Советы опытных пилотов
Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:
- Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
- Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
- Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
- Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
- Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
- Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
- В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
- Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
- После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
- Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
- Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!
Сколько времени длится программа?
Выделяйте целый день для коротких программ («первый день» и «второй пилот») и два дня на программу самостоятельного полета. Вот пояснения:
Учитывайте время на отдых и возможные дополнительные упражнения по наземной подготовке, а также капризы погоды. | Это самый быстрый способ попробовать управление парапланом (если погода будет способствовать учебным полётам). Освободите этот день от других дел и посвятите его парапланеризму. | Самостоятельный полёт
Скорость усвоения материала у всех людей разная. Для самостоятельных полетов нужна спокойная погода без турбулентности и сильного ветра. Поэтому, очень часто, программа проходится за два дня. | ||
Несмотря на то, что мы дали полное описание Ваших приключений в нескольких абзацах текста, в реальности всё может быть сложнее: подбирается индивидуальный подход к каждому курсанту, учитывается скорость восприятия информации (кому-то достаточно несколько раз поднять крыло и наработать навыки управления, а кто-то будет бегать полдня, страшно устанет и ему будет уже не до полетов).
Учитывается состояние атмосферы: в летний период учебные полеты проводятся утром и вечером, когда нет термической турбулентности.
Поэтому мы и просим выделять на полёты побольше времени, чтобы не было спешки. Например, программу самостоятельного полета лучше проходить за два дня: в первый день приехали, прошли теорию, позанимались «наземкой», слетали один тандем. Переночевали, а на следующее утро повторили «наземку», слетали второй тандем и до начала турбулентности вылетели сами.
Единственный момент: второй день должен быть максимально близок к первому, чтобы ничего не забыть.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
- учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
- универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
- спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
- облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
- «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
- тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
- комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
- для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
- учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
- Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
- «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
- тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
- паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
- класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
- класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
- класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
- класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
Кому доступен парапланеризм
Парапланеризм — это очень демократичный вид спорта, который доступен большинству людей. В парапланерную школу принимают детей с 16 лет (с согласия родителей, с 18 оно уже не требуется), есть достаточно пожилые люди, всерьёз увлечённые этим спортом, не говоря уже о молодых парнях и девушках. Такие полёты не предъявляют серьёзных требований к физической подготовке, достаточно иметь хорошую координацию и реакцию среднестатистического человека, ну и, конечно же, обязательно и просто необходимо пройти обучение в специализированной школе. Самообучение парапланеризму недопустимо, ведь на карту в случае даже малейшей ошибки будет поставлено не только здоровье, но и жизнь пилота.
https://youtube.com/watch?v=-7hcVpbXPVM
Как стать парапланеристом
Чтобы стать парапланеристом, нужно поступить в лётный клуб или школу парапланеризма. Возможны варианты обучения в частном порядке с индивидуальным инструктором, но в таком случае всё необходимое снаряжение и оборудование придётся с самого начала покупать самому. Если окажется, что параглайдинг это не ваше, траты окажутся напрасными. В школах же предусмотрено обеспечение новичков всем необходимым на время обучения.
Школы
Для поступления в школу параглайдинга необходимо простое условие — её наличие вблизи места проживания, ведь подобные учебно-спортивные заведения есть далеко не в каждом городе. Многие школы открылись на базе клубов дельтапланеризма.
Чтобы найти адрес школы в конкретном регионе, достаточно вбить в поисковик «аэроклуб» и указать город. Обычно школы размещают свои контактные данные на собственных сайтах.
Обучение в стандартной лётной школе состоит из трех этапов — задач, теории, практики. Единого курса учебно-летной программы пока не существует, поэтому школы берут за основу курс учебно-лётной подготовки спортсменов-дельтапланеристов 1987 года (КУЛП-СД-8).
В первостепенные задачи входит обучение курсанта основам обращения с парапланом на земле и технике пилотирования.
Наземная подготовка считается не менее важной, чем обучение технике пилотирования, поэтому даже опытные и хорошо подготовленные спортсмены уделяют ей особое внимание. Дисциплины теоретической части обучения:
Дисциплины теоретической части обучения:
- материальная часть;
- штурманское дело;
- аэродинамика;
- метеорология и аэрология;
- последовательность действий в особых ситуациях;
- правила оказания первой помощи;
- основы воздушного права.
Среди перечисленных дисциплин нет ни одной, которая может быть проигнорирована курсантом как малозначительная.
Практика
В практической части сначала изучается парение в «динамиках» — динамических потоках обтекания. Обычно высота таких полётов не превышает 100 м над рельефом местности.
После освоения простейшего способа парения переходят к обучению полётам в «термиках» — термических потоках, позволяющие подниматься на большую высоту. Парение в «термиках» считается самым интересным способом полёта на параплане, ведь использование этих потоков позволяет набрать высоту в несколько километров и преодолеть расстояние в несколько сотен километров.
Окончившему обучение курсанту выдается лётная книжка пилота с вкладышем для учёта налётанных часов. Это — первый шаг к легализации полётов, так как данный документ имеет определённую юридическую силу.
Общение
И во время учёбы, и при практическом применении знаний у спортсменов и любителей всегда находятся вопросы для всеобщего обсуждения. С целью такого обсуждения парапланеристы регистрируются на форумах параглайдинга.
Если же стать членом аэроклуба, появляется возможность живого общения с именитыми спортсменами края, с опытными инструкторами и товарищами по учёбе, что всегда положительно сказывается на учебном процессе.
Программы и цены:
Один день в летной школеХотите научиться летать, но не знаете с чего начать? Это для Вас! Немного теории: конструкция и принципы управления парапланом. Наземная подготовка (научитесь выводить крыло в полетное положение). Один полёт в тандеме с инструктором с передачей управления Вам. Попробуете, как оно. Заказать сертификат за 6500 руб. Запишетесь в летную школу после этой программы – получите скидку в 5500 руб. на базовый курс. | Второй пилот парапланаХотите попробовать управление? Тогда становитесь «вторым пилотом»! Краткий инструктаж на земле. Два полета в тандеме с инструктором с передачей управления Вам. Под контролем пилота потренируетесь выполнять развороты с небольшим креном и поймете, что летать может каждый. Заказать сертификат за 7000 руб. Будете продолжать обучение – будет скидка в 1000 руб. Приходите снова, мы будем Вас ждать! | Самостоятельный полетХотите летать самостоятельно? Ок! Теоретическая и наземная подготовка, два полёта в тандеме с инструктором (с передачей управления) и один самостоятельный полёт (инструктор ведёт Вас по рации). Один-два дня тренировок (это непросто, но, если очень захотеть – возможно) и полёты, как награда за труд. Заказать сертификат за 16000 руб. Скидка на дальнейшее обучение – 13000 руб. Это очень существенно! | ||
Элементы и фигуры в параглайдинге
В акробатике есть несколько маневров, которые пилот может выполнить, чтобы превзойти других и выиграть определенное соревнование. Среди наиболее важных выделяются следующие:
- Тэйл Слайд. Как ясно из названия, при исполнении этого маневра параплан скользит спиной вперед.
- Винговеры. Хотя это базовая фигура, выполнить её очень сложно. При осуществлении этого маневра пилот совершает серию динамичных разворотов.
- Негативная спираль. Это очень интересная фигура. При ее выполнении первая консоль вращается негативно, а другая продолжает лететь вперед.
- Ассиметричная спираль. Это винговер, который выполняется в одну сторону.
- Глубокая спираль. Этот манёвр создает сильную перегрузку и является эффективным способом сбросить высоту.
- САТ. В данной фигуре пилот летит назад, а параплан совершает позитивное вращение.
- Бабочка. Красивый и простой трюк. Параплан изгибается в форму подковы, а крыло наполняется воздухом.
sergei_broshevan
paraglidingcaucasus
rubik_katushka
Что взять с собой?
- При записи на на полёты обязательно уточнить название Вашей программы (оно написано у Вас в сертификате).
- Взять сертификат и паспорт.
- Солнцезащитные очки.
- Питьевую воду.
- Крем от загара.
- Хорошее настроение и фотоаппарат.
Парадром – это поле без какой-либо инфраструктуры. Все необходимое парапланеристы привозят с собой. Будьте как парапланеристы, поступайте правильно: возьмите средство от комаров (они иногда бывают), складной стульчик или «коврик-пенку», чтобы можно было комфортно сидеть. Возьмите чай в термосе, бутерброды или даже мангал с шашлыком (Вам покажут, где его можно поставить, чтобы никому не мешать).
Полеты парапланов – захватывающее зрелище, работу летной школы интересно наблюдать со стороны, а пикник на природе – это то, чего так часто не хватает городскому жителю 🙂