Соревнования с кайтами

Где учиться?

Что бы вам ни говорили, настоятельно советуем учиться пилотированию именно на воде. Да, это холоднее и не так круто смотрится со стороны. Но пропахать собой траншею все же хуже. И травмы там будут куда заметнее, чем мокрые волосы или уплывшие очки: не одно колено полегло на таком обучении, не дав ученикам дойти даже до попыток встать на доску.

Также не стоит сразу ехать во Вьетнам или другие места с большими волнами. Это как учиться водить на «Жигулях»: страшно, сложно, неудобно, но потом можно управлять хоть звездолетом без инструкции.

В остальном подойдет любое место, где дует и есть приличные школы со своей спасательной лодкой. Идеально учиться в Египте или вообще на кайт-сафари в Красном море. Близко, сравнительно недорого с точки зрения проживания и максимально обжито нашими катающимися соотечественниками.

Есть хорошие споты в Благовещенке, Ейске и даже в Ярославской области — например, знаменитое Плещеево озеро. Но тут с ветром нет никаких гарантий. Под ваш отпуск он подстраиваться точно не станет, у него свои планы.

Многое о нашем ветре говорит тот факт, что в кайтинге существует понятие «русский старт». Он считается очень опасным, поскольку кайт поднимается из зоны максимальной тяги. Но в Ейске, например, ему учат в первую очередь (это последний шанс поднять кайт, когда ветер совсем скисает).

Просто учитывайте, что можно две недели полировать планку зубами на рваном или нестабильном ветру — и так ничему и не научиться, кроме самоспасения и «русского старта». Или за неделю в Египте или Марокко, где дует всегда, освоить всё необходимое и даже зачем-то получить кайтерский паспорт IKO, без которого иногда не дают оборудование на прокат.

Этапы обучения

Качай!

Первый этап — научиться раскладывать стропы и накачивать кайт. Пока — ничего сложного, к тому же отлично прокачивает ягодичные мышцы.

Пилотирование

Вас пристегивают к небольшому кайту, сзади пристегивают инструктора в качестве противовеса.

Не стоит соглашаться на предложения поиграть на занятии с «пилотажкой» (совсем маленький кайт, предназначенный для обучения непонятно кого). Крепление строп и планка у него совершенно другие, да и реагирует на действия человека он совсем не так, как «взрослый» кайт. Если хочется поиграть с чем-то летающим, лучше купить себе красивого воздушного змея — пользы будет столько же.

Человек-кальмар

Второй этап обучения — это бодидраг. И он, пожалуй, самый прикладной из всех подводящих. Бодидраг учит вырезаться вверх по ветру без доски, используя тело в качестве плавника (или канта доски, если так понятнее).

Беда в том, что в человеке есть рот и нос: отверстия, через которые вода с ускорением от тянущего кайта попадает внутрь. Новички обычно не могут контролировать положение своего тела над водой, поэтому им приходится тяжелее всего: возвращаясь с воды, чувствуешь себя китом, больным булимией, изо всех сил отобедавшим планктоном.

Но сам бодидраг умение и правда очень полезное. И не только потому, что учит управлять кайтом «в бою». Просто в будущем вы будете неоднократно терять доску: к этому ведет практически каждое падение или неудачный прыжок. За те секунды, что вы отплевываетесь и поднимаете кайт, вас снесет ниже по ветру. А доску унесет течением. И встретиться снова вы сможете только в том случае, если сами сумеете зарезаться против ветра.

Доска

Этап, успешное прохождение которого открывает вам дорогу в кайтсерфинг. Дальше все будет намного проще и быстрее, скорее всего, вам даже не понадобится инструктор.

Но сейчас главное понять, как это вообще возможно — одновременно держать планку, контролировать кайт, не тонуть и не заплывать под стропы и параллельно — надевать доску.

Основное правило тут — не тормозить и не нежничать с кайтом. Чем дольше вы болтаетесь под стропами с доской, тем менее управляемой становится ситуация. А планку для старта лучше слегка пережать, чем не дожать, как минимум вы поймете, что должно произойти, а в идеале — сразу встанете на доску.

Как начать?

Пока вы учитесь, кайтсерфинг заставит вас пройти все пять классических стадий принятия неизбежного.

Отрицание

Вы просто не понимаете, как такое может быть. Сноуборд, скейт, курсы выжигания, диплом МГУ и медитации каждый вечер… все это не работает, когда в руках оказывается планка кайта. Потому что у него есть свое мнение по поводу любого действия ничтожного человечка, пристегнутого снизу.

Злость

С первого раза получается примерно у одного человека из 20. И этот человек ужасно бесит. Как и инструктор, который раз за разом предлагает делать вещи, влекущие за собой не самые приятные последствия при малейшей ошибке. Например, пролет над водой почти без касаний или упражнение для человека-кальмара (оно же бодидраг, об этом чуть позже). А еще ужасно злит, что ветер не тот, кайт не слушается, доска не едет.

Торг

В какой-то момент начинает казаться, что этот подлец вверху одушевлен и абсолютно разумен. И его цель — поиздеваться над жалкими человечишками. Но попытки договориться миром тоже не работают.

Депрессия

Кайт умеет доводить даже самых стойких. Когда не работает ни злость, ни уговоры, ни попытки рационального подхода, остается только принять собственную несостоятельность и посидеть на берегу в отчаянии. А затем вернуться на воду еще разок, для закрепления провала.

Принятие

Именно на этом этапе обычно происходит прорыв. Когда вы уже совершенно спокойны, когда результат уже не важен (ясно же, что это фаталити). Вы просто пробуете еще разок и — хоба! — кайт слушается, доска едет и даже кантуется… Это не мистика, просто кайт-серфинг — это в первую очередь про расслабление и концентрацию на текущем моменте. Как бы по-хипстерски это ни звучало.

Опасности

Самое опасное в этой истории — момент обучения. Дальше все намного мягче и более контролируемо.

Да, среди кайтеров ходят слухи про тучу-наковальню, которая засасывает всех, кто попадается на ее пути, а потом выплевывает, куда захочет. Но шанс встретиться на воде с новичком, который уронит на вас свой кайт, куда выше.

На случай полного неразрешимого ада, кайтинг предусматривает несколько страховочных систем, последняя из которых позволяет полностью избавиться от оборудования. Да, это дорого, но, во-первых, его потом можно найти, наняв лодку, во-вторых, чинить себя все же дороже, чем кайт.

И еще. Опасайтесь виндсерферов: многие из них возят с собой стропорезы на случай падения кайта на них сверху (это действительно периодически происходит, причем чаще всего кайтер спокойно едет дальше, а бедный виндсерфер оказывается в воде).

Помогаторы

Это достойно отдельного пункта среди опасностей. Потому что помогаторы — намного опаснее любой стихии, ведь им движет желание причинить побольше добра.

Есть одно важное правило: не надо помогать кайтеру, если он сам об этом не просит или вы сами не катаетесь. Скорее всего, помощь сильно подпортит положение дел

Вот несколько вариантов, которые гарантированно сделают жизнь кайтера интереснее (не надо так делать!):

Ситуация: человек с кайтом над головой идет по берегу, едва касаясь земли и подлетая на полметра от каждого порыва.
Как «развеселить» кайтера: Подойдите и «спасите» его, дернув за палку, которую он держит в руках.
Что будет? Вы запустите ни в чем не повинного человека, которому, видимо, и без того многовато ветра, куда-то в прохладную стратосферу. Вам смешно, а подобные прецеденты случаются систематически.

Ситуация: Кайт лежит на воде, человек на определенном удалении от него ковыряется в своей экипе.
Как «развеселить» кайтера: попытайтесь подойти к нему и спросить, все ли хорошо. Будет еще интереснее, если вы подплывете к нему на лодке или скутере.
Что будет? В случае с лодкой у вас все шансы порубить стропы винтами. Пешком или вплавь — запутаться в них и создать натяжение, которое заставит кайт взлететь. Лучше не надо пробовать, достанется и вам, и владельцу кайта. Но он хотя бы сможет отстегнуться.

Ситуация: Кайтер просит его припарковать. Вы никогда этого не делали, но полны решимости и доброго расположения духа.
Как «развеселить» кайтера: поймайте кайт и отпустите, когда кайтер расслабится или отвлечется на доску.
Что будет? Будет не очень приятно. Лучше не надо.

Где кататься?

Самые известные споты с хорошими школами и гарантированным ветром в сезон — это Марокко, Маврикий, Египет, Тенерифе и Филиппины. Но встретить кайтеров можно и в Турции, и на Камчатке, и на Белом море… 

А вот с домашними спотами есть нюансы — к сожалению, подойдет не каждое озеро или залив. Помимо широкой воды, кайту нужен ровный ветер, а не рваный. Соответственно, с той стороны, откуда он дует, не должно быть холмов и высоких построек.

Хороший спот для начинающего кайтера должен предусматривать «спасалку» — лодку со специально обученными людьми, которые вас заберут с воды, не обмотавшись стропами и не забыв в волнах доску. К сожалению, идеальные условия бывают не всегда, поэтому лучше не выходить на воду в полном одиночестве. А то потом о вас снимут плохой голливудский фильм — типа «Отмели» — про выживание на воде.

Сколько это стоит?

В идеальном мире для комфортного катания потребуется два (а лучше три) размера кайта. Например, 9 и 12 метров. Это позволит кататься практически в любой ветер (чем сильнее ветер, тем, соответственно, меньше площадь крыла).

Это самая дорогая часть экипировки: стоимость начинается от 25 тысяч за один кайт, причем прошлого сезона. Планка и страховочный лиш чаще всего идут в комплекте.

Также понадобится трапеция (от 10 тыс.) и доска (от 15 тыс.). Дальше уже мелочи: насос, гидрокостюм, лайкра…

Из плюсов — вложение это разовое. Если, конечно, вы не будете постоянно развешивать свои кайты по близлежащим ёлкам или пальмам (это периодически происходит и для кайта не смертельно. В первые несколько раз).

Б/у оборудование покупать тоже можно, но в случае с кайтом — с большой осторожностью. Потому что соленая вода и песок могут сильно потрепать ткань, из которой он сшит

Особенно, если у прошлого хозяина не было привычки регулярно опреснять оборудование и вовремя убирать его с пляжа после каталки. Соответственно, кайт будет постоянно рваться, чем очень быстро достанет нового хозяина.

Где заняться кайтингом за границей

Выездные школы с русскими инструкторами есть на Кипре, в Черногории, но чаще всего их проводят в Египте. Если вы занимались где-то еще и можете посоветовать споты – пишите в комментарии.

А так как я пробовала кайтинг в Катаре, то расскажу подробнее именно об этой стране.

Напомню, мы приезжали на соревнования – Кубок мира по кайтингу. Соревнования проходили на территории отеля Fuwairit Kite Beach Resort. Он находится на севере Катара, в часе езды от Дохи. Это место давно облюбовали кайтсерферы, и недавно здесь открылся полноценный курорт. Отель располагается рядом с водой, каждый номер – отдельное бунгало, есть большая зона с различным оборудованием для кайта, вингфойла, сапсерфинга и джет-серфа, штат тренеров, среди которых даже есть русский тренер. Есть специальные зоны для того, чтобы промыть обувь и экип от соли, устроены сушки для гидрокостюмов. Атмосфера курорта очень живая, свободная, по вечерам показывают кино под открытым небом, много стрит-арта – такой калифорнийский вайб.

Fuwairit Kite Beach подойдет как место проживания, если вы хотите в основном кататься. А если решите поехать в Катар скорее как турист, то более удобное расположение имеет отель W Doha. Он находится в центре, откуда довольно удобно перемещаться по разным достопримечательностям – съездить в пустыню, в самый большой в мире музей спорта (он называется «Музей олимпийского движения и спорта 3-2-1»), на рынок Сук-Вакиф, где можно закупиться финиками, попробовать местную кухню – чай карак и лепешки чапати.

Катар – очень приятная и развитая страна. Все удобно, быстро, красиво и комфортно, вкусная еда, довольно открытые люди. Я чувствовала себя как в Москве. А когда увидела, что там также существуют комьюнити любителей серфинга, вейксерфинга, вейкборда и кайтинга – абсолютно влюбилась в это место.

В Дохе, столице Катара, можно заняться всеми этими видами спорта. Например, на искусственном острове The Pearl есть классный спот для вейксерфинга, которым управляют немцы. Этот остров – территория, где живут приезжие. Они, в отличие от местных, заводят собак, выходят на пробежку в шортах и в целом ведут себя довольно свободно (в рамках приличия, конечно). Здесь же располагается довольно большая марина, где пришвартованы катера и яхты – частные, спортивные и прогулочные для туристов, на которых можно посмотреть на Катар с воды. 

1. Насколько безопасен кайтинг?

Ветер может довольно сильно подбросить в воздух, а неуправляемый кайт – протащить лицом по воде или даже по суше. Поэтому есть правила безопасности: заниматься в шлеме и носить спасательный жилет для водных видов спорта. Обучаться без них – безответственно, и если инструктор не предлагает вам шлем и жилет, уходите от него

В остальном важно не форсировать обучение и не выходить на воду на доске, пока не научитесь уверенно управлять кайтом

2. Можно ли заниматься кайтингом в одиночку?

Это запрещено. Хотя на курсах учат запускать и сажать кайт в одиночку, эти знания необходимы для экстренных ситуаций. Основное правило безопасности кайтера – не кататься в одиночку.

3. Какой опыт нужен, чтобы начать заниматься кайтингом?

Заниматься кайтингом можно и без опыта. Но если вы уже пробовали серфинг, вейксерфинг и вейкбординг и виды спорта, где нужно взаимодействовать с ветром и понимать физику его движения, вам будет проще освоить кайтинг. Также полезно уметь плавать, чтобы не бояться воды, и заниматься общефизической подготовкой.

***

Возможно, вы решитесь попробовать этим летом кайтинг – надеюсь, что получите огромное удовольствие. Или приезжайте в декабре на финал Кубка мира в Катар, смотреть на профессиональных кайтсерферов в таком замечательном месте – это рай.

Как проходят первые тренировки по кайтсерфингу

Первая тренировка по кайтингу предполагает работу с кайтом, так как нужно научиться взаимодействовать с ним, поэтому у нас даже не было досок. Инструктор выдал нам кайт, бар, насос, трапецию и страховочный лиш.

  • Кайт – большой воздушный змей, с помощью которого райдер движется на воде и поднимается в воздух, если выполняет трюк.
  • Бар – планка, с помощью которой райдер управляет кайтом.
  • Трапеция – специальный пояс, к которому пристегивается кайт во время катания.
  • Насос нужен, чтобы надуть сам кайт.
  • Страховочный лиш предназначен для сохранения кайта при активации страховочный системы. 

Сначала мы учились определять, откуда дует ветер. Инструктор сказал, что необходимо закрыть глаза, снять головной убор (мы были в шлемах) и медленно поворачиваться, стоя на месте, пока не услышим равномерный шум в обоих ушах. Услышали – значит ветер дует оттуда, куда стоишь лицом.

Есть 2 важные позиции – «на ветер» и «по ветру». «На ветер» – значит мы двигаемся в сторону, откуда дует ветер. «По ветру» – мы движемся в направлении, куда дует ветер. 

Далее мы изучили 3 позиции кайта: позиция смайлик, позиция C и позиция парковки.

  • Позиция «смайлик» – придерживаем кайт руками, отрывая от земли, ребра смотрят вверх.
  • Позиция C – ставим кайт на ребро, опираем его на землю, в этом положении он напоминает букву C.
  • Позиция паркинг – укладываем кайт «ребрами» на землю.

Слева – позиция «смайлик», справа – позиция С.

Мы пробовали держать кайт по ветру и устанавливать его во все эти 3 позиции. Потом, чтобы перейти к управлению кайтом в тех же условиях, что во время катания, нужно было пристегнуть кайт к спортсмену. Делается это с помощью специальных тросов.

Начальная позиция кайта перед катанием – C, поэтому мы помогали друг другу и устанавливали кайт на земле в нужную позицию, когда ученик вместе с инструктором находился в воде. В руках ученик держит бар – перекладину, с помощью которой можно управлять кайтом.

После того, как кайт оказывается в нужной позиции С, ученик с помощью одной руки начинает тянуть бар на себя, при этом делает он это довольно мягко. От небольшого усилия кайт начинает подниматься вверх

В этот момент ты чувствуешь силу ветра, с которой важно найти общий язык

Бар – это руль. Если чуть потянуть его левую половину на себя, кайт начнет двигаться влево, если тянуть правую половину бара – вправо. Двигать его плавно – сложно, порывы ветра могут быть сильными, тогда кайт дергает, а вместе с ним и тебя. Но со временем начинаешь ощущать связь с ним и понимаешь, какую силу давления необходимо приложить.

Напомню, что все это время мы просто стояли по колено в воде, в гидрокостюмах и гидрообуви. На этом этапе доска не задействуется – сначала нужно почувствовать прочную связь с кайтом.

Поэтому мы тренировались двигать кайтом, словно по циферблату. Инструктор говорил: «Поставь его на 11:00. Теперь на 13:00». Задача – перемещать кайт в положение, которое соответствует этому времени на циферблате.

Когда я училась кататься на вейксерфе, одно из первых правил, которое было озвучено, – бросай фал, когда упала, чтобы катер не тащил тебя за собой. Здесь тоже самое. Один порыв ветра и кайт может сильно дернуть тебя. В этот момент, когда понимаешь, что сила большая и ты не удержишься, необходимо отпустить бар (перекладину), иначе ты окажешься в воде и кайт может потянуть тебя вперед, заполняя рот водой.

Как сказал наш инструктор, после 2 часов тренировки с кайтом начинаешь чувствовать связь с ним, а кататься на доске можно научиться за 1 неделю тренировок.

Что это такое?

Со стороны это выглядит, как человек, привязанный напрямую к парашюту. На самом деле, все немного гуманнее.

Кайтсерфер — это доска, трапеция, надевающаяся на пояс, планка, крепящаяся к трапеции посредством крюка, и, собственно, строп и кайт (тот самый парашют). Про две страховочные системы, стропорез и дипауэр сейчас не будем, и без них все выглядит сложно.

Таким образом, кайтер не держит свой «парашют» в руках, он скорее работает для него якорем. Руки остаются свободны, их задача — дергать кайт за стропы, заставляя складывать «уши», набирать больше или меньше воздуха. Собственно, таким образом можно менять силу тяги и направление движения и двигаться практически в любом направлении ветрового окна.

Сам кайт, по сути, — это большой воздушный змей с надувными ребрами жесткости. Надувать их придется перед каждой каталкой заново.

До недавнего времени обязательной частью экипировки кайтсерфера были шорты, держащиеся на бедрах силой мысли. Но времена меняются, сейчас кайт-мода стала добрее и человечнее.

Выводы и рекомендации для новичков

Кайтинг доступен новичкам. У меня была иллюзия, что это слишком сложно. Безусловно, кайтсерфинг многосоставной спорт и не совсем простой, однако, вполне доступный новичку и любителю.

Пейо Кремадес рассказал мне, что кайтинг состоит из 5 важных элементов.

Волны. Нужно понимать и контролировать волну. Если вы хотите делать трюки и выступать на соревнованиях, умение контролировать волну поможет совершать прыжки.

Ветер

Он не бывает идеально устойчивым, поэтому важно научиться приспосабливаться к нему.

Контроль рук (хвата). Выполняя трюк, райдер вращается вокруг планки, которая контролирует движение кайта в воздухе, поэтому важно сосредоточиться на движении рук, чтобы удерживать кайт в правильном положении.

Тело

Для трюков важно очень хорошо контролировать тело и управлять им, словно гимнаст.

Верное приземление. Также важно понимать положение тела, чтобы успешно приземлиться.

Кайтинг – это про несовершение лишних усилий, когда они не требуются

Важно слушать и чувствовать ветер, быть с ним заодно, иначе, если постоянно применять силу, ничего не получится. Кайт очень похож на коня, которого необходимо приручить – из-за порывов ветра он дергается так же, как конь, который чувствует страх всадника

Кайтинг – это не только про лето и тепло. Есть еще сноукайтинг – катание с помощью кайта на лыжах или сноуборде. Так можно продлить сезон и кайтить даже зимой. А еще сноукайтинг может служить альтернативой горным лыжам и борду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий