Уроки парапланеризма

Советы опытных пилотов

Каждому новичку необходима консультация, вот несколько советов от профессионалов, которые стоит взять на заметку:

  • Изучите максимальное количество теории. Просмотрите видеоматериалы и прочтите соответствующую литературу. Обычно эта информация подается профессионалами с многолетним стажем, поэтому в книгах, статьях и видео можно найти много полезных советов.
  • Никогда не пытайтесь освоить параглайдинг самостоятельно! Это относительно безопасный вид спорта, который все же относят в категорию экстремальных видов. Обязательно найдите человека, который обучит вас и будет курировать несколько первых полетов, а лучше – запишитесь в специальную школу. Там специалисты разного профиля полностью подготовят вас к полету и к любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе.
  • Если в воздухе вы не один, тогда строго соблюдайте все правила полета. Если их игнорировать, то можно поставить под угрозу жизнь другого человека и свою собственную. Главное правило в параглайдинге: если вы не знаете другого пилота, не уверенны в его мастерстве и в том, что он знаком с правилами полета вблизи других парапланов, тогда постарайтесь улететь от него подальше.
  • Даже если у вас есть опыт полетов, никогда не летайте в одиночку. Обязательно скажите кому-то, что вы летите, на земле должен быть РП или хотя бы простой наблюдатель. Помните, что воздух – непредсказуемое пространство, которое очень быстро меняется, поэтому всегда рядом должен быть кто-то, кто поможет исправить кризисную ситуацию.
  • Помните, что парапланы есть разных видов, не летайте на том, который вам не знаком. Если у вас нет опыта и знаний в управлении аппаратов классов “Performance” или “Competition”, тогда ни за что не беритесь летать на них. Аппарат каждого уровня имеет свои особенности и возможности, которые нужно знать, чтобы они были преимуществами для вас в воздухе, а не проблемой.
  • Следите за погодой и поднимайтесь в воздух только в стабильное и спокойное время. Понаблюдайте за опытными парапланеристами, если они не поднимаются в небо, то и вам не стоит, если у вас опыта меньше. Если рядом будет наставник (РП), то он всегда посоветует когда подниматься и сколько находиться в воздухе.
  • В полете обязательно защищайте глаза и голову, для этого есть специальный шлем и очки. Взлетать без них не стоит, так как вы можете получить дополнительные трудности в полете, которые вам не нужны. К тому же, в кризисных ситуациях специальный шлем играет только на руку.
  • Отдельного внимания заслуживает запасной парашют. Им тоже нужно уметь пользоваться, иначе это только обуза. Во-первых, регулярно проверяйте его: извлекайте из сумки и правильно складывайте обратно. Во время раскрытия стропы не должны запутаться, поэтому парашют складывается в сумку строго по правилам. Во-вторых, регулярно напоминайте себе о том, как пользоваться запасным парашютом, в каких случаях, как приземляться с ним, как погасить купол параплана и т.д. Благодаря регулярным напоминаниям вы не потеряетесь в воздухе, если возникнет критическая ситуация.
  • После посадки необходимо свернуть или сложить купол, сразу. Раскрытый на земле купол – это сигнал всем остальным пилотам, что с вами что-то случилось, на большой высоте они будут видеть только параплан, а вас не разглядят.
  • Будьте внимательны во время взлетов и посадок. Именно в это время существует самая большая вероятность получить травму.
  • Побольше тренируйтесь, особенно если вы новичок. Тренироваться управлять куполом можно в любую погоду и во многих местах. Не упускайте такой возможности!

Сколько времени длится программа?

Выделяйте целый день для коротких программ («первый день» и «второй пилот») и два дня на программу самостоятельного полета. Вот пояснения:

Учитывайте время на отдых и возможные дополнительные упражнения по наземной подготовке, а также капризы погоды.

Это самый быстрый способ попробовать управление парапланом (если погода будет способствовать учебным полётам). Освободите этот день от других дел и посвятите его парапланеризму.

Самостоятельный полёт

  • Теория – 20-30 минут.
  • Наземная подготовка – 4-8 часов.
  • Полёты в тандеме – 20-30 минут.
  • Самостоятельный – 7-10 минут.

Скорость усвоения материала у всех людей разная. Для самостоятельных полетов нужна спокойная погода без турбулентности и сильного ветра.

Поэтому, очень часто, программа проходится за два дня.

Несмотря на то, что мы дали полное описание Ваших приключений в нескольких абзацах текста, в реальности всё может быть сложнее: подбирается индивидуальный подход к каждому курсанту, учитывается скорость восприятия информации (кому-то достаточно несколько раз поднять крыло и наработать навыки управления, а кто-то будет бегать полдня, страшно устанет и ему будет уже не до полетов).

Учитывается состояние атмосферы: в летний период учебные полеты проводятся утром и вечером, когда нет термической турбулентности.

Поэтому мы и просим выделять на полёты побольше времени, чтобы не было спешки. Например, программу самостоятельного полета лучше проходить за два дня: в первый день приехали, прошли теорию, позанимались «наземкой», слетали один тандем. Переночевали, а на следующее утро повторили «наземку», слетали второй тандем и до начала турбулентности вылетели сами.

Единственный момент: второй день должен быть максимально близок к первому, чтобы ничего не забыть.

Парапланы

Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.

Классификация парапланов

Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.

Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR

Название классаНазначениеХарактеристики
StandardДля пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающихПростота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования
PerformanceДля опытных, хорошо подготовленных пилотовВысокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима
CompetitionДля пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменовВысочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов.

Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:

  • учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
  • универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
  • спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
  • облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
  • «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
  • тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
  • комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
  • для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).

Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.

Моторные и безмоторные парапланы

По назначению выделяют следующие виды парапланов:

  • учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
  • Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
  • «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
  • тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
  • паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.

Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».

A-D класс: от новичка до профи

Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:

  • класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
  • класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
  • класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
  • класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.

В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.

Кому доступен парапланеризм

Парапланеризм — это очень демократичный вид спорта, который доступен большинству людей. В парапланерную школу принимают детей с 16 лет (с согласия родителей, с 18 оно уже не требуется), есть достаточно пожилые люди, всерьёз увлечённые этим спортом, не говоря уже о молодых парнях и девушках. Такие полёты не предъявляют серьёзных требований к физической подготовке, достаточно иметь хорошую координацию и реакцию среднестатистического человека, ну и, конечно же, обязательно и просто необходимо пройти обучение в специализированной школе. Самообучение парапланеризму недопустимо, ведь на карту в случае даже малейшей ошибки будет поставлено не только здоровье, но и жизнь пилота.

https://youtube.com/watch?v=-7hcVpbXPVM

Как стать парапланеристом

Чтобы стать парапланеристом, нужно поступить в лётный клуб или школу парапланеризма. Возможны варианты обучения в частном порядке с индивидуальным инструктором, но в таком случае всё необходимое снаряжение и оборудование придётся с самого начала покупать самому. Если окажется, что параглайдинг это не ваше, траты окажутся напрасными. В школах же предусмотрено обеспечение новичков всем необходимым на время обучения.

Школы

Для поступления в школу параглайдинга необходимо простое условие — её наличие вблизи места проживания, ведь подобные учебно-спортивные заведения есть далеко не в каждом городе. Многие школы открылись на базе клубов дельтапланеризма.

Чтобы найти адрес школы в конкретном регионе, достаточно вбить в поисковик «аэроклуб» и указать город. Обычно школы размещают свои контактные данные на собственных сайтах.

Обучение в стандартной лётной школе состоит из трех этапов — задач, теории, практики. Единого курса учебно-летной программы пока не существует, поэтому школы берут за основу курс учебно-лётной подготовки спортсменов-дельтапланеристов 1987 года (КУЛП-СД-8).

В первостепенные задачи входит обучение курсанта основам обращения с парапланом на земле и технике пилотирования.

Наземная подготовка считается не менее важной, чем обучение технике пилотирования, поэтому даже опытные и хорошо подготовленные спортсмены уделяют ей особое внимание. Дисциплины теоретической части обучения:

Дисциплины теоретической части обучения:

  • материальная часть;
  • штурманское дело;
  • аэродинамика;
  • метеорология и аэрология;
  • последовательность действий в особых ситуациях;
  • правила оказания первой помощи;
  • основы воздушного права.

Среди перечисленных дисциплин нет ни одной, которая может быть проигнорирована курсантом как малозначительная.

Практика

В практической части сначала изучается парение в «динамиках» — динамических потоках обтекания. Обычно высота таких полётов не превышает 100 м над рельефом местности.

После освоения простейшего способа парения переходят к обучению полётам в «термиках» — термических потоках, позволяющие подниматься на большую высоту. Парение в «термиках» считается самым интересным способом полёта на параплане, ведь использование этих потоков позволяет набрать высоту в несколько километров и преодолеть расстояние в несколько сотен километров.

Окончившему обучение курсанту выдается лётная книжка пилота с вкладышем для учёта налётанных часов. Это — первый шаг к легализации полётов, так как данный документ имеет определённую юридическую силу.

Общение

И во время учёбы, и при практическом применении знаний у спортсменов и любителей всегда находятся вопросы для всеобщего обсуждения. С целью такого обсуждения парапланеристы регистрируются на форумах параглайдинга.

Если же стать членом аэроклуба, появляется возможность живого общения с именитыми спортсменами края, с опытными инструкторами и товарищами по учёбе, что всегда положительно сказывается на учебном процессе.

Программы и цены:

Один день в летной школе

Хотите научиться летать, но не знаете с чего начать? Это для Вас!

Немного теории: конструкция и принципы управления парапланом. Наземная подготовка (научитесь выводить крыло в полетное положение). Один полёт в тандеме с инструктором с передачей управления Вам. Попробуете, как оно.

Заказать сертификат за 6500 руб.

Запишетесь в летную школу после этой программы – получите скидку в 5500 руб. на базовый курс.

Второй пилот параплана

Хотите попробовать управление? Тогда становитесь «вторым пилотом»!

Краткий инструктаж на земле. Два полета в тандеме с инструктором с передачей управления Вам. Под контролем пилота потренируетесь выполнять развороты с небольшим креном и поймете, что летать может каждый.

Заказать сертификат за 7000 руб.

Будете продолжать обучение – будет скидка в 1000 руб. Приходите снова, мы будем Вас ждать!

Самостоятельный полет

Хотите летать самостоятельно? Ок!

Теоретическая и наземная подготовка, два полёта в тандеме с инструктором (с передачей управления) и один самостоятельный полёт (инструктор ведёт Вас по рации). Один-два дня тренировок (это непросто, но, если очень захотеть – возможно) и полёты, как награда за труд.

Заказать сертификат за 16000 руб.

Скидка на дальнейшее обучение – 13000 руб. Это очень существенно!

Элементы и фигуры в параглайдинге

В акробатике есть несколько маневров, которые пилот может выполнить, чтобы превзойти других и выиграть определенное соревнование. Среди наиболее важных выделяются следующие:

  • Тэйл Слайд. Как ясно из названия, при исполнении этого маневра параплан скользит спиной вперед.
  • Винговеры. Хотя это базовая фигура, выполнить её очень сложно. При осуществлении этого маневра пилот совершает серию динамичных разворотов.
  • Негативная спираль. Это очень интересная фигура. При ее выполнении первая консоль вращается негативно, а другая продолжает лететь вперед.
  • Ассиметричная спираль. Это винговер, который выполняется в одну сторону.
  • Глубокая спираль. Этот манёвр создает сильную перегрузку и является эффективным способом сбросить высоту.
  • САТ. В данной фигуре пилот летит назад, а параплан совершает позитивное вращение.
  • Бабочка. Красивый и простой трюк. Параплан изгибается в форму подковы, а крыло наполняется воздухом.

sergei_broshevan
paraglidingcaucasus
rubik_katushka

Что взять с собой?

  • При записи на на полёты обязательно уточнить название Вашей программы (оно написано у Вас в сертификате).
  • Взять сертификат и паспорт.
  • Солнцезащитные очки.
  • Питьевую воду.
  • Крем от загара.
  • Хорошее настроение и фотоаппарат.

Парадром – это поле без какой-либо инфраструктуры. Все необходимое парапланеристы привозят с собой. Будьте как парапланеристы, поступайте правильно: возьмите средство от комаров (они иногда бывают), складной стульчик или «коврик-пенку», чтобы можно было комфортно сидеть. Возьмите чай в термосе, бутерброды или даже мангал с шашлыком (Вам покажут, где его можно поставить, чтобы никому не мешать).

Полеты парапланов – захватывающее зрелище, работу летной школы интересно наблюдать со стороны, а пикник на природе – это то, чего так часто не хватает городскому жителю 🙂

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий