Яхтинг
Водный туризм включает аристократичный и овеянный романтикой веков парусный спорт. Его поклонников объединяют многочисленные яхт-клубы. Путешествие на яхте – это:
- комфорт и безопасность;
- активный отдых;
- самостоятельные маршруты.
Из разновидностей яхтинга можно выделить несколько основных форматов, наиболее востребованных у новичков:
- самым распространенным является круиз на паруснике – прибрежные путешествия в летний сезон;
- любительская регата относится к начальной категории спортивного яхтинга – ее участники должны иметь определенные навыки;
- в полупрофессиональных соревнованиях участвуют любители, уже наработавшие некоторый опыт в парусном спорте.
Профессиональный яхтинг входит в водные виды спортивного туризма. Им занимаются квалифицированные специалисты, регулярно участвующие в международных парусных гонках.
Безопасность в водном походе
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
- Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
- Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
- Держать себя в руках в критической ситуации.
- Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
- Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
- Оценивать риски.
- Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
- Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
- Не пренебрегать экипировкой.
- Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
- Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
- Спасать себя и группу, а не снаряжение.
- Не допускать обезвоживания.
Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.
Снаряжение и техника безопасности
Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.
Взять с собой следует такие вещи:
- Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
- Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
- Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
- Кофта с длинным рукавом на термической основе.
- Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
- Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
- Шлем для защиты головы.
- Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
- Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
- Нож для экстренных случаев.
- Страховой канат с карабином.
- Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.
И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подготовка группы
Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.
Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.
При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.
Лучшие реки для сплава
Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете:
Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей.
Колорадо (США). Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов.
Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов
Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов. Футалеуфу (Чили)
Популярна благодаря рокочущим волнам. А окружающая чилийская природа также не может оставить равнодушным
Футалеуфу (Чили). Популярна благодаря рокочущим волнам. А окружающая чилийская природа также не может оставить равнодушным.
Виктория-Нил (Уганда). Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший.
Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады.
Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!
09.10.2018
История водного туризма в России
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
Период «оттепели»
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Эпоха катамаранов
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
Современный водный туризм
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.
Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
Водные походы со сплавами на байдарках
Долгая зима позади, лёд на водоемах растаял и с каждым днём солнце греет сильнее, а это значит, что пришло время отправляться в первое в новом сезоне путешествие на байдарке.
Сплавы на байдарках — это настоящая романтика, а для многих и ностальгия юных лет, когда байдарочные походы были чуть ли не обязательными. Свежий воздух, плеск воды под веслом, быстро сменяющиеся виды по обеим сторонам реки, купание, задушевный разговор с попутчиками, уютные острова, яркий костёр в ночи, еда с дымком из котелка и сладкий сон в палатке под звуки ночного леса.
Если вдруг вы ещё не знакомы, то байдарка это небольшая герметичная лодка с высокой маневренностью, обычно рассчитанная на двух-трёх туристов. Для сплавов по бурным рекам чаще используют надувные суда, а для тихих рек и озёр каркасные или каркасно-надувные. Все необходимое для водного похода снаряжение пакуется в герметичные мешки и грузится в байдарку, что прекрасно подходит семьям с детьми и тем, кто просто не любит нагружать спину рюкзаком, а предпочитает во всю наслаждаться отдыхом.
Некоторые преимущества похода на байдарках:
- идеально подходит для новичков;
- высокая мобильность;
- возможность посетить «дикие» места;
- в поход можно взять много, например, еды и не страдать из-за её веса.
Для участия в байдарочном походе не требуется длительное обучение, профессиональные навыки и долгие тренировки. Однако это не означает, что можно отправляться в путешествие без предварительной подготовки и помощи профессионалов. Не говоря уже о сплаве по быстрым рекам. Опытные инструкторы «Клуба Приключений» обучат туристов необходимым навыкам управления байдаркой, выберут самый красивый и насыщенный путь и осуществят страховку на бурных порогах.
Командой «Клуба Приключений» разработаны маршруты по красивейшим рекам России и ближнего зарубежья с разным уровнем сложности, в которых путешествие по воде сочетается с пешими прогулками. Приятным бонусом в байдарочном походе будет возможность загорать, рыбачить и прыгать в реку после походной баньки.
Есть мнение, что Судогда – самая чистая река Владимирской губернии. Извилистая и неглубокая, с красивыми высокими берегами она омывает сосновые боры, лиственные рощи и дубравы. Данный маршрут рассчитан на всех желающих. Взрослые и дети, – каждый найдёт в нём что-то своё.
- Сложность:
- Сроки: скоро появятся
Фантастически насыщенные выходные на природе ждут вас в этом походе. Мы будем сплавляться на байдарках, посетим загадочные пещеры, побываем в старинном монастыре, отдохнем вечером у костра в прекрасном лесу и получим массу впечатлений.
- Сложность:
- Сроки: скоро появятся
Снаряжение и экипировка
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
Уровни сложности сплавов
Выделяется два основных вида сплавов — туристические и спортивные. Первые проходят на доступных реках недалеко от населенных пунктов, длятся недолго и рассчитаны преимущественно на семьи с детьми. Спортивные сплавы организуются по рекам с порогами, которым присвоены высокие категории сложности. В таких походах участвуют люди с опытом, ранее прошедшие другие реки.
Безопасность в водном походе
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
- Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
- Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
- Держать себя в руках в критической ситуации.
- Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
- Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
- Оценивать риски.
- Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
- Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
- Не пренебрегать экипировкой.
- Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
- Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
- Спасать себя и группу, а не снаряжение.
- Не допускать обезвоживания.
Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.
Сведения очевидные
Перед водным походом и во время него ЗАПРЕЩЕНО употреблять алкоголь и наркотические вещества. Надеемся, этот пункт понятен без объяснения.
Запрещается самостоятельно во время стоянки отплывать на байдарке без разрешения руководителя. Во-первых, руководитель группы несет ответственность за каждого ее члена, и если с вами, не дай Бог, что случится, он будет отвечать по всей строгости закона
Во-вторых, соблюдение дисциплины очень важно в водных походах. Без нее ваш байдарочный сплав превратится в сцену из плохого американского фильма, где каждый будет гнуть свою линию и в итоге все закончится плачевно
У руководителя необходимо спрашивать разрешение на любое другое действие, которое может привести к последствиям – купание, поход в лес, отход от стоянки.
Купаться можно только в местах, разрешенных руководителем. Как правило, руководители сплавов – опытные водники, проходили этот маршрут не раз, и знают все возможные опасности (коряги, мелководье, расставленные сети, интенсивное судоходное движение) всех участков реки.
Запрещается нырять и купаться с байдарки. Это может привести к оверкилю (перевороту байдарки), что крайне опасно для жизни.
При движении ВСЕГДА нужно находиться в составе группы, перед замыкающей байдаркой. Если вы случайно отстали, оставайтесь на месте, выберитесь на берег и разведите костер. Так вас быстрее отыщут руководители группы.
Документы, деньги, телефоны, фото и видео-техника должны быть упакованы в специальный гермомешок. Разговаривать по телефону, фотографировать и снимать на камеру в байдарке запрещается: это создаст аварийную ситуацию, и судно может перевернуться.
На сплаве ОБЯЗАТЕЛЬНО надевать спасжилет, даже если вы хорошо плаваете.
Также при движении по реке обязательна одежда как минимум с короткими рукавами (футболка) и головной убор (любой). Река коварна – сами не заметите, как обгорите, или хватит тепловой удар.
Всё колюще-режущее – пилы, топоры, ножи и прочие предметы, которые могут прорвать байдарку, должны быть упакованы отдельно в прочные мешки.
Тяжелые предметы (бревна, палки, камни) нельзя поднимать одному. Вы можете травмироваться, или потянуть мышцу и, следовательно, станете обузой для остальных. При получении серьезной травмы (перелома) ваше поведение станет причиной окончания сплава.
На стоянке запрещено мусорить. Бумагу, полиэтилен, окурки и прочее необходимо собрать в мешки для мусора и выкинуть в ближайшем населенном пункте.
Запрещено есть найденные на стоянке грибы, ягоды, траву. Есть только то, что взяли с собой.
Честер
Два поперечных баллона, связанных рамой, называются честером. Такая конструкция имеет множество положительных качеств:
- легкая конструкция;
- без груза честером может с легкостью управлять один человек;
- хорошая проходимость между камнями, если идти лагом;
- запас плавучести и расположение гребцов обеспечивают хорошую остойчивость судна;
- доступность и дешевизна.
Сплав на честере имеет несколько минусов:
- низкая обитаемость;
- незащищенность гребцов при прохождении между камнями;
- не имеет собственной скорости;
- требует более четкой и слаженной работы гребцов, поэтому больше подходит для опытных туристов.
Подготовка группы
Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.
Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.
При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.
История развития
Первые упоминания о российских водных туристах относят к XIII веку, когда первооткрыватель Никитин совершил морское путешествие в Персию, пройдя через Индию и часть Африки. В XIX веке началось освоение Сибири. В 1628 году путешественник Хабаров прошел по реке Лена до устья Уссури, дав основу для дальнейших открытий центральной и восточной Сибири.
На государственном уровне морские и речные путешествия начали развиваться при Петре I. Он организовал походы на Камчатку, в которых принял участие Беринг. В 18 и 19 веках водный туризм стал видом отдыха в России. Развивается парусный спорт, хождение на веслах, начали организовывать групповые походы. После Октябрьской Революции 1917 года об этом виде отдыха временно забыли.
Дальнейшие этапы развития.
- Создание «Бюро школьных экскурсий», в состав которого вошли отделения занятий парусным спортом и греблей.
- После 1945 года начался подъем этой туристической отрасли. Появились клубы и кружки для занятий экстремальными видами отдыха – каякинг, сплав на плотах, катамаранах.
- Формирование спортивного водного туризма. Созданы правила проведения соревнований по разным дисциплинам. Участникам присваиваются звания мастер спорта или кандидат в мастера спорта.
Одновременно с государственной программой развития появился любительский раздел. Он не финансировался государственными органами
После развала СССР в 1991 года государство перестало уделять внимание этому виду активного отдыха. Но из-за популярности и желания проводить время на воде организацией занялись туристы и самостоятельные путешественники. Совет: узнать подробности о профессиональном разделе водного туризма можно на официальном сайте спортивного туризма России
Однако здесь описываются только соревнования, без учета любительских дисциплин
Совет: узнать подробности о профессиональном разделе водного туризма можно на официальном сайте спортивного туризма России. Однако здесь описываются только соревнования, без учета любительских дисциплин.
Категории сложности рек и маршруты
Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.
Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.
Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.
Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках
(гидроциклах или водных мотоциклах).
Снаряжение и экипировка
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
- Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
- Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
- Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
- Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
- Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
- Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
- Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
- Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
- Водонепроницаемый рюкзак и спальник.
Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.
Цена и надежность
Многие клиенты, сравнивая стоимость катамаранов и килевых лодок, не учитывают стоимость дополнительного приобретения мотора. Фактически цена килевой модели может оказаться на 100-200 долларов меньше, чем стоимость катамарана. Но, учитывая, что для первой придется дополнительно приобрести двигатель мощностью в 25-30 л.с., а для катамарана достаточно мотора в 6 л.с. – выгода покупки BOATHOUSE станет видна во всей красе.
Учитывая, что для производства катамаранов BOATHOUSE используются лучшие материалы: прочная ПВХ-ткань из Германии, фанера, не боящаяся воды, и крепкий алюминий – цена моделей более чем оправдана. Поэтому подобная конструкция рассчитана на беспроблемную эксплуатацию в течение нескольких десятков лет.