Тандем в велоспорте. Правила и соревнования.Особенности и техника

Нормативы в шоссейном велоспорте

Давайте узнаем, по какому разряду вы проехали свою недавнюю разделку

Обратите внимание, что в 2022 году Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) обновилась, и сейчас действует вариант ЕВСК 2022-2025

В шоссейном велоспорте звания и разряды присуждаются по занятым местам на гонках того или иного уровня.

Мастер спорта международного класса (МСМК):

  • Олимпийские игры — с 1 по 8 места
  • Чемпионат мира — с 1 по 6 места
  • Чемпионат Европы — с 1 по 4 места
  • Первенство мира и первенство Европы — 1 место.

Мастер спорта (МС)

  • Первенство мира — с 1 по 20 места
  • Первенство Европы — с 1 по 10 места.

Требования на чемпионате России следующие.

Мужчины:

  • МС: с 1 по 12 места в индивидуальной гонке/групповой/многодневной; с 1 по 3 места в командной/парной гонке; с 1 по 6 места в критериуме на 50-60 км/индивидуальной гонке на время в гору/групповой горной гонке. 
  • КМС: с 13 по 20 места в индивидуальной гонке/групповой/многодневной; с 4 по 8 места в командной/парной гонке; с 7 по 12 места в критериуме на 50-60 км/индивидуальной гонке на время в гору/групповой горной гонке.

Женщины:

  • МС: с 1 по 8 места в индивидуальной гонке на время; с 1 по 6 места в индивидуальной гонке на время в гору/групповой горной гонке/критериуме на 20-40 км; с 1 по 12 места в групповой гонке; 1 место в командной гонке; с 1 по 9 места в многодневке; с 1 по 2 места в парной гонке. 
  • КМС: с 9 по 15 места в индивидуальной гонке на время; с 7 по 12 места в индивидуальной гонке на время в гору/групповой горной гонке/критериуме на 20-40 км; с 13 по 20 места в групповой гонке; с 2 по 6 места в командной гонке; с 10 по 18 места в многодневке; с 3 по 8 места в парной гонке.

Тем не менее для подтверждения каждого из званий и разрядов, помимо места в протоколе, необходимо уложиться в нормы хронометража, а это именно то, что доступно велогонщикам-любителям в оценке своих способностей.

Спортивная дисциплина Единицы изме-рения

(не более)

МСМКМСКМССпортивные разрядыЮношеские спортивные разряды
IIIIIIIIIIII
МЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖ
ITT 5 кммин, с06:5007:1607:5008:2609:001920212223
ITT 10 кммин, с12:2014:0413:0614:5714:0716:0715:1217:2116:0019:0018:4709:3011:2812:26
ITT 15 кммин, с18:4921:2919:5922:4921:3024:3622:3026:2824:0029:0025:1521:0020:4123:3722:2425:35
ITT 20 кммин, с25:2428:5926:5830:4729:0033:1230:3035:4432:0039:5734:0031:0031:3436:0234:1139:02
ITT 25 кммин, с32:0336:3034:0238:5036:4541:5538:3045:0541:3050:25
ITT 50 кмч, мин, с1.06:051.09:301.15:391.21:301.31:00
парная гонка

25 км

мин, с30:3034:5032:2536:5935:3040:0037:3041:0038:0043:0041:00
парная гонка

50 км

ч, мин, с1.02:551.11:501.06:501.16:201.12:301.22:151.17:301.28:301.26:451.39:0051:1055:25

История шоссейного велоспорта

Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).

Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения – мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.

В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.

Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».

Велогонки в программе Паралимпийских Игр.

Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.

В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.

Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.

Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.

История создания

Первый велотандем появился в Дании в 1898 году. Инженеры спроектировали его для военных. Предполагалось, что при использовании двухместного велосипеда двое людей смогут оборониться и дать отпор противнику. Их вес составлял около 11 килограммов.

В начале 20 века начали использовать низкокачественную сталь. Тандемы не выдерживали нагрузку и ломались под весом пассажиров.

Только в 1963 году велосипеды-тандемы начали массово выпускаться в США. Они стали доступны обычным гражданам для передвижения, а также в качестве развлечения.

Сейчас множество компаний по всему миру предлагают свои велосипеды тандемы для двух и более пассажиров.

Велоспорт

Официальная история велоспорта начинается в 1817 году, когда первый патент на выпуск такого устройства зарегистрировал немец Карл Дрез.

Когда и где возник

Нельзя точно сказать, когда возник велоспорт. Первые велосипеды назывались «костотрясами» за деревянные рамы. Кататься по улицам на них было нельзя из-за запрета властей и булыжных мостовых. Проблемой было и общественное мнение, ведь любители этого развлечения считались чудаками.

Велоспорт

Все изменилось, когда в Париже состоялась первая велогонка. Произошло это 31 мая 1868 года. История велоспорта в тот день получила первого победителя в этой дисциплине — английского подданного Дж. Мура. Он успел проехать 2 км быстрей остальных участников.

Развитие велоспорта

Год спустя после первого состязания состоялось новое соревнование — велопробег от Руана до Парижа на расстояние 120 км. В этом же году модернизируют велосипедное колесо, его вид приближается к современному. Деревянную раму меняют на стальную для повышения прочности, а колеса обтягивают резиной. Это уменьшает тряску и позволяет сильней ускоряться, а также выполнять различные трюки.

Развитие велоспорта

В 70-х годах 19-го века по всей Европе массово возводятся бетонные велосипедные треки. В каждой стране проводятся соревнования, принять участие в них может любой желающий. Но при этом существует разделение всех участников на 3 группы: профессионалы, любители и независимые.

История возникновения и развития велоспорта выходит на новый уровень в 1893 году, когда прошло соревнование на первенство не отдельной страны, а мира. Принимающей стороной был американский город Чикаго.

С 1895 года такие велогонки становятся ежегодной традицией, при этом для проведения чемпионата каждый раз выбирается другая трасса.

Первое появление на Олимпийских играх

Впервые велоспорт появился на Олимпийских играх в 1896 году. Программа состояла из 5 видов трековых гонок и одной шоссейной. Участие приняли спортсмены из 5 стран.

Велоспорт на Олимпийских играх

После этих соревнований велоспорт включили в обязательную программу Олимпийских игр.

Становление велоспорта в России

Основная история развития велоспорта в России начинается в 20-х годах 20-го столетия. После революции, с началом развития автопрома, стоимость производства велосипедов снизилась, что сделало их доступным транспортом для всего населения.

История развития велоспорта в России

Советский Союз впервые заявил о себе на международных велосипедных соревнованиях в 1926 году. В Международном союзе велосипедистов гонщики получили признание только к 1952 г. Членом Международной любительской федерации велоспорта СССР стал в 1965 г.

В современной России есть команды для участия в международных соревнованиях. В 2008 г. создана «Катюша», в 2011 году зарегистрирован «Газпром-РусВело». Последний обладает статусом континентальной команды и является участником второго дивизиона.

История

Патенты на тандемные велосипеды датируются серединой 1880-х годов. Приблизительно в 1898 году Микаэль Педерсен разработал тандемную версию своего велосипеда Pedersen с двумя велосипедистами, который весил 24 фунта, и четырехместный, или «квадроцикл», который весил 64 фунта. Они также использовались во Второй англо-бурской войне . Популярность тандема начала снижаться после Второй мировой войны, пока в конце 1960-х годов не началось возрождение. В Великобритании Tandem Club был основан в 1971 году, на рынок вышли новые тандемы от французских компаний Lejeune и Gitane , а в США Билл Маккриди основал компанию Santana Cycles в 1976 году. Современные технологии позволили улучшить конструкцию компонентов и рам, а также создать множество тандемов. построены так же хорошо, как и современные высококлассные шоссейные и внедорожные велосипеды.

Как устроен профессиональный шоссейный велоспорт

Профессиональный шоссейный велоспорт в том виде, в котором за ним следят сотни миллионов болельщиков, это не столько про национальные сборные (как в лыжных гонках, например) и не столько про отдельных спортсменов (как в лёгкой атлетике), сколько про команды. Так, в одной команде, выступающей даже не за страну, а за титульного спонсора, могут быть представители совершенно разных государств. Конечно, у команд есть флаги стран, но это означает лишь, что титульный спонсор базируется в данной стране.


Чемпионат России 2019 в Белгородской области. Фото: Павел Колядин

Да, на Олимпийских играх и на чемпионатах разного уровня спортсмены будут выступать под своими флагами, но для большинства из них намного престижнее считаются победы в коммерческих гонках.

Мировая система профессионального велоспорта подразделяется на различные уровни, называемые турами, в которых ведётся учёт очков — индивидуальный, командный и национальный.

Соревнования Мирового тура (UCI WorldTeam, ProTour)

В ProTour включены самые известные велогонки планеты, а право выступать даётся лучшим из лучших — всего 19 командам. Когда-то в Мировом туре выступали две российские профессиональные команды «Катюша» и Tinkoff, однако заметим, что состав гонщиков там был разношёрстным и совсем не российским. Наши гонщики могут подписать контракт с командой из другой страны вроде Sky и Movistar.

Соревнования континентальных туров 

К ним относятся Европейский, Африканский, Американский, Азиатский и Океанский туры. На этом уровне выступают ProTeam, или проконтинентальная (второй после WorldTeam дивизион) и континентальные команды (третий дивизион), сборные команды из стран данного континента, клубы. В командах в основном гонщики из той страны, в которой зарегистрирована команда. Среди российских это проконтинентальная «Газпром-РусВело» и континентальная (может включать не только профессионалов, но и любителей) «Локосфинкс».

О национальном рейтинге

Национальный рейтинг, кстати, набирается не за счёт флага спонсора, а за счёт отдельных гонщиков из одной страны независимо от их принадлежности к команде. А для чего он тогда нужен, если спортсмены всё равно выступают не как представители своей страны?

Всё просто. Он нужен для отбора на Олимпийские игры и чемпионат мира. Нации, занявшие с 1 по 5 место в рейтинге Мирового тура, получают право выставить на ОИ пять гонщиков, занявшие с 6 по 15 места — четыре гонщика.

Для дальнейшего отбора рассматривается уже рейтинг наций Европейского тура, где, например, нации с 1 по 6 место могут отправить на ОИ трёх спортсменов и т.д.

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Виды велоспорта

Если раньше велосипед был просто средством передвижения и способом развлечения для детей, то сегодня это серьезные виды спорта, в которых есть и скорость, и трюки, и экстрим.

Наиболее популярные олимпийские и не олимпийские виды спорта используют шоссейный велосипед. Соревнования подразумевают заезды по асфальту и другим твердым поверхностям. Среди подвидов дисциплины есть индивидуальные, групповые, командные, многодневные и другие соревнования.

Велотрековые гонки один из наиболее узнаваемых видов спорта на велосипеде. Проводятся такие соревнования на специальных велодромах и велотреках. Каждая из спортивных дисциплин, которые не мало, включена в программу олимпийских игр.

Велокросс сложен с точки зрения выносливости — гонка весьма сложна с технической точки зрения. И в индивидуальных, и в групповых заездах соревнования проводятся на кольцевой трассе с различными препятствиями. Спортсмены встречают и грязь, и искусственные барьеры, и овраги.

BMX последнее время особенно популярен. Неудивительно, это молодой спорт, красивые и необычные велосипеды, визуально красочное исполнение трюков. BMX делится на рейс, дёрт, верт и флэтленд.

Ну и конечно же горный велосипед — все вы видели этих монстров с широким протектором и усиленной рамой. Соревнования на таких конструкциях проходят в среде с естественными препятствиями по наклонной плоскости. Дисциплин в которых участвуют на горном велосипеде много — даунхилл, командная эстафета, фрирайд, марафон, многодневная гонка, байкер-кросс и так далее.

МТБ

Маунтинбайк МТБ (от англ. «mountain bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог, участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский кросс-кантри:XCM

Марафон – это удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120 км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием (Элиминатор): XCE

Трасса гонки Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км, максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск марафон: DHM

Марафон по даунхиллу — даунхилл с массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным перерывом.

Результаты генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения всех временных этапов для каждого гонщика.

Чемпион Чемпионов

Спидвей — это авантюрный вид спорта, в котором байкеры участвуют в гонках, чтобы завершить круг и выиграть гонку. Некоторые из чемпионов по спидвею следующие:

Тай Воффинден

Тай Воффинден — гонщик по спидвею из Англии. Его родители переехали в Австралию в 1994 году, и его карьера спидвея началась в Перте. В 2006 году он выиграл титул чемпиона Западной Австралии до 16 лет. В том же году он присоединился к британской команде Scunthorpe Scorpions, принял участие в Conference League и выиграл чемпионат.

В 2007 году он снова принял участие в лиге конференции, входя в состав одной команды, и выиграл чемпионат. В том же году он принял участие в чемпионате Великобритании до 18 лет и выиграл его. В 2008 году он выиграл чемпионат Великобритании до 21 года. В 2013 и 2015 годах он выиграл Гран-при Speedway.

Грег Хэнкок

Грег Хэнкок — гонщик из Америки. В начале своей карьеры он приехал в Великобританию для участия в выставочных гонках.

В 1992 году он выиграл много золотых медалей на чемпионатах мира и командных кубках. Гран-при спидвея стартовал в 1995 году, и Грег принял в нем участие и занял четвертое место.

В 1996 году он выиграл бронзовую медаль в том же чемпионате. В 1997 году он участвовал в чемпионате мира и чемпионате элитной лиги. В 2000 году он выиграл свой первый Гран При Спидвея.

Крис Холдер

Крис Холдер — гонщик из Австралии, который начал свою карьеру в британской команде Isle of Wight Islanders. В 2007 году он стал членом Атласа Вроцлава и принял участие в спидвее Экстралига лиги. В том же году он выиграл шведскую лигу Allsvenskan.

В 2008 и 2009 годах он выиграл шведскую лигу Eliteserien. В 2007 и 2008 годах Холдер принял участие в чемпионате мира. В 2008 году он выиграл чемпионат Австралии. В январе 2004 года он также выиграл чемпионат Австралии. Держатель также выиграл Гран-при Speedway в 2010 и 2012 годах.

Томаш Голлоб

Томаш Голлоб — гонщик по спидвею из Польши, который был в основном членом клуба Быдгощ. Он выиграл индивидуальный чемпионат Польши восемь раз, который проходил в период между 1992 и 2009 годами.

Он также выиграл чемпионат Польши в Париже десять раз. Наряду с этим он также выиграл Гран-при Польши восемь раз.

Голлоб выиграл сольный чемпионат Джека Янга, который проводится каждый год в память о Джеке Янге. В 1996 году он выиграл Кубок мира и Кубок мира в 2005, 2007, 2009, 2011 и 2012 годах.

Джейсон Крамп

Джейсон Крамп — австралийский гонщик, выигравший чемпионат мира по спидвею трижды. Кроме того, он также выиграл Кубок мира и Чемпионат мира до 21 года. В начале своей карьеры Крамп выиграл чемпионат Австралии среди юношей до 16 лет в 1990 году. В 1995 году он выиграл чемпионат Госфорд Спидвей со своим отцом. В том же году Гран-при был открыт, и он участвовал в нем, но не смог заработать ни одной медали.

В том же году он выиграл свой первый чемпионат мира. Он выиграл первый чемпионат Гран-при в 1996 году. В 1999 году он выиграл командный кубок мира, а в 2001 и 2002 годах — чемпионат мира по спидвею. В последующие годы он выиграл много чемпионатов мира и серии Гран-при.

История появления

История появления супермото крайне необычна. Тогда как другие дисциплины стали следствием логичного развития ранее существовавших соревнований или попыток подстроить их под существующие ограничения (как это было, например, со спидвеем), предпосылкой для появления этого направления стало простое развлекательное ТВ-шоу Superbikers, организованное в США в 1979 году. В его рамках в различных дисциплинах (мотокроссе, кольцевых гонках, дрэг-рейсинге, триале) сошлись суперзвезды практически из всех существовавших тогда дисциплин. Цель у них была одна — доказать, что именно их мотоцикл, выбранный перед самым первым заездом, является наиболее универсальным и скоростным в постоянно меняющихся условиях.

К 1985 году шоу, несмотря на изначальный огромнейший успех, было закрыто из-за кадровых перестановок на телеканале и упавших рейтингов. И если бы не французские гонщики, вернувшиеся после участия в нем домой, подобный род соревнований вполне мог бы кануть в Лету. Но интерес французов к необычным гонкам не угас, а разгорелся с новой силой в местной серии заездов, получившей название Supermotard (motard по-французски – мотоциклист).

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку все это вызвало определенную путаницу с русскоязычными названиями дисциплины и мотоциклов, появившуюся из-за разницы между английским и французским названием исходных соревнований. Среди профессионалов словом «супермото» принято именовать исключительно мотоспортивное направление, а модели мотоциклов для него — мотардами или, что реже, супермотардами.

Так супермото, требующий от гонщика двойной подготовки (выносливости для управления мотоциклом на бездорожье и отточенности движений для развития максимальной скорости на асфальте) начал свое победное шествие по Франции.

Дисциплина оказалась крайне зрелищной, поскольку предлагала зрителю именно то, что он любит больше всего: скорость и серьезный вызов участникам

Все это было на руку не только организаторам, но и телевидению, которое вновь обратило свое внимание на супермото в 1993 году. Оно же поспособствовало и дальнейшему его развитию, так как трансляции локальных соревнований велись не только в родной стране, но и в соседних Италии и Испании. Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе

Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе.

Точно так же, как со временем ТВ вернулось к супермото, дисциплина мотоциклетного спорта в итоге вновь набрала популярность в США, где даже сформировалась собственная «школа». От привычной для европейцев «французской» она отличалась соотношением асфальтированных и грунтовых участков. В ней преобладали грунтовые отрезки, тогда как в «оригинале» основная ставка делалась на скоростные виражи на асфальте.

Интересные факты

  • Самые первые питбайки являлись довольно примитивными конструкциями, лишенными подвесок и импровизированных тормозов. Они работали на фирменном двигателе «Бриггс & Стрэттон» мощностью в пять лошадиных сил.
  • Один из первых питбайков Honda Z50 Mini Trail получил определение в кругу любителей мотоспорта Monkey Bike. Из-за низкой посадки водитель принимал забавную позу, со стороны напоминающую обезьянью. Модели так же не имели заднего амортизатора. Сегодня они являются раритетом и приобретаются в личные коллекции.
  • Питбайк не имеет необходимости в получении водительских прав и номерного знака. Официально он считается спортивным инвентарем.

Вариации

Более двух гонщиков

В тандемах может быть более двух гонщиков – тандем означает расположение гонщиков друг за другом, а не количество гонщиков. Велосипеды для трех, четырех или пяти гонщиков называются «тройками» или «тройками», «четверными» или «четверными» и «пятерками» или «пятерками» соответственно. Одним из таких знакомых британских телезрителей был “trandem”, на котором ездили The Goodies . Первоначально тандем с двумя гонщиками с прикрепленным дополнительным сиденьем-манекеном, полная версия с тремя гонщиками была построена для них Роли .

Марширующий оркестр в Брюгге , Бельгия , использует шестиместный тандемный велосипед, приспособленный для переноски некоторых своих инструментов таким образом, чтобы они могли играть музыку в пути. В 80-х или 90-х годах восьмиместный велосипед-тандем был построен и продемонстрирован в Филадельфии.

Независимое педалирование

Некоторые конструкции, такие как DaVinci, могут допускать независимое вращение педалей за счет использования нескольких колес свободного хода. В другой конструкции задний водитель управляет и приводит в движение заднее колесо с помощью педалей, а передний водитель движет переднее колесо обеими руками и ногами.

Рассадка

Тандемы бывают как с вертикальными, так и с лежачими сидениями.

«Бадди-байк» предназначен для того, чтобы ребенок мог сидеть на переднем седле, а взрослый – на заднем, а управлять им с помощью очень длинных рулей.

Двойное рулевое управление

Оба гонщика, если их всего двое, могут управлять. Компания Star Cycle из Вулверхэмптона, Англия, продала свой «тандем комбинированных родстеров» в 1896 году. У него была связь от второго комплекта руля к передней вилке. Другие включают Женеву 1897 года и Стернс 1898 года.

Короткая колесная база

Существуют модели с короткой колесной базой, когда задний водитель сидит за задним колесом либо прямо перед задней осью, либо даже за ней.

Складной

Некоторые производители предлагают складные тандемы с маленькими колесами или без них, чтобы облегчить упаковку и транспортировку.

Муфты

Можно добавить соединительные муфты либо во время производства, либо в качестве модернизации, чтобы раму можно было разобрать на более мелкие части для облегчения упаковки и транспортировки. Сантана производит «тройку» (или квадроцикл), которую можно преобразовать в тандем, просто удалив центральную часть рамы ».

Где ещё используется шоссейный велосипед

Триатлон

Групповой шоссейный велосипед используется на коротких дистанциях триатлона, дуатлона, а «разделка» — на средней и полной дистанциях.

Читайте по теме: Триатлон: что это за вид спорта и какие бывают дистанции

Бреветы

Веломарафонцы (рандоннёры), проезжающие от 200 до 1200 и более километров, предпочитают совершать такие несоревновательные вояжи на групповых шоссейниках с установленными на руль лежаками. Бреветы — это одноэтапные заезды, несмотря на внушительные расстояния, то есть время в них отсчитывается от старта до финиша.

Велогонки на сверхдлинные дистанции

По принципу хронометража велогонки на сверхдлинные дистанции похожи на бреветы, однако ультра — это соревнование, на котором спустя сотни или тысячи километров остаётся один победитель. Среди самых известных ультрамарафонов — Race Across America (RAAM), в котором гонщики преодолевают примерно 4800 км за неделю. 

Популярные модели

Важно знать, выбирая питбайк, что такое средство передвижения отличается по характеристикам в зависимости от его назначения. Для любителей производят стандартные модели с определенным набором параметров и функций. Примерами их являются Yamaha TT-R50E, Honda CRF70F, Suzuki DR-Z70, Kawasaki KLX110 и др

Примерами их являются Yamaha TT-R50E, Honda CRF70F, Suzuki DR-Z70, Kawasaki KLX110 и др.

Профессиональные гоночные модели, как правило, собираются на заказ, либо по требованиям хозяина техники улучшаются имеющиеся характеристики. В качестве такой строительной базы используются Honda CRF110F, Kawasaki KLX110 либо Suzuki DRZ110. Отличными спортивными параметрами обладает питбайк Kayo (серий Classic. Basic, Pro). Продукция азиатской торговой марки может одинаково использоваться профессиональными гонщиками и просто ценителями качественной техники.

Среди отечественных продуктов симпатией потребителей пользуется питбайк Ирбис ТТР 125. На нем удобно гонять по пересеченной местности и на мототрассах, совершать трюки и виртуозные маневры. Классический четырехтактный двигатель помогает развивать скорость до 80 км/ч, а хорошая тормозная система исключает случайные столкновения.

Мотокросс

Мотокросс, несмотря на нарочито усложненную трассу, является достаточно скоростным видом спорта. Этому способствуют правила, поскольку главная задача любого спортсмена – первым пройти маршрут и финишировать. Кроме того, мотоциклы участников достаточно легкие, что позволяет преодолевать большинство препятствий и покорять бездорожье достаточно быстро. Однако официальные правила большинства соревнований имеют конкретные указания относительно построения трассы. Она должна прокладываться таким образом, чтобы средняя скорость участников не превышала 55 км/ч, но на отдельных участках мотоциклы могут развивать скорость до 100 км/ч.

Основные соревнования

Самых важных событий, помимо уже упомянутой телепередачи, для становления супермото в качестве официального вида спорта было 2:

  • Guidon d’Or (в переводе с французского «золотой руль») – серия грандиозных заездов, в начале 90-х ежегодно собравшая французских и зарубежных гонщиков на комбинированных трассах и ставшая одним из самых существенных толчков к дальнейшему превращению развлекательной программы в строго регламентированный мотоциклетный спорт.
  • Первый официальный чемпионат по супермото, организованный Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA) в 2003 году.

В настоящий момент наиболее важным событием для дисциплины является Чемпионат Мира по супермото (он же Supermoto S1GP), проводимый под эгидой ФИМ в 2002-2003 и далее, начиная с 2010, ежегодно. Также регулярно ей проводится Чемпионат Европы и событие, аналогичное «Мотокроссу Наций» – Supermoto of Nations.

Наиболее значимым для отечественных спортсменов является Чемпионат России по Супермото.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий