Как выбрать лучшее место для похода на байдарках

Безопасность

Мы думали о том, что что-то может пойти не по плану и готовились к этому.

У нас с собой было две аптечки:

  • одна с лекарствами,
  • вторая с бинтами, жгутами и пластырями разных калибров.

Для подачи сигналов была ракетница «Сигнал охотника» и несколько свистков.

В аварийном наборе:

  • охотничьи спички,
  • сухое горючее,
  • 3 одеяла-блестяшки.

Для каждого было 3 комплекта одежды на любые погодные условия:

  • один лагерный (сухой),
  • один ходовой (условно мокрый),
  • один — на случай промокания первых двух.

Дополнительно брали по комплекту теплой одежды, включая пуховики. Все вещи были герметично упакованы в гермомешки и пластиковые бочки с герметичной крышкой (синие с хомутом).

И, конечно, на воде только в спасжилетах.

Перед походом у ребенка был недельный карантин: мы не ходили в гости к бабушкам, не кормили его тем, что он обычно не ест, не делали того, что обычно не делаем.

Он должен был пойти в садик. Мы спланировали поход так, чтобы сад начинался после. Чтобы он не подцепил там болезнь, которая проявится в походе.

Погода

За погодой сложно следить на стоянках на островах.

На острове вы видите только одну половину неба — со стороны озера, и не знаете ничего о том, что происходит с другой стороны острова. Если оттуда приближается дождь, вы о нем не узнаете пока не закапает.

Из-за погоды можно застрять на каком-нибудь острове.

Острова по краю шхер, которые выходят на широкую Ладогу, ничем не закрыты от волн и ветра. Если будет плохая погода, придется сидеть на острове. Стоянки в глубине проливов в этом плане более безопасные.

Змеи

Еще в Карелии много змей.

Это фото сделано несколько лет назад на горе Хийденвуори — милые, безобидные ужи /фото Сергея Махлова

Почему-то все спрашивают про медведей и никто не задумывается о змеях. Крупных животных в шхерах нет, а вот змей полно. Встретить гадюку можно запросто. Поэтому нужно смотреть под ноги. В этом походе мы встретили только двух ужей, которые от нас тут же уползли.

Клещей и комаров в Карелии тоже много.

Комариный пик обычно приходится на первую половину лета. Потом их становится заметно меньше. Мы за весь поход видели только одного клеща. Комаров почти не было.

Скалы

В шхерах крутые скалы, покрытые мхом.

Мох влажный, скользкий и слабо держится за скалу. Вес человека он не выдерживает.

Наступать на мох на склонах не нужно. Старайтесь ходить по голым скалам.

Поэтому же нужно следить за детьми.

На стоянках с крутыми скалами мы не останавливались. К воде с ребенком только за руку. Прогулки за пределы лагеря — только за руку. На скалы с ребенком не ходили.

Подводные скалы (для моторок)

Для байдарок они неопасны, а вот налететь на такую скалу на моторной лодке можно запросто. Они никак не отмечены. Если волны есть, то скалы заметно по тому, как по ним перекатывается вода. Если вода спокойная, то их не видно.

Вечером, катаясь на байдарке около бухты Ванхалахти, мы вдруг заметили, что посреди залива под нами вместо глубокой черноты огромная скала на глубине всего несколько сантиметров.

Моторные лодки

Это скорее неприятно, чем опасно.

Около Койонсаари движение очень оживленное. Очень неприятно, когда мимо тебя проносится моторка, поднимая волну. И надо успеть прошмыгнуть в какой-нибудь пролив перед следующей. При этом непонятно, как она на тебя отреагирует, с какой стороны обойдет, может они там нас вообще не видят.

Другая неприятность от моторок — это волны.

Подошли к стоянке, разгружаем байдарку, мимо проходит моторка и волны от нее начинают тереть байдарку о береговую скалу. Поэтому лучше побыстрее разгружаться и вытаскивать лодку на берег или привязывать её, и в процессе разгрузки отпинывать от берега, когда приходят волны.

Куда мы ездили

Ладожские шхеры — это национальный парк на западе Ладоги. Там много скалистых островов и проливов. На некоторых островах есть песчаные пляжи, в лесу растёт черника, а в озере ловится рыба.

Мы ездили туда еще до образования национального парка. Сейчас посещение шхер платное – цена в 2022 году 155 руб. за день. Актуальную цену и правила посещения вы найдете на официальном сайте парка parkladoga.ru

Маршрут мы подготовили заранее — кольцом по проливам и протокам между островов.

Старались выбирать места, где поуже, хотя в шхерах составить маршрут из одних только узостей сложно. Стартом и финишем выбрали поселок Вятиккя в бухте Терву. Весь маршрут лежал севернее бухты.

Наш маршрут на карте

Мы ездили в последнюю неделю июля — первую неделю августа. Нас было трое: я, моя жена и наш сын. На момент похода ему было 2,5 года.

Почему именно в Ладожские шхеры

Потому что там красиво и есть пара преимуществ по сравнению с отдыхом на берегу реки или озера.

Рыбалка на закате на одной из стоянок /фото Сергея МахловаШхеры — это группа небольших скалистых островов вблизи берега. Более подробно можно почитать в Википедии

У нас есть еще один отчет о походе по Шхерам, но там вариант на велосипеде.

Там лучше, чем на реке потому, что нет течения и завалов из упавших деревьев. Если течение прижмет байдарку боком к упавшему дереву, то выбраться из этой засады не окунувшись в воду очень сложно. Хоть один из экипажа, но промокнет обязательно. Да и байдарка от веток портится.

По сравнению с обычным озером в шхерах много островов, которые расположены близко друг к другу. Это выглядит очень красиво, поход на байдарке не будет скучным, когда у вас всю дорогу с одной стороны берег, с другой вода. В шхерах все время меняется пейзаж и условия.

К тому же, на большом водоеме и волны могут быть большими. Здесь же острова прикрывают проливы от ветра и волн.

Совет 3. Обувь

Подобрать обувь для похода сложнее, чем одежду. Она должна быть подходящей по размеру, комфортной, удобной для неровной местности, гор, склонов и таких неприятностей, как лужи и грязь. Лучше использовать не недавно купленную обувь, а уже разношенную. Иначе мозоли, при которых не получится продолжать движение, обеспечены.

Походник должен быть уверен, что ботинки не развалятся во время непогоды, которая может случиться. Опытные туристы выбирают только проверенные бренды. Для равнинной местности подойдут лёгкие кеды или кроссовки. Для гор нужны высокие ботинки, которые будут крепко держать щиколотку и стопу. В ином случае – вывих гарантирован.

Водникам лучше отдать предпочтение сапогам из пенополиуретана, так как материал легче классической резины, а свойствами обладает теми же. Если поход запланирован в холодное или влажное время года, следует позаботиться о том, чтобы не обморозить конечности.

Регламенты и безопасность

За ремонт байдарок отвечает отец Инги — он проверяет оборудование перед началом сезона и после каждого сплава. Он смотрит, чтобы весла, корпус и каркас байдарки были целыми, а спасательные жилеты — исправными.

Байдарка с поврежденным корпусом может перевернуться. Недавно такой случай произошел в Мурманской области: мужчина перевернулся на байдарке и час провел в воде. Спасатели его вытащили.

Еще Инга должна соблюдать регламенты двух ведомств: МЧС и ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Специалисты управления сами приезжают к владельцу и проверяют, в каком состоянии его байдарка. Если все в порядке, то ее поставят на учет.

Сотрудники МЧС проверяют байдарки перед каждым сезоном: смотрят на техническое состояние и контролируют, чтобы в каждой из них были спасжилеты, весла и свистки

Свисток нужен, чтобы турист в любой момент смог привлечь к себе внимание людей и позвать их на помощь

После проверки каждому плавсредству ставят одну из трех оценок: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Если состояние «годное», владельцу выдают талон о техническом освидетельствовании. Если судно запрещено к использованию, владельцу нужно устранить ошибки, на которые указали инспекторы, и пройти освидетельствование еще раз. В Республике Коми техническое освидетельствование бесплатное. А например, жители Татарстана платят госпошлину — 60 рублей.

Одежда и обувь

Взять с собой на сплав на байдарках нужно два комплекта обуви и одежды — для пребывания на берегу и сна и для пребывания в байдарке. «Береговой» комплект подбирайте по погоде. Это может быть хлопчатобумажная рубашка/футболка/водолазка/майка + более теплая мастерка/кофта/курточка из легкого и теплого материала (не вязанная, а флис, хлопок) + удобные шорты/спортивные штаны/легинсы + 2 пары носков (одни для отдыха, а другие потеплее для сна). Обувь выбирайте удобную, легкую и при этом достаточно закрытую, например, кроссовки (не трекинговые, а самые обычные). Они пригодятся вечером, чтобы защитить ступни от назойливых насекомых.

Что еще взять с собой на сплав из одежды? Когда погода еще не слишком жаркая, рекомендуется взять дополнительно х/б верх и низ для сна или захватить флисовый утепляющий вкладыш для спальника, даже летом ночью можно замерзнуть.

«Байдарочный» комплект отличается от «берегового» прежде всего тем, что обязательно должен защищать руки и ноги от солнечных ожогов. Это верх с длинными рукавами и брюки или шорты чуть ниже колен (обычно ноги располагаются в байдарке до колен), желательно светлых оттенков. Также «байдарочный» комплект одежды должен быть из таких тканей, которые быстро сохнут, ведь намокать они во время гребли будут часто. Обязательно захватите курточку или мастерку (из флиса, непродуваемой ткани или более теплую по сезону). Одна флисовая кофта/мастерка может выступать утеплением и для «берегового», и для «байдарочного» комплекта.

Что касается обуви, в которой вы будете сплавляться, то лучше всего взять с собой на сплав на байдарках удобные пляжные тапочки, которые не боятся воздействия воды. В них вы будете спускать байдарку на воду и закреплять ее на берегу. Не забывайте, что лучше не рисковать и не ходить босиком ни по берегу, ни в воде, а защищать ступни либо обычными пляжными тапочками, либо специальными «морскими» тапочками для хождения по гальке (может, у кого-то и остались такие после отдыха на море). Если же сплав запланирован на весну или осень, когда практически босиком плыть еще холодно, на сплаве можно обувать резиновые сапоги с теплыми носками.

Не забудьте взять с собой на сплав еще две важные вещи: купальник/плавки и перчатки для защиты ладоней от мозолей. Перчатки могут быть спортивными с обрезанными пальцами и специальными накладками на ладонях или обычными садовыми с резиновыми пупырышками на ладонях.

Что взять с собой на сплав на байдарках из головных уборов? Однозначно не бейсболку, а то не успеете опомниться, как получите солнечные ожоги на шее и ушах (которые особенно часто забывают смазывать солнцезащитным кремом). Головной убор для сплава выбирайте с широкими полями, хорошо затеняющими лицо и шею.

Выберите самую оптимальную для себя модель среди огромного разнообразия легких пляжных шляп и панам. Если будете защищать голову банданой, не забывайте постоянно (каждые 2 часа) обновлять слой солнцезащитного крема на лице, ушах и шее.

Дождевик и защита вещей от воды

Спрятаться от внезапно начавшегося дождя во время сплава не получится, поэтому обязательно берите с собой надежный и не стесняющий ваших движений дождевик с удобным капюшоном. Вторая обязательная вещь в этой категории — кусок полиэтиленовой пленки размером хотя бы 1х1 м, а лучше чуть больше. Такая пленка понадобится для укрытия вещей в багажном отсеке вашей байдарки.

Не лишним будет напомнить, что все вещи, продукты и особенно технику, документы и деньги следует паковать в отдельные, желательно герметично закрывающиеся или плотно завязанные пакеты. Это убережет их от намокания, если ваша сумка или рюкзак с вещами случайно окажутся в воде. Внутри сумки или рюкзака также желательно поместить большой пакет или специальный туристический гермомешок, а уже потом складывать туда вещи.

Средства личной гигиены

Что взять с собой на сплав из средств личной гигиены? Постарайтесь сделать этот набор минимальным в зависимости от длительности водного похода на байдарках:

  • зубная щетка и небольшой тюбик пасты (на нескольких человек);
  • туалетная бумага;
  • носовой платочек и влажные салфетки по желанию;
  • брусок мыла (и небольшая легкая мочалка по желанию);
  • маленькая емкость или одноразовые пакетики с шампунем;
  • расческа;
  • обязательно солнцезащитный крем с высоким уровнем защиты от ультрафиолета;
  • хорошо впитывающее влагу и быстро сохнущее полотенце.

Обязательными в вашем наборе будут и репелленты в любом удобном для вас виде (мазь, аэрозоль, лосьон и т. п.). Допустимо взять гигиеническую помаду и маленький тюбик увлажняющего крема для рук и лица, если ваша кожа остро среагирует на круглосуточное нахождение на свежем воздухе.

Большой Иремель, Республика Башкортостан

Источник

Ради чего ехать. Уникальная природа Южного Урала. За последнюю пару лет Башкирия стала набирать обороты у туристов (и зимой, и летом), но при этом пока еще не стала «российской Турцией», а республика активно инвестирует в сервисы и комфорт для туристов.

Как доехать. Добираться довольно удобно: до Уфы летают много рейсов разных авиакомпаний, в том числе довольно бюджетных (например, «Победа»).

Несколько подробно описанных маршрутов с картами можно найти .

Башкирия подходит для пеших походов, велосипедных и конных, так что, если вы давно давно хотели закусить удила, то можно, например, обратиться к этим организаторам.

Одна из главных достопримечательностей — гора Большой Иремель (относящаяся к горному массиву Иремель), вторая по высоте точка Южного Урала (1582 м). Поход туда может быть отличным вариантом на выходные или же первым пунктом в длинном путешествии.

От Уфы до села Тюлюк 250 км. Можно добраться на автобусе (уезжает в пятницу вечером, возвращается в воскресенье вечером, стоимость — 1300 рублей в обе стороны).

Подготовьте морально ваш вестибулярный аппарат к тому, что последний участок дороги не асфальтирован. Телефонная связь почти не ловит.

Входной билет стоит 30 рублей. От входа в парк до самой вершины есть несколько троп: нижняя, средняя и верхняя, по ссылкам вам откроются подробные GPS-треки протяженность от 5 до 7 км. Заблудиться и сбиться с пути довольно сложно: тропы хорошо протоптаны, деревья по ходу маршрутов помечены краской, много отметок о количестве оставшихся километров.

Еда и ночлег. Здесь немало палаточных стоянок, где можно остановиться на ночлег, на официальных стоянках можно разводить костер. Источников воды предостаточно — источники, родники, реки.

Важно правильно подобрать крепкую непромокаемую обувь, подходящую для горного трекинга, а не плестись в любимых кедах

Связь

Сотовый телефон в шхерах бесполезен. Связи там нет вообще.

Билайн ловил эпизодически на втором и первом пляжах на острове Койонсаари, больше нигде. В Вятиккя тоже не было сети.

Можно ориентироваться по оффлайн картам, если в телефоне есть настоящий GPS. Но это подойдет, если вы пошли максимум на выходные и взяли с собой powerbank. В недельном походе телефон не зарядить. У нас они просто валялись выключенными в бочке.

Для связи между собой у нас были небольшие рации.

Если кому-то захотелось погулять по острову, он берет рацию и периодически сообщает в лагерь о своих перемещениях. Но, в основном, ими игрался ребенок.

Клиенты

Туры покупают городские жители, преимущественно люди из Сыктывкара. Клиенты Инги — это люди старше 25 лет, семьи с детьми или молодые пары. Первыми экскурсантами стали знакомые.

У Инги нет расходов на рекламу. Клиентов она привлекает сама с помощью группы во Вконтакте и сайта-визитки. Помогают местные СМИ: о предприятии бесплатно рассказывают в репортажах местного телевидения. Эти ролики оплачивают городские и региональные власти, которые хотят таким образом популяризовать внутренний туризм.

Чтобы удержать экскурсантов, предпринимательница предлагает им и другие туры. Например, зимой популярна однодневная экскурсия в Ульяновский монастырь. Еще клиентам нравится сказочный 12-часовой тур «Аныбские забавы», который проходит по старинному селу Аныб. Там гости посещают ферму и мастер-классы по выпечке шанег и созданию глиняных игрушек.

В основном Инга продвигает свои туры с помощью группы во Вконтакте. Но у нее есть и сайт-визитка, который дублирует информацию из группы

Что учитывать при выборе туристической байдарки

Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.

Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита

Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно

Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» – экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.

Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.   

Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).

Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.

Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).

Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.  

Что интересного можно увидеть в шхерах

Остров Койонсаари 

Второй пляж на Койонсаари. Кажется, что никого нет, но это только кажется /фото Сергея Махлова

Остров с огромными песчаными пляжами.

Здесь всегда много народу. Сюда приходят пешком по мосту или по воде на лодках. На машине на остров заезжать нельзя, их оставляют у моста в Вятиккя.

На Койонсаари 3 больших пляжа.

Все примерно одинаковые: широкий песчаный берег, который постепенно сменяется стройным хвойным лесом с мягкой подстилкой из мха.

На 2-пляже у нас была ночевка перед стартом и перед финишем по дороге назад.

Через несколько часов после выхода с Койонсаари причаливаем на полуострове Терву к небольшой поляне. У ребенка по расписанию обед и дневной сон.

По пути проходим мимо скалы на острове Хауккасаари — на соседнем с Койонсаари острове есть красивая высокая скала с северной стороны.

Пролив Кискансалми 

Одно из самых красивых мест на маршруте.

Хороших фотографий в Кискансалми сделать не получилось, ребенок все время пытался отобрать фотоаппарат /фото Сергея Махлова

После сна идем дальше в узкий и длинный залив Кискансалми, который на карте обозначен как пролив.

На самом деле до пролива ему не хватает примерно 50 м, которые пришлось идти с байдаркой в руках по тропинке. Наверное, когда уровень воды поднимается, эту тропинку затапливает, но в конце июля он не самый высокий.

Мы вошли в пролив уже вечером, когда солнце опустилось к горизонту.

Ветер стих и вода в узком заливе превратилась в гладкое зеркало. Кое-где глазам сложно было понять, где заканчивается скала, уходящая под воду, и начинается ее отражение. Идеальную гладь нарушали только всплески массивных рыбьих хвостов.

Солнце еще освещало скалы на западном берегу Терву.

Вода здесь казалась не водой, а киселем, который растекся между серых скал. Гладкую его поверхность резал нос нашей байдарки. Скалы стеной тянутся вдоль всего залива. На них, из мягкого зеленого мха, растут темные стволы сосен.

Немного расстраивала только перспектива перетаскивать вещи и лодку через волок в конце залива. Но он оказался короче, чем мы думали.

Стоянка на острове Руокосалонсаари 

Вид со стоянки на острове Руокосалонсаари /фото Сергея Махлова

Бухта среди красивых скал.

Там очень красиво: плоские волнообразные скалы, выходящие из воды, соединяют основной остров с еще одним маленьким полуостровом, покрытым мхом и соснами. Мы встали чуть в стороне от этого места, там где скала закрывает нас от ветра с Ладоги.

Скальная коса и полуостров образуют небольшую тихую бухту. Стоянка здесь тесная, но 1-2 палатки расположить получится. Чуть глубже в лес стоит деревянная баня, а еще дальше домик с кроватью. Я думаю, что это какое-то рыбацкое зимовье.

В глубине острова на плоских скалах растет черника. Там ее очень много.

Стоянка в бухте Ванхалахти 

Наш лагерь в бухте Ванхалахти /фото Сергея Махлова

Красивая стоянка с пляжем среди сосен.

Сначала мы хотели встать на соседнем острове Каувонсаари, на стоянке с песчаным пляжем. Но там было уже занято и мы прошли чуть дальше. Ванхалахти — это последняя бухта, за которой начинается широкая Ладога, но она закрыта от нее мысом. Бухта мелкая, с песчаным дном.

Сама стоянка напоминает небольшой сквер с собственным пляжем и соснами. Небольшие островки растительности на поляне туристы обложили камнями наподобие клумб. С юго-востока к стоянке примыкает песчаный пляж, на котором есть каркас туристической бани. Среди сосен у берега есть столик с лавками и место для костра, выложенное камнями.

Если вы смотрите на бухту с воды, то сначала увидите пляж. Стоянка будет чуть левее. На пляже останавливаться не очень удобно.

На этой стоянке мы сделали день отдыха: ловили рыбу, выложили камнями еще две клумбы, устроили банный день.

Финский наблюдательный пункт, навигационные знаки и маяк

Еще тут есть несколько объектов, созданных человеком.

На восточной оконечности острова Лауватсаари на горе Суримяки есть останки финского наблюдательного пункта. Он стоит там со времен Зимней войны. К нему от берега можно подняться по тропинке.

Иногда на береговых скалах встречаются бетонные основания старых финских навигационных знаков. Мы видели два.

На островах Лоуккионсаарет со стороны большой Ладоги есть маяк. Это просто небольшая металлическая сварная конструкция с лампочкой. Ничего интересного из себя не представляет.

Комплектование туристической группы

Не трудно собрать туристическая компашку из членов одного коллектива, связанных какими-либо общими интересами, близких по физической подготовке и возрасту. При таком раскладе учитываются запросы и возможности каждого члена группы, заранее совместно выбирается, разрабатывается маршрут похода выходного дня и сам поход обещает быть удачным. На практике это и подтверждается.

Важен оптимальный состав группы в пределах от 10 до 15 человек, что обеспечивает соблюдение графика движения, маневренность, быстрое преодоление естественных препятствий. При большем количестве желающих познакомиться с достопримечательностями родного края, активно отдохнуть на природе, можно создать параллельные группы, возглавляемые опытными туристами, выбрать одного руководителя.

Сложнее подготовить и провести поход (даже недолгий, без ночлега в полевых условиях), если компания неоднородна во всех отношениях, собирается из людей, не знакомых друг с другом. Обязательно должен быть опытный руководитель, который подбирает себе одного или несколько помощников, то есть создаёт ядро группы. В дальнейшем они будут помогать ему.

Всех участников необходимо познакомить друг с другом и наладить контакт между ними. Следует ознакомить всех с маршрутом, распределить обязанности между участниками. Желательно выбрать завхоза, который будет ведать денежными расходами, учитывать расход продуктов, составлять меню, назначать дежурных по кухне. Туристическое снаряжение распределить между участниками.

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность,  дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540»

Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения. Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав

Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты)

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.

ЧТО ВЗЯТЬ?

Перед сплавом нужно заранее позаботиться о тех вещах, которые необходимы для путешествия. Обязательно возьмите несколько комплектов одежды. Один «мокрый» – для перемещения в байдарке, второй «сухой» – для стоянок и ночлега. Возьмите с собой дождевик, даже если дождя нет и прогноз его не предвещает. Если вы новичок, пройти весь маршрут и остаться сухим вряд ли получится. Вода с весел точно попадет в байдарку.

Можно взять перчатки. Они спасут руки от мозолей и холодного весла, если сплав весенний или осенний. Соберите индивидуальную аптечку со всем необходимым лично вам. Групповая аптечка всегда есть у инструктора. Не забывайте о запасе еды и воды. Беспокоиться о том, что во время сплава намокнут вещи, не стоит: предусмотрены специальные гермомешки, которые выдают организаторы сплава каждому участнику.

Статья по теме

Что нужно, а что нельзя делать перед купанием в реке или озере?

Выполняйте каждый гребок телом, а не руками, отклоняйтесь и поднимайтесь с помощью пресса. Это поможет сохранить силу в руках и не сдаться через несколько сотен метров. Заметили впереди опасность или что-то другое, что может помешать дальнейшему продвижению? Сигнализируйте об этом идущим позади членам тургруппы. Сигнал можно подать криком или поднятым вверх веслом.

Правилами строго запрещено отправляться в сплав в состоянии алкогольного опьянения. Пить в байдарке спиртное тоже не стоит. Не рекомендуется сидеть на бортах и вставать в лодке в полный рост. В поход можно взять собаку, но стоит учесть, что на сплаве могут быть другие туристы с детьми и животными

Поэтому важно, чтобы питомец слушался вас

Если случился форс-мажор, байдарка в процессе сплава перевернулась или вы сами оказались за бортом, главное – не паниковать. Держитесь за байдарку и плывите к берегу. Следите за веслами, чтобы их не унесло. Нельзя забираться в лодку из воды, особенно если в ней уже кто-то сидит – так есть вероятность опрокинуть и своего попутчика. Залезать в байдарку нужно с берега.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий