Шахматы. Виды и особенности. Выбрать и виды правил. Применение

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры; ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе; большие возможности ладьи на половине соперника; разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Размер шахматной доски

Набор может быть большой, маленький или средний. Если клетки шахматной доски будут меньше 5 см, то возможно нагромождение фигур, поэтому есть определенные стандарты, которые выдвигаются к размерам доски. Клетка должна быть от 5 до 6,5 см. Размеры могут быть в зависимости от вида шахмат:

  • до 15 см — карманные, самые компактные;
  • 15-30 см — дорожные или туристические, их удобно транспортировать;
  • 31-50 см — клубные, турнирные шахматы для профессионалов, размер позволяет сосредоточиться на игре.

Многие доски имеют складную конструкцию, которую удобно хранить. Для игры необходимо наличие системы координат на доске. Это позволит записывать определенные позиции и продумывать ходы. У деревянных вариантов система координат отсутствует.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Шахматы Фишера

Правила этой игры практически идентичны классическим шахматам, но имеются определенные отличия относительно расстановки и рокировки. Расположение пешек на доске остается таким же, как и в традиционной игре, а вот фигуры можно размещать произвольно. Есть условия, что слоны должны находиться на полях разного цвета, а король помещается только между парой тур. При этом позиции фигур черного и белого цветов должны размещаться зеркально.

Основатель этого варианта шахмат – Роберт Фишер, человек, обладающий одиннадцатью титулами чемпиона мира. Подобные правила позволяют создать 960 вариантов расположения фигур на шахматной доске, поэтому, данный вид игры еще носит название шахматы-960.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Игра в шахматы

В шахматах огромное количество правил, нюансов, тонкостей, для освоения которых требуется довольно много времени и терпения. Все же, на любительском уровне эта игра доступна всем, а при серьезной подготовке можно достичь профессионального уровня и участвовать в международных турнирах. Ведь шахматы — это официально признанный вид спорта с национальными международными лигами, соревнованиями и иерархией спортивных разрядов.

Организацией международных шахматных турниров занимается ФИДЕ (FIDE, фр. Fédération Internationale des Échecs) — международная шахматная федерация. ФИДЕ входит в международный олимпийский комитет, но в программу Олимпийский Игр, ни зимних, ни летних, шахматы не входят. Тем не менее, организованные ФИДЕ международные соревнования очень престижны, и их победители известны по всему миру.

Шахматы при этом, пожалуй, самая популярная настольная игра в мире, и один из видов досуга, который не теряет популярности на протяжении многих веков.

По количеству игроков:

По числу клеток на игровом поле:

С измененными правилами:
Самые необычные варианты игры:

Также известно огромное количество игр «шахматного типа», родом, в основном из Азии — Чатуранга, Шатрандж, Сёги, Сянцы и др.

Особенности игры

Также важно стараться изначально продумывать стратегию своей игры, в процессе обучения постоянно прорешивать различные шахматные задачи и упражнения

Упражнения для освоения игры

Начинающие игроки сперва решают задачи в 1-2 хода с совсем небольшим количеством фигур на доске. Есть множество печатных изданий с такими задачами, но удобней всего решать их онлайн. Большинство задач снабжены подсказками, ответами, натренировавшись в решении задач, можно разыгрывать целые партии онлайн.

Это удобно, но все же, даже при решении простейших задач держать в руках настоящие фигуры и ставить их на настоящую доску — совсем другое дело.

Как выбрать шахматы

С самого первого дня лучше всего обучаться игре на реальной доске с реальными фигурами, даже если задачи берутся из интернета. Шахматы для себя или ребенка, для обучения и тренировок нужно выбирать комплект классического дизайна, размером 50х50 см, из дерева, с минимумом декоративных элементов. Если планируете в дальнейшем участвовать в соревнованиях, можно сразу приобрести «спортивный» вариант доски — он чуть дороже обычных, но соответствует всем стандартам турниров.

Особый вариант — «дорожные», они могут быть совсем крошечными, фигурки в них могут иметь выступы, а клетки доски — соответствующие углубления. Таким образом фигуры могут держаться на доске, даже вверх ногами. К дорожными наборам часто прилагаются симпатичные футляры или чехлы.

Особый вариант — подарочные необычной формы, с резными фигурами, как из обычного дерева, так и из более дорогих материалов, вплоть до слоновой кости. Такие шахматы, конечно, служат больше для украшения интерьера, чем для игры. Подарочные — хороший приз для победителя шахматного турнира!

Есть также компьютерные — т.е. интерактивные шахматные доски со встроенным программным обеспечением для ведения шахматных партий. Можно тренироваться самостоятельно, но при этом не у экрана ПК, а на реальной доске.

Плюсы и минусы

В отличие от других видов спорта, шахматы не имеют противопоказаний и возрастных ограничений. Польза их для умственного развития очевидна, при этом помимо интеллектуальных способностей, развивается творческое мышление, эмоциональный интеллект, самостоятельность, ответственность за принятые решения и др.

Единственных возможных минусов только два:

При правильной организации занятий эти трудности легко преодолимы, и даже если шахматные занятия в приоритете, желательно заниматься также любыми другими спортивными играми, которые требуют тактики и стратегии. Также полезно продумывать ходы или вспоминать сыгранные партии во время пеших прогулок, это способствует концентрации внимания и умению представлять и планировать игру, что является одним из ключевых умений для шахматиста.

Правила ходов

Партию начинает игрок с белыми фигурами. Далее ходы делаются поочередно.

Ход – перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Кроме коня и ладьи при рокировке фигуры не могут пересекать занятые фигурами клетки.

Если ход осуществляется на поле, занятое фигурой противника – это означает, что фигура соперника бита и ее снимают с доски.

Ход осуществляется одной фигурой за исключением рокировки: двойного хода с перемещением короля и ладьи. При этом сначала король перемещается на два поля по направлению к ладье, которая затем переносится через него на соседнее с ним поле. При этом игрок сначала должен коснуться короля (по правилу «Прикосновение к фигуре»). Во время рокировки король не может пересекать поле, атакованное фигурами противника. Рокировка возможно только в случае, если король или ладья уже ходили.

  • Король – ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано;
  • Ферзь – ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали;
  • Ладья – ходит на любое поле по вертикали и горизонтали;
  • Слон – ходит на любое поле по диагоналям;
  • Конь – ходит своеобразным зигзагом (буквой «Г») в том числе и через занятые другими фигурами поля;
  • Пешка – ходит только вперед по вертикали на соседнее свободное поле (с начальной линии пешка может перемещаться на два поля вперед). Взятие пешкой чужой фигуры возможно лишь по диагонали с перемещением вперед.

Достоинства и недостатки ставок на шахматы

Как и при ставках на другие виды спорта, в шахматах есть ряд своих достоинств и недостатков, которые следует также учитывать перед принятием решения делать ставку на какого-либо игрока или результат.

Из недостатков выделяют:

  • небольшое количество соревнований, в отличие от других видов спорта;
  • на большинство поединков трудно найти актуальную информацию;
  • высокая маржа от букмекерских контор;
  • отсутствие широкого выбора ставок.

Среди достоинств ставок на шахматы:

  • часто встречаются валуйные ставки;
  • много разнообразных стратегий и уловок для удачных ставок;
  • редко меняются лидеры.

В шахматах много онлайн-турниров. Общий принцип традиционен: чем важнее соревнование, тем шире будет выбор. Матчи за титул чемпиона мира, турнир претендентов и крупнейшие старты обязательно будут представлены в линиях ведущих операторов.

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка

После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Общественное признание

Особое внимание следует уделить именно отношению общественности к вопросу о соотношении шахмат и спорта. Переговоры ФИДЕ и МОК велись в течение очень долгового времени. Было огромное количество разногласий и противодействий

Было огромное количество разногласий и противодействий

Переговоры ФИДЕ и МОК велись в течение очень долгового времени. Было огромное количество разногласий и противодействий.

Но в итоге МОК включил ФИДЕ в свой состав. Для большинства любителей шахматных игр это стало своего рода облегчение. Несмотря на это, были я те выдающиеся шахматисты, кто открыто протестовал против данного изменения в жизни шахмат.

Интересным моментам является то, что даже после включения шахмат в неолимпийские виды спорта, Швеция не стала уделять этому никакого внимания. Фактически шведские спортивные аналитики заняли позиция, что ничего не изменилось и не произошло.

Ни одна газета или интернет страница, в которой публикуются спортивные новости, не напишет о прошедшей Шахматной Олимпиаде. На телевизионных спортивных каналах не будет транслироваться шахматные партии за первенство мира. Единственное, где можно найти хоть какую-то информацию о шахматах в шведской прессе – это на страницах с развлечениями рядом с анекдотами и сканвордами.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Ш

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

Шахматная фигура — Конь, Слон, Ладья, Ферзь, Король. Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона. Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и — выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён — «разумнее» оказалась программа Deep Thought. Но и она уступила российскому (тогда — советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Общие правила шахмат

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила – рокировка, когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается. Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

Более подробно взятие и рокировка рассматриваются в следующих разделах:

  • Взятие фигур в шахматах
  • Взятие на проходе
  • Рокировка

Интересные факты

Шахматы — это не просто настольная игра, а вид спорта, участники которого должны обладать хорошо развитой логикой и умением грамотно выстраивать тактику. Благодаря многовековой истории развития и становления игры существует несколько интересных фактов о ней:

  1. В шахматы играют даже в космосе. Первое такое событие состоялось 9.06.1970, а игра происходила между командами «Союз-9» и «Земля». Соревнование было завершено вничью.
  2. Самой короткой игрой называется «дурацкий мат». Такая партия длится всего два хода, а количество возможных способов выиграть за первые 4 хода составляет 318 979 565 000.
  3. Шахматная доска появилась вместе с первой древней игрой и с того времени осталась практически без изменений. Складной доска стала благодаря священнику, который ее изобрел. Поскольку священнослужителям было запрещено участвовать в любых разновидностях этой игры, он нашел способ, чтобы обойти существующий запрет. Способность доски складываться позволила священнику прятать ее на книжной полке, маскируя под обычную книгу.
  4. Самой долгой партией в мире стала игра между И. Николичем и Г. Арсовичем в 1989 г. Продолжительность турнира составила 20 часов 15 минут, было сделано 269 ходов. Финалом соревнования стала ничья.
  5. Э. Ласкер сохранял свой титул чемпиона на протяжении 26 лет и 337 дней, став самым непобедимым чемпионом в истории шахмат.
  6. Компьютерные шахматы изобрели в 1951 году, но у компьютеров не хватало мощностей для обработки данных. Первая партия с машиной состоялась только в 1988 году.
  7. В 1770 году Кемпелен смог создать шахматный автомат, который играл с любым желающим в шахматы. Машина представляла собой человеческую фигуру за большим столом. Автомат курил трубку и передвигал фигуры по доске. Он победил в партиях с Наполеоном, Франклином и прочими знаменитостями. Загадку уникальной машины удалось разгадать только спустя много лет. Оказалось, что внутри машины сидел живой человек, делающий ходы.
  8. Мысль Каспарова о том, что шахматы являются муками разума, нашла свой отклик у художника из Голландии Рубинга, создавшего шахбокс. Игра объединила в себе шахматный поединок и физические испытания участников. Состязание состояло из одиннадцати раундов, продолжительность партии была всего двенадцать минут на участника, а промежуток между этапами длился 1 минуту. Раунд в шахматах составлял 4 минуты, а бой продолжался 2 минуты.
  9. Часы добавили в игру, чтобы участники не засыпали. Древние шахматы не подразумевали использование часов и ограничений по времени для совершения хода. Это привело к тому, что соперники могли проводить за партией много часов подряд. На турнире в 1851 г. оба участника уснули за игрой, так и не закончив ее. После этого случая был разработан и внедрен контроль времени, который сначала осуществлялся с помощью песочных часов. Лишь в 1883 году их заменили механическими.

Фигуры в шахматах

На нижнем ряду на рисунке сверху, где расположены фигуры белых, находятся (слева направо): ладья (называемая также тура́ или башня), конь, слон, ферзь (называемой также королевой), король, еще один слон, еще один конь, и еще одна ладья. Во втором ряду белых фигур расположены восемь пешек

Обратите внимание, что ферзь в начальном положении всегда занимает клетку того же цвета, как и сам ферзь (т.е. ферзь белых ставится на клетку светлого цвета, а ферзь черных – на клетку темного цвета)

Каждая шахматная фигура имеет определенную ценность (как правило, их измеряют в пешках, т.е. каждая фигура заменяет собой определенное количество пешек). Ферзь стоит 9 очков, поэтому он гораздо ценнее, чем пешка, чья стоимость – всего 1 очко.

В таблице ниже перечислены все шахматные фигуры с их изображениями, названиями, символами, и ценностью. Король в шахматах не оценивается, ведь это самая главная фигура, и если ему объявлен мат (см. ниже), игра проиграна. Хотя в некоторых источниках ему присваивают 200 очков.

Шахматная фигураНазваниеСимволЦенность
КорольКр
ФерзьФ9
ЛадьяЛ5
СлонС3
КоньК3
Пешкап1

Каждая фигура в шахматах двигается по-своему. Подробнее все шахматные фигуры описаны в следующих разделах:

  • Король
  • Ферзь
  • Ладья
  • Слон
  • Конь
  • Пешка
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий