Трофи-рейд. Соревнования и классы машин. Особенности

Классы транспортных средств

В ралли-рейдах отметились все крупнейшие мировые производители: Mitsubishi (12 побед в “Дакаре”), Peugeot (6), Citroen, Volkswagen, Mini Cooper и др.

Самой успешной раллийной командой в истории среди грузовиков была признана российская “КАМАЗ-мастер”.

T1 / т2 / Open class

Внедорожники не должны весить более 3,5 т и делятся на подкатегории. Они могут использовать разные виды топлива: бензин или дизельное. В этой категории задают тон модели европейских и японских производителей: Renault 4, Range Rover, Land Rover, Mercedes-Benz G, Volksagen litis, Toyota Land Cruiser, Pinzgauer.

В класс Т1 входят специально доработанные внедорожные авто (Mitsubishi MRX09 Racing Lancer и другие), категория Т2 состоит из джипов, которые мало отличаются от моделей серийного производства. В Open Class включены тяжелые автомобили, сконструированные специально для внедорожных гонок.

Грузовые классы

В эту категорию включают авто вес которых превышает 3,5 т и подразделяются на 2 подгруппы:

T5

Грузовики, входящие в категорию не принимают участия в соревнованиях, а предназначены для поддержки других команд и путешествуют от бивуака к бивуаку.

T4

Грузовики подразделяются на 2 группы: Т4.1 (серийные машины) и Т4.2 (модернизированные). Модели Т4 могут получать помощь на специальных участках, но они должны быть омологированы.

В 1980-х годах ожесточенное соперничество в этой категории развернулось между грузовиками DAF и Mercedes-Benz. Это привело к повышению мощности машин до 1000 л.с. Позже в гонку включились Tatra и КАМАЗ.

Уровень подготовки пилотов

В соревнованиях не допускаются автолюбители со стажем вождения менее 5 лет. Это требование относится только к обычным дневным ралли проводимым в летнюю сухую погоду на асфальтированных трассах.

Особую квалификацию должны иметь водители участвующие в ночных ралли, на зимних трассах, проходящих по пересеченной местности. В этом случае пилот должен обладать как минимум 10-ти летним стажем вождения.

Знакомство с трассой

Если маршрут обозначен заранее, экипажам необходимо совершить 2-3 обязательных тренировочных заезда. Важнейшую роль этапе играет штурман фиксирующий в дорожной легенде опасные участки пути: крутые повороты, ямы, развилки, возможные пути объезда и тупики.

Историческая справка

В 1980 г. состоялись первые международные состязания под названием Кэмел-трофи. Впоследствии они проводились регулярно вплоть до 2000 г. В рамках этих заездов участники преодолевали маршруты по джунглям, пустыням, болотам на всех материках, за исключением Антарктиды. В 1990 г. Кэмел-трофи прошел в России на маршруте Братск-Иркутск. Это способствовало стремительному развитию новой автомобильной дисциплины в нашей стране: повсюду стали появляться любительские клубы, а первый официальный спортивный клуб «Off-road& 4х4 Club» открылся в Питере в 1996 г.

По инициативе этого клуба в 1996 г. было организовано соревнование под названием «Ладога-Трофи». Маршрут протяженностью 1200 км был рассчитан на 9 дней и пролегал по Ленинградской области и Карелии. Этот трофи-рейд проводится и по сей день, собирая спортсменов со всей планеты. К участию допускаются все виды внедорожников, а также квадроциклы и вездеходы. В 2015 г. заезд прошел при участии мотогонщиков, велосипедистов и даже бегунов.

В современных соревнованиях участвуют 4 класса внедорожных машин:

Трофи-рейд — командный спорт, то есть состязаются экипажи по 2-3 человека, а иногда и больше. Водители обязательно должны иметь лицензию, выданную национальной федерацией автоспорта. Пилот управляет транспортным средством, а остальные члены экипажа при необходимости приходят на помощь, используя лопаты, лебедки, канаты и другое снаряжение.

Трасса для рейда всегда проходит по труднопроходимой местности и подразделяется на несколько участков. После каждого участка предусмотрен контрольный пункт, где участникам необходимо отмечаться. Экипажи стартуют друг за другом с минутным интервалом, их задача — пройти дистанцию строго по маршруту и за меньшее время. Каждая команда получает дорожную книгу — документ, устанавливающий маршрут, последовательность его преодоления, скорость на каждом участке, расположение контрольных точек по пути следования.

Если участник не стартовал в положенное время, превысил установленную скорость на каком-либо отрезке маршрута, отклонился от заданной схемы движения, ему назначается штраф в виде дополнительного времени, которое плюсуется к показанному результату. Это называется пенализацией, а дополнительное время оговаривается в регламенте гонки.

При поломке автомобиля или увязании в болоте, грунте и пр. главной задачей экипажа становится прийти к финишу в рамках контрольного времени. В противном случае команда снимается с состязаний.

Виды трофи-состязаний

Наибольшее распространение получила линейная гонка, правила которой были описаны выше. Помимо нее существует еще GPS-ориентирование. Здесь команды получают не схему маршрута, а перечень контрольных точек, в которые необходимо прибыть, используя для их поиска навигационное оборудование.

Проводятся также трофи-марафоны. Такие заезды рассчитаны на 150 часов и имеют протяженность дистанции более 500 км. 150 км из общего маршрута отведено на спецучастки, то есть такие отрезки пути, где предусмотрено соблюдение участниками заданных условий (скорости и т.п.).

Автомобиль для трофи

Выбор автомобиля, на котором будет осуществляться трофи-рейд, обусловлен двумя основными факторами:
Кроме того, правилами соревнований установлены определенные требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы машину допустили к заездам:
Подготовка автомобиля к трофи-рейду — серьезная и объемная работа. Придется выполнить целый ряд последовательных действий, в том числе:

Это лишь часть того, что необходимо сделать гонщику прежде, чем отправиться на бездорожье. Все это говорит о том, что трофи-рейд — профессиональный спорт, требующий ответственности и особого подхода. Это испытание техники и самого себя, где главное — добраться до финиша, не увязнув на очередном препятствии. Трассы для рейда сложны и опасны, а потому в данном спорте действуют все принципы боевого братства. Поддержка команды очень важна, и даже соперники оказывают порой помощь друг другу.

Трофи рейд

Трофи рейд – соревнование, проходящее по дорогам общего пользования и тяжелому бездорожью и включающее в себя один или несколько специальных участков(СУ), организуемых преимущественно на бездорожье.

Трофи рейды подразделяют на виды по протяженности и длительности:

  • трофи-рейд: продолжительность соревнования не превышает 150 часов, протяженность дистанции не превышает 500 км, а общая протяженность СУ не превышает 150 км.
  • трофи-марафон: продолжительность соревнования не превышает 150 часов, протяженность дистанции превышает 500 км, а общая протяженность СУ – свыше 150 км.

Также в трофи рейдах могут быть включены раличные виды специальных участков (СУ):

  • Линейный СУ– это часть соревнования, на котором экипажи обязаны строго соблюдать заданный маршрут и коридор (обязательный порядок прохождения судейских пунктов КП, и/или контрольных пунктов, соблюдение маршрута и коридора).
  • Навигационный СУ-это часть соревнования, на котором экипажи самостоятельно определяют маршрут движения в пределах границ официальной трассы, где могут располагаться судейские пункты КП и контрольные пункты.

Специальный участок (СУ) – часть соревнования по преодолению различных видов бездорожья, с элементами ориентирования или без них. Участникам при прохождении СУ запрещено использование цепей и других дополнительных устройств противоскольжения. Запрещено также использование в качестве движителя гусениц и любых иных предметов и устройств, кроме пневматических шин, размеры которых определены техническими требованиями. Разрешено применение плоских прокладок между грунтом и шиной (сэндтраки). Размеры таких прокладок ограничены.

Соревнования бывают как индивидуальные, т.н. «спорт» или командные из 2-3х машин – «рейд». Экипаж обычно состоит из двух человек — пилота и штурмана. Но при наличии в автомобиле достаточного количества посадочных мест экипаж может состоять из 3х и более человек.

Транспортные средства, принимающие участие в трофи-рейдах должны иметь специальную подготовку и подразделяются на следующие категории:

ТР-0 – Серийные автомобили колёсной формулы 4х4, не имеющие специальной подготовки.

ТР-1 – Серийные автомобили колёсной формулы 4х4, с обязательно установленным внутренним каркасом безопасности в виде основной дуги. Допускается использование не более одной электрической лебёдки и колёс размером не более 33-х дюймов.

ТР-2 – Серийные автомобили колёсной формулы 4х4 с максимальной подготовкой, неотъемлимой частью которых является наличие полного каркаса безопасности. Разрешается использование колёс размером не более 37-ми дюймов, установка не более двух лебёдок. Запрещено изменение основных силовых элементов, агрегатов трансмиссии.

ТР-3 – Автомобили несерийного производства колёсной формулы 4х4. Полностью переделанные или специально изготовленные внедорожники с минимальными ограничениями изменений, прототипы.

Задача трофи рейда – максимально быстро пройти все СУ, набрав наименьшее количество пенализаций временного выражения (в том числе пенализации за отсутствие отметок прохождения контрольных пунктов, опоздание на старт, нарушение требований безопасности и др.).

Какие машины участвуют в ралли “Дакар”?

Ралли «Дакар» – самая известная раллийная гонка, которая включает в себя соревнования в классах «Автомобили» и «Грузовики».  

Автомобили – T1, T2 и Open

В этой категории могут состязаться машины массой не более 3500 кг. Их разделяют на три группы:

  • Т1 — повергшиеся модернизации внедорожники. 
  • Т2 — серийные внедорожники без изменений.
  • Open  — другие автомобили весом до 3500 кг. 

Наиболее популярные марки

Чаще всего в ралли участвуют автомобили Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer. Также появляются японские модели Toyota Land Cruiser. Самыми успешными за всю историю соревнований считаются Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero.

Грузовики — T4 и T5

В эту группу входят транспортные средства массой более 3500 кг. Автомобили рассматривают в рамках групп:

  • Т4 – участвующие в гонке. Здесь предусмотрены разновидности Т4-1 (заводские модели), Т4-2 (модифицированные автомобили) и Т4-3 (аппараты для поддержки основных машин запчастями).
  • Т5 – вообще не принимают участие в состязании и рассчитаны лишь на техническую поддержку команды. 

Часто участвующие марки грузовиков 

Самыми популярными марками грузовиков для ралли считаются DAF, Hino, КАМАЗ, LIAZ, MAN, Renault Kerax, Scania, Tatra и др.

Ралли – крайне захватывающие и эффектные гонки, для участия в которых автомобиль обязан соответствовать требованиям. Есть масса машин, которые так или иначе могут быть допущены к таким состязаниям. Выбор в пользу определенной модели делается исходя из класса соревнований, уровня подготовки водителя и особенностей трассы. 

  • Мировой автоспорт сегодня
  • Ралли как вид спорта: история, виды, правила
  • Чемпионаты по ралли

Трофи-рейд. Соревнования и классы машин. Особенности

Трофи-рейд особый вид автомобильных состязаний, предназначенный для внедорожников. Цель заезда – преодолеть труднопроходимую дистанцию по пересеченной и заболоченной местности. Пожалуй, это одно из наиболее эффектных соревнований в автомобильном спорте: глядя на маршрут, сложно представить, что его реально преодолеть на машине.

Но вот мощные транспортные средства с устрашающим ревом преодолевают сначала ручей, потом глиняный берег, а затем лесную чащобу. Все это заставляет немногочисленных болельщиков наблюдать за гонкой, в буквальном смысле открыв рот. Немногочисленных потому, что гонка проводится вдали от населенных пунктов, в тех местах, куда пешком просто не добраться.

Что такое трофи-рейд?

Уже 20 лет, как в России особой известностью среди автолюбителей пользуются соревнования по преодолению тяжелого бездорожья, или, как их еще называют, трофи-рейды. Смысл такого примечательного и экстремального вида спорта в том, чтобы участники за зачетное время смогли успешно пройти расстояние от точки А до точки Б и показать конкурентное время на всех соревновательных этапах.

Маршрут, дистанция которого не превышает 500 км, разделяется на СУ – спецучастки протяженностью не более 150 км. В зависимости от сегмента дороги, времени дается от нескольких часов до нескольких дней, но не более 150 часов в общей сложности. Часто трофи-рейды предполагают не только движение по линейному «коридору», но и использование GPS-навигации или ориентацию по легенде. Очки в турнирной таблице ведутся по индивидуальному зачету, хотя возможен и командный зачет, когда несколько экипажей объединяются вместе.

Трофи-рейды требуют от спортсменов высокий уровень подготовки, хорошую физическую силу, профессионализм и мастерство вождения. Соревнования по бездорожью очень опасны, поэтому для сохранения жизни и здоровья участников любое транспортное средство, а это обычно полноприводные внедорожники, специальные мотоциклы или квадроциклы, подготавливается в соответствии с «защитными» требованиями КиТТ.

Как правило, машины оснащены большими колесами, фарами, лебедками, воздушным коллектором с забором воздуха, домкратом, батареями емкости, привет-лифтами и прочим. Существует несколько категорий автомобилей: «TR-1» – стандартная заводская упаковка, «TR-2» – усиленно подготовленный, «TR-3» – «внедорожный монстр», в котором от базовой конфигурации практически ничего не остается. Встречаются и более «лояльные» категории, включенные в классификацию спорта.

Регламент гонок

  • Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
  • Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
  • Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
  • В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
  • Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
  • В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
  • Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
  • Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям

В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму.

Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.

В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.

Требования к ралли автомобилям

К участию в ралли допускаются машины, соответствующие определенным требованиям:

  • наличие усиленного каркаса для безопасности экипажа;
  • полная система пожаротушения;
  • высококачественные ремни безопасности;
  • специальные сидения для пилота и штурмана. 

Несоблюдение данных требований приведет к дисквалификации участника. 

Какие шины должны стоять?

Для ралли применяют особые гоночные шины, обеспечивающие лучшее сцепление с дорогой. Могут различаться в зависимости от типа покрытия. 

Какое топливо используется?

В рамках любительского ралли допускается использование обычного бензина. Однако для профессиональных гонок требуется гоночное топливо с высоким октановым числом. Оно значительно дороже, однако серьезное превосходит бензин по своим характеристикам. 

Какой двигатель устанавливать?

Все раллийные автомобили делятся на классы в зависимости от объема мотора. Машины WRC должны иметь двигатель на 1600 куб.см. Они могут иметь турбонаддув или функционировать без него. 

Какая скорость должна быть у раллийных машин?

При оценке раллийных авто рассматривается не общая скорость, а быстрота прохождения поворотов. От этого зависит эффективность передвижения по трассе. Современные модели способны без труда разгоняться до 200 км/ч, однако на многих состязаниях рекомендуется поддерживать скорость не более 130 км/ч. 

Трофи-рейды

Как правило, такой вид соревнований не требует от участников не ставит во главу угла скорость прохождения маршрута. Главным здесь выступает именно полное преодоление специальных и линейных участков в пределах установленного лимита времени. Экипажу (обычно в автомобилях это – два человека, пилот и штурман) выдается задание на каждый этап соревнования – дорожная легенда.

Сложность в том, что помимо вождения автомобиля в условиях полного бездорожья, командам приходится самостоятельно ориентироваться на местности по GPS-навигаторам или по приложенным к заданию топографическим картам.

Существуют и спецучастки – с повышенной сложностью, естественными или искусственными препятствиями, на которых первенство определяется по времени преодоления.

Конечно, для участия в подобных соревнованиях необходимо тщательно готовить свой автомобиль – роль технической поддержки важна, как никогда. Случается, что машины переделывают так основательно, что от исходной модели остаётся лишь иллюзия внешнего сходства. Впрочем, организаторы это предусмотрели, и поэтому делят участников на несколько категорий:

Группа «Рейд» — стандартные внедорожники заводской сборки;

Группа ТР-1 – машины, подвернутые незначительной доработке;

Группа ТР-2 – автомобили с усиленной подготовкой;

Группа ТР-3 – самостоятельно сконструированные внедорожники или подвергнутые доработке с практическим отсутствием ограничений.

Существует и несколько разновидностей групп для мотоциклов и квадрациклов.

Как правило, большинство трофи-рейдов офф-роуда имеют формат открытых соревнований, зарегистрироваться на участие в которых можно заранее у их организаторов.

Отечественные «Нивы» и «Уазики» — непременные участники всех трофи-рейдов, проводимых на территории России, и выглядят на них ничуть не хуже, чем раскрученные Судзуки, Ниссаны или Мерседесы.

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.

В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

Ралли в России

СССР в ралли

История отечественного ралли начиналась с автомобилей «Москвич» и «Волга». Спортсмены не всегда хорошо выступали на своих простых автомобилях, но стремились показать хороший результат. В СССР ралли впервые начали проводиться в 50-е. Изначально подобные соревнования носили исключительно любительский характер. В 60-е годы наши спортсмены начали выступать на международных соревнованиях где использовали автомобили ГАЗ-21 и Москвич-407. Апогеем стало место на подиуме ралли-рейда “Лондон-Сидней” 1967 года. Команде выступавшей на Москвиче 412-й модели удалось с Божьей помощью и сваренных из ржавых водопроводных труб запчастей занять второе место на подиуме.

Кубок и Чемпионат России по ралли

Этапы кубка и чемпионата России по ралли в различных категориях проводятся отдельно. Каждый розыгрыш состоит из 2 стадий: предварительной и финальной. Количество этапов определяется календарем.

Северная Америка

Гонки по пустыне

Гонки по пустыне началось в начале 20 века. Одним из первых органов санкционирования гонок в Северной Америке был Национальная ассоциация гонок по бездорожью (NORRA) соучредителем в 1967 г. Эд Перлман. Первым событием была гонка по мексиканской пустыне на юго-восток на протяжении большей части пути. Нижняя Калифорния, первоначально из Энсенада к Ла-Пас. Мероприятие сначала называлось «1000 мексиканцев», а позже стало известно как Баха 1000. Теперь мероприятие санкционировано SCORE International.

В Энтузиаст гонок по бездорожью в Мохаве (MORE) серия началась в 1997 году как небольшая семейная гоночная серия. MORE использует треки, проложенные на пустынной земле в Барстоу и Люцернская долина регионы Пустыня Мохаве В Калифорнии. Гонки по пустыне Мохаве серия привлекла много конкурентов из ныне несуществующих КОРР скачки.

Гонки на короткие дистанции

Короткие гонки по бездорожью проходит на трассе длиной менее пяти миль (например, Crandon International Off-Road Raceway). Гонки включают в себя повороты влево и вправо разного радиуса, прыжки, а также случайные пробеги по стиральной доске и гравийные ямы. Еще один формат, ставший популярным благодаря Mickey Thompson Entertainment Group назывались стадионными гонками, когда внедорожники использовались на временной гоночной трассе, построенной внутри стадион. Серии чемпионатов США по бездорожью проводились компанией Pace Motorsports в конце 90-х и были показаны на TNN Motor Madness. В 2012, Робби Гордон создал Стадион Супер Грузовики, ответвление Micky Thompson Entertainment Group; после первых гонок на стадионах и внедорожных трассах в первый сезон 2013 года, с тех пор в сериале больше внимания уделяется асфальтовым трассам, таким как уличные трассы и дорожные трассы.

Более простой и более короткий формат трека популярен на многих окружных ярмарках и называется соревнованием Tough (или Tuff) Truck. Эти треки обычно намного короче и включают индивидуальные пробежки на время.

В течение 2010-х годов в США действовали две крупные организации, продвигавшие короткие дистанции гонок по бездорожью. В TORC: Чемпионат по бездорожью, созданная на основе серийных гонок на Среднем Западе США, продвигала гонки на Восточном, Среднем Западе и некоторых западных объектах до отмены всех соревнований в 2018 году. В Гоночная серия Lucas Oil Off Road (LOORRS) сосредоточился на продвижении мероприятий в основном на Западном побережье до его закрытия в 2020 году. В обеих сериях участвовали профессиональные водители бездорожья и гоночные команды.

Есть также несколько массовых организаций, одна из которых Средняя Америка Off Road Association, который продвигает короткие гонки по бездорожью в Иллинойсе, Индиане и Огайо.

Другие форматы

Общая идея гонок по бездорожью также может быть расширена и включает: скалолазание или любая другая форма гонок, которая не проводится на указанной трассе с твердым покрытием. В Frozen Rush показывает внедорожные гонки на трофейных грузовиках по заснеженным лыжным склонам. Среди водителей Международный подъем на холм Пайкс-Пик один из старейших и самых популярных подъемников в США.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий