Что такое катамаран?
Катамаран — это яхта, которая состоит из двух корпусов, соединённых между собой в надводной части. В переводе с тамильского языка (на нем разговаривает большая часть населения Индийского субконтинента) означает «связанные бревна». Такая форма судна пользовалась популярностью еще во II веке до н. э. Катамараны бывают моторные и парусные, а также могут относиться к спортивным — для участия в скоростных регатах, и круизным — для отдыха. Дополнительно в парусных катамаранах устанавливают маломощные двигатели, они рассчитаны только на маневры и небольшие скорости.
Основные отличия катамарана от парусной яхты.
Катамараны устойчивее однокорпусников, и их крен редко превышает 5 градусов. Это огромный плюс, особенно для людей, страдающих морской болезнью. Поскольку катамаран не так восприимчив к волнениям на воде, как однокорпусное судно, на ходу гораздо проще ходить по палубе и внутри катамарана. Для любителей крена в 25 градусов стоит отдать предпочтения парусной яхте. Современные катамараны практически невозможно перевернуть — даже если одна часть корпуса повреждена, вы сможете продолжить идти по маршруту и успешно добраться до ближайшей марины или бухты для ремонта. Также катамараны чрезвычайно маневренны: наличие двух двигателей позволяет развернуть лодку на 360 градусов практически на одном месте.
Также к основным отличиям катамарана от яхты необходимо отнести вместительность и полезную площадь. Благодаря двухкорпусной конструкции он, более вместительный по сравнению с яхтой такой же длины. В вашем распоряжении несколько уборных, просторные каюты, палуба с грилем, камбуз с газовой плитой и многое другое. Все в катамаране создано для вашего комфортного отдыха. Также есть возможность установить сетку-гамак между корпусами над водой в носовой части катамарана и наслаждаться отдыхом, принимать солнечные ванны или лежать на нем ночью и смотреть на звездное небо в обнимку со своей второй половинкой.
Моторные катамараны могут развивать скорость до 30 узлов (55 км/час), что позволяет быстро перемещаться между точками на маршруте. Минусом такого передвижения будет только сумма за потраченное топливо, которое мощные двигатели не жалеют. Парусные катамараны разгоняются до 10−15 узлов в зависимости от погодных условий. Двухкорпусному паруснику проще развить скорость, так как у него меньше площади соприкасается с водой, а из-за небольшой осадки судна на катамаране можно подходить очень близко к берегу в уютных и уединенных бухтах.
Преимущество парусной яхты над катамараном.
Но у парусной яхты тоже есть свои преимущества. Маневренность парусной яхты во время ветра намного лучше катамарана. Если вы путешествуете в маловетреную погоду на катамаране, вам придется включать двигатели, а парусной однокорпусной лодке достаточно легкого ветра, чтобы начать движение.
Также в преимущество можно отнести и стоимость аренды парусной яхты: недельный чартер на паруснике стоит дешевле, чем на катамаране схожей длины, и цены на швартовку значительно ниже.
На парусной яхте можно участвовать как в скоростных регатах, так и спокойно путешествовать с детьми и изучать прибрежные воды и подводный мир.
Парусные однокорпусники менее шумны на волнах: они рассекают воду и удары волн не так слышны.
Следует отметить, что обучение яхтингу, в большинстве случаев, проходит именно на парусных однокорпусных яхтах, так как на них лучше чувствуется яхта, ветер и само управление.
Интересные места для рафтинга
- Янцзы (Китай). Одна из самых глубоких и первых по протяженности рек Евразии. Подходит для семейного рафтинга.
- Колорадо (США). Бурная река с множеством порогов и каньонов с живописной растительностью и богатым животным миром.
- Замбези (Зимбабве). Не уступает в красоте Колорадо, также богата порогами и водопадами. И крокодилами. Так что нужно быть начеку. Длительность сплава от одного до семи дней. Участки местами опасные, поэтому без инструкторов и помощников не обойтись.
- Влатва, Лабе, Отава (Чехия). Подходит для отдыха с семьей. Можно совместить спорт с прогулками и экскурсиями: все водные пути идут через достопримечательности.
- Купа и Цетина (Хорватия). Самые популярные. На протяжении сплава созданы искусственные водопады, путь протяженностью 120 км проходит через Национальный парк Рисняк, будут встречаться как пороги, так и спокойные участки реки.Внизу течения более живописно, есть пляж, можно порыбачить, домики для отдыха со всем необходимым всегда готовы для приема рафтеров. Далее, следуя по Цетине, взгляду открываются каньоны и пещеры.
- Тара (Черногория). Четыре маршрута разные по длине и сложности прохождения и лежат через заповедные места. Предлагаются индивидуальные туры. Вода Тары чистая и ее можно пить. На берегах кемпинги, отели, кафе, прокат оборудования. Сплавляться лучше с июня по сентябрь.
- Катунь (Алтай). Для опытных рафтеров. Спортсмены оттачивают мастерство, любители получат дозу адреналина, для этого есть все условия.И, конечно, девственная природа Алтая, кристальный воздух и вода дополнят отдых.
- Мзымта (Краснодарский край). Начало реки подойдет для новичков, а вот середина и конец с водопадом Ах-Цу —для спортсменов. Не зря на Мзымте проходят состязания по рафтингу. Весной река полноводна и неспокойна из-за таяния снегов в горах, поэтому новичкам лучше не искушать судьбу. Также нужно учитывать, что Мзымта прохладна даже летом и прогревается только до 19 градусов Цельсия.
- Кутсайоки (Карелия). Популярна среди смелых. Только нескольким людям удалось пройти «Маманю» — 20-метровый водопад. Нужен пропуск, так как река находится на территории заказника.
- Кёпрючай и Даламан (Турция). Рафинг, как отдых довольно развит. Вблизи курортов, легкие маршруты, спокойные участки (возможны сплавы с детьми). Аниматоры развлекают туристов, рассказывают про достопримечательности, путешествие дополняется прыжками с тарзанкой, нырянием и купанием.
- Пханг-Нга (Таиланд). Рафтинг-туры проходят недалеко от острова Пхукет. Трасса короткая: 5-7 км. Очаровательные пейзажи обеспечены. Тур включает в себя посещения храма, сафари-парка, фруктовой плантации с дегустацией.
Настоящий турист всегда найдет путешествие по душе
Почему бы не рафтинг? Сплав по живописной реке с верными друзьями и дружной командой запомнится надолго! И чтобы отдых приносил радость, важно придерживаться правил и техники безопасности
Категории сложности рек
Желающим купить надувной катамаран для интересного времяпровождения, важно учитывать степень подготовки путешественников и желаемую проходимость препятствий. Существует 6 к
с., присваиваемые рекам:
Существует 6 к. с., присваиваемые рекам:
– 1 к. с. (например, р. Нерль). Подходит для отдыха. Помех мало или они просты в прохождении. Опасны только отмели, на которых могут встретиться выступающие камни. Вероятность выпасть из лодки минимальна. Подходит для людей без опыта путешествий на надувном катамаране.
– 2 к. с. (р. Мста, Шуя). Возможно прохождение для любителей. Попадаются преграды, позволяющие отточить умения и подготовиться к более экстремальным целям.
– 3 к. с. (р. Пистайоки, Тумча). Считаются труднопроходимыми. Начинающие допускаются, но после нескольких легких маршрутов.
– 4 к. с. (р. Катунь). Сложность выше, быстрое и мощное течение, серьезные помехи в виде камней и прочего. Не для неподготовленных в силу трудности преград. Необходимы навыки маневрирования.
– 5 к. с. (р. Чегем). Располагающиеся по течению пороги и барьеры требуют обязательной предварительной проверки, очень опасны. Только для опытных спортсменов.
– 6 к. с. (реки Норвегии, Грузии и Кавказа во время подъема воды). Крайне высокая опасность! Для профессиональных спортсменов с отличными навыками и большим опытом пользования резиновым катамараном, байдаркой, каяком и т д. Многие объекты шестой к. с. остаются непокоренными в силу невозможности преодоления.
Часто к. с. присваивается не только реке, но и отдельным ее участкам. Описание будет выглядеть, например, так: 3 к. с. с элементами 5 к. с. Согласно уровню сложности и нужно решать какой купить катамаран для сплава.
1. Для желающих насладиться окружающим пейзажами, отличным выбором станет путешествие по озеру на парусном судне. Оно просто в управлении и на рынке по продаже катамаранов немало моделей на любой вкус. В зависимости от выбранной модификации вмещают как одного, так и целую семью.
2. Любителям охоты, рыбалки и речных сплавов не труднее 1 к. с. подойдут плёсовые и экспедиционные модификации. Выдерживают до 1000 кг. К их достоинствам относятся легкость перевозки, монтажа и эксплуатации. Распространены четырехместные, но бывают и более вместительные. Для компании отличным решением будет катамаран на 6 мест.
3. Искателям острых ощущений и готовым бросить вызов стихии – экстремальные маршруты на специализированных туристических и спортивных образцах. Чем сложнее проходить барьеры, тем вероятнее предпочтение отдается спортивной вариации. К ним предъявляется множество критериев оценки, обоснованных опасностью области их применения. Это касается нюансов устройства сидений и конструкции в целом. Чаще всего они рассчитаны на двух или четырех пользователей.
Стоимость
При одинаковой длине, стоимость постройки катамарана будет выше постройки однокорпусника, так как у катамарана два корпуса. Но при этом катамаран дает больше пространства. Поэтому сравнение однокорпусников и катамаранов нужно проводить не впрямую по длине, а следующим образом: катамаран длиной 10 метров по площади эквивалентен лодке, длиной в 12 метров, 12-ти метровый катамаран – лодке в 15 метров и т.д. Таким образом, если при покупке лодки вы учитываете площадь палуб и внутреннего пространства, катамаран обойдется дешевле своего однокорпусного собрата с такой же длиной.
Установка еще одного двигателя также повышает цену, но в наши дни все моторные катера и яхты длиной более 12 метров практически всегда тоже имеют два двигателя
Что нужно уметь?
Особых навыков для занятий рафтингом не нужно, даже умение плавать не обязательно (на вас непременно будет одет спасательный жилет). Достаточно быть в хорошей физической форме (ведь во время гребли сжигается около 300 калорий в час) и понять одну из трёх техник гребли (с которыми ознакомит инструктор перед сплавом). Рафтинг, в первую очередь, является командным видом спорта, где каждый участник выполняет определённые функции, а командой руководит опытный инструктор, который не только обучает технике гребли и технике безопасности, но и присутствует во время сплава в каждом рафте и помогает своей команде преодолевать препятствия на водном пути, давая соответствующие указания. Однако не думайте, что на рафте могут самостоятельно сплавляться неопытные новички. Такое занятие можно считать безопасным и увлекательным только при соблюдении необходимых норм безопасности, наличия опытного гида-сопровождающего, который знает русло реки, как свои пять пальцев. Первый сплав можно проходить только с опытным инструктором, который подскажет, как вписываться в препятствия и реагировать на экстремальные ситуации. А главный секрет интересного и безопасного экстремального досуга — это профессиональная организация.
Опытный инструктор — залог безопасности во время сплава
Катамаран для сплавов «Берег» К6
Предлагаем Вашему вниманию Катамаран «Берег» К6 , предназначенный для водных прогулок и путешествий по рекам не выше 1-й к. с.
Вмещает 6 – 9 человек, с учетом грузоподъемности до 900 кг. Удобно транспортируется благодаря 4 боковым ручкам (по 2 на одну сторону) для перемещения по суше и переносных сумок в комплекте.
Изготавливаются из армированного лодочного ПВХ 950 г/м² с повышенной прочностью, водоупорностью и износостойкостью. Выдерживает серьезные нагрузки, не требует частых ремонтов, а срок его службы продлится дольше.
Удобство сборки и эксплуатации обеспечивается специфическим строением баллонов – благодаря производству из высокопрочной ткани, не требуется второй слой. Нет необходимости дополнительно накачивать чехол, что ускоряет и упрощает процесс. Баллон делится на 2 камеры, каждая из которых оснащена клапаном для надува. При повреждении одной, вторая останется на плаву, что повышает безопасность изделия. Для прочности и защиты от повреждений на дно крепится днищевой привал из ПВХ.
Для палубы используется ПВХ 650 г/м². Рама состоит из 14 трубчатых звеньев, производящихся из алюминия Д16Т1 (труба 40х2 мм). Он легкий, помогает избежать излишнего утяжеления. Способен выдерживать значительные нагрузки
Не подвержен коррозии, что важно при постоянном контакте с водой
Основательное скрепление частей каркаса обеспечивает создание соединительных элементов из твердого непластичного материала. В К6 в качестве соединений выступают болты из нержавеющей стали, обладающей высокими показателями твердости.
К товару прилагается паспорт с гарантийным талоном.
Гарантия составляет 2 года!
Использование в производстве катамарана высококачественных материалов, соответствующих требованиям безопасности и обеспечивающих долговечность изделия и покупка непосредственно с завода позволяет достичь баланса цены и качества.
Купить Катамаран «Берег» К6 можно на сайте компании. Покупайте продукцию проверенного производителя!
Спасибо, что дочитали статью!
Подписывайтесь на ПФ “Берег” чтобы не пропустить новые публикации!
Особенности движения по воде
Два гидродинамических баллона катамаранов – единственная часть конструкции, которая находится в воде. Днище и транец всегда приподняты над поверхностью, даже при максимальной нагрузке. За счет этого обеспечивается легкое скольжение по поверхности практически без сопротивления воды. В килевых же лодках все основные части находятся в воде, поэтому площадь соприкосновения таких моделей больше, а значит больше и сила сопротивления при движении.
Во время движения катамаранов BOATHOUSE передняя поверхность баллонов «разрезает» поверхность водоемов и постепенно выходит из нее на противоположном конце. С увеличением скорости движения увеличивается сила, выталкивающая конструкцию на поверхность. Поэтому в катамаранах нет «переходных режимов» и они уверенно двигаются при любой скорости. Благодаря плавному увеличению диаметра баллонов (переходная длина достигает полутора метров) они оказывают минимальное сопротивление воде. Поэтому скоростные качества у этого плавательного средства отличные: для движения со средней скоростью 25 км/ч хватит скромного мотора в 6 л.с. Даже для исполинских, по размерам, моделей достаточно мотора 15 л.с. Использовать двигатели большой мощности нецелесообразно, ведь при увеличении скорости катамаран начинает глиссировать по поверхности воды. Поэтому для этих моделей оптимальными являются средние скорости движения и экономичные двигатели небольшой мощности.
Килевая лодка во время хода на небольших скоростях отталкивает перед собой соприкасающуюся часть воды. С увеличением скорости до 8 км/ч сопротивление поверхности водоема так высоко, что нос лодки поднимается вверх, уступая ее натиску. При еще большем увеличении скорости мощный мотор выталкивает модель на поверхность водоема, и лодка идет в режиме глиссирования. Только так она сможет преодолеть большое сопротивление воды и скользить по ее поверхности. Но для этого нужны мощные двигатели с приличным потреблением топлива. Каждый член экипажа «отнимает» свою часть мощности двигателя и в итоге ее величины может не хватить для выхода в режим скольжения по воде.
Проанализировав особенности движения двух типов надувных лодок, можно подытожить их достоинства и недостатки. Преимущества катамаранов BOATHOUSE:
- Минимальное сопротивление воде, а значит легкий ход даже огромных по размерам моделей с помощью обычных весел, паруса, на маломощном двигателе.
- Длина катамарана никак не отражается на его ходовых характеристиках.
- Дополнительный пассажир снижает скорость движения модели всего лишь до 2 км/ч.
- Отличные показатели безопасности при движении на любой скорости.
- Экономия при покупке двигателя малой мощности.
- Низкое потребление горючего, катамараны в несколько раз экономичнее килевых моделей.
Однако у катамаранов есть и свои недостатки: низкая допустимая скорость на двигателях высокой мощности и большое количество брызг на высоких скоростях движения. Хорошей скоростью на моторах высокой мощности обладают килевые лодки. На этом исчерпывается список их преимуществ. Недостатками же таких моделей является:
- Низкая скорость движения при помощи весел или на двигателях низкой мощности.
- Начиная от скорости в 10 км/ч и до входа килевой лодки в режим глиссирования – управлять ею неудобно и опасно. При движении боком к волне плавательное средство может перевернуться.
- Высокое сопротивление воде объясняет ограничение всех моделей по размерам и максимальному количеству человек на борту.
- Опасность движения на поворотах особенно при набирании скорости и выходу в режим скольжения по воде.
- Невозможно движение с большой скоростью на мелководье. В таком случае корма лодки сильно опускается вниз, тогда как нос модели «задирается».
- Конструкция всех килевых лодок требует наличия мощных двигателей, цена которых в некоторых случаях превышает затраты средств на саму модель.
- Высокий расход горючего и низкая экономичность.
Спортивно-туристические катамараны
Как и следует из названия, такие каты предназначены для занятий водным туризмом с элементами экстрима. А поскольку судно становится не только транспортом, но и спортивным снарядом, к нему предъявляется множество требований, касающихся буквально всего.
В экстремальном водном туризме имеет значение ткань, из которого сшиты надувные баллоны, их объём, форма, тип рамы, посадка спортсменов и многое другое. Причём мнения водников могут отличаться, так что некоторые характеристики конструкций катамаранов становятся причиной ожесточенных споров.
Особенности
Эти катамараны чаще всего бывают двух- или четырёхместными, поскольку увеличение численности экипажа сказывается на габаритах сплавсредства. Громоздкое судно более устойчивое, но менее маневренное, а жертвовать этим качеством желающих мало.
Большой выбор. Моделей походных катамаранов существует множество. Это затрудняет выбор, но увеличивает шансы приобрести достойное судно.
Форма поплавка. По сравнению с плёсовыми у походных катов изменилась форма поплавка: это уже не «сигара», а так называемый «верблюд». Утолщённые нос и корма вмещают дополнительный запас воздуха, создают своего рода отсек для размещения багажа на баллоне, а также немного защищают гребца от ударов воды.
Палуба. Во время сплава по бурным рекам стелить палубы на судне строго запрещено – пространство между баллонами всегда должно оставаться свободным. Даже запасные вёсла для катамарана крепятся рядом с гондолами, а не по центру рамы. Это нужно для того, чтобы при оверкиле участники экипажа, оказавшиеся под катом, могли беспрепятственно всплыть.
Посадка гребцов. Все суда отличаются продуманной конструкцией сидений, так как при экстремальном сплаве вода перестаёт быть мягкой. Удары катамарана о валы или камни бывают очень сильными, поэтому посадка должна быть такой, при которой катамаранщик надёжно удерживается на месте, но при необходимости может быстро его покинуть.
По этой причине надувные сидушки обычно делаются не съёмными, а вшитыми. По бокам они дополняются лямками (коленными упорами), которые накидываются на колени и затягиваются, фиксируя спортсмена и позволяя ему совершать любые гребки, не боясь выпасть. Эта посадка считается самой популярной, но иногда на реках можно встретить и так называемые «пулемёты», то есть сиденья на треноге, похожей на пулемётную сошку. Они тоже имеют упоры, но не получили распространения из-за более сложного устройства.
Кто производит
Катамараны в СПб шьёт фирма «Тритон», в Москве – «Рафтмастер». Не менее известны новосибирский «Кулик», уфимская «Урал-Экспедиция», пермский «Аква-Спорт», казанская судоверфь «Корвет». Зарубежных производителей мало и почти все они из стран бывшего Советского Союза. Наиболее прославленной является фирма Александра Новикова – белорусские катамараны «Белрафт» уже много лет в топе лучших судов для экстремальных водных походов и соревнований на бурной воде.
У каждой из перечисленных фирм имеется целый ассортимент удачных моделей, и он периодически пополняется новыми разработками. Положительный пример вдохновляет производителей снаряжения в других городах, так что выбор у современных водников уже очень богатый.
Цена зависит от производителя, конструктивных особенностей, использованных материалов и прочих факторов, и начинается с 45 тысяч рублей за новую заводскую «двойку», 70 – за «четвёрку».
Как выбрать
Выбор походного ката – целая наука. При этом знания непременно должны подкрепляться практикой, так как судно, идеально подходящее одному воднику, может категорически не нравиться другому.
Свои требования предъявляют и реки. Для полнорасходных с мощными бочками подойдут более тоннажные суда, а на слаломных маршрутах отлично себя показывают маневренные, лёгкие и скоростные катамараны.
В связи с этим опытные команды нередко имеют несколько плавсредств с разными характеристиками, что позволяет им подготовиться к походу любой сложности.
Где сплавляться
Где угодно, от простых равнинных рек до маршрутов высшей категории сложности. В данной ситуации выбор маршрута для сплава определяется не столько возможностями катамаранов, сколько мастерством экипажей.
Экономичность
Мало кто из владельцев маломерных судов станет возражать против повышенной экономичности лодки. Тесты и испытания показывают, что разница в экономичности катамаранов и однокорпусников глиссирующего типа очень мала. Катамарану нужно чуть больше мощности, чтобы выйти на глиссер, но после этого он расходует несколько меньше топлива, нежели однокорпусник.
Совсем другое дело – катамараны с водоизмещающим типом корпуса. В зависимости от размера корпусов катамараны часто способны развивать скорости превышающие 20 узлов. Это одна из причин распространенности больших катамаранных паромов по всему миру, так как экономичность всегда будет решающим критерием ведения бизнеса для любой компании.
Виды лодок ПВХ
Гребные
Это небольшие по длине судна, рассчитанные на одного-двух человек. Их используют рыболовы для заплыва на середину озера или движения по спокойной реке.
Перемещение осуществляется исключительно веслами, поэтому зона применения имеет ограничения по дистанции. Но на ней можно спуститься и с горной реки, при условии, что там нет крутых и острых порогов (спортивный туризм).
Достоинства:
- доступная стоимость;
- небольшой вес;
- весла в комплекте;
- можно транспортировать в сумке-чехле руками;
- быстро накачивается насосом.
Недостатки:
- малая грузоподъемность;
- может опрокинуться на высоких волнах;
- некуда крепить мотор;
- много моделей без киля.
Моторные
Бывают различных размеров, в которые помещаются от двух до восьми человек. Хвосты баллонов на корме выступают далеко за днище, что дает высокую плавучесть и правильное положение корпуса при максимальных оборотах двигателя.
Мотор крепится на стандартное место-транец. Лодки применяют для морских прогулок, троллинга, водных аттракционов,
Достоинства:
- быстрое передвижение по воде;
- более прочные конструкции по жесткости;
- независимые воздушные отсеки;
- твердый пол;
- имеется киль;
- большой выбор силовых агрегатов по мощности.
Недостатки:
- дорогие;
- много весят;
- длительная сборка всех частей перед использованием.
Моторно-гребные с навесным транцем
Такие лодки отличаются более тупыми формами корпуса, что не позволяет развить большую скорость, но передвижение возможно как весельным способом, там и от лопастей мотора.
Последний крепится на жесткую панель в задней части, но при желании может быть отсоединен и использоваться без силового агрегата. Этот вид имеет широкое применение на рыбалке, охоте или водных прогулках.
Достоинства:
- различные размеры длины;
- достаточная плавучесть;
- оснащаются средними по мощности моторами;
- можно использовать и без двигателя;
- компактные размеры при транспортировке;
- плотная ткань ПВХ.
Недостатки:
- полезное багажное место зависит от диаметра баллонов;
- не пригодны для взаимодействия с мощными моторами.
О дополнительном оборудовании и аксессуарах
Катамаран выбран, как правильно укомплектовать его дополнительным оборудованием и аксессуарами
Межпалубный трамплин
Зачем нужен трамплин? Крепится на раму в пространство между гондолами, на него удобно укладывать вещи, они меньше мокнут.
Есть очень важное ограничение по использованию трамплинов! При прохождении порогов, в которых есть риск оверкиля, трамплин необходимо снимать и размещать груз на гондолах. При оверкиле у членов экипажа, должна быть возможность вылезти из воды на катамаран, обычно это делают через раму, между двух гондол
Наплывы
Транец под мотор
На любой катамаран можно установить мотор и транец под него
Парусное вооружение
Байдарка была первой
Первым плавсредством, созданным непосредственно для водных походов, стала спортивная байдарка. До нее ходить на сложной воде было просто не на чем, а сплавы на самодельных плотах считались уделом рыбаков и отчаянных энтузиастов, мальчишеской забавой.
Одна из первых спортивных байдарок
Идею конструкции позаимствовали у народов севера, модернизировали с учётом потребностей туристов, и с 60-х годов XX века последние принялись активно осваивать байдарочные сплавы.
Каркасное судно открыло невероятные возможности перед советскими туристами-водниками, на просторах Советского Союза кроме спокойных лесных речушек имелись и весьма сложные горные, представлявшие немалый спортивный интерес.
1974 год, самодеятельные туристы-водники
Плесовые и экспедиционные катамараны
Их предпочитают поклонники приключений, но не экстремальных. Это суда для рыбаков, любителей купания на середине озера или реки, долгих сплавов по рекам разной сложности. Экспедиционные плавсредства отличает простота и надежность конструкции. Чтобы в дорогу можно было взять не только багаж, но и пассажиров, предусмотрена укрепленная палуба. Суда этой категории рассчитаны на пассажиров, но рассчитывать допустимое количество человек лучше не по числу мест, а по грузоподъемности.
Наибольшим спросом пользуются устройства на четырех гребцов. Они позволяют при необходимости посадить на весла и шестерых. Это суда для речного сплава, но они не рассчитаны на сложность маршрута выше «тройки».
Туристические катамараны
Каты для водного туризма с элементами экстрима. Подобрать такое судно сложнее, чем кат для неспешных сплавов большой компанией и рыбалки, потому что это не только средство передвижения, но и спортивный снаряд. Значение имеет ткань надувных баллонов, их форма, посадка туристов и множество других факторов. Поскольку количество гребцов влияет на габариты судна, обычно оно рассчитано на 2-4 людей. В продаже можно найти и большие суда, но они проигрывают в маневренности и скорости. Внешне каты для туризма легко узнать по форме баллона: нос утолщен.
Во время сплавов по горным рекам настил палубы запрещен, потому этот тип судов нередко обходится вообще без палубы. Катамаран нужно подыскивать с учетом реки: если она горная и извилистая, вам необходим легкий и маневренный вариант.
Спортивные катамараны
Это спортивные снаряды для гонок на прохождение экстремальных трасс. Их главное отличие – увеличенная маневренность и легкость. Катамаран облегчают настолько, насколько это возможно, грузового отсека не предусмотрено. Грузоподъемность спортивных судов небольшая, зато они позволяют экстремалам проходить сложные трассы. Для длительных путешествий этот тип транспорта не подходит. Новичкам сложно самостоятельно подобрать оптимальное изделие, поэтому лучше консультироваться с более опытными спортсменами.
Грузоподъемность и вместимость пассажиров
Из-за особенностей строения и высокого сопротивления воды килевые лодки имеют ограничение на максимальные размеры и грузоподъемность: наибольшие модели имеют всего 4,5 м длины и выдерживают максимум 800 кг веса. Для движения такой конструкции требуется двигатель мощностью 25-40 л.с. На борт такой лодки можно взять максимум 6-8 человек экипажа, да и те будут сидеть «один на одном». Ни о каком комфорте, а тем более удобном размещении снаряжения не может быть и речи. Мощные двигатели имеют соответствующую стоимость: моторы японского производства обойдутся не дешевле 4000$.
Примерная длина катамарана – 5-6 метров, для его движения в 20 км/ч хватит маломощного двигателя в 6 л.с. Чтобы обеспечить максимальную скорость при максимальном грузе – можно поставить двигатель мощностью в 15 л.с. Восьмиметровый катамаран Fisher с легкостью вмещает в себя 10 членов экипажа. При этом все пассажиры будут иметь комфортное индивидуальное пространство и комфортабельное кресло со спинкой. Для движения такого исполина со скоростью в 20 км/ч достаточно мотора в 15 л.с.
Эффективность катамаранов подтверждает простой эксперимент: одинакового мотора в 6 л.с. достаточно, чтобы катамаран с 10 людьми на борту обогнал килевую лодку всего лишь с тремя членами экипажа.