Виндсёрфинг: как работает парус?

Подбор Оборудования

Новичок:

параметр

описание

дети

взрослые

Ветер

Слабый

3-5 м/с

4-6м/с

Размер доски

большая

Размер паруса

Маленький-средний

1-2м

3-4м

Шверт

да

да

Гладкая поверхность доски

Нет

нет

трапеция

необязательно

необязательно

Инструктор

обязательно

обязательно

Уровень катания – средний:

параметр

описание

взрослые

Ветер

умеренный

6-8м/с

Размер доски

Большая

от 120 до 160 литров

Размер паруса

средний

3-4м

Шверт

необязательно

Гладкая поверхность доски

Не рекомендовано

трапеция

В зависимости от навыков

Инструктор

необязательно

Уровень катания – продвинутый:

параметр

описание

взрослые

Ветер

умеренный

5-15м/с

Размер доски

Маленькая-большая в зависимости от стиля и ветра

от 130 до 230 литров

Размер паруса

Маленький-большой в зависимости от стиля и ветра

3-6м

Шверт

необязательно

Гладкая поверхность доски

Не рекомендовано

трапеция

да

Инструктор

необязательно

При ветре свыше 25м/с кататься становится крайне опасным.

История и занимательные факты

Ни кто не знает когда точно появились первые парусные доски, но точно известно, что они появились задолго до возникновения самого понятия «виндсерфинг». Основателем данного движение можно назвать жителей Полинезии, которые использовали их в качестве транспортного средства. Но в привычном для современного человека вида и назначении, доска с парусом стала использоваться лишь во второй половине XX века.

Питер Чилверс является создателем прототипа современной доски, который еще в возрасте 12 лет соорудил нечто подобное. В 1970 году классическая доска с привычным треугольным парусом была запатентована калифорнийцами Джимом Дрейком и Хойлом Швайцером. Управляемые ветром доски были названы «виндсерферами». Именно так стали называть и вид спорта, становящийся все более популярным.

Данный вид спорта стал популярным и в СССР в 80 годах, после того как на территории Беларуси (Заславльское водохранилище) прошли первые соревнования. А уже в 1988 году спортсмены из СССЗ заняли призовые места на Олимпийских играх в Сеуле.

Максимальная зафиксированная скорость виндсерфера достигнутая виндсерфингом 50 узлов (примерно 93км/ч).

Современные виды досок для виндсерфинга:

  • «Олимпийский класс» — модель доски, принятая олимпийским комитетом для участия в олимпийских играх. Сейчас это RS:X — универсальная доска со швертом и максимальным количеством настроек.
  • Доски для начинающих.  Это доски большого объема – 170 – 230 литров, длинной 270 – 300 см. У них так же присутствует большой плавник – шверт
  • Фри-райдные доски для свободного катания. Самый популярный вид досок. В принципе на этих досках можно проходить обучение, они хорошо выходят на глиссирование и маневренны. Обычно объемом от 120 литров до 170 литров.
  • Слаломные, рейсовые, гоночные – доски для гонок при сильном ветре. Облегченные доски, маленького объема, форма которых сконструирована специально для достижения максимальной скорости и быстроты поворота.
  • Доски для фристайла – это доски для исполнения трюков. Прыжки, повороты паруса, вращение паруса, обороты. Обычно исполняются на гладкой воде, но есть и вейв фристайл.
  • Доски для вейва – доски для катания по волне. Причем волны могут достигать в высоту как двух, так и 20 метров. Доски имеют маленький размер и объем (65 — 90 литров), рассчитаны на сильный ветер и маленькие паруса. При слабом ветре и большом парусе доска просто утонет под человеком. Приспособлены для выполнения прыжков и поворотов на волне.
  • Формульные доски – широкая гоночная доска (около 1 метра шириной), под большие паруса – не менее 9 м. Обычно 12 м. Большое преимущество при катании в слабый ветер. С большим парусом может выйти на глиссирование при 3-4 м/с.
  • Детские — доски для детей. Обычно продаются в сборе с маленьким, легким парусом, мачтой и гиком (рангоутом). Доски легкие стабильные, а вся верхушка быстро собирается имеет минимум настроек. 

Приступим к сборке доски.

Крепим плавник винтами к доске в прорезь, находящуюся на днище доски со стороны кормы:

Прикручиваем шарнир в прорезь, находящуюся посредине доски со стороны палубы, при этом обращаем внимание на положение штифта на шайбе — он должен попасть в прорезь:

При наличии шверта (швертовая доска) вставляем шверт в прорезь, находящуюся со стороны палубы между шарниром и плавником:

При необходимости — только в случае если Ваш уровень катания уже выше среднего — прикручиваем петли для ног, которые нужны для катания в глиссирующем режиме при сильном ветре:

Непосредственно на воде соединяем парус и доску в одну конструкцию, для чего вставляем палец шарнира в стакан, находящийся в нижней части удлинителя:

Учебник (самоучитель) по виндсерфингу Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова)

Видео-уроки по виндсерфингу, снятые у нас в клубе, хорошо иллюстрируют этот учебник!

Старт на виндсерфинге при помощи стартшкота

Как забраться?

Забираться на доску нужно всегда со стороны, противоположной той, с которой лежит парус, иначе вас может зажать между парусом и доской, брошенной случайной волной.

   1. Подплываете к доске

   2. Кладете руки на палубу

   3. Поднимаетесь силой рук вверх, помогая интенсивной работой ног, заканчивая прыжком на колени

   4. Ловите старт-шкот

   5. Держась за старт-шкот, встаете на ноги.

Стоим на доске.

   Забравшись на доску, вам нужно сразу же занять устойчивое положение, предполагающее последующий подъем паруса

    * ноги на ширине плеч, степс точно между ног – это очень важно, если вы сделаете не так, то при подъеме паруса доску будет закручивать, причем вы даже не сможете понять почему

    * передняя часть стопы на осевой линии доски, ни в коем случае не заступайте за осевую линию на сторону паруса, это может привести к падению верхом на мачту

    * держитесь за старт-шкот

  Обратите внимание на то, что про положение доски относительно ветра мы пока ничего не говорили.   Ориентируем доску для подъема паруса в базовое положение

  Безопасно поднять парус можно только при положении доски, перпендикулярном к направлению ветра, парус при этом должен находиться со стороны борта, противоположного тому, в который дует ветер (на подветренной стороне). Учитывая, что на воде исходное положение может быть каким угодно, нам придется пользоваться некоторыми приемами для разворота доски и паруса в нужное положение. 

   Вращение доски относительно паруса (не поднимая оного).

  Стоя на доске, вы можете вращать доску относительно паруса, в определенных пределах, конечно. Для этого нужно натягивая старт-шкот перенести вес на ту ногу, которую мы хотим, вместе с доской провернуть к парусу. Этот прием используется в основном для поддержания перпендикулярности паруса (мачты) и доски перед и в процессе подъема паруса. 

Подготовка к подъему паруса.

Итак, забравшись на доску, произвольно лежащую не воде, вы:

    * вышеописанным приемом добиваетесь перпендикулярности доски и паруса

    * затем, натягивая старт-шкот, слегка отрываем парус от воды

    * поддерживая перпендикулярность доски и паруса, ждете пока ветер не развернет всю систему из вас, доски и паруса в базовое положение.

Если вы все сделали правильно, через некоторое время доска сама займет положение перпендикулярное ветру, парус, следовательно, будет ориентирован по ветру.

        Все, вы в базовом положении.
Поднимаем парус.

Если вы готовы поднять парус, то надо это сделать! 🙂

  Тяните за старт-шкот вверх, выпрямляя ноги, используя прямую спину и вес тела. Не тяните на себя и вниз – вы пытаетесь согнуть, сжать мачту – не выйдет, мачта штука крепкая.

   Следует быть готовым к тому, что как только парус оторвется от воды его сопротивление резко уменьшиться – есть опасность упасть назад.

  Как только парус оторвался, дальнейший подъем осуществляется только силой рук, перебирая по старт-шкоту. Как только добрались до передней оковки гика, переходите в положение дрейф.

Мировые соревнования

Главными мировыми гоночными соревнованиями по виндсерфингу являются:

  • Летние Олимпийские игры, в программу которых виндсерфинг включен с 1984 года. На Олимпиаде все спортсмены используют одинаковые комплекты снаряжения, утвержденные комитетом.
  • Формула виндсерфинга, которая впервые была проведена в 1998 году. В настоящее время Формула является самой большой международной гонкой на виндсерфах, не считая Олимпийские игры. В соревнованиях используется оборудование, которое должно соответствовать определенным требованиям.

Помимо этих соревнований в мире проводится множество кубков и чемпионатов по виндсерфингу как в гоночных, так и во фристайл дисциплинах.

Разновидности

Сейчас техники катания на доске с парусом прикрывают внимание спортсменов из различных стран. Ежегодно число людей, желающих освоить виндсерфинг все больше

Популярность этого направления обусловлена разнообразием видов спорта:

  1. Любительский — идеально подходит для новичков и людей, которые рассматривают данный вид спорта как хобби. Кататься можно по морю, озеру, водохранилищу. Это приносит в жизнь новые впечатления и эмоции. Занятия виндсерфингом предполагают усиленную нагрузку, поэтому его можно рекомендовать людям, ведущим активный образ жизни.
  2. Профессиональный — включает в себя несколько основных направлений, которыми можно заниматься. Скоростная гонка характеризуется как соревнование на время при высокой скорости ветра и движения доски. Freestyle — это катание с элементами акробатики и трюков. Wave — выполнение сложных маневров на большой волне. Также суперкросс — соревнования на время с прохождением препятствий, требуется выполнение прыжков.
  3. Зимний — подразумевает катание с парусом по заснеженной или ледяной глади. Занятия проходят на сноуборде или доске для лыж/коньков. Парус же используется от водного виндсерфинга. Данный вид спорта самый опасный, поэтому требует полного обмундирования (локти, колени, спина, голова).

Не сложно освоить принцип катания на доске с парусом при желании. Виндсерфинг, в зависимости от направления, имеет свои нюансы.

Часто задаваемые вопросы

Когда началась история сёрфинга?

В Полинезии, около четырёхсотого века нашей эры. А первая доска из стекловолокна появилась в 1946 году.

Что такое SUP в виндсёрфинге?

Попросту — сёрфинг с веслом. Доски для SUP-виндсёрфинга предполагают именно такую разновидность спорта. Популярны надувные SUP-доски, они имеют множество достоинств и тоже реально, хотя по-другому, сделать самостоятельно. Но это не тема настоящей статьи.

Выше дан совет купить б/у доску. Не сломается на другой день?

Нет, это предубеждение. Тем более для таких вещей, как доски для виндсёрфинга — это всё-таки не электротехника, и даже в б/у варианте гораздо чаще будут служить ещё очень долго.

Несколько рекомендаций по сборке паруса

Опытные виндсерферы собирают комплект для катания на траве, избегая попадания песка на спортивное снаряжение. Считается, что песок попадает в детали мачты и расшатывает их путем мелкого трения. Вторым правилом по эксплуатации паруса является его защита от прямых лучей солнца. Не оставляйте крыло “выгорать” на открытом солнцепеке, постарайтесь спрятать его в тень. Сборка паруса проходит строго по инструкции: на развернутом полотне соединяются две части мачты, которая затем устанавливается в мачт-карман. Парус натягивается, после чего устанавливается гик и настраивается крыло на сильный или слабый ветер.

Советы по выбору

Оборудование для виндсерфинга стоит недешево. Поэтому стоит продумать заранее некоторые из факторов, влияющие на выбор:

  • внимательно ознакомиться с природными условиями места катания под парусом — ветровыми возможностями, погодой;
  • точно знать, какой это будет вид водоема — река, море, озеро;
  • критически оценить собственные навыки и физические возможности;
  • определить результат, которого хотелось бы достичь — просто научиться кататься, участвовать в соревнованиях, овладеть каким-либо стилем или трюками;
  • оценить финансовые возможности, определиться, необходим ли новый комплект или стоит поискать хорошего качества уже бывший в употреблении.

Новичкам целесообразно приобрести доску большого размера, устойчивую при отрабатывании начальных элементов катания. Оптимальный ее объем зависит от веса пользователя. Обычно к нему нужно добавить 100 (при большом весе — 110–120). Так, при массе 60 кг объем доски составит 160 л, при 100 кг — 220 л.

Оптимальная площадь для первого паруса 7–7,5 м2 (у опытных райдеров есть несколько вариантов разного размера)

При его выборе важно учесть следующее:

  • пленка должна быть целой и даже без потертостей, которые грозят быстрым разрывом;
  • люверсы (отверстия для веревок) — усиленные капроновым ремнем, плотно пришитым к парусу, а сами — плотно прилегающие к нему;
  • латы — целые, без изгибов, заломов, устройство для их набивания должно быть исправным;
  • топ паруса — из однородной ткани, изготовленный заводским способом и без потертостей.

Неправильно подобранное снаряжение причинит множество неудобств. Поэтому стоит обратиться за помощью в выборе к знающим серферам или тренерам, которые будут помогать в обучении. Если грамотно подойти к этому вопросу, водные прогулки будут приносить только удовольствие и море позитива.

Часть 6. Основы водного старта. Добавляем тягу в парусе.

Задача 6. Теперь, когда руки держат гик, пора включать тягу в парусе. При выходе из воды обеспечение тяги в парусе означает просто, какая площадь паруса будет доступна ветру. Давайте взглянем на парус с точки зрения ветра и посмотрим, что видит ветер. В нейтрали парус полностью растравлен над водой, поэтому ветер видит очень мало паруса, и ему практически нечего поднимать. По мере выхода из воды Мак показывает ветру все больше паруса, и к тому времени, когда Мак оказывается на доске, ветер видит уже всю поверхность паруса.

Для увеличения тяги ты делаешь две основные вещи :

  1. наклон мачты на ветер, что позволяет парусу подняться над доской;
  2. закрывание паруса задней рукой, одновременно выпрямляя переднюю мачтовую руку.

Сначала посмотрим, как направить мачту на ветер и дать парусу подняться. Посмотри на эту демонстрацию.  Если мачта направлена вниз по ветру, только верхняя поверхность паруса подставлена ветру, и он прижимает парус к воде. С приведением мачты до прямого угла к ветру парус принимает нейтральное положение,  он не падает и не поднимается. Парус должен просто висеть над головой, как в нейтральном положении. По мере приведения мачты все больше на ветер, парус начинает постепенно подниматься, тяга достигает большой силы, когда кончик мачты смотрит точно против ветра. Если мачта начнет уваливаться по ветру в другую сторону тяга становится не контролируемой, так как ты попадаешь в зону перебора. Старайся всегда стартовать, находясь позади доски, нацеливая мачту слегка против ветра, постепенно направляя её все больше на ветер к моменту подъема на доску.

Для того чтобы направить мачту на ветер, тебе нужно качнуть тело вперед вдоль борта доски. Когда ты сзади доски, грудь смотрит вперед, по мере движения вперед поворачивайся так, чтобы плечи встали параллельно ходу доски, такое вращение тела поможет увеличить тягу.  При повороте мачты на ветер ты почувствуешь, что парус начинает поднимать, по мере прироста тяги дай гику подняться высоко над головой, выпрямляя руки.

Предупреждение! Поворачивая мачту на ветер, не удерживай парус низко, так как доска быстро увалится по ветру, и верхушка оказывается в зоне перебора. Как только ветер начинает поднимать парус, дай верхушке подняться над головой и подставляй ветру все большую площадь паруса.

Посмотрим, как ты закрываешь парус задней рукой. Так же, как и стоя на доске, ты прикрываешь парус задней рукой, выпрямляя переднюю, и парус прибавляет тяги. Разница при выходе из воды, это то, что ты находишься низко к воде, а не высоко на доске. При прикрывании паруса не забудь одновременно поднимать гик. Твоя задняя рука поднимается вверх и оказывается над головой

Я называю это “Прикрывание сверху”.  При этом очень важно одновременно выпрямлять переднюю руку вперед. Чем выше подняты руки, тем больше паруса открывается для ветра, а это значит мощная тяга

Опускание шкотового угла низко к воде в момент прироста тяги вызовет быстрое приведение доски и потерю тяги. При оверштаге, ты намеренно опускаешь шкотовый угол, чтобы привести доску, то же самое происходит при выходе из воды. При опускании мачты передней рукой ниже шкотового угла ветер давит сверху на парус и опускает его тебе на голову. Во время прироста тяги доска не должна заметно менять направление, она может увалиться немного при приросте тяги. Попробуй такое упражнение: из нейтрального положения с телом позади доски начни поворачивать мачту на ветер и выпрямляй руки. Ты должен ощутить прирост тяги, и доска пойдет вперед. Если тяги слишком много, приоткрой парус  и сдвинься к корме.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий