Сплавы на катамаранах. Снаряжение и безопасность. Особенности

Как грести на байдарке, каяке и каноэ

На байдарке легко грести только с виду, техника гребли имеет много приемов. Это не очень устойчивая лодка, которая может перевернуться и гребец станет пловцом. На каноэ плыть еще труднее, ведь она может в любой момент перевернуться. Гребля имеет свою спортивную технику, которой нужно придерживаться не только в спорте, но и на прогулочных путешествиях, на рыбалке. От правильности выполненных действий зависит спортивный результат, а также безопасность на воде. Техники гребли на каноэ и байдарке отличаются, ведь в каноэ спортсмены стоят на одном колене, а на байдарке — сидят, но некоторые приемы работы веслом применяются в обоих видах.

Универсальное снаряжение

Оборудование для кайтинга бывает универсальным (для любого времени года), а также сезонным. Чтобы начать заниматься этим видом спорта, потребуется подойти к выбору экипировки ответственно. К универсальному оборудованию, которое нужно как летом, так и зимой, относятся:

  • кайт;
  • трапеция;
  • анемометр.

Кайт может быть двух типов. Первый из них называется парафойлом. Такое крыло легкое, при падениях на твердую землю или снег меньше вероятность, что крыло сломается. Для воды его применяют редко. Во вторую группу вошли надувные паруса. Крыло этой группы может иметь разную конструкцию, размер и т. д. Однако оно всегда надувается при помощи насоса. Применяется для водного кайтинга. Парус при ударе о воду не сломается. Его легко можно будет поднять в небо самостоятельно.

Трапеция принимает на себя тягу паруса. Крыло не нужно удерживать руками. Для этого в экипировке предусмотрена трапеция. Чаще всего она бывает поясничной. Оборудование выглядит как массивный пояс. К нему прикреплены тросы от кайта. Трапеция может быть также сидячей. Выбор зависит от типа катания.

Анемометр – это специальный прибор, который определяет силу ветра

Для начинающих райдеров его применение крайне важно. Снаряжение рассчитано на определенную силу ветра. Если она недостаточная, нет смысла кататься вообще

Если же анемометр показывает, что ветер дует слишком сильно, превышая допустимый предел, занятие стоит прекратить. Это может быть опасным для жизни

Если она недостаточная, нет смысла кататься вообще. Если же анемометр показывает, что ветер дует слишком сильно, превышая допустимый предел, занятие стоит прекратить. Это может быть опасным для жизни.

Подготовка группы

Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.

Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.

При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Стили кайтинга

За время существования кайтбординга было сформировано несколько направлений катания по воде:

  • Фрирайд (freeride) — скольжение на доске за змеем по воде в свободном направлении.
  • Вейврайдинг (wave) — серфинг с кайтом по волнам, когда спортсмен прыгает не только с помощью воздушной тяги, но и использует волну в качестве трамплина.
  • Вейкстайл (wake) — выполнение прыжков и трюков разной степени сложности.
  • Гонка, рейс (race) — соревнование на скорость и время по установленной дистанции.

Сноукайтинг — кайтсерфинг на снегу

Отдельным направлением в кайтинге можно выделить сноукайтинг (snowkiting) или «зимний кайтинг». Как ясно из названия, это не катание на кайте по воде, а гонки с воздушным змеем по снегу. В основном спортсмены соревнуются между собой не в сложности и красоте выполнения различных акробатических элементов, как в кайтсерфинге, а в скорости прохождения дистанции.

Для занятий сноукайтингом используются стандартные модели кайтов без надувных баллонов и сноуборд или горные лыжи.

Особой популярностью зимний кайтинг пользуется в России, где почти на всей территории большую часть времени лежит снег и, чтобы заняться кайтсерфингом, необходимо лететь в жаркие страны.

Какие маршруты для сплава на байдарках самые популярные?

Одной из самых популярных рек для сплавов является Ислочь.

Там байдарками никого не удивишь. По реке в 40 км от Минска сплавляются регулярно на протяжении всего сезона, который длится, кстати, с апреля по октябрь. Многие пункты проката организовывают доставку байдарок на реку, и еще больше предложений есть по готовым маршрутам по Ислочи. Эта река, кстати, не самая простая для прохождения: извилистая, быстрая, с небольшими препятствиями. Но туристов это скорее притягивает, чем отталкивает. К тому же у нее очень прозрачная вода, а по пути встречаются живописные места: Налибокская пуща, руины замка Тышкевичей. На Ислочь отправляются на 2-3 дня, 3-дневный маршрут будет стоить в районе 160 рублей.

Еще один классический маршрут проходит по реке Нарочанка, единственной, что вытекает из озера Нарочь. Этот поход любят за живописность Нарочанского края. К тому же по пути есть поселок Нарочь с красивым костелом, мини-музей в деревне Забродье и мемориальный комплекс. Во время сплава можно искупаться и даже прыгнуть с тарзанки. Сплав заканчивается на реке Вилия вблизи усадьбы Огинских в деревне Залесье. Путешествие по такому маршруту также будет стоить в районе 160 рублей.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ

Этот вопрос задает каждый, кто приходит в школу. И ответить на него однозначно сложно. По международной системе IKO базовый курс составляет 6 часов и выглядит примерно так:

  • теоретическая часть — инструктор объясняет устройство кайта, рассказывает и показывает, как он летает, проговаривает основные настройки, правила безопасности и условные знаки.
  • Тренировочный процесс начинается с пилотирования — ученик пробует управлять кайтом и на практике отрабатывает использование систем безопасности.
  • Следующий этап — генерация тяги, а также первые попытки прокатиться, для начала — на животе.
  • Завершает обучение водный старт — становление на доску и собственно райдинг.

Теоретически, во время такого курса человек приобретает необходимые на первых порах навыки и базовые знания, понимает, как безопасно обращаться с кайтом и после готов выходить на воду самостоятельно. Но практика показывает, что этого не всегда достаточно для того, чтобы приобрести уверенность и не косячить, а потому многие просят продолжить занятия.

Обучение ускоряют несколько факторов:

  • физическая подготовка;
  • навыки в любом спорте, где важна скорость реакции;
  • опыт виндсерфинга помогает понимать ветер и принципы скольжения;
  • опыт катания на вейкборде, а также сноуборде и даже скейте;
  • общая способность усваивать новую информацию.

Я видела людей, которых выпускали в «свободное плавание» уже через 3 часа занятий, а были и такие, кто брал 12-15 часов. Сколько понадобится конкретно вам, скорее всего будет понятно уже на первом уроке. Я рекомендую рассчитывать минимум на базовый курс, а дальше, в зависимости от времени и финансовых возможностей, можно либо продолжить, либо получить от инструктора рекомендации по самостоятельной практике.

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

Запуск бизнеса

Практически любой бизнес можно начинать с малого, постепенно наращивая обороты. Найти выход из ситуации удается даже в том случае, если стартовый капитал невелик. Недостающие средства можно занять у знакомых или обратиться в банк за кредитом.

Для организации походов на старте будет достаточно трех байдарок и шесть весел. Стоимость одного комплекта составляет 55-70 тысяч рублей. То есть, для покупки потребуется около 200 тысяч рублей стартового капитала.

Байдарки бывают двух типов: надувные и пластиковые. Предпочтение лучше отдавать второму варианту, поскольку он прослужит дольше. Надувные байдарки подкупают своей компактностью, однако в данном случае не избежать пробоев и необходимости время от времени латать дыры.

Помимо самих лодок нужно приобрести спасательные жилеты. Их должно быть 10-15 штук. Стоимость каждого составляет 1500-2000 рублей

Важно, чтобы жилеты соответствовали ГОСТ 22336-77. Такие изделия отличаются исключительной надежностью и способны удерживать человека на воде в течение шести часов. Специалисты советуют приобретать спасжилеты в специализированных магазинах

Специалисты советуют приобретать спасжилеты в специализированных магазинах

Приобретая их, важно убедиться, что на каждом изделии присутствует маркировка. Такой подход убережет покупателя от низкокачественных китайских подделок. Маркировка наносится черной краской

Здесь указывается месяц и год изготовления, товарный знак изготовителя, обозначение госта и клеймо техконтроля. Обычно маркировка наносится в нескольких местах спасжилета

Маркировка наносится черной краской. Здесь указывается месяц и год изготовления, товарный знак изготовителя, обозначение госта и клеймо техконтроля. Обычно маркировка наносится в нескольких местах спасжилета.

В соответствии с гостом, спасательные жилеты должны быть оранжевого цвета. Однако некоторые бизнесмены используют также камуфляжные варианты. Как правило, проверяющие органы закрывают на это глаза.

Таким образом, для покупки байдарок и спасательных жилетов совокупно придется потратить около 200 тысяч рублей. Также потребуется порядка 120 тысяч на дополнительное оборудование. К нему относится прицеп, еще одна байдарка и 5-7 спасжилетов. Со временем на туры начнет ездить большее количество людей, потому эти вложения неизбежны.

Жилеты следует приобретать разных размеров: для взрослых и детей. Кроме того, не лишним будет закупить спортивный инвентарь, например, для игры в волейбол и бадминтон.

Некоторые предприниматели в попытке сэкономить используют для перевозки байдарок самодельные прицепы. Однако эту конструкцию придется зарегистрировать в ГИБДД, с чем могут возникнуть сложности. Так, предпринимателю потребуются документы, подтверждающие безопасность прицепа. Для их получения придется обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию.

Поэтому лучше сразу приобрести заводской прицеп за 65-70 тысяч рублей. С его регистрацией проблем не возникнет – эта процедура мало чем отличается от постановки на учет автомобиля.

Байдарки, прицеп и прочий инвентарь нужно где-то хранить. Чтобы сэкономить на аренде, предприниматель может использовать для хранения свой гараж. Вышеуказанные вложения в среднем окупаются за 3-4 года.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Уксунйоки

Это река, которую также называют Укса, протекает в южной части Карелии. Существуют маршруты, предполагающие сплав по Шуе, а затем по Уксе.

В отличие от Шуи, Уксунйоки более порожиста, пользуется популярностью среди туристов-экстремалов. Основные сложные препятствия до 4 категории находятся в нижнем течении. Сплавляться по реке следует в конце весны и начале лета, так как затем она мельчает и становится практически не проходимой. Из-за бурного течения река не располагает к походам с детьми. Существует возрастное ограничение для туристов, осуществляющих сплав, − не моложе 16 лет.

Точки старта сплава находятся примерно в 170 км от Петрозаводска. Оптимальным является 40-километровый маршрут. Его можно пройти не более чем за три дня. Поэтому его можно посоветовать тем, кто не планирует задерживаться в Карелии надолго.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

4 Классификация активных видов туризма

4.1 По способу организации активные виды туризма подразделяют:

– организованные (организуемые туристскими, спортивными, общественными и другими организациями);

– самодеятельные (неорганизованные).

4.2 Путешествия с активными способами передвижения/активные туры в зависимости от целей путешествия подразделяют в соответствии с ГОСТ Р 53522 на следующие разновидности:

– оздоровительный тур;

– познавательный тур;

– спортивный тур;

– прочие туры (экспедиционные, событийные, экологические, сельские, экстремальные, приключенческие и т. д.).

4.3 В зависимости от степени сложности и трудности преодолеваемых препятствий туристские маршруты [] подразделяют:

– на некатегорийные маршруты;

– маршруты средней категории сложности (1, 2, 3 категории);

– маршруты высокой категории сложности (4, 5, 6 категории).

Примечание – В разных видах активного туризма число категорий сложности различно: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме – шесть категорий сложности; в автомототуризме и парусном туризме – пять; в конном – три.

4.4 Активные виды туризма в зависимости от места и способа передвижения подразделяют на следующие основные группы:

– пешеходный туризм, в том числе треккинг;

– лыжный туризм, в том числе горнолыжный;

– горный туризм;

– водный туризм, в том числе рафтинг, каякинг;

– парусный туризм;

– велосипедный туризм, в том числе маунтинбайкинг;

– автомототуризм (автомобильный и мотоциклетный);

– спелеотуризм, в том числе спелеология и спелестология;

– конный туризм, в том числе караванинг;

– комбинированный туризм;

– другие виды активного туризма.

4.5 Экскурсии с активными способами передвижения или с их элементами классифицируют согласно ГОСТ Р 54604 на: пешеходные; лыжные, в том числе горнолыжные; горные; водные, в том числе рафтинг, каякинг, парусные; велосипедные; автомотоэкскурсии; спелеоэкскурсии; конные, в том числе караванинг; комбинированные и др.

4.6 Активные виды отдыха и развлечений включают: серфинг, виндсерфинг, дайвинг, вейкбординг, кайтбординг, катание на лыжах, санях, сноуборде, дельтапланеризм, охоту, рыбалку и др.

4.7 По возрастному и социальному признаку активные виды туризма подразделяют на детский, молодежный, взрослый, семейный, для туристов с ограниченными физическими возможностями.

4.8 Туристские походы классифицируют по различным признакам:

– по способу передвижения: пешеходные, лыжные, горные, велосипедные, конные, парусные, водные, спелеологические;

– по продолжительности: многодневные, походы выходного дня (одно-, двух-, трехдневные);

– по сложности: категорийные походы (1-й – 6-й категории), походы определенной степени сложности (1-й – 3-й степени) и прогулочные.

Примечание – В настоящее время существуют другие системы классификации активных видов туризма и отдыха, которые не являются предметом настоящего стандарта.

Особенности движения по воде

Два гидродинамических баллона катамаранов – единственная часть конструкции, которая находится в воде. Днище и транец всегда приподняты над поверхностью, даже при максимальной нагрузке. За счет этого обеспечивается легкое скольжение по поверхности практически без сопротивления воды. В килевых же лодках все основные части находятся в воде, поэтому площадь соприкосновения таких моделей больше, а значит больше и сила сопротивления при движении.

Во время движения катамаранов BOATHOUSE передняя поверхность баллонов «разрезает» поверхность водоемов и постепенно выходит из нее на противоположном конце. С увеличением скорости движения увеличивается сила, выталкивающая конструкцию на поверхность. Поэтому в катамаранах нет «переходных режимов» и они уверенно двигаются при любой скорости. Благодаря плавному увеличению диаметра баллонов (переходная длина достигает полутора метров) они оказывают минимальное сопротивление воде. Поэтому скоростные качества у этого плавательного средства отличные: для движения со средней скоростью 25 км/ч хватит скромного мотора в 6 л.с. Даже для исполинских, по размерам, моделей достаточно мотора 15 л.с. Использовать двигатели большой мощности нецелесообразно, ведь при увеличении скорости катамаран начинает глиссировать по поверхности воды. Поэтому для этих моделей оптимальными являются средние скорости движения и экономичные двигатели небольшой мощности.

Килевая лодка во время хода на небольших скоростях отталкивает перед собой соприкасающуюся часть воды. С увеличением скорости до 8 км/ч сопротивление поверхности водоема так высоко, что нос лодки поднимается вверх, уступая ее натиску. При еще большем увеличении скорости мощный мотор выталкивает модель на поверхность водоема, и лодка идет в режиме глиссирования. Только так она сможет преодолеть большое сопротивление воды и скользить по ее поверхности. Но для этого нужны мощные двигатели с приличным потреблением топлива. Каждый член экипажа «отнимает» свою часть мощности двигателя и в итоге ее величины может не хватить для выхода в режим скольжения по воде.

Проанализировав особенности движения двух типов надувных лодок, можно подытожить их достоинства и недостатки. Преимущества катамаранов BOATHOUSE:

  1. Минимальное сопротивление воде, а значит легкий ход даже огромных по размерам моделей с помощью обычных весел, паруса, на маломощном двигателе.
  2. Длина катамарана никак не отражается на его ходовых характеристиках.
  3. Дополнительный пассажир снижает скорость движения модели всего лишь до 2 км/ч.
  4. Отличные показатели безопасности при движении на любой скорости.
  5. Экономия при покупке двигателя малой мощности.
  6. Низкое потребление горючего, катамараны в несколько раз экономичнее килевых моделей.

Однако у катамаранов есть и свои недостатки: низкая допустимая скорость на двигателях высокой мощности и большое количество брызг на высоких скоростях движения. Хорошей скоростью на моторах высокой мощности обладают килевые лодки. На этом исчерпывается список их преимуществ. Недостатками же таких моделей является:

  1. Низкая скорость движения при помощи весел или на двигателях низкой мощности.
  2. Начиная от скорости в 10 км/ч и до входа килевой лодки в режим глиссирования – управлять ею неудобно и опасно. При движении боком к волне плавательное средство может перевернуться.
  3. Высокое сопротивление воде объясняет ограничение всех моделей по размерам и максимальному количеству человек на борту.
  4. Опасность движения на поворотах особенно при набирании скорости и выходу в режим скольжения по воде.
  5. Невозможно движение с большой скоростью на мелководье. В таком случае корма лодки сильно опускается вниз, тогда как нос модели «задирается».
  6. Конструкция всех килевых лодок требует наличия мощных двигателей, цена которых в некоторых случаях превышает затраты средств на саму модель.
  7. Высокий расход горючего и низкая экономичность.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий