Трасса
Ски-кросс предъявляет особые требования и к трассам, на которых проводятся заезды. Обычные трассы для этого вида спорта не подойдут, поэтому их сооружают специально. Причём требования предъявляются не столько к снежному покрытию (благодаря своим особенностям лыжи направления ски-кросс способны хорошо показывать себя не только на идеально укатанном снеге), сколько к препятствиям, которые будут преодолевать лыжники. Это холмы разной геометрии для выполнения разного типа прыжков, повороты разного радиуса и крутизны, специальные ворота, в которые нужно обязательно попасть каждому райдеру. Длина трасс варьируется в зависимости от места расположения и равна по протяжённости 800–1200 метров. Перепад высот обычно достигает 150–250 метров. На одном и том же этапе женщины стартуют на той же трассе, что и мужчины. Лучшие трассы, на которых проводятся чемпионаты мира, расположены в Европе, а точнее в Альпах, Пиренеях, в Скандинавии, и в Канаде.
Техника ски-кросса
Ски-кросс очень зрелищный, райдеры выполняют различные трюки со сложной техникой, как-то прыжки с трамплинов, объезд препятствий, закладывают крутые виражи. Скорость на трассе у мужчин в среднем составляет 68 км/ч, а у женщин 50 км/ч. В воздухе спортсмены проводят до 25 процентов всего времени, совершая самые разнообразные прыжки. Существует несколько видов прыжков в ski cross;
- тейбл-топ — когда спортсмен, поднимаясь на холм со срезанной в виде стола вершиной, прыгает с него;
- хип — прыжок на спуске;
- ву-тэнг — представляет собой прыжок с холма с крутой подъёмной стороной;
- стрейт — пологий прыжок над невысоким холмом с пологими длинными сторонами.
Самым ответственным моментом в ski cross считается старт, проспать его равносильно поражению, ведь обычно спортсмен, пробившийся в лидеры в самом начале гонки, остаётся первым до самого финиша, если, конечно, он не упадёт, проходя трассу. Ски-кросс, кстати, весьма часто огорчает своих болельщиков падением их фаворитов, ведь скорости, мягко говоря, немалые, а препятствия сложные. Поэтому ски-кросс — одна из дисциплин, где запрещено грубое и жёсткое поведение к своим соперникам. При старте каждый участник с силой отталкивается от перил, которые установлены в начале трассы, и начинает набирать скорость. Все заезды делятся на несколько этапов. Первый — это квалификационный заезд, где каждый лыжник стремится развить максимальную скорость и показать наилучшее, а значит, наименьшее время прохождения трассы. Стартуют райдеры по одному. Второй этап представляет собой соревнование на скорость между четырьмя участниками, распределёнными согласно времени, которое они показали при квалификации, причём стартуют они вместе
На этом этапе важно не столько показать лучшее время, сколько не упасть и прийти к финишу раньше своих соперников. Из этого этапа в следующий проходят двое: лидер и лыжник, пришедший вторым
Сами заезды достаточно короткие, их время составляет всего 45–60 секунд, а для определения победителя частенько приходится прибегать к использованию фотофиниша.