Судомодельный спорт. Модели и соревнования. Особенности

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

(function(w, d, n, s, t) { w = w || ; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: “R-A-329917-2”, renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-2”, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(“script”); s = d.createElement(“script”); s.type = “text/javascript”; s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

  • шоссейные – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели, которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей.

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

  • шоссейные – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели, которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей.

Эти и многие другие категории, участвуют в гонках моделей автомобилей на профессиональном уровне.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования являются важным, итоговым этапом всей работы судомоделистов. Поэтому к их подготовке и проведению надо относиться со всей серьезностью. Прежде всего организацией, отвечающей за проведение соревнований, создается организационный комитет, который занимается их подготовкой и обеспечением.

День открытия соревнований — это своего рода праздник, его надо широко популяризировать с помощью афиш, местных газет, радио и телевидения.

Место проведения красочно оформляется плакатами, лозунгами, призывами и фотовитринами. Организуется выставка моделей кораблей и судов.

Открытие соревнований осуществляется торжественным подъемом флага, а закрытие — торжественным  вручением  призов  и дипломов. Все эти мероприятия, как правило, сопровождаются маршевой музыкой.

Старты для запуска самоходных, скоростных, радиоуправляемых моделей и моделей подводных лодок должны оборудоваться на акватории, не имеющей течения и защищенной от ветров. Запуск моделей яхт, наоборот, осуществляется на открытой воде, с хорошими и ровными ветрами.

Глубина водоема для запусков моделей подводных лодок подбирается — 3—4 м; для запусков остальных моделей — не менее 0,5 м. Дно водоема должно быть очищено от водорослей, а поверхность — от плавающих предметов.

Акватория оборудуется для одновременного запуска моделей не менее чем трех-четырех классов. В непосредственной близости от места проведения соревнований должны находиться помещения для хранения и ремонта моделей. Если специальных помещений нет, то необходимо установить для каждой команды палатку. В помещении или перед палаткой размещают верстаки и к ним подводят электропитание для паяльников и зарядки аккумуляторов.

Поиграем в корабли?

Судомодельный спорт – проектирование, постройка и запуск моделей различных судов и кораблей: стендовых, самоходных, парусных, радиоуправляемых и скоростных, которые впоследствии «участвуют» в соревнованиях. Модель можно «скопировать» с прототипа определённого корабля или полностью сконструировать самому.

Корпуса кораблей могут собираться на основе специальных наборов стоимостью от 2 до 10 тыс. рублей, включающих детали какого-то конкретного судна или яхты (многое приходится дорабатывать самому). Определённые классы судов делаются с нуля из пластика, металла, полиэфирной смолы, стеклоткани, реже используется дерево. Соревноваться спортсмены могут тоже по нескольким направлениям.

В судомоделизме важна каждая мелочь, каждая деталь. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Во-первых, они могут «похвалиться» соответствием модели реальному кораблю (это соответствие называется стенд), и тут важно всё, буквально каждая деталь. Чем больше деталей, тем выше оценивается стенд

Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе. При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен.

В-третьих, участники могут отправить свои суда выполнять фигуры за время. Многократно уменьшенный в размерах корабль должен пройти дистанцию в виде треугольника в соответствии с правилами, при этом не наваливаясь на буи и не проходя мимо «ворот» (двух буёв). Участникам даётся 100 баллов. Если модель, к примеру, где-то врезалась в препятствие, строгие судьи отнимают несколько очков. В итоге побеждает тот, кто сохранит наибольшее количество баллов.

Судна участвуют в настоящих соревнованиях! Фото: АиФ/ Анна Городкова

Судомоделисты могут принять участие в интереснейших командных состязаниях. Здесь фантазия организаторов может вволю разгуляться. Один из сценариев такой: к нефтяной вышке, стоящей на акватории, подходит работать нефтеналивное судно.

По сценарию «Учения МЧС» в это время рядом «подкрадывается» диверсионное судно с террористами на борту. Он минирует вышку и отплывает. Однако его засекает патрульный катер, начинает преследовать и стрелять ракетами.

Пульт управления судами. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Злодеи взрываются, но успевают и взорвать вышку. Вышка загорается, в воду падают цистерны с нефтью, моментально образовывая вредное масляное пятно. Что-то нужно делать!

В это время команда судомоделистов начинает управлять двумя судами, которые должны потушить пожар, поставить боны вокруг пятна и подобрать бочки. Сделать это нужно не только вовремя, но и так, как это написано в программе спасения

Выходит, важно иметь не только «золотые» руки, но и живой ум и теоретические знания

Копии можно изготовлять как по прототипам, так и на основе собственной фантазии. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Что это за спорт?

Согласно электронному ресурсу Википедия, автомодельным назван технический вид спортивных соревнований, в котором главными участниками являются самоходные модели автомобилей, управляемые спортсменами. Для управления, в последнее время все чаще используется радиосвязь, но имеется ряд других способов, что сказывается на категории соревнований.

В качестве главного координатора и организатора соревнований выступает Международная федерация автомодельного спорта или IFMAR. Именно под ее руководством, начиная с 1977 года начали проводиться соревнования, проходящие 1 раз в 2 года.

Классификация NAVIGA

Секция М — скоростные модели

Скоростные радиоуправляемые модели:

  • F1V-3,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • F1V-7,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • F1V-15 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 15 см³.
  • F1E — радиоуправляемая модель, оснащённая электродвигателем произвольной конструкции для прохождения “скоростной фигуры”. Вес модели не ограничен. Напряжение АКБ не более 42,3V. Максимальный вес АКБ типа Lipo не должен превышать 1400 грамм. АКБ других типов не имеют ограничений по весу.
  • F3V — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания для прохождения фигурного курса.
  • F3E — радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем для прохождения фигурного курса.

Скоростные модели ECO для групповых гонок:

  • ECO Expert — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • ECO Standard — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 10 мин.
  • ECO Team — команда максимум из трех гоночных радиоуправляемых моделей с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 18 мин.
  • FSR-E — гоночная радиоуправляемая модель свободной конструкции с гребным винтом и электродвигателем. Максимальное количество аккумуляторов − 21 или 840 г литий-полимеров (без замены) или 3 комплекта A123 по 6 банок (замена возможна), время гонки 15 мин.

Скоростные модели-полукопии для групповых гонок:

  • MONO 1 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • MONO 2 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 1 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 2 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.

Секция FSR

  • FSR-H — гоночные модели гидропланов с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.
  • FSR-V — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полностью погружённым винтом.
  • FSR-0 — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.

Секция S — модели яхт

  • F5Е — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1000 мм.
  • F5М — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1270 мм.
  • F5-10 — радиоуправляемые модели яхт, длина модели и площадь паруса связаны соотношением аналогично классу гоночных яхт «TEN RATERS».
  • MicroMagic (MM) — радиоуправляемые модели яхт длиной до 535 мм.

Секция A/B — скоростные кордовые модели

  • A1 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • A2 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • A3 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 10 см³.
  • B1 — скоростная кордовая модель с воздушным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 2,5 см³

Секция NS-радиоуправляемые модели-копии собственной постройки

Секция C — стендовые модели

  • C1 — стендовые модели парусных кораблей.
  • C2 — стендовые модели военных и гражданских судов.
  • C3 — фрагменты кораблей и диорамы.
  • C4 — микромодели.
  • C5 — стендовые модели кораблей в бутылках.
  • C6 — стендовые модели кораблей из промышленных пластиковых наборов.
  • C7 — стендовые модели кораблей из бумаги.
  • С8 — стендовые модели из промышленных деревянных наборов (Woodenkit)

БУДЬ ОСТОРОЖЕН НА ВОДЕ!

Входить в воду разрешается только запускающим модели в порядке очередности (жеребьевки).

Подбираются модели (прошедшие дистанцию) со шлюпки или лодки. Ни в коем случае нельзя разрешать спортсменам плавать и тем более нырять за затонувшей моделью.

Нарушившие меры безопасности снимаются с соревнований. Все учебно-тренировочные занятия, соревнования проводятся с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Старт для запуска скоростных кордовых моделей ограждается со стороны берега забором из штакетника или сеткой, высотой не менее 1,5 м и длиной в обе стороны от мостика на 20 м.

Для обеспечения безопасности на воде и приема моделей выделяются катера и шлюпки, а для подъема затонувших моделей водолазы или аквалангисты.

Сеточное ограждение можно изготовить следующим образом. Из стального прута диаметром 10—12 мм выгибается П-образная форма. В нижней ее части приваривается соединяющий прутик. Металлическая сетка вставляется внутрь четырехугольника, привязывается проволокой, и весь щит красится.

Такая сетка должна быть поставлена непосредственно перед мостиком, с которого запускается кордовая модель. После осуществления запуска модели спортсмен должен зайти за это ограждение и быть там, пока модель не остановится (рис. 205).

Если противоположный берег расположен близко от прохождения скоростных кордовых моделей, то и его обязательно надо обнести сеточным ограждением. Этим пренебрегать нельзя.

На каждые соревнования в обязательном порядке назначается врач на правах заместителя главного судьи, который несет полную ответственность за все меры безопасности на соревновании или тренировочном сборе.

Врач также проверяет наличие медицинской документации на допуск к соревнованиям спортсменов, проводит врачебно-контрольное обследование их, осуществляет санцтарно-гигиенический контроль в местах проведения соревнований и размещения, организует высококалорийное и витаминозное питание, принимает меры к недопущению спортивного травматизма и оказывает своевременную квалифицированную медицинскую помощь.

На соревнованиях особенно крупного масштаба с большим количеством участников рекомендуется в непосредственной близости от места проведения соревнований развернуть медицинский пункт, располагающий всем необходимым для оказания помощи пострадавшим.

В распоряжении врача соревнований всегда должны находиться в готовности средства транспорта для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения. При несоблюдении техники безопасности не исключены случаи поражения электрическим током, даже при напряжении в 50— 60 В. Происходит это потому, что люди работают с электроприборами на сырой земле и во влажной обуви. Поэтому если оборудование места соревнований электропитанием для работы с электропаяльниками и для зарядки аккумуляторов будет произведено на открытом воздухе, то перед верстаками или столами (оборудованными электропитанием) должен быть положен деревянный настил из сухих досок с возвышением его над землей не менее чем на 100 мм. Еще будет лучше, если настил будет покрыт линолеумом или резиной.

Необходимо еще раз напомнить о коварном веществе — метаноле (метиловом спирте). Этот яд по цвету, запаху и вкусу напоминает винный спирт. Пары его, проникая через дыхательные пути и кожу человека, вызывают отравление организма. Принятие внутрь этого яда всего 50—100 граммов вызывает смертельный исход. Поэтому все лабораторные испытания двигателей внутреннего сгорания, работающих на метаноле, должны производиться только в вытяжных шкафах.

Категорически запрещается изготовление на метаноле каких-либо красителей, лаков и клеев.

Пролитый метанол должен быть немедленно смыт большим количеством воды.

К работе с метанолом могут быть допущены только лица, которые прошли специальный инструктаж.

Все лица, работающие систематически с этим спиртом, должны периодически проходить медицинский осмотр.

Хранится метанол в металлической или стеклянной посуде с герметической пробкой и надписью — ЯД.

Моделизм это гораздо больше, чем просто детские игры. Зачастую и не детские, и вовсе не игры. Этим с невиданным азартом занимаются многие взрослые люди.

На соревнованиях судомоделистов скорости достигают 90 км/ч, а стоимость кораблей иногда невозможно подсчитать.

Владимир Жорник, вице-президент федерации судомодельного спорта России: «Это практически космические технологии. Там используется кевлар, там используется тот же самый карбон при изготовлении корпуса. Корпуса выклеиваются вакуумным способом».

Годами создаются и модели самолетов, внешне очень похожих на настоящие и способных вытворять в воздухе даже то, что большим не под силу. Например, мини-истребительМиГ-29 может замирать в воздухе и, вращаясь, спускаться хвостом вниз. Скорость у него достигает 250 км/ч.

Нередко даже детское увлечение моделями перерастает в очень полезную работу. Так, очень ценят специалистов, умеющих делать копии, в конструкторских бюро. Например, там, где разрабатывают настоящие самолеты. Компьютерные программы, конечно, становятся все совершеннее, но пока лучше совмещать их с физическими испытаниями.

Юрий Евдокимов, начальник отдела научно-технического центра научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ»: «Моделируется крейсерский режим полета, соответственно, проходятся разные высоты, моделируется различные центры тяжести самолета, характерные для пустого самолета, для самолета загруженного, с максимальным запасом топлива, с минимальным запасом топлива. То есть таким образом несколько десятков вариантов по размещению пассажиров, грузов моделируется при проведении штопорных испытаний».

Построение огромных морских судов тоже начинается с создания миниатюр, на которых проверяют, как корабль будет держаться на воде. В Петербургском морском техническом университете для некоторых испытаний даже делают модели айсбергов, чтобы узнать, как ледяной гигант будет вести себя при буксировке, если от него спасают арктическую буровую платформу.

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге есть модели, задача которых  передавать ощущение красоты фрегатов и бригантин прошлого, и примеры исторической пользы моделизма. Например, игрушки, которые северные народы создавали, чтобы при отсутствии чертежей передавать из поколения в поколение кораблестроительное мастерство. Так же когда-то поступали и с большими судами.

Модели полноценно служат и сейчас  для разработки дизайна. Бывший инженер-оборонщик, а ныне руководитель судомодельной мастерской Александр Карагин вспоминает недавний случай с одним известным ледоколом.

Александр Карагин: «Пять или шесть раз дизайн переделывался, потому что первые смотрелись достаточно интересно на 3D-графике, но когда построили модель, она получилась очень страшная. Заказчик был крайне разочарован, и ее начали переделывать».

Психология человека такова, что плоский экран компьютера не передает всей полноты картины.

Классификация NAVIGA

Секция М — скоростные модели

Скоростные радиоуправляемые модели:

  • F1V-3,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • F1V-7,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • F1V-15 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 15 см³.
  • F1E — радиоуправляемая модель, оснащённая электродвигателем произвольной конструкции для прохождения “скоростной фигуры”. Вес модели не ограничен. Напряжение АКБ не более 42,3V. Максимальный вес АКБ типа Lipo не должен превышать 1400 грамм. АКБ других типов не имеют ограничений по весу.
  • F3V — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания для прохождения фигурного курса.
  • F3E — радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем для прохождения фигурного курса.

Скоростные модели ECO для групповых гонок:

  • ECO Expert — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • ECO Standard — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 10 мин.
  • ECO Team — команда максимум из трех гоночных радиоуправляемых моделей с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 18 мин.
  • FSR-E — гоночная радиоуправляемая модель свободной конструкции с гребным винтом и электродвигателем. Максимальное количество аккумуляторов − 21 или 840 г литий-полимеров (без замены) или 3 комплекта A123 по 6 банок (замена возможна), время гонки 15 мин.

Скоростные модели-полукопии для групповых гонок:

  • MONO 1 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • MONO 2 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 1 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 2 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.

Секция FSR

  • FSR-H — гоночные модели гидропланов с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.
  • FSR-V — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полностью погружённым винтом.
  • FSR-0 — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.

Секция S — модели яхт

  • F5Е — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1000 мм.
  • F5М — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1270 мм.
  • F5-10 — радиоуправляемые модели яхт, длина модели и площадь паруса связаны соотношением аналогично классу гоночных яхт «TEN RATERS».
  • MicroMagic (MM) — радиоуправляемые модели яхт длиной до 535 мм.

Секция A/B — скоростные кордовые модели

  • A1 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • A2 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • A3 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 10 см³.
  • B1 — скоростная кордовая модель с воздушным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 2,5 см³

Секция NS-радиоуправляемые модели-копии собственной постройки

Секция C — стендовые модели

  • C1 — стендовые модели парусных кораблей.
  • C2 — стендовые модели военных и гражданских судов.
  • C3 — фрагменты кораблей и диорамы.
  • C4 — микромодели.
  • C5 — стендовые модели кораблей в бутылках.
  • C6 — стендовые модели кораблей из промышленных пластиковых наборов.
  • C7 — стендовые модели кораблей из бумаги.
  • С8 — стендовые модели из промышленных деревянных наборов (Woodenkit)

On-road

РЦБ  — модель автомобиля 24-10 масштаба, с электроприводом, предназначена для прохождения трассы слалома.

РЦЕ-12 — заднеприводная  модель автомобиля 12 масштаба, с кузовом «спорт прототипов» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

F-1 — заднеприводная  модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «F-1»  оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

GT-10— заднеприводная  модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «купе Grand- Turismo» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

ТС-10 — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

ТС-10S — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная  электроприводом (ограниченная силовая установка), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TC-10 NITRO — полноприводная модель автомобиля 10 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 2,11 см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TCS EURO TRUK — полноприводная модель автомобиля 14 масштаба, с кузовом «Седельный тягач» оснащенная  электроприводом, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TCS-FPV — полноприводная модель автомобиля 14 масштаба, с кузовом «Седельный тягач» оснащенная  FPV(First Person View), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

TC-5 — заднеприводная  модель автомобиля  5 масштаба, с кузовом «тюнингованный седан» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС), предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

GT-8 — полноприводная  модель автомобиля 8 масштаба, с кузовом «купе Grand- Turismo» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 3,5см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

F-2 — полноприводная модель автомобиля 8 масштаба, с кузовом «спортпрототипов» оснащенная двигателем внутреннего сгорания (ДВС) 3,5см3, предназначена для участия в шоссейно-кольцевых гонках.

Почему в России военный судомоделизм – не в чести

Если пройтись по любому западному игрушечному магазину, то легко обнаружить большое количество моделей как современной, так и исторической военной техники: корабли, самолёты и танки любых эпох, но неизменно – западной принадлежности, прочно заполонили полки отделов. А ведь есть ещё и сопутствующая индустрия – яркие краски, лаки и грунтовки для обработки сложных конструкций, инструкции, книги с красочными иллюстрациями и объяснениями, технические спецификации для воплощения изделия от этапа заготовки до полностью готовой к экспозиции модели.

Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи.

При этом речь идёт исключительно о типовых артефактах, так сказать, гражданского предназначения, то есть адресованных детям школьного возраста и многочисленным любителям. Есть ещё и многочисленные профессиональные мастерские при музеях боевой славы для создания действительно уникальных изделий.

Когда-то я заказал в Великобритании цеху исторических кораблей при музее флота Её Величества судостроительную модель флагманского корабля адмирала Нельсона при Трафальгаре – «Виктори». Уже долгие годы макет длиной более метра украшает мой рабочий кабинет. Не устаю удивляться филигранной точности воспроизведения мельчайших деталей. Между тем, это творение английских мастеров ни в какое сравнение не идёт с судостроительной моделью эсминца «Сознательный», обладающей моторизацией и всеми мореходными качествами, чемпиона мира Николая Румянцева.

Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи. Если угодно, модели – это ещё и осязаемая память, воспитывающая патриотизм молодой смены. При помощи уменьшенных копий мы всегда будем иметь возможность зримо представить себе наше великое прошлое. По тем же соображениям американцы поставили в своих портах на вечную стоянку некоторые единицы боевого флота эпохи Второй мировой. Слава богу, нечто подобное делаем и мы,  в частности, в Санкт-Петербурге.

Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru Чемпионат мира 2014 года в Болгарии.

Но Северная столица не всегда легко достижима даже для москвичей среднего достатка, а модели кораблей могут украсить собой музей любого регионального центра – от Архангельска и Калининграда до Владивостока и Корсакова. Похоже, что в эпоху девяностых прошлого века иностранные идеологи потратили немало сил, чтобы стереть саму память о славном боевом прошлом России. Одной из жертв этой тайной войны стал и Николай Румянцев, так и не получивший признания, достойного его уровня мастерства.

Военный судомоделизм – неотъемлемая часть воспитания новых поколений инженеров, моряков и историков, да и просто патриотов своей страны. А для людей, весьма далёких от армии и флота, всё-таки интересно увидеть, насколько ювелирно точны, эстетичны и совершенны модели, сошедшие со стапелей домашней мастерской Николая Румянцева.

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕЙСТВА

Наиболее подробно эти вопросы изложены в «Правилах проведения соревнований по судомодельному спорту». Здесь же мы коснемся лишь основных положений.

Для проведения соревнований создается главная судейская коллегия. Она назначается   организатором   соревнований,   например, соответствующим комитетом ДОСААФ, Министерством просвещения, облоно, гороно и т. п. по рекомендации федерации судомодельного спорта. В зависимости от масштаба соревнований в нее обычно входят — главный судья, три заместителя главного судьи и главный секретарь. Главный судья возглавляет всю работу судейской коллегии, он несет полную ответственность за безопасность проведения соревнований.

Рис. 204. Устройство кордового столба.

Главный секретарь отвечает за правильность заполнения протоколов, их обработку, подсчет баллов и определение мест отдельных участников и команд, он информирует представителей печати о предварительных технических результатах соревнований.

На каждый старт создается судейская бригада из судей, судей-хронометристов и секретаря старта. Возглавляет судейскую бригаду старший судья старта.

 

Рис. 205. Кордовая модель на старте: 1 — мостик над водой; 2 — мостик под водой;  3 — сетчатое ограждение.

Не последнюю роль на соревнованиях выполняет и судья-информатор (диктор), он использует для информации все имеющиеся в его распоряжении средства: радио, телефон, мегафон, доски для объявлений.

Итоги

Теперь вам известно, о таком виде соревнований, как автомодельный спорт что это, какие требования и что нужно знать о них.

(function(w, d, n, s, t) { w = w || ; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: “R-A-329917-3”, renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-3”, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(“script”); s = d.createElement(“script”); s.type = “text/javascript”; s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по А. с., с 1960 – соревнования на установление рекордов по А. с. для гоночных моделей, с 1964 – Всесоюзные соревнования среди учащихся. В 1963 А. с. был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. (См. Единая всесоюзная спортивная классификация) Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии – уменьшенные копии серийных машин. Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см 3 . Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по А. с. проводят на кордодроме – бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний – 250, 500, 1000 и 2000 м, радиоуправляемые модели проходят трассу в 100 м, резиномоторные соревнуются по прямой и по кругу на дистанции 100 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек.

Руководит А. с. Федерация автомодельного спорта СССР, которая с 1968 входит в Европейскую федерацию автомодельного спорта (ФЕМА). Организацией и проведением соревнований по А. с. занимается также Центральный спортивный автомодельный клуб ДОСААФ.

Лит.: Бехтерев Ю., Шпререген А., Автомобиль на ладони (Очерки об автомодельном спорте), М., 1962; Автомодельный спорт. Правила соревнований, М., 1968.

Ю. Г. Бехтерев.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий