Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт на Олимпийских играх

Парусный спорт включили в программу Олимпийских игр в 1900 года (II летняя Олимпиада, Париж). Один из немногих видов спора где в состязаниях сразу участвовали мужчины и женщины. Всего разыграли 7 золотых медалей. Советские спортсмены присоединились к олимпийским гонкам в 1952 году.

Выступление советских яхтсменов

Советский Союз долгие годы оставался вне олимпийского движения. Только в 1951 году СССР был принят в Международный олимпийский комитет. Олимпийская регата 1952 года для советских яхтсменов стала первой. Высоких результатов ожидать не приходилось.

Первый успех пришел в 1960 г (XVII Олимпиада, Рим). Советские спортсмены взяли серебро в классе «Финн» и золото в классе «Звездный» (исключен из олимпийской программы в 2016 г).

Всего советские яхтсмены за всю историю парусного спорта завоевали 12 олимпийских наград: 4 золотых медали, 5 серебряных, 3 бронзовых.

Парусный спорт в Рио-де-Жанейро (2016) и Токио (2021 г)

Парусный спорт на Олимпийских играх состоит из 10 дисциплин. Яхтсмены проводят пять гонок среди мужчин, четыре среди женщин и одну в смешанном классе.

Общий медальный зачет две Олимпиады подряд возглавляет Англия. В 2016 году три великобританца вернулись из Рио-де-Жанейро олимпийскими чемпионами. Российские спортсмены порадовали соотечественников одной бронзой. Стефания Елфутина завоевала третье место в классе «RS:X».

Олимпиада-2021 оказалась для России менее удачной. Российские яхтсмены остались без наград. Англичане увезли из Токио пять медалей, из них три золотые.

Олимпийские правила парусных гонок

Регату проводят в два этапа. Сначала проходят квалификационные гонки. По результатам квалификации лучшие экипажи отбирают в финал.

Олимпийская трасса имеет форму треугольника. Протяженность составляет несколько морских миль – общей, фиксированной длины нет. На маршруте установлен ряд буев. Яхтсмены должны обойти буи в определенной последовательности с указанной стороны.

Интрига парусных гонок состоит в том, что прямой путь от одного буя к другому, не всегда самый быстрый. Подводное течение, сила и направление ветра, влияют на скорость судна. Поэтому решающие значение имеет опыт экипажа. Умение лавировать — быстро и правильно изменить положение судна по отношению к ветру.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Какой тип гонок выбрать новичку

Если вы новичок, то вполне вероятно, что после прочтения этого материала вас будет мучить вопрос «А какой тип гонок лучше?» или «На какой яхте лучше начать гоняться?». Однозначного ответа на них в природе не существует, но попробуем дать несколько советов.

Детей (от семи лет) практически во всех парусных школах обучают на монотипных яхтах-одиночках — «Оптимистах». С этих лодок начинают большинство олимпийцев и будущих чемпионов.

Новичкам, пришедшим в парус во взрослом возрасте, лучше начинать с командных прибрежных гонок на яхтах-монотипах. На тренировках и гонках Силы ветра это лодки SV20, Platu25 и GP26. В таком формате сравнительно быстро приходит общее понимание, как устроен парусный спорт и нужен ли он вам. К тому же минимизируется цена ошибки: сокомандник всегда подскажет и покажет, как надо действовать в той или иной ситуации.

Одиночные гонки подойдут всем, кто любит самостоятельно принимать решения, но начинать с них точно не стоит. Известны случаи, когда неофиты попадают сразу на длинные офшорные гонки (например, Rolex Middle Sea Race). Такой вариант выглядит несколько более рискованным для начала: офшор, особенно при склонности к морской болезни, может стать настоящей пыткой.

Впрочем, в летнее время на закрытых от океанских волн акваториях, на которых, например, проводятся многие регаты Силы ветра, также можно получить массу удовольствия от сейлинга, даже не будучи профи.

Текст: Евгений Китаев

Фотографии: Rolex Middle Sea Race, Vendée Globe, America’s Cup, Сила ветра

Международные парусные турниры

Самые престижные регаты проходят под эгидой Олимпийских игр. Дебютные заплывы состоялись в 1900 году в Париже. Олимпийский турнир проводится отдельно для нескольких типов яхт. Стоит отметить строгое разделение мужских и женских разрядов, кроме состязаний в классе «Накра-17». На сегодняшний день в летней олимпийской программе разыгрывается сразу 10 комплектов медалей.

На втором месте по популярности стоит Кубок Америки. Это самое старое международное парусное соревнование, которое проводится по сей день. Трофей разыгрывается в серии гонок между победителем прошлого цикла и основным претендентом согласно рейтинга яхтменов.

Океанская гонка Вольво представляет собой коммерческую кругосветную регату на парусниках класса Volvo Ocean 65.

Регата Tall Ships Races Baltic является одним из самых больших по численности участников парусных турниров планеты. Принять участие могут только молодые спортсмены от 15 до 25 лет. До соревнований допускаются яхты более 9,14 метров в длину.

Регаты Velux 5 Oceans и Vendee Globe относятся к разновидности одиночных кругосветных гонок.

Флот: гонки монотипов и гонки по гандикапу

Яхты-монотипы можно упрощенно разделить на строгие и нестрогие. Строгие монотипы представляют собой идентичные лодки с идентичными парусами либо с очень жесткими ограничениями в конструкции. Их даже могут строить исключительно на одном заводе, яркий пример — олимпийский класс «Лазер». Нестрогие монотипы имеют конструктивные ограничения лишь по ряду параметров (длина корпуса, высота мачты, площадь парусов). Монотипы гоняются по приходам, то есть кто первый финишировал, тот и победил. Либо, если гонок несколько, места распределяются по количеству набранных очков.

В начале XX века появились гонки яхт, построенных с учетом определенных обмерных формул, определяющих обводы яхты — так называемые формообразующие формулы. При создании таких яхт конструкторы сразу прикидывают, в каком дивизионе лодка будет гоняться и какими конструктивными особенностями она должна обладать. Первые монотипы вышли именно из таких яхт, в силу естественной эволюции начинающих все больше и больше походить друг на друга.

Примерно в середине XX века появились статистические системы, в которых коэффициент яхте присваивался в зависимости от средних результатов и средней скорости, показываемых в различных погодных условиях на регатах. В итоге победила математика: сегодня на многих крупных регатах коэффициенты яхтам присваивают на основании сложного математического моделирования их поведения в реальных гонках.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Экипировка для парусного спорта

Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.

  1. Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).
  2. Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
  3. Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
  4. Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

ПЛЮСЫ / МИНУСЫ

В противостоянии со стихией спортсмен развивается физически, становится выносливым и закаленным. Яхтинг воспитывает смелость, решительность, находчивость, волю к победе и умение работать в команде.

В парусном спорте на человека активно воздействуют три основных оздоровительных фактора – солнце, свежий воздух и вода. Помимо отменного здоровья, вы также получите познания в области судовождения, морской практики, метеорологии и других морских наук.  

Парусным спортом заниматься очень дорого. Британцы шутливо описывают яхтинг так: “Наденьте дождевик, возьмите все свои деньги и идите в ванную. Там встаньте под холодный душ и начните рвать купюры на мелкие кусочки, – так вы получите вполне близкие к реальным ощущения от парусного спорта”. 

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!

Оффшорная регата

Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль

Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности. Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль

Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее

Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.

Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате Сидней-Хобарт, например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно тут) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и Rolex Middle Sea Race, то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.

А сама хотела бы стать кумиром? Хотела бы ты вдохновить других девочек, чтобы они занимались парусным спортом?

У меня есть младшая сестра, и я часто ей показываю видео со мной на катамаране. Но она у меня не экстремал, и ей не нравится, как я «летаю». Пока привлечь её к парусному спорту не получается. Балет ей нравится больше.

Но у меня есть одна классная история о вдохновении и поиске себя. На одном спортивном фестивале ко мне подошла девочка лет одиннадцати и попросила автограф. А потом подошла её мама, мы разговорились, и она рассказала, что девочка не может решить, заниматься ей парусным спортом дальше или нет. 

Когда я была подростком у меня тоже был такой период, хотелось завязать со всем этим. Хотелось гулять и веселиться, но я собралась и не бросила спорт. Да, тренироваться иногда тяжело, нагрузки большие. Не каждая девочка захочет таким заниматься — жертвовать фигурой и качать мышцы, например. Но пока не попробуешь — не поймёшь, твоё это или нет. Тогда я посоветовала девочке не отказываться от спорта.

Отрицательные моменты

  • Зависимость от погодных условий: невозможно заниматься при штиле, опасно – при сильном ветре и дожде, в грозу. Спортсмен управляет парусом с помощью ветра. При полном штиле парус обвисает и движение невозможно. Сильный ветер рвет паруса, а если их убрать, то яхта превращается в неуправляемую. Молния может стать смертельно опасной, поэтому нужно заземлять мачту и связывать ее кабелем с вантами, штагами, релингами и водой. Громоотвод поднимают выше антенн не менее, чем на 30 см. Кабель сечением 16 и более квадратных мм спускают по деревянной или угольной мачте к металлическому килю или подводной заземляющей пластине. Алюминиевая мачта сама является громоотводом.
  • Травмоопасность. Если на яхте типа «Оптимист» вовремя не наклониться, то гик может больно ударить по голове. При порыве ветра спортсмены иногда теряют равновесие. Кроме синяков и шишек, иногда яхтсмены получают травмы, из-за которых приходится заканчивать спортивную карьеру.
  • Нельзя заниматься в одиночку дальтоникам. Система оповещения основана на разноцветных флагах.
  • Риск несчастного случая. Обычно возникает при пренебрежении правилами безопасности, например, при отсутствии спасжилета или употреблении алкоголя.
  • Риск попасть в шторм, который может налететь неожиданно.
  • Не рекомендуется заниматься, если есть заболевания, при которых противопоказано переохлаждение. Например, у детей возможны обострения сердечно-сосудистых, гинекологических и ЛОР-заболеваний.
  • Морская болезнь. Проявляется в приступах тошноты и рвоты, реже – в чрезмерной сонливости, резком повышении аппетита, дрожании рук, депрессии и т.д. Лучшим лечением ее считают предварительную подготовку вестибулярного аппарата и постоянное выполнение какой-либо деятельности во время гонки.
  • Требует денежных вложений. Для победы в регате помимо умелых рук нужны хорошая спортивная яхта и соответствующая экипировка. В международных соревнованиях придется выложить немалую сумму на стартовый взнос.
  • Необходимо решать вопросы хранения и охраны.

Ты часто меняешь яхты. С чем это связано?

В парусном спорте это нормально. Нельзя в детстве сесть на одну лодку и ходить на ней всю жизнь. Начинают обычно с «Оптимиста» — это маленькая лодка на одного. На ней учатся дети до 16 лет или до 50 кг. Всё зависит от того, что наступит раньше. 

Потом пересаживаются на лодки для подростков на переходные классы — они могут быть одиночные, могут быть на двоих. На них учатся профессионально тренироваться и готовиться к тому, чтобы перейти на олимпийские классы яхт. У меня всё так и было — я много на чём тренировалась, была и на крейсерских яхтах тоже.

Сейчас мне очень нравится Nacra 17, пересаживаться куда-то ещё я не планирую. Мне нравятся те эмоции, которые я испытываю, пока иду на фойлах. Кажется, будто я управляю стихией. Это круто!

Парусный спорт – занятие чрезвычайно опасное

Безусловно, данный вид спорта сопряжен с некоторой долей опасности. Однако следует учесть, что в основном к несчастным случаям на воде приводит несоблюдение – чаще всего яхтсменами-любителями – элементарных правил техники безопасности. Например, почти в 86% несчастных случаев люди, оказавшиеся за бортом, были без спасательных жилетов, в 30% случаев причиной несчастий на воде стал алкоголь, 80% аварий произошло по вине неопытного шкипера, не имеющего лицензии. К тому же яхты не так часто попадают в неприятные ситуации – наибольшее количество несчастных случаев (42%) происходит с открытыми моторными лодками, 27% – с гидроциклами, и лишь в 14% случаев страдают моторные лодки с каютами и парусные суда.

Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)

Олимпийские игры – самые престижные соревнования по парусному спорту.

Кубок Америки (англ. America’s Cup) – старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.

Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) – командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.

Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) – одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.

Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) – кругосветная гонка одиночных яхт.

Регата The Tall Ships Races Baltic – одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

СТОИМОСТЬ

Для занятий парусным спортом на самом начальном этапе понадобится сухой гидрокостюм, который стоит 4-5 тысяч рублей. 

Для детей можно найти бесплатные секции. Там сначала выдадут всю матчасть, но довольно быстро придется озаботиться покупкой своей яхты. Детям до 15 лет понадобится лодка класса “Оптимист”. Она и ее вооружение обойдутся в районе пяти тысяч евро. Индивидуальная работа с тренером будет стоить от 50 евро в день.

Освоить теорию и практику яхтинга взрослым будет стоить от 75 тысяч рублей. Стоимость яхт стартует от 500 тысяч. Аренда учебной яхты обойдется в три тысячи рублей за два часа. 

Личный опыт: Галя Рулева о своей первой тренировке под парусом

В качестве матроса я была на яхте в первый раз и понятия не имела, как это все работает. Я понимала, что это спорт, но не ожидала, что это будет так тяжело физически и эмоционально.

Наш инструктор Андрей разговаривал с нами как с детьми, объяснял все супер-подробно и терпеливо повторял, если я тут же забывала и спрашивала одно и то же.

Обязательно удобно одевайтесь. Я была в джинсах и мне было не очень. Лодка постоянно кренится и покачивается, и, хоть это не такие уж большие движения, но надо быть готовым в любой момент растянуться в неудобной позе и схватиться за матчу, чтобы не вывалиться за борт. Я рекомендую надевать какие-нибудь треники. Если погода позволяет — толстые треники, потому что я ушла с синяками на коленках. Конечно, это были счастливые синяки, я заметила их только дома — когда находишься на лодке, тебе вообще не до этого, ты весь в движении.

Еще советую изучить основные термины, потому что мне было сложно запомнить их с первого раза. Постарайтесь до тренировки запомнить, как называются паруса, что такое кранцы, что значит «травить» и «выбирать»

Это важно, чтобы не тупить. Обязательно запомните, что значит подветренная сторона, а что — наветренная. Мне было тяжело сообразить, когда меня инструктор посадил за руль и говорил: «Иди по наветренной стороне» или «Иди по подветренной»

Постоянно хотелось спросить: «Это налево или направо?». В стрессовой ситуации это все трудно запомнить, поэтому рекомендую подготовиться заранее. Так вам будет интереснее — можно не отвлекаться на постоянные вопросы и повторения

Мне было тяжело сообразить, когда меня инструктор посадил за руль и говорил: «Иди по наветренной стороне» или «Иди по подветренной». Постоянно хотелось спросить: «Это налево или направо?». В стрессовой ситуации это все трудно запомнить, поэтому рекомендую подготовиться заранее. Так вам будет интереснее — можно не отвлекаться на постоянные вопросы и повторения.

Если вы тоже в первый раз, то обязательно садитесь за руль, пробуйте управлять лодкой, почувствуйте, как она ведет себя. Это незабываемые ощущения! Я думаю, именно они заставляют людей влюбляться в парусный спорт и продолжать тренироваться. Будьте активными, пробуйте, а не сидите в сторонке. Вы удивитесь, как быстро и как сильно вас затянет!

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!

Привлекательные стороны

  • Тренировка волевых качеств. Борьба с боязнью воды, с течением и ветром требует смелости, физических сил и напряжения ума, а после этого надо снять вооружение и убрать лодки. Изучение теории управления яхтой может показаться скучным. Поэтому некоторые бросают этот спорт, осознав, что, кроме романтики, здесь много тяжелого труда, но только через трудности приходят к результатам!
  • Свежий воздух и закаливание. Регулярные занятия помогают быстрее справляться с простудными заболеваниями. Соревнования проходят не только в солнечную погоду, поэтому приходится преодолевать дискомфорт.
  • Тренировка собранности. При неправильных действиях детская яхта нередко переворачивается. Тренер учит, как правильно сидеть и что делать, упав с лодки. Дети привыкают к постоянной внимательности.
  • Приобретение полезных в жизни навыков. Подготовка снаряжения требует умения шкурить, наносить грунтовку и краску, латать дыры, сверлить, вязать морские узлы, шить и штопать.
  • Легче учиться в мореходном училище и получить права на управление лодкой, поскольку на теоретических занятиях дети изучают морские термины, правила судовождения, азбуку Морзе, а практика дает опыт ориентирования, использования приборов.
  • Тренировка быстроты реакции, памяти, аналитических способностей. Чем быстрее реагировать на смену ветра и просчитывать силу течения, тем больше шансов прийти первым к финишной «черте».
  • Развитие пространственного мышления. Управление лодкой учит ориентации в пространстве и избеганию столкновений. Приходится учитывать направление и силу ветра и течения, местоположение других участников, особенности яхты. Приобретаются навыки видеть ситуацию в целом, контролируя различные параметры, и предсказывать результат.
  • . Во многих городах, где рядом море или иные большие водоемы, имеются детские клубы с символическими взносами. Хотя частные школы сами устанавливают расценки, предлагая более новые суда.
  • Отсутствие возрастных ограничений. С 7 лет до тех пор, пока хватает здоровья и финансовых возможностей.
  • Релакс. Человек отдыхает от суеты и стрессов повседневности.
  • Познание своих возможностей. С помощью паруса яхтсмен борется с ветром и течением, обретая уверенность и кучу положительных эмоций.

РИСКИ / ТРАВМАТИЗМ

В парусном спорте травмы чаще всего происходят из-за сложных погодных условий. Большая вода непредсказуема. На судне можно поскользнуться или удариться о части яхты. Кроме того, спортсмены страдают из-за мозолей на руках, от переохлаждения, солнечных ожогов и морской соли. 

Самые частые травмы у начинающих — ушибы и сотрясения при ударе гиком (это горизонтальное рангоутное дерево, одним концом подвижно скрепленное с нижней частью мачты). Поворот яхты всегда сопровождается перебрасыванием гика с борта на борт, именно в этот момент и происходит неприятная встреча головы и гика. Сильный удар способен легко отправить новичка за борт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий