Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Трассы для кросс-кантри

Трассы кросс-кантри представляют собой нечто следующее:

  • лесные дороги, поля, грунтовые дороги, участки с гравием, много подъемов и спусков, мощеные и асфальтовые дороги не более 15% от всей трассы
  • трассу должна быть полностью проходимой при любых погодных условиях, возможные параллельные секции на легко разрушаемых участках
  • узкие участки трассы чередуются с широкими
  • предусмотрены переходы для зрителей
  • хорошая разметка трассы, с указанием направления движения и опасных участков
  • защитные средства на самых опасных участках (тюки сена, улавливающие сетки)
  • специальные зоны питания и оказания технической помощи
  • маршалы со свистками по всей трассе
  • минимум одна машина скорой помощи
  • правильная разметка зоны старта/финиша

Разумеется, это не полный список требований к трассе и правил кросс-кантри, но дает вполне понятное представление об этой дисциплине.

Гонка кросс-кантри наращивает популярность с каждым годом. Проводятся, как местные любительские соревнования, так и международные. Кросс-кантри также является олимпийским видом спорта с 1996 года.

Организации, которые представляют кросс-кантри:

В России — Федерация велосипедного спорта России

В США — НОРБА (NORBA)

В Европе — Европейский велосипедный союз (European Cycling Union, UEC)

В Мире — Международный союз велосипедистов (Union Cycliste Internationale, UCI)

Виды (типы) горных велосипедов

Нижеприведенные типы велосипедов специально разработаны для маунтинбайка. Специальные характеристики обеспечивают им повышенную надежность и высокое качество езды на пересеченной местности. Шины, используемые в этих велосипедах, имеют специальные протекторы и устанавливаются на обода, которые намного прочнее, чем обода для обычных дорожных велосипедов.

  • Подвеска — Все современные горные велосипеды оснащены подвеской, шинами диаметром 26, 27,5 или 29 дюймов и шириной от 1,7 до 2,5 дюймов, а также чуть приподнятым и ровным рулем, который дает велосипедисту больше контроля над велосипедом.
  • Тормоза — В горных велосипедах также используются гидравлические дисковые тормоза, которые более мощные, чем обычные тормоза (с колодками). Они также имеют низкое передаточное число зубьев звездочек, которое помогает велосипедисту преодолевать крутые подъемы и препятствия. По сравнению с обычными велосипедами, горные велосипеды имеют меньший диаметр обода.
  • Педали — вид педалей, устанавливаемых на горные велосипеды, также отличается от обычных велосипедов. Они предназначены для специального вида обуви, используемой велосипедистами в маунтинбайке. Эта обувь удобно подходит к данным педалям и обеспечивает удобную поездку на велосипеде.

В зависимости от вида горного велосипеда и типа местности используются разные типы рамы.

По типам используемой подвески существует четыре вида рамы:

  • Жесткая (Rigid)- рама с жесткой формой и без подвески.
  • Хард тейл (Hard tail) — рама с передней амортизационной вилкой, но без задней подвески.
  • Софт тэйл (Soft tail) — рама с наличием легкой задней подвески.
  • Двойная или полная подвеска (Dual or Full Suspention) — рама с передней и задней подвесками.

Велосипеды для кросс-кантри

Горные велосипеды для кросс-кантри предназначены в основном для передвижения или гонок по пересеченной местности. В случае кросс-кантри велосипедисту требуется преодолевать большие подъемы, поддерживая высокую скорость и выносливость, поэтому велосипеды, предназначенные для этого вида велоспорта, легкие и достаточно эффективные.

В прежние времена для кросс-кантри использовались велосипеды с жесткой подвеской, но сегодня, как правило, используются полноподвесные велосипеды с легкими алюминиевыми рамами.

Трейловые велосипеды (Trail bikes)

Велосипеды Trail очень похожи на кросс-кантри, они созданы для велосипедистов, катающихся в основном в гористой местности. Вес данных велосипедов составляет от 11 до 15 кг, а геометрия немного меньше, чем у велосипедов для кросс-кантри. Обычно они предназначены для езды по более пересеченной местности, чем велосипеды для кросс-кантри.

Эндуро / All mountain bike

Этот тип велосипедов — сочетание велосипедов для кросс-кантри и фрирайда. При весе от 13 кг до 16 кг, они оснащены более мощной подвеской от 6 до 7 дюймов и предназначены как для подъемов, так и для спусков.

Велосипеды для даунхилла

Велосипеды для даунхилла имеют еще более усиленный и высокий уровень подвески, чем велосипеды Эндуро, около восьми или более дюймов как задней, так и передней подвески. Они изготовлены из прочных, но легких материалов, таких как углеродное волокно, и весят в основном менее 18 кг.

Они имеют высокие передачи и нестрогие геометрические углы и в основном предназначены для скоростного спуска. Из-за своей высокоскоростной природы они имеют как правило одну передаточную ведущую звезду, закрытую большим защитным кожухом.

Велосипеды для фрирайда (Freeride)

Велосипеды для фрирайда похожи на велосипеды для даунхилла, но в них больше внимания уделяется прочности велосипеда, а не его весу. Такие велосипеды обычно весят от 14 до 20 кг. Они имеют большую прочность и обычно достаточно тяжелые. Оснащаются подвеской в районе 7 дюймов и не настолько комфортны для передвижения в горной местности из-за своего большого веса.

Велосипеды для езды и прыжков по грязи (Dirt Jumping)

Велосипеды для Dirt Jumping имеют прочную раму с передней подвеской от 4 до 6 дюймов и задней подвеской, которая чаще всего имеет размер от 3 до 4 дюймов. Велосипед оснащается девятью передачами. В них используются шины размером 24-26 дюймов, что идеально подходит для соответствующих условий. Также используются низкий подседельный штырь и большой руль.

Сколько по времени нужно бегать

Любая тренировка бега, для развития выносливости, похудения или оздоровления, не должна длиться больше часа. Это чревато излишней нагрузкой на сердце, что противоречит оздоровительным свойствам бега. В зависимости от целей, продолжительность тренировки подбирается индивидуально. Для похудения и укрепления организма достаточно 40-60 минут аэробной нагрузки. Для улучшения общего состояния, поддержания формы и здоровья, людям любого возраста (без противопоказаний) можно заниматься от 30-40 минут.

Каждый день тренироваться не стоит, чередуйте день бега с днем отдыха. Также можно тренироваться 4 раза в неделю, но 3 дня отдыха оставить для восстановления необходимо обязательно.

Старт!

Это характеристика скорости вашего движения. Лучший темп – ровный. Если в начале гонки и в конце вы едете в одинаковый подъем с одной и той же скоростью – можно сказать, что вы сохранили ровный темп в гору. Аналогично со спуском. А если условную связку подъем+спуск вы проходите за одинаковое время в начале и в конце гонки, можно говорить о ровном темпе в целом. Поддерживать ровный темп поможет информация о развиваемой мощности. Если вы её видите – хорошо, если нет, остаётся ориентироваться на пульс и ощущения. Универсального рецепта, какой темп выбрать, нет. Кто-то взвинчивает со старта и уезжает в паровозе более сильных соперников на середину дистанции (главное вовремя слезть), а потом на оставшихся ресурсах добирается до финиша, стараясь не растерять преимущество. Кто-то держит свой темп и под него находит себе попутчиков в течение гонки. В ХСМ хорошо работает спокойное начало и постепенное наращивание темпа, в ХСО темп выше, и чтобы показать свой лучший результат придётся потерпеть на максимуме. Вы можете постепенно или резко увеличивать или уменьшать темп, но не слишком часто, иначе такая «темповая аритмия» быстро вас вымотает.

С ритмом немного сложнее. Это про своевременность приложения усилий. Например, на памп-треке важна не интенсивность вращения педалей, а умение «прокачивать» кочки. То есть вовремя усиливать и ослаблять давление на велосипед, нагружать и разгружать его. Теперь переместимся на трассу для ХСО или ХСМ

Нагружать и разгружать будем не кочки, а мышцы, внимание, мозг. Если делать это в соответствии с профилем и характером трассы, то можно поймать ритм и флоу

Когда каждый подъём заканчивается именно тогда, когда должен закончиться, а спуски доставляют удовольствие, потому что хватает внимания и контроля на всём их протяжении. Поймав ритм, вы находитесь не в какой-то конкретной точке трассы, а как бы на всей трассе сразу. Многое здесь зависит от трассы – её логичности, гармоничности и ритмичности. Плюсом будет знание дистанции, а со временем можно научиться «читать с листа». Также глядя на несколько сот метров вперёд, вы быстрее перестраиваетесь под изменяющиеся условия трассы, это увеличивает скорость и создаёт ритм движения.

Занятие не для слабых телом и духом: cross country

На вопрос: «Что такое кросс-кантри?» есть один однозначный и не терпящий возражений ответ – это гоночная дисциплина. В основе ее лежит езда по пересеченной местности, не стоит путать кросс-кантри с поездкой за город с товарищами или выезд на байке в ближайший лесок. Нельзя называть любого, севшего на велосипед с двумя подвесами, кантрийщиком: говоря так, можно оскорбить настоящих спортсменов, которые прилагают нечеловеческие усилия для достижения достойных результатов в этой спортивной дисциплине.

Итак, кросс-кантри – это гоночная дисциплина, которая наравне с любым привычным обывателю спортивным занятием требует отменной атлетической формы, длительных и изнурительных тренировок, а также большого умения. Для велосипедиста недостаточно только уметь хорошо ездить, или только обладать высокой скоростью и выносливостью. Задача успешного кросскантрийщика – сочетать все эти качества для достижения максимального результата.

Для того, чтобы успешно проходить дистанции, предназначенные для кросскантрийных соревнований, потребуется не один месяц тренировок. При этом недостаточно иметь сильные ноги: часто самоуверенные спортсмены ошибаются, понадеявшись на свою силовую составляющую и мощь. Техника, смекалка и умение «правильно» проходить трассу значит для кросс-кантри гораздо больше. Поэтому и схема тренировок среднестатистического кросскантрийщика значительно разнится от других дисциплин.

Как выглядит трасса тур де франс — самый крутой маршрут в истории велосипедов

Задача будущего победителя соревнований: научить свои мышцы работать в гармонии с сердцем – то есть тренировки призваны создать баланс работы мышечной и сердечно-сосудистой системы. Отсюда и схема тренировок, которая включает в себя:

  • Аэробные дистанционные нагрузки – это, как ни странно, просто катание на байке по пересеченной местности. Даже неспешное катание позволяет научить организм правильно поглощать кислород, переносить его в мышцы. Задача таких тренировок – не выработка высоких скоростей, а умение ездить долго, не испытывая усталости.
  • Силовые тренировки – это взращивание той мышечной системы и такой силы, которая нужна для силового кручения педалей. Собственно, процесс тренировок в этом и заключается: езда на подъемах сидя и стоя.
  • Скоростные тренировки – именно этот вид тренировок позволяет собрать воедино все результаты и получить на выходе высокую скорость прохождения трасс: для этого должна быть отточена техника кругового педалирования. Оптимальной частотой, которая позволит успешно проходить трассы, является 80-90 оборотов в минуту.

Мотоциклы для кросс-кантри ралли

Для участия в кросс-кантри ралли используются модифицированные серийные модели с 4 или 2-тактным двигателем для мотокросса и эндуро. К слову, некоторые производители (например Husqvarna) предлагают специальные кросс-кантри серии для любителей.

Наиболее серьезной модификации подвергаются мотоциклы для рейдов и марафонов. Помимо изменений в настройке подвески и двигателя, направленных на более стабильную работу в любых условиях и распределения крутящего момента при работе КПП, они касаются:

  • бензобака – он имеет больший объем, чтобы гонщик мог преодолевать участки без остановки,
  • приборной панели – кроме стандартного набора из спидометра и одометра на нее устанавливается дорожная книга и, иногда, терратрип – прибор, отсчитывающий пройденное расстояние между контрольными точками. Собственно, по размерам приборной панели, а точнее, по высокой пластиковой защите, защищающей ее от песка и грязи, мотоцикл для кросс-кантри ралли отличить проще всего.

И, в качестве завершения, стоит отметить основных производителей мотоциклов. Кроме уже названной выше «Хускварны», техника для участия в ралли-заездах выпускается австрийской компанией KTM, немецкой BMW, британской Triumph и не нуждающимися в представлении японскими производителями Yamaha, Honda и Kawasaki.

Разновидности велобайка

Модифицированные горные велосипеды выполняют главную задачу – передвижение по пересеченной местности. Конструкция должна выдерживать частую нещадную эксплуатацию, механические повреждения. Высоко ценится маневренность, проходимость и сцепление с трассой. Важными характеристиками являются:

  1. Передняя вилка – до 10 см. Она должна обеспечивать высокое сопротивление, блокировать амортизацию при необходимости.
  2. Покрышки в два дюйма. Специальное покрытие и протекторы обеспечат сцепление и проходимость.
  3. Легкая, прочная рама. Чем меньше вес конструкции, тем легче маневрировать спортсмену на трассе.

Кантри велосипед имеет множество модификаций. Наиболее популярные – хардтейлы и двухподвесы. Первые не подходят для новичков. Они тяжелее и сложнее в управлении. Необходим опыт обращения с горными велосипедами. Хотя стоят они дешевле, чем двухподвесные. У Хардтейла задняя часть жестче, тяжелее. Передняя вилка обеспечивает хорошую амортизацию, а жесткая рама компенсирует перепады высот на трассе. Общий вес такой конструкции – свыше 20 кг. Некоторые спортсмены намеренно уменьшают массу, рискуя безопасностью.

Двухподвес больше подходит для новичков, хотя им активно пользуются и профессиональные велогонщики. Ровер с двумя вилками амортизации позволяет максимально точно прочувствовать дорогу. У профессиональных моделей отсутствует вибрация, управление легкое. Модели стандартной комплектации отличаются высокой маневренностью, устойчивостью на сложных участках трассы.

ДвухподвесХардтейл

Трассы

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны — это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание — элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри — это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Что проверить перед покупкой двухподвеса?

Обязательно убедитесь, что тормоза хорошо работают. Фулы развивают очень большую скорость, особенно при спуске, поэтому надежный тормоз будет вашей главной защитой при движении.

Оцените качество шин – у них должна быть хорошая толщина и прочность.

Обратите внимание на педали, которые входят в комплектацию велосипеда. Для спортивного катания часто советуют контактные педали, которые крепко удерживают ногу во время движения, равномерно распределяют нагрузку и позволяют развить большую скорость. Но к таким педалям нужно привыкнуть, потому что вынимать из них ногу на первых порах будет непросто

Но к таким педалям нужно привыкнуть, потому что вынимать из них ногу на первых порах будет непросто.

В целом, перед покупкой двухподвесного велосипеда еще раз оцените, насколько вам нужна такая модель. Главный недостаток двухподвесов – это большой вес из-за наличия двух амортизаторов и достаточно высокая цена (от ценовой категория в 15-30 тысяч рублей и вышей). Если вас не пугают эти сложности и вы готовы к одному из спортивных стилей велосипедной езды, о которых мы говорили ранее, тогда эта модель для вас.

Устройство двухподвесного велосипеда

Как следует из названия, двухподвесный горный велосипед – это тот, который оборудован как передней амортизационной вилкой, так и задним амортизатором. Он предназначен для заездов по трассам с большим количеством кочек и других неровностей.

Ход задней подвески для кантрийных велосипедов колеблется от 90 до 120 мм. В основном используются амортизаторы с ходом либо 100 или 120 мм. По типу чаще всего используются воздушные амортизаторы. Их вес меньше пружинно-эластомерной подвески.

В отличие от байков для даунхилла, где используются длинноходные и мягкие амортизаторы, на кантрийные велики устанавливается более жесткая подвеска. Она необходима для того, что уменьшить потерю энергии при педалировании.

Многие крупные разработчики байков ищут различные способы уменьшения потери энергии при вращении педалей.

На сегодняшний день, наибольшие успехи у компании Specialized, которая разработала «умную» подвеску Brain. Она может распознать направление колебаний: идут они снизу из-за неровностей, или сверху от вращения педалей.

Трассы

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны — это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание — элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри — это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Известные спортсмены из кросс-кантри в России и в мире

Пожалуй, самой титулованной в России велосипедисткой кросс-кантри стоит назвать Ирину Калентьеву. Победительница Кубка мира, двукратная чемпионка мира, бронзовый призёр Олимпийских игр 2008 года и обладательница множества других наград. В 2019 году Ирина завершила спортивную карьеру в России, но продолжает выступать в Швейцарии за местную профессиональную команду.


Ирина Калентьева. Фото: mordovmedia.ru

Швейцария — это сердце гонок по пересечённой местности. В стране высочайший уровень мероприятий, множество команд и лучшие гонщики мира:

  • Нино Шуртер — олимпийский чемпион игр 2016, многократный победитель чемпионатов мира и Европы, трёхкратный победитель Кубка мира, серебряный и бронзовый призёр Олимпийских игр разных лет
  • Джоланда Нефф — олимпийская чемпионка 2020, двукратная победительница Кубка мира, трёхкратная чемпионка мира среди юниоров.

Возвращаясь к достижениям российских маунтинбайкеров, нельзя не упомянуть Юрия Трофимова, который завоевал титул чемпиона мира в группе U23 в Италии в 2005 году. На чемпионате мира 2002 года ему досталось серебро юниорской категории и бронза чемпионата Европы. В 2008 году Трофимов переключился на шоссейный велоспорт и не раз участвовал в Гранд Турах в роли грегари (шоссейный велогонщик, работающий на свою команду или её лидера).

В европейском кросс-кантри много имён, достойных упоминания: Ярослав Кулхави, Том Пидкок, Эви Ричардс, Жюльен Абсалон, Полин Ферран-Прево и другие.

Экипировка для кроссов

Обувь

Правильный подбор обуви очень важен для этого вида бега.

Так, при беге по гравийной дорожке можно предпочесть обычные кроссовки, а вот если у вас на пути будут каменистые участки, то подойдет обувь с прочной и толстой подошвой. Таким образом вы защитите свои ноги от ударов о камни.

Головной убор

Головной убор – обязательный атрибут, который желательно брать с козырьком – так он защитит глаза от солнца. Вполне подойдут кепки, бейсболки.

Одежда

Спортивная одежда для бегуна должна:

  • соответствовать сезону,
  • не сильно облегать, но и не болтаться на теле,
  • быть комфортной, не натирать.
  • В дождливую погоду следует взять с собой ветровку или дождевик.
  • Кроме того, следует позаботиться о защите для коленей, локтей.

Можно ли похудеть с помощью кросс-похода

Кросс-походы особенно подойдут тем, кто желает через некоторое время увидеть на весах цифру поменьше. Длительная нагрузка низкой интенсивности способствует энергообмену с использованием жиров.

Переходы на шаг позволяют:

  • поддерживать низкий пульс во время занятия
  • сделать тренировку дольше, то есть сжечь больше калорий.

Тренировки с единственной целью похудеть ради результата, ради отражения в зеркале и фотографий могут стать причиной расстройства пищевого поведения и спортивной булимии в частности. Это грозит многими негативными последствиями для вашего физического и психического здоровья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий