Велогонки на треке. Виды и соревнования. Велотрек и особенности

Введение

ЧЕЛОВЕК – общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно-исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, в течение сотен лет не достиг современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (человек разумный).

Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы – системы условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

Но это не только большой плюс, но и минус человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что все его, в прошлом естественные навыки приобрели характер чего-то выдающегося. Появившиеся машины, поезда и самолеты, бесспорно, облегчили возможность передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться естественным путем.

Все большее количество людей в настоящее время ведут борьбу за здоровый образ жизни, поскольку физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни. Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, плавание, велосипед не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких результатов и участия в соревнованиях.

Спортивные развлечения – прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

Велотреки

Достаточно сложный, с точки зрения строительства, спортивный объект с особыми требованиями к конструкции дорожки. Комплекс (велодром) включает в себя замкнутое кольцо в форме овала ( трек), с трибунами для зрителей и «подтрибунными» помещениями.

Велодромы бывают открытые и закрытые, применяемые покрытия –дерево или бетон. Длина дорожки для проведения крупных международных соревнований в пределах от 250 до 400м ( для остальных стартов допускаемый стандарт 130 -500м), ширина – 5м ( 7м для международных стартов), одинаковая везде. Угол уклона на виражах 42град., 12,5 град. на прямых отрезках. На дорожку наносится яркая разметка ( линии финиша, старта в разных видах и др.). Движение на треке всегда проходит против часовой стрелки.

Самый известный велотрек в СССР, Крылатское, был построен к московской олимпиаде в 1979г. Оригинальное сооружение в форме большой бабочки по размерам вмещает два футбольных поля. Особенная геометрия трека (длина более 300м) и настил из сибирской лиственницы, позволили велогонщикам установить на Олимпиаде 13 рекордов мира. Трек давал возможность разгоняться до 100км/час и считался самым быстрым в мире.

Современные соревнования велосипедистов на треке, это уже не только спринт. Многообразие видов так велико, что разобраться во всех их тонкостях под силу только знатокам велоспорта.

Правила поведения и занятий на велотреке

2. Проверяйте велосипед до тренировки

Не менее раза в месяц следует проверять затяжку болтов на своём велосипеде. И перед каждым выездом на трек оценить натяжение цепи, чтобы она не спала во время тренировки, и давление в шинах. Оптимальное давление – 7-8 атмосфер.

3. Будьте внимательны

Чтобы попасть на трассу, выходите с «Лазурного берега». Там вы набираете скорость, чтобы она была не менее 33-35 км/ч. Перед выходом внимательно посмотрите назад, чтобы не стать препятствием для встречного гонщика.

4. Соблюдайте прямолинейность движения

Катаясь на треке, не занимайте всё полотно вилянием из стороны в сторону. Выберите одно направление, соответствующее типу вашей тренировки, и держитесь его.

5

С осторожностью используйте шоссейный велосипед. У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало

Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей

У трекового велосипеда нет тормозов, и это сделано ради безопасности, как бы странно это ни звучало. Если затормозить ручным тормозом, заблокированное колесо соскользнёт с виража вниз. На трековых велосипедах глухая передача, и торможение происходит с помощью мышечной силы или за счёт постепенного замедления хода педалей.

По правилам велотрека движение по полотну трека на шоссейнике запрещено. Шоссейный велосипед, конечно, можно использовать, но тогда придётся кататься на нём в нижней части полотна (пространство до выхода на «Лазурный берег»), не поднимаясь выше спринтерской линии.

Рекомендуем уточнить возможность катания на шоссейнике в этой части трека у администрации.

6. Следите за чистотой своего велосипеда

Не выезжайте на трек с грязным велосипедом и пыльными колёсами, всегда протирайте их перед выходом на полотно. Это делается не только ради чистоты полотна, но также и для улучшения сцепления с поверхностью.

7. Двигайтесь быстро в верхней части трассы

При прохождении поворотов с гоночной скоростью, которая может превышать 85 км/ч, крен пытается соответствовать естественному наклону велосипеда, движущегося по этой кривой. Поэтому велосипедисты не соскальзывают вниз.

Риск скольжения намного выше при низких скоростях (30 км/ч и ниже) как на прямых участках трека, так и тем более на виражах. При падении вы не только создадите угрозу себе и своему оборудованию, но и остальным спортсменам, находящимся ниже вас.

Запомните: чем медленнее вы едете, тем ближе к основанию трека должны находиться.

8. Не ходите по полотну

Полотно велотрека не терпит вмятин, трещин и выпуклостей, поэтому запрещено, находясь на нём, выстёгиваться из педалей и ходить в туфлях.

10. Не возите на велосипеде сумки, запчасти и воду

Все вещи должны быть сняты с велосипеда перед выходом на трек. Это касается велосумок, насосов, приклеенных гелей, фонарей и даже бутылки с водой. Если что-то из этого вдруг отлетит, оно может попасть другим велосипедистам под колёса, и случится завал. Фляжки с водой остаются на столах в коридоре отдыха.

Вы можете ездить с хорошо закреплёнными датчиками и велокомпьютером, но на соревнованиях их нахождение на велосипеде строго запрещено. Запрещены даже наручные часы.

Чем привлекательны гонки по пересечённой местности

Экстрим и физическая подготовка

Гонки по пересечённой местности — это настоящая проверка велогонщика на его всесторонние способности. Вам нужно не только уметь справляться со сложными спусками, но и быть в хорошей физической форме, чтобы быстро заезжать в крутые или изматывающе длинные подъёмы. Кросс-кантри предлагает впечатляющий спектр эмоций: от стресса на сложных участках до эйфории на спусках.

Открытость

Написанное выше может привести к выводу, что кросс-кантри имеет репутацию довольно сложной и серьёзной дисциплины. Однако состав участников всегда очень разнообразный: от профессионально подготовленных велосипедистов до туристов. В особенности это касается дисциплины «кросс-кантри марафон».

Природа

Если ездить МТБ-марафоны, можно попасть в невероятно живописные места. Шанс повышается во время многодневных гонок, когда на протяжении нескольких дней велосипедисты преодолевают сотни километров, минуя разные красивые места планеты. Кросс-кантри – это не просто гонки, это ещё и путешествия.

Зрелищность

В гонках кросс-кантри встречаются зрелищные падения и прыжки, а дизайнеры трасс всё чаще используют крупные препятствия на пути гонщиков. Эти старты больше нельзя выиграть только за счёт физической подготовки — потому что постоянно растёт потребность в технически сильных участниках. 

UCI Gran Fondo World Series

В эту серию любительских велозаездов по всему миру входит как отборочный этап и наше московское “Садовое Кольцо”. Аббревиатура UCI означает, что гонки серии санкционированы Международным союзом велосипедистов и являются официальными, хотя и проводимыми среди велогонщиков-любителей.

Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.

На протяжении года в каждой возрастной группе отбираются лучшие гонщики, которые получают право побороться за радужную майку на любительском чемпионате мира по велоспорту. Эти соревнования высокого уровня под девизом “велоспорт для всех” стали проводиться с 2011 года.

Maratona dles Dolomites

Основные виды трековых велогонок

Виды велоспорта на треке условно подразделяются на две большие группы: спринтерские и темповые гонки. Спортсмены, как правило, оттачивают свое мастерство в одной из категорий, не соревнуясь в обоих уже начиная с юношеских турниров. 

Спринтерские дисциплины

Спринтерские гонки характерны короткими дистанциями от 8 до 10 кругов. Они требуют от велогонщиков совсем иных навыков, чем более длинные темповые гонки. Велогонщикам-спринтерам необходимы такие главные спортивные умения, как силовая мощь и определенная тактика набора скорости на небольшой дистанции. Традиционные дисциплины спринтерских дистанций:

  • Спринт;
  • Спринт командный;
  • Гит с места или сходу;
  • Гонка на тандемах;
  • Кейрин.

Правильно выбранная дисциплина в трековом велоспорте может принести спортсмену желанную победу, поэтому велогонщики спринтерских дистанций не участвуют в состязаниях с большим количеством кругов.

Классический спринт

В классическом спринте устанавливается дистанция в 2 или 3 круга, число участников составляет 2-4 велогонщика. Через отборочный барьер проходят спортсмены лучшие в гите на 200 метров с ходу участвовавшие в полуфиналах и финалах.

Командный спринт

Командный спринт предусматривает следующий регламент: к участию допускаются по две команды, женская команда преодолевает 2 круга, мужская — 3, число спортсменов участвующих в заезде равно числу кругов. Каждый спортсмен ведет гонку на протяжении  полного круга, а затем покидает трек, уступая лидерство следующему за собой велогонщику. К финишу приходят по одному гонщику от каждой команды. 

Кейрин

Велогоночная дисциплина, пришедшая из Японии, где она была азартной игрой, в которой публика делала ставки. В современной велоспорте эта разновидность подразумевает гонку 2-х —8-и спортсменов на заранее установленной определенной скоростью на дистанции в 2 км.

Гит на 500/1000 метров

Трековый велоспорт гит — это индивидуальная гонка на наилучший показатель скорости. Старт может выполняться с места или сходу.

Побеждает велогонщик, максимально быстро преодолевший дистанцию за счет наивысших показателей скорости и умение поддерживать ее по всему маршруту. Классический гит у мужчин на 1000 метров, у женщин — 500 м.

Темповые дисциплины

Темповые гонки имеют виды дистанций от 12 до 16 кругов, они требуют от спортсменов большой выносливости, подготовки и владением специальной техники заездов. Различают:

  • Индивидуальную гонку преследования;
  • Командную гонку преследования;
  • Гонку по очкам;
  • Гонку на выбывание;
  • Гонку за лидером;
  • Скрэтч;
  • Омниум;
  • Мэдисон.

Гонки преследования

Олимпийский вид гонок. Дистанции гонки преследования мужчины — 4 км, женщины и юниоры (юноши) — 3 км, юниоры (девушки) — 2 км. Спортсмены стартуют с противоположных сторон, побеждает велогонщик, который догнал соперника либо продемонстрировал лучшее время.

Гонки на выбывание

Принцип гонки на выбывание таков: каждый спортсмен, участвующий в гонке, и пересёкший  последним  черту промежуточного этапа из соревнования выбывает.

Гонки Темпо

Включенная в олимпийскую программу дисциплина является вариантом «гонки по очкам». Правила и регламент у двух этих дисциплин идентичные.

Скретч

Индивидуальное соревнование, начинающееся массовым стартом с хода, длина дистанции 15 км для мужской команды и 10 км для женской. Спортсмен, пришедший к финишной прямой первым, объявляется победителем. В другом  случае выиграет велогонку тот, кто обогнал остальных спортсменов на круг, при этом соревнование останавливается.  При отставании велогонщика от всех на один круг выбывает из турнира. 

Гонки по очкам

Индивидуальный зачет этой дисциплины определяется количеством очков набранных спортсменами на промежуточных финишах или за каждый круг трекового преимущества. Дистанция гонки может быть разной, максимум у женщин — 25 км, у мужчин 40 км.

Омниум

Особенности этого соревнования в его разноплановом подходе. Гонка, состоящая из четырех других дисциплин: 

  • Гонки по очкам 30 км у мужчин, 20 км — у женщин ;
  • Индивидуальной гонки преследования;
  • Круг с хода;
  • Гонка на выбывание.

До 2016 года Омниум включал в себя шесть дисциплин и проводился в течение 2-х дней.

Мэдисон

Командное соревнование на велотреке на выносливость. Команда комплектуется из двух или трех человек. Женские команды преодолевают 30 км, мужские — 50. Велогонщики поочередно сменяют друг друга «наматывая» наибольшее количество очков на промежуточных этапах. Смена происходит путем подачи знака через касание рукой. Гонщик, ожидающий участия медленно едет по внешнему ободу трека.

Дорожные и трековые дисциплины

Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.

Шоссейные

Шоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные «болиды» не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.

Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.

Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: шоссейный;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы.

Трековые

Трековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.

Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: трековый;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.

Велокросс или Циклокрос

Велокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.

В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.

В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.

Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.

Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.

Париж-Брест-Париж

Веломарафон по маршруту Париж-Брест и обратно – это самый массовый длительный велозаезд. На трассу выезжают более 2,5 тысяч велосипедистов на всех видах двухколесного транспорта: традиционном шоссейном велосипеде, лежачем, МТБ и других.

Этот старт является и старейшей регулярной велогонкой: год её основания – 1891-й. До 1951 года 1200-километровый веломарафон проводился среди профессионалов раз в 10 лет, а сейчас это любительский марафон с лимитом в 90 часов для 1200 км, организуемый раз в четыре года.

Для этого старта применительно название “бревет”, которым в веломарафонской среде именуют организованные заезды с лимитом времени на длинные дистанции. Стандартными дистанциями являются 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км. Бреветы проводятся под эгидой французского клуба Audax Club Parisien, где и утверждается мировой календарь.

Важно отметить, что просто так захотеть и попасть на гонку Париж-Брест-Париж у вас не получится. Для участия необходимо сначала проехать от 200 до 600 км с регистрацией зачета в местном клубе, который официально проводит бреветы

Велотрековые гонки как вид спорта

Рекорды в часовой гонке на треке всегда относились к самым престижным достижениям. Сегодня мировой рекорд, 54 км 526м, принадлежит более молодому, 1980 г.р., выдающемуся спортсмену, сэру Б.Уиггинсу ( установлен в 2015г. на треке лондонского велопарка «Ли Велли» ). Первый, официально зарегистрированный, рекорд был установлен в 1893 г. в Париже А.Дегранжем и составил 35км 325 м.

1983 год стал историческим для велосипедистов. В Чикаго состоялся первый чемпионат мира на треке и шоссе. Весь пьедестал заняли американцы. К 1912г. центр жизни велоспорта переместился в Европу. Мировые первенства неоднократно проводились в Копенгагене, Париже, Цюрихе, Амстердаме, Милане, Антверпене и лишь дважды в Южной Америке и один раз в Канаде.

На протяжении почти всего 20-го столетия, лидирующие позиции в трековых дисциплинах принадлежали европейским гонщикам, в т.ч. и представителям СССР. В 1958 г. к участию в гонках на треке были допущены женщины. Первой чемпионкой мира в спринте стала москвичка Галина Ермолаева.

В элиту трековиков входили также многократные чемпионы мира и Олимпийских игр: Э.Салумяэ, А.Кириченко, Г.Умарас, В.Екимов, Д.Нелюбин, А.Каспутис.

Велогонки на треке относятся к видам, требующим больших финансовых затрат и от спортсменов, и от организаторов. Для одних — это дорогостоящие трековые байки (в гонках на треке используются велосипеды облегченной конструкции без тормозов), для других – «не менее дорогие» спортивные сооружения.

Как ездить в группе

Езда в группе — это особый навык, и если у вас пока нет достаточного опыта, не суйтесь в середину или вперёд сильной группы, чтобы не стать причиной завала. Аккуратно держитесь в самом хвосте пелотона.

Основные правила езды в группе:

  1. Если вы едете впереди, держите скорость максимально плавной. Это означает, что не нужно резко тормозить или резко ускоряться, особенно на выходе из поворотов. 
  2. Наблюдайте за сигналами других членов группы и сами жестами или словами предупреждайте о ямах и других препятствиях на дороге, о поворотах, остановке и т.п. Сообщайте об опасностях или манёврах как можно раньше, чтобы у группы было время отреагировать. 
  3. Старайтесь не вставать с седла, когда кто-то едет прямо за вами. Это немного подаст ваше заднее колесо назад, и гонщик, следующий за вами, может врезаться. 
  4. На спусках гонщики, находящиеся впереди, должны продолжать крутить педали, иначе тем, кто извлекает выгоду из драфтинга, придётся тормозить.

Читайте по теме: Что такое драфтинг в велоспорте и триатлоне

Велоспорт шоссе

Шоссейный велоспорт в современной Европе является одним из самых известных видов. Особенно популярны однодневные велогонки и гранд-туры. Первым масштабным однодневным заездом считается велогонка Льеж-Бастонь-Льеж в Бельгии 1892 года. Другие гонки, ставшие символом европейских стран, появились в начале XX века.

Велоспорт шоссе проводится по твердому покрытию на специальных велосипедах. Сезонный шоссейный велоспорт стартует самой ранней весной и завершается только в середине осени. Многие команды спортсменов заручаются поддержкой коммерческих организаций, именно поэтому данный вид велоспорта позиционируют как коммерческий.

Медицинские противопоказания

Шоссейный велоспорт предполагает высокие нагрузки, выдержать которые способен не каждый. Необходимо проконсультироваться с врачом, если у ребенка есть бронхиальная астма или болезни опорно-двигательного аппарата. Заболевания сердечно-сосудистой системы и болезни позвоночника также требуют внимания специалиста.

Существует ряд противопоказаний, наличие которых не позволяет заниматься шоссейными велогонками. Среди них:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • детский церебральный паралич;
  • детский аутизм;
  • общие расстройства психологического развития;
  • специфические расстройства развития моторной функции;
  • синдром Аспергера;
  • нарушение активности и внимания;
  • диссоциативные конвульсии и двигательные расстройства;
  • судороги;
  • эпилепсия.

Чрезмерная физическая активность при этих заболеваниях может навредить здоровью. Родители должны обсудить с педиатром и тренером свое решение отдать ребенка в шоссейный велоспорт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий