Сплавы на плотах. Правила и снаряжение. Особенности

На что советуют обратить внимание специалисты при выборе

Подбор судна трудно назвать простой процедурой, особенно если занимается этим начинающий пользователь

При рассмотрении доступных моделей очень важно учесть несколько важных факторов, а также убедиться в соответствии лодки конкретным требованиям эксплуатации

Какую тяжесть выдержит

Важная характеристика для любой модели. Связана непосредственно с количеством мест и наличием грузовых отсеков. Для перемещения большого количества вещей лучше сразу выбрать вместительную модель с возможностью перевозки большого груза.

Планируется только сплав или пешеводное путешествие

В зависимости от планов на путешествие выбирается конструкция соответствующего веса

Если надо не только сплавляться по реке, но и перемещаться по суше, важно использовать максимально легкую модель

Длина судна

Короткие лодки не отличаются значительной быстроходностью, однако оказываются гораздо легче более длинных и быстрых судов.

Длинные и короткие судна

Сложность сборки

Слишком долгая сборка лодки может испортить все впечатление от похода. Поэтому лучше подбирать конструкции, которые собираются достаточно просто и быстро. При необходимости можно заранее ознакомиться с соответствующими видеоуроками и инструкциями.

Комплектация

Некоторые байдарки продаются вместе с комплектующими, тогда как для других соответствующие компоненты потребуется приобрести отдельно. Нужно предусмотреть все возможные затраты, чтобы изначально выгодная сделка не превратилась в действительно ощутимые расходы. Для комфортного перемещения может потребоваться руль и парус, а для надувных моделей нужен насос. Также не стоит пренебрегать специальными ремонтными наборами, позволяющими осуществить починку байдарки для туризма.

Цена

Стоимость байдарок может находиться в широком диапазоне, поскольку современные модели изготавливаются из самых разных материалов. Продукция известных брендов всегда будет дороже, однако она же характеризуется высоким качеством и долговечностью. При подборе стоит учесть, где конкретно будет использоваться транспорт. Для прогулок слишком дорогая профессиональная байдарка будет не нужна, тогда как профессиональным спортсменам приходится приобретать все самое лучшее.

Особенности строения

Как сделать плот из дерева, вы уже знаете, самое время разобраться, как правильно подобрать материал.

  • Наибольший диаметр бревна – 25–30 см.
  • Минимальный – 10 см.
  • Чтобы будущий плот из брёвен обладал хорошей стойкостью, тонкие брёвнышки располагают посередине, а потолще – по борту. В случае если брёвна немного кривые, то этими частями их укладывают в нижнюю часть.
  • Позволительные промежутки между брёвнами – 2–3 сантиметра. В обратном случае водная конструкция будет ненадёжной и инертной, кроме того, построить плот по всем правилам просто не выйдет.
  • Брёвна складываются на стапеле, после чего раскатываются в стороны, и помечаются их верхние части.

Составные элементы и материалы

Основными элементами любой конструкции плота являются:

  1. Каркас

Каркас — это своего рода скелет или основание любого плота, служит для соединения всех деталей в единую конструкцию. Состоит он из продольных и поперечных элементов. Для предотвращения смещений по диагонали иногда применяются укосины, устанавливаются они под углом.

Очень важно, чтобы каркас был прочным, эффективно противостоял разрушению, то есть хорошо выполнял свою основную функцию и не развалился во время эксплуатации. Но в то же время каркас не должен быть слишком большой и тяжелый, чтобы плот было достаточно легко спустить на воду. Также немаловажно учитывать жесткость

Каркас должен исключить деформацию всей конструкции в целом и хорошо сохранять форму

Также немаловажно учитывать жесткость. Каркас должен исключить деформацию всей конструкции в целом и хорошо сохранять форму. Чаще всего среди плотов для рыбалки, сделанных своими руками, встречаются надувные и деревянные

Каркасом деревянного плота является бревенчатый остов, а надувного – обрешетка

Чаще всего среди плотов для рыбалки, сделанных своими руками, встречаются надувные и деревянные. Каркасом деревянного плота является бревенчатый остов, а надувного – обрешетка.

ВАЖНО! Отношение ширины и длины плота должно равняться 1:3. При нарушении пропорции в ширине он теряет устойчивость, а в длине – управляемость

  1. Элементы плавучести (понтоны)

С помощью этих элементов плот держится на воде. Для изготовления понтонов на сегодняшний день применяется достаточно большое количество подручных материалов, что позволяет с легкостью подобрать для себя самый подходящий и доступный из них.

Самыми распространенными являются:

  • камеры;
  • дерево;
  • пластиковые бутылки;
  • бочки;
  • пенопласт.
  1. Элементы управления

Для контроля над движением плота по воде необходимо установить элементы управления.

Самыми распространенными являются:

  • греби – это конструкции в виде больших весел. Работают на них в основном по два человека, вставая напротив друг друга. Но бывают и случаи, когда на одну гребь может потребоваться и по четыре человека, в зависимости от размеров. С помощью гребей можно легко поворачивать плот и при необходимости двигаться поперек реки. Лежат они в специальных пазах – погребицах. Такой элемент управления хорош для больших и глубоких рек с достаточно сильным течением;
  • шесты – чаще всего применяют на мелких и небольших реках. Управление происходит за счет отталкивания шестом от дна реки. Этот способ намного менее эффективен по сравнению с гребями;
  • подвижный киль – устанавливается на корме плота и является рулевым механизмом.
  1. Настил или кровля

Настил не является обязательным элементом и служит для создания большего комфорта во время эксплуатации плота.

Материал для покрытия может быть любой, главное, чтобы он был ровный и плотный. Тонкие бревна или доски также могут послужить неплохим материалом для настила.

  1. Страховочные элементы

Главная функция страховочных элементов плота – это обеспечение устойчивости экипажа при ударах плота о препятствия и при перемещении по его поверхности. В этих целях устанавливают поперечные или продольные упоры для ног.

В качестве страховки для рук чаще всего используются элементы управления, а именно – греби или шесты. Также по бокам устанавливаются страховочные столбики, на которые можно опереться во время столкновения или большого течения.

ВАЖНО! Вода является местом повышенной опасности, и будет не лишним взять с собой в путешествие спасательные жилеты или, на худой конец, надувные круги

  1. Конструкции для хранения вещей

Для хранения вещей и предотвращения их намокания над палубой устанавливают приподнятую площадку, где и складывают все необходимое.

Также отличный вариант – это постройка так называемого парника, который в случае необходимости можно быстро накрыть пленкой. В таком коробе можно не только сохранить вещи в сухости, но и самим спрятаться от дождя.

Совет: документы и все ценные вещи необходимо упаковать в отдельный непромокаемый пакет. В идеале пакет должен быть яркого цвета, чтобы было проще найти его в воде.

При желании можно дополнительно организовать место для костра и приготовления пищи, а также для сна и отдыха. Это уже зависит от личных предпочтений, цели и длительности похода.

Из чего можно сделать плот для сплава по реке

Изготовить самодельный плот можно, затрачивая минимум финансовых средств, поскольку для постройки плота понадобятся доступные подручные материалы.

Любители сплавов на плотах выбирают материалы из следующего перечня:

  • бревна;
  • доски;
  • сухие жерди;
  • пластиковые бутылки;
  • пластиковые канистры;
  • бочки;
  • пенопласт;
  • резиновые автомобильные камеры.

Детали плота скрепляются между собой верёвками, ленточными стропами, проволокой, армированным скотчем. Деревянные элементы – саморезами или гвоздями.

Для навеса используют следующие материалы:

  • толстый полиэтилен;
  • брезент;
  • ткани с ПВХ покрытием;
  • акриловая ткань;
  • тарпаулин.

Сигнализация и связь

В водном походе трудно обойтись без сигнализации и связи. Рекомендуется иметь телефоны или компактные рации даже с небольшим радиусом действия. Особенно необходимы они в больших группах для обеспечения страховки и связи между плотами. Наличие радиосвязи значительно ускоряет прохождение препятствий, повышает надежность и безопасность сплава

При преодолении сверхсложных порогов руководитель с берега по рации может руководить действиями экипажа, вовремя обратить внимание лоцмана на непредвиденный случай и подать наиболее верную команду. Рекомендуется устанавливать связь и между группами обеспечения страховки

Управление на плоту осуществляется с помощью команд. Набор их обычно ограничен: «право», «лево», «стоп», «хорош», «прижать греби», «убрать гребь», «держись», «разворот». Команда должна подаваться четко и громко, без вводных и вступительных вежливых слов. На спокойных участках или в стандартных ситуациях лоцман подает команды, определяющие общую линию движения, например «идем левой протокой», «правее камня».

Греби

Гребь должна обладать тремя основными качествами: максимальной прочностью, минимальным весом и удобством в работе. При ее изготовлении необходимо учитывать размеры плота и численность экипажа.

Длина задней греби равняется длине плота. На коротких судах она бывает на 0,5-1 м длиннее плота. Переднюю гребь делают на 0,5-1 м короче задней. Предельный размер деревянной греби 6 м, так как с дальнейшим увеличением длины растет ее вес и затрудняется выбор необходимого строительного материала.

Металлические греби изготавливают не длиннее 5-5,5 м. Чем массивнее и тяжелее гребь, тем она прочнее. Но ее вес не должен превышать 40-50 кг. Это необходимо для того, чтобы в критической ситуации, а греби именно тогда выходят из строя, плотовик один мог заменить поврежденную гребь запасной.

Что такое рафтинг

Рафтингом называют сплав по горным и равнинным рекам на специальных широких надувных лодках — рафтах. Дословный перевод с английского слова «рафт» означает плот. Рафт имеет хорошую устойчивость на воде и вмещает в себя группы от 6 до 8 человек. Рафт не единственный «водный транспорт», однако — самый безопасный. Рафты состоят из различных надувных камер, чтобы при повреждении одной в других ещё оставался воздух и лодка держалась на плаву. Благодаря вездеходности и надёжности рафта, сплав по реке перестал быть привилегией профессионалов, а превратился в увлекательное приключение для людей с разной физической подготовкой и опытом.

Сплавы на плотах-рафтах — наиболее безопасный способ преодоления водных препятствий

Довольно часто, в интернете под термином «рафтинг» имеется в виду не только сплав на специальных надувных лодках, по горным рекам, но и на других плавательных средствах

Вот здесь важно разобраться, какое из них выбрать, чтобы путешествие оправдало ваши ожидания, ведь каждое имеет свои нюансы и ведёт себя по-разному во время сплава

Каяк — вытянутая пластиковая лодка с узким носом и кормой. Небольшие габариты каяка позволяют легко проходить экстремальные траектории порогов, а также каяки незаменимы при низком уровне воды в реках. Однако, в отличие от рафта, в каяке нет инструктора, и он может легко перекинуться, поэтому этот тип водного туризма подойдёт скорее для опытных гребцов.

Каяк — идеальный вариант для опытных «рафтеров» и любителей экстрима

Байдарка очень похожа на каяк, но проще и легче в транспортировке, так как её можно разобрать или сдуть и она не будет занимать много места. Байдарки бывают разных размеров, чаще всего в сплавах используют 2-х и 3-х местные надувные лодки. Байдарка прекрасно подойдёт для многодневного туристического похода по небольшим рекам, где важна высокая манёвренность через препятствия: мель, поваленные деревья и т.д. Однако байдарку очень легко опрокинуть. Сплав на байдарке требует определённых навыков и умений.

Байдарка — простая и легкая в транспортировке

Каноэ — ещё один вытянутый узкий вид водного транспорта. Сплав на каноэ — это, в первую очередь, другой способ посадки, где гребец сидит на коленях, а не опирается на спину, как в байдарке или каяке. Поэтому для длительных путешествий это не самый удобный вариант. А ещё здесь нет отсека для багажа, как в байдарке или каяке, и защиты тела от брызг. Открытая конструкция каноэ предназначена для тёплой погоды. Зато на каноэ можно быстро пронестись по водной глади, словно стрела, при отсутствии волн и наличии определённых навыков и умений.

Каноэ — разновидность небольших лодок с особенным способом посадки

Катамаран — судно с двумя соединенными в надводной части параллельными корпусами, чрезвычайно устойчивое плавсредство, уникальность которого в том, что оно подойдёт как для семейных прогулок, так и для спортивных мероприятий. В отличие от рафта, катамаран более мягко скользит по воде, за счет меньшего лобового сопротивления, однако хуже вращается вокруг своей оси. Катамараны, в основном, используются для сплавов по широким неспешным рекам, где не требуется высокая маневренность.

Катамаран — идеальный вариант как для семейного отдыха, так и для спортивных мероприятий

Если сравнивать прохождения горной реки на каяке, катамаране или байдарке, которые требуют от участников достаточно высокого уровня подготовки, то собственно рафтинг можно считать достаточно простым и безопасным способом покорения водной стихии.

Рафтинг туры дарят путешественникам незабываемые эмоции и впечатления. Ежегодно увеличивается число поклонников рафтинга. Ведь это — сочетание невероятных пейзажей, свежего воздуха и ощущение азарта. Кроме того, это еще и оздоровительный туризм, поскольку во время сплава по рекам работают практически все мышцы, а ещё и улучшается координация и чувство равновесия. И самое главное, в рафтинге может принять участие любой желающий, будь то опытный турист, или непрофессионал-новичок. В сплаве могут участвовать также и дети. Дошкольники, конечно, будут просто сидеть в середине лодки и созерцать прекрасные пейзажи и слаженную работу команды. А дети старше 10 лет могут быть полноценными участниками команды. Главное желание и уверенность в себе!

В сплавах могут принимать участие даже дети дошкольного возраста.

Рафтинг — экстрим для туристов

Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.

На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:

Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.

Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности

Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха

Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.

Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность,  дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540»

Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения. Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав

Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты)

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.

Действия группы при потере плота, снаряжения

Потеря плота, вернее средств сплава, — удручающее событие в жизни туристской группы.

Если у группы остался еще один плот и часть вещей, путешествие можно продолжить. У каждого туристского судна всегда есть запас грузоподъемности. При прохождении сложных препятствий добавившиеся «пассажиры» высаживаются на берег для организации страховки и съемки прохождения порога. В таежной зоне для увеличения плавучести плота к нему добавляют по бортам сухие бревна.

Лишившись средств сплава, вещей, снаряжения и продуктов, надо четко оценить создавшуюся ситуацию и принять наиболее оптимальные решения. Во-первых, надо попытаться спасти плот. Если расход воды на реке не очень велик, есть вероятность, что плот где-то недалеко сел на мель, камни, застрял в омуте или завале.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.

Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Страховка

Чем сложнее порог, тем строже экзаменует он водников. Готовясь к прохождению сложных препятствий, необходимо принять меры для ликвидации последствий возможной аварии с помощью страховки.

Под страховкой понимаются технические навыки, заранее подготовленные действия и необходимое снаряжение, обеспечивающие безопасность туристов в аварийных ситуациях.

Страховка должна быть многократной и «глухой», то есть гарантирующей полную надежность оказания помощи нуждающимся в ней водникам еще до начала следующего опасного препятствия. Если же степень риска при прохождении сложного участка выше надежности отработанных группой приемов страховки, следует отказаться от прохождения и сделать разумный обнос.

Устраняя последствия аварии, после которой плот и экипаж плывут отдельно, в первую очередь спасают людей, затем плот и только потом предметы снаряжения, оказавшиеся в воде.

Комплектование и состав группы

Туристский поход начинается с организации группы и подбора участников. На собрании выбираются или утверждаются маршрут, его варианты а также удобные для всех сроки похода, распределяются обязанности между участниками. И, самое главное, определяется цель предстоящего путешествия, так как для создания сплоченной группы необходимо единство цели всех участников.

Каждый участник получает должность в соответствии со своей туристской подготовкой и складом характера. Подготовка к походу должна быть в основном закончена за полмесяца до выхода на маршрут. Такой срок необходим для того, чтобы у руководителя оставалось время для выполнения всех намеченных мероприятий, с которыми не справился какой-либо член группы.

Основное требование при комплектовании группы заключается в том, чтобы опыт участников будущего похода соответствовал сложности самых серьезных препятствий на маршруте. Минимальный количественный состав группы определен «Правилами путешествий». Для походов I—III к. с. он составляет четыре человека, для последующих — шесть. Количество судов в группе правилами не оговаривается. Но только имея в группе хотя бы два плота или плот и легкое судно можно обеспечить надежную страховку при прохождении препятствий.

Страховка

Чем сложнее порог, тем строже экзаменует он водников. Готовясь к прохождению сложных препятствий, необходимо принять меры для ликвидации последствий возможной аварии с помощью страховки.

Под страховкой понимаются технические навыки, заранее подготовленные действия и необходимое снаряжение, обеспечивающие безопасность туристов в аварийных ситуациях.

Страховка должна быть многократной и «глухой», то есть гарантирующей полную надежность оказания помощи нуждающимся в ней водникам еще до начала следующего опасного препятствия. Если же степень риска при прохождении сложного участка выше надежности отработанных группой приемов страховки, следует отказаться от прохождения и сделать разумный обнос.

Устраняя последствия аварии, после которой плот и экипаж плывут отдельно, в первую очередь спасают людей, затем плот и только потом предметы снаряжения, оказавшиеся в воде.

Швартовка и отчаливание

Швартовка, несмотря на кажущуюся простоту, один из сложных разделов техники сплава, требующий тщательного освоения и отработки. Неумение зачалить плот приводит не только к купанию чальщиков и травмам, но может явиться и причиной катастрофы.

На каждом плоту имеются два причальных конца и два чальщика — носовой и кормовой. Швартовка производится, как правило, с кормы. Передняя чалка используется в аварийных ситуациях и на стоянках.

На участках рек с большим падением легко пристать в водяной тени за камнем или береговым выступом, у берега со стоячей водой или обратным течением. При скорости воды меньше 2 км/ч плот нетрудно удержать и зачалить одному человеку. Но чем больше скорость воды, тем труднее и не всегда возможно остановиться у берега. Хотя опытная команда может задержать плот почти в любом месте.

Перед отплытием капитан плота должен объяснить каждому матросу его действия при экстренном зачаливании. Если экипаж впервые плывет в таком составе, то нужно провести тренировку прямо на берегу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий