеющих сплавов. Благодаря стоку воды, этот транспорт легко транспортировать и хранить.
Кроме катамаранов, выпускаются модели для личного использования, поэтому приобрести катамаран педальный не трудно, если есть свободные средства. Выбор предлагаемых моделей удовлетворит пожелания покупателей. Найти можно модели от одноместных детских до водных катамаранов внушительных размеров, которые без труда перевезут 4 взрослых упитанных пассажиров. Но и это не предел, потому что есть конструкции, которые предназначены для коллективных прогулок.
Ссылки и литература
- «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
- «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
- «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
- «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
- «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
- «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
- «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
- Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
- «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.
Туристический катамаран
Наше туристическое судно будет изготовляться из пенопласта. Рама для катамарана такого типа не нужна. Перед началом сборки поплавка, его составные элементы следует покрыть эпоксидным клеем, предварительно покрасив масляной краской. Затем, все эти части стягиваем с помощью гаек и стальных трубок. После чего, каждую наружную поверхность оклеиваем тонким материалом, например бязью или стеклотканью, предварительно сложенную в 2-3 слоя. Если вы хотите построить катамаран высокой степени надёжности, то его носовую часть следует делать отдельно, используя для этого уголки из алюминия, величиной 25х25 мм. После чего, начинаем его обшивать листовым алюминием, толщина которого составляет 0,5 мм. Кстати, один лист алюминия стоит примерно 1500 руб., а нам понадобится их 3 штуки. Под листовым алюминием обязательно должна находиться фанерная диафрагма, которая скрепляется при помощи уголков и болтов. Обшивка из алюминия, которая соединяет металлические детали, удерживается заклёпками. Теперь своими руками изготовляем носовую часть. К углам поплавков с помощью винтов прикрепляем крышки, выполненные из фанеры или тонколистового дюралюминия. После этого, носовая часть соединяется с основной, затем она надевается на концы стяжных труб. Все это теперь плотно соединяется гайками. Для изготовления палубы нашего водного средства передвижения, используем бруски и деревянные рейки, скрепляя их между собой с шагом 10-15 см. Теперь вы знаете, как сделать катамаран самостоятельно и отправиться на водную прогулку по ближайшему к вашему дому водоёму. На постройку такого судна, в среднем уходит 2-3 дня.
Отсутствие крена
Главное отличие катамарана от монокорпусной яхты — отсутствие крена! Хотя, если быть точным, то в определенных условиях обычный круизный катамаран тоже может ходить с креном, угол которого, впрочем, в несколько раз меньше тех 30°-45°, на которые способна монокорпусная лодка. Отсутствие крена способствует:
- Отсутствию усталости. Кто-бы что не говорил, но когда Вам на ходу необходимо все время компенсировать крен — это утомительно. Ваши мышцы все время находятся в тонусе, так как положение помещения, в котором Вы находитесь, под острым углом к нормальному с точки зрения Вашего вестибулярного аппарата положению Вашего тела является редким и непривычным.
- Бытовому комфорту. Без крена Вам гораздо удобнее заниматься своими привычными делами: читать, готовить еду, спать, наводить порядок… управлять катамараном. На монокорпусе все те же задачи решаются с бОльшим трудом.
- Простоте приготовлений к переходу. Нет нужды перед выходом в море убирать все со стола и прятать по ящикам, крепить посуду и вещи. Мы убираем ноутбуки со стола, только когда получаем штормовое предупреждение. На монокорпусе все вещи ВСЕГДА приходится держать в ящиках или шкафах, иначе они просто окажутся на полу у Вас под ногами.
Кроме того, поскольку чаще всего дальние морские походы осуществляются на попутных ветрах, то спокойное движение катамарана на попутной волне способствует гораздо более приятному времяпрепровождению на борту, чем беспрестанное «валяние» монокорпусной лодки. В этих условиях на катамаране идет обычная размеренная жизнь, в то время как на монокорпусе приходится постоянно приспосабливаться к изматывающему «переваливанию» с борта на борт, даже если это происходит медленно и с небольшой амплитудой.
Описание и особенности
Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.
Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.
Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто. Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте
Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.
Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.
Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.
Подробнее про самодельный катамаран
Базовой основой любого катамарана является полая конструкция, которая делается из труб различного диаметра. Чаще всего это бывают трубы большого сечения. Самодельном катамаран имеет также поплавки, они располагаются вдоль бортов.
Делаются подобные элементы из материалов:
- Пластик.
- Трубы.
- Баллоны для катамарана.
Поплавки надежно предохраняют конструкцию от затопления. Все элементы крепятся вокруг несущей рамы, главное ее преимущество:
- небольшой вес;
- максимальный коэффициент прочности.
Прежде чем приступать к изготовлению катамарана своими руками
Важно понять, где судно будет эксплуатироваться, какой груз и каким весом будет перевозиться. От этих базовых параметров зависит характер расчетов. В среднем пропорции такие:
В среднем пропорции такие:
- Если длина судна около трех метров, то диаметр баллона составляет около 40 см.
- Если длина судна около четырех метров, то внутреннее сечение должно быть до 55 см.
- С увеличение длины плавсредства шести метров, прямо пропорционально возрастает внутреннее сечение (до 60 см).
При изготовлении катамаранов своими руками, следует помнить: с возрастанием габаритов уменьшается его способность маневрировать, а также скоростные характеристики.
Общие правила выбора
Тем, кто обладает навыками сплава, выбрать подходящее судно труда не составит, а вот новичкам без знания дела и сформировавшихся предпочтений придётся сложней. Хорошо, когда человек начинает заниматься в турклубе или с более опытными товарищами – там и кат предоставят, и всё объяснят по ходу обучения.
За это время можно успеть сделать выводы и к покупке своего первого катамарана подойти с достаточным багажом знаний. Если же группа туристов решила начать с нуля, то теорию придётся изучать самостоятельно. Для упрощения задачи можно воспользоваться прокатом катамаранов – многие городские турклубы, не избалованные финансированием, предлагают такую услугу.
Производитель. Лучше всего предпочесть кат от хорошо зарекомендовавшего себя бренда, например, от «Тритона», «Рафтмастера», «Белрафта». Эти фирмы в почёте у всех водников страны, так что выбор будет однозначно безошибочным.
Число гребцов. Порой бывает сложно определиться между катамараном-2 и катамараном-4 (двух- и четырёхместным катамараном), так как оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Четвёрка, особенно гружёная, кажется более тяжёлой и неуклюжей, так что гребцам придётся приложить больше сил, чтобы ею управлять. Команде трудней сработаться друг с другом, но зато при слаженной работе экипажу удастся легко проходить серьёзные препятствия.
Двойка требует идеальной слаженности от гребцов.
В общем, если есть коллектив единомышленников, лучше начинать с четвёрки: тяжёлый кат прощает гребцам многие незначительные ошибки.
Конструкция катамарана – не менее важный критерий выбора, так как от неё зависят возможности каждого конкретного судна. Свои особенности есть у баллонов, каркаса, сидушек.
Монобаллон или двухслойные поплавки. Если возникнет выбор между судном со внутренними ёмкостями и монобаллонным катамараном, выбирайте качественный моно. Подробно на эту тему я говорил в статье Нюансы конструкции туристического катамарана.
Объём баллонов. Что касается оптимального объёма баллонов для катамарана, то тут сложно посоветовать что-то конкретное. Если кат нужен для сплавов по карельским рекам, то будет достаточно и «Тритона-2», но тем, кто всерьёз мечтает о «белой воде», стоит присмотреться, например, к «Белрафту», «Стерху», «Рафтмастеру». Хотя тут очень многое зависит от личных предпочтений: кто-то прикипел душой к юркому «Тритону», а некоторые привыкли гордо восседать на 2ТТ. Некоторые фирмы, например, «Рафтмастер», продают дополнительные наплывы, увеличивающие тоннажность судна при необходимости.
Посадка. От того, насколько удобно и уверенно сидит спортсмен на катамаране, зависит его безопасность и качество работы, так что лучше испытать сидушку и упоры заранее.
Рама — ещё один спорный момент. Обычно она сделана из дюралевых труб, а споры вызывают способы их сборки, от которых зависит жёсткость, то есть способность конструкции сохранять свою форму под нагрузкой.
Элементы жёсткой рамы соединяются болтами, что обеспечивает быстрое реагирование судна на управляющие движения, однако такая рама не любит деформаций и её проще сломать. Части мягкой рамы обычно скрепляются резиновыми скрутками – полосками, нарезанными из автомобильных камер. Конструкция отлично поглощает энергию удара, суда более остойчивы, но на управляющие гребки реагируют с запозданием.