Велокросс. Принцип и польза. Кросс-байк и особенности

Рекомендации по выбору

Выбор велосипеда – это всегда непростая задача, поэтому общие вопросы, связанные с этим процессом, подробно рассмотрены в отдельной публикации, а здесь сосредоточимся на ключевых деталях выбора двухподвесного горного велосипеда.

Категорически не рекомендуется покупать двухподвес со складной рамой (да, некоторые производители штампуют и такое чудо велотехники!). Наличие механизма складывания на раме, которая должна выдерживать повышенные нагрузки, ни к чему хорошему не приведет.

Кроме того, лучше не отдавать предпочтение моделям с обычной стальной рамой – она быстрее погнется или лопнет, не выдержав очередного приземления велосипеда после прыжка на трамплине. Варианты с алюминиевой или композитной рамой гораздо дороже, но долговечнее и безопаснее

Еще один плюс алюминиевых и композитных рам – меньший вес, что немаловажно, так как более сложная конструкция задней подвески «подкидывает» к общей массе велосипеда немало лишнего

Выбирая двухподвес, обязательно (и крайне тщательно) следует осмотреть надежность крепления элементов задней подвески, ничего не должно болтаться или выглядеть слишком хрупко/хлипко.

Убедитесь, что ходы подвесок соответствуют планируемому стилю катания, трансмиссия предлагает достаточный диапазон скоростей (для удовлетворения всех ваших потребностей по динамике разгона и легкости движения в гору), а колеса обуты в правильные покрышки (способные уверенно чувствовать себя на предполагаемом бездорожье и/или обеспечить необходимые показатели скорости).

Еще один важный момент – тип тормозной системы. Для фрирайда, даунхилла, форкросса и трейла уместны только выносливые дисковые тормоза (лучше с гидравлическим приводом).

Особенности циклокроссовых велобайков

Несведущий любитель вполне может перепутать циклокроссовый велобайк с шоссейным. Действительно, издалека они выглядят практически идентично. Однако опытный райдер моментально увидит ряд существенных отличий. Циклокроссовый вариант создан для передвижения не только по шоссе, но и по пересеченной местности, поэтому неудивительно, что ряд деталей дня него позаимствовано у маунтинбайка.

Это:

  • широкие колеса, благодаря которым велокроссовый байк приобретает отличную проходимость;
  • миниатюрные передние звезды позволяют значительно увеличить клиренс;
  • большой диаметр задних звездочек предоставляет циклокроссу возможность легко справляться с крутыми подъемами;
  • дисковые или кантилеверные тормоза обеспечивают мгновенную остановку транспортного средства. Производители предлагают их механический и гидравлический варианты;

Многие райдеры предпочитают комплектовать свой «болид» контактными педалями.

Однако ряд конструктивных особенностей делают циклокроссовый велосипед уникальным, позволяя уверенно выделить его среди прочего велотранспорта:

отсутствие амортизатора на передней вилке, что дает возможность не терять мощность и скорость;
дополнительные тормозные ручки, которые устанавливаются на верхнюю часть руля, позволяют сохранять маневренность и управляемость даже на самых сложных участках трассы;
укороченная верхняя часть рамы

Эта конструкционная особенность также обеспечивает его отличной управляемостью, а также позволяет удобно переносить при необходимости на плече;
повышенная жесткость рамы позволяет оптимально передавать усилие, что особенно важно при участии в гонках. Использовать данную велотехнику исключительно для езды по асфальту не рекомендуется, так как передвижение на ней будет не слишком комфортным;
высокое положение каретки обеспечивает транспортному средству повышенную проходимость и уверенное вхождение в поворот, позволяя не задевать при этом трассовое покрытие;
относительно небольшой вес гарантирует уверенное поведение велобайка при подъеме на возвышенности.

Циклокроссовый велосипед может быть изготовлен из алюминия, стали, карбона, хромомолибдена и титана. Байки, изготовленные из карбона и титана, являются более легкими и прочными, что позволяет их обладателям уверенно выигрывать гонки. Стальные и алюминиевые модели предпочитают начинающие любители велокросса. Они также обладают высокой прочностью и относительной легкостью, однако их недолговечность, особенно в местах сварных швов, потребует регулярных ремонтов.

Гоночные дисциплины

Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.

Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.

Олимпийский кросс-кантри

Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.

В XCO от велосипедиста требуется как техническое мастерство, так и развитая выносливость.

Марафонский кросс-кантри

Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.

В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.

Гонка с выбыванием

XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.

По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.

Гонка в гору

XCP или кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого — это гонка со стартом и финишем в двух разных точках. Старт даётся внизу подъёма, а финиш — на вершине горы. На трассе не будет препятствий, как на ХСО, однако неровностей дороги всё-таки стоит ожидать. И всё это вкупе с порой очень крутым уклоном.

Шорт-трек

XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.

Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.

Гонка на время

XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.

Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.

Командная эстафета

XCR — это соревнование, где каждый член команды проходит один круг олимпийской трассы, прежде чем в отведённом месте передать эстафету товарищу по команде. Интересно, что в одной гонке соревнуются представители разных возрастных категорий: юниоры, спортсмены до 23 лет, мужчины и женщины. Из-за этого стратегия порядка старта каждого гонщика играет важную роль.

Суточная гонка

24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.

Преимущества Эндуро

Подходящий маршрут для эндуро – грунтовые и гравийные дороги, тропинки по склонам, горные реки, и всё это в любую погоду.

Что касается эндуро, то цена на них начинается от 1 тыс. долларов, что уже само по себе может позволить себе не каждый.

Хотя этому тоже есть причина — эндуро не предназначены для городской езды, поэтому в данном сегменте мотоциклов, такая цена вполне оправдана.

  • Байки эндуро позволяют почувствовать невероятный драйв , ведь сами соревнования предполагают скоростную езду по препятствиям, а это одно из самых зрелищных и запоминающихся действия для байкера.
  • Среди модельного ряда присутствуют как эндуро для профессиональных соревнований, так и мотоциклы для туристических длинных маршрутов , что обязательно оценят любители длительных прогулок по природным достопримечательностям.

Какой тип байка покупать — дело вкуса, предпочтений и индивидуальных потребностей каждого человека, но опытные представители мотоспорта рекомендуют начинать знакомство с двухколёсным транспортом именно с питбайка — он позволит овладеть азами вождения и научиться основам. А некоторые тру-байкеры, наоборот, считают Питбайк не более чем игрушкой!

Обувь и педали

Обувь необходимо выбирать такую, в которой также будет удобно передвигаться на тех участках, где спортсменам придется слезать с велосипеда и нести его в руках.

В качестве педалей выбирают один из двух вариантов:

  1. Контактные педали.
  2. Модели от гоночных велосипедов.

Новичкам рекомендуется начинать с обычных педалей, а далее переходить на те, которые более комфортны в использовании.

Для контактных применяют специализированную обувь, которая защелкивается и фиксируется в педали с помощью металлических шипов. Подобные модели двусторонние, а также защищены от попадания грязи в механизм. При использовании контактных педелей нога не будет соскальзывать даже при езде через лужи и болота.

Сходства и различия циклокросса и других моделей

От шоссейника и горного велосипеда циклокросс взял все самое лучшее, чтобы получить хорошую управляемость в сочетании с высокой проходимостью.

Циклокросс – велосипед, предназначенный для быстрого перемещения по бездорожью, грязи, снегу, песку. Внешне он схож с шоссейным, однако рама кроссового байка имеет особенности в геометрии, которые обеспечивают большую маневренность, возможность комфортной переноски. Об этом написано выше.

Циклокросс выбирают для:

  • участия в гонках по пересеченной местности;
  • поездок по дорогам со сложным грунтом и покрытием, грунтовкам;
  • езды по проселочным, лесным дорогам.

Этот байк не пригоден для скоростных шоссейных соревнований и тем, кто любит скоростную езду.

Особенности циклокросса:

  • большие грязевые зазоры в вилке и перьях;
  • высоко поднятая каретка относительно земли;
  • другой тип тормозов, в отличие от шоссера;
  • более острый угол наклона рулевого стакана;
  • широкие шины для хорошего сцепления с поверхностью;
  • тросы тормозной системы и трансмиссии расположены внутри рамы.

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед предназначен для езды по твердым, асфальтированным дорогам на высокой скорости. В этом классе модели различаются между собой геометрией рамы, в зависимости от того, как шоссер будет использоваться: для затяжных подъемов, длинных дистанций или гонок на время. Однако в отличие от циклокросса:

  • наклон рулевого стакана будет с меньшим углом;
  • каретка опущена максимально низко. Нет необходимости спасать её от чрезмерной грязи;
  • короткая колесная база;
  • тормоза дисковые или ободные;
  • вилка с минимальным грязевым зазором.

Что лучше циклокросс или шоссейник?

Однозначный ответ найти сложно, так как циклокросс и шоссейник используются в разных условиях, по разным дорогам. Чтобы выбрать между этими моделями, необходимо определиться, где и как будет использоваться велосипед.

Гравийные велосипеды

По характеристикам гравийный велосипед – среднее между шоссером и циклокроссом. Внешне он похож на скоростной велосипед с широкими покрышками. На нем спокойно можно свернуть с асфальтовой дороги на проселочную дорогу без большой потери скорости.  

Геометрия рамы – что-то среднее между кроссовым и шоссейным байком, также средние показатели имеют наклон стакана руля, колесная база и положение каретки. Вилка выполнена с большим грязевым зазором и возможностью установки покрышек большого размера. 

Отличительная особенность – возможность крепления дополнительных приспособлений для перевозки багажа, крепления бутылочек и прочих.

Что выбрать?

Каждый выбирает велосипед по своему назначению. Однако если стоит выбор гравийный или циклокросс, то стоит задать себе вопрос: я буду больше катать как любитель, с возможностью перевозить какие-то грузы или получить победу в гонках по бездорожью?

Горные велосипеды

Горный велосипед отличается от вышеперечисленных максимальной универсальностью. На нем одинаково комфортно ездить по грунтовым, горным дорогам, пересеченной местности и шоссе. Он отличается тем, что на него можно установить широкий диапазон покрышек, обеспечивающих необходимое сцепление с той поверхностью, где будет катать велосипед. Кроме этого, горный велосипед отличает:

  • прочная, компактная рама;
  • амортизационная вилка;
  • наличие подвески на обоих колесах, реже на одном;
  • каретка расположена на уровне втулок колес;
  • колеса с двойным ободом.

Все вместе позволяет использовать маунтинбайк под разные стили езды: прогулки, кросс-кантри, эндуро, фрирайд, олл-маунтин и даунхилл. Создавать модели для женщин, мужчин, детей.

Что взял циклокросс у модели маунтинбайка

Чтобы циклокросс был более управляем и проходим при езде по пересеченной местности с разным грунтом, инженеры позаимствовали для него некоторые детали от маунтинбайка:

  • большие, широкие шины для большей площади контакта с грунтом;
  • увеличенные задние звездочки, с помощью которых облегчается подъем на крутые подъемы;
  • маленькие передние звездочки обеспечивают высокий клиренс;
  • надежные дисковые тормоза;
  • контактные педали, позволяющие не скользить ноге во время езды.

Виды кроссового бега

Повторим, что международного общепринятого стандарта кроссового забега нет – слишком отличаются природные ландшафты и погодные условия в разных регионах. Но IAAF так описывает идеальную трассу на кроссовом забеге:

  • Это типичный лесопарк с относительно небольшим перепадом высот или типичное поле для гольфа. Кстати, за рубежом на полях для гольфа часто разрешается проводить кроссовые забеги. В общем, кроссовый забег – это природная территория, по которой сможет проехать, например, горный велосипед.
  • Это последовательность естественных препятствий в виде холмов и иногда рек, которые требуют от спортсмена смены тактики бега, но позволяют поддерживать ровный темп. Отрезки со сменой ландшафта примерно равны, но превалирует сложный рельеф, то есть ровные участки короче холмистых.
  • Это травянистая трасса с минимумом дорог, в идеале без них либо по грунту.
  • Это круги от 1750 до 2000 метров. Такие циклы делают на международных соревнованиях.
  • Трасса должна иметь от 400 до 1200 м ровного участка на старте до первого поворота, чтобы избежать столпотворения участников и падений.
  • Старт происходит одновременно для всех участников с одной линии или дуги по выстрелу судьи.
  • На финише бегун пересекает линию и уходит по отдельному коридору, как и на любых соревнованиях по бегу.
  • Забеги-кроссы проводятся весной или осенью.

Так выглядит классический кроссовый забег. От одного соревнования к другому варьируются дистанции и местность, а также погодные условия. Но чаще всего дистанции на кроссах бывают не больше 12 километров.

Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Некоторые классификации относят к кроссам и трейловые забеги, и новый вид бега в горах – скайраннинг. Но мы бы с такой классификацией поспорили, поскольку у этих забегов отличаются экипировка, цель и ландшафт, который меняет саму суть кроссового бега.

Зато к кроссовому бегу вполне можно отнести спортивное ориентирование – бег с элементами ориентирования на местности. Задача участников – найти контрольные точки, отметиться на них и при этом обогнать соперников. Но дистанции на них могут быть больше обычных кроссов. Плюс нет строгого направления трассы. Бегуны могут достигать точки любым путём, лишь бы не заблудиться.

Польза велокросса

Ехать на гоночном велосипеде по бездорожью – просто и весело. Вы будете буксовать и мчаться через снег или листья, объезжая скользкие корни деревьев, смеяться и ехать навстречу «горячей ванне», ожидающей вас в конце заезда. Польза велокросса очевидна:

  1. Кроме веселья, можно отлично тренировать все крупные группы мышц, начиная с туловища и заканчивая руками и ногами. Даже за 5 часов езды на шоссейном велосипеде вы не получите столько нагрузки, как от велокросса.
  2. Вы научитесь управлять велосипедом на продвинутом уровне. Ведь трудно представить условия тяжелее велокросса, когда вы буквально плывете по грязи и лавируете из стороны в сторону между деревьев. Этот опыт пригодится и при обычных поездках, вы будете расслаблены и ничто не сможет выбить вас из седла или напугать.
  3. Чем хуже погода и местность, тем лучше для велокросса. Всего пара часов езды по местному лесу и бездорожью заменят вам многочасовую тренировку, если, конечно же, вам не нравится целую вечность ездить по ровной дороге под непрерывным дождем.
  4. Вы сможете покинуть город с его вечными пробками и отправиться ездить по грунтовой дороге, пролегающей через поля или леса. Именно благодаря своеобразному приключенческому настрою, велокросс стал очень популярным!

Что особенного в циклокроссовой модели

Основные особенности циклокроссовых велосипедов:

  • Дополнительные тормозные ручки.
  • Укороченная верхняя труба рамы.
  • Небольшие передние звезды.
  • Большой зазор между рамой и колесами.

Одной из интересных особенностей можно считать дополнительные тормозные ручки, которые устанавливают на верхнюю часть руля для удобства управления на технически сложных участках трассы. Также к индивидуальным особенностям циклокроссовой модели относится укороченная верхняя труба рамы, благодаря чему велосипед становится более управляемый.

В отличие от шоссейного велосипеда, где используются более длинные рамы для достижения лучшего аэродинамического эффекта. В циклокроссе аэродинамика практически не важна, а на первый план выходит управляемость велосипедом.

Кареточный узел находится выше, чем у шоссейной модели, что обеспечивает лучшую проходимость через препятствия. В циклокроссовых велосипедах используют две передних звезды: большую на 48 зубьев, а маленькую на 34, в отличие от шоссейных 53 и 39, соответственно. Также в велосипедах увеличен зазор между рамой (вилкой) и колесами, чтобы там не скапливалась грязь и ее можно было легко убрать.

Felt

Эти немецкие велосипеды давно мне приглянулись, есть в них что-то надежное и выверенное

Кстати, обратите внимание — только Felt официально публикует вес своих велосипедов, молодцы!. Истинно шоссейную серию (ТТ, аэро и шоссе) в линейке представляют Aero TTR, AR FRD и FR1. Истинно шоссейную серию (ТТ, аэро и шоссе) в линейке представляют Aero TTR, AR FRD и FR1

Истинно шоссейную серию (ТТ, аэро и шоссе) в линейке представляют Aero TTR, AR FRD и FR1.

А вот эндуранс серия сравнительно новая, и ее представитель VR2 выглядит очень многообещающе. Надеемся, что выпадет шанс испытать его в боевых условиях.

Одного из грейвл серии мне довелось попробовать в деле, потрясающий универсал! А к нам в таблицу попал V55.

Циклокроссы от Felt украинским любителям тоже хорошо знакомы, как и Giant, давно на рынке. F1x Di2

Ну а трекового красавца TK1 я просто не смог обойти стороной. Вы только посмотрите на этот профиль и изгибы. Поэзия…

Надеюсь, вы хорошо поняли разницу между типами road bikes и при первом взгляде на незнакомый велосипед точно поймете, что перед вами. И напоследок, вот небольшая подборка видео, которая поможет окончательно расставить все точки в вопросах классификации дорожных велосипедов.

Универсальность

Популярность велокросса растет и вместе с ней появляется все больше велосипедов, предназначенных не только для езды по болотистой местности. Дисковые тормоза, крепления для багажников и брызговиков, пространство для более толстых шин, пониженные передачи, долговечность и прочность — все это делает гоночные велосипеды пригодными для повседневного использования и зимней езды. Производители всерьез занялись созданием универсальных велосипедов, которые стирают границы между гоночными, шоссейными и туристическими моделями.

Пониженные передачи не будут мешать, если вы не планируете ездить очень быстро, а большие габариты обеспечивают лучшую стабильность на дороге. Выбор покрышек огромен. Можно поставить большие шипованные шины, которые будут амортизировать лучше, чем гладкие 23-миллиметровые покрышки. Кроме того, они более устойчивы к проколам.

Примером гибрида шоссейного и велокроссового велосипеда является выпущенная компанией Giant модель Anyroad. Этот велосипед имеет достаточно места для 33-миллиметровых шин, а алюминиевая рама сделана из толстых трубок и имеет характерный скос, обеспечивающий отличный просвет между колесами. Создатели говорят, что эта модель прекрасно подходит для езды в грязи и по бездорожью.

Компания Specialized тоже выпустила подобный гибрид под названием AWOL, который включает стальную раму и вилку, позаимствованные у туристического велосипеда, а также некоторые элементы гоночного байка. Эта модель оснащена креплениями для багажника и брызговиков, но в целом, вышел очень удобный велосипед с прекрасной геометрией.

Рецепт идеального велосипеда

Инженеры и конструкторы велосипедной индустрии не сидят сложа руки. Постоянно появляются новые модели, прочные и легкие рамы, улучшаются аэродинамические свойства и т.д. В результате получаются те категории велосипедов, которые соответствуют требованиям покупателей в большей степени.

Тем не менее, найдутся велосипедные гурманы, которых не устраивает шоссейник, им не очень нравится гравийник и чуть-чуть не дотягивает до совершенства циклокросс. Так каким же должен быть идеальный велосипед? Изучив отзывы спортсменов и велолюбителей, мы пришли к следующему выводу:

Разумеется, производители стараются усовершенствовать каждую модель, чтобы удовлетворить запросы покупателей.

Заключение

На первый взгляд велокросс может показаться весьма странным видом спорта. Участники соревнуются в преодолении препятствий, покрываются слоем грязи, проезжают по болотам и пескам, а иногда и начинают тащить свой велосипед на плече. Но несмотря на столь сложный маршрут, велосипедисты приобретают массу приятных впечатлений.

Участие в велокроссе – это самый лучший способ проверить свои возможности владения велосипедом. Чтобы подготовиться к соревнованиям, спортсмены тратят много сил и времени на тренировки, в ходе которых прокачивают определенные навыки и умения.

Спортивная дисциплина с каждым годом набирает обороты и вовлекает все большее количество участников. Самое главное в велокроссе – это самостоятельно преодолеть препятствия, а также получить море позитивных эмоций от нестандартной езды на велосипеде.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий