Круг с хода. Соревнования и тактика. Велосипед и экипировка

Маунтинбайк

Маунтинбайк (от англ. «mountain bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог, участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский кросс-кантри:XCM

Марафон – это удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120 км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием (Элиминатор): XCE

Трасса гонки Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км, максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск марафон: DHM

Марафон по даунхиллу – даунхилл с массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным перерывом.

Результаты генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения всех временных этапов для каждого гонщика.

Гонка по очкам

Проводится как среди мужчин, так и среди женщин. В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки (каждые два километра). Победителем гонки по очкам не обязательно становится гонщик, первым пересекший финишную черту, а чаще всего тот, кто накопил большее кол-во очков в течение гонки. Выигравший спринт гонщик получает 5 очков, за 2-е место гонщик награждается 3-мя очками, за третье – 2-мя и за четвертое – одним. Двойные очки предоставляются при пересечении линии в середине гонки и на заключительном кругу. Если гонщик или гонщики сумели обогнать остальную группу на круг, они получают 20 очков за каждый круг. Те же гонщики, которые проиграли лидерам круг, лишаются 20 очков. В случае если два или больше гонщиков заканчивают гонку с равным количеством очков, то победителем становится тот из них, кто выиграл большее число спринтов. Если и эти показатели оказываются равными, то победитель определяется согласно месту, занятому на заключительном спринте.

Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам в гонке по очкам – 40 километров, у женщин эта дистанция меньше – 24 километра. Храбрость, выносливость, концентрация внимания, реакция, способность быстро принимать решения – вот качества, которыми должен обладать гонщик для достижения победы.

На международном уровне, гонка по очкам – одна из наиболее молодых видов гонок на треке. Она не являлась Олимпийской дисциплиной до 1984 (у женщин 1996). На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).

Специализации и командный фактор: как делать ставки на велоспорт

Если вы в первый раз ставите на велоспорт, то, прежде всего, должны знать разницу между типами гонок по рельефу трасс (обозначенные выше горные, спринтерские этапы и так далее) и осознавать, что почти каждый спортсмен имеет строгую специализацию.

В рамках многодневки гонщики имеют ярко выраженные сильные и слабые стороны, ввиду чего вынуждены сосредоточиться на каком-то одном зачете гонки — только три велосипедиста в истории выигрывали все три главные классификации Гран-тура.

Нужно обращать внимание на силу команды гонщика, на которого вы хотите поставить. Шоссейный велоспорт — в большой степени командный вид, и без хороших помощников здесь даже звезды не могут обойтись. Очень сильные гонщики могут в интересах команды жертвовать своими результатами ради сопровождения капитана на сложных отрезках

Очень сильные гонщики могут в интересах команды жертвовать своими результатами ради сопровождения капитана на сложных отрезках.

В этой связи некоторые сильные «горняки», входящие в топ котировок букмекеров на отдельные этапы, могут в конкретный день на самом деле иметь меньше шансов, чем визави из другой команды — допустим, один из них тратил энергию на сопровождение капитана всю неделю, а команда второго рано выбыла из борьбы за общий зачет из-за травмы звездного «многодневщика».

На спринтерских этапах общая сила команды также имеет значение, ведь претендента еще нужно «довезти» до заветной финишной прямой, а в гонках на время усталость и загруженность черновой работой могут сильно повлиять на шансы «раздельщика».

Если в многодневных гонках легче быть в струе событий, то перед ставкой на однодневную гонку обязательно лишний раз справьтесь о здоровье участников, поищите информацию. Даже небольшая простуда за несколько дней до гонки может серьезно повлиять на шансы спортсмена, не говоря уже о травмах.

Снаряжение и принадлежности для маунтинбайка

Ниже расскажем об оборудовании и аксессуарах, используемых в маунтинбайке. Начнем со шлемов, которые являются самым важным снаряжением, которое должен использовать каждый велосипедист.

Шлем

Шлем применяется в качестве защиты головы велосипедиста от травм. Использование шлема является практически универсальным для всех байкеров. По своей конструкции шлемы бывают трех типов. К ним относятся кросс-кантри, закругленные шлемы в стиле скейтбордиста и шлемы «фулфейс». Шлемы для кросс-кантри очень похожи на шлемы для шоссейных гонок. Они более легкие и обладают аэродинамическими свойствами.

Округлые шлемы для скейтборда проще, они дешевле других шлемов и закрывают большую площадь головы. Они изготовлены из твердого пластика и могут выдержать несколько ударов. Полнолицевые (Fullface) шлемы используются для обеспечения максимальной безопасности, в них устанавливается челюстная защита, они прочнее и тяжелее других типов шлемов. Изготавливаются из углеродных волокон и хорошо вентилируются.

Перчатки

В отличие от обычных дорожных перчаток, велосипедные перчатки специально разработаны для безопасности велосипедиста. Они изготовлены из более плотных материалов, большой палец и другие пальцы в часто закрыты в целях безопасности. Перчатки имеют подкладку в районе костяшек пальцев.

Очки

Очки, используемые горными велосипедистами, очень похожи на те, что применяются в других видах спорта. Они в основном нужны для защиты от мусора и пыли на трассах. Фильтрованные и цветные линзы защищают глаза от напряжения. Велосипедисты, занимающиеся даунхиллом и фрирайдом, в основном используют очки, которые применяются в мотокроссе или сноуборде.

Гидратационные системы

Поскольку велосипедисты часто ездят по бездорожью, для них очень важны системы гидратации. Фляжки с водой возят в легком заплечном рюкзаке (также рюкзаке с трубками), либо в флягодержателе на раме велосипеда.

Навигационное устройство GPS

GPS-навигаторы устанавливаются на руль и используются в качестве навигационной карты и для отслеживания динамики движения во время гонки. Для этой функции используются готовые картографические системы или карты, загруженные из Интернета.

Инструменты для велосипеда

Велосипедисты должны брать с собой инструменты для легкого ремонта велосипеда в пути, а также запасные шины, чтобы устранить ситуации, вызванные механическими поломками.

Защита тела от травм

Различные накладки и щитки применяются в маунтинбайке для защиты велосипедиста от аварий и несчастных случаев. Для коленей и локтей есть неопреновые рукава, а для защиты конечностей и всего тела — жесткие пластиковые щитки.

Для защиты позвоночника служат металлические пластиковые пластины с прокладкой из пенопласта. Некоторые байкеры также используют нагрудные пластины, защитные щитки для живота.

Аптечка первой помощи

Велобайкер должен возить с собой аптечку первой помощи, чтобы обеззаразить рану и перевязать порезы, полученные в результате аварий или столкновений. При высоких скоростях езды случаются травмы головы, груди или позвоночника, поэтому аптечку первой помощи настоятельно рекомендуется иметь при себе.

Мэдисон

Мужской вид мэдисон, или “американка”, изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.

В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.

Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством “ручной плети” (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).

Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка)

Как правило, “количество кругов более важно, чем выигрыш очков”.

Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью “ручной плети” нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Велогонки в программе Олимпийских игр.

В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.

С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.

Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.

Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).

Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.

УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)

УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.

В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.

Знаменитые спортсмены в маунтинбайке

Международная ассоциация горного велосипеда (IMBA) — это некоммерческая организация и руководящий орган горного велосипедного спорта во всем мире. Она была образована в 1988 году пятью калифорнийскими клубами горного велосипеда (США), которые создали альянс для борьбы с повсеместным закрытием трасс.

В 2006 году IMBA выросла до 32000 членов с более чем 600 аффилированными клубами. В настоящее время в IMBA состоит более 35000 членов из примерно 30 стран мира.

Кубок мира UCI по маунтинбайку — это серия велосипедных гонок, санкционированная Международным союзом велосипедистов. Первый Кубок мира был проведен в 1989 году, в нем проводились гонки только по кросс-кантри. Через два года был учрежден Кубок мира по даунхиллу. Велосипедисты объявляются победителями в зависимости от их места в каждом виде соревнований.

UCI также организует чемпионат мира по маунтинбайку и триалу, который также является чемпионатом по горному велосипеду для всех видов горного велосипеда.

В заключение, хочется отметить самых известных чемпионов по маунтинбайку:

Ханс Рей

Ханс Рей — один из пионеров фрирайдинга, а также экстремального катания на горных велосипедах. Ханс Рей родом из Эммендингена, Германия.

За свою карьеру он трижды становился чемпионом мира по версии UCI и завоевал еще 15 национальных титулов.

В 1999 году он был введен в Зал славы горного велосипеда. Через свою благотворительную организацию он предоставил более 7000 велосипедов в более чем 25 развивающихся стран мира.

Джон Томак

Джон Томак считается одним из настоящих универсалов всех времен в горном велосипеде. Джон Томак родом из Мичигана, США.

За свою карьеру, которая длилась более 20 лет, он выступал в различных дисциплинах шоссейных гонок и горного велосипеда.

Он был известен своими невероятными навыками управления велосипедом и выдающимся контролем в скоростном спуске. В 1991 году он был введен в Зал славы горного велосипеда.

Жюльен Абсалон

Жюльен Абсалон — горный велосипедист из Франции, завоевавший множество медалей в своей карьере.

Он завоевал две золотые медали на Олимпийских играх — одну в 2004 году, а другую в 2008 году. На чемпионатах мира он завоевал пять золотых, две серебряные и две бронзовые медали.

На Кубке мира он завоевал семь золотых, две серебряные и две бронзовые медали. Наряду с этим он также участвовал в чемпионатах Европы и завоевал пять золотых и четыре серебряных медали.

Из российских спортсменов стоит отметить Антона Синцова.

Антон Синцов

Instagram Антон Синцов

Антон Синцов – участник олимпиады 2016 года, где занял 12-е место в дисциплине кросс-кантри. Участник Олимпийских игр 2020 в Токио, в которых занял 11-е место в дисциплине кросс-кантри.

Также Антон является двухкратным чемпионом России по маунтинбайку (2014, 2017), бронзовым призером этапа кубка мира по кросс-кантри в 2017 году в Ленцерхайде, Швейцария.

Велогонки в программе Паралимпийских Игр.

Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.

В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.

Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.

Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.

Многодневные гонки.

Состоят из нескольких этапов и проводятся в течение минимум двух дней. Этапы многодневных соревнований представляют собой групповые гонки и гонки на время (индивидуальные и командные). В программу может входить так называемый пролог (индивидуальная гонка на дистанции не более 8 км) и полуэтапы. В зависимости от общей продолжительности соревнований в их расписание могут быть включены дни отдыха.

Как правило, победитель многодневной гонки определяется по общей сумме очков, полученных в ходе соревнований. При равенстве очков в расчет принимается:

количество побед, одержанных на отдельных этапах;

количество побед в промежуточных спринтах;

общее время по сумме всех этапов.

Не редкость ситуация, когда разрыв между победителем многодневных гонок и его ближайшими преследователями составляет считанные секунды. К примеру, американец Грег Лемонд в 1989 выиграл на «Тур де Франс» всего 8 сек – при общей длине трассы 3267 км (время победителя составило 87 ч 38 мин 35 сек).

В командный зачет идут три лучших «времени», показанных представителями каждой из команд (на отдельном этапе и во всей гонке). В случае равенства соответствующих показателей: – лучшая команда дня определяется по сумме мест, занятых тремя лучшими ее гонщиками;

– при подведении общих итогов гонки выигрывает команда, которая чаще других занимала первое место на отдельных этапах.

Если по ходу гонки в составе команды остается менее трех спортсменов, ее показатели в командном зачете не учитываются.

Самая известная на сегодня и самая сложная из многодневных велогонок – профессиональная «Тур де Франс». Она продолжается около трех недель, ее дистанция проходит по территории Франции и пяти соседних стран. Чаще других (по 5 раз) в «Тур де Франс» побеждали французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн.

В тройку самых престижных «многодневок» входят также «Джиро д’Италия» и «Вуэльта-а-Эспанья».

Немалой популярностью пользуется и «Велогонка мира», входящая в европейский календарь элитных гонок. Соревнования 2002 стали 55-и по счету. Многие знаменитые гонщики (например, олимпийский чемпион Сергей Сухорученков) начинали свою карьеру на международной арене с этой гонки. Чаще других командный приз «Велогонки мира» выигрывала сборная СССР (20).

Еще одна разновидность шоссейных гонок – критериум. Она проходит по замкнутому маршруту длиной от 800 до 1000 м – как правило, в черте города. Общая протяженность дистанции зависит от длины «кольца» и составляет 80–150 км. Если критериум состоит из нескольких этапов, последним, согласно правилам, обязательно должна быть индивидуальная гонка.

В последнее время все большую популярность получают всевозможные гонки на выживание (в качестве отдельной дисциплины и составной части триатлона), заезды на 12, 24 и более часов и сверхмарафонские дистанции, включая континентальные и кругосветные велопробеги.

Разновидности велоспорта

Итак, теперь стоит рассказать о том, какие же вообще бывают разновидности велоспорта. Их несколько.

Первые — шоссейные гонки. Уже описанный выше вид, чаще всего применяется в Европе. Практически никогда не проводится зимой. Проводится на длительных дистанциях. Покрытие — самое разное. Это может быть классический асфальт, гравий, брусчатка. Делится на несколько подвидов, о которых мы уже рассказали.

Гонки на горных велосипедах — вторая категория. Это относительно молодой вид спорта. Самый экстремальный из всех подвидов, очень популярен в Соединенных Штатах. Делится на три категории:

  • Кросс-кантри — соревнования на пересеченной местности, протяженность пять-девять километров. 
  • Даунхилл — гонки по склону, спуск, который имеет естественные препятствия.
  • Марафон — как понятно из названия — гонки на длинные дистанции. Чаще всего это больше ста километров. 

Горные гонки также есть в программе ОИ.

Третий вид — трековые гонки. Проводятся такие соревнования на стадионе, и участие принимают много спортсменов одновременно. Покрытие трека постоянно ровное, угол наклона велосипеда должен составлять сорок два с половиной градуса на повороте и двенадцать с половиной на прямом участке. Есть несколько основных дисциплин в трековом спорте:

  • Индивидуальный спринт. Более двух спортсменов, заезды на расстояния от двухста метров до одного километра.
  • Командный спринт. Участвуют три мужчины, в женском соревновании — две женщины. Каждый из участников должен сделать круг и по его итогам результаты складывают.
  • Гит. Индивидуальный заезд на полтора километра. 
  • Кейрин. От четырех до восьми человек, два километра расстояние. Необходимо обязательно набрать скорость тридцать километров в час.
  • Гонка преследования. Два участника движутся с разных концов трассы и нужно прибыть первым. Для мужчин дистанция четыре километра, для женщин — на один меньше. 
  • Гонка по очкам. Несколько заездов, за каждый из них спортсмен получает до пяти очков. 
  • Мэдисон. Дистанция от двадцати пяти до пятидесяти километров, участвует команда. Каждые двадцать кругов проводят промежуточный финиш. 
  • Скретч. Дистанция тут для мужчин составляет пятнадцать километров, для женщин — десять. 
  • Гонка с выбыванием. Последний пришедший выбывает, и так по кругу до конца.
  • Многоборье. Для мужчин — сорок километров, для женщин — двадцать пять. Гонка по нескольким дисциплинам, участников до двухсот пятидесяти. 

Еще одним видом велосипедных гонок является мотокросс или же Bmx. Отсюда и название маленьких велосипедов, на которых эти гонки проводятся. Такие аппараты отличаются повышенной устойчивостью и небольшими размерами. Они сделаны для того, чтобы уверенно преодолевать препятствия, и выполнять различные трюки.

Колеса таких велосипедов имеют небольшой диаметр и широкие шины, посадка низкая, руль расположен выше, чем у обычного велосипеда. Это сделано таким образом, чтобы спортсмен практически не сидел на велосипеде, а постоянно находился в движении. 

Мотокросс включает в себя гонки по грунтам, различным лесным дорогам, пересеченной местности. На таких трассах зачастую есть трамплины, резкие повороты. 

Езда на таком велосипеде красива и эффектна, но довольно травматична. 

Основные центры [ править ]

Велосипедные прогулки в помещении в Sportpaleis Alkmaar , Нидерланды

Велоспорт на треке особенно популярен в Европе, особенно в Бельгии , Франции , Германии и Соединенном Королевстве, где он часто используется в качестве межсезонных тренировок шоссейными гонщиками, которых часто можно увидеть на профессиональных шестидневных соревнованиях (гонки, в которых участвуют команды из двух гонщиков. .)

В Соединенных Штатах трековые гонки достигли пика популярности в 1930-х годах, когда шестидневные гонки проводились в Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке. Слово « Мэдисон » до сих пор используется как название типа расы.

В Японии , то Keirin формат гонки очень популярны ставки спорта. Этот вид спорта пользуется уважением, и всадники проходят обширную подготовку в японской школе Кейрин.

Особенности шоссейного велосипеда

В шоссейном велоспорте используется два типа велосипедов: групповой и разделка. Если вы любите кататься на рельефных трассах, в компании других велосипедистов, остановите выбор на лёгком групповом шоссейнике.

Если вам по душе равнина, нравятся индивидуальные гонки или длинные дистанции триатлона, покупайте аэродинамический велосипед, который обычно немного тяжелее, но быстрее.

Общий вид

У шоссейника плоская верхняя труба рамы, вилка без амортизатора, изогнутый узкий руль и такие же узкие покрышки с отсутствием протектора, работающие при высоком давлении от 4,8 до 8 бар.

Покрышки

25 мм — типичная ширина покрышек для гоночных шоссейных велосипедов, в то время как виды, ориентированные на длительные заезды, могут продаваться с шинами 28 или 30 мм. В прошлом ширина покрышек в 23 мм была обычным явлением, а некоторые гонщики доходили до 18 мм.

Читайте по теме: 17 советов, как защитить колёса велосипеда от проколов

Трансмиссия

В шоссейных велосипедах обычно используются две передние звезды 50/34Т либо 52/36Е, где «Т» — количество зубьев.

Шоссейные велосипеды среднего и высокого класса сзади традиционно имеют 11 или 12 звёздочек (называемых 11- или 12-скоростными), в то время как на более доступные модели устанавливается 8-10 звёзд. Диапазон звёздочек на шоссейной кассете примерно равен 11-28Т или 11-30Т.

Седло

Шоссейные сёдла чаще всего узкие и жёсткие. Они могут выглядеть неудобными, но на самом деле для длительных поездок лучше подходят именно такие сёдла, потому что они не сдавливают нервы и нежные мягкие ткани, поддерживая вас там, где это нужно больше всего.

Сёдла бывают разных форм, и нет единого дизайна, подходящего для всех. Некоторые модели доступны в нескольких вариантах ширины, чтобы соответствовать вашей индивидуальной ширине седалищной кости.

Покупая велосипед, убедитесь, что он вам подходит: Как выбрать размер рамы велосипеда.

Дорожные и трековые дисциплины

Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.

Шоссейные

Шоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные «болиды» не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.

Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.

Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: шоссейный;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы.

Трековые

Трековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.

Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: трековый;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.

Велокросс или Циклокрос

Велокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.

В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.

В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.

Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.

Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий