Парусный туризм. Основные виды судов и паруса. Особенности

Сигналы судовых тревог

а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;

Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

  • при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
  • при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
  • при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
  • при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;

б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;

в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

Паруса в XXI веке

Паруса, хотя и уступили свое место моторным судам, продолжают использоваться в XXI веке в спорте, развлечениях и экологически устойчивых проектах. В этой статье мы рассмотрим современные тенденции и инновации в области парусного дела, а также значимые события и фигуры XXI века.

Яхт-спорт и регаты

Парусный спорт остается популярным видом активного отдыха и соревнований. В XXI веке проводятся множество регат, таких как:

  • America’s Cup: одна из самых старых и престижных регат, основанная в 1851 году. Последняя регата прошла в 2021 году в Окленде, Новая Зеландия.
  • Vendée Globe: одиночная кругосветная гонка без остановок, проходящая каждые четыре года. В 2020-2021 годах Французский яхтсмен Янник Беставен победил на яхте «Maître CoQ IV».
  • Volvo Ocean Race: кругосветная гонка с командными экипажами, которая проходит каждые три года. В 2017-2018 годах победила команда «Dongfeng Race Team».

Инновации и экологически устойчивые проекты

В XXI веке разработаны новые технологии и концепции парусов, которые способствуют повышению эффективности и экологической устойчивости:

  • Rigid Wing Sails (жесткие крылатые паруса): используются в спортивных яхтах и катамаранах, таких как те, что участвуют в America’s Cup, для повышения скорости и маневренности.
  • SkySails: компания SkySails разрабатывает системы парусов-змеев для морских судов, позволяющие снизить расход топлива на 10-35%. Система была успешно протестирована на судах различных классов, включая грузовые суда и рыболовные суда.
  • Windship Technology: британская компания, разрабатывающая концепцию «треугольных парусов» для снижения выбросов парниковых газов в морской перевозке. Это новаторская концепция, направленная на снижение углеродного следа морского транспорта.

Образование и культурное наследие

В XXI веке парусные суда также служат образовательным и культурным целям:

  • Tall Ships Races: международные регаты для парусников, организованные Sail Training International с целью образования и развития молодежи. Участие в регатах позволяет молодым людям ознакомиться с историей парусного дела и научиться работе на парусных судах.
  • Восстановленные исторические корабли: множество исторических парусных кораблей, таких как «Клиппер Cutty Sark» и «USS Constitution», восстановлены и открыты для посещения публики, что дает возможность ознакомиться с историей парусного дела и мореплавания.
  • Музеи и выставки: по всему миру существуют музеи и выставки, посвященные парусному спорту и истории парусных судов, такие как Морской музей в Стокгольме и Музей мореплавания в Гринвиче.

Любопытные факты

Самый любопытный факт, безусловно, – это способность передвигаться настолько быстро, как это делает рыба-парусник.

Кроме того, как уже было сказано, эта рыба не имеет плавательного пузыря. Это дает возможность ей передвигаться с необходимой скоростью и делает ее уникальной среди других видов.

Ловить рыбу-парусник очень любил Эрнест Хемингуэй. В свое время он смог поймать несколько экземпляров, отличающихся существенными размерами. В наше время в Гаване каждый год проводятся соревнования рыболовов, посвященные памяти Хемингуэя.

Для выживания этого вида рыб крайне важна охрана животного мира вообще и морского в частности, поскольку любые изменения естественной среды обитания могут привести к губительным последствиям. В настоящее время данный вид рыб изучен довольно плохо, поскольку не имеет постоянного ареала обитания, и наблюдать за ним достаточно сложно. Даже тот факт, что рыба занесена в Красную книгу, не исключает возможности ее полного исчезновения в не самом далеком будущем. И именно поэтому каждому из нас необходимо сделать все для того, чтобы сохранить естественную среду обитания в том виде, в котором она будет пригодна для проживания видов.

Любительские регаты

Парусные соревнования, где абсолютное большинство участников любители — не редкость в яхтинге. Первые шаги шкиперы-любители обычно делают на местных регатах, где яхты арендуются, серьезная подготовка не нужна, а дистанции довольно короткие. Но ведь главный плюс парусного спорта — даже в таких условиях он искренне захватывает!

Когда начинающий яхтсмен понимает, что гонятся в акватории родной реки ему уже неинтересно, обычно переходит на новый этап — едет на международную регату для любителей. Хорошим примером такого состязания служит Marmaris International Race Week. Ранее о ней уже говорилось. Для участия в этой парусной гонке не нужен опыт — команда любителей из 3-5 человек арендует крейсерскую яхту с профессиональным шкипером. Им дают день или два на подготовку и тренировки, а потом выпускают на дистанцию. А здесь маршрут, кроме привычных коротких дистанций, уже включает в себя и оффшорные — в открытом море!

Те, кто переходят дальше — отправляются на серьезнейшие соревнования вроде Fastnet Race или Clipper Round the World. В рамках таких регат достаточно широко распространена практика “один профессионал на борту” — экипаж состоит из любителей с одним профессиональным яхтсменом. Присутствие опытного моряка здесь просто необходимо — дистанции довольно тяжелые и требуют соответствующего уровня подготовки. Однако в этом и прелесть парусного спорта — кругосветные и океанские регаты тоже открыты для любителей, и вполне реально почувствовать себя настоящим яхтсменом.

Парусный спорт на Олимпийских играх

Парусный спорт включили в программу Олимпийских игр в 1900 года (II летняя Олимпиада, Париж). Один из немногих видов спора где в состязаниях сразу участвовали мужчины и женщины. Всего разыграли 7 золотых медалей. Советские спортсмены присоединились к олимпийским гонкам в 1952 году.

Выступление советских яхтсменов

Советский Союз долгие годы оставался вне олимпийского движения. Только в 1951 году СССР был принят в Международный олимпийский комитет. Олимпийская регата 1952 года для советских яхтсменов стала первой. Высоких результатов ожидать не приходилось.

Первый успех пришел в 1960 г (XVII Олимпиада, Рим). Советские спортсмены взяли серебро в классе «Финн» и золото в классе «Звездный» (исключен из олимпийской программы в 2016 г).

Всего советские яхтсмены за всю историю парусного спорта завоевали 12 олимпийских наград: 4 золотых медали, 5 серебряных, 3 бронзовых.

Парусный спорт в Рио-де-Жанейро (2016) и Токио (2021 г)

Парусный спорт на Олимпийских играх состоит из 10 дисциплин. Яхтсмены проводят пять гонок среди мужчин, четыре среди женщин и одну в смешанном классе.

Общий медальный зачет две Олимпиады подряд возглавляет Англия. В 2016 году три великобританца вернулись из Рио-де-Жанейро олимпийскими чемпионами. Российские спортсмены порадовали соотечественников одной бронзой. Стефания Елфутина завоевала третье место в классе «RS:X».

Олимпиада-2021 оказалась для России менее удачной. Российские яхтсмены остались без наград. Англичане увезли из Токио пять медалей, из них три золотые.

Олимпийские правила парусных гонок

Регату проводят в два этапа. Сначала проходят квалификационные гонки. По результатам квалификации лучшие экипажи отбирают в финал.

Олимпийская трасса имеет форму треугольника. Протяженность составляет несколько морских миль – общей, фиксированной длины нет. На маршруте установлен ряд буев. Яхтсмены должны обойти буи в определенной последовательности с указанной стороны.

Интрига парусных гонок состоит в том, что прямой путь от одного буя к другому, не всегда самый быстрый. Подводное течение, сила и направление ветра, влияют на скорость судна. Поэтому решающие значение имеет опыт экипажа. Умение лавировать — быстро и правильно изменить положение судна по отношению к ветру.

Изменение ветра с высотой относительно уровня моря

В зависимости от высоты, ветер дует с неодинаковой силой, даже в открытом море. Чем выше, тем сильнее ветер.

Это связано с тем, что при движении у поверхности образуется трение ветра о поверхность воды (и земли) — и, как следствие, ветер у поверхности слабее. Также из-за волн или неровностей береговых поверхностей он может быть более турбулентным, образовывать завихрения. Причем именно на высотах, сравнимых с высотой типичной яхтенной мачты это изменение скорости проявляется наиболее сильно.

Важным следствием из этого является изменение направления вымпельного ветра в зависимости от высоты. Поэтому на парусных судах паруса шьются и настраиваются так, чтобы они имели небольшой твист — закручивание относительно вертикальной оси. Благодаря этому сила ветра используется наиболее эффективно, что особенно критично в парусных гонках.

Внешний вид

Спина рыбы имеет черный цвет, имеющий синий отлив. Коричнево-голубые бока рыбы украшены голубыми пятнышками. Брюхо рыбы белое, отливающее серебром. Главный плавник синего цвета с черными вкраплениями. Хвост и другие плавники черные с полосами голубого цвета.

Парусник – рыба огромного размера – до 2-х метров молодые особи и более 3-х метров – взрослые самцы. Ее вес достигает 100 килограммов. Эта рыба довольно редкая. Кроме редкости, она очень быстро передвигается и отличается красотой. Очевидно, отличает эту рыбу от других спинной плавник, по форме и строению напоминающий парус. Начинается этот плавник от затылка рыбы и проходит почти по всей длине спины. Сразу за ним расположен небольшой второй плавник, схожий по форме со вторым анальным. Между тем анальные плавники различного размера – первый несколько выше второго, на задней части имеет выемку. Грудные плавники находятся ближе к нижней части рыбы, при этом брюшные, расположенные рядом, имеют значительную длину.

Парусные яхты

Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные – для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты – катамараны и трёхкорпусные яхты – тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.

Самые первые парусные суда (будут описаны в данной статье) появились более трех тысяч лет назад в Египте и представляли собой обычный плот с прямой мачтой и рулевым веслом. Немного позже более усовершенствованные модели стали делать финикийцы. Для их постройки они использовали древесину ливанского кедра и дуба. В портах Финикии были судостроительные верфи, которые производили торговые одномачтовые лодки и более оснащенные военные суда. Примерно в V в. до н. э. морской флот уже имели древние греки и римляне. Однако крупные парусные суда появились в Европе в период великих географических открытий. Именно тогда самые мощные европейские державы в поисках новых колоний стали оснащать морские флотилии для путешествий не только через океан, но и вокруг света. Так началась упорная борьба за господство в море, что способствовало активному развитию судостроительной отрасли.

Бывший гонщик – лучший шкипер для совершения круизов

Многое зависит от того, чего именно ждут от круиза. Если скорости, острых ощущений и работы на пределе человеческих возможностей – тогда действительно лучше всего путешествовать под предводительством опытного гонщика. В этом случае, скорее всего, придется все время носить спасательный жилет и бороздить морские просторы при любой погоде. Да и маршрут будет проложен, скорее всего, по прямой. Ведь главная цель гонщика – достичь конечного пункта плавания как можно быстрее, а красоты берегов его интересуют минимально. К тому же, по старой привычке, такой шкипер не станет использовать дизельный мотор даже в случае необходимости, предпочтя лавирование. А вот если цель круиза – отдохнуть, полюбоваться пейзажами, искупаться, а то и порыбачить – лучше всего выбрать опытного шкипера-круизера, который и курс проложит соответствующий, стремясь к тому, чтобы отдыхающий получил максимум впечатлений, и комфорт постарается обеспечить, и к дизельному мотору отвращения не испытывает.

Промысел

Ловля рыбы-парусника строго контролируется. Причина этого в том, что она находится в Красной книге. Вся пойманная из спортивного интереса рыба должна быть отпущена обратно в море. Спортивная охота на этот вид – элитарный вид спорта. Бывалые рыбаки лелеют мечту поймать когда-то рыбу-парусник. Все пойманные особи фотографируются и выпускаются.

И все же поймать парусника очень сложно. Прежде чем словить любую из особей, придется основательно постараться. Подобно многим животным, эта рыба способна почти на все ради своей свободы. Она может выпрыгивать из воды и совершать длинные прыжки – больше 8 метров, дергая за собой рыбака. Все это нужно учитывать прежде, чем идти на ловлю.

Чтобы узнать в точности, как выглядит рыба-парусник, достаточно заглянуть в Красную книгу. Там можно не только обнаружить ее изображения, но и найти самых крупных представителей, узнать о рекордах скорости, поставленных этим видом.

Развитие парусов в эпоху открытий

Парусное судостроение и развитие парусов прошли значительные изменения с XV по XIX век, особенно во время каравелл, галеонов и фрегатов. В этой статье мы рассмотрим ключевые моменты эволюции парусов и парусных вооружений в эти периоды.

Каравеллы (XV-XVII век)

Во время каравелл паруса пережили значительные изменения, которые повлияли на маневренность и ходовые качества кораблей:

  • Латинские паруса: каравеллы были оснащены треугольными латинскими парусами на двух или трех мачтах. Эти паруса обеспечивали лучшую маневренность и позволяли судам двигаться против ветра.
  • Брамсельные паруса: к концу XV века каравеллы также начали оснащать брамсельными парусами, которые улучшали их ходовые качества на крупных волнах и при сильном ветре.

Галеоны (XVI-XVII век)

Во время галеонов развитие парусов продолжалось, и корабли стали более мощными и вместительными:

  • Каррек-паруса: галеоны использовали каррек-паруса на передней мачте, которые были косыми и прямоугольными. Эти паруса обеспечивали лучшее движение вдоль ветра и улучшали стабильность корабля.
  • Бонеты и дополнительные паруса: для увеличения ходовых качеств галеонов, на них устанавливались бонеты – дополнительные парусные полотнища, крепившиеся к основным парусам. Это позволяло легко увеличивать или уменьшать площадь парусов в зависимости от силы ветра.

Фрегаты (XVII-XIX век)

Фрегаты были оптимизированы для скорости и маневренности, что отразилось на их парусном вооружении:

    • Косые паруса: фрегаты имели три мачты с косыми прямоугольными парусами. Это обеспечивало им высокую скорость и возможность быстро менять курс.
    • Стаксель: на фрегатах использовался стаксель – треугольный передний парус, который устанавливался между передней и главной мачтами. Он помогал улучшить контроль над судном и увеличивал его маневренность.

Формы парусов и их аэродинамические свойства

Формы парусов и их аэродинамические свойства играют ключевую роль в развитии и эффективности парусных судов. Рассмотрим основные типы парусов и их характеристики:

  1. Косые паруса: эти паруса имеют треугольную форму и крепятся к мачте под углом. Они обеспечивают хорошую аэродинамику и позволяют легко менять направление ветра. Примеры: греческие триеры, финикийские суда.
  2. Прямоугольные паруса: распространены на ранних парусных судах, таких как древнеегипетские лодки и викингские драккары. Они обеспечивают большую площадь для захвата ветра, но имеют ограниченную аэродинамику и маневренность.
  3. Латинские паруса: имеют треугольную форму и крепятся к диагональной мачте. Они обеспечивают высокую маневренность и хорошую аэродинамику, особенно при движении против ветра. Примеры: римские суда, средиземноморские фелукки.
  4. Гафельные паруса: четырехугольные паруса с горизонтальным гафелем на верхнем крае. Они имеют превосходную аэродинамику при попутном ветре и легко регулируются. Примеры: североевропейские когги, голландские боттеры.
  5. Бермудские паруса: треугольные паруса с высоким аспектом, которые обеспечивают отличную аэродинамику и скорость. Широко используются на современных яхтах и парусных судах.
  6. Спинакеры и генуи: легкие, пузырьковидные паруса, используемые для увеличения скорости судна при попутном ветре. Они обеспечивают большую аэродинамическую эффективность благодаря своей форме и материалу.
  7. Крылья паруса: паруса с жесткой конструкцией, имитирующей аэродинамические свойства крыла самолета. Они обеспечивают высокую скорость и эффективность, особенно при движении против ветра. Крылья паруса используются в спортивных регатах, таких как Кубок Америки, и на экспериментальных судах.
  8. Роторные паруса: цилиндрические паруса, которые вращаются вокруг вертикальной оси и используют магнусов эффект для создания поддерживающей силы. Они обеспечивают хорошую аэродинамику при малом ветре и сокращают потери энергии. Применяются на некоторых современных грузовых судах и экспериментальных проектах.
  9. Солнечные паруса: легкие, светоотражающие паруса, которые используют солнечное излучение для создания поддерживающей силы. Они имеют отличные аэродинамические свойства и потенциал для космического мореплавания.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Виды парусных кораблей

Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.

Название суднаНазначение корабляКоличество мачтПаруса на мачтахДополнительные характеристики судна
АакГрузовой, транспортный12-3 прямых парусаРечное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно.
БаркТранспортный3, 4, 5Прямые; на бизань-мачте — косыеПервоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно.
БаркентинаГрузовой3, 4, 5, реже 6Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте.Появление – 50-е годы 19 века.
Бомбарда или бомбардирский корабльВоенный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье)2, 3Прямые и косые на всех мачтах.17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу.
БригКонвойный2Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте).Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах.
БригантинаИспользовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда.2-3Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте.Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались).
БуерГрузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно.01.02.18КосыеПоявились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку.
ГалеонБоевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века.2-4Прямые; на бизань-мачте – косые.Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией.
ДжонкаВоенное, потом грузовое судно.2-4Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука.Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн.
Иол (или йол)Военный, рыболовный2КосыеПоявились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами.

Рулевая ось находится перед задней мачтой.

КаравеллаРыболовный, торговый корабль 13-17 веков.3-4Прямые (первые две мачты), косые.Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра.
КараккаВоенный, торговый (16-17 век).3Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта).Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40),  могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе.
КарбасПромысловое, грузовое, транспортное.1-2По 2 прямых паруса на мачте.Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие).
Кеч (кэч)Рыболовные, спортивные.2 – (только грот- и бизань-мачта)КосыеОтличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью.
КлиперВоенный (дозор, разведка).3-4ПрямыеБыстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн.
ЛюггерВоенное (разведывательное, посыльное).2-3ПрямыеСоздан во Франции в конце 18 –  середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек.
ТендерВоенно-вспомогательное1 мачтаКосыеИспользовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек.
ФлейтВоенные (транспортировка)3Прямые, на бизань мачте — косые.Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек.
ФрегатБоевой3Прямые, на бизань мачте — косые.Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат.
ШлюпВоенный, экспедиционный3ПрямыеИспользовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками.
ШхунаТоргово-грузовые2-3КосыеРодина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США.
ЯхтаСпортивное, туристское, может быть личнымОт 1 до нескольких мачтПрямые, косыеБыстрое, легкое судно.

Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий