Первый в истории прыжок без парашюта

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы,  и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта  совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции  современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

3.

Homo Volans прыжок Фаусто Веранцио.
Собственно, до того момента, как Луи-Себастьян Ленорман прыгнул с обсерватории, и слова-то такого как «парашют» не было. Это тоже было его вкладом в историю — Ленорман взял префикс с итальянского «пара», что означает «против» и французское слово «падение», то есть изобретение «против падения».

Успешный прыжок Ленормана дал толчок дальнейшим усовершенствованиям изобретения другими инженерами. Так, через два года Жан-Пьер Бланшар показал, что с помощью парашюта можно прыгать не только с крыш зданий, но и с более большой высоты — что правда, показал это не на своем примере, а на примере своей собаки, выбросив ее с воздушного шара. Он же стал придумывать как сделать парашют не на рама, а складным — так появился не льняной, а шелковый парашют. Еще через 10 лет еще один инженер — Андре Гарнерен самостоятельно прыгнул с помощью шелкового складного парашюта — и успешно приземлился. Теперь на месте его приземления стоит памятная табличка.

Как готовился прыжок без парашюта

Подготовка к прыжку велась более двух лет, это достижение можно считать апогеем карьеры профессионала — он безукоризненно выполнил то, что казалось невозможным.

Проконтролировать и отрепетировать каждый шаг трюка было невозможно — ветер, давление, реакция сетки на падение тела и масса других непредсказуемых факторов, малейшее отступление от плана нельзя рассчитать и подстраховаться.

В видео, записанном за штурвалом самолета, Люк отмечает — «Масса внимания уделяется будущему съемочному процессу прыжка и продакшену, фитнесу и тренировкам. Это все добавляет мне уверенности, но не гарантирует, что я выберусь из этого живым. В первую очередь, нужна постоянная, бесконечная практика

Если я пролечу мимо цели, то будет уже не важно в насколько хорошей форме я при этом был и как поработала съемочная группа. Важна только мишень.». Люку предстояла борьба с ветром

Ему нужно было непрерывно кувыркаться в воздухе около 60-ти метров до падения, развивая при этом скорость около 50 м/с (во время прыжка скорость оказалась куда выше — 70 м/с) и буквально за секунду до преземления он должен был перевернуться на спину. Тренировки правильного падения проходили в аэродинамической трубе

Люку предстояла борьба с ветром. Ему нужно было непрерывно кувыркаться в воздухе около 60-ти метров до падения, развивая при этом скорость около 50 м/с (во время прыжка скорость оказалась куда выше — 70 м/с) и буквально за секунду до преземления он должен был перевернуться на спину. Тренировки правильного падения проходили в аэродинамической трубе.

Тренировка в аэродинамической трубе.

Люк Айкинс тепло отзывается о команде каскадеров, с которыми ему предстояло пройти этот путь — «Мы были буквально женаты все последние 5 дней подготовки.»

Во время тренировочных прыжков Люк должен был оставаться ровно над клочком земли в 9х9 метров. Если скайдайвер меняет угол падения и отклоняется от траектории, специальные сигнальные огни меняют цвет и особые оптические приборы фиксируют эти изменения.

Сетка и четыре крана, высотой в двадцать этажей.Сигнальная система для прицеливания во время полета.

Конечно, тренировки в аэродинамической трубе в условиях, близких к идеальным, позволяют легко оставаться над мишенью — никакого ветра с разных сторон, перепадов давления. Но в полевых условиях это будет гораздо сложнее, поэтому Люку приходилось совершать не менее 6 тренировочных прыжков в день над импровизированной мишенью.

Отработка поворотов для прыжка без парашюта

Прыжки перед настоящим экстремальным скайдайвингом были с использованием парашюта, поэтому самый ответственный момент прорепетировать не удавалось до заветного 30 июля.

Зинаида Курицына: биография, начало спортивной карьеры

Будущая звезда парашютного спорта появилась на свет в городе Егорьевск, что в Московской области, в 1948-м году, 25-го сентября, в многодетной семье. Она была единственной дочерью, и воспитывалась с тремя братьями. Зинаида росла активной и подвижной девочкой, она увлекалась лыжным спортом, волейболом, а также серьезно занималась спортивной гимнастикой, и к девятому классу добилась неплохих результатов на этом поприще. Однако, когда её старший брат начал заниматься в местном аэроклубе, она загорелась желанием тоже туда попасть. Как-то раз по школе пошли слухи о том, что нескольким девочкам удалось пройти отбор в парашютную секцию, узнав об этом, пятнадцатилетняя Зина решила, что это её долгожданный шанс, и упускать его попросту нельзя.

Но в аэроклубе девочке сказали, что набор в группу уже закончился, а следующий будет только через год. Она плакала, просила сделать для себя исключение, но ей все равно отказали. Тем не менее, год не прошел для неё впустую: Зина нашла в библиотеке и тщательно изучила всю литературу, касающуюся парашютного спорта, а еще она переписывала конспекты у девочек, которым посчастливилось попасть в группу. В следующем году она поразила приемную комиссию, рассказав всю теорию так, что хоть сейчас можно было приступать непосредственно к практическим занятиям.

Свой первый прыжок девушка запомнила в мельчайших деталях. Много лет спустя в своих интервью она говорила, что передать словами те ощущения невозможно. Это было раннее утро, тишина, но когда Зина дернула кольцо своего парашюта, со всех сторон зазвучал Гимн Советского Союза. Так в 6:00 утра её словно поприветствовала вся страна. Но, от восторга и переполнявших её чувств, девушка не сразу заметила, что её уносит в сторону лесополосы, так что первое приземление завершилось повисанием на соснах. Зинаида Курицына: путь к славе, громкие победы

За следующие три года начинающая парашютистка совершила около двух сотен прыжков. Первых заметных успехов Зина сумела добиться на состязаниях, проходивших в Коломне, где ее результаты в точности приземлений стали лучшими среди всех участников. Тогда же девушке впервые предложили попробовать свои силы в профессиональном спорте. Так Зинаида попала в известный рязанский армейский десантный клуб, предварительно пройдя жесткий отбор.

В то время прыжки с парашютом были относительно новой спортивной дисциплиной, появившейся в стране лишь в начале 30-х годов. Но Зинаида шла и развивалась в этом направлении просто семимильными шагами. На авиационных состязаниях, проходивших в Туле, девушка смогла выполнить нормативы мастера спорта сразу в двух дисциплинах: по акробатике, а также точности приземления. В 1971-м году она принимала участие во всесоюзном первенстве, уже будучи призером нескольких состязаний. На чемпионате социалистических стран, проходившем в Болгарии, девушка взяла пять из пяти разыгрываемых золотых медалей, став абсолютным чемпионом, и попутно установив несколько рекордов.

Фото: foto-history.livejournal.com

На волне таких успехов Зинаиду взяли в состав национальной сборной. Спортивные победы посыпались друг за другом, а её безупречные выступления вызывали бурный восторг у специалистов, как советских, так и у иностранных. Она также прослыла новатором, эксперименты и нововведения которого заметно повышали престиж парашютной школы СССР. Однако, событие, произошедшее в 1978-м году, едва не оборвало жизнь успешной парашютистки.

«Я еще хочу жить — у меня жена, дети»

«Если бы я не волновался, меня можно было бы назвать идиотом. Когда мне первый раз предложили совершить такой прыжок, я отказался. Так бы сделал любой здравомыслящий человек. Я еще хочу жить — у меня есть жена, дети. Как-то я встал среди ночи и подумал — можно ли вообще это сделать? Ведь если предлагают, значит есть какой-то способ». Эти слова Люк Айкинс произнес через несколько минут после одного из самых безбашенных поступков в истории человечества, повторить который в ближайшее время вряд ли кто-то решится.

Люк Айкинс выпрыгнул из легкомоторного самолета над городом Сими-Вэлли в штате Калифорния с высоты 25 тысяч футов (чуть более 7600 метров). В полете его сопровождали трое. Один вел прямую трансляцию для телевидения. Другой периодически давал Айкинсу вдохнуть из кислородной маски. Третий корректировал полет.

Фото: страница Люка Айкинса в Facebook

Экипировка спортсмена — зеленый костюм для парашютных прыжков, шлем, на шее — толстый воротник для фиксации позвонков при приземлении. На груди закрепили видеокамеру, сигнал с которой тоже принимали телевизионщики.

В полете экстремал ориентировался на специальные прожекторы, расставленные вокруг сетки площадью примерно треть футбольного поля. Как только скайдайвер отклонялся от правильной траектории, спецсредства сразу же сообщали об этом ему и группе страховки. На высоте примерно в 1500 метров сопровождающие раскрыли свои парашюты — приземлялся Айкинс уже в одиночку.

Рекордсмен отметил, что хотя об этом прыжке теперь можно говорить «как это просто», для него все было очень серьезно. «Мы сделали это, хочу поблагодарить всех за поддержку. Я всегда думал, что если ты правильно готовишься, если ты правильно тренируешься, то ты способен на все, что угодно. Во время полета я чувствовал себя левитирующим монахом или святым. Непередаваемые ощущения!» — признался Айкинс в Facebook.

По его словам, еще в детстве он вдохновлялся примером офицера ВВС США Джозефа Киттингера, который 16 августа 1960 года поставил мировой рекорд — прыгнул с парашютом с высоты 31 300 метров. А в 2012 году Айкинс был одним из консультантов австрийского парашютиста Феликса Баумгартнера, установившего новый рекорд — 38 900 метров. «Вся моя жизнь была посвящена воздуху, авиации, полетам… Я надеюсь, что это даст толчок воображению людей и что дети увидят науку, которая за всем этим стоит», — говорит Айкинс.

Выдающийся поступок

За его плечами около 18 тысяч прыжков с парашютом. Впервые он шагнул за борт самолета в тандеме с инструктором тридцать лет назад. Однако, когда приятель предложил ему нырнуть без купола, Айкинс отказался. «Отличная идея, я помогу найти кого-нибудь, кто захочет такое совершить, но сам я не стану этого делать, это не для меня», — ответил парашютист.

Материалы по теме

Но в итоге изменил свое решение. Была продумана четкая схема прыжка и приземления. В Сими-Вэлли неподалеку от Лос-Анджелеса на четырех высотных подъемных кранах натянули эластичную страховочную сетку. Под ней, на всякий случай, еще одну.

Подготовка заняла около месяца. Перед прыжком Айкинс много тренировался: изучал розу ветров и воздушных потоков в районе. В ходе испытаний один из сброшенных с высоты манекенов на скорости примерно в 200 километров в час пробил сетку на глазах экстремала, что вряд ли добавило ему энтузиазма. До последнего момента ему рекомендовали прыгать со страховкой. Парашют его заставили взять с собой и перед посадкой в самолет. Но Айкинс его не надел — лишний груз помешал бы ему планировать.

1 / 2

Фото: Mondelez International / AP

2 / 2

Фото: Mondelez International / AP

Одна из основных проблем такого прыжка — резкий перепад высот, вызывающий скачки артериального давления. Это чревато инфарктом и инсультом. Еще одна опасность — разреженный воздух. «Даже если прыгать с высоты 5 тысяч метров, лучше это делать с кислородной маской. Иначе можно потерять сознание. На такой высоте, не говоря уже про 7,5 километра, воздух разрежен, поэтому может быть гипоксия, кислородное голодание», — цитирует реаниматолога Артема Лугового Life.ru

Наконец, приземление. «Специалисты — молодцы, рассчитали натяжение сетки, способное плавно остановить падающего парашютиста. Кроме того, промах буквально на 10-15 метров от центра сетки привел бы к трагедии, и тогда, конечно, этот ролик собрал бы еще больше просмотров, но, слава богу, все обошлось, и спортсмен с точностью выполнил остановку», — отметил в интервью радиостанции «Говорит Москва» старший тренер сборной России по купольному пилотированию Вадим Ниязов.

Приземлиться точно на сетку размером 30 на 30 метров — сверхтрудная задача. Тем более что Айкинс повернулся к земле спиной.

«Маневр с переворотом на спину сам по себе не сложен. Трудность заключалась в том, что, перевернувшись, он уже не видел место посадки. А небольшое отклонение от курса следования могло привести к летальному исходу. Сам момент остановки падающего тела произошел не так быстро, это снизило перегрузки. Непросто было попасть в заданный квадрат во время свободного падения, при этом достаточно близко от земли. Это выдающийся, смелый и рискованный прыжок. Я не думаю, что будет очень много повторений подобного», — резюмировал Ниязов.

1.

Прыжок Луи-Себастьяна Ленормана 26 декабря 1783 г. Безусловно, Ленорман не был первым, кто додумался до такой идеи, но он был первым, кто доверил свою собственную жизнь такому изобретению — и при этом выжил. Если взглянуть на историю, то окажется, что парашюты в том или ином виде существовали — в реальности или в воображении — уже давно. Например, писатель династии Хань Сима Цянь рассказывает историю о легендарном китайском императоре Шуне, который бежал от своего отца-убийцы, взобравшись на крышу амбара и прыгнув с него с двумя бамбуковыми шляпами в руках.

В итальянской рукописи неизвестного автора 1470-х годов есть изображение парашюта — человек висит в воздухе на раме, к которой прикреплен конический купол. Буквально десять лет спустя Леонардо Да Винчи сделал свой набросок парашюта — более сложного, с квадратным каркасом. «Если у человека будет палатка из льна, палатка будет без отверстий и размером 12 сгибов вширь и в длину, то с ее помощью человек сможет спрыгнуть с любой высоты, не получив травм при приземлении», — написал Да Винчи под своим эскизом. Но, конечно, на деле он сам вряд ли пробовал прыгать с помощью своего изобретения.

Черная птица

Если Валерий Розов удивлял мировую общественность своими масштабными и сложными в организации проектами, то этот персонаж известен, в первую очередь, своими дерзкими и шокирующими выходками, которые иногда заканчиваются плачевно: после тяжелого перелома ног Корлисс восстанавливался почти год. Чаще всего по запросу «base jumping» мелькают новости о черной птице по имени Джеб Корлисс, человеке, раздвигающем границы бейсджампинга при помощи сужения отверстий, в которые ему каждый раз удается влететь в своем чудо-костюме. Этот парень — гуру «proximity flight» (полетов, максимально приближенных к земле); и даже смерть вежливо отходит в сторону, когда он форсирует очередное ущелье.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.

2.

Первое изображение парашюта в рукописи неизвестного итальянского автора 1470-х годов. Столетие спустя Фаусто Веранцио изучил эскиз парашюта Да Винчи и немного его усовершенствовал — он оставил квадратную раму, но купол сделал выпуклым на подобие паруса. Из-за существующего изображения этого изобретения под названием «Homo Volans» («Летучий человек»), на котором изображен мужчина, прыгающий с парашютом с колокольни Святого Марка в Венеции, долго думали, что именно этот прыжок и был первым в истории. Но Веранцио тогда было 65 лет и он был серьезно болен — вряд ли бы он решился прыгнуть, да и других сведений об этом прыжке нет — так что вряд ли он когда-либо происходил на самом деле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий